За коммунизм. 1960 г. (г. Данков)

За коммунизм. 1960 г. (г. Данков)

2 З А К О М М У Н И З М № 1 9 ( 3 6 2 6 ) К 90-летию со дня р ож дения В. И . Ленина Из воспоминаний Желанный гость На школьные темы Р оль биоло га в эстетическ ом День, к о г да в нашу д ерев­ ню Кашин о при езжал Вл ади­ мир Ильич Л е нин с Н ад еж дой Константиновной Крупской, остался в мо ей пам яти навею жизнь. Был о это в г оду тысяча де­ вятьсот-двадцатом-, 14 ноября. С утра шел мягкий снежок. Волоколамское шоссе, пересе­ кавшее нашу улицу, было уха бистое и немногим отличалось от проселочной дороги. Непо­ далеку от этого шоссе мы на­ скоро построили трибуну. Здесь же врыли столб и повесили электрический фонарь. - Владимир Ильич приезжал к нам.на торжество в честь открытия электростанции, ко ­ торую мы построили своими еилами. Выбрали мы самый лучший на селе дом—Марьи Никитич ны Кашкиной. Все желали к себе пригласить, да у Марьи Никитичны дом на две поло­ вины, много окон и снаружи .обшит тесом, а по карнизу узорчатая резьба. Жили в то время впроголодь, а угостить Владимира Ильича хотелось. Поваром был выбран обществом Павел Егорович Егоров. Меня приставили к нему в помощники. — Козьма, принимай!—по­ крикивает мне Навел Егоро­ вич. Наши женщины тащат—кто курочку, кто блюдо огурцов, кто канусты, масла, яиц. Хо­ зяйка дома Марья Никитична да еще Василиса Малафеева варили брагу. Итак, пополудни часов в двенадцать не терпится—к а ж ­ дому хочется первым увидеть желанного гостя. Народ в со­ седних деревнях узнал, что мы ждем приезда Ильича, и все к нам повалили. Первыми же встретили его наши ребя­ тишки. Они ушли по шоссе далеко за деревню п там жда­ ли. За машиной В. И. Ленина шла еще машина—наша, во­ локоламская, в которой нахо­ дились уездные руководители. Из домов все бросились к ма­ шине. — Здравствуйте, граждане, — сказал Владимир Ильич, Взяли мы его и Надежду Константиновну под руки и повели в дом, где были на­ крыты белеными холстами сто­ лы. Струнный оркестр заиграл «Интернационал»—об этом мы позаботились с утра. Музы-' кантов-любителей привезли из Волоколамска. У вешалки то­ же было приставили своего человека. Но наша предусмот­ рительность оказалась ненуж­ ной. Когда к Владимиру Ильи­ чу подошел наш парень, он веж- ливенько отстранил его и снял пальто сам. Повесил в углу на крючок и сам же стал снимать короткое плюшевое пальто с Надежды Константиновны. Все мы любовались им. У него были удивительно живые глаза. Он потирал ладонями крутой лоб и виски. Нас ра­ довало его здоровье, что он был плотный, крепкий, улыба­ ющийся. Поднесли ему и Надежде Константиновне по кружке браги. —Не хмельно ли?— спросил он. Тут Василиса Малафеева и Марья Кашкина сказали, что в брагу они хмеля не клали. Он выпил и вытер светлые усы. Выпела и Надежда Кон­ стантиновна. Поставили мы перед ними студня и хлеба, нарезанного ломтями. — Велик кусочек-то,— ска­ зал он и стал студень резать ножом. Разговаривал он с нами по­ просту, словно крестьянский сын. Первоначальное наше стеснение быстро прошло. За обедом самые активные строители нашей электростан­ ции рассказали, ка к, не имея керосина для освещен I мы придумали провеет., чество. Провода пер. через избы и плетни, радовался вместе с нами еле стали задавать всякие просы о событиях, на фронтах, о ситце, о спичках, о хлебе. Один из наших селян встал и сказал: — Неизвестность для нас, мужиков, хуже всего... — А именно?— спросил Вла­ димир Ильичу — О разверстке я говорю. Пашет крестьянин землю и не знает, что с него возьмут по осени. Много запашет— с не­ го много и возьмут. А мало пахать—невыгодно для стра­ ны. Владимир Ильич пожелал на эти вопросы ответить всем, чтобы слышали его и те кре­ стьяне, которые не вместились в доме, стояли в шубах и шап­ ках в сенях, на крыльце и заглядывали в окна. На трибуне, сняв шапку и распахнув пальто, он говорил сильно и ярко. За столом он, отвечая на вопросы, улыбал­ ся, потирал рукой подбородок. Здесь же, рассекая воздух ру­ кой, он был суров. Свою речь построил как бы в виде отве­ та на заданные нами вопросы. Говорил, что война скоро окончится и положение улуч­ шится. Настанет время, когда власть Советская окрепнет, хо­ зяйство наладится, пойдут фабрики и заводы. Будет ма­ нуфактура, хлеб и кое-что та кое, чтобы мужики обрабаты­ вали поля машинами, чтобы урожаи были высокие (конеч­ но, он имел в виду тракторы). Говорил, что все, что государ­ ство берет у крестьян, в мир­ но" дар-дя -ч - чати" пори- азал . нкую ч;..' _ ........... ,;ОМ И шагать с ним в ногу. Слушали мы его, а в душе у каждого будто солнце све­ тило. Потом он от нас уехал в село Ярополец. К . В. М гш ал ки н . В. И. Ленин и Н. К . Крупская в группе крестьян села Кашино Волоколамского уезда Московской губернии на празд­ нике, посвященном откры тию . Кашинской электростанции 14 ноября 8920 года. В домике ИлЬича С именем В. И. Ле­ нина в Ульяновске свя­ зано много мест. Но самым дорогим памят­ ником является Дом- музей, расположенный на улице Ленина, Ря­ дом с Парадным вхо­ дом на наружной сте­ не висит мемориальная д о с к а с надписью: „Здесь жил Владимир Ильич Ульянов-Ленин, 1878-1887 г г .“ . В этом доме Влади­ мир Ильич прожил поч­ ти девять лет. Здесь рождались и зрели ре­ волюционные мечты и идеи будущего гения прогрессивного чело­ вечества. Дом-музей восстанов­ лен и меблирован при непосредственном уча ­ стии Дмитрия Ильича, Анны Ильиничны и Ма­ рии Ильиничны. Улья­ новых. Он был откры т для посещений в 1929 году. Затем в после­ военные годы его под­ вергли капитальному ремонту. Он сохранит­ ся в теперешнем виде 400—500 лет, чтобы и наши далекие потомки могли видеть обстанов­ ку , в которой рос и воспитывался Влади­ мир Ильич Ульянов— Ленин. В домике Ильича, ка к его обычно называют ульяновцы, со дня его откры тия побывало около двух миллионов человек — люди всех возрастов и профессий, трудящиеся из всех республик, представи- те л и м н о ги х стран ми­ ра. Только в 1959 году на родине Ленина по­ бывало более 150 ты ­ сяч человек. воспитании учащихся В настоящее время основ­ ной задачей нашей школы яв­ ляется воспитание образован­ ных п культурных людей, спо­ собных бороться за оконча­ тельное установление комму­ низма. Составной частью коммуни­ стического воспитания школь­ ников является эстетическое воспитание. Важная роль в этом деле принадлежит учи телям биологии. Изучение при­ роды дает биологу богатые возможности для разрешения задач эстетического воспита­ ния. Знакомя детей с приро­ дой, он не должен ограничи­ ваться сообщением им фор­ мальных знаний о предметах, явлениях и законах природы. Он обязан показывать приро­ ду в ее величии, в разнооб­ разных формах, красках, зву­ ках, а также прививать уча­ щимся интерес к исследова­ нию природы. Это имеет боль­ шое воспитывающее значение. Каждый биолог должен стремиться к тому, чтобы са­ ча обстановка, в которой про­ водятся уроки, была органи­ зующей, чтобы каждое учеб­ ное пособие содержалось в образцовом порядке, находи­ лось в определенном месте и имело приятный вид для зри­ тельного восприятия. Необхо­ димо прививать учащимся на­ выки культуры труда, красиво, оформлять материал практиче- [ ских домашних заданий. При изучении жизни расте­ ний и животных учащимся при­ ходится изготовлять коллек­ ции, оформлять гербарии, со-, бирать раздаточный материал. Вспомогательным средством обучения биологии является ученическая тетрадь. В ней содержатся записи лаборатор­ ных работ, схемы, рисунки с натуры цветов, ягод и т. д. Учитель с первых уроков разъ ясняет учащимся о правильном ведении тетради и художест­ венном ее оформлении,он дол­ жен систематически проверять тетради. Огромное воспитательное значение имеют экскурсии в сад, в лес, на реку, в поле, где школьники могут разви вать в себе чувство любви к родной русской природе, к ее широким цветущим полям. К. Д. Ушинский очень высоко оце­ нивал воспитательное воздей­ ствие природы. Оп писал, «что прекрасный ландшафт имеет огромное воспитательное зна­ чение... Что день, проведенный школьником среди рощь, по­ лей, стоит многих недель, про­ веденных на учебной скамье...» Нужно обратить внимание учащихся на красоту всех времен года, делать система­ тически выставки про време­ на года. Так, например, в связи с осенней экскурсией в природу с помощью учащихся можно собрать картины про осень и сделать выставку картин «Золотая осень», вспомнить, как Пушкин и дру­ гие поэты любили осень. Мож­ но прочитать стихи Пушкина, Майкова, Тютчева про осень и обратить при этом внимание на красоту этих стихов, изо­ бражающих осень с золоти­ стым листопадом. Затем пере­ ходить к выяснению причин и значения листопада в жизни растений. Одним из средств у школь­ ников чувства красоты слу­ жит цветоводство. В нтшей стране декоративное цветовод^ ство является государстве 1 ным делом. Большую помощь в этом оказывают школьники, участвуя в озеленении улиц, усадьб колхозов, совхозов, больниц и детских учрежде­ ний. Учитель биолог многое может сделать по подготовке юных цветоводов. Чтоб^[ при­ вить школьникам любовь и интерес к этому важному де­ лу, нужно проводить экекуф-' сии в цветники, парки. В про­ цессе экскурсии нужно не только любоваться красиво растущими растениями и их разнообразием, но и расска­ зать о биологии этих расте­ ний, объяснить, как связаны с биологическими особенно­ стями приемы выращивания различных садово-декоратит ных культур. В связи с трудовыми дела­ ми школьников нельзя закры­ вать глаза на то безотрадное положение, которое наблю­ дается в большинстве наших сел. Как много губится моло­ дых деревьев! Сломать верхуш­ ку, вырвать с корнем моло­ дое деревцо, рвать цветы, где их выращивают любители цве­ тов, нийего не стоит для не­ которых школьников. При воспитании у учащих­ ся бережного отношения к природе нужна большая вос­ питательная работа. Учитель- биолог вместе е классным руководителем должен с уча:... щимися провести интересную ; беседу и чтение литературы о природе, завести переписку е работниками, которые ведут борьбу по охране природы, вы­ пустить специальный номе газеты, призывающей охра'- нять природу. Говоря о роли природы в эстетическом воспитании уча­ щихся, нельзя мириться с тем, что у нас есть такие школы (Хитрово-Прудковекая), где вокруг здания ее нет зе­ лени, цветов, уголка живой природы. В этой школе вопро­ сы эстетического воспитания еще не подняты и не решают­ ся, как они должны решать ся в наше замечательное вре мя. Долг учителя биологии —уде­ лить этому делу как можне больше внимания и добиться4''" больших положительных ре­ зультатов. Л. Дьянэва, учитель-пенсионер. С. Березовка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz