За победу коммунизма. 1961 г. (г. Задонск)
4 ЗА ПОБЕДУ КОММУНИЗМА 26 апреля 1961 г. № 50 (3942) Как сдушатЬ /чузЫку? На первый взгляд этот во прос может показаться странным. Никакого особого способа слушания музыки не существует. Но это не исклю чает того, что музыку надо действительно уметь слу шать. Чтобы понять все богат ство музыкального произве дения, его содержание, надо обладать навыками слуша ния музыки и элементарны ми знаниями особенностей музыкального искусства. Понимание музыки и на слаждение ею доступно, р а зумеется, каждому. Но один человек хорошо запоминает мелодию и даже может по вторить ее голосом или по добрать на музыкальном ин струменте, а другой не об ладает такими способностя ми. Однако и на него музыка может подействовать: вооду шевить, взволновать или ус покоить. Что можно сказать о че ловеке, который свое знаком ство с музыкой ограничивает только популярными песен ками? Только то, что он вредит самому себе, обедняет свою духовную жизнь. Существует мнение, будто с музыкой человек встречает ся только в минуты отдыха и будто поэтому она игра ет в нашей жизни развлека тельную роль. Но это невер но. Возникнув, как и другие виды искусства, в недрах на родной жизни, в далекой древ ности, музыка сопровождает человека не только в минуты отдыха и развлечений, но является его спутником бук вально всюду и всегда. В истории каждого народа мы найдем сохранившиеся до сегодняшнего дня не только игровые, плясовые, свадебные, шуточные песни, но и трудо вые (например, связанные с годовым циклом земледель ческих работ). Этим песням свойственно богатое и глубокое содержа ние. Они в большинстве слу чаев „идут" в миноре и вряд ли такие песни могут иметь развлекательный характер. В статье об украинских песнях Гоголь писал: „В этом отношении песни для Мало россии—все: и поэзия, и исто рия, и отцовская могила.Кто не проникнул в них глубоко, тот ничего не узнает о про шедшем быте этой цветущей части России". *• В песнях каждого народа запечатлены и главные исто рические моменты, и непо вторимые черты психологии. Например, негритянские пес ни помогают понять духов ную красоту и силу народа, сумевшего в условиях рабст ва сохранить поэтичность мировосприятия и веру в справедливость. Иногда успехом у молоде жи пользуются песни уголов ного мира. Так. среди первых советских звуковых кинофиль мов в начале 30-х годов боль шим успехом пользовался фильм „Путевка в жизнь". В нем рассказывалось о труд ном и благородном деле пе ревоспитания беспризорников в сознательных строителей нового советского общества. По ходу кино на экране воз никали эпизоды, рисовавшие жизнь и нравы уголовного мира. Эти эпизоды сопрово ждались так называемыми „блатными" песнями. Хоте ли того режиссер и компози тор или нет, но они на мно гие месяцы сделали спутни ками молодежи, просмотрев шей „Путевку в жизнь", пес ни:»Вот умру я, умру я", „Гоп со смыком". К счастью, этот просчет в музыкальном оформ лении фильма преодолевал ся общей благородной идеей картины, а главное—самой жизнью советского народа. Вскоре на экранах появи лись „Веселые ребята", а з а тем „Цирк," „Волга-Волга" и др. фильмы с музыкой Дуна евского. „Марш веселых ре бят" из кинофильма „Весе лые ребята", как и некото рые другие песни Дунаевского, с чрезвычайной яркостью, в увлекательной художествен ной форме воплотили чувст ва и мысли советского наро да. Его жизнерадостные, ув лекательные по ритму, свет лые и волевые песни и оперет ты вытеснили из советского музыкального быта пошлые псевдоцыганские романсы и кабацкие песни, имевшие не которое распространение в 20-х годах. В лучших произведениях Дунаевского, Захарова, Со ловьева - Седого, Новикова, Александрова и ряда других советских композиторов на шли продолжение и развитие многие черты и традиции, идущие от русских народных песен, от песен революцион ного подполья и граждан ской войны. Многие считают музыку (особенно инструментальную, не связанную с текстом) не достаточно понятным искус ством. Она на первый взгляд как будто не располагает такими возможностями, как. например, литература. Если мы рассматриваем литера турное произведение, то мы можем определить эпоху, в которой оно возникло. Ра зобравшись в идее, можем составить представление о мировоззрении писателя. А музыка? Обладает ли музыка конкретностью? Ко нечно, да. Даже неискушен ный в музыке человек легко отличит русскую песню от негритянской или испанской. В огромной сокровищнице русских народных песен слу шатель ясно ощущает те или иные признаки, отлича ющие песни северные от волж ских, песни донских каза ков от песен восточных. Литература и живопись обладают исторической и национальной определенно стью, а также вещественной, предметной конкретностью. Это значит, что не только действия, совершаемые чело веком, но и окружающие его предметы и вещи, а также явления природы могут быть в литературе описаны, а в живописи показаны с пре дельной ясностью. Поэтому связь этих искусств с жизнью не требует особых доказа тельств. Музыка же не имеет ве щественной конкретности. Это вызывает у многих представление о музыке как о „зашифрованном“ искусст ве, которое якобы по самой своей пр-роде неопределенно, даже абстрактно. Действи тельно, в музыке труднее, чем в литературе и живо писи, проследить взаимосвязь между тем или иным произ ведением и жизнью. - Но эта связь не только существует, она обязательна для му зыки. Выражая по-своему мысли и чувства людей, музыка об ладает определенной конкрет ностью и не составляет в этом смысле исключения в мире искусств. Разумеется, у каждого искусства есть свои „преиму щества". г Живопись обладает недо стижимой для других видов искусства наглядностью. Ли тература имеет перед всеми другими видами искусства преимущество всеобъемлю щего показа любых фактов и явлений жизни. Даже в не большом рассказе писатель может дать картину дале кого прошлого, а рядом эпи зоды сегодняшней жизни, опи сать внешность и характеры своих героев, рассказать об их взаимоотношениях, нари совать картину природы. Музыка не в состоянии изобразить предмет или со бытие так, как это могут литература или живопись. Но от музыки этого не тре буется. Представьте, если бы музыка, отражая жизнь своими средствами, не могла ничем дополнить то, что мы узнаем из литературы и жи вописи, — она была ■бы че нужна. Музыка существует как особый вид искусства в силу того, что и у нее есть свои преимущества В. Шаколов, руководитель духового оркестра. (Окончание в следующем номере) Литовская ССР. Вопросы повышения устойчивости ор ганизма животного против заразных заболеваний ре шает созданный па базе совхоза «Кайшядорис» Ли товский научно-исследова тельский институт ветери нарии. Сотрудники лабора тории иммунологии под ру ководством кандидата вете ринарных наук Пранаса Садаускаса разработали оригинальный метод наблю дения за развитием имму нитета на живой клетке организма крупного рога того скота. До сих пор такие иссле дования проводились на мелких лабораторных жи вотных только после их убоя и не позволяли про следить развитие сопротив ляемости организма. Полу чив клеточные препараты, сотрудника института смог ли раскрыть целый ряд за кономерностей образования иммунитета. Новая методика позволя ет подробно установить, какие элементы клетки участвуют в воспалитель ном процессе, какие хими ческие изменения происхо дят в клетке в процессе развития иммунитета. На снимке: П. Садаускас исследует полученные кле точные препараты «Это была внезапная коварная атака без предупреждения, к которым обычно прибегали фашисты и нацисты»,—сказал, премь ер-министр Кубы Фидель Кастро на массовом митинге во время похорон семи кубинцев, погибших а результате варварской бом бардировки Кубы американскими самолетами Выступление Фиделя Кастро ГАВАНА, 24 апреля.(ТАСС). Премьер-министр Кубы Фидель Кастро, выступая вчора с речью, транслировавшейся все ми радио и телестанциями Кубы, заявил, что после раз грома наемных войск импе риализма на полуострове Са пата над Кубой нависла угро за прямой вооруженной агрес сии американских войск. Пра вительство США, отметил он, стыдясь нового поражения и потери престижа во всем мире, готово бросить своп войска в Кубу. Но мы но бо имся этого, сказал Кастро. Наш долг сейчас перед всем миром—оказывать сопротивле ние любой империалистиче ской агрессии. «Я уверен, — подчеркнул Кастро,—что агрессия аиери канского империализма про тив Кубы будет озпачать са моубийство империализма, его окончательное исчезновение с лица земли. По мы не хотим, чтобы это произошло за ваш счет. Мы хотим, чтобы империализм умер естественной смертью». Кастро подробно проанали зировал планы п цели высад ки наемных войск на полу острове Сапата, рассказал об операциях революционных войск Кубы против ройск-на- емнпков. Кастро призвал кубинский народ быть все время в со стоянии мобилизационной го товности, чтобы дать сокру шительный отпор врагу Первомайское соревнование трудящихся В этом году в первомай ском соревновании, став шем традиционным в Бол гарии, участвуют сотни предприятий, цехов, ново строек, трудовых коопера тивно-земледельческих хо зяйств. Больших успехов добились трудящиеся Вар ненского п Габровского ок ругов, перевыполнившие программу первого кварта ла. Варненцы дали сверх плана продукции на 8 мил лионов 600 тысяч левов, а габровцы—на 28 миллионов 440 тысяч левов. Значи тельно перевыполнили план также п предприятия Пле- венского округа. Карамай—город нефти Из года в год растет до быча нефти на Карамай' скпх нефтепромыслах Спн- цзяп-Уйгурском автономном районе Китая. Пять лет на зад советскпе п китайские геологи обнаружили в этом безлюдном районе китай ского Гоби богатые место рождения «черного золота». Вскоре нефть была пайде- па п в других местах. Сей час по разведанным запа сам нефтп Карамай мает одно из первых в Кптае. зани- мест За год сто миллионов книг Из года трудится в год успешно многотысячный отряд немецких полигра фистов—работников одной из наиболее развитых от раслей промышленности Гер манской Демократической Республики. В 1960 году в стране было издано книг и брошюр общим тиражом 96 миллионов экземпляров. Зам. редактора А. И МАРКОВ. Адрес редакции: г. Заказ № 42« За победу коммунизма’ выходит три раза в неделю: в среду, пятницу и воскресенье. ' " " ^ дадфводц типография обвастного управления культуры Крупской. 40. Телефоны: редактора- 1 - 0 1 , партийного 1—65, отв. секретаря и отдела писем —<9, типографии—Л Задонск, ул. . . а-1;8! и сельскохозяйственного отделов Тираж 8381 акз.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz