За коммунизм. 1960 г. (г. Данков)
З А К О М М У Н И З М № 64 (3671) 2 Наш советский рубль Готовить школы к новому учебному году Среди вопросов, обсужден ных на V сессии Верховного Совета СССР, важное место занял вопрос об укреилении советской денежной единицы путем изменения существую щего масштаба цен' Советская денежная систе ма основывается на обществен ной собственности на средст ва производства. Это опреде ляет особую природу советских денег, характер и структуру денежного обращения в СССР'. Если при капитализме день ги превращаются в капитал и являются средством эксплу атации, то при социализме они не могут стать капита лом, не могут выражать от ношения господства и подчи нения. Советские деньги— орудие народнохозяйственно го планирования и учета об щественного труда, средство последовательного проведения в жизнь социалистического принципа распределения. Советская валюта обеспе чивается не только золотом, но прежде всего громадным количеством товаров, ваходя- щихся в руках государства и направляемых в товарооборот по устойчивым ценам. И чем больше товаров в нашем го сударстве, тем прочнее, устой чивее наш рубль. Советская валюта не зави сит от капиталистических ва лют; она не обменивается на иностранных биржах па дру гие валюты, точно также, как иностранная валюта не имеет свободного обращения внутри нашей страны. Это значит, что советский рубль не под вержен колебаниям и той не устойчивости, которая неиз бежно порождается па сти хийном рынке капиталисти ческого мира. Коммунистическая партия и Советское государство всегда проявляли большую заботу о повышении устойчивости со ветской валюты. «Полноцен ный советский рубль,—гово рил товарищ И. С. Хрущев,— явился необходимым услови ем для осуществления поли тики партии и правительства, направленной на неуклонное повышение благососто я н и я народа на основе быстрого роста социалистической эко номики». Темпы роста всех отраслей народного хозяйства у нас весьма высоки. Масштабы со циалистического, общественно го производства все время рас ширяются. Объем вало в о й продукции, товарооб о р о т а, фонд заработной платы стали выражаться уже в сотнях миллиардов и триллионов руб лен. 15 связи с этим возникла необходимость укрупнения на шей денежной единицы, уве личения золотого содержания рубля и пересмотра масштаба цен. Бумажные деньги—предста вители золота. В хозяйствен ном обороте, в обращении они заменяют определенное коли чество золота. Чтобы ответить, какое количество золота пред ставляет каждая денежная единица, нужно знать, что такое масштаб цен. Масштаб цен— это весовое количество металла, принятое в данной стране за денежную единицу. Первоначально масштаб цен совпал с весовым масштабом. Так, английский фунт стер лингов когда-то действитель но был фунтом (400 граммов) серебра (стерлинг означает: настоящий, чистый, без при меси). Но в дальнейшем масш таб цен обособился от весово го масштаба. Он устанавли вается государством в соот ветствии с теми целями, ко торые оно ставит перед собой в проведении финансовой по литики. При этом государство ее может, конечно, изменить стоимость золота или серебра. Изменение масштаба цен не связано с изменением стои мости золота. Но изменение масштаба цен должно вызывать изменение общего уровня цен на товары. Предположим, стоимость ка кого-либо товара равна стои мости 100 граммов золота. Если денежвая единица рав на 2-м граммам золота, то товар должен стоить 50 де нежных единиц. При измене нии масштаба цен, например, увеличении золотого содержа ния денежной единицы до 4-х граммов, товар будет стоить 25 денежных единиц. Таким образом, соотношение стои мостей не изменилось— за то вар по прежнему отдается 100 граммов золота. Но количест во денежных единиц, уплачи ваемых за товар, сократилось. Пятая сессия Верховного Совета СССР одобрила реше ние Советского правительства повысить с начала 1901 года масштаб нашей денежной еди ницы в 10 раз и в связи с этим выпустить в обращение новые деньги достоинством в 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей и разменную монету нового образца достоинством в 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20 и 50 копеек, а также 1 рубль. Деньги старого образца будут заменяться на новые деньги в течение трех месяцев—до 1 апреля 1961 года по соотно шеншо 10 рублей за 1 рубль. Укрупнение денежной еди ницы и выпуск в обращение новых денег не вызовет ника ких потерь ни со стороны на селения, ни со стороны государ ства. Денежная единица у к рупнится в 10 и в раз снизятся все оптовые, закупочные роз ничные цены, а также опла та услуг, предоставляемых на селению: плата за квартиру и коммунальные услуги, за про езд на всех видах транспорта, за услуги связи, за посещение театров, кино и т. д. В том же соотношении, то есть 10 к 1 бу дут пересчитаны все денеж ные доходы населения, полу чаемые им от государства, го сударственных и кооператив ных предприятий, организаций и колхозов в виде заработной платы рабочих и служащих, заработков колхозников, пен сий, пособий, стипендий и т.д. Будет изменен и курс рубля по отношению к иностранным валютам. Это не повлечет за собой потерь ни для иностран ных государств, ни для Сов т- ского Союза. Укрупнение советского руб ля проводится одновременно с упорядочением заработной пла ты, отменой налогов, увели чением выплат и льгот насе лению, снижением розничных цен. Все это ведет к росту реальных доходов населения, к дальнейшему подъему бла госостояния трудящихся. За свою заработную плату и дру гие доходы они смогут при обрести товаров столько же, сколько приобретали раньше, будут в состоянии оплачивать такое же количество услуг, как и до изменения масшта ба цен. В то же время осу ществлять различные платежи и расчеты будет значительно проще и легче; можно будет шире применять автоматы в торговле. Все это принесет определенную выгоду нашему народному хозяйству и насе лению. Повышение стоимости денеж ной единицы будет иметь ог ромное значение для борьбы за экономию народных денег, против бесхозяйственности и расточительства. Вместе с дру- ми важнейшими мероприятия ми это будет содействовать успешному развитию экономи ки Советской страны, вступив шей в период развернутого строительства коммунизма. Ю. Р ач и н сш , Кандидат экономических наук. До начала 1960—1961 учеб ного года осталось три меся ца. За этот короткий срок предстоит проделать большую работу, чтобы своевременно и всесторонне подготовить все школы к занятиям. Прелсде всего, необходимо широким фронтом вести строительство школьных зданий и обеспе чить завершение строительных работ в установленные сроки. Но окончании учебных заня тий сразу следует приступить к ремонту, школьных помеще ний. В связи с этим заготов ка строительного и ремонтно го материалов приобретает особо важное значение. Ме жду тем факты говорят о том, что некоторые директора и заведующие школ, председа тели сельских Советов не за ботятся о развертывании строи тельств школьных зданий, о заготовке ремонтных материа лов. Здание Хрущевской семг- летней школы строится тре тий год. Директор этой шко лы тов. Бобков заявил, что в этом году школа будет до строена и полностью оборудо вана. Что ж , хорошее намере ние н оно достойно похвалы. Но одно дело заявить, а дру гое—практически осуществить это заявление. До начала учебного года осталось мало времени, а работ по заверше нию строительства школы мно го. Б ней пока нет пола, кры ша недокрыта, многое надо сде лать плотницких работ но вну треннему оборудованию зда ния. В школе должен быть построен отдельный спортив ный зал, но к его строитель ству пока не приступали. Правда, для завершения строительства школы имеется все необходимое: лес, кирпич, известь и т. д. Недостает только настоящей организа торской работы, практической номощи сельского Совета, прав ления колхоза «Красное зна мя». В колхозе много грузо вых автомашин, а в подвозке строительного материала ди ректор школы пользуется услу гами автотранспортной конто ры, переплачивая за это боль шие средства, Председатель колхоза тов. Бахчеванов мно го обещает, по оказанию прак тической помощи школе мало что делает. Плохо обстоит дело с под готовкой к новому учебному году Малпнковской средней школы. Вот что рассказывает по этому вопросу исполняю щий обязанности директора школы тов. Демин: — Совхоз «Политово» пере дал нам одно здание на два класса, но оно требует серьез ного ремонта. Его необходимо оштукатурить, сложить в ком натах печи. Кроме того, в ин тернате надо делать внутрен ние перегородки. Но беда в том, что у нас нет ши досок, ни кирпича. Этих материалов для нас райплан почему-то не предусматривает. Школа не имеет топлива, потому что его не на что купить-—нет денег, надо прямо сказать, что финансируют нас очень нлохо. Это может привести к срыву своевременного ремонта школы. Это справедливое заявление заслуживает серьезного вни мания райплана и райфо. Воскресеновскую восьмилет нюю школу строит спиртзавод. По здесь только что присту пили к возведению стен. Хпт- ровская восьмилетняя школа строится третий год. За это время сложены только одни стены. Дальше никакой рабо ты ие производится. Позволи тельно спросить директора этой школы тов. Бочкарева, сколь ко же лет он еще будет стро ить здание, так необходимое для детей? Требунской семилетней шк о ле передано бывшее здание сельского клуба. Внутри этого помещения необходимо про вести большие плотницкие ра_ боты. Школе еще в половине ’ апреля отпустили 18 кубомет ров леса, но он до сих пор не оплачен. Председатель Би- гильдинского сельсовета тов. Шебанов упорно, под разными предлогами не желает финан сировать школу. Несмотря на то, что райисполком дважды указывал тов. Шебанову на его недисциплинированность,на неправильное отношение к школе и требовал полностью профинансировать ремонтные работы в школе, он до сих пор упорствует и денег не от пускает. Такое отношение к школе, к созданию нормальных усло вий для плодотворной учебы детей терпимо быть не может. Каждый руководитель малого или большого хозяйства, или учреждения должен понять, что если он плохо, бюрократи чески относится к нуждам шко лы, не помогает ей, значит он не желает, чтобы его дети учились в просторных, теплых и уютных помещениях. Серьезным недостатком яв ляется то, что строительство школ в большинстве своем про ходит без технической помо щи. Районный техник-строи тель тов. Ситников редко бы вает на строящихся объектах, предпочитает отсиживаться в тиши кабинета. Но все эти отрицательные факты не говорят о том, что у нас нет руководителей, ко торые цо-хозяйски заботятся о шкоде. По-отечески забавятся о де тях в совхозе имени Куйбы шева. Директор этого хозяй ства тов. Кириллов энергично взялся за строительство но вой школы. Он уверен, что здание восьмилетней Спешне- Иваеовской школы к первому сентября будет построено. Так должньР’заботиться о школах все руководители. Строительство и ремонт школ — это всенародное дело. Совхозы, колхозы, шефствую щие предприятия и организа- ции должны оказать школам практическую помощь в их подготовке к новому учебному году. 3. Бурдукин. К сорокалетию Татарской АССР Казань—крупный промышленный и научно-культурный центр страны. Здесь имеется много учебных и научных учреждений, ра- оотают оперный, русский и татарский драматические театры, ’ кон серватория, 30 клубов и Дворцов культуры. Гордостью казанцев и всех трудящихся республики является монументальный театр опе ры и балета, носящий имя героического сына татарского народа Мусы Джалиля. НА СНИМКЕ: площадь Свободы в Казани. Слева—здание те атра оперы и балета имени М. Джалиля, Фото Б. Мясникова. Фотохроника ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz