За коммунизм. 1960 г. (г. Данков)
З А К О М М У Н И 3 " М 11 декаб ря 1960 г ., Ла 1 46 '(37 53 ). С Т Р А Н И Ц А в ы х о д н о г о д н я . Л и р и к а С Е Р Д Ц Е ГО ВО РИ Т ... Степь. Звезды. Ночь. Тихо и пусто во к р уг, Т рудно то ску п ре возмочь. Где ты, далекий мой д руг? Рядом со мной тебя нет: М ожет не стал до рог им, М ожет вст речат ь ра ссвет Ходишь тепе р ь с д руг им . Тебя не виню я совсем, Не стану винить никогда. Видно я стал не тем, О ком ты мечтала всегда. Сейчас вот в палатке сиж у, У входа чуть тлеет косте р, И с г ру стью на него я гл яж у, Когда солнце встает из-за го р. По ве р ь! Мне сейчас тяжело. И долго п р идется ст радат ь, С тобой мое счастье ушло, Д р уго го мне до лго ж дать. А, К о ч е тко в . Дачков. Т а к н е р е д к о с л у ч а е т с я . . . — Что вы, девуш ка, та кая хм у рая— у лыбнит есь! — Улыбка в ассо рт именте не п реду смот рена. Оче р к С ча стье это? ! Ф едо р К и р иллович сидел за столом и сос редото ченно гото вился к у ро кам . В ком н а ту вошел почтальон. — Вам письмо,— с ка зал он. Учитель ра спечатал голубой конве рт. Разве рну л а кку р а тн о вчетве ро сложенный листок. На нем к ра сивым поче р ком было написано: «Зд ра вствуйте, до рого й Федо р К и р иллович! Я очень часто вспоминаю о Вас, о Вашей благо родно й душе. Спасибо за все: и за доб р ые советы, и за то, что у ка зал и мне п ра вильный жизненный суть. Сейчас я студент вто рого ку р са Московского элект ротех н ического и н сти тута . Упо рно о владеваю знаниями. У меня большие планы на будущее. Если п р иедете в столицу, обязательно побывайте у ме ня в го с тя х. Б уду очень и очень рад ». Федо р К и р иллович,— Вот по смот р ите. Че ре з несколько минут в ком нату вбежал Ю ра. Он б ро много изменилось с тех по р, много воды утекло . К л а ва Ми роно ва закончила педа гогическое училище. Сейчас сил по рт фель на к о й к у и на -| р а б о та е т воспитательницей в п ра вился к две р и. ’ (детском В спомнил Федо р К и р илло вич Ю р ия Го рен кова. И что он только не п роде лывал. На у р о ка х то девчонку за ко с и ч ку де рнет, то к л я к с у на тет рад и посадит. А однажды даже учиться б ро сить хотел. Один день не явился на у ро ки , д руго й, т рет ий... Вст ре во жился Федо р К и р иллович. Ре шил с мате р ью побеседовать. — Разве Ю ра не по сещает ш колу Р— удивилась мать.— Не п ра вда. Ут ром он бе рет сум к у с кн и ж ка м и и уходит. — К у д а— знаете? — Значит, он мне в ра л ,— лицо мате р и посу ро вело. Она на м ин уту задумалась. — Ничего, Ю ра снова ся дет за п а р ту ,— у спокоил ее НАРОДНЫЕ УСМЕШКИ Ученая жена — Василь, вы слышали, какую ученую жену взял себе наш учитель, на семи языках гово рит. — О, господи! Да как же он может с ней жить? Моя на одном только разговарива ет, и то не нахожу себе места в хате. По трем причинам Собрались два кума на яр марку. —Сходим,—говорит один,— да выпьем по чарке. — Не могу,—говорит другой. — Это еще почему? — Не могу по трем причи нам: во-первых, горилка вред на для здоровья; во-вторых, врач мне строго запретил пить; а в-третьих, я уже и так пьян. Отгадал — Смотри, Василь, там си дят воробей и синица. Отгада ешь, которая из них синица? — Отчего же нет,—ответил Василь.—Та, что сидит около воробья. Шалостливый — Папа, дай мне два рубля. — На что тебе? — Да для бедной женщины, которая просит... — Хорошо, сынок... А поче му это ты вздумал пожалеть ее? — Как почему? Да она ж конфеты продает. Хитрая Парасна — Параска! — Га! — В поле пойдешь? — Болит нога. — А вечером на танцы? — Ага!!! Простой сенрет Купил. Иван отрез на костюм и понес его портному. Тот по мерил, померил да и говорит: —Из этого не выйдет тебе костюма. Пошел он к другому портно му. Другой померил и сказал: — Костюм выйдет. Направившись получать го товый костюм, Иван купил пол- литра. Когда выпили магарыч, Иван и спрашивает: — Скажи мне, Игнат, почему, когда я носил отрез Гришке, он сказал, что костюма не вый дет, а у тебя вышел? Игнат улыбнулся: — Скажу, только ты никому не говори.У Григория сын уже большой и ему не осталось бы — Вернись, — остановила его м ать,— Стыдно мне за те бя. — Не пойду в ш колу, не по йд у,— замахал руками маль чи к. — Вот я тебе п о к а ж у ,— мать взяла за уши Юру. — Не надо,— ска зал Юри ной матери Федор Кириллович. — Я сам им займусь. Учитель положил на плечо Юры р у к у и тихо произнес: — Ребята собираются на экскурсию . А ты согласен пой ти? — Конечно,— лицо мальчика посветлело, он улыбнулся. ... Федор Кириллович до бился, что Юра стал посе щать занятия. Тяжело прихо дилось ему: много уроков про п устил . Но товарищу помогал весь кл асс. И Юра стал н еу знаваем. В его дневнике и тетрадях уж е не появлялись плохие отметки. Получил парень аттестат зрелости. Затем — служба в рядах Советской Армии. К о г да он демобилизовался, то ра ботал на производстве. Опыт накопил и поступил в высшее учебное заведение, А ведь могло с Юрием слу читься иначе, если бы в его судьбу не вмешался Федор Кириллович. Да разве это единственный пример? Нет. И х— десятки, сотни. Более 14 лет трудится преподавателем Ф- К . Усачев, Около тысячи ♦ его бывших воспитанников) I трудятся, уча тся в различных ществеяной | у го л ка х нашей необъятной Т Родины. Одни участвую т на г строительстве мощных* гидро- | электростанций, другие— ос- | ваивают целинные земли, саду СМУ. Встретит ся Клава с Федором Кирилло вичем, посмотрит на него , по здоровается, - улыбнется. Она нашла свое место в ж и з ни. И помог ей в этом беспо койной души человек Ф. К . Усачев. * . третьи— стоят у станков на I заводах, четвертые— поднима- | ют продуктивность животно- | водства. А сколько юношей и девушек окончили институты , техникумы ! «видуим | ■уг всех были разные спо- ** собности, разные х а р а к теры. Но Федор Кириллович находил подход к каж дом у учен и ку, умел за гл я н уть ему в душ у. Вспомнил Федор Кириллович такой случай. Клава. Миронова училась в десятом классе. Вернулась однажды домой взволнованная. Положила к н и ги на стол и ска зала: — Бросила учиться. Спо собностей нет. Мать встрепенулась, начала убеждать Кла ву, что без зна ний в наше время и ш а гу ступи ть нельзя. Но Клава все I равно упрямилась. На помощь пришел Федор Кириллович. — и ? Он долго беседовал с девуш- от твоего отреза на штаны, а | КОЙ. И она т а к ж е , Ка киЮ риЙ мой сын меньше, ему хватило... * ГорвНКОВ, СНОВа ВЗЯЛась " _____ __ | учебники. за Я с и ж у с Федором К и рилловичем в у ч и тельской. Он, не торопясь, рассказывает о своей трудовой деятельности. На меня смотрят голубые добрые гл а за , на ли це небольшими складками сложены морщины. Ои гово рит, п лицо его меняется: оно становится то серьезным, то задумчивым, то веселым. И плохое, и хорошее пови дал Федор Кириллович. Толь ко закончил ш колу, нача лась Великая Отечественная война. Сражался за Родину с врагом. Где он только не по бывал, ка ки е только города не освобождал. Но вот рассе ялись тучи войны, заглохли взрывы бомб. Своим чередом потекла ж и знь. Начал педа го г воспитывать детей, открывать перед ними просторный мир на у к и , прививать любовь к тру ду. Постоянно повышал и свои знания. Заочно закончил фи зико-математический факуль тет Тамбовского пединститута. Вскоре Федора Кирилловича назначили заведующим учеб ной частью второй средней школы. А ктивное участие прини мает Ф. К . Усачев в об- ж и зн и : руково дит районной секцией физи ков, является членом прези диума райкома профсоюза ра ботников народного образова ния, читает лекции, доклады для населения. Федор Кириллович стремит ся тесно увязы вать учебу с производством. Нередко он ор га ни зуе т э кс кур сии ш коль ников на заводы, различные предприятия. Завел техниче ское содружество с РТС, ко торая помогла оборудовать не обходимыми инструментами слесарную и столярную ма стерские школы . За последние три года школа подготовила тридцать трактористов. Боль шинство из ни х трудится на полях нашего района. — На высоком уровне Фе дор Кириллович проводит уро ки . Ребята прочно усваивают материал,— рассказывает ди ректор школы тов. Рассолов. — Впрочем, побывайте на уро ке , сами убедитесь. И вот я на уроке физики в девятом классе. Федор Кириллович вызывает к доске двух учеников. Один из ни х выполняет чертеж , другой— начинает отвечать на задан-^ ные вопросы. К о гд а ответ был закончен, Федор Кириллович спросил: — Кто дополнит? Почти все мальчики и де вочки подняли р у ки . Федор Кириллович улыбнулся: знают материал. Опросил еще н ескол ьки х учеников. Начал объяснение новой темы. Рассказывал про сто, доходчиво. У чен и ки , за таив дыхание, внимательно слушали учителя. Затем Фе дор Кириллович подвел и то ги урока . — Еремина и Демина не реши ли задачу, не справились с за данием ,— говорит он,— Остань тесь. Побеседуем, к а к надо наверстать упущенное. Конечно, я далеко не пол ностью описал ур о к. Да и за чем?! Он действительно про шел на высоком уровне. Мно го знаний почерпнули на нем ребята. П осле урока снова беседую с Федором Кирилловичем. Он смотрит в окно. Там , на улице, играю т учащиеся. Яр ко светит солнце. Словно вес ной, с крыш капае т вода, бе г у т ручейки. — Посмотрите вон на то дерево,— Федор Кириллович по казывает на дуб .— Ко гда -то оно было совсем маленьким, а теперь взметнулось ввысь. Вот т а к и с учениками. Сиде ли они за партами раньше ма ленькими, а теперь повзросле ли, разъехались по всей стра не. " Учитель немного помолчал и добавил: — Не знаю почему, но вспом нил я Валеру Гриднева. Ч у десный парень. Р у ки у него золотые. После окончания ш ко лы три года трудился в РТС. Затем поступил в и н с ти тут. А Иван Е гармин был электро слесарем, сейчас учи тся в те хническом училище. Владимир Долгов— инженер, Найжан Мо- койло — студент К а зан ско го университета. Слушал я Федора Кирилло вича и думал: благородное дело он выполняет. * * « Н едавно У ка зом Президиу ма Верховного Совета РСФСР Федору Кирилловичу Усачеву присвоено звание З а служенного учителя респуб ли ки. Товарищи по работе от души поздравили Федора К и рилловича с этим знаменатель ным событием в его ж и з н и . ' Пожелаем и мы Федору К и рилловичу больших успехов в деле воспитания молодого по коления. В. Соколов. Зам . редактора В. К. БУРДУКИН. Больничный лист за № 028850, выданный Данковской райбольни цей на имя шофера Данковского головного молочного завода Д ы мова Ивана Андреевича, считать недействительным. _________Адрес редакции: город Данков, Липецкой области, улица Карла Маркса, 9. Телефоны редакции: редактора— 54, общий— 51. Дапковскан типография. Заказ 1.542. “ Тираж 3.250.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz