За коммунизм. 1959 г. (г. Елец)
ЗА КОММУНИЗМ 2 сентября 1959 г- Л'» 104(2095) Беседы на антирелигиозные темы „Престольные" праздники н их вред Когда у верующих спрашива ют, что такое «престольные» праздники, то редко кто из них Может ответить на этот вопрос. В самом деле, ка к они возникли, в чем их сущность? В свое время, когда древняя Русь еще не была единым госу дарством п состояла из многих разрозненных княжеств, правя щая верхушка— князья и круп ные бояре старались для освеще ния своей власти обзавестись «святыми» и «угодниками», ко торые бы считались «небесными покровителями» их княжеств и вотчин. Задавленным нищетой и 'бесправием крепостным крестья нам внушалось, что власть и при вилегии каждого князя и бояри на охраняются на небесах спе циальными «святыми», что по этому всякое противодействие этой власти есть не что иное, ка к по пытка воспротивиться «воле бо га». Впоследствии каждый приход стал иметь своих местных «свя тых» и «богородиц»: в церквах устанав-тивались иконы с их изо бражением, считалось, что здесь Их земной «престол». Духовенст во поучало верующих, что эти «святые» лучше других понима ют нужды населения данного прихода, села или местечка, что от их «промысла» зависят успехи сельскохозяйственных работ, при плод скота, счастье и благополу чие каждой семьи. Поэтому люди должны особенно чтить своих «святых покровителей», всячески угождать им, устраивать в честь их специальные торжества — «престольные» праздники. В дни таких праздников в ме стных церквах совершались пыш ные богослужения, усиленно про пагандировались все наиболее ре акционные стороны религии. В сознание верующих церковь осо бенно рьяно внедряла идеи клас сового мира. Она поучала, что эксплуататоры и эксплуатируе мые перед лицом «святых за ступников»— братья, призывала вместе, единой христианской семьей смиренно мо.литься им. Служители церкви проповедова ли, что только таким путем, а не борьбой с «сильными мира сего» трудящиеся могут облегчить свое земное существование. В праздниках в честь местных Щ «святых» церковь нашла одно из средств своего обогащения. После праздничных богослужений духо венство обходило дома верующих и принимало от них приношения: деньги, кур, яйца, зерно и т. д. Нередко за «батюшкой» тянулся целый обоз таких приношений. Ему-то «святой покровитель»дей ствительно «помогал». «Престольные» праздники, на саждавшие среди трудовых людей религиозные предрассудки, темно ту и невежество, являлись вместе с тем своеобразной отдушиной для их горя и отчаяния, к кото рым приводили каторжный, под невольный труд.нищета и беспра вие. В сказках о «святых за ступниках». в сопровождавшем «престольные» праздники без удержном пьянстве люди топили «...свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь» (В. И. Ленин,Ооч., т- 10, стр. 66). Во время «престольных» празд ников всякий труд считался «тяжким грехом». А ведь многие из них приходились на самое горячее время, когда «день год кормит», на время посева, сеноко са, уборки урожая. Какой огром ный ущерб это наносило и без того хилому хозяйству крестьян! Недаром'еще в старину сложились многие пословицы и поговорки, в которых высмеивались обжорство и пьянство во время «престоль ных» праздников, показывался их вред для хозяйства: «Угодни ки на пьянку угодливы — что день, то праздник». «Для браж ников и чашников бывает много праздников». «День свят, а дела стоят», «Праздники часты, а ру ки одиноки» и т. д. В нашей стране ликвидированы классовые корни религии, а ог ромные успехи свободного от эксплуатации труда воочию пока зывают, что советские люди пре красно обходятся без «святых по кровителей» и успешно строят подлинно счастливую жизнь на земле — коммунизм. Однако в силу традиции, унаследованной от прошлых поколений, «пре стольные» праздники еще сохра нились в сознании и быту неко торых советских людей. Они и сейчас наносят немалый вред хо зяйству и людям, мешают строить коммунизм. Москва. На днях на Тушин ском аэродроме известная совет ская парашютистка, обладатель ница 10 золотых медалей, ма стер спорта, инженер Алла Ско- пино'ва совершила 1000-й иры- ясок. Она — единстве'нная в ми ре женщина, имеющая такое ко личество прыжко'В с парашю том. Фото В. Азарова- Фотохроник-а ТАСС. Как сообщалось в нашей печа ти. в Ветлужском районе, Горь ковской области, в течение прош лого года верующие отмечали 66 «престольных» праздников. Колхозники Тихвинского района, Ленинградской области, с возму- шешем говорят: «У нас каждую неделю какой-нибудь церковный праздник. Любители погулять справляют их по нескольку дней и не выходят на работу». Чрезмерное употребление спирт ных напитков во время «пре стольных» праздников нередко приводит к дракам, серьезному расстройству здоровья: верующих и даже к трагическим случаям. Так. в Горьковской области в та кой «святой» день перепившиеся бражники убили юношу, окончив шего школу с золотой медалью. Безудержное пьянство, драки, брань и другие отвратительные спутники «престольных» празд ников пагубно отражаются на семьях верующих, особенно на детях. Вместе с другими пережитками религии эти праздники воспиты вают верующих в духе покорно сти «всемогущей воле бога», ме шают им правильно познавать мир и сознательно участвовать в его преобразовании. Поэтому идейная борьба против религии и ее обрядов— это борьба за но вого человека, за приобщение всех советских людей к активно му строительству новой, счастли вой жизни. У нас имеется немало хороших народных праздников, и среди них — местных. Многие колхоз ники отмечают «День урожая», годовщину образования своего колхоза, умно и весело проводят «Праздники песни», «Дни чест вования передовиков производст ва» и т.д. Обрела право на жизнь «Русская масленица». Эти празд ники являются торжеством сво бодного труда, днями культурно го отдыха и разумных развлече ний. Они могут и должны оконча тельно вытеснить такой отврати тельный пережиток старого раб ского быта, каким являются «престольные» праздники. В. Быстров. Письмо в редакцию Когда откроется новый магазин? Когда входишь в деревню Малая Суваровка с восточной стороны, то привлекает внимание краснвое здание, покрытое шифером. Но на двери его замок. Это новый мага зин Черкасского сельпо. Его обе щали открыть к 1 мая, но вот уже несколько месяцев торговлю в нем никак не орга 1 Низуют. Между тем жители деревни с нетерпением ждут, что магаэчи вот-вот гостеприимно раскроет свои двери и 01 НИ смогут приобре сти разнообразные товары. Позволительно спросить предсе дателя сельпо тов. Бутова: когда же откроется магазин? А. Суворов. д. Малая Суворовка. ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ Го рячая пора у строителей Иркут ского нефтеперерабатывающего завода, сооружаемого в Ангар ске. Стройка вступила в пред пусковой период. Первая оче- Трутням и по Вероятно, вы помните эт>- на родную мудрость. — Тит, иди молотить! — Живот болит. — Тит, иди кашу есть! — А где моя большая ложка? Дорогие читатели, такой «Тит» появился совсем недавно в колхо зе «Искра». Ерошу не обвинять меня в вымысле: дескать, подоб ного «Тита» там нет. Если вы сомневаетесь, то приезжайте в сельхозарте.ль и увидите «Тита». Вы узнаете его в лице Алек сандрова Григория Николаевича, ко.лхозника первой полеводческой бригады. Как и весь советский народ, труженики этой бригады органи зованно идут навстречу предстоя щему Пленуму ЦК КПСС. Но есть еще и такие, которые на словах сдвигают целые горы, а на деле они действительно «Титы», пря чущиеся за спины честных, тру долюбивых колхозников. Так вот. любит Григорий Нико лаевич рано утром, на наряде,по говорить о колхозных недостат ках, обсудить бригадира о его недоглядках. Но посмотрим, как же он сам относится к общест венным работам. Можно взять та кой пример. Не так давно брига дир Щекин Иван Иванович давал наряд колхозникам. Вдруг послышались голоса: — А что делать нам? Бригадир говорит: — Вы, товарищи колхозникп Г. Александров, В. Шепелев, А. Шепелев. А. Шекин, сегодня будете возить солому для кровли свинарника на машине «ЗИС-5» с шофером Михаилом Шекиным. Они переспросили: редь предприятия должна быть, пущена в конце этого года. За-'*- канчивается монтаж электро- обессоливающей установки, ат- могфернС'Закуумнон трубчатки, установки термического крекин га, а также всего комплекса вспомогательных об-ьектов и со оружений. Иркутский нефтеперерабаты вающий завод будет получать нефтесырье из Башкирии по сооружаемому в настоящее вре мя нефтепроводу Омск — Ир кутск. НА СНИМКЕ (слева напра во): электросварщик А. Груза- нов, слесари В. Жарков и А. Брыкалов монтируют трубо провод. Фото М. Минеева. Фотохроника ТАСС. праздник будням * — А что там делать? Услышали ответ: Поедете к солоиме и будете на кладывать ее в машину да возить. Ведь зима скоро придет, нужно готовить помещения. Машина уехала в поле. Через полчаса она вернулась с соломой. Когда поеха.ти во второй рейс, один из работающих сказал: — Э-э-э, милые мои, дело не медведь, в лес не убежит. Все остальные согласились с ним и решили вместе погулять. Прогулку назначили в ' соседнюю деревню Целыковку. Машина «ЗПС-5» взя.та туда прямой курс. Через 10 минут она стоя.ла уже возле магазина. А вышеупомяну тые товарищи сидели спокойно, выпивали, вели своп разговоры, а о работе, которую им поручил бригадир, забыли. Просидев в магазине до обеда, они взя.лп курс не за соломой, а прямо домой. Им было не до работы: они еле дер жались на ногах. После обеденного перерыва ма шина долго стояла, не работала. Шофер пришел, а рабочих все не было. Бригадир стал искать их, чтобы напомнить о работе, но хлопоты его были напрасны. Их трудно было найти. Г. Алексан;^ ров метался в.кустах , а осталь ные были неизвестно где. Так, машина за весь день п р п - ^ ^ везла всего лишь 4 центнера со- .ЮМЫ (1 рейс), когда можно сде лать 6— 7 рейсов. Правлению артели надо при звать к порядку нарушителей трудовой дисциплины. М. Соловьев. Редактор В. А. АКУЛЕНКО- Отдел «СОЮЗПЕЧАТИ» доводит до сведения граждан, что продолжается подписка на газеты и журналы на IV квартал. Срок подписки на журналы — до 5 сентября, центральные газеты — до 15 сентября, областные, городскую, районную газеты и блокнот агитатора — до 27 сентября. Подписка принимается всеми отделениями связи, почтальо нами, общественными уполномоченными. Отдел «СОЮЗПЕЧАТИ» доводит до сведения граждан, что с 1 сентября ОТКРЫТА ПОДПИСКА на газеты и журналы социалистических стран. Подписка принимается отделом «Союзпечать». АДРЕС РЕДАКЦИИ; г. Елец, млощадь вы. Леявка, корпус Мк 1. Телефоны редактора — 3—14, общий — 2—13. АЭ 25127 Го|. Елец, ттог^афия Обдаствогр уп^аыеява культурш, ялощадь Деянва, корпус ДЬ 1, Тирах 210в *ка. Заказ № 4359
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz