За коммунизм. 1960 г. (г. Данков)
2 З А К О М М У Н И З М № 1 9 ( 3 6 2 6 ) К 90-летию со дня р ож дения В. И . Ленина Из воспоминаний Желанный гость На школьные темы Р оль биоло га в эстетическ ом День, к о г да в нашу д ерев ню Кашин о при езжал Вл ади мир Ильич Л е нин с Н ад еж дой Константиновной Крупской, остался в мо ей пам яти навею жизнь. Был о это в г оду тысяча де вятьсот-двадцатом-, 14 ноября. С утра шел мягкий снежок. Волоколамское шоссе, пересе кавшее нашу улицу, было уха бистое и немногим отличалось от проселочной дороги. Непо далеку от этого шоссе мы на скоро построили трибуну. Здесь же врыли столб и повесили электрический фонарь. - Владимир Ильич приезжал к нам.на торжество в честь открытия электростанции, ко торую мы построили своими еилами. Выбрали мы самый лучший на селе дом—Марьи Никитич ны Кашкиной. Все желали к себе пригласить, да у Марьи Никитичны дом на две поло вины, много окон и снаружи .обшит тесом, а по карнизу узорчатая резьба. Жили в то время впроголодь, а угостить Владимира Ильича хотелось. Поваром был выбран обществом Павел Егорович Егоров. Меня приставили к нему в помощники. — Козьма, принимай!—по крикивает мне Навел Егоро вич. Наши женщины тащат—кто курочку, кто блюдо огурцов, кто канусты, масла, яиц. Хо зяйка дома Марья Никитична да еще Василиса Малафеева варили брагу. Итак, пополудни часов в двенадцать не терпится—к а ж дому хочется первым увидеть желанного гостя. Народ в со седних деревнях узнал, что мы ждем приезда Ильича, и все к нам повалили. Первыми же встретили его наши ребя тишки. Они ушли по шоссе далеко за деревню п там жда ли. За машиной В. И. Ленина шла еще машина—наша, во локоламская, в которой нахо дились уездные руководители. Из домов все бросились к ма шине. — Здравствуйте, граждане, — сказал Владимир Ильич, Взяли мы его и Надежду Константиновну под руки и повели в дом, где были на крыты белеными холстами сто лы. Струнный оркестр заиграл «Интернационал»—об этом мы позаботились с утра. Музы-' кантов-любителей привезли из Волоколамска. У вешалки то же было приставили своего человека. Но наша предусмот рительность оказалась ненуж ной. Когда к Владимиру Ильи чу подошел наш парень, он веж- ливенько отстранил его и снял пальто сам. Повесил в углу на крючок и сам же стал снимать короткое плюшевое пальто с Надежды Константиновны. Все мы любовались им. У него были удивительно живые глаза. Он потирал ладонями крутой лоб и виски. Нас ра довало его здоровье, что он был плотный, крепкий, улыба ющийся. Поднесли ему и Надежде Константиновне по кружке браги. —Не хмельно ли?— спросил он. Тут Василиса Малафеева и Марья Кашкина сказали, что в брагу они хмеля не клали. Он выпил и вытер светлые усы. Выпела и Надежда Кон стантиновна. Поставили мы перед ними студня и хлеба, нарезанного ломтями. — Велик кусочек-то,— ска зал он и стал студень резать ножом. Разговаривал он с нами по просту, словно крестьянский сын. Первоначальное наше стеснение быстро прошло. За обедом самые активные строители нашей электростан ции рассказали, ка к, не имея керосина для освещен I мы придумали провеет., чество. Провода пер. через избы и плетни, радовался вместе с нами еле стали задавать всякие просы о событиях, на фронтах, о ситце, о спичках, о хлебе. Один из наших селян встал и сказал: — Неизвестность для нас, мужиков, хуже всего... — А именно?— спросил Вла димир Ильичу — О разверстке я говорю. Пашет крестьянин землю и не знает, что с него возьмут по осени. Много запашет— с не го много и возьмут. А мало пахать—невыгодно для стра ны. Владимир Ильич пожелал на эти вопросы ответить всем, чтобы слышали его и те кре стьяне, которые не вместились в доме, стояли в шубах и шап ках в сенях, на крыльце и заглядывали в окна. На трибуне, сняв шапку и распахнув пальто, он говорил сильно и ярко. За столом он, отвечая на вопросы, улыбал ся, потирал рукой подбородок. Здесь же, рассекая воздух ру кой, он был суров. Свою речь построил как бы в виде отве та на заданные нами вопросы. Говорил, что война скоро окончится и положение улуч шится. Настанет время, когда власть Советская окрепнет, хо зяйство наладится, пойдут фабрики и заводы. Будет ма нуфактура, хлеб и кое-что та кое, чтобы мужики обрабаты вали поля машинами, чтобы урожаи были высокие (конеч но, он имел в виду тракторы). Говорил, что все, что государ ство берет у крестьян, в мир но" дар-дя -ч - чати" пори- азал . нкую ч;..' _ ........... ,;ОМ И шагать с ним в ногу. Слушали мы его, а в душе у каждого будто солнце све тило. Потом он от нас уехал в село Ярополец. К . В. М гш ал ки н . В. И. Ленин и Н. К . Крупская в группе крестьян села Кашино Волоколамского уезда Московской губернии на празд нике, посвященном откры тию . Кашинской электростанции 14 ноября 8920 года. В домике ИлЬича С именем В. И. Ле нина в Ульяновске свя зано много мест. Но самым дорогим памят ником является Дом- музей, расположенный на улице Ленина, Ря дом с Парадным вхо дом на наружной сте не висит мемориальная д о с к а с надписью: „Здесь жил Владимир Ильич Ульянов-Ленин, 1878-1887 г г .“ . В этом доме Влади мир Ильич прожил поч ти девять лет. Здесь рождались и зрели ре волюционные мечты и идеи будущего гения прогрессивного чело вечества. Дом-музей восстанов лен и меблирован при непосредственном уча стии Дмитрия Ильича, Анны Ильиничны и Ма рии Ильиничны. Улья новых. Он был откры т для посещений в 1929 году. Затем в после военные годы его под вергли капитальному ремонту. Он сохранит ся в теперешнем виде 400—500 лет, чтобы и наши далекие потомки могли видеть обстанов ку , в которой рос и воспитывался Влади мир Ильич Ульянов— Ленин. В домике Ильича, ка к его обычно называют ульяновцы, со дня его откры тия побывало около двух миллионов человек — люди всех возрастов и профессий, трудящиеся из всех республик, представи- те л и м н о ги х стран ми ра. Только в 1959 году на родине Ленина по бывало более 150 ты сяч человек. воспитании учащихся В настоящее время основ ной задачей нашей школы яв ляется воспитание образован ных п культурных людей, спо собных бороться за оконча тельное установление комму низма. Составной частью коммуни стического воспитания школь ников является эстетическое воспитание. Важная роль в этом деле принадлежит учи телям биологии. Изучение при роды дает биологу богатые возможности для разрешения задач эстетического воспита ния. Знакомя детей с приро дой, он не должен ограничи ваться сообщением им фор мальных знаний о предметах, явлениях и законах природы. Он обязан показывать приро ду в ее величии, в разнооб разных формах, красках, зву ках, а также прививать уча щимся интерес к исследова нию природы. Это имеет боль шое воспитывающее значение. Каждый биолог должен стремиться к тому, чтобы са ча обстановка, в которой про водятся уроки, была органи зующей, чтобы каждое учеб ное пособие содержалось в образцовом порядке, находи лось в определенном месте и имело приятный вид для зри тельного восприятия. Необхо димо прививать учащимся на выки культуры труда, красиво, оформлять материал практиче- [ ских домашних заданий. При изучении жизни расте ний и животных учащимся при ходится изготовлять коллек ции, оформлять гербарии, со-, бирать раздаточный материал. Вспомогательным средством обучения биологии является ученическая тетрадь. В ней содержатся записи лаборатор ных работ, схемы, рисунки с натуры цветов, ягод и т. д. Учитель с первых уроков разъ ясняет учащимся о правильном ведении тетради и художест венном ее оформлении,он дол жен систематически проверять тетради. Огромное воспитательное значение имеют экскурсии в сад, в лес, на реку, в поле, где школьники могут разви вать в себе чувство любви к родной русской природе, к ее широким цветущим полям. К. Д. Ушинский очень высоко оце нивал воспитательное воздей ствие природы. Оп писал, «что прекрасный ландшафт имеет огромное воспитательное зна чение... Что день, проведенный школьником среди рощь, по лей, стоит многих недель, про веденных на учебной скамье...» Нужно обратить внимание учащихся на красоту всех времен года, делать система тически выставки про време на года. Так, например, в связи с осенней экскурсией в природу с помощью учащихся можно собрать картины про осень и сделать выставку картин «Золотая осень», вспомнить, как Пушкин и дру гие поэты любили осень. Мож но прочитать стихи Пушкина, Майкова, Тютчева про осень и обратить при этом внимание на красоту этих стихов, изо бражающих осень с золоти стым листопадом. Затем пере ходить к выяснению причин и значения листопада в жизни растений. Одним из средств у школь ников чувства красоты слу жит цветоводство. В нтшей стране декоративное цветовод^ ство является государстве 1 ным делом. Большую помощь в этом оказывают школьники, участвуя в озеленении улиц, усадьб колхозов, совхозов, больниц и детских учрежде ний. Учитель биолог многое может сделать по подготовке юных цветоводов. Чтоб^[ при вить школьникам любовь и интерес к этому важному де лу, нужно проводить экекуф-' сии в цветники, парки. В про цессе экскурсии нужно не только любоваться красиво растущими растениями и их разнообразием, но и расска зать о биологии этих расте ний, объяснить, как связаны с биологическими особенно стями приемы выращивания различных садово-декоратит ных культур. В связи с трудовыми дела ми школьников нельзя закры вать глаза на то безотрадное положение, которое наблю дается в большинстве наших сел. Как много губится моло дых деревьев! Сломать верхуш ку, вырвать с корнем моло дое деревцо, рвать цветы, где их выращивают любители цве тов, нийего не стоит для не которых школьников. При воспитании у учащих ся бережного отношения к природе нужна большая вос питательная работа. Учитель- биолог вместе е классным руководителем должен с уча:... щимися провести интересную ; беседу и чтение литературы о природе, завести переписку е работниками, которые ведут борьбу по охране природы, вы пустить специальный номе газеты, призывающей охра'- нять природу. Говоря о роли природы в эстетическом воспитании уча щихся, нельзя мириться с тем, что у нас есть такие школы (Хитрово-Прудковекая), где вокруг здания ее нет зе лени, цветов, уголка живой природы. В этой школе вопро сы эстетического воспитания еще не подняты и не решают ся, как они должны решать ся в наше замечательное вре мя. Долг учителя биологии —уде лить этому делу как можне больше внимания и добиться4''" больших положительных ре зультатов. Л. Дьянэва, учитель-пенсионер. С. Березовка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz