За победу коммунизма. 1961 г. (г. Задонск)

За победу коммунизма. 1961 г. (г. Задонск)

4 ЗА ПОБЕДУКОММУНИЗМА 5 декабря 1961 г. № 144 (4036) ЧЕЛОВЕК ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА Солнечный летний день. В глубине сада за столом скло­ нились над тетрадями головы ребят. На самодельном столе ручки, карандаши, задачники. Тихо. Лишь не в меру расша­ лившийся ветерок перевернет страницу книги, зашелестит листами тетради... —Валентина Николаевна, я решил. —И я тоже, и я , — звенят, перебивая друг друга, ребячьи голоса. Звенят, вплетаются в в щебет птиц... А потом вновь наступает тишина, в тетради записывается новое условие задачи. Уже отзвенели школьные звонки, опустели классы. Но по-прежнему занимается с ре­ бятами Валентина Николаевна Провоторова. Тем, кто мечта­ ет об институте, нужна серь­ езная подготовка. И двери до­ ма учительницы всегда откры­ ты для учеников. Совсем недавно вышла в свет небольшая книжечка:«Пу- ти повышения эффективности урока». На обложке неболь­ шой портрет Валентины Ни­ колаевны Провоторовой, в предисловии кратко рассказы­ вается о ней, как о маяке пе­ дагогического мастерства. А вот эпиграф: «Всеми возмож­ ными способами нужно воспла­ менить в детях горячее стрем­ ление к знанию и к учению» (Ян Амос Коменский). Пожалуй, этот эпиграф под­ ходит не только к книге,но и ко всей большой и кропотли­ вой работе Валентины Нико­ лаевны, ко всей ее деятельно­ сти и жизни. Жадно рвалась молодежь тридцатых годов к знанию. Юноши и девушки кончали учебные заведения, разъезжа­ лись по всей стране, отдавали ей свои помыслы и дела. Ро­ дина дала им самое замеча­ тельное право — право на об­ разование. После окончания педучили­ ща Валентина Николаевна учительствовала в с. Сцепном, потом в селе Архангельском. ...Церквушка из красного кирпича на пригорке, малень­ кая речка, ивняк по берегам. Пока еще в избах земляные полы, соломенные крыши. Но новая жизнь уже била клю­ чом и в отдаленных деревнях и селах. В Архангельском креп и богател колхоз, первые трак­ торы вышли на поля. А для Валентины Николаев­ ич днем — занятия в классах с любознательной детворой, а по вечерам — в ликбезе. Валентина Николаевна вме­ сте с другими учителями при­ нимала горячее участие в дра­ матическом кружке. Им руко­ водила Мария Ивановна За- нина. Не хватало костюмов, не было подмостков сцены, бы­ ло трудно. Но пьесы ставились, а ар­ тисты играли в здании школы, в просторных избах, а летом на лужайках. Зрителей было много. Чуткая аудитория вме­ сте с героями пьес переживала события и как бы участвова­ ла в действии. Любовь и уважение к моло­ дым учителям были просто безграничными. К ним шли за советами, они были самыми дорогими гостями в любом до­ ме. ...Перед войной Валентина, Николаевна заочно заканчива-[ ет Воронежский институт. Война застает ее в Хлевен- ском районе в селе Верхней Колыбелке. Ушел на фронт муж, ушли из села мужчины. Легли на плечи наших жен­ щин большие дела и тяжелые испытания. Валентина Нико­ лаевна работает не покладая рук. После занятий спешит в сельский Совет, она замести­ тель председателя, дел много. Поздней ночью возвращается в школу на окраину села. Там пусто. Учителя, которые жили в небольшом домике во дво­ ре школы, переехали в село. Совсем рядом лес. Тишина притаилась в школьных клас­ сах... Светлый луч луны про­ резывает темноту, лежит бело­ ватой полоской на полу. Он единственный сосед в эти но­ чи, и так не хочется, чтобы он исчезал из комнаты... Валентина Николаевна не может оставить школу, даже такая мысль ни разу не при­ шла в голову. Здесь оборудо­ вание, которое с такой лю­ бовью приобреталось в мир­ ные дни. Лето 1942 года. Бомбят За- донск. С маленьким сыном возвращается пешком в В. Колыбелку Валентина Ни­ колаевна. Пыльная дорога, пе­ ресохшие от жажды губы, от­ тягивает руки дорогая ноша. Надо спешить, как там в шко­ ле? А в ней уже госпиталь. Фронт в пяти километрах.Сва­ лены во дворе школьные пар­ ты. Вместо веселого, разного­ лосого ребячьего шума стоны раненых. Их подвозят в нало­ женных наспех бинтах с вы­ ступившими пятнами крови. Война... Постояла, посмотрела на до­ рогие, близкие сердцу места. Попрощалась с ними, унесла в памяти. И снова работа, без отдыха, без устали в Задонской сред­ ней школе. Уроки математики, заведование учебной частью, сборы денег на танковую ко­ лонну. Уроки проходили напряжен­ но. Бывало так, что на тетра­ ди из газетных листов капали слезинки рано увидивших го­ ре ребят. —Что с тобой? И эхом разделенного горя откликается класс, уже не сдерживая рыданий. —Отца убили. Надо как-то утешить, успо­ коить, но как, когда у самой дрожит голос, когда подкаты­ вается к горлу комок горя. Война... В эти годы работает Вален­ тина Николаевна заведующей районо. Нужно было выпол­ нять один из законов нашей Конституции — закон о все­ обуче. Надо было добиться того, ч^обы все школы функ­ ционировали. И Валентина Ни­ колаевна добивается. В 1945 году она получает орден «Знак Почета», в 1947 году — медаль «За трудовое отличие». И вот уже 28 славных тру­ довых лет позади, 20 лет пе­ дагогической работы в школе, 17 лет работы без второгодни­ ков. Годы кропотливых, напря­ женных поисков. Накоплен большой опыт, собраны, скон­ центрированы наблюдения. Внимательно слушали Ва­ лентину Николаевну на засе­ дании ученого совета Акаде­ мии педагогических наук. Се­ довласый академик одобритель­ но покачивает головой. Вален­ тина Николаевна доказывает, убеждает. Опыт ее работы признан, доклад одобрен, вы­ шла в свет ее книга. Можно уместить опыт рабо­ ты В. Н. >Провоторовой в очень краткую формулу:«Жизнь и математика». —Наша задача научить де­ тей видеть математику в про­ изводственных процессах... В жизни, на производстве окон­ чившему школу придется идти от производственного процес­ са к математике, — пишет Ва­ лентина Николаевна в своей книге. Экскурсии, составление за­ дачников самими учениками, замечательный математический кабинет и урок, каждая его минута подчинены одной цели — выработать у учеников ус­ тойчивый интерес к предмету. И это уже есть. Большинство учеников Валентины Никола­ евны после школы идет на ма­ тематические факультеты. На дополнительные занятия ребят не нужно оставлять. Они при­ ходят без напоминаний. С ув­ лечением, плодотворно и твор­ чески занимаются ученики в математическом кружке. И самое главное, что опре­ деляет всю работу Валентины Николаевны — это любовь к детям, к своему предмету. Здесь неизменно творчество, новые пути в замечательной науке—педагогике. О. Соколова. ~ г Население Гвинеи в период французского колониального влады­ чества обиралось французскими и местными купцами. В Республи­ ке Гвинее созданы государственные магазины, в которых продают­ ся товары по справедливым ценам. НА СНИМКЕ: в государственном универсальном магазине в столице страны Конакри. Благородная цель ВАШИНГТОН. (ТАСС). В здешней печати получило ши­ рокий отклик письмо Нины Петровны Хрущевой амери­ канке Д. Вильсон, выступаю­ щей инициатором движения под лозунгом: .Женщины, бо­ ритесь за мир*. От имени участников состоявшейся не­ давно в Вашингтоне демон­ страции женщин — сторонниц мира Д. Вильсон обратилась к Н. П. Хрущевой и супруге президента США Ж. Кеннеди с письмами, в которых гово­ рится: „Ни одна мать не мо­ жет считать свой долг выпол­ ненным, пока она не высказа­ лась за жизнь против смерти, за мир против войны". В ответном письме Н. П. Хрущевой подчеркивается, что борьба за право на жизнь для своих детей близка советским женщинам —миллионы совет­ ских матерей, сестер, вдов по­ теряли на войне своих близ­ ких. Советское правительство предлагает сейчас заключить мирный договор с двумя гер­ манскими государствами. „Мы считаем это важнейшим шагом на пути к прекращению гонки вооружений, к разоружению и Наш Iкалендарь Р а з г р о м н ем ц ев п од М осквой (К 20-й годовщине начала контрнаступления советских войск) Главным событием первого периода Великой Отечествен­ ной войны явилась историче­ ская битва под Москвой. Она приковала к себе внимание всего мира, потому что именно здесь в то время ре­ шалась судьба нашей Родины. В разбойничьем плане „молниеносной войны" гитле­ ровцы первостепенное значе­ ние придавали захвату со­ ветской столицы. В октяб­ ре -ноябре 1941 года отбор- ные~ дивизии врага, воору­ женные всеми видами совре­ менной боевой техники, дваж­ ды предпринимали наступле­ ние на Москву. В час грозной опасности, нависшей над столицей, Ком­ мунистическая партия и ее Центральный Комитет сде­ лали все для того, чтобы от­ разить удар врага и нанести ему решительное поражение. Огромную роль в мобили­ зации народных сил на вели­ кую битву с фашистскими захватчиками сыграла Мо­ сковская партийная организа­ ция, сплотившая и поднявшая миллионы трудящихся Моск­ вы и Московской области на ратные подвиги и самоотвер­ женный труд. На помощь защитникам столицы поднялся весь совет­ ский народ. Со всех концов страны к Москве шли эшело­ ны с войсками, оружием, про­ довольствием. Постоянная забота и все крепнущая поддержка народа воодушевляла воинов Совет­ ской Армии, которые прояви­ ли исключительный героизм, мужество и упорство в борь­ бе с сильным, опытным и ко­ варным врагом. На подступах к столице гитлеровская армия была остановлена. Тем самым был завершен первый, наиболее трудный этап борьбы Совет­ ского Союза с гитлеровской Германией. 6 декабря 1941 года совет­ ские войска перешли в контр­ наступление и начали р а з ­ гром фашистских орд под Москвой. На полях Подмосковья не­ мецко-фашистская армия по­ теряла сотни тысяч убиты­ ми, пленными, тысячи ору­ дий, пулеметов, сотни тан­ ков, самолетов. В ходе контрнаступления под Мо­ сквой Советская Армия осво­ бодила от захватчиков свы­ ше 11 тысяч населенных пунктов, отбросив врага на запад на 100—250 километ­ ров. Это было первое круп­ ное поражение немецко-фа­ шистских войск во второй мировой войне. Исключительно велико во- ние битвы под Москвой. Она свидетельствовала перед всем миром, что рухнул миф „не­ победимости" гитлеровской армии, а план „ молниенос­ ной войны“ против СССР полностью провалился. Победа советских войск под Москвой подняла моральный дух нашей армии, всего со­ ветского народа и народов других стран, боровшихся против фашизма, положила начало разгрому фашистской Германии. Со времени исторической битвы под Москвой прошло 20 лет. Одержав победу в Ве­ ликой Отечественной войне, восстановив народное хозяй­ ство, завершив строительство социализма, советский народ под руководством Коммуни­ стической партии решает грандиозные задачи коммуни­ стического строительства, полный сил и энергии, пре­ творяет в жизнь Программу КПСС, утвержденную XX I / съездом КПСС. Но советские люди не з а ­ бывают уроков Великой Оте­ чественной войны. Борясь за мир, за всеобщее и полное разоружение под строгим международным контролем страна Советов поддержива­ ет высокую боевую готов- миру. И мы были бы очень рады, если бы^ и вы присо­ единились к нам в этом стрем­ лении". „Мы считаем,—говорится в заключение в письме, — что надо добиваться всеобщего и полного разоружения. Добив­ шись этого, мы покончим с атомной опасностью, поккичим с постоянной угрозой миру, и матери смогут спокойно ду­ мать о будущем своих детей. Мы против гонки вооружения, мы за разоружение, мы за мир". В письме Н. П. Хрущевой указывается, что советские женщины рады созданию в США женской организации, выступающей за разоружение и мир. „Это—благородная и подлинно материнская цель". В печати опубликован так­ же ответ Ж. Кеннеди. Автор письма заявляет, что „она со­ гласна, что как женщины мы должны оказать наше огром­ ное влияние в пользу мира во всем мире". „Однако,—утверж­ дает Ж. Кеннеди,—единствен­ ный путь к миру для нас—это мощь, а поэтому поддерживай­ те политику нашего прави­ тельства, которое посвятило себя этой цели". Зам. редактора А. И. МАРКОВ. Вниманию подписчиков! Продолжается подписка на центральные газеты до 15 декабря. «Союзпечать*. Смотрите в кинотеатре ] сегодня \ новый художественный фильм] „Песня зовет“. | Начало в 12-30, 14-15, 16,' 17-45, 19-30, 21-15. * З а в т р а новый художественный фильм I „Альба Регия“. с V енное и политическое значе- ность своих вооруженных сил. Адрес редакции: г. Задонск, ул. Крупской, 40. Телефоны: редактора—1-81, партийного и сельскохозяйственного отделов—65, отв. секретаря и отдела писем—49, типографии—2. Заказ № 1379 г. Задонск, типография областного управления культуры. Тираж 2160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz