За победу коммунизма. 1957 г. (г. Задонск Липецкой обл.)
ЗА ПОБЕДУ КОММУНИЗМА Беседы о великих завоеваниях Октября СССР— страна передовой культуры 22 мая 1957 г. № 60 (33371 Покорители высоких северных широт « ...В с е ч у д е с а т е х н и к и , все зав о ев ан и я кул ь тур ы с т а н у т об щ ен ар о д н ы м д о с т о я н и е м , и отн ы н е н и к о гд а ч ел о в еч е с ки й у м и ге н и й не б у д у т о б р ащ е ны в с р е д с т в а н а с и л и я , в с р е д с т в а э к с п л у а т а ц и и . Мы это з н а е м ,— и р азв е во. и м я этой в ел и чай ш ей и с то р и ч е с ко й з а д а ли не с т о и т р а б о т а т ь , не с т о и т о т д а т ь всех с и л ? » . В . И . Л Е Н И Н . На колхозных и совхозных полях на шей социалистиче ской Родины рабо тают многие тысячи совре менных машин, послушных умелым рук ам ме ханизато ро в . На стройках промышленных предприятий, жилых домов, каналов и мостов молодые рабочие и работницы управ ляют сложными механизмами — кранами, экскаваторами, самосвалами... По проводам дальней электропередачи день и ночь струят энергию гигант ские электростанции. В заоб лачных высотах с огромной скоростью пронизывают воз душное пространство новейшие самолеты «ТУ-104». Создан и действует в СССР единствен ный в мире по мощности син хрофазотрон — машина для изучения сил, таящихся внут ри атомного ядра. В нашей стране осуществле но всеобщее семилетнее обуче н и е ^ в настоящее время посте пенно вводится обязательное среднее образование. Всеми видами обучения охвачено 50 миллионов человек; это озна чает, что каждый четвертый гражданин Советского Союза учится. До революции в Рос сии насчитывалось менее 200 тысяч специалистов е высшим и средним специальным обра зованием. Теперь в народном хозяйстве СССР занято более 6 миллионов таких специали стов. У нас ежегодно издает ся, свыше миллиарда экзем пляров кни г! Высокий уровень техники в промышленном п сельскохо зяйственном производстве, расцвет культуры во всех национальных республиках, всеобщая грамотность, рост коммунистической сознатель ности трудящихся масс— все это, вместе взятое, в сравне нии с недавним прошлым России означает величайшую культурную революцию, осу ществленную под руководст вом Коммунистической партии Советского Союза. Такая ре волюция стала возможной благодаря победе рабочих и крестьян 7 ноября 1917 го да. «Посмотрите на карту РСФСР,—писал Ленин в 1921 Тоду.—К северу от Вологды, к юго-востоку от Ростова-на- Дону и от Саратова, к югу от Оренбурга и от Омска, к се веру от Томска идут необъят нейшие пространства.-.. И на всех этих пространствах ца рит патриархальщина, полу дикость и самая настоящая дикость. А в крестьянских захолустьях всей остальной России?.. Разве не преобла дает везде в этих местах то же патриархальщина, обло мовщина, полудикость?» (Соч.. т. 32, стр.3 2 8 -3 2 9 ). ' Да, Россия, давшая челове честву выдающихся ученых, писателен,музыкантов, худож ников, оставалась одной из самых отсталых, самых не культурных стран в Европе. Девять десятых ее населения жило в страшной нищете и темноте.- Этот печальный факт .пы тались в свое время исполь зовать меньшевики и прочие прислужники буржуазии в своих нападках на партию большевиков. В 1917 году они в один голос вопили, что социалистическая революция в России невозможна вследствие экономической и культурной отсталости страны, что рабо чим и крестьянам надо сна чала стать культурными людь ми, а потом уже свергать ка питализм.. У большевиков, у Ленина были другие расчеты. Они не отрицали, что для построения социализма требуется опре деленный уровень” сознатель ности и культурности масс. Но, чтобы достигнуть этого уровня, трудящиеся классы должны (Сначала свергнуть власть эксплуататоров, а по том уже, на основе рабоче крестьянской власти п совет ского строя, двинуться дого нять другие народы Так ду мали и так действовалп боль шевики. Если бы в этом споре рабо чий класс стал на сторону меньшевиков, то народы Рос сии и поныне прозябали бы под гнетом помещиков и ка питалистов. Бри царизме одна либеральная газета писала, что при крайних условиях, на какие только было способно самодержавие, пришлось бы ждать примерно 250 лет, что бы охватить всех детей школьного возраста обучени ем. А для ликвидации негра мотности среди народов Сред- , ,Облик В. И . Ленина в монументальной с кульп туре " С о в е тс ки е а р х и те к то р ы , с ку л ь п то р ы , х у д о ж н и к и , и н ж е н е р ы п р и н и м аю т акти в н о е у ч а с ти е во В сесою зн о м к о н к у р с е н а л у ч ш и е п р о е кты д в о р ц а С о в е то в и п а м я тн и к а В . И . Л е н и н у , ко то р ы е п о п о с та н о в л е н и ю С о в е та .М и н и стр о в С С С Р д о л ж ны бы ть в о зд в и гн у ты в М о с к в е н а Л е в и н с к и х го р а х . . В Ц е н т р а л ь н о м д ом е а р х и т е к т о р а о ткры л ась вы став ка , .О б л и к В . И . Л е н и н а в м о н у м е н т а л ь н о й с к у л ь п т у р е *. О н а о р га н и з о в а н а С ою зо м а р х и т е к т о р о в С С С Р с цел ью о к а з а н и я п р а к т и ч е с к о й П о м о щ и у ч а с т н и к а м к о н к у р с а . Н а в ы с та в к е п р ед став л ены м н о го ч и с л е н н ы е ф о то с н и м ки , н а ко то р ы х за п е ч а тл е н ы п а м я тн и к и в е л и к о м у о с н о в а т е лю К о м м у н и с т и ч е с к о й п а р ти и и С о в е т с к о го го с у д а р с тв а В . И . Л е н и н у , с о о р у ж е н н ы е в Б а к у , Т б и л и с и , Е р е в а н е , М и н с к е , Р и ге , В и л ь ню се, П е т р о з а в о д с к е и д р у г и х го р о д а х С о в е т с к о го С о ю за . З д е сь ж е э к с п о н и р у ю тс я ф о т о с н и м к и и р и с у н к и , п о к а з ы в аю щ и е к р у п н е й ш и е в м и р е монументы и залы общест венных собраний. ней Азии,при существовавших тогда темпах роста грамотно сти, потребовалось бы 4.600 лет! ' Теперь этот вопрос снят с повестки дня. И снят он бла годаря победе , Октябрьской революции. Известно, какой острый не достаток средств испытывало Советское государство в соды гражданской войны ц в пери од восстановления народного хозяйства. В борьбе с голодом и разрухой приходилось эко номить на всем, даже на шко лах. Но Советская власть сделала основное: она откры ла трудящимся широкий до ступ к культуре. Рабочие и крестьяне, ставшие хозяевами страны, получили возможность не только овладеть грамотой, но и научиться строить новую жизнь без помещиков и капи талистов. По мере укрепления Совет ского государства росли и го сударственные ассигнования на социально-культурные ме роприятия. В годы второй пя тилетки на эти цели было из расходовано почти в восемь раз больше, чем в первой пя тилетке, и в девятнадцать раз больше, чем в восстановитель ный период. В настоящее вре мя Советский Союз ежегодно расходует на народное просве щение больше, чем расходуют на народное просвещение все капиталистические государст ва Европы, Азии, Африки и Австралии,Iвместе взятые, и во много раз больше, чем США. Насколько правильна такая линия Коммунистической пар тии и . Советского правитель ства, можно видеть на при мере любой советской нации. Возьмем хотя бы таджикский народ, который , недавно де монстрировал в Москве свои блестящие достижения в обла сти искусства и литературы. До революции здесь на каж дые двести человек приходил ся один грамотный. На всей территории нынешнего Таджи кистана, обучалось всего 400 человек. Ни одной библиотеки, нп одного музея, ни одного театра пли хотя бы клуба! Не издавалось ни одной .книги, ни одной газеты. А в наши Дни чиско уча щихся в этой республике пе ревалило за 360 тысяч. Здесь действуют 823 библиотеки, свыше тысячи клубов и домов культуры, восемь’ театров. В Таджикистане имеется Акаде мия наук. Созданы националь ные кадры ученых, работников промышленности, сельского хозяйства и культуры. Такие же благотворные по следствия Октябрьской рево люции в области расцвета на циональной культуры ощущает каждый народ в Советском Союзе, каждая трудовая семья. Пусть же советский человек спросит себя: возможно ли бы ло все это при старом, бур жуазном строе? Дальнейшее повышение по' литического и культурного уровня народа составляет жизненную потребность совет ского строя. д. Депов. 21 мая — 20 лет назад (.1937) в районе Северного полюса совершил посадку первый советский самолет, ведомый Героем Советского Союза М. В. Водопьяновым. Он доставил сюда состав первой в мире советской дрейфующей станции «Се верный полюс»'. Через не сколько дней сюда приле тели еще три самолета, до ставившие необходимое сна ряжение и оборудование небольшому коллективу станции для их научной работы. Планомерное, исследова ние высоких северных ши рот началось лишь после Великой Октябрьской со циалистической революции. В результате огромной ра боты советских ученых, мо ряков, полярников получи ла практическое разреше ние вековая проблема на вигационного освоения Се верного морского пути, связывающего кратчайшим водным путем Север Евро пы с морями Дальнего Во стока. С 1932 года началось регулярное движение со ветских судов по арктиче ским морям из Атлантики в Тихий океан п обратно. Но отсутствие достаточных данных об обстановке на трассе Северного морского пути, где районы Централь ной Арктики еще изобило вали белыми пятнами,силь но затрудняло мореплава ние—суда попадали в скоп ления льдов. Борьба с ними требовала огромных усилий. Весьма ярким под тверждением этому являет ся героическая эпопея спа сения летчиками экипажа парохода «Челюскин». Вот почему в 1937 году по ре шению партии и правитель ства советские люди при ступили к изучению цен тральных областей Поляр ного бассейна. Организация станции «Се верный полюс -1 » явилась новым этапом в исследова ниях Севера. 274 дня нахо дилась на льдине отважная группа советских людей. Она непрерывно вела науч ные наблюдения большой ценности. Работа коллектива стан ции «Северный полюс -1» показала возможность раз вертывания в Центральной Арктике больших комплек сных исследований. Более чем двухлетний дрейф ле докольного парохода «Г. Се дов» и полеты летчика II.П. Чоревичного в район «полю са относительной недоступ ности» еще раз подтверди ли этот вывод. В 1950 году в Цейтраль: ной Арктике была органи зована дрейфующая станция «Северный полюс-4», на которой группа научных со трудников во главе с Геро ем Советского Союза М. М. Сомовым более года вела наблюдения и исследова ния. В 1954 году было орга низовано еще две станции: «Северный полюс-3» в рай оне Северного полюса и «Северный полюс -4» в рай оне прежнего «полюса от носительной недоступно сти». ' В 1955 году произведе на смена личного состава станций и организована станция «Северный полюс -5». Научные работы совет ских людей в Центральной Арктике получили большой размах и являются крупным вкладом в изучение приро ды обширных пространств Полярного бассейна. Карл Линней ( К 260-летию со дня рождения ) В 1957 году все передовое человечество по ини циативе Всемирного Совета Мира отмечает 250-летие со дня рождения выдающегося шведского натуралиста Карла Линнея (17Ц7—1778), с именем которого свя зан важный этап развития естествознания, особенно ботаники. _ из двух слов (бинарная номенклатура). " Научные интересы Линнея); были многообразны. Кроме ботаники, он занимался зоологией, медициной, минералогией и геологией. Линней создал классифика цию животного мира. „ При всей искусственности его системы заслугой Линнея является выделение высшего класса животных млекопитающих, в которым он отнес и человека. Имя Линнея, внесшего большой вклад в разви тие науки, дорого прогрессивным людям всего мира.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz