За коммунизм. 1960 г. (г. Данков)

За коммунизм. 1960 г. (г. Данков)

4 З А К О М М У Н И З М № 110 ( 3 7 1 7 ) БЕСЕДЫ НА АНТИРЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕМЫ «Про тивостоять религиозным влияниям можно лишь приоб­ щив искусство к массам, сде­ лав его максимально народным, близким массам, организуя массы на почве искусства... Роль искусства на антирели­ гиозном фронте исключительно велика». Эти прекрасные сло­ ва принадлежат Надежде Кон­ стантиновне Крупской. Одним из ярчайших видов искусства является живопись. Она прошла большой и слож­ ны й путь. Живопись возникла в процессе развития человече­ ского сознания ка к потреб­ ность людей отразить свою жизнь. Возникла задолго до появления религии. На самых древних рисунках, найденных в пещерах, изображалась ру­ ка человека и животной.' И это не случайно: рукой древ­ ний человек создавал орудия труда, добывал средства к су­ ществованию, сооружал себе жилище, а животное было предметом его охоты—оно да­ вало пищу и одежду. Искус­ ство с начала своего возник­ новения отражало земную жизнь, все, что было близко и понятно человеку. Религия всегда" старалась использовать всякое искусст­ во, и прежде всего живопись, в своих интересах. Защитни­ ки религии и по сей день пы­ таются утверждать, что спо­ собность чувствовать красоту, а следовательно, и создавать произведения искусства даны человеку богом, что искусст­ во существует постольку, по­ скольку оно подражает красо­ те в природе, которая создана- де творцом. Но всякому ясна несостоятельность подобных утверждений. Проходит столетие за столе­ тием, а имена величайших художников мира не меркнут. II в наше время, и много по­ зже люди не устанут восхи­ щаться творениями выдающих­ ся мастеров эпохи Возрожде­ ния: Рафаэля, Микельанджело, Леонардо да-Винчи, прекрас­ ных русских художников Руб­ лева, Иванова, Репина, Сури­ кова, Перова и многих других. Немало шедевров искусства создано на религиозные темы. II это понятно: религия в те­ чение многих веков была гос­ подствующей идеологией, а церковь—могучей политиче­ ской и экономической силой. Но, создавая религиозные про­ изведения по форме, великие хухожники наполняли их зем­ ным содержанием. 1 х вдох­ новляла не религия, а красо­ та природы и человека. II за это именно их ценят и любят люди. Кому не известна «Спкстин- санная на религиозный сюжет, картина покоряет всех отра­ женными в ней человеческими чувствами. Смотришь и видишь не богоматерь, а земную жен­ щину, прекрасную в" своем материнском чувстве, трога­ тельную в трепетной любви к ребенку. Не случайно столпы церкви видели в подобных кар­ тинах отступление от религии. Один из ярых защитников средневековой католической церкви—Саванаролла, обра­ щаясь к художникам своего времени, грозно говорил: «Вы наряжаете богоматерь, ка к ваших куртизанок, и придаете ей черты ваших возлюблен­ ных». В этом он видел бо­ гохульство. На религиозные темы созда­ вал свои произведения и ве­ ликий русский художник Андрей Рублев, 600-летие со дня рождения которого мы отме­ чаем в этом году. Но он ве­ лик тем, что сумел глубоко раскрыть внутреннюю красоту )усского человека, красоту земной жизни. Раньше «свя­ тые» на иконах изображались грозными и жестокими повели­ телями. Андрей Рублев придал их чертам доброту и гуман­ ность русского человека, ли­ шил их религиозного фана­ тизма. Так, на сохранивших­ ся в Успенском соборе г. Вла­ димира росписях А. Рублева выделяется образ апостола Петра, ведущего праведников в рай. Петр— это не безжа­ лостный и грозный судья, а человек, преисполненный люб­ ви к людям, желания помочь им. В своей знаменитой «Трои­ це» А. Рублев также показы­ вает доброту и красоту зем­ ных людей. В лицах и позах ангелов—покой и достоинство. Яркие, жизнерадостные краски картины пробуждают у зрите­ лей радость и преклонение перед земной жизнью, а не мрачные религиозные чувства. Не церковь—виновница со­ здания и прекрасных памят­ ников архитектуры, таких, как Софийские соборы в Кие­ ве п Новгороде, собор Алек­ сандра Невского в Нскове, храм Василия Блаженного в Москве и многие другие. Это дело рук многих безымянных мастеров из народа. В архи­ тектуре этих соборов и храмов отразились недюжинный талант п высокий художественный вкус русского народа. Религия всегда выступала злейшим врагом правды во всех ее проявлениях. Яро на­ падала она и на искусство, которое правдиво отражало земную жизнь ' и чувства че­ ловека. Самобытные актеры- скоморохи, художники преда­ вались е церковных амвонов проклятию. 'В 1667 году па­ триарх Никон на Вселенском соборе предал анафеме худож- ников-нконопйсцев, которые пыта лись изображать «святых» как живых, полных здоровья и сил русских людей. Но искусство крепло и раз­ вивалось; все ярче было в ыем реалистическое изображение жизни, все ближе становилось оно к народу. Особенно глубо­ ко проявилось это в XIX веке в живописи русских художни- ков-нередвижников. Такие ве­ ликие мастера кисти, как В. Г. Перов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, А. И. Кбрзухин, и дру­ гие в своих картинах разобла­ чали отвратительную сущность русского духовенства ’ и пра­ вославной церкви. Знаменитые картины В. Г. Перова «Крестный ход на Пасху» и «Чаепитие в Мыти­ щах» клеймили лицемерие ре­ лигиозной морали, принципов «любви к ближнему», пока­ зывали огромный вред для па­ рода религиозных праздников. На картине «Протодьякон» И.-Е. Репин изобразил слу­ жителя православной церкви. Как живой, смотрит на нас человек, смысл жизни которо­ го—беспрерывное питие хмель­ ного. Старейший коммунист, мно­ го лет работавший с В. II. Лениным, В. Д. Бонч-Бруевич I так вспоминает о революции- пирующем воздействии, кото­ рое оказывало на широкие массы передовой русской ин­ теллигенции искусство: «Еще нигде не описаны все пере­ живания революционеров, те клятвы, которые давали мы там, в Третьяковской галерее, при созерцании таких картин, как «Иван Грозный и сын его Иван», «Утро стрелецкой каз­ ни», «Княжна Тараканова», как та картина, на которой гордый и убежденный народо­ волец отказывается перед смертной казнью принять бла­ гословение священика (Репин «Отказ от исповеди»,— Е. Я.). Мы созерцали «Неравный брак», рассматривая его как ве­ ковое угнетение женщины, под­ робно" останавливались... на «Крестном ходе»... п тысяче полотен, рисунков из жизни рабочих, крестьян, солдат, буржуазии и духовенства». Искусство, и в частности живопись, на высших этапах своего развития активно бо­ рется против религии, против одурманивания людей. Е. Яковлев. Кандидат философских наук. Живо пись в борьбе с религией ская мадонна» Рафаэля? Нашг- Сердечное спасибо В июне этого года тяжело заболела моя мама. Пришлось врача Нину Никитичну Пере­ хожих вызвать к больной сре­ ди ночи. Она сразу же отклик­ нулась на просьбу. Врач Пе­ рехожих внимательно осмотре- тяжелое. Восстановить здо­ ровье больной было очень труд­ но. Врач установила строгий режим, принимала все меры к тому, чтобы вылечить больную. Нина Никитична в любое вре­ мя дня и ночи навещала сво- лриложпла старания с тем, чтобы восстановить ее здоровье. Я и все родственники вы­ ражаем через газету сердеч­ ное спасибо Нине Никитичне. Хочется пожелать дальнейших успехов в ее работе. А. Чеботарева. г. Данков. Да п еооощила, что положе-его пациента. Она ние больной очень и очень'все своп знании и Международный обзор Важнейшая проблема. — Торжество политики мирного сосуществования.—-Недобитые гитлеровцы поднимают голову. Поездка главы Советского правительства И. С. Хрущева на сессию Генеральной Ассам­ блеи ООН в Нью-Йорк нахо­ дятся в центре внимания ми­ ровой общественности. Повсю­ ду она расценивается ка к важ­ нейшее политическое событие. Предстоящее участие Н С. Хру­ щева в работе ХУ сессии Ге­ неральной Ассамблеи, пишет французская газета «Либе- расьон», благотворно скажет­ ся на обсуждении многих жи- вотрепещащих вопросов, ипреж­ де всего вопроса разоруже­ ния. Общеизвестно, что длитель­ ные переговоры о разоружении по вине западных держав не привели к заключению согла­ шения. Стремясь сдвинуть де­ ло разоружения с мертвой точ­ ки, наша страна предложила, чтобы в обсуждении вопроса разоружения на сессии Гене­ ральной Ассамблеи ООН уча­ ствовали главы правительств или государств—членов ООН. Это предложение, а также ре­ шение Советского правитель­ ства о поездке на сессию Н. С. Хрущева встречены с одобре­ нием во многих странах. Руководителями делегаций братских нам социалистиче­ ских стран назначены их вид­ нейшие государственные дея­ тели. Делегацию Индонезии на сессии Ассамблеи возглавит президент Сукарно. Как отме­ чает английская газета «Дей­ ли экспресс», «общественность настаивает, чтобы и Запад послал на сессию своих руко­ водителей». В то же время, ка к все люди доброй воли горячо приветст­ вуют новое начинание нашей Родины в области разоруже­ ния, в Вашингтоне п других западных столицах чувствует­ ся замешательство. Агрессив­ ные круги этих стран боятся, что н о в ы й миролюбивый шаг Советского правитель­ ства будет способствовать раз­ рядке международной напря­ женности. Одна из американ­ ских газет пишет, что прави­ тельство Соединенных Штатов Америки оказалось «весьма в затруднительном положении», так ка к советское предложе­ ние об обсуждении вопроса о разоружении на самом высо­ ком уровне «безраздельно за­ владело внимание всего мира». Упорство, с которым американ­ ская дипломатия пытается по­ мешать участию глав прави­ тельств в сессии Генеральной Ассамблеи ООН, объясняется, по мнению газеты «Нью-Йорк пост» тем, что США не хотят, чтобы вопрос о разоружении был сдвинут с мертвой точки. Интересы мира, однако, тре­ буют осуществления идеи все общего и полного разоружения" Добиться этого можно на о с нове претворения н жизнь" принципов мирного сосущест­ вования, которое все шире про­ кладывает себе дорогу к серд­ цам миллионов и миллионов людей. Новым выражением торжества этих принципов явилась поездка И. С. Хруще­ ва в Финляндию на праздно­ вание 60-летия президента У. Еекконнена. Советско-фин­ ляндские отношения носят подлинно добрососедский ха­ рактер. Обе страны сближа­ ет их совместное стремление к миру. Между Советским Сою­ зом и "Финляндией нет каких- либо нерешенных или спорных вопросов. Их дружба и сотруд­ ничество-яркий образец мир­ ного сосуществования госу­ дарств с различным общест­ венным строем. Как отмечает финляндская газета «Кансан уутясет», впзит Н. С. Хруще­ ва содействовал еще больше­ му сближению и взаимопони­ манию двух народов. О стремлении нашей страны обеспечить торжество идеи мир­ ного сосуществования, говорит и происшедший недавно обмен посланиями между И. С. Хру­ щевым и главой турецкого пра­ вительства Д. Гюрселем. В послании, ка к подчеркивает стамбульская газета «Батан», выражено «взаимное стрем­ ление обеих стран к нормали­ зании советско-турецких -отно­ шений, к установлению добро­ го соседства». Но враги мира ведут беше­ ное наступление на "принципы мирного сосуществования,пре­ дусматривающие исключение войны пз жизни общества. Ярким свидетельством могут служить провокационные дей­ ствия недобитых гитлеровцев в Западной Германии. Западногерманские генера­ лы не ограничиваются требо­ ванием об оснащении воору­ женных сил Западной Герма-, нии ракетно-ядерным оружием. Они выдвигают наглые терри­ ториальные претензии к Совет­ скому Союзу, Чехословакии и другим странам. На состояв­ шихся недавно реваншистских сборищах в Запа дном Берлине, Мюнхене и других городах ФРГ, ка к отмечала англий­ ская газета «Дейли уоркер», раздавались призывы" «развя­ зать третью мировую войну». Происки фашистских после­ дышей, однако, встречают ре­ шительный отпор со стороны народов. Могучий социалисти­ ческий лагерь во главе с, СССР твердо стоит на страже мира и безопасности всех стран. В. Харьков. Редактор Н. Т. МЯ4ИН, Внимание! С 1 сентября открыта бюджетная подписка на газеты и журналы. отдел «Союзпечати . Адрес редакции: город Данков, Липецкой области, улица Карла Маркса, 9. Телефоны редакции: редактора— 54, общий 51. Данковская типография. Т и р ш Щ О ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz