Заря коммунизма. 1963 г. (г. Грязи Липецкой обл.)
■Н ■ ^ ■: Ш я ИВ11 ' ,V’ '■>-, . • (■■ : Рис. К. Антонова. э & & а Когда в колыбели лежа, Видел зарю в окне, На маму она похожей В детстве казалась мне. Но вот я подрос немножко И — новые чудеса: Проплыли мимо окошка Алые паруса. Когда ж я осколком колючим Сраженный лежал на спине, Заря, пробившись сквозь тучи, Пожаром представилась мне. А в старости, видно, тоже, Как в детстве, заря в окне С ласковой матерью схожей Очень покажется мне. Л. СОЛОВЬЕВ. ст. Добринка. Б АБ Ь Я ВЕРА • ДВДОГЬЯ Петровна или | -^просто тетя Дуня —вы сокая, чуть сутуловатая жен- [ Щина. Лицо у нее широкоску лое, в глубоких морщинах. У ;глаз морщинки гуще. Когда те- !тя Дуня улыбается, морщинки разглаживаются и кажется она ' моложе и добрее. И только две глубокие бороздки в уголках розовых, не по-женски пухлых губ, становятся резче. Вероятно, ■ от этого улыбка у нее всегда с ;грустинкой. Вот уже лет пять Iкак встречаюсь я каждый раз ;с тетей Дуней, когда проездом !в родное село останавливаюсь 1з маленькой гостинице на стан ции Рокша. Какую должность 'Занимает тетя Дуня в гости нице, трудно сказать. Она и 'администратор, и дежурная, и | сторож, и истопник. Целыми Iднями она занята, всегда у нее 'дело. Большие ее руки с си ними ручейками вен, с твер дыми бугорками жестких мо золей не знают устали. И толь- ' ко вечером, когда сидит она 'на скамейке перед горящей ючкой, руки лежат спокойно за коленях по-мужски расстав- тснных ног. Неугомонные кор милицы руки отдыхают, но ес ли присмотреться пристальней, заметишь, как вздрагивают они, не привыкшие к безделью и покою. В тот холодный и вьюжный январский вечер я допоздна засиделся в своем номере. Ве тер швырял в маленькие заин девелые окна пригоршни снега, тускло горела подслеповатая электрическая лампочка да со станционных путей доносились грустные вскрики маневрового паровоза — «кукушки». Поче му-то сделалось грустно, захо телось услышать добрую че ловеческую речь, поделиться с гобеседником свойми мыслями. Я знал в гостинице нет никого, Стжхш О л е г а ХСорэшсешхсовл На стройке Работаю я на стройке, Где в небо нацелены краны. Там, на краю поселка, Весною шумят каштаны. Там грубые парни с виду И озорные девчонки, Но только я им завидую В ловкости и сноровке. А ветер мне сушит губы И чувствую я усталость. Ну что же, что руки грубы. У многих Так жизнь начиналась. И кажутся бревна тяжелыми, И трудным таким задание. Зато я вхожу с новоселами Первым в любое здание. Зимний вечер Свет какой-то синий, синий, Ночь не ночь и день не день... На березках белый иней, Утонул в снегу плетечь. За околицей гармошка Заливается, поет. Серебристая дорожка В степь широкую ведет. Говорят недаром люди: По зиме и лето знай — Чем пушистей иней будет, Тем щедрее урожай, г. Грязи. Р а с с к а з кроме меня и тети Дуни. А о чем можно поговорить с ней, с женщиной, которая всю свою жизнь безвыездно провела на лесной станции Рокша? Она умеет работать, умеет делать людям добро, но не умеет го ворить, всем своим видом как бы заявляя: «Да чю вы со мной в разговоры-то ! Я не ученая, темная, в мыслях своих лени вая. Не мне речи-то разводить» >1 вышел из номера. Темно. И только в углу коридора, где горит печка, шарят по стенам и полу розовые блики огня. 1етя Дуня подвинулась, усту пая мне краешек скамейки. Мне показалось, что она обра довалась моему приходу. — Одиноко вам, — тихо про- юворила она и, помолчав, до бавила: — Плохо то, когда человек одинок. Плохо. Одино кому человеку — что птице без крыльев. — Бы ведь вот тоже одна,— ответил я и вздохнул. — Мне-то что. Я привычная. Да и не одна я. Дети у меня, трое. — Так они же не с вами. — В городе они, это верно. Так ведь я-то дома. Здесь каждый сучок, каждая поло вичка их напоминает. Вот си жу, думаю о них, стало быть, вместе мы... (Зна замолчала. Потрескива ли в печке дрова, шарили по лицу и рукам тети Дуни розо вые блики огня. Что-то боль шое и доброе было в этом мол чании. Я посмотрел на нее. Она улыбалась. Полутьма скра дывала горькие бороздки в уголках губ, и лицо ее показа лось мне молодым и веселым. — Верю я, чго будет все хо рошо. И будем мы все вместе. И ребята мои, и Петр мой то же. А коли верит человек, он одиноким быть не может. — Это о какой вере вы гово рите? — осторожно спросил я. — О людской, о нашей бабь ей вере — А разве есть такая? — Ой, есть! Бабья вера трудная, но верная. В бога я, почитай, вот уже лет сорок не верю. А в нашу, бабью, крепко и завсегда буду верить. Ее слова поразили меня. Бы ло в них что-то сильное, уве ренное, что делает человека выше и чище. Почему-то вспомнилась родная бабушка, умершая в оккупированной де ревне во время войны с голо ду. Она потихоньку, в утайку от взрослых, раздавала скуд ный дневной «харч» внучатам. И никто не знал тогда, почему умирает старушка. А умирала она спокойно, и слова ее были последние: «Верю, родимень кие, изгоним супостата и зажи вем, бх, как заживем — сыто да вольготно». — До войны мы, ох, как во льготно с мужем жили, — я вздрогнул, услышав тихий, чуть с хрипотцой голос тети Дуни. — Детишек двоих нажи ли. А уж опосля, когда ушел Петр на войну, вскорости и третий, Ванятка, родился. Уби валась я но нему, по Петру, значит, ох, как убивалась. Что слез выплакала, — море раз ливанное. Да и как не уби ваться. В нашем роду, считай, пять колен вдовствовало. И бабушка и мать — все роди мых своих за глаза отплакали. Убивалась, а верила, бабьим сердцем верила — дождусь Петра. Не бывать тому, чтоб закрылись глазоньки его вдали ст меня. Снова замолчала тетя Дуня, и снова сухо пощелкивали по ленья д а ' рыдала за стенами горемычная январская за меть. Маленький уголек выка тился из поддувала на черный жестяной лист и засветился теплым живым комочком. — Спервоначалу письма от Петра, почитай, каждый день приходили. А потом, в сорок третьем, •*пришло последнее. С тех пор не было от него ни при вета, ни весточки, как говорит ся, пропал без вести. Ну, это кому как, да только не мне. Вещает мое сердце бабье, что жив он и уж обязательно во ротится. С тех пор и жду его неразлучно. Лишенько прихо дилось. Вестимо, трое на руках. Сватались ко мне хорошие люди. И с достатком, и с лас кою, и с любовью. Да только не могла я против веры своей бабьей пойти, мужняя я жена и дети у нас. Мать ведь я им, а Петр —отец родной, другого и не надо. Детишек я всех в порядке вырастила и до дела хорошего довела. Старшие воп сколько раз к себе на житель ство звали. Да не могу я пока. А вдруг придет Петр, каково ему будет с дороги да опять в путь. Дождуся, а там видно бу дет, и к детишкам тогда мож но — вместе. На жестянку выкатился вто рой уголек. И тот, прежний, уже чуть подернутый «рым пеплом, ожил, загорелся, за алел чистым живым светом. — Кому, может, и чудно по кажется. Дескать, сдурела ба ба. Так это пустой разговор. Бабья вера — дело великое. И помни мое слово, мил человек, вернется Петр, непременно вер нется! Снова воцарилась тишина. Мне хотелось сказать что-то теплое, ободряющее и дорогое этой спокойной трудолюбивой женщине. Но я не находил слов, таких слов, которые смог, ли бы встать в полный рост с ее великой любовью, именуе мой бабьей верой. Я осторож но взял ее тяжелую, беспокой ную руку в жестких бугор ках мозолей и тихо пожал ее. — Верю я тебе, тетя Дуня'! Вернется он, обязательно вер нется! Нет, я не лгал, я верил, что он жив н, быть может, идет где-нибудь по чужестранным землям русский солдат Петр. Он не может умереть: ведь его так любят и ждут на родной русской земле. Ю. СБИТНЕВ. Оренбургская область. Комсомол ка Нина Кротова — страстный про пагандист книги. Работает она в биб лиотеке колхоза имени Пушкина Ташлинского района, в которой бо лее 500 постоянных читателей. По любили молодого библиотекаря кол хозники за знание своего дела. По инициативе Н. Кротовой в библиоте ке интересно проходят тематические вечера, читательские конференции, беседы и лекции. На снимке: Нина Кротова помогает выбирать книгу нормировщику кол хозной мастерской комсомольцу Ни колаю .Паршину. Фотохроника ТАСС. Прочитайте эту книгу «Партизанские рейды» —так называется новая книга писателя-партизана Героя Со ветского Союза П. П. Вершигоры. Написа на она им совместно с бывшим партизаном, ныне преподавателем Новозыбковского пе дагогического института В А. Зеболовым. «Партизанские рейды» — научный труд», подготовленный Институтом истории Мол давской Академии наук. Анализируя мето дику партизанской борьбы, П. П. Вершиго- ра и В. А. Зеболов создали летопись дей ствий крупных рейдовых отрядов — одной из наиболее эффективных форм сопротив ления в тылу врага. Книга снабжена кар тами, сводной схемой маршрутов основных рейдов украинских партизан по тылам про тивника. Редактор А. ЗЕЛЕПУКИН Добриискому райпромкомбинату ТРЕБУЮТСЯ: механики, электрослесари, электрр. сварщики, прессовщики, кочегары; для швейной мастерской — мастера- швейники, ученики и разнорабочие. Обращаться а дирекцию райпром- комбината. КИНО СЕГОДНЯ ГРЯЗИ. «Родина». Ки нофильм—Азбука стра ха. ТЕЛЕВИДЕНИЕ 13 января. 12.00—Вам, малыши. Мультфиль м ы «Спортландия», «Петя- петушок». 12.30 — Для школьников. Художест венный фильм «Военная тайна». 16.30 — «Музы кальный киоск». 16.55 Спортивная переда ч а. 19.10 — К 100-летию со дня рождения К. С. Ста ниславского. Русск а я классическая и советская драматургия на экране. «На дне» Спектакль МХАТ имени Горького, 21.45 — «Танцуйте с на ми». Голощапов Иван Данилович, проживаю щий в г. Грязи, ул. Шевченко, д. № 33, возбуждает дело о разводе с Голощаповой Агриппиной Михайловной, проживающей в г. Грязи, ул. Шевченко, д. № 27-а. Дело подлежит рассмотрению в нарсуде г. Грязи. Занина Раиса Михайловна, проживаю щая на ст. Казинка, ул. Советская, д. № 191, возбуждает дело о разводе с Замм- ным Владимиром Александровичем, прожи вающим в с. В. Турово Нижне-Девицкого района, Воронежской области. Дело подлежит рассмотрению в нарсуде г. Грязи. «Заря коммунизма» выходнт три раза в неделю: до предам, пятницам ц воскресеньям. Эвква № 132 г. Грязи, типография областного управления культуры Адряс редакции: г. Грязи, Кооперативная, б. Телефоны: редактора — 76, партийного и сельскохозяйственного отделое — 97, отделе писем — 22—92 (черев АТС|. — . ............. Тираж 15100
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz