За коммунизм. 1960 г. (г. Данков)
4 З А К О М М У Н И З М № 110 ( 3 7 1 7 ) БЕСЕДЫ НА АНТИРЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕМЫ «Про тивостоять религиозным влияниям можно лишь приоб щив искусство к массам, сде лав его максимально народным, близким массам, организуя массы на почве искусства... Роль искусства на антирели гиозном фронте исключительно велика». Эти прекрасные сло ва принадлежат Надежде Кон стантиновне Крупской. Одним из ярчайших видов искусства является живопись. Она прошла большой и слож ны й путь. Живопись возникла в процессе развития человече ского сознания ка к потреб ность людей отразить свою жизнь. Возникла задолго до появления религии. На самых древних рисунках, найденных в пещерах, изображалась ру ка человека и животной.' И это не случайно: рукой древ ний человек создавал орудия труда, добывал средства к су ществованию, сооружал себе жилище, а животное было предметом его охоты—оно да вало пищу и одежду. Искус ство с начала своего возник новения отражало земную жизнь, все, что было близко и понятно человеку. Религия всегда" старалась использовать всякое искусст во, и прежде всего живопись, в своих интересах. Защитни ки религии и по сей день пы таются утверждать, что спо собность чувствовать красоту, а следовательно, и создавать произведения искусства даны человеку богом, что искусст во существует постольку, по скольку оно подражает красо те в природе, которая создана- де творцом. Но всякому ясна несостоятельность подобных утверждений. Проходит столетие за столе тием, а имена величайших художников мира не меркнут. II в наше время, и много по зже люди не устанут восхи щаться творениями выдающих ся мастеров эпохи Возрожде ния: Рафаэля, Микельанджело, Леонардо да-Винчи, прекрас ных русских художников Руб лева, Иванова, Репина, Сури кова, Перова и многих других. Немало шедевров искусства создано на религиозные темы. II это понятно: религия в те чение многих веков была гос подствующей идеологией, а церковь—могучей политиче ской и экономической силой. Но, создавая религиозные про изведения по форме, великие хухожники наполняли их зем ным содержанием. 1 х вдох новляла не религия, а красо та природы и человека. II за это именно их ценят и любят люди. Кому не известна «Спкстин- санная на религиозный сюжет, картина покоряет всех отра женными в ней человеческими чувствами. Смотришь и видишь не богоматерь, а земную жен щину, прекрасную в" своем материнском чувстве, трога тельную в трепетной любви к ребенку. Не случайно столпы церкви видели в подобных кар тинах отступление от религии. Один из ярых защитников средневековой католической церкви—Саванаролла, обра щаясь к художникам своего времени, грозно говорил: «Вы наряжаете богоматерь, ка к ваших куртизанок, и придаете ей черты ваших возлюблен ных». В этом он видел бо гохульство. На религиозные темы созда вал свои произведения и ве ликий русский художник Андрей Рублев, 600-летие со дня рождения которого мы отме чаем в этом году. Но он ве лик тем, что сумел глубоко раскрыть внутреннюю красоту )усского человека, красоту земной жизни. Раньше «свя тые» на иконах изображались грозными и жестокими повели телями. Андрей Рублев придал их чертам доброту и гуман ность русского человека, ли шил их религиозного фана тизма. Так, на сохранивших ся в Успенском соборе г. Вла димира росписях А. Рублева выделяется образ апостола Петра, ведущего праведников в рай. Петр— это не безжа лостный и грозный судья, а человек, преисполненный люб ви к людям, желания помочь им. В своей знаменитой «Трои це» А. Рублев также показы вает доброту и красоту зем ных людей. В лицах и позах ангелов—покой и достоинство. Яркие, жизнерадостные краски картины пробуждают у зрите лей радость и преклонение перед земной жизнью, а не мрачные религиозные чувства. Не церковь—виновница со здания и прекрасных памят ников архитектуры, таких, как Софийские соборы в Кие ве п Новгороде, собор Алек сандра Невского в Нскове, храм Василия Блаженного в Москве и многие другие. Это дело рук многих безымянных мастеров из народа. В архи тектуре этих соборов и храмов отразились недюжинный талант п высокий художественный вкус русского народа. Религия всегда выступала злейшим врагом правды во всех ее проявлениях. Яро на падала она и на искусство, которое правдиво отражало земную жизнь ' и чувства че ловека. Самобытные актеры- скоморохи, художники преда вались е церковных амвонов проклятию. 'В 1667 году па триарх Никон на Вселенском соборе предал анафеме худож- ников-нконопйсцев, которые пыта лись изображать «святых» как живых, полных здоровья и сил русских людей. Но искусство крепло и раз вивалось; все ярче было в ыем реалистическое изображение жизни, все ближе становилось оно к народу. Особенно глубо ко проявилось это в XIX веке в живописи русских художни- ков-нередвижников. Такие ве ликие мастера кисти, как В. Г. Перов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, А. И. Кбрзухин, и дру гие в своих картинах разобла чали отвратительную сущность русского духовенства ’ и пра вославной церкви. Знаменитые картины В. Г. Перова «Крестный ход на Пасху» и «Чаепитие в Мыти щах» клеймили лицемерие ре лигиозной морали, принципов «любви к ближнему», пока зывали огромный вред для па рода религиозных праздников. На картине «Протодьякон» И.-Е. Репин изобразил слу жителя православной церкви. Как живой, смотрит на нас человек, смысл жизни которо го—беспрерывное питие хмель ного. Старейший коммунист, мно го лет работавший с В. II. Лениным, В. Д. Бонч-Бруевич I так вспоминает о революции- пирующем воздействии, кото рое оказывало на широкие массы передовой русской ин теллигенции искусство: «Еще нигде не описаны все пере живания революционеров, те клятвы, которые давали мы там, в Третьяковской галерее, при созерцании таких картин, как «Иван Грозный и сын его Иван», «Утро стрелецкой каз ни», «Княжна Тараканова», как та картина, на которой гордый и убежденный народо волец отказывается перед смертной казнью принять бла гословение священика (Репин «Отказ от исповеди»,— Е. Я.). Мы созерцали «Неравный брак», рассматривая его как ве ковое угнетение женщины, под робно" останавливались... на «Крестном ходе»... п тысяче полотен, рисунков из жизни рабочих, крестьян, солдат, буржуазии и духовенства». Искусство, и в частности живопись, на высших этапах своего развития активно бо рется против религии, против одурманивания людей. Е. Яковлев. Кандидат философских наук. Живо пись в борьбе с религией ская мадонна» Рафаэля? Нашг- Сердечное спасибо В июне этого года тяжело заболела моя мама. Пришлось врача Нину Никитичну Пере хожих вызвать к больной сре ди ночи. Она сразу же отклик нулась на просьбу. Врач Пе рехожих внимательно осмотре- тяжелое. Восстановить здо ровье больной было очень труд но. Врач установила строгий режим, принимала все меры к тому, чтобы вылечить больную. Нина Никитична в любое вре мя дня и ночи навещала сво- лриложпла старания с тем, чтобы восстановить ее здоровье. Я и все родственники вы ражаем через газету сердеч ное спасибо Нине Никитичне. Хочется пожелать дальнейших успехов в ее работе. А. Чеботарева. г. Данков. Да п еооощила, что положе-его пациента. Она ние больной очень и очень'все своп знании и Международный обзор Важнейшая проблема. — Торжество политики мирного сосуществования.—-Недобитые гитлеровцы поднимают голову. Поездка главы Советского правительства И. С. Хрущева на сессию Генеральной Ассам блеи ООН в Нью-Йорк нахо дятся в центре внимания ми ровой общественности. Повсю ду она расценивается ка к важ нейшее политическое событие. Предстоящее участие Н С. Хру щева в работе ХУ сессии Ге неральной Ассамблеи, пишет французская газета «Либе- расьон», благотворно скажет ся на обсуждении многих жи- вотрепещащих вопросов, ипреж де всего вопроса разоруже ния. Общеизвестно, что длитель ные переговоры о разоружении по вине западных держав не привели к заключению согла шения. Стремясь сдвинуть де ло разоружения с мертвой точ ки, наша страна предложила, чтобы в обсуждении вопроса разоружения на сессии Гене ральной Ассамблеи ООН уча ствовали главы правительств или государств—членов ООН. Это предложение, а также ре шение Советского правитель ства о поездке на сессию Н. С. Хрущева встречены с одобре нием во многих странах. Руководителями делегаций братских нам социалистиче ских стран назначены их вид нейшие государственные дея тели. Делегацию Индонезии на сессии Ассамблеи возглавит президент Сукарно. Как отме чает английская газета «Дей ли экспресс», «общественность настаивает, чтобы и Запад послал на сессию своих руко водителей». В то же время, ка к все люди доброй воли горячо приветст вуют новое начинание нашей Родины в области разоруже ния, в Вашингтоне п других западных столицах чувствует ся замешательство. Агрессив ные круги этих стран боятся, что н о в ы й миролюбивый шаг Советского правитель ства будет способствовать раз рядке международной напря женности. Одна из американ ских газет пишет, что прави тельство Соединенных Штатов Америки оказалось «весьма в затруднительном положении», так ка к советское предложе ние об обсуждении вопроса о разоружении на самом высо ком уровне «безраздельно за владело внимание всего мира». Упорство, с которым американ ская дипломатия пытается по мешать участию глав прави тельств в сессии Генеральной Ассамблеи ООН, объясняется, по мнению газеты «Нью-Йорк пост» тем, что США не хотят, чтобы вопрос о разоружении был сдвинут с мертвой точки. Интересы мира, однако, тре буют осуществления идеи все общего и полного разоружения" Добиться этого можно на о с нове претворения н жизнь" принципов мирного сосущест вования, которое все шире про кладывает себе дорогу к серд цам миллионов и миллионов людей. Новым выражением торжества этих принципов явилась поездка И. С. Хруще ва в Финляндию на праздно вание 60-летия президента У. Еекконнена. Советско-фин ляндские отношения носят подлинно добрососедский ха рактер. Обе страны сближа ет их совместное стремление к миру. Между Советским Сою зом и "Финляндией нет каких- либо нерешенных или спорных вопросов. Их дружба и сотруд ничество-яркий образец мир ного сосуществования госу дарств с различным общест венным строем. Как отмечает финляндская газета «Кансан уутясет», впзит Н. С. Хруще ва содействовал еще больше му сближению и взаимопони манию двух народов. О стремлении нашей страны обеспечить торжество идеи мир ного сосуществования, говорит и происшедший недавно обмен посланиями между И. С. Хру щевым и главой турецкого пра вительства Д. Гюрселем. В послании, ка к подчеркивает стамбульская газета «Батан», выражено «взаимное стрем ление обеих стран к нормали зании советско-турецких -отно шений, к установлению добро го соседства». Но враги мира ведут беше ное наступление на "принципы мирного сосуществования,пре дусматривающие исключение войны пз жизни общества. Ярким свидетельством могут служить провокационные дей ствия недобитых гитлеровцев в Западной Германии. Западногерманские генера лы не ограничиваются требо ванием об оснащении воору женных сил Западной Герма-, нии ракетно-ядерным оружием. Они выдвигают наглые терри ториальные претензии к Совет скому Союзу, Чехословакии и другим странам. На состояв шихся недавно реваншистских сборищах в Запа дном Берлине, Мюнхене и других городах ФРГ, ка к отмечала англий ская газета «Дейли уоркер», раздавались призывы" «развя зать третью мировую войну». Происки фашистских после дышей, однако, встречают ре шительный отпор со стороны народов. Могучий социалисти ческий лагерь во главе с, СССР твердо стоит на страже мира и безопасности всех стран. В. Харьков. Редактор Н. Т. МЯ4ИН, Внимание! С 1 сентября открыта бюджетная подписка на газеты и журналы. отдел «Союзпечати . Адрес редакции: город Данков, Липецкой области, улица Карла Маркса, 9. Телефоны редакции: редактора— 54, общий 51. Данковская типография. Т и р ш Щ О ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz