За коммунизм. 1959 г. (г. Данков)

За коммунизм. 1959 г. (г. Данков)

2 З А К О М М У Н И З М № 9 9 (3 5 5 4 ) ПЕРЕХВАЛЬСКОЙ И ЯГОДНОВСКОЙ ШКОЛАМ— ПО 1 00 ЛЕТ чилось 30 уча­ щихся, а в день обсл е д о в а н и я школы их было 15, что учителем был священник Добро мыслов, ко­ торый за обуче­ ние и помещение получал Г -5 руб­ лей в год. Шко­ лы содержались за счет палаты государсв енны х имуществ. В 1899 году в школе было 45 мальчиков п 8 девочек. Учил г,х кончивший ду­ ховную семина­ рию Белкин. Ему платили 1 6 0 руб- лей в год. Медленно шло развитие Пере- хвальской шко­ лы, хотя с 1871 года она была уж е в ведении ное и сознатель­ ное усвоение детьми основ на­ ук. Обучаются в них теперь уже не единицы ре­ бят, как было прежде, а все без исключения дети школьного возраста. И обу­ чают их не сл чайные шедшие учителя, чтобы 1 школе дождать­ ся более тепло­ го по тому вре­ мени местечка в виде церковного прихода, а лю­ ди, всю жизнь свою посвятив­ шие благородно­ му делу обуче­ ния и воспита­ ния, люди,имею ­ щие к тому спе­ циальную подго- Царствовавшие в России осо­ бы не слишком обременяли се­ бя заботой о народном образо­ вании. Их правительства не спешили с открытием народ­ ных школ. Государственные школы в стране открывать на­ чал только Петр Первый. Шко­ лы его имели определенные целевые направления, отвечав­ шие потребностям его преоб­ разовательной деятельности. Размещались они, главным об­ разом, в столичных и губерн­ ских городах и предназнача­ лись по преимуществу для де­ тей дворянских. Ближайшие преемницы Пет­ ра уделяли внимание больше личным удовольствиям, чем де­ лам государственным. Они на туалеты свои расходовали средств значительно больше, чем на народное образование. Буржуазные историки утвер­ ждают, что у дочери Петра, царицы Елизаветы Петровны, одних только платьев было 15 .0 0 0 штук. Чи сло это убе­ дительно показывает, куда бы­ ли устремлены помыслы импе­ ратрицы. Преемницам Петра понадо­ билось более 60 лет, чтобы начальное образование дове­ сти до уездных городов. Б Данкове, например, первое на­ родное училище открылось только в 1787 году, а до тех пор в нем государственных школ не было. А чтобы от­ крыть школы на селе для д е ­ тей крестьянских, царским пра­ вительствам понадобилось еще более 50 лет. Первая государственная шко­ ла на селе в Данковском у е з ­ де была открыта в 1842 г. Это была Бигильдинская школа. После того за 17 лет в у езд е открыли только четыре школы: в Малинках, Теплом, Покров­ ском и Пушкарях. А в 1859 го­ ду открыли сразу две школы: Перехвали и в Ягодном. Имено­ вались они приходскими учи­ лищами и размещались в домах духовенства. Первыми учите­ лями в них были священники. Данных о состоянии этих школ в первые годы их существо­ вания мы не имеем. Известно, что в 1867 году в Перехваль- ском училище по спискам зна­ уездного земства, которое в губернии по народному обра­ зованию было на хорошем сче­ ту. Б Ягодновском училище в 1867 году по спискам значи­ лось 25 мальчиков, а в день обследования школы их было только 5. Из отчета видно, что помещение школы было темное, в нем стоял шкаф, 4 стола, скамьи, было 8 гри­ фельных досок и 36 книг сем­ надцати разных названий. В отчете говорится... «Во в ремя осмотра училища было налицо 5 мальчиков. Двое, учивших­ ся три года, рассазывают из священной истории ветхого и нового завета довольно хоро­ шо, но молитвы, равно объяс­ нение символа веры знают сбивчиво, потому что учили все, как видно, на одну па­ мять; читают, но неосмыс­ ленно и без понимания; могут писать под диктовку слова; счисление знают до 1 .0 0 0 , но но не могут решить легкого примера на сложение. Из трех, учившихся две зимы, не все знают молитвы, из священной истории рассказывают мало; один читает разборчиво, мо­ жет писать сказанные слова, может выразить счисление до ,^00, а двое остальных могут едва читать по складам и пи­ сать буквы...» Эта часть отчета красноре­ чиво говорит о программах, методах работы, посещаемости и успеваемости учащихся то­ го времени, а также и о том, на что обращали главное вни­ мание обследователи школы. Ягодновская школа находи­ лась в худших условиях, чем Перехвальская. Она долгое время была в ведении духовен­ ства и считалась школой гра­ моты. В 1895 году в ней бы­ ло 50 мальчиков и 4 девочки. Учил их крестьянин Филипп: Елчин, который за учебу по­ лучал 10 рублей... | Только когда дело народно­ го образования трудящиеся взяли в свои руки, в Перехвали и Ягодном построили хорошие школьные здания, оборудова­ ли их в достаточной мере ме­ белью и снабдили учебными по­ собиями, облегчающими уедеш- товку, подобно Дороховой А. М. и Молчановым М. Б. и А. М. Молчанов М. В. 40 лет своей жизни отдал честному труду в Ягодновской школе. Он был строителем этой школы и 26 лет бессменно руководил ею. За долголетнюю и безупреч­ ную работу тт. Молчановы правительством награждены орденами Ленина. Двадцать лет уж е бессмен­ но честно и плодотворно руко­ водит Перехвальской школой и А. М. Дорохова. Она тоже имеет правительственные на­ грады. С введением всеобщего се­ милетнего образования в стра­ не, школы эти преобразова­ ны в неполные средние, с се­ милетним курсом обучения. По неполным данным, семи- 'летнее образование в Ягод­ новской школе получили 520, а в Перехвальской— 724 чело­ века. Перехвальская' школа с 1955 года встала средней и выдала уже 128 аттестатов зре­ лости. В этой школе хорошо' по­ ставлено учебно-опытное х о ­ зяйство, имеется отличный сад, успешно выращивается вино­ град. По кролиководству она занимает ведущее место в рай­ оне. Многие учащиеся, окончив­ шие эти школы, получили выс­ шее образование. Б настоящее время они трудятся на благо на­ шего народа". Б нашем районе, например, работают 17 учите­ лей, которые -когда-то обуча­ лись в Ягодновской школе. Под руководством Коммуни­ стической партии Советского Союза Перехвальская и Ягод­ новская, как и все другие шко­ лы района, принесли неизме­ римо большую пользу не толь­ ко в деле обучения и воспи­ тания детей, но и в полити­ ко-воспитательной работе сре­ ди взрослого населения, п о -1 могая партии в реорганизации сельского хозяйства и в улуч­ шении экономики, культуры и быта трудящихся. Поздравимте же Перехваль- скую и Ягодновскую школы со столетием 'их благородной и высокополезной деятельно­ сти и пожелаем коллективам этих и всех других школ рай­ она быстрее и эффективнее провести в жизнь решения партии об улучшении связи обучения и воспитания с дей ­ ствительными потребностями жизни. И. П расолов, В. Лукин, члены Данковского общества краеведения. * * * На сним ках: Вверху с л е в а —Михаил Влади­ мирович Молчанов. За два­ дцать шесть лет руководства Ягодновской семилетней шко­ лой он сумел сплотить кол­ лектив учителей, направить их силы и способности на подъем успеваемости учащихся шко­ лы. Всего Михаил Владимиро­ вич проработал в этой школе 40 лет. Вверху сп р ава — Агния Ми­ хайловна Молчанова. Она так­ же проработала несколько д е ­ сятков лет на ниве народно­ го просвещения, отдавая это­ му все свои знания. В ц е н т р е— Анна Максимовна Дорохова, директор Перехваль­ ской средней школы. Под ее руководством коллектив учи­ телей добивается хороших ре­ зультатов в работе, П о С С С Р САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТи- Близ города Балашова сооружает­ ся механизированный сахарный завод. В главном корпусе уста­ навливаются основные агрегаты, рассчитанные на обработку 15 тысяч центнеров свеклы в сутки. В этом году намечается ввести в действие первую очередь завода. НА СНИМКЕ: слесари А. Ф. По­ пов (слева) и В- Т. Любушкин мон­ тируют оборудование. Студенты на путине ХАБАРОВСК. Наступили го­ рячие дни лососевой путины. Третий год подряд на помощь рыбакам Охотского побережья приходят студенты вузов и техникумов края. На днях око­ ло шестисот юношей и деву­ шек Института инженеров ж е­ лезнодорожного транспорта, педагогического, медицинского институтов, технологического и механического техникумов вылетели на самолетах в Охот­ ский район. — Строят колхозы ПСКОВ. На окраине дбревнн Доманово Новоржевского рай­ она возвышается большое свет­ лое здание с красивой веран­ дой—школа, которую построи­ ли колхозники сельхозартели «К расный пахарь». Этот почин широко поддержан в районе. Уже выстроили новые школь­ ные здания колхозы «Г ранит», «К расные озерки», «Свобода». Сейча с идет сооружение школ в сельхозартелях имени Мак­ сима Горького, «Путь Ленина» , «К расная победа». П л а в у ч а я ф а б р и к а з о л о т а ИРКУТСК. На северных ре­ ках страны успешно применя­ ются драги, изготовленные на иркутском заводе тяжелого машиностроения. Большая группа специали­ стов завода в содружестве с работниками научно-исследо­ вательских и проектных инсти­ тутов Москвы, Ленинграда, Свердловка, Киева, Минска разработала проект драги ем­ костью 600 литров и глубиной черпания 50 метров. Драга-ги­ гант сможет перерабатывать в год несколько миллионов ку­ бометров породы. Это будет плавучая фабрика золота. Дли­ на драги 230 метров, а высо­ та ее равняется десятиэтаж ­ ному дому. Драга оснащается мощными механизмами и те­ левизионной установкой. Она заменит труд 12 тысяч рабо­ чие.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz