За коммунизм. 1959 г. (г. Елец)

За коммунизм. 1959 г. (г. Елец)

ЗА К0Ш1УНИЗМ 13 марта 1959 г. 31 (2022) Н. к . Крупская о преподавании лиетратуры 26 февраля 1959 года наша страна отмечала 90-летие со дня рождения Н. К. Крупской. В связи с этим в Елецком педагогиче­ ском институте состоялась научная конференция, посвященная педагогическому наследию Н. К. Крупской. С докладами на кон­ ференции выступили преподаватели и студенты института. Сегод­ ня мы публикуем изложение доклада студентки Н. М. Деевой. Надежда Константиновна Круп- никакие ская всегда придавала большое значение вопросу изучения лите­ ратуры, учила подходить к вопро­ сам методики преподавания ли­ тературы с позиций марксистско- ленинской 4>илософии. Литература — могучее средство вовдействия на человека, особен­ но на молодого, характер и взгля­ ды которого только еще склады­ ваются. Литература поможет ему понять жизнь, люд€й_ то, чем они живут, дышат.- Книга помогает не только разобраться в людях,’ но она же может научить подходить к людям, влиять на мораль, на пове­ дение человека, на его мировоз­ зрение. Крупская подчеркивала, что осо­ бенно велико значение литературы в переходные периоды, когда ме­ няется общественный уклад и ког­ да страна живет особенно напря­ женной жиз!нью. Однако надо пом­ нить, что книги бывают разные и не всякая ведет вперед, «зажигает сердце» на подвиг, благородное дело. Бывает такая литература, которая тянет назад, к старому, дезорганизует. Эта литература действует вроде отравы, надо страховать от такой литературы и ее влияния. Поэтому, говорит Н. К. Крупская, в школе необхо­ дима правильная постановка пре­ подавания литературы. Одной из главных задач курса литературы Крупская считала умение научить учащихся крити­ чески анализировать литературу Поэтому-то в курсе литературы анализ художественных произведе­ ний должен занимать видное ме­ сто. Анализ произведший необхо­ димо связывать с анализом дейст­ вительности. Это положение, эта мысль Н. К. Крупской особенно ценна в наши дни, когда перед школой поставлена задача сближе­ ния с жизнью^ действительностью. | МеЖдународнЬш обзор статистические данные. Надежда Константиновна указы­ вала, ^ш) В. И. Ленин ценил их и использовал для своих выводов, работ. Особенно широко он ис­ пользовал для этой цели Успен­ ского, Короленко. Замечание Крупской, что в на­ шу эпоху художественная литера­ тура имеет громадное значение и курс должен быть тщательно ото­ бран, имеет, для нашего времени большое значение. Надо, прежде всего, давать наиболее художест­ венные, наиболее идейные произве­ дения современных писателей, на до показывать тесную связь ли­ тературы с жизнью. И в этом от­ ношении Крупская подчеркивала важную роль не только беллетри­ стики, но и особенно публицисти­ ки, которая дает глубокий анализ действительности. «На современных писателях на­ до дать мерила того, что цшится в. художественном произведении», —писала Н. К. Крупская. На раз­ боре этих произведений необходи­ мо добиться понимания учащими­ ся громадного 31начения литерату­ ры социалистического реализма. Крупская указывала, что уча­ щийся твердо должен знать и по­ нять ошовную задачу социали­ стической литературы — научить ншавидеть гнет, эксплуатацию, «все недостойное, подлое, злое», обывательщину, мещанство. В ИНТЕРЁСАХ ОСЛАБЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ Одним из событий минувшей недели было успешное завершение визита в нашу страну английского премьер-|министра Г. Макмиллана. Накануне этого визита реакцион­ ная печать Запада, особенно аме­ риканская. пророчила ему провал. Однако подобные надежды не оп­ равдались. йоездка Г. Макмилла­ на и английского министра ино­ странных дел С. Ллойда и их бе­ седы с Н. С. Хрущевым и другими членами Советского правительст­ ва вновь продемонстрировали пользу личных встреч между ру­ ководящими деятелями стран Востока и Запада. В опубликованном по оконча­ нии визита Г. Макмиллана со- ветско-ангдийском коммюнике говорится: «Свободный обмен мнениями и идеями, который имел место, привел к лучшему взаимопониманию позиций обоих правительств и тем самым явился цолезным вкладом в дело прове­ дения предстоящих международ­ ных переговоров в более широком составе». Обе стороны пришли к выводу, что спорные междуна­ родные вопросы должны разре­ шаться при помощи переговоров, а не путем применения силы. Рассмотрев вопросы советско-ан­ глийских отношений, они призна-1 ли необходимым развивать тор­ говлю между обеими странами и обмен в области культуры. Хотя между советским и ан­ глийским правительствами и не было достигнуто единства взгля­ дов по германскому вопросу, ви­ зит Макмиллана в СССР рассмат­ ривается мировой обществен­ ностью как положительное явле­ ние, способствующее ослаблению нынешней международной напря­ женности. Лидер английских лей- На партийность литературы На- ?ор7стов“ в"пГлат^‘7ордоГ верх ­ няя палата парламента) Алексан- оообое внима1ние; она подчеркива­ ла, что при разборе произведения социалистической литературы не­ обходимо показать, что такое ее классовый характер, что всегда любая книга «льет воду на мель­ ницу того или иного класса», т. е. служит интересам определенного класса. Однако, вооружив пониманием В своих работах Крупская под- роли литературы на ярких приме- черкивала. что не самое главное— Рах современности, надо углубить зачитать в классе как можно боль- это понимание иа изучшии клас- ше художественных произведший, сиков. Н. К. Крупская писала, что а главное — «взять типичное, дать Владимир Ильич всестороннюю марксистско-ленин­ скую оценку этих произведений, научить учащихся черпать из ху­ дожественных произведений пони­ мание жизни, научить «видеть» жизнь во всей ее глубине и много­ гранности» (Крупская). Если каждый учащийся научит­ ся умению правильно расценивать читаемое, то он уже будет защи­ щен от влияния вредной книги. Многие литературные произве­ дший дают такую яркую картину общественной жизни, уклада, как Ленин всегда указывал на необходимость изу­ чения таких классиков, как Пуш­ кин, Лермонтов, Гоголь Некрасов, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин. Большое значшие он придавал произведениям Белинского, Добро­ любова, Герцша, Чернышевского. Однако Крупская отмечала, что история литературы должна быть не какой-то самодовлеющей зада­ чей, а служить лучшему понима­ нию современности, с одной сторо­ ны, долж1на служить лучшему по­ ниманию истории — с другой. дер заявил, что визит Макмилла­ на в СССР может способствовать достижению более широкого со­ глашения о решении важных международных вопросов. «Мы надеемся, — сказал он, — что за поездкой йремьер-министра по­ следуют хорошие результаты». Чтобы такие результаты были достигнуты на практике, требуеТ' ся одно — желание правящих кругов на Западе решать спорные вопросы мирным путем. Что ка­ сается готовности к этому Совет­ ского Союза, то она находит свое! яркое выражение во всей внешне­ политической деятельности на шего правительства, в частнбсти в его позиции по вопросам мирно­ го договора е Германией и ликви­ дации оккупационного режима в Западном Берлине. Последние со­ ветские ноты по этим вопросам и выступления товарища Н. С. Хрущева в Германской, Демокра­ тической Республике, куда он вы­ ехал по приглашению правитель­ ства ГДР для ознакомления с между 1 лародной ярмаркой в Лейп­ циге, окончательно выбили почву из-под ног тех западных полити­ ков, которые не желают ослабле­ ния напряженности в центре Ев­ ропы. Согласие СССР обсудить вопросы мирного договора с Гер­ манией и нормализации положе­ ния в Западном Берлине на сове­ щании министров иностранных дел заинтересованных держав с одобрением встречено во всем ми­ ре. Даже американская газета «Нью-Йорк тайме» заявляет, что «следует приветствовать» эту новую советскую инициативу. После окончания второй ми­ ровой войны прошло почти 14 лет, и необходимость мирного договора с Германией ныне оче­ видна для всех непредвзято на- строевных людей. Если же, не­ смотря на это, западные державы и дальше будут препятствовать заключению мирного договора с Германией и нормализации поло­ жения в Западном Берлине, тс СССР, как подчеркнул в Лейпци­ ге товарищ Н. С. Хрущев, подпи­ шет такой договор с Германской Демократической Республикой. Ясная миролюбивая позиция СССР в германском вопрос© нахо­ дит горячую поддержку всего не­ мецкого народа. Состоявшаяся на днях общегерманская рабочая конференция, в которой принима­ ли участие представители обоих германских государств, подчерк­ нула: «мирный договор принес бы германскому рабочему классу величайшую пользу». В равной мере такой договор принес бы пользу воем народам, ибо он лик­ видировал бы опасный очаг войны в центре Европы и тем самым сыграл бы огромную роль в укреплении всеобщего мира и безопасности. НОВЫЙ АМЕРИКАНСКИЙ ЗАГОВОР НА БЛИЖНЕМ И СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ 5 марта в турецкой столице Анкаре были подписаны двух­ сторонние военные соглашения США с Турцией, Ираном и Паки­ станом. Подготовку в этим согла­ шениям правящие круги США начали еще тогда, когда летом 1958 года рухнул прозападный монархический режим в Ираке, в результате чего эта страна пере­ стала быть участницей агрессив­ ного Багдадского пакта, созданно го колонизаторами для упрочения своих позиций на Ближнем и Среднем Востоке. Стремясь воз' местить потерю Ирака, империа листы решили еще крепче п р и в я ^ ^ зать к своей военной колеснице азиатских участников пакта — Турцию, Иран и Пакистан, чему и призваны служить навязанные им двухегоровние военные согла­ шения с Соединенными Штатами Америки. По этим соглашениям США получили фактически не- огрэниченное право вмешиваться во внутренние дела указанных трех стран. И хотя соглашения изобилуют пышными фразами о «всеобщем мире», «коллективной безопасности»' и «американской помощи», это не может замаски­ ровать их колонизаторскую сущ­ ность. Народы стран Ближнего и Среднего Востока от|ают себе от­ чет в том, что сговор америка 1 | ^ ^ ских империалистов с их и р а ^ ^ скими, пакистанскими и турецки­ ми сообщниками направлен преж - ' де всего против национально-ос^ вободительного движения в этом районе. Ливанская газета «Ан- нида» подчеркивает, что соглаше­ ния, подписанные в Анкаре, ра­ зоблачают американских -импе­ риалистов, как «врагов свободо­ любивых народов и оплот реак­ ционных сил на Среднем Востоке и во всем мире». Сурово осуа^дает общественность Ближнего и Сред­ него Востока и позицию правя­ щих кругов Турции, Ирана и Па­ кистана, которые пошли на . ка­ бальный для своих стран сговор США. В лице американского империализма правите.ти этих трех стран увидели силу, кото­ рая, как им кажется, может спа­ сти их от гнева своих народов. Тщетные надежды. Режимы, опи­ рающиеся на иностранные шты­ ки, не могут быть прочными. Со­ вершенно очевидно также, что анкарские соглашения направле­ ны против Советского Союза. Это особенно наглядно видно на при­ мере позиции Ирана, правящие круги которого умышленно сорва­ ли советско-иранские переговоры относительно договора о дружбе и ненападении с СССР и отдают ныне территорию своей страны под американские военные базы. Подписав военные соглашення , с США, ньшешние правители"^ Ш Турции, Ирана и Пакистана вст| ли на путь новых преступнь! авантюр против своих народов и всеобщего дела мира. Н. Чигирь. Редактор В. АКУЛЕНКО. ХОРОШЕЕ НАЧИНАНИЕ «Ключ жизни» кружковцы вы- При Александровском Доме ин- уже неоднократно выступали не- ступили с^большой и интересной валидов недавно создан неболь­ шой кружок художественной са­ модеятельности. Много труда и инициативы в организацию круж­ ка было вложено слесарем-элект- риком Гудковым А. Участники самодеятельности ред зрителями. Так, например, в программой в клубе совхоза, день выборов был дан концерт на | Тепло встретили зрители испол- избирательном участке при Доме нителей русских народаых песен инвалидов. Концерт с обновленной и плясок Гудкова А., Смирнову программой был дан и 8 марта. По приглашению администра­ ции и рабочего комитета совхоза Н. Е., Логвинова И. Е. и участни­ ка драматического кружка Федо­ сина Б. С. А. Швец. КАЗАЦКИЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ 17— 18 марта НЕ ОГЛЯДЫВАЙСЯ, СЫНОК 19 марта БОЛЬШАЯ ЖИЗНЬ (1 серия) 21—22 марта БОЛЬШАЯ ЖИЗНЬ (2 серия) I * .* *: ТАЛИЦКИЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ 17 марта БЕССМЕРТНАЯ ПЕСНЯ 18— 19 марта ДВА ФЕДОРА 21—22 марта СОЛДАТСКОЕ СЕРДЦЕ ЧЕРКАССКИЙ СЕЛЬСКИЙ КЛУБ 14 марта ДОРОГОЙ м о и ЧЕЛОВЕК 17 марта ПО ПУТЕВКЕ ЛЕНИНА 19 марта В ДНИ ОКТЯБРЯ 21 марта КИЕВЛЯНКА АРГАМАЧЕНСКИЙ С Е Л БС К 1Л КЛУБ ” 14 марта ИЗ МОЕЙ ЖИЗНИ 15 марта АВИЦЕННА 18 марта ИЮНЬСКИЕ ДНИ 21 марта ОТЕЛЛО АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Елец, площадь им, Ленина, корпус № 1. Телефоны: редактора — 1—06, общий — 2—13 АЭ 24671 Ео|, Влем, Т 1 пог 2 я ^ а Обдаствого уп^**^** м ощ а^ Дсаш 18 | ко^оус М|1, Т | | а х 21№ ава. •акаа М 1313

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz