За коммунизм. 1960 г. (г. Данков)

За коммунизм. 1960 г. (г. Данков)

З А К О М М У Н И З М № 64 (3671) 2 Наш советский рубль Готовить школы к новому учебному году Среди вопросов, обсужден­ ных на V сессии Верховного Совета СССР, важное место занял вопрос об укреилении советской денежной единицы путем изменения существую­ щего масштаба цен' Советская денежная систе­ ма основывается на обществен­ ной собственности на средст­ ва производства. Это опреде­ ляет особую природу советских денег, характер и структуру денежного обращения в СССР'. Если при капитализме день­ ги превращаются в капитал и являются средством эксплу­ атации, то при социализме они не могут стать капита­ лом, не могут выражать от­ ношения господства и подчи­ нения. Советские деньги— орудие народнохозяйственно­ го планирования и учета об­ щественного труда, средство последовательного проведения в жизнь социалистического принципа распределения. Советская валюта обеспе­ чивается не только золотом, но прежде всего громадным количеством товаров, ваходя- щихся в руках государства и направляемых в товарооборот по устойчивым ценам. И чем больше товаров в нашем го­ сударстве, тем прочнее, устой­ чивее наш рубль. Советская валюта не зави­ сит от капиталистических ва­ лют; она не обменивается на иностранных биржах па дру­ гие валюты, точно также, как иностранная валюта не имеет свободного обращения внутри нашей страны. Это значит, что советский рубль не под­ вержен колебаниям и той не­ устойчивости, которая неиз­ бежно порождается па сти­ хийном рынке капиталисти­ ческого мира. Коммунистическая партия и Советское государство всегда проявляли большую заботу о повышении устойчивости со­ ветской валюты. «Полноцен­ ный советский рубль,—гово­ рил товарищ И. С. Хрущев,— явился необходимым услови­ ем для осуществления поли­ тики партии и правительства, направленной на неуклонное повышение благососто я н и я народа на основе быстрого роста социалистической эко­ номики». Темпы роста всех отраслей народного хозяйства у нас весьма высоки. Масштабы со­ циалистического, общественно­ го производства все время рас­ ширяются. Объем вало в о й продукции, товарооб о р о т а, фонд заработной платы стали выражаться уже в сотнях миллиардов и триллионов руб­ лен. 15 связи с этим возникла необходимость укрупнения на­ шей денежной единицы, уве­ личения золотого содержания рубля и пересмотра масштаба цен. Бумажные деньги—предста­ вители золота. В хозяйствен­ ном обороте, в обращении они заменяют определенное коли чество золота. Чтобы ответить, какое количество золота пред ставляет каждая денежная единица, нужно знать, что такое масштаб цен. Масштаб цен— это весовое количество металла, принятое в данной стране за денежную единицу. Первоначально масштаб цен совпал с весовым масштабом. Так, английский фунт стер­ лингов когда-то действитель­ но был фунтом (400 граммов) серебра (стерлинг означает: настоящий, чистый, без при­ меси). Но в дальнейшем масш­ таб цен обособился от весово­ го масштаба. Он устанавли­ вается государством в соот­ ветствии с теми целями, ко­ торые оно ставит перед собой в проведении финансовой по­ литики. При этом государство ее может, конечно, изменить стоимость золота или серебра. Изменение масштаба цен не связано с изменением стои­ мости золота. Но изменение масштаба цен должно вызывать изменение общего уровня цен на товары. Предположим, стоимость ка ­ кого-либо товара равна стои­ мости 100 граммов золота. Если денежвая единица рав­ на 2-м граммам золота, то товар должен стоить 50 де­ нежных единиц. При измене­ нии масштаба цен, например, увеличении золотого содержа­ ния денежной единицы до 4-х граммов, товар будет стоить 25 денежных единиц. Таким образом, соотношение стои­ мостей не изменилось— за то­ вар по прежнему отдается 100 граммов золота. Но количест­ во денежных единиц, уплачи­ ваемых за товар, сократилось. Пятая сессия Верховного Совета СССР одобрила реше­ ние Советского правительства повысить с начала 1901 года масштаб нашей денежной еди­ ницы в 10 раз и в связи с этим выпустить в обращение новые деньги достоинством в 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей и разменную монету нового образца достоинством в 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20 и 50 копеек, а также 1 рубль. Деньги старого образца будут заменяться на новые деньги в течение трех месяцев—до 1 апреля 1961 года по соотно шеншо 10 рублей за 1 рубль. Укрупнение денежной еди­ ницы и выпуск в обращение новых денег не вызовет ника­ ких потерь ни со стороны на­ селения, ни со стороны государ­ ства. Денежная единица у к ­ рупнится в 10 и в раз снизятся все оптовые, закупочные роз­ ничные цены, а также опла­ та услуг, предоставляемых на­ селению: плата за квартиру и коммунальные услуги, за про­ езд на всех видах транспорта, за услуги связи, за посещение театров, кино и т. д. В том же соотношении, то есть 10 к 1 бу­ дут пересчитаны все денеж­ ные доходы населения, полу­ чаемые им от государства, го ­ сударственных и кооператив­ ных предприятий, организаций и колхозов в виде заработной платы рабочих и служащих, заработков колхозников, пен­ сий, пособий, стипендий и т.д. Будет изменен и курс рубля по отношению к иностранным валютам. Это не повлечет за собой потерь ни для иностран­ ных государств, ни для Сов т- ского Союза. Укрупнение советского руб­ ля проводится одновременно с упорядочением заработной пла­ ты, отменой налогов, увели­ чением выплат и льгот насе­ лению, снижением розничных цен. Все это ведет к росту реальных доходов населения, к дальнейшему подъему бла­ госостояния трудящихся. За свою заработную плату и дру­ гие доходы они смогут при­ обрести товаров столько же, сколько приобретали раньше, будут в состоянии оплачивать такое же количество услуг, как и до изменения масшта­ ба цен. В то же время осу­ ществлять различные платежи и расчеты будет значительно проще и легче; можно будет шире применять автоматы в торговле. Все это принесет определенную выгоду нашему народному хозяйству и насе­ лению. Повышение стоимости денеж­ ной единицы будет иметь ог­ ромное значение для борьбы за экономию народных денег, против бесхозяйственности и расточительства. Вместе с дру- ми важнейшими мероприятия­ ми это будет содействовать успешному развитию экономи­ ки Советской страны, вступив­ шей в период развернутого строительства коммунизма. Ю. Р ач и н сш , Кандидат экономических наук. До начала 1960—1961 учеб­ ного года осталось три меся­ ца. За этот короткий срок предстоит проделать большую работу, чтобы своевременно и всесторонне подготовить все школы к занятиям. Прелсде всего, необходимо широким фронтом вести строительство школьных зданий и обеспе­ чить завершение строительных работ в установленные сроки. Но окончании учебных заня­ тий сразу следует приступить к ремонту, школьных помеще­ ний. В связи с этим заготов­ ка строительного и ремонтно го материалов приобретает особо важное значение. Ме­ жду тем факты говорят о том, что некоторые директора и заведующие школ, председа­ тели сельских Советов не за­ ботятся о развертывании строи­ тельств школьных зданий, о заготовке ремонтных материа­ лов. Здание Хрущевской семг- летней школы строится тре­ тий год. Директор этой шко­ лы тов. Бобков заявил, что в этом году школа будет до­ строена и полностью оборудо вана. Что ж , хорошее намере­ ние н оно достойно похвалы. Но одно дело заявить, а дру­ гое—практически осуществить это заявление. До начала учебного года осталось мало времени, а работ по заверше­ нию строительства школы мно­ го. Б ней пока нет пола, кры­ ша недокрыта, многое надо сде­ лать плотницких работ но вну­ треннему оборудованию зда­ ния. В школе должен быть построен отдельный спортив­ ный зал, но к его строитель­ ству пока не приступали. Правда, для завершения строительства школы имеется все необходимое: лес, кирпич, известь и т. д. Недостает только настоящей организа­ торской работы, практической номощи сельского Совета, прав­ ления колхоза «Красное зна­ мя». В колхозе много грузо­ вых автомашин, а в подвозке строительного материала ди­ ректор школы пользуется услу­ гами автотранспортной конто­ ры, переплачивая за это боль­ шие средства, Председатель колхоза тов. Бахчеванов мно­ го обещает, по оказанию прак­ тической помощи школе мало что делает. Плохо обстоит дело с под­ готовкой к новому учебному году Малпнковской средней школы. Вот что рассказывает по этому вопросу исполняю­ щий обязанности директора школы тов. Демин: — Совхоз «Политово» пере­ дал нам одно здание на два класса, но оно требует серьез­ ного ремонта. Его необходимо оштукатурить, сложить в ком­ натах печи. Кроме того, в ин­ тернате надо делать внутрен­ ние перегородки. Но беда в том, что у нас нет ши досок, ни кирпича. Этих материалов для нас райплан почему-то не предусматривает. Школа не имеет топлива, потому что его не на что купить-—нет денег, надо прямо сказать, что финансируют нас очень нлохо. Это может привести к срыву своевременного ремонта школы. Это справедливое заявление заслуживает серьезного вни­ мания райплана и райфо. Воскресеновскую восьмилет­ нюю школу строит спиртзавод. По здесь только что присту­ пили к возведению стен. Хпт- ровская восьмилетняя школа строится третий год. За это время сложены только одни стены. Дальше никакой рабо­ ты ие производится. Позволи­ тельно спросить директора этой школы тов. Бочкарева, сколь­ ко же лет он еще будет стро­ ить здание, так необходимое для детей? Требунской семилетней шк о ­ ле передано бывшее здание сельского клуба. Внутри этого помещения необходимо про­ вести большие плотницкие ра_ боты. Школе еще в половине ’ апреля отпустили 18 кубомет­ ров леса, но он до сих пор не оплачен. Председатель Би- гильдинского сельсовета тов. Шебанов упорно, под разными предлогами не желает финан­ сировать школу. Несмотря на то, что райисполком дважды указывал тов. Шебанову на его недисциплинированность,на неправильное отношение к школе и требовал полностью профинансировать ремонтные работы в школе, он до сих пор упорствует и денег не от­ пускает. Такое отношение к школе, к созданию нормальных усло­ вий для плодотворной учебы детей терпимо быть не может. Каждый руководитель малого или большого хозяйства, или учреждения должен понять, что если он плохо, бюрократи­ чески относится к нуждам шко­ лы, не помогает ей, значит он не желает, чтобы его дети учились в просторных, теплых и уютных помещениях. Серьезным недостатком яв­ ляется то, что строительство школ в большинстве своем про­ ходит без технической помо­ щи. Районный техник-строи­ тель тов. Ситников редко бы­ вает на строящихся объектах, предпочитает отсиживаться в тиши кабинета. Но все эти отрицательные факты не говорят о том, что у нас нет руководителей, ко­ торые цо-хозяйски заботятся о шкоде. По-отечески забавятся о де­ тях в совхозе имени Куйбы­ шева. Директор этого хозяй­ ства тов. Кириллов энергично взялся за строительство но­ вой школы. Он уверен, что здание восьмилетней Спешне- Иваеовской школы к первому сентября будет построено. Так должньР’заботиться о школах все руководители. Строительство и ремонт школ — это всенародное дело. Совхозы, колхозы, шефствую­ щие предприятия и организа- ции должны оказать школам практическую помощь в их подготовке к новому учебному году. 3. Бурдукин. К сорокалетию Татарской АССР Казань—крупный промышленный и научно-культурный центр страны. Здесь имеется много учебных и научных учреждений, ра- оотают оперный, русский и татарский драматические театры, ’ кон­ серватория, 30 клубов и Дворцов культуры. Гордостью казанцев и всех трудящихся республики является монументальный театр опе­ ры и балета, носящий имя героического сына татарского народа Мусы Джалиля. НА СНИМКЕ: площадь Свободы в Казани. Слева—здание те­ атра оперы и балета имени М. Джалиля, Фото Б. Мясникова. Фотохроника ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz