За победу коммунизма. 1957 г. (г. Задонск Липецкой обл.)
2 ЗА ПОБЕДУ КОММУНИЗМА 20 февраля 1957 г. № 22 (3299) О дальнейшем с о в е рше н с т в о в а н и и о р г а н и з а ц и и у п р а в л е н и я п р о мышл е н н о с т ь ю и с т р о и т е л ь с т в о м Постановление Пленума Ц К КПСС по докладу тов. Х Р У Щ Е В А НУС ., принятое 14 февраля . 1957 года (Окончание. Нач. на 1-й стр.). Крупным недостатком в прак тике руководства промышлен ностью н строительством яв ляется отрицательное влияние ведомственности министерств в подходе к решению важнейших вопросов развития народного хозяйства. Ведомственность в руководстве промышленностью и строительством приводит к ослаблению и нарушению нор^ мальпых территориальных свя зей между предприятиями раз ных отраслей промышленности, расположенными в одном эко номическом районе, нередко не дает возможности опера тивно решать хозяйственные вопросы на местах, целесооб разно использовать имеющие ся материальные, трудовые и финансовые ресурсы, прини мать оперативные меры для ликвидации недос.татков, вы являющихся в ходе выполне ния государственных планов. Ведомственные границы ме шают широкому осуществле нию специализации и коопе рирования производства, за трудняют комплексное разви тие хозяйства экономических районов, -республик, краев и областей. В результате этого огромные производственные мощности предприятий остают ся недоиспользованными, вы зываются значительные нера циональные перевозки грузов. Разобщенность руководства строительством между мини стерствами ведет к созданию на одной территории большого количества мелких строитель ных организаций, к распыле нию и замораживанию госу дарственных средств в строи тельстве, к его удорожанию. Министерства и ведомства, осуществляя из центра руко водство предприятиями, рас положенными на всей террито рии страны, неизбежно обра стают многочисленными парал лельно действующими органи зациями—различными сбыто выми и снабженческими кон торами, базами,трестами и т.д. При существующей структу ре управления в центральный аппарат министерств и ве домств отвлекается от непо средственного участия в про изводстве большое количество в совершенстве знающих прак тику талантливых организато ров производства и инженерно технических работников. Зна чительная часть из них осе дает в канцеляриях мини стерств и ведомств. Большим недостатком нынешней струк туры управления промышлен ностью и строительством яв ляется то, что она ограничи вает возможности местных партийных, советских и проф союзных органов в руководст ве хозяйственным строитель ством, сдерживает их иници ативу в мобилизации сил предприятий и хозяйственных организаций на более полное и правильное использование местных резервов и возможно стей. В современных условиях,ког да наш а промышленность и строительство получили огром ное развитие, а' государствен ные промышленные предприя тия, которых насчитывается бо лее 200 тысяч, и более 100 ты сяч строек размещены в различ ных республиках и районах на всей обширной территории страны, в этих условиях прак тически невозможно конкрет но и .оперативно руководить большим количеством предпри ятий или строек из одного ми нистерства или ведомства.При этих масштабах производства существующая структура уп равления промышленностью и строительством не соответству ет возросшим требованиям, она ограничивает возможности ис пользования резервов, зало женных в социалистической системе хозяйства. Интересы дальнейшего раз вития народного хозяйства вы двигают необходимость совер шенствования организацион ных форм управления во всех звеньях промышленности и строительства, включая самую его основу—руководство про изводством. При этом органи зационная структура управле ния промышленностью и стро ительством должна базировать ся на сочетании централизо ванного государственного ру ководства с повышением роли местных хозяйственных, пар тийных и профсоюзных орга нов в управлении хозяйством. Центр тяжести оперативного управления промышленностью и строительством должен быть перенесен на места. Имея в виду необходимость устране ния серьезных недостатков ведомственности в руководст ве народным хозяйством, це лесообразно управление про мышленностью и строитель ством организовать по основ ным экономическим районам, что приблизит руководство к производству, сделает его бо лее конкретным и оператив ным и позволит привлечь к управлению хозяйственным строительством широкие мас сы трудящихся. Введение новой структуры управления промышленностью и строительством позволит зна чительно лучше организовать кооперирование, полнее ис пользовать производственные мощности предприятий и сред ства, выделяемые на капиталь ное строительство, быстрее ликвидировать нерациональные перевозки. Это также даст возможность . упразднить не нужные звенья в управлении, упорядочить многие запутан ные в настощее время эконо мические вопросы, в частно сти такой исключительно важ ный воирос, ка к материально техническое снабжение пред приятий и строек. Перестройка управления окажет положительное влия ние на развитие науки, на объединение усилий ученых я специалистов разных обла стей знаний для более эффек тивного обслуживания про мышленности и строительства, улучшит территориальное раз мещение научных институтов, высших и средних учебных Осуществление перестройки управления промышленностью и строительством обеспечит дальнейшее укрепление ле нинского принципа демократи ческого централизма и плано вого начала в руководстве на родным хозяйством страны. В. П. Ленин неоднократно под черкивал, что при осуществле нии централизованного руко водства со стороны Советского государства и Коммунистиче ской партии социалистическим строительством необходимо широко привлекать местные органы к решению хозяйствен ных вопросов. «Отсутствие на местах согласованной работы различных ведомств, — писал В. И . Ленин, — одно из боль ших зол, препятствующих хо зяйственному строительству. Надо обратить на этот вопрос громадное внимание... На ме стах, ближе к массам рабо чих и крестьян, эти недостат ки виднее, и места же долж ны выработать—путем обмена опыта—приемы успешной борь бы с этими недостатками» (Соч., т. 32, стр. 364—365). При новой структуре управ ления хозяйством будут соз даны лучшие условия для во влечения широких кругов ра бочих, инженерно-технической интеллигенции и других слоев общества в активную деятель ность по управлению предприя тиями, отдельными отраслями промышленности и всем на родным хозяйством. Перестрой ка руководства промышленно стью и строительством еще пол нее раскроет возможности действительно творческого уча стия в управлении хозяйством наших партийных, советских, профессиональных и комсо мольских организаций. Управление промышленно стью по территориальному принципу на базе определен ных экономических районов позволит улучшить использо вание местных ресурсов для развития промышленного про изводства, коренным образом упорядочить дело специализа ции и кооперирования произ водства, шире использовать местную инициативу ка к для роста объема промышленного производства, так и для улуч шения качественных показате лей работы промышленных предприятий. Учитывая значительно воз росший уровень развития про изводительных сил страны, союзных республик и эконо мических районов и то, что на местах выросли партийные, советские, хозяйственные, ин женерно технические и проф союзные кадры, Пленум Цен трального Комитета Коммуни стической партии Советского Союза постановляет: 1. Считать необходимым осу ществить мероприятия по дальнейшему совершенствова нию управления промышлен ностью и строительством, что бы привести их в соответст вие с задачами и требования ми народного хозяйства на современном этапе коммуни стического строительства, имея в виду приближение руковод ства к экономическим райо нам, расширение прав союз ных и автономных республик, повышение рола местных пар тийных и советских организа ций, а также профсоюзов и других общественных органи заций в деле хозяйственного строительства, более широкое вовлечение масс в управление производством. Учитывая, что существую щае формы управления про мышленностью и строительст вом через специализированные министерства приводят к соз данию ведомственных барьеров, которые мешают в полной ме ре использовать огромные ре зервы и возможности нашей экономики, а также не обес печивают конкретное и опе ративное руководство пред приятиями и стройками, сле дует вместо этих форм выра ботать такие формы руковод ства хозяйственным строитель ством, при которых более пол но сочеталось бы конкретное и оперативное руководство по экономическим районам со строгим соблюдением центра лизованного планового начала в масштабах страны. 2. Поручить Президиуму ЦК КПСС и СоветуМинистров СССР выработать конкретные пред ложения по перестройке руко водства промышленностью и строительством в указанном направлении и, учитывая боль шое государственное значение этого вопроса, внести его на [рассмотрение Верховного Со вета СССР. При разработке практиче ских мероприятий предусмот реть необходимость повыше ния роли Госплана в планиро вании и руководстве народ ным хозяйством страны, пере стройки работы Госэкономко миссии; поднятие уровня ин женерно-технического руковод-. ства промышленностью и стро ительством и проведение пра вильной технической политики в общегосударственном мае штабе; повышение роли финан совых органов в деде финан сирования и моб в л и з а д и и средств для обеспечения даль нейшего подъема народного хозяйства; обеспечение кон троля за соблюдением обще государственных интересов в государственной дисциплины; улучшение работы органов го сударственного контроля в центре и на местах, а также дальнейшее укрепление всей системы государственной ста тистики. Всемерно укрепляя и впредь плановое начало в развитии народного хозяйства страны, необходимо коренным образом перестроить работу Госплана СССР, чтобы в своей деятель ности он опирался на органы, создаваемые в экономических районах, своевременно вносил важнейшие перспективные во просы на рассмотрение в Пра вительство и ЦК КПСС. Руководствуясь генеральной линией партии на преимуще ственное развитие тяжелой индустрии, ка к основы для дальнейшего подъема народ ного хозяйства, укрепления, могущества страны, повыше" ния ее обороноспособности и неуклонного роста материаль ного бл |Госостояния народа, Госплан должен направлять свои усилия на правильное и рациональное размещение на шей промышленности, пропор циональное развитие всех ее отраслей, специализацию и кооперирование, исходя из конкретных условий развития промышленности отдельных районов, наличия историче ского и культурного опыта, сложившейся специализации районов и перспектив их раз вития. Необходимо перестроить ра боту Госэкономкомиссии, упро стить ее структуру и сделать ее менее громоздкой; Госэко номкомиссия не должна по вторять работу Госплана н дру гих органов,не должна вмеши ваться в функции администра тивного управления, ее обя занность наряду с текущим планированием координировать работу органов управлений экономических районов в ис полнении годовых планов. В целях обеспечения посто янного технического прогрес са в развитии народного хо зяйства иметь в виду созда ние специального органа при Правительстве СССР; задача этого органа должна будет состоять в том, чтобы следить за направлением и уровнем развития техники ка к внутри страны, так и за рубежом, глубоко изучать все новое, передовое в технике, разра батывать и вносить на рас смотрение Правительства ре комендации по дальнейшему совершенствованию техники и осуществлять ряд других ме роприятий. Реорганизация управления промышленностью и народным хозяйством потребует коренной перестройки содержания и ме тодов работы ио осуществлен нию государственного кон тр у ля. Необходимо, чтобы основ1 ная работа ио контролю была сосредоточена в экономических районах с тем, чтобы на ме стах вскрывались и устраня лись недостатки в деятельно сти государственного и хозяй ственного аппарата, органы Госконтроля ка к в центре, так и на местах во зеейсвоей работе должны опираться на широкие массы трудящихся. Пленум Центрального Коми тета Коммунистической пар тии Советского Союза считает, что перестройка руководства промышленностью и строитель ством приведет к дальнейшему укреплению ленинского прин ципа демократического центра лизма в хозяйственном строи тельстве, даст еще больший простор развитию производи тельных сил страны, позволит полнее использовать огромные резервы для нового мощного подъема социалистической эко номики нашей Родины, все мерно развить творческую ини циативу и активность, самых широких масс трудящихся, обеспечить неуклонный рост бдагосостояниа советского на рода,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz