За победу коммунизма. 1961 г. (г. Задонск)

За победу коммунизма. 1961 г. (г. Задонск)

4 ЗА ПОБЕДУ КОММУНИЗМА 26 апреля 1961 г. № 50 (3942) Как сдушатЬ /чузЫку? На первый взгляд этот во­ прос может показаться странным. Никакого особого способа слушания музыки не существует. Но это не исклю­ чает того, что музыку надо действительно уметь слу­ шать. Чтобы понять все богат­ ство музыкального произве­ дения, его содержание, надо обладать навыками слуша­ ния музыки и элементарны­ ми знаниями особенностей музыкального искусства. Понимание музыки и на­ слаждение ею доступно, р а ­ зумеется, каждому. Но один человек хорошо запоминает мелодию и даже может по­ вторить ее голосом или по­ добрать на музыкальном ин­ струменте, а другой не об­ ладает такими способностя­ ми. Однако и на него музыка может подействовать: вооду­ шевить, взволновать или ус­ покоить. Что можно сказать о че­ ловеке, который свое знаком­ ство с музыкой ограничивает только популярными песен­ ками? Только то, что он вредит самому себе, обедняет свою духовную жизнь. Существует мнение, будто с музыкой человек встречает­ ся только в минуты отдыха и будто поэтому она игра­ ет в нашей жизни развлека­ тельную роль. Но это невер­ но. Возникнув, как и другие виды искусства, в недрах на­ родной жизни, в далекой древ­ ности, музыка сопровождает человека не только в минуты отдыха и развлечений, но является его спутником бук­ вально всюду и всегда. В истории каждого народа мы найдем сохранившиеся до сегодняшнего дня не только игровые, плясовые, свадебные, шуточные песни, но и трудо­ вые (например, связанные с годовым циклом земледель­ ческих работ). Этим песням свойственно богатое и глубокое содержа­ ние. Они в большинстве слу­ чаев „идут" в миноре и вряд ли такие песни могут иметь развлекательный характер. В статье об украинских песнях Гоголь писал: „В этом отношении песни для Мало­ россии—все: и поэзия, и исто­ рия, и отцовская могила.Кто не проникнул в них глубоко, тот ничего не узнает о про­ шедшем быте этой цветущей части России". *• В песнях каждого народа запечатлены и главные исто­ рические моменты, и непо­ вторимые черты психологии. Например, негритянские пес­ ни помогают понять духов­ ную красоту и силу народа, сумевшего в условиях рабст­ ва сохранить поэтичность мировосприятия и веру в справедливость. Иногда успехом у молоде­ жи пользуются песни уголов­ ного мира. Так. среди первых советских звуковых кинофиль­ мов в начале 30-х годов боль­ шим успехом пользовался фильм „Путевка в жизнь". В нем рассказывалось о труд­ ном и благородном деле пе­ ревоспитания беспризорников в сознательных строителей нового советского общества. По ходу кино на экране воз­ никали эпизоды, рисовавшие жизнь и нравы уголовного мира. Эти эпизоды сопрово­ ждались так называемыми „блатными" песнями. Хоте­ ли того режиссер и компози­ тор или нет, но они на мно­ гие месяцы сделали спутни­ ками молодежи, просмотрев­ шей „Путевку в жизнь", пес­ ни:»Вот умру я, умру я", „Гоп со смыком". К счастью, этот просчет в музыкальном оформ лении фильма преодолевал­ ся общей благородной идеей картины, а главное—самой жизнью советского народа. Вскоре на экранах появи­ лись „Веселые ребята", а з а ­ тем „Цирк," „Волга-Волга" и др. фильмы с музыкой Дуна­ евского. „Марш веселых ре­ бят" из кинофильма „Весе­ лые ребята", как и некото­ рые другие песни Дунаевского, с чрезвычайной яркостью, в увлекательной художествен­ ной форме воплотили чувст­ ва и мысли советского наро­ да. Его жизнерадостные, ув­ лекательные по ритму, свет­ лые и волевые песни и оперет­ ты вытеснили из советского музыкального быта пошлые псевдоцыганские романсы и кабацкие песни, имевшие не­ которое распространение в 20-х годах. В лучших произведениях Дунаевского, Захарова, Со­ ловьева - Седого, Новикова, Александрова и ряда других советских композиторов на­ шли продолжение и развитие многие черты и традиции, идущие от русских народных песен, от песен революцион­ ного подполья и граждан­ ской войны. Многие считают музыку (особенно инструментальную, не связанную с текстом) не­ достаточно понятным искус­ ством. Она на первый взгляд как будто не располагает такими возможностями, как. например, литература. Если мы рассматриваем литера­ турное произведение, то мы можем определить эпоху, в которой оно возникло. Ра­ зобравшись в идее, можем составить представление о мировоззрении писателя. А музыка? Обладает ли музыка конкретностью? Ко­ нечно, да. Даже неискушен­ ный в музыке человек легко отличит русскую песню от негритянской или испанской. В огромной сокровищнице русских народных песен слу­ шатель ясно ощущает те или иные признаки, отлича­ ющие песни северные от волж­ ских, песни донских каза ­ ков от песен восточных. Литература и живопись обладают исторической и национальной определенно­ стью, а также вещественной, предметной конкретностью. Это значит, что не только действия, совершаемые чело­ веком, но и окружающие его предметы и вещи, а также явления природы могут быть в литературе описаны, а в живописи показаны с пре­ дельной ясностью. Поэтому связь этих искусств с жизнью не требует особых доказа­ тельств. Музыка же не имеет ве­ щественной конкретности. Это вызывает у многих представление о музыке как о „зашифрованном“ искусст­ ве, которое якобы по самой своей пр-роде неопределенно, даже абстрактно. Действи­ тельно, в музыке труднее, чем в литературе и живо­ писи, проследить взаимосвязь между тем или иным произ­ ведением и жизнью. - Но эта связь не только существует, она обязательна для му­ зыки. Выражая по-своему мысли и чувства людей, музыка об­ ладает определенной конкрет­ ностью и не составляет в этом смысле исключения в мире искусств. Разумеется, у каждого искусства есть свои „преиму­ щества". г Живопись обладает недо­ стижимой для других видов искусства наглядностью. Ли­ тература имеет перед всеми другими видами искусства преимущество всеобъемлю­ щего показа любых фактов и явлений жизни. Даже в не­ большом рассказе писатель может дать картину дале­ кого прошлого, а рядом эпи­ зоды сегодняшней жизни, опи­ сать внешность и характеры своих героев, рассказать об их взаимоотношениях, нари­ совать картину природы. Музыка не в состоянии изобразить предмет или со­ бытие так, как это могут литература или живопись. Но от музыки этого не тре­ буется. Представьте, если бы музыка, отражая жизнь своими средствами, не могла ничем дополнить то, что мы узнаем из литературы и жи­ вописи, — она была ■бы че нужна. Музыка существует как особый вид искусства в силу того, что и у нее есть свои преимущества В. Шаколов, руководитель духового оркестра. (Окончание в следующем номере) Литовская ССР. Вопросы повышения устойчивости ор­ ганизма животного против заразных заболеваний ре­ шает созданный па базе совхоза «Кайшядорис» Ли­ товский научно-исследова­ тельский институт ветери­ нарии. Сотрудники лабора­ тории иммунологии под ру­ ководством кандидата вете­ ринарных наук Пранаса Садаускаса разработали оригинальный метод наблю дения за развитием имму­ нитета на живой клетке организма крупного рога­ того скота. До сих пор такие иссле­ дования проводились на мелких лабораторных жи­ вотных только после их убоя и не позволяли про­ следить развитие сопротив­ ляемости организма. Полу­ чив клеточные препараты, сотрудника института смог­ ли раскрыть целый ряд за­ кономерностей образования иммунитета. Новая методика позволя­ ет подробно установить, какие элементы клетки участвуют в воспалитель­ ном процессе, какие хими­ ческие изменения происхо­ дят в клетке в процессе развития иммунитета. На снимке: П. Садаускас исследует полученные кле­ точные препараты «Это была внезапная коварная атака без предупреждения, к которым обычно прибегали фашисты и нацисты»,—сказал, премь­ ер-министр Кубы Фидель Кастро на массовом митинге во время похорон семи кубинцев, погибших а результате варварской бом­ бардировки Кубы американскими самолетами Выступление Фиделя Кастро ГАВАНА, 24 апреля.(ТАСС). Премьер-министр Кубы Фидель Кастро, выступая вчора с речью, транслировавшейся все­ ми радио и телестанциями Кубы, заявил, что после раз­ грома наемных войск импе­ риализма на полуострове Са­ пата над Кубой нависла угро­ за прямой вооруженной агрес­ сии американских войск. Пра­ вительство США, отметил он, стыдясь нового поражения и потери престижа во всем мире, готово бросить своп войска в Кубу. Но мы но бо­ имся этого, сказал Кастро. Наш долг сейчас перед всем миром—оказывать сопротивле­ ние любой империалистиче­ ской агрессии. «Я уверен, — подчеркнул Кастро,—что агрессия аиери канского империализма про­ тив Кубы будет озпачать са­ моубийство империализма, его окончательное исчезновение с лица земли. По мы не хотим, чтобы это произошло за ваш счет. Мы хотим, чтобы империализм умер естественной смертью». Кастро подробно проанали­ зировал планы п цели высад­ ки наемных войск на полу­ острове Сапата, рассказал об операциях революционных войск Кубы против ройск-на- емнпков. Кастро призвал кубинский народ быть все время в со­ стоянии мобилизационной го­ товности, чтобы дать сокру­ шительный отпор врагу Первомайское соревнование трудящихся В этом году в первомай­ ском соревновании, став­ шем традиционным в Бол­ гарии, участвуют сотни предприятий, цехов, ново­ строек, трудовых коопера­ тивно-земледельческих хо­ зяйств. Больших успехов добились трудящиеся Вар­ ненского п Габровского ок­ ругов, перевыполнившие программу первого кварта­ ла. Варненцы дали сверх плана продукции на 8 мил­ лионов 600 тысяч левов, а габровцы—на 28 миллионов 440 тысяч левов. Значи­ тельно перевыполнили план также п предприятия Пле- венского округа. Карамай—город нефти Из года в год растет до­ быча нефти на Карамай' скпх нефтепромыслах Спн- цзяп-Уйгурском автономном районе Китая. Пять лет на­ зад советскпе п китайские геологи обнаружили в этом безлюдном районе китай­ ского Гоби богатые место­ рождения «черного золота». Вскоре нефть была пайде- па п в других местах. Сей­ час по разведанным запа­ сам нефтп Карамай мает одно из первых в Кптае. зани- мест За год сто миллионов книг Из года трудится в год успешно многотысячный отряд немецких полигра­ фистов—работников одной из наиболее развитых от­ раслей промышленности Гер­ манской Демократической Республики. В 1960 году в стране было издано книг и брошюр общим тиражом 96 миллионов экземпляров. Зам. редактора А. И МАРКОВ. Адрес редакции: г. Заказ № 42« За победу коммунизма’ выходит три раза в неделю: в среду, пятницу и воскресенье. ' " " ^ дадфводц типография обвастного управления культуры Крупской. 40. Телефоны: редактора- 1 - 0 1 , партийного 1—65, отв. секретаря и отдела писем —<9, типографии—Л Задонск, ул. . . а-1;8! и сельскохозяйственного отделов Тираж 8381 акз.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz