За коммунизм. 1959 г. (г. Елец)

За коммунизм. 1959 г. (г. Елец)

ЗА КОММУНИЗМ 8 апреля 1959 г. К» 42(2033) Н. к. К р у п с к а я о преподавании математики в своей исключительно много­ гранной и широкой педагогиче­ ской деятельности выдающийся советский педагог-коммунист На­ дежда Константиновна Крупская большое значение придавала во­ просам преподавания математики в школе. Особое значение Надеж­ да Константиновна придавала вы­ яснению предмета математики, ее роли в. изучении окружающей дей­ ствительности. По ее словам, ма­ тематика помогает все глубже и глубже познавать природу и об­ щественную жизнь, преобразовы­ вать их. Крупская не ограничивается тем, что подчеркивает необходи­ мость раскрытия такого важного методологического вопроса, как предмет математики, она дает так­ же и практические методические указания, каким способом можно осуществлять эту задачу. В част­ ности, одним из этих способов Н. К. Крупская считает показ практического значения математи­ ки и отдельных ее разделов. По мнению Крупской, знание ро­ ли изучаемой дисциплины имеет важное педагогическое значение, т. к. падение интереса у учащих­ ся к тому или иному предмету объясняется тем, что ученик совер­ шенно не представляет себе, зачем нужна знать то, чему его учат. В изучении математики серьезное внимание следует обращать на уме­ ние точно фиксировать действи­ тельность. Н. К. Крупская требовала, что­ бы ребятам была ясна роль мате­ матики в изучении техники, в под­ нятии техники на высщую ступень, .роль изучения математ^1ки в изуче­ нии сил природы (например, аст­ рономия), роль математики в орга­ низации общественной жизни (роль статистики, планирования, учета). Еще В. И. Ленин настаи­ вал, чтобы преподавание статисти­ ки было введено в наших школах. В «Очередных задачах советской власти» В. И. Ленин писал: «Статистика была в капитали­ стическом обществе предметом исключительного ведения «казен­ ных людей» или узких специали­ стов—мы должны понести ее в массы, популяризировать ее». Н. К- Крупская придавала боль­ шое значение методике преподава­ ния. Успешное изучение математики, по мнению Крупской, не опреде­ ляется какими-то особыми матема­ тическими способностями человека. Ответственность за достижение хороших результатов в изучении математики Надежда Константи­ новна возлагает прежде всего на преподавателя. Большое значение для успешного усвоения учащимися учебного ма­ териала имеет их отношение к предмету, их интерес к нему. Но отношение учащихся к предмету целиком и полностью зависит от учителя. Недаром Н. К. Круп­ ская считала овладение мето­ дикой того, как сделать предмет интересным, одной из очередных задач педагогов. Большое значение для нас име­ ют мысли Н. К. Крупской о роли математики и ее месте в политех­ ническом образовании учащихся. Какое же значение имеет мате­ матика и каково ее место в поли­ техническом образовании? На этот вопрос Крупская дает такой ответ: «Математика должна помочь мате­ матически осмыслить все процессы производства, организацию труда, дать целый ряд расчетов и внести конкретность во все освещаемые в процессе 'Изучения вопросы». В це­ лях осуществления политехнизма «необходимо, чтобы та работа, ко­ торую выполняет ребенок, была связана с изучением математики, чтобы арифметические, алгебраи­ ческие и геометрические знания были связаны с производством, способствовали бы лучшему их по­ ниманию». Надежда Константиновна выска­ зывает интересные мысли о том, какую помощь колхозникам могут оказывать учащиеся сельских школ своими знаниями по геометрии и арифметике. H. К. Крупская считала, что со­ держание задач способствует об­ щественно-политическому воспита­ нию учащихся. Задача преподава­ теля математики — показать уча­ щимся на конкретных цифровых примерах грандиозные размеры и невиданные до сих пор в истории темпы экономического и культур­ ного строительства в нашей стране. Особенно ценный материал в этом отношении дают решения XXI съезда КПСС, в частности, конт­ рольные цифры 7-летнего плана. Трудно назвать тот или иной во­ прос методики преподавания мате­ матики, в разрешение которого не внесла бй свой вклад Крупская. Мы встречаем у Крупской ценные указания о самостоятельной рабо­ те по математике, о самодеятель­ ности детей, имеются высказыва­ ния по вопросу о применении на­ глядности. Тарим бразом, Н. К. Крупская в процессе преподавания математи­ ки рекомендует учитывать следую­ щее: I. Обратить особое внимание на объяснение задач, на вывод пра­ вил, на обобщение, на все то, что учит логически мыслить. 2. Обратить особое внимание на увязку теории с практикой, на увязку математики с окружающей, хорошо знакомой учащимся обще­ ственной жизнью, со знакомыми фактами в области естествознания, техники. Совершенно особое вни­ мание надо обратить на статисти­ ку, на чем настаивал Ленин и что играет особо большое значение, когда массы все больше и больше втягиваются ’в дело строительства социализма, когда осуществляется планомерное хозяйство. 3. Имея в виду исключительно большое значение систематики, не­ обходимо проверять, нет ли у уча­ щихся каких-либо пробелов в зна­ нии предыдущего курса, особо это важно при работе с отстающими. 4. Надо обратить внимание на геометрию, связать ее с обучением черчению, сниманию планов, с изу­ чением основ топографии. 5. Показывать, как математика (основная наука) обрастает целым рядом прикладных наук и как зна­ ние основ математики облегчает овладение прикладными науками. Прошло свыше 20 лет с тех пор, как Крупская в печати и на раз­ личных педагогических совещаниях высказала свои мысли о препода­ вании математики, но они не поте­ ряли своего значения и теперь, хо­ тя наша школа в своем развитии прошла большой путь. Преподава­ тели математики должны снова обратиться к изучению трудов Н. К. Крупской по вопросам обра­ зовательного и воспитательного значения математики, ее места в политехническом образовании, применении математических зда­ ний в практической жизни в связи с решениями партии и правитель­ ства по вопросам укрепления связи школы с жизнью. «Учиться, учиться и учиться, вот что надо русскому учительству»,— такую задачу ставит Надежда Константиновна Крупская перед нашими педагогами. В. Веракса, студент Елецкого пединститута. С п о р т у спех наших силачей В городе Бежице Брянской об­ ласти состоялись соревнования штангистов на первенство Централь ного совета ДССО «Урожай». За звание сильнейших тяжелоатлетов боролись более 170 сельских спорт­ сменов из 22 краев, областей и ав­ тономных республик РСФСР. Честь Липецкой области на этих состязаниях защищала сборная команда из семи лучших штанги­ стов. В это число входили четыре атлета нашего района — В. Маля­ вин, В. Литовкин, Ю. Родионов, и И. Рогачев. Рабочий Казацкого паточного комбината Василий Малявин вы­ ступил в полулегком весе. Ему удалось победить 17 соперников, но другие десять оказались силь­ нее его. Таким образом, Малявин занял 11 место, выполнив норму 2 разряда. Для человека, впервые попавшего на такие крупные со­ ревнования, этот результат — не­ сомненный успех. Напряженно шла борьба между штангистами легкого веса, в кото­ ром выступал наш атлет Виктор Литовкин. Из 26 участников здесь было 4 мастера спорта и 5 перво­ разрядников. Наш силач обошел их всех, кроме одного, и с суммой троеборья 330 кг занял второе ме­ сто. В толчке штанги двумя рука­ ми ему удалось установить новый рекорд области — 132,5 кг. Нашего полусредневеса Юрия Родионова постигла неудача. Вы­ полнив норму второго разряда в жиме и рывке, он не сумел сде­ лать этого в толчке. Меньший ре- К 150-летию со дня рождения Н. В, Гоголя На сцене Дома культуры Любят в нашем селе бес­ смертные произведения Н. В. Гоголя. Примером тому может служить недавно состоявшийся в Еазадком Доме культуры ве­ чер, посвященный 150-детию со дня рождения великого пи­ сателя. Несмотря на размытые веш­ ними водами дорожки и стеж­ ки, жители села, молодые и по­ жилые. шли в Дом культуры.А здесь, в фойе, для читателей была организована выставка произведений Н. В. Гоголя. Библиотекарь А. Быкова ожив­ ленно беседует с читателями, дает им советы, что читать, характеризует ту или иную книгу писателя. В зале тишина. Учительница Казацкой средней школы Р. В. Неделина рассказывает присут­ ствующим о Н. В. Гоголе, вели­ ком мастере слова. Затем кол­ лектив художественной самоде­ ятельности дал концерт. В программе — отрывок из коме­ дии «Ревизор». С собственным стихотворени­ ем «Русь» выступил перед чи­ тателями М. Рябцев. Потом Г. Щепотьева прочитала отры­ вок «Тиха украинская ночь» из «Вечеров на хуторе близ Ди- каньки». Долго не смолкала музыка на сцене Дома культуры. Перед односельчанами выступили уча­ стники самодеятельности В. Ле- де 1 нев, К. Рябцев, И. Богати­ ков и другие. Вечер прошел весело и инте­ ресно. В. Семенова. с. Казаки. Г О Г О Л Ю Держу в руках я Сборник сочинений, И Русь бесправная Встает передо мной. И образы, что породил Твой гений, Как на плацу, Проходят чередой. Могла ли Русь С Ноздревыми-вралями И скрягой Плюшкиным, С Коробочкой пустой, С телегами И с жалкими полями В то время стать Страной передовой? Твой современник, может, Лишь мечтал когда-то О запуске ракеты на Луну, Теперь мой край не тот, Народ мой стал крылатым, Он в тайны Космоса Упрямо заглянул. И, обгоняя всех в необозримом просторе, К солнцу (век ему сиять!), Несется тройка-Русь неудержимо, И никому ее не обогнать. М. РЯБЦЕВ. с. Казаки. Награждение многодетных матерей Указами Президиума Верховно­ го Совета СССР группа многодет­ ных матерей района награждена орденами и медалями. Высокого звания «Мать-герои­ ня» удостоены Семенова Алексан­ дра Ивановна (Казацкий сель­ совет), Безбабичева Дарья Ники­ тична (Ольховец) и Фомина Ан­ на Николаевна (Черкасский сель­ совет). Каждая из них родила и воспитала 10 детей. Орденом «Материнская слава» I степени награждены матери, ро­ дившие и воспитавшие девять де­ тей. В их числе — Быкова Мария Александровна и Милова Мария зультат по условиям соревнования в зачет не шел. Следовательно, Ро­ дионов выбыл из борьбы и «при­ нес» нашей команде 23 штрафных очка. За своего неудачливого товарища в известной степени «отомстил» наш пищулинский богатырь Иван Рогачев. Среди тяжеловесов он был вне конкуренции и, набрав в сумме троеборья 417,5 кг, стал аб- Федоровна (Больше-Извальский сельсовет), Панова -Александра Алексеевна (Пищулинский сельсо­ вет). Группа многодетных матерей награждена орденами «Материн­ ская слава» II и III степени. Медалями «Медаль материнст­ ва» первой и второй степени на­ граждены, Купавцева Мария Ни­ колаевна, Дятлова Антонина Се­ меновна (Казаки), Арестова Алек­ сандра Антоновна (Голиковский сельсовет), Клокова Анна Тихо­ новна (Больше-Извальский сельсо­ вет и др.). Л. Курбатова, секретарь райисполкома. солютным чемпионом ДССО «Уро­ жай». Б командном зачете штангисты Липецкой области заняли 11 ме­ сто, Это, как говорится, и не пло­ хо, и не хорошо. Сейчас И. Рогачев и Б. Литов­ кин находятся на тренировочном сборе. Они готовятся к участию в первенстве Советского Союза сре­ ди сельских штангистов. Опять на третьем месте Б Ельце проводился финал пер­ венства облсовета ДССО «Уро­ жай» по шахматам. Участвовали команды Троекуровского, Усман- ского, Елецкого районов и обл­ потребсоюза. Наши шахматисты сумели набрать только 6 очков и оказались на третьем месте. Это такой же результат, как и в прош­ лом году. 9 Могут ли наши шахматисты улучшить результат? Могут, ибо они лучше их соперников знают теорию игры. Чего же им недоста­ ет? Более частых встреч с силь­ ными противниками. С. Атаманов. Зам. редактора Н. ДОРОХИН. АЭ 24760 АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Елец площадь им. Ленина, корпус № 1. Телефоны редактора—3—14, общий 2 13. Гор. Елец, типография Липецкого облуправления культуры, площадь Ленина, корпус № 1. Тираж 2100 экз. Заказ № 1801

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz