За коммунизм. 1959 г. (г. Данков)

За коммунизм. 1959 г. (г. Данков)

2 З А К О М М У Н И З М № 1 3 5 ( 3 5 9 0 ) Закон о перестройке школы—в действии 15 ноября в районном Доме нультуры со­ стоялось собрание учителей района с уча­ стием руноводителей колхозов и совхозов, председателей сельских Советов, секрета­ рей партийных организаций. Участники собрания обсудили вопросы: 1. О ходе выполнения закона об укрепле­ нии связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования. 2. Выборы делегатов на областной съезд учителе /. По первому вопросу выступила зав. рано тов. Бурдукина В прениях по докладу выступили: тов. Беспалова—учительница биологии первой средней школы, тов. Галкина—учительница начальных классов Перехвальской средней школы, тов. Серегина—учительница Назачь- ей семилетней школы, тов. Рассолова — учительница второй средней школы, тов. Еремеева—учительница первой средней шко­ лы, тов. Будаева—старшая пионервожатая Перехвальской средней школы, тов. Чер­ нецов—преподаватель машиноведения и ос­ нов производства первой средней школы, тов. Лукин — учитель-пенсионер, тов. Ерош- нин — райвоенком, тов. Лохачева—секретарь РН ВЛНСМ , тов. Тыртышный—директор совхоза чДанновснийъ, тов. Мириллова — зав отделом пропаганды и агитации РПИПСС, тов, Москаленко—представитель обкома КПСС. Всего в прениях выступило 16 человек. Состоялись выборы делегатов на област­ ной съезд учителей. Всего избрано 17 че­ ловек. По обсужденному вопросу собрание приня- I по развернутое постановление. В своем докладе о ходе вы­ полнения закона «Об укрепле­ нии связи школы с жизнью и 0 дальнейшем развитии систе­ мы народного образования» тов. Бурдукина отмечает, что учительство района проделало некоторую работу по укрепле­ нию связи школы с жизнью, по осуществлению соединения обучения с общественно полез­ ным и производительным тру­ дом, по претворению в жизнь директив партии и правитель­ ства. Это позволило полностью выполнить народнохозяйствен­ ный план и план по всеобучу. 1 сентября на занятия в школу явилось 4.103 ученика при плане 3.880 человек. 18 школ района работают в одну сме­ ну. В этом году школам рай­ она передано помещений на 350 мест, что позволило зна­ чительно улучшить условия работы. В здании бывшего ки­ нотеатра создана межшколь­ ная мастерская на 75 мест и кабинет машиноведения. Би- гильдинская семилетняя шко­ ла за счет здания, переданно­ го ей Сторожевской МТС, пе­ решла на односменное заня­ тие. Теперынкола имеет учеб­ ную мастерскую, кабинеты, библиотеку, пионерскую ком­ нату и дополнительно четыре классных комнаты. Казачьей школе передано помещение Стрелецкого сель­ ского Совета, где размести­ лись класс и библиотека с пионерской комнатой. Выполнен народнохозяйст­ венный план по школе рабо­ чей молодежи и школам сель­ ской молодежи. При Перехваль­ ской и Баловневской семилет­ них школах открыты восьмые классы. Тов. Бурдукина отмечает, что в этом году значительно улуч­ шилась материальная база школ. Учебные кабинеты и мастерские пополнены учебно­ наглядными пособиями и обо­ рудованием на сумму 131,8 тысячи рублей. Школы района приобрели пять радиоузлов, 13 электрораспределительных щитов, пять швейных ма­ шин, семь станков для учеб­ ных мастерских, 70 верстаков и многое другое. Более организованно и ка­ чественно проведена подготов­ ка к новому учебному году в средней школе № 2. Здесь сделано центральное водяное отопление, для учителей по­ строен одноквартирный дом, построено углехранилище. Неплохо был организован и общественно полезный труд учащихся. Обязательства, взя­ тые школами района в сорев­ новании с Лев - Толстовским районом, выполнены. Район занял первое место и получил премию—оборудование на 6 тысяч рублей." В этом году с учхозов и учебно - опытных участков, школьных садов получено 224 тысячи рублей дохода. Эти средства используются для приобретения мебели, пионер-1 ской атрибутики, музыкальных инструментов, библиотек, учеб­ но-наглядных пособий, для по­ ощрения учащихся, для созда­ ния фонда всеобуча. Учащиеся проделали и дру­ гую общественно полезную ра­ боту: собрали 60 тонн метал­ лолома, выработали 15.223 трудодня в колхозах, зарабо­ тали в совхозах и предприя­ тиях 64.725 рублей, выращи­ вают сады в школах на пло­ щади 15 гектаров, посадили более 10 тысяч деревьев, и кустарников. Вместе с учителями они ак­ тивно помогали колхозам и сов­ хозам в различных работах, шефствовали над Данковской РТС, выращивали цветы. Стар­ шие школьники активно вклю­ чились в самообслуживание, благоустраивают территорию школ, помогают в ремонте их. Большая работа проведена в Перехвальской и Данковских первой и второй средних шко­ лах, Казачьей семилетней и Сугробской начальной школах по выращиванию кроликов. Заслуживают внимания и то, что учителя вместе с учащи­ мися изготовили необходимое количество учебно наглядных пособий. К 1 сентября теку­ щего года было сделано 2.160 пособий на сумму около 10 тысяч рублей. Однако, говорит тов. Бурду­ кина, пока еще в районе ис­ пользованы не все возможно­ сти для коренного улучшения всей учебно-воспитательной ра­ боты. В работе школ имеются еще существенные недостатки. Не сумели мы еще добиться оказания помощи со стороны общественности школам рай­ она в укреплении материаль­ ной базы и в вопросах обуче­ ния и воспитания людей. Не­ удовлетворительно еще постав­ лена работа с родителями. До сих пор ;слабо осущест­ вляется контроль за работой малокомплектных начальных школ, передовой опыт наибо­ лее эффективных приемов в работе пока еще обобщается плохо. Медленно перестраива­ ются учителя начальных и пя­ тых классов в работе по но­ вым учебным планам и про­ граммам. Слабые база и кадры для качественного проведения уро­ ков черчения, рисования, пе­ ния и трудового обучения де­ тей, говорит тов. Бурдукина, отрицательно сказываются на [весь ход учебно-воспитатель­ ной работы. Учительство района и роди­ тели с чувством полной ответ­ ственности и глубокого созна­ ния должны приложить свои силы и знания, уменение для выполнения директив партии и правительства по вопросам ук­ репления связи школы с жизнью. В заключение тов. Бурдуки­ на выражает уверенность, что коллектив учителей района успешно справится с задача­ ми, поставленными нашей пар­ тией перед советской школой. Первой в прениях выступи­ ла преподаватель биологии первой средней школы 3. О Б есп ал о ва. Она говорит о том, что вопрос об организации ученического труда в связи с обучением в школе на совре­ менном этапе является цент­ ральным. В Данковской сред­ ней школе учхоз существует только один год. И несмотря на такой малый срок биологи школы пришли к заключению, что привлечение учащихся к работе на нем прививали им любовь к труду. До прошлого года учащиеся работали толь­ ко на пришкольном участке, площадь которого равнялась 0,16 гектара. Естественно, школа, имевшая около 700 учащихся, не могла привлечь всех их для работы на уча­ стке. В связи с этим работа­ ли только отдельные учащие­ ся или звенья, а класс цели­ ком не мог пройти сельскохо­ зяйственную практику. Уча­ щиеся, как правило, работали примитивными орудиями (ло­ паты, тянки, грабли), не име­ ли никакого представления о тех сельхозмашинах и агро­ приемах, которые на самом деле применяются на полях колхозов и совхозов. Это тоже отрывало от практики, от жизни. Было бы ошибочно думать, что учебное хозяйство должно давать только доход школе. Основной задачей школы является привитие учащимся практических навыков, закреп­ ление теоретических знаний, которые получены на уроках биологии. О том, как прививается лю­ бовь к труду, учащимся на­ чальных классов, говорила учительница Перехвальской средней школы тов. Галкина. Она отметила, что учащиеся первых — четвертых классов также принимают активное участие в работах на при­ школьном участке. Они уха­ живают за цветами, периоди­ чески выходят на экскурсии в, лее, на поля, где знакомятся с деревьями, сельскохозяйст­ венными культурами и при­ емами их возделывания. Учительница второй средней школы тов. Р ассо л о в а в своем выступлении остановилась на вопросе улучшения преподава­ ния в школах иностранных языков. Ведь на самом деле, учащиеся, окончившие 10 клас­ сов, не могут свободно читать по-немецки и при переводе этого языка пользуются сло­ варями. Кадры учителей ино­ странных языков, говорит она, у нас еще слабые, однако их уровень знаний не повышает­ ся. В настоящее время даже прекратили работать курсы учителей немецкого языка, ко­ торые сыграли положительную роль в прошлом. На уроках русского языка и литературы, говорит учитель­ ница первой средней школы тов. Е р ем еева, мы также стре­ мимся привить учащимся лю­ бовь к труду с тем, чтобы они вышли из школы не только образованными, но и трудолю­ бивыми людьми. Старшая пионервожатая Пе­ рехвальской средней школы тов. Б у д аев а рассказала о ра­ боте пионерской организации школы. Она отметила, что пи­ онерская организация разви­ вает у учащихся творческую инициативу, делает все для того, чтобы они хорошо учи­ лись. XII съезд ВЛКСМ опре­ делил задачи пионерских ор­ ганизаций, говорит она. В свя­ зи с этим мы наметили необ­ ходимые мероприятия и в своей организации. В начале провели беседы о пионерских ступень­ ках. Проводим сборы не толь­ ко в школе, но и в клубе, в колхозе, на полях. Очень ча­ сто в нашей школе проводятся экскурсии по родному краю. Пионеры побывали в Данкове и в окрестных селах. Учим ребят самообслуживанию. Они с любовью растят кроликов, ухаживают за садами, цвет­ ником. Сейчас при школе имеет­ ся пионерский сад площадью 350 квадратных метров. На трибуне преподаватель машиноведения и основ произ­ водства первой средней школы тов. Ч ернецов. Главное наше достижение в вопросе политех­ нического обучения учащихся, говорит он, является то, что мы психологически подготови­ ли ребят к труду. Теперь ре­ бята, например, не спрашива­ ют, зачем изучать трактор и другие машины? Наоборот, они стали много говорить о маши­ нах. В этом заслуга всего кол­ лектива учителей школы. Уро­ ки труда у нас теперь уже не второстепенные уроки, ре­ бята ими интересуются. Одна­ ко некоторые школы нашего района не готовы к осущест­ влению производственного обу­ чения. В них неблагоустроены ма­ стерские, они не отвечают тре­ бованиям нынешних задач. В Хрущевской семилетней школе мастерская размещена в клас­ се, но здесь имеется только двое тисков. Какая же здесь продуктивность урока, если, скажем, из 25 учащихся рабо­ тают только двое. Лучшей ма­ стерской считается мастер­ ская первой средней школы. Но и она далеко не отвечает всем требованиям. Высший этап политобуче- ния—машиноведение. У нас есть кабинеты, но они также полностью не приспособлены. В них нет действующих стен­ дов, по сути дела негде раз­ местить необходимое оборудо­ вание. Помимо кабинетов не­ обходим парк учебных машин. Нельзя изучать теорию, не связывая ее с практическими занятиями. Дело трудового воспитания новое не только для учащих­ ся, но и для преподавателей. Большинство из преподавате­ лей машиноведения не имеет достаточно практических на­ выков. Несмотря на это у нас не создано методическое объ­ единение, мы не собираемся и не обмениваемся опытом ра­ боты. Заведующая методическим кабинетом роно тов. Г он чарова в своем выступлении обратила внимание на повышение обще­ образовательного уровня учи­ телей района. В этом году 18 учителей района в летние ме­ сяцы обучались на курсах, не­ которые учатся заочно в ин­ ститутах. Но наряду с этим немало еще учителей, которые в некоторой степени отстали от требований современности и не повышают своей деловой квалификации. Заведующий учебной частью Казачьей семилетней школы тов. Алымов говорил о необхо­ димости укрепления связи между школой и обществен­ ными организациями. На тер­ ритории совхоза имени Ленина расположено три школы и всем им совхоз оказывает необхо­ димую помощь. В частности, Казачьей школе он вспахал землю, дал семян. Тов. Алымов ставит вопрос: дать право школам в осеннее время отводить 3—4 дня на учебную практику. Необходимо также подумать над оценкой по труду. Есть еще родители, которые под всякими предло­ гами стараются не пускать своего ребенка на работу на учебном поле. Значит, надо поднять роль оценки по труду.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz