За победу коммунизма. 1957 г. (г. Задонск Липецкой обл.)

За победу коммунизма. 1957 г. (г. Задонск Липецкой обл.)

ЗА ПОБЕДУ КОММУНИЗМА Беседы о великих завоеваниях Октября СССР— страна передовой культуры 22 мая 1957 г. № 60 (33371 Покорители высоких северных широт « ...В с е ч у д е с а т е х н и к и , все зав о ев ан и я кул ь тур ы с т а н у т об щ ен ар о д н ы м д о с т о я н и е м , и отн ы н е н и к о гд а ч ел о в еч е с ки й у м и ге н и й не б у д у т о б р ащ е ­ ны в с р е д с т в а н а с и л и я , в с р е д с т в а э к с п л у а т а ц и и . Мы это з н а е м ,— и р азв е во. и м я этой в ел и чай ш ей и с то р и ч е с ко й з а д а ­ ли не с т о и т р а б о т а т ь , не с т о ­ и т о т д а т ь всех с и л ? » . В . И . Л Е Н И Н . На колхозных и совхозных полях на шей социалистиче­ ской Родины рабо тают многие тысячи совре менных машин, послушных умелым рук ам ме­ ханизато ро в . На стройках промышленных предприятий, жилых домов, каналов и мостов молодые рабочие и работницы управ­ ляют сложными механизмами — кранами, экскаваторами, самосвалами... По проводам дальней электропередачи день и ночь струят энергию гигант­ ские электростанции. В заоб­ лачных высотах с огромной скоростью пронизывают воз­ душное пространство новейшие самолеты «ТУ-104». Создан и действует в СССР единствен­ ный в мире по мощности син­ хрофазотрон — машина для изучения сил, таящихся внут­ ри атомного ядра. В нашей стране осуществле­ но всеобщее семилетнее обуче­ н и е ^ в настоящее время посте­ пенно вводится обязательное среднее образование. Всеми видами обучения охвачено 50 миллионов человек; это озна­ чает, что каждый четвертый гражданин Советского Союза учится. До революции в Рос­ сии насчитывалось менее 200 тысяч специалистов е высшим и средним специальным обра­ зованием. Теперь в народном хозяйстве СССР занято более 6 миллионов таких специали­ стов. У нас ежегодно издает­ ся, свыше миллиарда экзем­ пляров кни г! Высокий уровень техники в промышленном п сельскохо­ зяйственном производстве, расцвет культуры во всех национальных республиках, всеобщая грамотность, рост коммунистической сознатель­ ности трудящихся масс— все это, вместе взятое, в сравне­ нии с недавним прошлым России означает величайшую культурную революцию, осу­ ществленную под руководст­ вом Коммунистической партии Советского Союза. Такая ре­ волюция стала возможной благодаря победе рабочих и крестьян 7 ноября 1917 го­ да. «Посмотрите на карту РСФСР,—писал Ленин в 1921 Тоду.—К северу от Вологды, к юго-востоку от Ростова-на- Дону и от Саратова, к югу от Оренбурга и от Омска, к се­ веру от Томска идут необъят­ нейшие пространства.-.. И на всех этих пространствах ца­ рит патриархальщина, полу­ дикость и самая настоящая дикость. А в крестьянских захолустьях всей остальной России?.. Разве не преобла­ дает везде в этих местах то­ же патриархальщина, обло­ мовщина, полудикость?» (Соч.. т. 32, стр.3 2 8 -3 2 9 ). ' Да, Россия, давшая челове­ честву выдающихся ученых, писателен,музыкантов, худож­ ников, оставалась одной из самых отсталых, самых не­ культурных стран в Европе. Девять десятых ее населения жило в страшной нищете и темноте.- Этот печальный факт .пы­ тались в свое время исполь­ зовать меньшевики и прочие прислужники буржуазии в своих нападках на партию большевиков. В 1917 году они в один голос вопили, что социалистическая революция в России невозможна вследствие экономической и культурной отсталости страны, что рабо­ чим и крестьянам надо сна­ чала стать культурными людь­ ми, а потом уже свергать ка ­ питализм.. У большевиков, у Ленина были другие расчеты. Они не отрицали, что для построения социализма требуется опре­ деленный уровень” сознатель­ ности и культурности масс. Но, чтобы достигнуть этого уровня, трудящиеся классы должны (Сначала свергнуть власть эксплуататоров, а по­ том уже, на основе рабоче­ крестьянской власти п совет­ ского строя, двинуться дого­ нять другие народы Так ду­ мали и так действовалп боль­ шевики. Если бы в этом споре рабо­ чий класс стал на сторону меньшевиков, то народы Рос­ сии и поныне прозябали бы под гнетом помещиков и ка ­ питалистов. Бри царизме одна либеральная газета писала, что при крайних условиях, на какие только было способно самодержавие, пришлось бы ждать примерно 250 лет, что­ бы охватить всех детей школьного возраста обучени­ ем. А для ликвидации негра­ мотности среди народов Сред- , ,Облик В. И . Ленина в монументальной с кульп туре " С о в е тс ки е а р х и те к то р ы , с ку л ь п то р ы , х у д о ж н и к и , и н ­ ж е н е р ы п р и н и м аю т акти в н о е у ч а с ти е во В сесою зн о м к о н ­ к у р с е н а л у ч ш и е п р о е кты д в о р ц а С о в е то в и п а м я тн и к а В . И . Л е н и н у , ко то р ы е п о п о с та н о в л е н и ю С о в е та .М и­ н и стр о в С С С Р д о л ж ны бы ть в о зд в и гн у ты в М о с к в е н а Л е в и н с к и х го р а х . . В Ц е н т р а л ь н о м д ом е а р х и ­ т е к т о р а о ткры л ась вы став ка , .О б л и к В . И . Л е н и н а в м о ­ н у м е н т а л ь н о й с к у л ь п т у р е *. О н а о р га н и з о в а н а С ою зо м а р х и т е к т о р о в С С С Р с цел ью о к а з а н и я п р а к т и ч е с к о й П о м о ­ щ и у ч а с т н и к а м к о н к у р с а . Н а в ы с та в к е п р ед став л ены м н о го ч и с л е н н ы е ф о то с н и м ки , н а ко то р ы х за п е ч а тл е н ы п а ­ м я тн и к и в е л и к о м у о с н о в а т е ­ лю К о м м у н и с т и ч е с к о й п а р ти и и С о в е т с к о го го с у д а р с тв а В . И . Л е н и н у , с о о р у ж е н н ы е в Б а к у , Т б и л и с и , Е р е в а н е , М и н с к е , Р и ге , В и л ь ню се, П е т р о з а в о д с к е и д р у г и х го ­ р о д а х С о в е т с к о го С о ю за . З д е сь ж е э к с п о н и р у ю тс я ф о ­ т о с н и м к и и р и с у н к и , п о к а з ы ­ в аю щ и е к р у п н е й ш и е в м и р е монументы и залы общест­ венных собраний. ней Азии,при существовавших тогда темпах роста грамотно­ сти, потребовалось бы 4.600 лет! ' Теперь этот вопрос снят с повестки дня. И снят он бла­ годаря победе , Октябрьской революции. Известно, какой острый не­ достаток средств испытывало Советское государство в соды гражданской войны ц в пери­ од восстановления народного хозяйства. В борьбе с голодом и разрухой приходилось эко­ номить на всем, даже на шко­ лах. Но Советская власть сделала основное: она откры­ ла трудящимся широкий до­ ступ к культуре. Рабочие и крестьяне, ставшие хозяевами страны, получили возможность не только овладеть грамотой, но и научиться строить новую жизнь без помещиков и капи­ талистов. По мере укрепления Совет­ ского государства росли и го­ сударственные ассигнования на социально-культурные ме­ роприятия. В годы второй пя­ тилетки на эти цели было из­ расходовано почти в восемь раз больше, чем в первой пя­ тилетке, и в девятнадцать раз больше, чем в восстановитель­ ный период. В настоящее вре­ мя Советский Союз ежегодно расходует на народное просве­ щение больше, чем расходуют на народное просвещение все капиталистические государст­ ва Европы, Азии, Африки и Австралии,Iвместе взятые, и во много раз больше, чем США. Насколько правильна такая линия Коммунистической пар­ тии и . Советского правитель­ ства, можно видеть на при­ мере любой советской нации. Возьмем хотя бы таджикский народ, который , недавно де­ монстрировал в Москве свои блестящие достижения в обла­ сти искусства и литературы. До революции здесь на каж ­ дые двести человек приходил­ ся один грамотный. На всей территории нынешнего Таджи­ кистана, обучалось всего 400 человек. Ни одной библиотеки, нп одного музея, ни одного театра пли хотя бы клуба! Не издавалось ни одной .книги, ни одной газеты. А в наши Дни чиско уча­ щихся в этой республике пе­ ревалило за 360 тысяч. Здесь действуют 823 библиотеки, свыше тысячи клубов и домов культуры, восемь’ театров. В Таджикистане имеется Акаде­ мия наук. Созданы националь­ ные кадры ученых, работников промышленности, сельского хозяйства и культуры. Такие же благотворные по­ следствия Октябрьской рево­ люции в области расцвета на­ циональной культуры ощущает каждый народ в Советском Союзе, каждая трудовая семья. Пусть же советский человек спросит себя: возможно ли бы­ ло все это при старом, бур­ жуазном строе? Дальнейшее повышение по' литического и культурного уровня народа составляет жизненную потребность совет­ ского строя. д. Депов. 21 мая — 20 лет назад (.1937) в районе Северного полюса совершил посадку первый советский самолет, ведомый Героем Советского Союза М. В. Водопьяновым. Он доставил сюда состав первой в мире советской дрейфующей станции «Се­ верный полюс»'. Через не­ сколько дней сюда приле­ тели еще три самолета, до­ ставившие необходимое сна­ ряжение и оборудование небольшому коллективу станции для их научной работы. Планомерное, исследова­ ние высоких северных ши­ рот началось лишь после Великой Октябрьской со­ циалистической революции. В результате огромной ра­ боты советских ученых, мо­ ряков, полярников получи­ ла практическое разреше­ ние вековая проблема на­ вигационного освоения Се­ верного морского пути, связывающего кратчайшим водным путем Север Евро­ пы с морями Дальнего Во­ стока. С 1932 года началось регулярное движение со­ ветских судов по арктиче­ ским морям из Атлантики в Тихий океан п обратно. Но отсутствие достаточных данных об обстановке на трассе Северного морского пути, где районы Централь­ ной Арктики еще изобило­ вали белыми пятнами,силь­ но затрудняло мореплава­ ние—суда попадали в скоп­ ления льдов. Борьба с ними требовала огромных усилий. Весьма ярким под­ тверждением этому являет­ ся героическая эпопея спа­ сения летчиками экипажа парохода «Челюскин». Вот почему в 1937 году по ре­ шению партии и правитель­ ства советские люди при­ ступили к изучению цен­ тральных областей Поляр­ ного бассейна. Организация станции «Се­ верный полюс -1 » явилась новым этапом в исследова­ ниях Севера. 274 дня нахо­ дилась на льдине отважная группа советских людей. Она непрерывно вела науч­ ные наблюдения большой ценности. Работа коллектива стан­ ции «Северный полюс -1» показала возможность раз­ вертывания в Центральной Арктике больших комплек­ сных исследований. Более чем двухлетний дрейф ле­ докольного парохода «Г. Се­ дов» и полеты летчика II.П. Чоревичного в район «полю­ са относительной недоступ­ ности» еще раз подтверди­ ли этот вывод. В 1950 году в Цейтраль: ной Арктике была органи­ зована дрейфующая станция «Северный полюс-4», на которой группа научных со­ трудников во главе с Геро­ ем Советского Союза М. М. Сомовым более года вела наблюдения и исследова­ ния. В 1954 году было орга­ низовано еще две станции: «Северный полюс-3» в рай­ оне Северного полюса и «Северный полюс -4» в рай­ оне прежнего «полюса от­ носительной недоступно­ сти». ' В 1955 году произведе­ на смена личного состава станций и организована станция «Северный полюс -5». Научные работы совет­ ских людей в Центральной Арктике получили большой размах и являются крупным вкладом в изучение приро­ ды обширных пространств Полярного бассейна. Карл Линней ( К 260-летию со дня рождения ) В 1957 году все передовое человечество по ини­ циативе Всемирного Совета Мира отмечает 250-летие со дня рождения выдающегося шведского натуралиста Карла Линнея (17Ц7—1778), с именем которого свя­ зан важный этап развития естествознания, особенно ботаники. _ из двух слов (бинарная номенклатура). " Научные интересы Линнея); были многообразны. Кроме ботаники, он занимался зоологией, медициной, минералогией и геологией. Линней создал классифика­ цию животного мира. „ При всей искусственности его системы заслугой Линнея является выделение высшего класса животных млекопитающих, в которым он отнес и человека. Имя Линнея, внесшего большой вклад в разви­ тие науки, дорого прогрессивным людям всего мира.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz