За коммунизм. 1960 г. (г. Данков)
2 З А К О М М У* Н И 3 М № 5 (3612) Ф о т о о ч е р к | Там, где труд стал подлинной Пр о грамма в оспитания мо лодо г о покол е ния, намечен ная X X I съез дом Коммуни стич еск ой партии С ов етск о г о С оюза, пр е дпола гает ф ор мировани е л ю д ей к оммуни стич еск о г о завтра, свобод ных от п ережитк ов старо г о, люд ей, гарм онич ески с оч е та ющих в себе духовно е б о гатств о, моральную чистоту и физич еск о е с ов ерше нств о. В этой связи сов етска я шк ола п ерестраиваетс я, она приближа ет в оспитани е и обуч е ние д етей я м олод ежи к жиз ни, начинает г отовить своих питомц ев к пр оизводи т ель н ому труду. И мно гие к олл ективы шк ол добива ются хорош их усп ех ов, г отовя учащихся к самостоя т ель н ой жизни. Справл яется с важн ой задач ей к оммуни стич еск о г о воспитания д е тей и пе да г о гический к ол л ектив сре дн ей шк олы № 3. Этому вопросу и посвящ е ны дв е стра ницы нашей га зеты. В ш к ол е № 3 тру д стал подлинной основой п е да г о гическ о г о воспитания. ... На м есте пустыр я два г о да тому назад выросло краси во е трехэтаж н о е з дани е. З д есь разместилась сре дняя школа. В распоряж е нии в оспитанни ков ее - зам ечательные спорт зал, химич еска я ла бора тория, производств енные ма стерские. Обучает ребят к ол л ектив опытных учит елей. К лю чом б ьет жиз нь в эюй шк ол е. Пре подав ательский к ол л ектив направляет св ою рабо ту для то го, чтобы воспитан ники с раннего возраста на учились трудиться, полюбили самостоятельный труд. Кто приходит первым Утро. До звонка на занятия остается много времени, а в школу уже приходят ученики. Что это? Оказывается, прихо дят дежурные по гардеробу. Действительно, в школе нет штатных гардеробщиц, эту ра боту выполняют сами ребята. Для каждого класса в разде валке есть определенное ме сто и от каждого из них еже дневно дежурят здесь по два человека. Дежурить «по ве шалкам», ка к здесь называ ют, считается почетной обя занностью и нарушается поря док дежурства только в исклю чительных случаях. В одно время с дежурными по раздевалке приходит и де журный класс по школе—це лый класс, так ка к в школе введена система, по которой целый класс школы дежурите здании в течение недели, а затем передает дежурство оче редному классу. Нтдозаметить, что к дежурству но школе учащиеся также относятся до бросовестно, ведь при переда че дежурства в специальный журнал заносится оценка ра боты класса. А кому интерес но прослыть по школе не ряхами, недисциплинирован- I ными: Хорошие помощники Не унускают из с в о р г о вни мания ребята и буфет. Ведь во время завтрака (для первой смены) и во время обеда (для второй смены) одновременно в буфете собираетсямного школь ников. Поэтому ка к нельзя кстати помощь ребят, которая оказывается буфетчице опять по графику. Маленькие помощ ники перед едой расставляют на столах блюда, а после еды помогают мыть посуду. Стоит войти в школу. Все три этажа ее отличаются иде альной чистотой Иначе быть не может. Ребята понимают, что это здание принадлежит им, что надо поддерживать здесь порядок. И порядок под 1 ер- живается регулярно. А один раз в две недели в школе про водится генеральная уборка, причем на эту работу выхо дят школьники 5— 10 классов. Ребята моют полы, протирают парты, рамы, панели и т. д. И все это школьники делают добросовестно, с большим же ланием. ...На всех этажах школы развешены динамики. В опре деленное время раздается го лос диктора школьного радио узла. Школьный радиоузел— в наше время это не новость, но дело в том, что в третьей школе весь монтаж радиоузла осуществлен руками самих школьников. Эго свидетель ствует о том, что для них не прошли даром занятия по фи зпке. На самом деле, физика— один из" любимых предметов у ребят. Они любят ее. Обрати те внимание, с какой сосредо точенностью выполняют опыт по физике ученицы 9 класса Надя Боюрова (снимок вверху слева) и Маша Нагель (слева). Они определяют удельный вес жидкости. Работу надо выпол нить ка к можно тщательнее, иначе получишь результат с большим расхождением с тео ретическими показателями По этому так внимательны Н. Бою рова и М. Нагель. Хорошо поставлено препода вание физики к школе. Учи теля этого предмета все свои знания отдают учащимся, они стремятся больше проводить практических занятий. Для этого школа располагает до статочным количеством прибо ров, наглядных пособий и т. д. На снимке (внизу слева) вы видите учащихся 9 класса во время занятий. Послушаешь объяснение учителя, а затем самостоятельно проведешь опыт. Как все понятно стано вится тогда. Физика уже ста новится не загадочным пред метом, не трудным, а доступ ной и понятной. С большим желанием При школе есть учебные мастерские. В слесарной ма стерской одновременно могут работать 18 человек, в сто лярной—10. Кроме этого, име ются два сверлильных станка, один токарный станок по ме таллу, два по дереву. Бога тое хозяйство. А с каким же ланием приходят заниматься трудом сюда ребята! Преподаватель но труду Ев гений Иванович Иванов под робно и любовно рассказывает о своих питомцах, делится со ображениями по организации уроков по слесарному и сто лярному делу, металловеде нию. 0а говорит, что ребята уже научились самостоятель но работать, изготовляют не которые инструменты своими руками. Евгений Иванович достает из шкафа заготовки молотков и зубил. Правда, работа не так уж безупречна, но прихо дится делать скидку, когда узнаешь, что она выполнена руками учащихся пятых клас сов. — Очень хорошо работают ребята, охотно,— говори г Ива нов. - Они вполне освоят всю программу по труду, научат ся многому. В школе есть и «ветераны» труда,уже прошедшие курс обу чения по столярному и слесар ному делу. Посмотрите на де сятиклассника Николая Хлеб никова (снимок в центре), он как заправский плотник вла деет рубанком, топором, может качественно выполнить доволь но-таки сложную работу. По этому он активно участвует(в случае необходимости) в вы полнении плотничьих работ в школе. А на снимке на третьей странице в центре— одноклас сник Николая Талалакии Фе дор. Он тоже известен в шко ле ка к неплохой плотник. Объ ектив аппарата запечатлел мо мент, когда Федор изготовлял подставку для одного из при боров по физике. Он понима ет, что прибор будет служить многим школьникам, поэтому надо сделать работу тщатель но, аккуратно. Да 'Талалакии не стесняется, он уверен в своих силах. Белоручками не будут Труд—могучий воспитатель. Ведь после окончания школы ребята столкнутся непосред ственно с жизнью, с физиче ским трудом. Горе белоруч кам, которые вступят в само стоятельную жизнь. Но ребята третьей школы гарантированы от этого. Ведь в ш к и е хоро* гао организовано трудовое вос питание ребят. Коллектив учи телей правильно делает, во влекая учащихся в производи тельный труд, расширяя само обслуживание, которое имеет важную роль в связи обучения с жизнью. Можно добавить, что в шко ле работает кружок домовод ства, есть отдел вышивания, кройки и шитья. И все заня тия в кружке домоводства со четаются с практическими за нятиями. В распоряжении юных кулинаров разно- бра <нне про дукты, швей— 8 швейных ма шин. Кроме этого, учащиеся 6—6—7 классов изучают сель- кое хозяйство. Начало труда Каждое дело начинается с тредварительного ознакомле ния с ним. При этом оно по казывает свое настоящее на- -начение, сразу вызывая сим- штии или совсем прошвсно- южные чувства. Особенно это относится к подросткам 12— 13 лет. В текущем учебном году пя тиклассники школы впервые толкнулись с уроком труда. Некоторые из них до этого да- ке не знали название отдель ных инструментов, не говоря уже об их назначении. До первого урока труда не при- одилось брать в руки инстру менты и Саши Мерздикину, >тец которого работает пла тоником на Щебеночном заво- е. Саша с увлечением рас- •казал нам о первом уроке, 1 а котором ему и его товари- цам объяснили, как дрржать напильник при обработке ме талла, молоток, нажовку. Так начались уроки труда не толь ко для Саши Мерзликина, Ге ны Шепилева, но и для других пятиклассников. А уже через несколько уро ков они получили первое за дание— сделать зубило. С осо бым интересом и старанием, с которым выполняются толь ко интересные и любимые де ла, они приступили к делу. И вот инструменты готовы. Каждое зубило имеет своеоб разный отпечаток, отличаю щий его от другого. Первое задание учащимися было вы полнено не одинаково хорошо, но оно для первого раза мнигое дало каждому из них. Если на первый урок труда пятиклассники шли с неопре деленным чувством ожидания, то теперь они стараются про вести все свободное время в мастерских, потому что эти уроки они полюбили по-настоя щему. Теперь и задания вы полняются более сложные. За четыре урока была сделаны молотки. Совсем другая программа у восьмиклассников: за 12 часов им надо изучить токарный станок, обработку металлов резанием. Сначала они были ознакомлены со штангельцир- кулем, кронциркулем и други ми инструментами, необходи мыми для работы на токарном станке. Сейчас восьмиклассни ки делают в» вей проточку
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz