За коммунизм. 1959 г. (г. Елец)
ЗА КОММУНИЗМ 8 апреля 1959 г. К» 42(2033) Н. к. К р у п с к а я о преподавании математики в своей исключительно много гранной и широкой педагогиче ской деятельности выдающийся советский педагог-коммунист На дежда Константиновна Крупская большое значение придавала во просам преподавания математики в школе. Особое значение Надеж да Константиновна придавала вы яснению предмета математики, ее роли в. изучении окружающей дей ствительности. По ее словам, ма тематика помогает все глубже и глубже познавать природу и об щественную жизнь, преобразовы вать их. Крупская не ограничивается тем, что подчеркивает необходи мость раскрытия такого важного методологического вопроса, как предмет математики, она дает так же и практические методические указания, каким способом можно осуществлять эту задачу. В част ности, одним из этих способов Н. К. Крупская считает показ практического значения математи ки и отдельных ее разделов. По мнению Крупской, знание ро ли изучаемой дисциплины имеет важное педагогическое значение, т. к. падение интереса у учащих ся к тому или иному предмету объясняется тем, что ученик совер шенно не представляет себе, зачем нужна знать то, чему его учат. В изучении математики серьезное внимание следует обращать на уме ние точно фиксировать действи тельность. Н. К. Крупская требовала, что бы ребятам была ясна роль мате матики в изучении техники, в под нятии техники на высщую ступень, .роль изучения математ^1ки в изуче нии сил природы (например, аст рономия), роль математики в орга низации общественной жизни (роль статистики, планирования, учета). Еще В. И. Ленин настаи вал, чтобы преподавание статисти ки было введено в наших школах. В «Очередных задачах советской власти» В. И. Ленин писал: «Статистика была в капитали стическом обществе предметом исключительного ведения «казен ных людей» или узких специали стов—мы должны понести ее в массы, популяризировать ее». Н. К- Крупская придавала боль шое значение методике преподава ния. Успешное изучение математики, по мнению Крупской, не опреде ляется какими-то особыми матема тическими способностями человека. Ответственность за достижение хороших результатов в изучении математики Надежда Константи новна возлагает прежде всего на преподавателя. Большое значение для успешного усвоения учащимися учебного ма териала имеет их отношение к предмету, их интерес к нему. Но отношение учащихся к предмету целиком и полностью зависит от учителя. Недаром Н. К. Круп ская считала овладение мето дикой того, как сделать предмет интересным, одной из очередных задач педагогов. Большое значение для нас име ют мысли Н. К. Крупской о роли математики и ее месте в политех ническом образовании учащихся. Какое же значение имеет мате матика и каково ее место в поли техническом образовании? На этот вопрос Крупская дает такой ответ: «Математика должна помочь мате матически осмыслить все процессы производства, организацию труда, дать целый ряд расчетов и внести конкретность во все освещаемые в процессе 'Изучения вопросы». В це лях осуществления политехнизма «необходимо, чтобы та работа, ко торую выполняет ребенок, была связана с изучением математики, чтобы арифметические, алгебраи ческие и геометрические знания были связаны с производством, способствовали бы лучшему их по ниманию». Надежда Константиновна выска зывает интересные мысли о том, какую помощь колхозникам могут оказывать учащиеся сельских школ своими знаниями по геометрии и арифметике. H. К. Крупская считала, что со держание задач способствует об щественно-политическому воспита нию учащихся. Задача преподава теля математики — показать уча щимся на конкретных цифровых примерах грандиозные размеры и невиданные до сих пор в истории темпы экономического и культур ного строительства в нашей стране. Особенно ценный материал в этом отношении дают решения XXI съезда КПСС, в частности, конт рольные цифры 7-летнего плана. Трудно назвать тот или иной во прос методики преподавания мате матики, в разрешение которого не внесла бй свой вклад Крупская. Мы встречаем у Крупской ценные указания о самостоятельной рабо те по математике, о самодеятель ности детей, имеются высказыва ния по вопросу о применении на глядности. Тарим бразом, Н. К. Крупская в процессе преподавания математи ки рекомендует учитывать следую щее: I. Обратить особое внимание на объяснение задач, на вывод пра вил, на обобщение, на все то, что учит логически мыслить. 2. Обратить особое внимание на увязку теории с практикой, на увязку математики с окружающей, хорошо знакомой учащимся обще ственной жизнью, со знакомыми фактами в области естествознания, техники. Совершенно особое вни мание надо обратить на статисти ку, на чем настаивал Ленин и что играет особо большое значение, когда массы все больше и больше втягиваются ’в дело строительства социализма, когда осуществляется планомерное хозяйство. 3. Имея в виду исключительно большое значение систематики, не обходимо проверять, нет ли у уча щихся каких-либо пробелов в зна нии предыдущего курса, особо это важно при работе с отстающими. 4. Надо обратить внимание на геометрию, связать ее с обучением черчению, сниманию планов, с изу чением основ топографии. 5. Показывать, как математика (основная наука) обрастает целым рядом прикладных наук и как зна ние основ математики облегчает овладение прикладными науками. Прошло свыше 20 лет с тех пор, как Крупская в печати и на раз личных педагогических совещаниях высказала свои мысли о препода вании математики, но они не поте ряли своего значения и теперь, хо тя наша школа в своем развитии прошла большой путь. Преподава тели математики должны снова обратиться к изучению трудов Н. К. Крупской по вопросам обра зовательного и воспитательного значения математики, ее места в политехническом образовании, применении математических зда ний в практической жизни в связи с решениями партии и правитель ства по вопросам укрепления связи школы с жизнью. «Учиться, учиться и учиться, вот что надо русскому учительству»,— такую задачу ставит Надежда Константиновна Крупская перед нашими педагогами. В. Веракса, студент Елецкого пединститута. С п о р т у спех наших силачей В городе Бежице Брянской об ласти состоялись соревнования штангистов на первенство Централь ного совета ДССО «Урожай». За звание сильнейших тяжелоатлетов боролись более 170 сельских спорт сменов из 22 краев, областей и ав тономных республик РСФСР. Честь Липецкой области на этих состязаниях защищала сборная команда из семи лучших штанги стов. В это число входили четыре атлета нашего района — В. Маля вин, В. Литовкин, Ю. Родионов, и И. Рогачев. Рабочий Казацкого паточного комбината Василий Малявин вы ступил в полулегком весе. Ему удалось победить 17 соперников, но другие десять оказались силь нее его. Таким образом, Малявин занял 11 место, выполнив норму 2 разряда. Для человека, впервые попавшего на такие крупные со ревнования, этот результат — не сомненный успех. Напряженно шла борьба между штангистами легкого веса, в кото ром выступал наш атлет Виктор Литовкин. Из 26 участников здесь было 4 мастера спорта и 5 перво разрядников. Наш силач обошел их всех, кроме одного, и с суммой троеборья 330 кг занял второе ме сто. В толчке штанги двумя рука ми ему удалось установить новый рекорд области — 132,5 кг. Нашего полусредневеса Юрия Родионова постигла неудача. Вы полнив норму второго разряда в жиме и рывке, он не сумел сде лать этого в толчке. Меньший ре- К 150-летию со дня рождения Н. В, Гоголя На сцене Дома культуры Любят в нашем селе бес смертные произведения Н. В. Гоголя. Примером тому может служить недавно состоявшийся в Еазадком Доме культуры ве чер, посвященный 150-детию со дня рождения великого пи сателя. Несмотря на размытые веш ними водами дорожки и стеж ки, жители села, молодые и по жилые. шли в Дом культуры.А здесь, в фойе, для читателей была организована выставка произведений Н. В. Гоголя. Библиотекарь А. Быкова ожив ленно беседует с читателями, дает им советы, что читать, характеризует ту или иную книгу писателя. В зале тишина. Учительница Казацкой средней школы Р. В. Неделина рассказывает присут ствующим о Н. В. Гоголе, вели ком мастере слова. Затем кол лектив художественной самоде ятельности дал концерт. В программе — отрывок из коме дии «Ревизор». С собственным стихотворени ем «Русь» выступил перед чи тателями М. Рябцев. Потом Г. Щепотьева прочитала отры вок «Тиха украинская ночь» из «Вечеров на хуторе близ Ди- каньки». Долго не смолкала музыка на сцене Дома культуры. Перед односельчанами выступили уча стники самодеятельности В. Ле- де 1 нев, К. Рябцев, И. Богати ков и другие. Вечер прошел весело и инте ресно. В. Семенова. с. Казаки. Г О Г О Л Ю Держу в руках я Сборник сочинений, И Русь бесправная Встает передо мной. И образы, что породил Твой гений, Как на плацу, Проходят чередой. Могла ли Русь С Ноздревыми-вралями И скрягой Плюшкиным, С Коробочкой пустой, С телегами И с жалкими полями В то время стать Страной передовой? Твой современник, может, Лишь мечтал когда-то О запуске ракеты на Луну, Теперь мой край не тот, Народ мой стал крылатым, Он в тайны Космоса Упрямо заглянул. И, обгоняя всех в необозримом просторе, К солнцу (век ему сиять!), Несется тройка-Русь неудержимо, И никому ее не обогнать. М. РЯБЦЕВ. с. Казаки. Награждение многодетных матерей Указами Президиума Верховно го Совета СССР группа многодет ных матерей района награждена орденами и медалями. Высокого звания «Мать-герои ня» удостоены Семенова Алексан дра Ивановна (Казацкий сель совет), Безбабичева Дарья Ники тична (Ольховец) и Фомина Ан на Николаевна (Черкасский сель совет). Каждая из них родила и воспитала 10 детей. Орденом «Материнская слава» I степени награждены матери, ро дившие и воспитавшие девять де тей. В их числе — Быкова Мария Александровна и Милова Мария зультат по условиям соревнования в зачет не шел. Следовательно, Ро дионов выбыл из борьбы и «при нес» нашей команде 23 штрафных очка. За своего неудачливого товарища в известной степени «отомстил» наш пищулинский богатырь Иван Рогачев. Среди тяжеловесов он был вне конкуренции и, набрав в сумме троеборья 417,5 кг, стал аб- Федоровна (Больше-Извальский сельсовет), Панова -Александра Алексеевна (Пищулинский сельсо вет). Группа многодетных матерей награждена орденами «Материн ская слава» II и III степени. Медалями «Медаль материнст ва» первой и второй степени на граждены, Купавцева Мария Ни колаевна, Дятлова Антонина Се меновна (Казаки), Арестова Алек сандра Антоновна (Голиковский сельсовет), Клокова Анна Тихо новна (Больше-Извальский сельсо вет и др.). Л. Курбатова, секретарь райисполкома. солютным чемпионом ДССО «Уро жай». Б командном зачете штангисты Липецкой области заняли 11 ме сто, Это, как говорится, и не пло хо, и не хорошо. Сейчас И. Рогачев и Б. Литов кин находятся на тренировочном сборе. Они готовятся к участию в первенстве Советского Союза сре ди сельских штангистов. Опять на третьем месте Б Ельце проводился финал пер венства облсовета ДССО «Уро жай» по шахматам. Участвовали команды Троекуровского, Усман- ского, Елецкого районов и обл потребсоюза. Наши шахматисты сумели набрать только 6 очков и оказались на третьем месте. Это такой же результат, как и в прош лом году. 9 Могут ли наши шахматисты улучшить результат? Могут, ибо они лучше их соперников знают теорию игры. Чего же им недоста ет? Более частых встреч с силь ными противниками. С. Атаманов. Зам. редактора Н. ДОРОХИН. АЭ 24760 АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Елец площадь им. Ленина, корпус № 1. Телефоны редактора—3—14, общий 2 13. Гор. Елец, типография Липецкого облуправления культуры, площадь Ленина, корпус № 1. Тираж 2100 экз. Заказ № 1801
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz