Заря. 1969 г. (с. Красное)

Заря. 1969 г. (с. Красное)

З А Р Я 13 марта 1969 г. Л'Ь 33 [39611 В Е Л И К И И П Е Р Е Л О М Глава 6 Гм < 8 2 1 - » НОВЫЕ О Т НОШЕ НИ Я Закончилась гражданская вои­ на. Если раньше главной задачей молодой Советской республики считалось разбить внутреннего и внешнего врага, то в двадцать первом году появилась новая опасность — экономическая раз­ руха. Заводам и фабрикам не хватало сырья, чтобы обеспечи­ вать страну хотя бы минимумом товаров; Рабочие голодали, а кре­ стьяне не могли дать необходи­ мого количества продовольствия — двадцатый год был неуро­ жайным. Оценивая экономическое по­ ложение России в начале 1921 года, Владимир Ильич Ленин в отчете о политической деятель­ ности ЦК РКП(б) на X съезде РКП(б| говорит: «Показать все преимущества крупного произ­ водства на практике мы не мо­ гли, ибо это крупное производ­ ство разрушено... В условиях кризиса и падежа скота крестья­ нин должен оказывать кредит Советской власти во имя круп­ ной промышленности, от кото­ рой он пока ничего не получает». Далее В. И. Ленин разрабатыва­ ет теоретические и практические положения о замене продраз­ верстки продналогом. Он обра­ щается к съезду: «Я приглашаю вас иметь в ви­ ду основное: что разработка в деталях и толкованиях, эта рабо­ та нескольких месяцев. А сейчас нам надо иметь в виду основ­ ное: нам нужно, чтобы о приня­ том вечером же было оповеще­ но по радио во все концы мира, что съезд правительственной партии в основном заменяет разверстку налогом, давая этим целый ряд стимулов мелкому земледельцу расширять хозяйст­ во, увеличивать засев, что съезд, вступая на этот путь, исправляет систему отношений между про­ летариатом и крестьянством и выражает уверенность, что этим путем будет достигнуто прочное отношение между пролетариа­ том и крестьянством». Чем была вызвана такая эко­ номическая реформа! Дело в том, что она оказалась слишком тяжелой для крестьян, а неуро­ жай усилил эту тяжесть. Размер налога вдвое меньше разверст- И д е й н о е н а с л е д и е В . И. Л ени н а б о г а т с т в о к а ж д о г о из н а с ИДЕАЛИЗМА ки, к тому же он известен на­ перед. Значит у крестьянина ста­ ло больше заинтересованности расширять посевы и увеличивать урожайность, укреплять хозяйст­ во. Но было опасение, что кре­ стьяне не поймут цель новой политики в сельском хозяйстве. Так на самом деле и получи­ лось. Когда сняли урожай, мно­ гие хозяйства не выполнили на­ лога. Конечно, беднякам еще простительно. Но продналогу оказали сопротивление наиболее зажиточные хозяйства. Они соби­ рали урожай и прятали зерно, а потом возмущенно кричали: — Последнее забираете! Особенно сопротивление ока­ зывали ищеинские кулаки. Они при любом случае сопротивлялись Советской власти и надеялись на ее свержение. Так, еще в де­ вятнадцатом году, когда через село проходили банды Мамон­ това, известный кулак П. А. Гриднев добровольно вступил в ее ряды и бросил клич: — Идем великую Россию за­ щищать, мужики! Но мужики — подкулачники оказались осторожнее. Совет­ ская власть вела с ними ожесто­ ченную борьбу и в трудный двадцать первый год. Осенью отказался платить продовольст­ венный налог и прикинулся «ни­ щим» церковный староста А. О. Гриднев. Все знали, что он дол­ гие годы обирал односельчан. Тогда волисполкомовцам при­ шлось применить силу. У кулака в тайных закромах нашлось мно­ го зерна и скота. Так и при­ шлось уплатить налог. Противодействие со стороны кулаков наблюдалось не только в селе Ищеино. Много подобных случаев было в Красном и окрест­ ных деревнях. И тем не менее подводы с хлебом шли на желез­ нодорожную станцию. В авангар­ де борьбы за хлеб были комму­ нисты, комсомольцы, советские активисты. Они понимали всю сложность экономического за­ труднения России. При уплате продналога не обходилось и без трагических случаев. Один из первых крас- нинских комсомольцев Дмитрий Макарович Коротеев вспоминает о том времени так: — Мы, ребята, помогали ра­ зоблачать кулаков. За это они мстили нам. Как-то пришли в один дом искать хлеб. Хозяин отказался платить налог. Тогда мы открыли погреб. Первым опустился туда я. Не успел я ступить на землю, как мимо го­ ловы просвистел топор. Его бро­ сил разъяренный хозяин. В по­ гребе оказался хлеб. Хлеб мы изъяли, а хозяина забрала мили­ ция. Так, в трудных условиях осу­ ществлялась экономическая по­ литика в трудный для Советской власти 21 год, когда единствен­ ным кредитором большой про­ мышленности могло быть сель­ ское хозяйство. Из сел и дере­ вень шли эшелоны с хлебом, а из городов — промышленные товары. Так налаживались отно­ шения между пролетариатом и крестьянством, о чем говорил на X съезде РКП16) В. И. Ленин. 1Лура Клыкова ро.цилаеь в селе Нзмалково Липецкой об- • 1 асти. Село, хотя оно и райопньий центр, в смысле учебных заведении конечно не сравнить с 1 'ородом, после окончания школы учиться было негде. Решение пришло сразу, как только увидела объявление о приеме в Вологодскую спецшко­ лу мастеров маслоделия. После окончания этой школы ее направили на Краснинский маслозавод помощником мастера. На первых цорах были, конечно, и трудности, и неудачи. Ведь одно дело — учиться, другое — делать самой, испы­ тать на практике. Секреты мастерства просто в руки не да­ ются. Но удача сопутствует настойчивым. Девятый год работает Александра Ивановна на этом за­ воде. Сейчас она старший мастер. Теперь уже есть и знания, и опыт. Но Алексан.дра Ивановна продолжает повышать свое мастерство — она студентка третьего 1 'уреа Гурьевско­ го технологического техникума. А нынешний год стал для А.чексаидры Ивановны особенно знаменательным — ее приняли в члены КПСС. На снимке; старший мастер А. И. Клыкова в одном из цехов маслозавода. Фото Д. ФЕДОТОВА. Московская область. На 67 ки- •ю.метре Горьковского шоссе в по­ селке Буньково Нгинского района открылась постоянная выставка строительных материалов, изде­ лий, конструкций и деталей, ко­ торые выпускают предприятия .Московской области. Выставка подводит итог их многолетней работы и ставит но­ вые задачи . —1— Почему В. И. Ленин, прежде чем критиковать философию Эрнста Маха, австрийского фи­ лософа и физика конца XIX и начала XX века (Мах ум ер в 1916 году), взялся за английских философов XV III века Беркли и Юма. Дело в том, что русские махисты называли учение Маха и Авенариуса (Авенариус — не­ мец кий философ XIX века. Он ум ер в 1896 году) новейшими выводами из современно го ес­ тествознания, новейшей филосо­ фией, вершиной философской мысли. В. И. Ленин показывает, что в учении Маха и Авенариуса нет ничего принципиально нового. Оно имеет своим источником учение философов XV III века — Беркли и Юма. Книга В. И. Ле­ нина «Материализм и эмпирио ­ критицизм» начинается неболь­ шой главой; «Вместо введения. Как не которые «марксисты» о п ­ ровергали материализм в 1908 году и не которые идеалисты в 1710 году». В ней показывается, ка к Беркли опровергал материа­ лизм за 200 лет до махистов. В. И. Ленин делает это для то­ го, чтобы показать, что совре ­ менный идеализм есть повторе ­ ние идеализма XV III века. По Беркли, вещь — это ком п ­ лекс наших ощущений, комбина ­ ция наших ощущений, что вещи не существуют вне ощущения. Существование вещей якобы есть их восприятие. Если вещь не воспринимается, она не суще­ ствует. В. И. Ленин показывает оши­ бочность этого положения Берк­ ли и дает свое знаменитое опре ­ деление ощущения. Ощущение есть копия, фотография, отобра ­ жение предмета. Ощущения по­ хожи на предмет. Если бы ощущения не были похожи на предмет, мы не могли бы тру­ диться, создавать машины, поз ­ навать законы природы , даже Не могли бы перейти из одной комнаты в дру гую . Дальше Беркли говорит, что вещь есть комбинация ощ ущ е ­ ний, посылаемых нам бо гом . Не вещи вызывают в нас ощ ущ е ­ ния, а сам господь бо г посылает нам ощущения. В. И. Ленин замечает, что здесь Беркли переходит с пози ­ ции субъективного идеализма на позиции объективно го идеализма. Утверждая, что вещи — это ощущения человека, субъекта, Беркли является субъективнь]м идеалистом. Утверждая, что ощущения посылаются человеку богом , ко торы й существует объ ­ ективно, т. е. вне человека, не­ зависимо от человека, Беркли вь]ступает ка к объективный идеа­ лист. Вот такая поповская идеа­ листическая философия легла в основу махизма. Д р у го й учитель махистов Да ­ вид Ю м был также идеалистом, но несколько д ру го го толка, чем Беркли. Ю м — агностик. А гно с ­ тицизм — это учение, которое отрицает возможность познания мира. Ю м говорит, что нам ни­ когда не дано узнать, что явля­ ется истинной причиной ощ ущ е ­ ния. Мы ничего не знаем, кром е ощущений, и кр ом е ощущений никогда ничего не узнаем . Это типичный агностицизм . Был аг­ ности ком и Кант — немецкий философ-идеалист XV III века, в учении ко торо го были некото ­ рые элементы материализма. Кант утверждал , что вещи вне нас существуют. Это положение Канта материалистическое. Но он утверждал , ка к и Юм , что вещи познать нельзя, что явля­ ется положением идеалистичес­ ким . На снимке: образец жилого до- -ма для сельской местности. Типо­ вой двухэтажный дом на две семьи. Каждая квартира состоит из гостиной, детской, кухни, спальни, имеет балкон. Для стро­ ительства применяются блоки, облицовочные плиты, отделанные К1)ошкой, и другие унифициро­ ванные детали. Фото в. Кунова. Фотохроника ТАСС — 4 — Вот кто были учителями Маха и Авенариуса; поп Беркли — субъективный идеалист, агностик Ю м и агностик Кант. В своей кни ге «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленин подробно останавливается на крити ке философии Маха и Аве ­ нариуса. Основателем термина «эмпириокритицизм» является Авенариус. В переводе на р ус ­ ский язык эм пириокритицизм о з ­ начает — критика опыта. Идеа­ листы под опытом понимают на­ ши ощущения. Не признавая объективного источника ощ уще ­ ний, термином «Опыт» они ис­ ключают познание материи. Аве­ нариус считал основной задачей философии — исследование ощущений, а Мах — анализ ощущений.- Для них вся филосо­ фия — это анализ, критика ощущений. Это совершенно ложная поста­ новка задачи перед философи­ ей, ибо философия есть наука о наиболее общих законах, принципах развития объективного мира. Предмет философии есть мир, взятый в целом. Таким образом , сам термин «эмпириокритицизм» означает, что философы — эмпирио кри -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz