За коммунизм. 1959 г. (г. Данков)
4 З А К О М М У Н И З М авв № 111 (3666) Впереди—полет человека Ночью 14 сентября весь мир облетела волнующая весть из Москвы: «Космическая ра кета достигла поверхности Луны». Короткое сообщение ТАСС. Требуется всего 2—3 минуты, чтобы прочитать его. Но какой'грандиозный смысл вложен в скупые строки. Ка кой длительный, титанический труд ученых, конструкторов, инженеров, техников, рабочих скрывается за этим лаконич ным и вместе с тем торжест венным текстом! Поистине, создание косми ческих ракет связано с боль шим комплексом тщательных исследований в области самых различных наук: вычислитель ной математики, механики, физики, химии, металлургии, астрономии. Осложности проб лем, которые предстояло ре шить, свидетельствует, напри мер, круг вопросов, связанных с механикой и металлургией. Взять двигатель космиче ской ракеты. Его эффектив ность значительно повышает ся с увеличением температу ры горения. В сущности ко эффициент полезного действия здесь ограничивается той тем пературой, которую способна выдержать конструкция. По этому ракетостроителям край не необходимы вьгсокожаро- нрочные и жаростойкие мате риалы. Вместе с тем эти ма териалы могут иметь лишь кратковременную прочность при высокой температуре. Это странное на первый' взгляд требование объясняется тем, что двигатель космического аппарата работает всего не сколько минут, пока корабль преодолевает земное притяже ние. Затем он выключается. Долгая прочность ему не нуж на, как, например, турбинам, работающим годами. Достаточ ность кратковременной проч ности ракетного двигателя по зволяет облегчить всю конст рукцию аппарата, а это глав ное для него—он сможет ле теть выше и дальше. Скорость и дальность ракет сильно зависят от отношения веса конструкций к весу топ лива. Требовалось создать легкие высокопрочные матери алы, обеспечить упругость и надежность тонкостенных кон струкций при нормальных и низких температурах. На космический корабль при прохождении им атмосфер планет действует гинерзвуко- вой («сверхсверхзвуковой») по ток газа. Возникающее при этом колебание оболочки ракеты может привести к ее разру шению. Поэтому ученые долж ны точно и правильно рассчи тать размеры и форму конст рукций, чтобы такие колеба- -ния не появились. Для этого надо обеспечить взаимодейст вие тонкостенных конструкций ракеты с космической матери ей, добиться их динамической прочности в так называемых автоколебательных режимах. Таковы лишь некоторые слож ные задачи, возникающие в бласти прочности конструк ций. Щ--------------------------- ----- При стремительном рейсе космического корабля возни кают сильные ударные волны газа. В результате около обо лочки ракеты образуется опас ный «пограничный» слой газа, имеющий очень высокую тем пературу. Создание специаль ной жаропрочной облицовки и такой внешней формы космо плана, которая обеспечивала бы наименьшее сопротивление материи, понижала бы темпе ратуру «пограничного» слоя— одна из главных задач ученых и конструкторов. В связи с этим необходимо разработать многие проблемы газодинами ки больших сверхзвуковых скоростей. До недавнего времени про цесс полета предполагался сравнительно простым: корабль преодолевает земное притяже ние и попадает в «пустое» пространство, где действуют только законы всемирного тяготения. Все расчеты рас сматривались как чисто ариф метическая задача. Но искус ственные спутники показали, что на больших высотах нет пустоты, а есть довольно плот ная космическая материя. Ана лиз динамики полетов позво лил расшифровывать многие свойства воздушной и безвоз душной среды. Требование точ ности полета связано с реше нием многих вопросов меха ники приборов управления и вопросов устойчивости движе ния корабля. Таковы некоторые особен ности главных задач механи ки и металлургии, с которыми сталкивались и сталкиваются создатели межпланетных ап паратов. Весь мир признал одним из наиболее изумительных дости жений советской науки и тех ники огромный вес наших спут ников. В запуске второй кос мической ракеты весьма при мечательно то, что вторая космическая скорость дана большой ракете, т. е. аппара ту, способному совершать са мостоятельное движение. Вес полезного груза, который она имела, говорит и отом, что ра кета может нести самую раз личную аппаратуру,в том чис ле и такую, которая способна часть ее возвратить на Землю. Это говорит о том, что ста новится более реальной спо койная посадка аппарата на Луне, так как мощность раке ты последней ступени может быть использована для тормо жения при посадке. Весьма существенно то, что, как установлено, космическая материя не повреждает лета тельных аппаратов. Большие опасения, бывшие на этот счет, оказались необоснованными. Ракета не теряет герметично сти, в ней постоянно поддер живается необходимая темпе ратура. Это д е л а е т реальны м полет чело века на др у го е н еб ес ное тел о . Существенной новостью яв ляется применение лунного альтиметра. Как известно, альтиметр—это прибор, пока зывающий высоту полета по времени. Сведения, которые он сообщает, очень ценны. Ре гистрируя изменения высоты по времени, он позволяет уче ным, знающим скорость лета тельного аппарата, судить о его снижении и даже силе сопротивления среды, в кото рой происходит рейс. Предпо лагая, что на Луне нет атмо сферы, специалисты могут точ но высчитать, как там должна изменяться высота по времени. Лунный альтиметр может по казать совпадения или рас хождения с расчетами и от сутствие или наличие сопро тивляющейся среды,а значит, ее плотность. Это явится но вым важным шагом в позна нии нашей ближайшей небес ной соседки. Сила тяжести на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле; во столько же раз легче и пред меты. Последняя ступень кос мической ракеты весила бы там не 1,5 тонны, а всего 250 килограммов и имела бы за пас неизрасходованной энер гии. Для полета снаряда с Луны на Землю ему требуется сообщить энергию в 25 раз, меньше, чем нри движении с-| Земли на Луну. Отношение за трачиваемых для этого энер гий несоизмеримо больше, и значит, неизрасходованная энергия последней ступени мо жет быть использована. Если для полета на Луну корабль должен развить первоначаль ную скорость 11 километров в секунду, то для возвращения на Землю ему будет достаточ но всего около 2 километров в секунду. Насколько это упро щает дело, видно хотя бы из того, что такую скорость име ют современные артиллерий ские снаряды. Веками люди мечтали- о том, как достичь других планет. И эта задача сейчас в принци пе решена. Прогресс науки и техники поставил перед чело веком другую задачу—как вернуться на Землю. Эта про блема—очередная и реальная, но решить ее не легко. Ведь, возвратясь в земную атмосфе ру, ракета снова достигнет скорости 11 километров в се кунду, и надо суметь ее бла гополучно посадить. Стала более реальной и дру гая увлекательная возмож ность—облет Луны. Человек или посланные *им приборы увидят ту ее сторону, кото рая всегда скрыта от нас. Ус пешный запуск второй косми ческой ракеты показал, что расчеты ученых точны, прибо ры работают нормально, раке та имеет достаточный запас мощности. После облета ап парат сможет вернуться на Землю. Первый рейс Земля—Луна совершен. Великая мечта мно гих поколений людей стала явью. А. Ильюшин, чле н-корреспондент Академии наук СССР. „Советский НЬЮ-ЙОРК. (ТАСС). В от кликах американской провин циальной печати на успешный запуск в СССР второй косми ческой ракеты находит свое отражение восхищение выдаю щимся достижением советской науки и техники. Газета «Пост-диепетч» в редакционной статье, озаглав ленной «Советский триумф» пишет: «Успешно запустив ра кету на Луну, Советская Рос сия одержала еще., одну по беду над Соединенными Шта тами в общей гонке за осво ение космоса, которая нача лась 4 октября 1957 года, когда был запущен первый искусственный спутник Зем ли». В статье говорится, что удивительная точность, с ко торой советская ракета была нацелена на Луну, «свиде тельствует о высокой степени совершенства, достигнутого Советской Россией в области ракетной техники». Подчеркнув, что Советскому Союзу «принадлежит заслуга первого большого шага вперед в области межпланетных пу тешествий», газета в заклю чение пишет: «Это действи тельно большой триумф». триумф" Газета «Чикаго сан энд тайме» заявляет: «Советский Союз добился еще одной на учной победы. Для того, УТ\ бы попасть в Луну металли ческим шаром весом в 858,4 фунта, понадобился большой опыт и обширные знания. Весь мир приветствует русских за то, что они первыми про ложили мост в космос». Руководитель вашингтон ского отделения выходящей в Детройте газеты «Ныос» Эйбел отмечает «триумф со ветских ученых, попавших в поверхность Луны после того, как Соединенные Штаты пред приняли пять неудачных по пыток». Газета «Чикаго трибюн так охарактеризовала запуск советской ракеты на Луну: «Это большое достижение и его не следует преуменьшать. Оно представляет собой до полнительное доказательство того, что русские опередили нас в важных фазах ракетной техники—факт, который был известен и даже признается некоторыми нашими официаль ными лицами со времени за пуска первого спутника». „Шаг величайшего исторического значения*1 МОНТЕВИДЕО. (ТАСС), ком ментируя пребывание в .США Председателя Совета Минист ров СССР Н. С. Хрущева, га зета «Аксьон» пишет: «Счув ством огромного облегчения восприняло человечество изме нения в отношениях между СоединеннымиШтатами и Рос сией. которые от тернистых тропинок холодной войны пе решли сегодня в фазу взаимо понимания, сосуществования на началах взаимного уваже ния, могущего обеспечить все общий мир». «От двух круп нейших руководителей, бесе дующих сегодня в Вашингто не,—заявляет газета,—зави сит судьба не только их соб ственных стран, но п всего человечества». Газета «Популар» •характе ризует визит II. С. Хрущева в США как «шаг величайшего исторического значения», сви детельствующий о том, что «войныможно избежать». Этот визит, подчеркивает газета, увеличивает надежды, 'кото рые «вчера еще теплились в сердцах миллионов людей, тер заемых «холодной войной»... Слава Советскому государству, сумевшему вызвать эти на дежды». В центре внимания печати ГДР БЕРЛИН. (ТАСС). Пребыва ние Председателя Совета Ми нистров СССР Н. С. Хрущева в США остается главной темой всех газет Германской Демо кратической Республики. «Барометр показывает на «ясно»—под таким заголовком газета «Нейес Дейчланд» по мещает полный текст речи Н. С. Хрущева в Националь ном клубе печати в Вашингто не. Газета сопровождает эту речь следующими подзаголов ками: «Без мирного договора нет разрядки международной напряженности»; «Признать два германских государства»; «Торговля—барометр полити ки». «Нейес Дейчланд» под черкивает, что главной целью визита Н. С. Хрущева в США является ликвидация «холод ной войны» и укрепление мира во всем мире. Газета «Дер Морген» в от чете о выступлении Н. С. Хру щева указывает: «Н. С. Хру щев назвал в качестве основ ной цели, к которой стремят ся все народы, обеспечение ми ра и исключение войн из жиз ни общества». Признания американского ученого НЬЮ-ЙОРК, (ТАСС). Газета «Нью-Йорк тайме». сообщает, что известный специалист но ракетам д-р фон Браун зая вил на пресс-конференции, что Советский Союз далеко обо гнал Соединенные Штаты в осуществлении космических проектов. Фон Браун указал, что со здаваемая сейчас ракета «Са турн», с помощьюкоторой США надеются догнать СССР, смо жет совершить свой первый полет лишь через В года. «И, несомненно, Россия сможет превзойти возможности «Са турна» к тому времени, как мы будем готовы»,—сказал он. Р ед ак т о р Н. Т . МЯЧИН, Адрес редакции; город Данков, Двдецкой области, улица Карла Маркса, Д а а ш с ш типография Заказ 1032. л«ширины реда: общий—51. Тираж 2.400.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz