За коммунизм. 1959 г. (г. Елец)

За коммунизм. 1959 г. (г. Елец)

ЗА КОММУНИЗМ 2 сентября 1959 г- Л'» 104(2095) Беседы на антирелигиозные темы „Престольные" праздники н их вред Когда у верующих спрашива­ ют, что такое «престольные» праздники, то редко кто из них Может ответить на этот вопрос. В самом деле, ка к они возникли, в чем их сущность? В свое время, когда древняя Русь еще не была единым госу­ дарством п состояла из многих разрозненных княжеств, правя­ щая верхушка— князья и круп ­ ные бояре старались для освеще­ ния своей власти обзавестись «святыми» и «угодниками», ко­ торые бы считались «небесными покровителями» их княжеств и вотчин. Задавленным нищетой и 'бесправием крепостным крестья­ нам внушалось, что власть и при­ вилегии каждого князя и бояри­ на охраняются на небесах спе­ циальными «святыми», что по­ этому всякое противодействие этой власти есть не что иное, ка к по­ пытка воспротивиться «воле бо­ га». Впоследствии каждый приход стал иметь своих местных «свя­ тых» и «богородиц»: в церквах устанав-тивались иконы с их изо­ бражением, считалось, что здесь Их земной «престол». Духовенст­ во поучало верующих, что эти «святые» лучше других понима­ ют нужды населения данного прихода, села или местечка, что от их «промысла» зависят успехи сельскохозяйственных работ, при­ плод скота, счастье и благополу­ чие каждой семьи. Поэтому люди должны особенно чтить своих «святых покровителей», всячески угождать им, устраивать в честь их специальные торжества — «престольные» праздники. В дни таких праздников в ме­ стных церквах совершались пыш ­ ные богослужения, усиленно про­ пагандировались все наиболее ре­ акционные стороны религии. В сознание верующих церковь осо­ бенно рьяно внедряла идеи клас­ сового мира. Она поучала, что эксплуататоры и эксплуатируе­ мые перед лицом «святых за­ ступников»— братья, призывала вместе, единой христианской семьей смиренно мо.литься им. Служители церкви проповедова­ ли, что только таким путем, а не борьбой с «сильными мира сего» трудящиеся могут облегчить свое земное существование. В праздниках в честь местных Щ «святых» церковь нашла одно из средств своего обогащения. После праздничных богослужений духо­ венство обходило дома верующих и принимало от них приношения: деньги, кур, яйца, зерно и т. д. Нередко за «батюшкой» тянулся целый обоз таких приношений. Ему-то «святой покровитель»дей­ ствительно «помогал». «Престольные» праздники, на­ саждавшие среди трудовых людей религиозные предрассудки, темно­ ту и невежество, являлись вместе с тем своеобразной отдушиной для их горя и отчаяния, к кото­ рым приводили каторжный, под­ невольный труд.нищета и беспра­ вие. В сказках о «святых за­ ступниках». в сопровождавшем «престольные» праздники без­ удержном пьянстве люди топили «...свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь» (В. И. Ленин,Ооч., т- 10, стр. 66). Во время «престольных» празд­ ников всякий труд считался «тяжким грехом». А ведь многие из них приходились на самое горячее время, когда «день год кормит», на время посева, сеноко­ са, уборки урожая. Какой огром­ ный ущерб это наносило и без того хилому хозяйству крестьян! Недаром'еще в старину сложились многие пословицы и поговорки, в которых высмеивались обжорство и пьянство во время «престоль­ ных» праздников, показывался их вред для хозяйства: «Угодни­ ки на пьянку угодливы — что день, то праздник». «Для браж­ ников и чашников бывает много праздников». «День свят, а дела стоят», «Праздники часты, а ру­ ки одиноки» и т. д. В нашей стране ликвидированы классовые корни религии, а ог­ ромные успехи свободного от эксплуатации труда воочию пока­ зывают, что советские люди пре­ красно обходятся без «святых по­ кровителей» и успешно строят подлинно счастливую жизнь на земле — коммунизм. Однако в силу традиции, унаследованной от прошлых поколений, «пре­ стольные» праздники еще сохра­ нились в сознании и быту неко­ торых советских людей. Они и сейчас наносят немалый вред хо­ зяйству и людям, мешают строить коммунизм. Москва. На днях на Тушин­ ском аэродроме известная совет­ ская парашютистка, обладатель­ ница 10 золотых медалей, ма­ стер спорта, инженер Алла Ско- пино'ва совершила 1000-й иры- ясок. Она — единстве'нная в ми­ ре женщина, имеющая такое ко ­ личество прыжко'В с парашю­ том. Фото В. Азарова- Фотохроник-а ТАСС. Как сообщалось в нашей печа­ ти. в Ветлужском районе, Горь­ ковской области, в течение прош­ лого года верующие отмечали 66 «престольных» праздников. Колхозники Тихвинского района, Ленинградской области, с возму- шешем говорят: «У нас каждую неделю какой-нибудь церковный праздник. Любители погулять справляют их по нескольку дней и не выходят на работу». Чрезмерное употребление спирт­ ных напитков во время «пре­ стольных» праздников нередко приводит к дракам, серьезному расстройству здоровья: верующих и даже к трагическим случаям. Так. в Горьковской области в та­ кой «святой» день перепившиеся бражники убили юношу, окончив­ шего школу с золотой медалью. Безудержное пьянство, драки, брань и другие отвратительные спутники «престольных» празд­ ников пагубно отражаются на семьях верующих, особенно на детях. Вместе с другими пережитками религии эти праздники воспиты­ вают верующих в духе покорно­ сти «всемогущей воле бога», ме­ шают им правильно познавать мир и сознательно участвовать в его преобразовании. Поэтому идейная борьба против религии и ее обрядов— это борьба за но­ вого человека, за приобщение всех советских людей к активно­ му строительству новой, счастли­ вой жизни. У нас имеется немало хороших народных праздников, и среди них — местных. Многие колхоз­ ники отмечают «День урожая», годовщину образования своего колхоза, умно и весело проводят «Праздники песни», «Дни чест­ вования передовиков производст­ ва» и т.д. Обрела право на жизнь «Русская масленица». Эти празд­ ники являются торжеством сво­ бодного труда, днями культурно­ го отдыха и разумных развлече­ ний. Они могут и должны оконча­ тельно вытеснить такой отврати­ тельный пережиток старого раб­ ского быта, каким являются «престольные» праздники. В. Быстров. Письмо в редакцию Когда откроется новый магазин? Когда входишь в деревню Малая Суваровка с восточной стороны, то привлекает внимание краснвое здание, покрытое шифером. Но на двери его замок. Это новый мага­ зин Черкасского сельпо. Его обе­ щали открыть к 1 мая, но вот уже несколько месяцев торговлю в нем никак не орга 1 Низуют. Между тем жители деревни с нетерпением ждут, что магаэчи вот-вот гостеприимно раскроет свои двери и 01 НИ смогут приобре­ сти разнообразные товары. Позволительно спросить предсе­ дателя сельпо тов. Бутова: когда же откроется магазин? А. Суворов. д. Малая Суворовка. ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ Го­ рячая пора у строителей Иркут­ ского нефтеперерабатывающего завода, сооружаемого в Ангар­ ске. Стройка вступила в пред­ пусковой период. Первая оче- Трутням и по Вероятно, вы помните эт>- на­ родную мудрость. — Тит, иди молотить! — Живот болит. — Тит, иди кашу есть! — А где моя большая ложка? Дорогие читатели, такой «Тит» появился совсем недавно в колхо­ зе «Искра». Ерошу не обвинять меня в вымысле: дескать, подоб­ ного «Тита» там нет. Если вы сомневаетесь, то приезжайте в сельхозарте.ль и увидите «Тита». Вы узнаете его в лице Алек­ сандрова Григория Николаевича, ко.лхозника первой полеводческой бригады. Как и весь советский народ, труженики этой бригады органи­ зованно идут навстречу предстоя­ щему Пленуму ЦК КПСС. Но есть еще и такие, которые на словах сдвигают целые горы, а на деле они действительно «Титы», пря­ чущиеся за спины честных, тру ­ долюбивых колхозников. Так вот. любит Григорий Нико­ лаевич рано утром, на наряде,по­ говорить о колхозных недостат­ ках, обсудить бригадира о его недоглядках. Но посмотрим, как же он сам относится к общест­ венным работам. Можно взять та­ кой пример. Не так давно брига­ дир Щекин Иван Иванович давал наряд колхозникам. Вдруг послышались голоса: — А что делать нам? Бригадир говорит: — Вы, товарищи колхозникп Г. Александров, В. Шепелев, А. Шепелев. А. Шекин, сегодня будете возить солому для кровли свинарника на машине «ЗИС-5» с шофером Михаилом Шекиным. Они переспросили: редь предприятия должна быть, пущена в конце этого года. За-'*- канчивается монтаж электро- обессоливающей установки, ат- могфернС'Закуумнон трубчатки, установки термического крекин­ га, а также всего комплекса вспомогательных об-ьектов и со­ оружений. Иркутский нефтеперерабаты­ вающий завод будет получать нефтесырье из Башкирии по сооружаемому в настоящее вре­ мя нефтепроводу Омск — Ир­ кутск. НА СНИМКЕ (слева напра­ во): электросварщик А. Груза- нов, слесари В. Жарков и А. Брыкалов монтируют трубо­ провод. Фото М. Минеева. Фотохроника ТАСС. праздник будням * — А что там делать? Услышали ответ: Поедете к солоиме и будете на­ кладывать ее в машину да возить. Ведь зима скоро придет, нужно готовить помещения. Машина уехала в поле. Через полчаса она вернулась с соломой. Когда поеха.ти во второй рейс, один из работающих сказал: — Э-э-э, милые мои, дело не медведь, в лес не убежит. Все остальные согласились с ним и решили вместе погулять. Прогулку назначили в ' соседнюю деревню Целыковку. Машина «ЗПС-5» взя.та туда прямой курс. Через 10 минут она стоя.ла уже возле магазина. А вышеупомяну­ тые товарищи сидели спокойно, выпивали, вели своп разговоры, а о работе, которую им поручил бригадир, забыли. Просидев в магазине до обеда, они взя.лп курс не за соломой, а прямо домой. Им было не до работы: они еле дер­ жались на ногах. После обеденного перерыва ма­ шина долго стояла, не работала. Шофер пришел, а рабочих все не было. Бригадир стал искать их, чтобы напомнить о работе, но хлопоты его были напрасны. Их трудно было найти. Г. Алексан;^ ров метался в.кустах , а осталь­ ные были неизвестно где. Так, машина за весь день п р п - ^ ^ везла всего лишь 4 центнера со- .ЮМЫ (1 рейс), когда можно сде­ лать 6— 7 рейсов. Правлению артели надо при­ звать к порядку нарушителей трудовой дисциплины. М. Соловьев. Редактор В. А. АКУЛЕНКО- Отдел «СОЮЗПЕЧАТИ» доводит до сведения граждан, что продолжается подписка на газеты и журналы на IV квартал. Срок подписки на журналы — до 5 сентября, центральные газеты — до 15 сентября, областные, городскую, районную газеты и блокнот агитатора — до 27 сентября. Подписка принимается всеми отделениями связи, почтальо­ нами, общественными уполномоченными. Отдел «СОЮЗПЕЧАТИ» доводит до сведения граждан, что с 1 сентября ОТКРЫТА ПОДПИСКА на газеты и журналы социалистических стран. Подписка принимается отделом «Союзпечать». АДРЕС РЕДАКЦИИ; г. Елец, млощадь вы. Леявка, корпус Мк 1. Телефоны редактора — 3—14, общий — 2—13. АЭ 25127 Го|. Елец, ттог^афия Обдаствогр уп^аыеява культурш, ялощадь Деянва, корпус ДЬ 1, Тирах 210в *ка. Заказ № 4359

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz