Заря. 1969 г. (с. Красное)
З А Р Я 13 марта 1969 г. Л'Ь 33 [39611 В Е Л И К И И П Е Р Е Л О М Глава 6 Гм < 8 2 1 - » НОВЫЕ О Т НОШЕ НИ Я Закончилась гражданская вои на. Если раньше главной задачей молодой Советской республики считалось разбить внутреннего и внешнего врага, то в двадцать первом году появилась новая опасность — экономическая раз руха. Заводам и фабрикам не хватало сырья, чтобы обеспечи вать страну хотя бы минимумом товаров; Рабочие голодали, а кре стьяне не могли дать необходи мого количества продовольствия — двадцатый год был неуро жайным. Оценивая экономическое по ложение России в начале 1921 года, Владимир Ильич Ленин в отчете о политической деятель ности ЦК РКП(б) на X съезде РКП(б| говорит: «Показать все преимущества крупного произ водства на практике мы не мо гли, ибо это крупное производ ство разрушено... В условиях кризиса и падежа скота крестья нин должен оказывать кредит Советской власти во имя круп ной промышленности, от кото рой он пока ничего не получает». Далее В. И. Ленин разрабатыва ет теоретические и практические положения о замене продраз верстки продналогом. Он обра щается к съезду: «Я приглашаю вас иметь в ви ду основное: что разработка в деталях и толкованиях, эта рабо та нескольких месяцев. А сейчас нам надо иметь в виду основ ное: нам нужно, чтобы о приня том вечером же было оповеще но по радио во все концы мира, что съезд правительственной партии в основном заменяет разверстку налогом, давая этим целый ряд стимулов мелкому земледельцу расширять хозяйст во, увеличивать засев, что съезд, вступая на этот путь, исправляет систему отношений между про летариатом и крестьянством и выражает уверенность, что этим путем будет достигнуто прочное отношение между пролетариа том и крестьянством». Чем была вызвана такая эко номическая реформа! Дело в том, что она оказалась слишком тяжелой для крестьян, а неуро жай усилил эту тяжесть. Размер налога вдвое меньше разверст- И д е й н о е н а с л е д и е В . И. Л ени н а б о г а т с т в о к а ж д о г о из н а с ИДЕАЛИЗМА ки, к тому же он известен на перед. Значит у крестьянина ста ло больше заинтересованности расширять посевы и увеличивать урожайность, укреплять хозяйст во. Но было опасение, что кре стьяне не поймут цель новой политики в сельском хозяйстве. Так на самом деле и получи лось. Когда сняли урожай, мно гие хозяйства не выполнили на лога. Конечно, беднякам еще простительно. Но продналогу оказали сопротивление наиболее зажиточные хозяйства. Они соби рали урожай и прятали зерно, а потом возмущенно кричали: — Последнее забираете! Особенно сопротивление ока зывали ищеинские кулаки. Они при любом случае сопротивлялись Советской власти и надеялись на ее свержение. Так, еще в де вятнадцатом году, когда через село проходили банды Мамон това, известный кулак П. А. Гриднев добровольно вступил в ее ряды и бросил клич: — Идем великую Россию за щищать, мужики! Но мужики — подкулачники оказались осторожнее. Совет ская власть вела с ними ожесто ченную борьбу и в трудный двадцать первый год. Осенью отказался платить продовольст венный налог и прикинулся «ни щим» церковный староста А. О. Гриднев. Все знали, что он дол гие годы обирал односельчан. Тогда волисполкомовцам при шлось применить силу. У кулака в тайных закромах нашлось мно го зерна и скота. Так и при шлось уплатить налог. Противодействие со стороны кулаков наблюдалось не только в селе Ищеино. Много подобных случаев было в Красном и окрест ных деревнях. И тем не менее подводы с хлебом шли на желез нодорожную станцию. В авангар де борьбы за хлеб были комму нисты, комсомольцы, советские активисты. Они понимали всю сложность экономического за труднения России. При уплате продналога не обходилось и без трагических случаев. Один из первых крас- нинских комсомольцев Дмитрий Макарович Коротеев вспоминает о том времени так: — Мы, ребята, помогали ра зоблачать кулаков. За это они мстили нам. Как-то пришли в один дом искать хлеб. Хозяин отказался платить налог. Тогда мы открыли погреб. Первым опустился туда я. Не успел я ступить на землю, как мимо го ловы просвистел топор. Его бро сил разъяренный хозяин. В по гребе оказался хлеб. Хлеб мы изъяли, а хозяина забрала мили ция. Так, в трудных условиях осу ществлялась экономическая по литика в трудный для Советской власти 21 год, когда единствен ным кредитором большой про мышленности могло быть сель ское хозяйство. Из сел и дере вень шли эшелоны с хлебом, а из городов — промышленные товары. Так налаживались отно шения между пролетариатом и крестьянством, о чем говорил на X съезде РКП16) В. И. Ленин. 1Лура Клыкова ро.цилаеь в селе Нзмалково Липецкой об- • 1 асти. Село, хотя оно и райопньий центр, в смысле учебных заведении конечно не сравнить с 1 'ородом, после окончания школы учиться было негде. Решение пришло сразу, как только увидела объявление о приеме в Вологодскую спецшко лу мастеров маслоделия. После окончания этой школы ее направили на Краснинский маслозавод помощником мастера. На первых цорах были, конечно, и трудности, и неудачи. Ведь одно дело — учиться, другое — делать самой, испы тать на практике. Секреты мастерства просто в руки не да ются. Но удача сопутствует настойчивым. Девятый год работает Александра Ивановна на этом за воде. Сейчас она старший мастер. Теперь уже есть и знания, и опыт. Но Алексан.дра Ивановна продолжает повышать свое мастерство — она студентка третьего 1 'уреа Гурьевско го технологического техникума. А нынешний год стал для А.чексаидры Ивановны особенно знаменательным — ее приняли в члены КПСС. На снимке; старший мастер А. И. Клыкова в одном из цехов маслозавода. Фото Д. ФЕДОТОВА. Московская область. На 67 ки- •ю.метре Горьковского шоссе в по селке Буньково Нгинского района открылась постоянная выставка строительных материалов, изде лий, конструкций и деталей, ко торые выпускают предприятия .Московской области. Выставка подводит итог их многолетней работы и ставит но вые задачи . —1— Почему В. И. Ленин, прежде чем критиковать философию Эрнста Маха, австрийского фи лософа и физика конца XIX и начала XX века (Мах ум ер в 1916 году), взялся за английских философов XV III века Беркли и Юма. Дело в том, что русские махисты называли учение Маха и Авенариуса (Авенариус — не мец кий философ XIX века. Он ум ер в 1896 году) новейшими выводами из современно го ес тествознания, новейшей филосо фией, вершиной философской мысли. В. И. Ленин показывает, что в учении Маха и Авенариуса нет ничего принципиально нового. Оно имеет своим источником учение философов XV III века — Беркли и Юма. Книга В. И. Ле нина «Материализм и эмпирио критицизм» начинается неболь шой главой; «Вместо введения. Как не которые «марксисты» о п ровергали материализм в 1908 году и не которые идеалисты в 1710 году». В ней показывается, ка к Беркли опровергал материа лизм за 200 лет до махистов. В. И. Ленин делает это для то го, чтобы показать, что совре менный идеализм есть повторе ние идеализма XV III века. По Беркли, вещь — это ком п лекс наших ощущений, комбина ция наших ощущений, что вещи не существуют вне ощущения. Существование вещей якобы есть их восприятие. Если вещь не воспринимается, она не суще ствует. В. И. Ленин показывает оши бочность этого положения Берк ли и дает свое знаменитое опре деление ощущения. Ощущение есть копия, фотография, отобра жение предмета. Ощущения по хожи на предмет. Если бы ощущения не были похожи на предмет, мы не могли бы тру диться, создавать машины, поз навать законы природы , даже Не могли бы перейти из одной комнаты в дру гую . Дальше Беркли говорит, что вещь есть комбинация ощ ущ е ний, посылаемых нам бо гом . Не вещи вызывают в нас ощ ущ е ния, а сам господь бо г посылает нам ощущения. В. И. Ленин замечает, что здесь Беркли переходит с пози ции субъективного идеализма на позиции объективно го идеализма. Утверждая, что вещи — это ощущения человека, субъекта, Беркли является субъективнь]м идеалистом. Утверждая, что ощущения посылаются человеку богом , ко торы й существует объ ективно, т. е. вне человека, не зависимо от человека, Беркли вь]ступает ка к объективный идеа лист. Вот такая поповская идеа листическая философия легла в основу махизма. Д р у го й учитель махистов Да вид Ю м был также идеалистом, но несколько д ру го го толка, чем Беркли. Ю м — агностик. А гно с тицизм — это учение, которое отрицает возможность познания мира. Ю м говорит, что нам ни когда не дано узнать, что явля ется истинной причиной ощ ущ е ния. Мы ничего не знаем, кром е ощущений, и кр ом е ощущений никогда ничего не узнаем . Это типичный агностицизм . Был аг ности ком и Кант — немецкий философ-идеалист XV III века, в учении ко торо го были некото рые элементы материализма. Кант утверждал , что вещи вне нас существуют. Это положение Канта материалистическое. Но он утверждал , ка к и Юм , что вещи познать нельзя, что явля ется положением идеалистичес ким . На снимке: образец жилого до- -ма для сельской местности. Типо вой двухэтажный дом на две семьи. Каждая квартира состоит из гостиной, детской, кухни, спальни, имеет балкон. Для стро ительства применяются блоки, облицовочные плиты, отделанные К1)ошкой, и другие унифициро ванные детали. Фото в. Кунова. Фотохроника ТАСС — 4 — Вот кто были учителями Маха и Авенариуса; поп Беркли — субъективный идеалист, агностик Ю м и агностик Кант. В своей кни ге «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленин подробно останавливается на крити ке философии Маха и Аве нариуса. Основателем термина «эмпириокритицизм» является Авенариус. В переводе на р ус ский язык эм пириокритицизм о з начает — критика опыта. Идеа листы под опытом понимают на ши ощущения. Не признавая объективного источника ощ уще ний, термином «Опыт» они ис ключают познание материи. Аве нариус считал основной задачей философии — исследование ощущений, а Мах — анализ ощущений.- Для них вся филосо фия — это анализ, критика ощущений. Это совершенно ложная поста новка задачи перед философи ей, ибо философия есть наука о наиболее общих законах, принципах развития объективного мира. Предмет философии есть мир, взятый в целом. Таким образом , сам термин «эмпириокритицизм» означает, что философы — эмпирио кри -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz