За коммунизм. 1959 г. (г. Елец)
ЗА К0Ш1УНИЗМ 13 марта 1959 г. 31 (2022) Н. к . Крупская о преподавании лиетратуры 26 февраля 1959 года наша страна отмечала 90-летие со дня рождения Н. К. Крупской. В связи с этим в Елецком педагогиче ском институте состоялась научная конференция, посвященная педагогическому наследию Н. К. Крупской. С докладами на кон ференции выступили преподаватели и студенты института. Сегод ня мы публикуем изложение доклада студентки Н. М. Деевой. Надежда Константиновна Круп- никакие ская всегда придавала большое значение вопросу изучения лите ратуры, учила подходить к вопро сам методики преподавания ли тературы с позиций марксистско- ленинской 4>илософии. Литература — могучее средство вовдействия на человека, особен но на молодого, характер и взгля ды которого только еще склады ваются. Литература поможет ему понять жизнь, люд€й_ то, чем они живут, дышат.- Книга помогает не только разобраться в людях,’ но она же может научить подходить к людям, влиять на мораль, на пове дение человека, на его мировоз зрение. Крупская подчеркивала, что осо бенно велико значение литературы в переходные периоды, когда ме няется общественный уклад и ког да страна живет особенно напря женной жиз!нью. Однако надо пом нить, что книги бывают разные и не всякая ведет вперед, «зажигает сердце» на подвиг, благородное дело. Бывает такая литература, которая тянет назад, к старому, дезорганизует. Эта литература действует вроде отравы, надо страховать от такой литературы и ее влияния. Поэтому, говорит Н. К. Крупская, в школе необхо дима правильная постановка пре подавания литературы. Одной из главных задач курса литературы Крупская считала умение научить учащихся крити чески анализировать литературу Поэтому-то в курсе литературы анализ художественных произведе ний должен занимать видное ме сто. Анализ произведший необхо димо связывать с анализом дейст вительности. Это положение, эта мысль Н. К. Крупской особенно ценна в наши дни, когда перед школой поставлена задача сближе ния с жизнью^ действительностью. | МеЖдународнЬш обзор статистические данные. Надежда Константиновна указы вала, ^ш) В. И. Ленин ценил их и использовал для своих выводов, работ. Особенно широко он ис пользовал для этой цели Успен ского, Короленко. Замечание Крупской, что в на шу эпоху художественная литера тура имеет громадное значение и курс должен быть тщательно ото бран, имеет, для нашего времени большое значение. Надо, прежде всего, давать наиболее художест венные, наиболее идейные произве дения современных писателей, на до показывать тесную связь ли тературы с жизнью. И в этом от ношении Крупская подчеркивала важную роль не только беллетри стики, но и особенно публицисти ки, которая дает глубокий анализ действительности. «На современных писателях на до дать мерила того, что цшится в. художественном произведении», —писала Н. К. Крупская. На раз боре этих произведений необходи мо добиться понимания учащими ся громадного 31начения литерату ры социалистического реализма. Крупская указывала, что уча щийся твердо должен знать и по нять ошовную задачу социали стической литературы — научить ншавидеть гнет, эксплуатацию, «все недостойное, подлое, злое», обывательщину, мещанство. В ИНТЕРЁСАХ ОСЛАБЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ Одним из событий минувшей недели было успешное завершение визита в нашу страну английского премьер-|министра Г. Макмиллана. Накануне этого визита реакцион ная печать Запада, особенно аме риканская. пророчила ему провал. Однако подобные надежды не оп равдались. йоездка Г. Макмилла на и английского министра ино странных дел С. Ллойда и их бе седы с Н. С. Хрущевым и другими членами Советского правительст ва вновь продемонстрировали пользу личных встреч между ру ководящими деятелями стран Востока и Запада. В опубликованном по оконча нии визита Г. Макмиллана со- ветско-ангдийском коммюнике говорится: «Свободный обмен мнениями и идеями, который имел место, привел к лучшему взаимопониманию позиций обоих правительств и тем самым явился цолезным вкладом в дело прове дения предстоящих международ ных переговоров в более широком составе». Обе стороны пришли к выводу, что спорные междуна родные вопросы должны разре шаться при помощи переговоров, а не путем применения силы. Рассмотрев вопросы советско-ан глийских отношений, они призна-1 ли необходимым развивать тор говлю между обеими странами и обмен в области культуры. Хотя между советским и ан глийским правительствами и не было достигнуто единства взгля дов по германскому вопросу, ви зит Макмиллана в СССР рассмат ривается мировой обществен ностью как положительное явле ние, способствующее ослаблению нынешней международной напря женности. Лидер английских лей- На партийность литературы На- ?ор7стов“ в"пГлат^‘7ордоГ верх няя палата парламента) Алексан- оообое внима1ние; она подчеркива ла, что при разборе произведения социалистической литературы не обходимо показать, что такое ее классовый характер, что всегда любая книга «льет воду на мель ницу того или иного класса», т. е. служит интересам определенного класса. Однако, вооружив пониманием В своих работах Крупская под- роли литературы на ярких приме- черкивала. что не самое главное— Рах современности, надо углубить зачитать в классе как можно боль- это понимание иа изучшии клас- ше художественных произведший, сиков. Н. К. Крупская писала, что а главное — «взять типичное, дать Владимир Ильич всестороннюю марксистско-ленин скую оценку этих произведений, научить учащихся черпать из ху дожественных произведений пони мание жизни, научить «видеть» жизнь во всей ее глубине и много гранности» (Крупская). Если каждый учащийся научит ся умению правильно расценивать читаемое, то он уже будет защи щен от влияния вредной книги. Многие литературные произве дший дают такую яркую картину общественной жизни, уклада, как Ленин всегда указывал на необходимость изу чения таких классиков, как Пуш кин, Лермонтов, Гоголь Некрасов, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин. Большое значшие он придавал произведениям Белинского, Добро любова, Герцша, Чернышевского. Однако Крупская отмечала, что история литературы должна быть не какой-то самодовлеющей зада чей, а служить лучшему понима нию современности, с одной сторо ны, долж1на служить лучшему по ниманию истории — с другой. дер заявил, что визит Макмилла на в СССР может способствовать достижению более широкого со глашения о решении важных международных вопросов. «Мы надеемся, — сказал он, — что за поездкой йремьер-министра по следуют хорошие результаты». Чтобы такие результаты были достигнуты на практике, требуеТ' ся одно — желание правящих кругов на Западе решать спорные вопросы мирным путем. Что ка сается готовности к этому Совет ского Союза, то она находит свое! яркое выражение во всей внешне политической деятельности на шего правительства, в частнбсти в его позиции по вопросам мирно го договора е Германией и ликви дации оккупационного режима в Западном Берлине. Последние со ветские ноты по этим вопросам и выступления товарища Н. С. Хрущева в Германской, Демокра тической Республике, куда он вы ехал по приглашению правитель ства ГДР для ознакомления с между 1 лародной ярмаркой в Лейп циге, окончательно выбили почву из-под ног тех западных полити ков, которые не желают ослабле ния напряженности в центре Ев ропы. Согласие СССР обсудить вопросы мирного договора с Гер манией и нормализации положе ния в Западном Берлине на сове щании министров иностранных дел заинтересованных держав с одобрением встречено во всем ми ре. Даже американская газета «Нью-Йорк тайме» заявляет, что «следует приветствовать» эту новую советскую инициативу. После окончания второй ми ровой войны прошло почти 14 лет, и необходимость мирного договора с Германией ныне оче видна для всех непредвзято на- строевных людей. Если же, не смотря на это, западные державы и дальше будут препятствовать заключению мирного договора с Германией и нормализации поло жения в Западном Берлине, тс СССР, как подчеркнул в Лейпци ге товарищ Н. С. Хрущев, подпи шет такой договор с Германской Демократической Республикой. Ясная миролюбивая позиция СССР в германском вопрос© нахо дит горячую поддержку всего не мецкого народа. Состоявшаяся на днях общегерманская рабочая конференция, в которой принима ли участие представители обоих германских государств, подчерк нула: «мирный договор принес бы германскому рабочему классу величайшую пользу». В равной мере такой договор принес бы пользу воем народам, ибо он лик видировал бы опасный очаг войны в центре Европы и тем самым сыграл бы огромную роль в укреплении всеобщего мира и безопасности. НОВЫЙ АМЕРИКАНСКИЙ ЗАГОВОР НА БЛИЖНЕМ И СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ 5 марта в турецкой столице Анкаре были подписаны двух сторонние военные соглашения США с Турцией, Ираном и Паки станом. Подготовку в этим согла шениям правящие круги США начали еще тогда, когда летом 1958 года рухнул прозападный монархический режим в Ираке, в результате чего эта страна пере стала быть участницей агрессив ного Багдадского пакта, созданно го колонизаторами для упрочения своих позиций на Ближнем и Среднем Востоке. Стремясь воз' местить потерю Ирака, империа листы решили еще крепче п р и в я ^ ^ зать к своей военной колеснице азиатских участников пакта — Турцию, Иран и Пакистан, чему и призваны служить навязанные им двухегоровние военные согла шения с Соединенными Штатами Америки. По этим соглашениям США получили фактически не- огрэниченное право вмешиваться во внутренние дела указанных трех стран. И хотя соглашения изобилуют пышными фразами о «всеобщем мире», «коллективной безопасности»' и «американской помощи», это не может замаски ровать их колонизаторскую сущ ность. Народы стран Ближнего и Среднего Востока от|ают себе от чет в том, что сговор америка 1 | ^ ^ ских империалистов с их и р а ^ ^ скими, пакистанскими и турецки ми сообщниками направлен преж - ' де всего против национально-ос^ вободительного движения в этом районе. Ливанская газета «Ан- нида» подчеркивает, что соглаше ния, подписанные в Анкаре, ра зоблачают американских -импе риалистов, как «врагов свободо любивых народов и оплот реак ционных сил на Среднем Востоке и во всем мире». Сурово осуа^дает общественность Ближнего и Сред него Востока и позицию правя щих кругов Турции, Ирана и Па кистана, которые пошли на . ка бальный для своих стран сговор США. В лице американского империализма правите.ти этих трех стран увидели силу, кото рая, как им кажется, может спа сти их от гнева своих народов. Тщетные надежды. Режимы, опи рающиеся на иностранные шты ки, не могут быть прочными. Со вершенно очевидно также, что анкарские соглашения направле ны против Советского Союза. Это особенно наглядно видно на при мере позиции Ирана, правящие круги которого умышленно сорва ли советско-иранские переговоры относительно договора о дружбе и ненападении с СССР и отдают ныне территорию своей страны под американские военные базы. Подписав военные соглашення , с США, ньшешние правители"^ Ш Турции, Ирана и Пакистана вст| ли на путь новых преступнь! авантюр против своих народов и всеобщего дела мира. Н. Чигирь. Редактор В. АКУЛЕНКО. ХОРОШЕЕ НАЧИНАНИЕ «Ключ жизни» кружковцы вы- При Александровском Доме ин- уже неоднократно выступали не- ступили с^большой и интересной валидов недавно создан неболь шой кружок художественной са модеятельности. Много труда и инициативы в организацию круж ка было вложено слесарем-элект- риком Гудковым А. Участники самодеятельности ред зрителями. Так, например, в программой в клубе совхоза, день выборов был дан концерт на | Тепло встретили зрители испол- избирательном участке при Доме нителей русских народаых песен инвалидов. Концерт с обновленной и плясок Гудкова А., Смирнову программой был дан и 8 марта. По приглашению администра ции и рабочего комитета совхоза Н. Е., Логвинова И. Е. и участни ка драматического кружка Федо сина Б. С. А. Швец. КАЗАЦКИЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ 17— 18 марта НЕ ОГЛЯДЫВАЙСЯ, СЫНОК 19 марта БОЛЬШАЯ ЖИЗНЬ (1 серия) 21—22 марта БОЛЬШАЯ ЖИЗНЬ (2 серия) I * .* *: ТАЛИЦКИЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ 17 марта БЕССМЕРТНАЯ ПЕСНЯ 18— 19 марта ДВА ФЕДОРА 21—22 марта СОЛДАТСКОЕ СЕРДЦЕ ЧЕРКАССКИЙ СЕЛЬСКИЙ КЛУБ 14 марта ДОРОГОЙ м о и ЧЕЛОВЕК 17 марта ПО ПУТЕВКЕ ЛЕНИНА 19 марта В ДНИ ОКТЯБРЯ 21 марта КИЕВЛЯНКА АРГАМАЧЕНСКИЙ С Е Л БС К 1Л КЛУБ ” 14 марта ИЗ МОЕЙ ЖИЗНИ 15 марта АВИЦЕННА 18 марта ИЮНЬСКИЕ ДНИ 21 марта ОТЕЛЛО АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Елец, площадь им, Ленина, корпус № 1. Телефоны: редактора — 1—06, общий — 2—13 АЭ 24671 Ео|, Влем, Т 1 пог 2 я ^ а Обдаствого уп^**^** м ощ а^ Дсаш 18 | ко^оус М|1, Т | | а х 21№ ава. •акаа М 1313
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz