За коммунизм. 1959 г. (г. Данков)
З А К О М М У Н И З М № 6 7 ( 3 5 2 2 ) А. М. Горький о религии Великий пролетарский писа тель А. М. Горький прошел су ровую школу жизни. Испытав с детства «свинцовые мерзо сти» буржуазного строя, на блюдая вопиющую несправед ливость жизни, он уже в то время пришел к отрицанию бо га. В одном из своих ранних произведений Горький писал: «Мне говорили — на небе жи вет бог. Не мог я себе пред ставить, чтоб кто-то не боялся жить так высоко и один. Мне го ворили—он управляет жизнью и веема людьми. Но веема людьми в нашем доме управ лял дедушка, а не бог... Мне говорили, что бог родит детей, но я чаще слышал, что это делают женщины». В религии писатель видел особый вред для русской ре волюции, потому что она ос лепляла человека, убивала в нем волю к борьбе, призывала к «смирению» и «терпению». С огромной художественной силой показал он полную не совместимость религии с инте ресами человека. А. М. Горь кий провозглашает веру в че ловека, в его творческие силы, прославляет труд людей, со здающих все прекрасное на земле. «Все—в человеке, все для человека!—гозорит Сатин, герой пьесы «На дне».—Чело век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!» Устами Сатина Горький ре шительно отвергает проповедь религиозного утешения стран ника Луки: «Ложь оправдыва ет ту тяжесть, которая разда вила руку рабочего... и обви няет умирающих с голода... Кто слаб душой... и кто жи вет чужими соками,—тем ложь нужна... одних она поддержи вает, другие — прикрываются ею... А кто сам себе хозяин... кто независим и не жрет чу жого—зачем тому ложь? Ложь —религия рабов и хозяев... Правда—бог свободного чело века! » Подчеркивая жестокость и несправедливость жизни в бур жуазном обществе, А. М. Горь кий вместе с тем показывал, что «всесильный бог» и все возможные святые не способ ны что-либо изменить в дей ствительности. В беседе с пи- сателями-ударниками Горький говорил: «Бог, якобы создав ший землю, оказывается, не знал, что, кроме Еврош/, Азии, Африки, на ней существует еще Америка и Австралия и огромное количество островов. Все это открыл и узнал разум человека. Бог не учил нас ле тать по воздуху, плавать под водой, строить машины, гово рить по тел*фону, он ничему не научил, потому что его не было нигде, кроме как в на шем воображении...» В повести «Жизнь Матвея Кожемякина», разоблачая про поведников евангельской мо рали «любви к ближнему», сми рения и терпения, Горький стремится дать поаять челове ку классовый смысл этой мо рали. О святых, которым цер ковь призывала человека с тре петом в душа поклоняться, один из героев этой повести— Тиунов говорит: «Обратите вни- маиьице: почитай, все святые на Руси—вдазья, бояре, дво ряне, а святых купцов, мещан, алибо мужиков—вовсе нет». С большой силой А. М. Горь кий изобличает религию в по вести «Фома Гордеев». В этом произведении он создал прав дивые образцы грабителей и мерзавцев,прикрывающих свои злодеяния.' именем бога и мо литвами. Купец Маякин в сво их черных делах часто ссылает ся на бога, молится, крестным знамением осеняет грудь,рас суждает о евангельских запове дях. Вместе с тем молодого и честного Фому Гордеева он поучает, что в человеку надо подходить, держа «в левой ру ка мед, а в правой нож... Жизнь, брат Фома, очень про сто поставлена: или всех гры зи, иль лежи в грязи...» Сталкиваясь с подобными людьми, наблюдая их преступ ления, Фома приходит к убеж дению, что религия выгодна только лицемерам и злодеям. Он изумлен тем, что люди ве рят в бога и так жестоко об ходятся с другими людьми. Из уст Фомы вырываются гнев ные слова в адрес купцов:« Вы не жизнь строили—вы помой ную яму сделали!.. Помните вы бога? Пятак—ваш бог!.. Сколько народу кровью плака ло от великих дел ваших? И в аду вам, сволочи, места нет по заслугам вашим...» А. М. Горький разоблачил библейскую сказку о рае и аде. Ее назначение:заплатить людям за адовы мучения на земле мыльными пузырями на дежды на отдых «на том све те». Да н «отдых» этот не соответствует призванию че ловека. В сказке «Яшка» Горь кий рассказывает о мальчике, которому земная жизнь со все ми ее муками оказалась доро же, чем райское безделье на «том свете». Яшка жил в невыносимых условиях: его били, истязали, мучили голодом, он заболел и умер. Хотя и были у Яшки кое-какие грешки, но в рай он попал. В «раю» он увидел, как все бездельничали и ску чали, и больше всех скучал сам бог Саваоф. Яшке стало ужасно грустно, не хотелось ни пить, ни есть. ИЯшка про сится у бога обратно на зем лю. — Чудак!—усмехнулся гос подь.—Да ведь тебя там опять колотить будут! — Ничего! — сказал Яшка. —Поколотят за дело—не по жалуюсь, а зря будут бить— не д ам с я !. Ты меня верни назад на землю, а я там вы учусь на балалайке играть, и когда второй раз помру, так буду тебе веселые песни петь с балалайкой..-» В памфлете «Один из коро лей республики» А. М. Горь кий нарисовал образ современ ного американского миллио нера -кровопийцы, умело поль зующегося религией, как сред ством обмана и наживы. Ста рик с искусственными челю стями, усаженными золотыми зубами, высохший и дряблый, но уверенный в силе своей власти, говорит: «...Религия необходима для бедных. Мне она нравится... О человек, ес ли хочешь спасти душу, не жалей и ничего не трогай здесь, на земле! Ты насла дишься жизнью после смерти —на небе все для тебя! Когда люди верят в это—сними лег ко иметь дело. Да. Р е л и ги я - масло. Чем обильнее мы будем смазывать ею машину жизни, тем меньше будет трения ча стей, чем легче задача маши ниста...» Борясь против религии, А. М. Горький стремился помочь лю дям освободиться от духовных пут и вооружить их светлыми идеями борьбы за коммунизм. Горький верил в торжество правды, в неизбежную победу нового общества, где не будет угнетения человека человеком. Оа с восторгом встретил со циалистическую революцию, восхищался подвигами совет ского народа. Заглядывая в будущее, Горь кий писал, что «люди полезут еще на Марс, будут перели вать моря с одного места на другое, выльют море в пусты ню и оросят ее, поставят себе дерзновенные задачи». Эго время пришло. «Все в челове ке, все для человека!»—эти слова Горького звучат как де виз советской жизни. А стра стная и воинствующая борьба великого гуманиста против ре лигии помогает советским лю дям преодолевать пережитки старого мира, решить истори ческую задачу воспитания но вого человека, активного строи теля коммунизма. П. Сумарев. Из опыта работы Ягодновской библиотеки К ней едут за опытом В Москве открыта выставка произведений скульптуры дейст вительного члена Академии художеств СССР народного художни ка РСФСР Е. В. Вучетича. НА СНИМКЕ: посетители осматривают выставку, фото Л. Великжанина, Фотохроника ТАСС. На днях после трудового дня в Ягодновском клубе со бралось более 100 рабочих и служащих отделения совхоза «Данковекий» на литератур ный вечер, посвященный 160- летию со дня рождения вели кого русского писателя А. С. Пушкина. Учительница Ягод новской семилетней школы А. Д. Авдеева рассказала при сутствующим о жизни и дея тельности писателя. После бы ла поставлена пьеса А. С. Пушкина «Цыгане», деклами ровались отрывки из «Евгения Онегина». Довольны остались этим вечером жители села Ягодного. Организатором этого и мно гих других литературных ве черов, читательских конферве ций является заведующая Ягодновской сельской библио текой Прасковья Герасимовна Ярмак. Большую и многогранную ра боту среди населения ирово дит заведующая библиотекой. Она направляет ее на то, чтобы коллектив отделения успешно справился с выполнением задач первого года семилетки. Когда в отделении создавались комсо мольско-молодежные звенья по выращиванию высокого урожаг сахарной свеклы и кукурузы, не осталась в стороне от это го и сельская библиотека. По инициативе тов. Ярмак была проведена читательская кон ференция на темы: «Агротех ника возделывания сахарной свеклы», «За высокий урожай кукурузы». На конференциях, как правило, выступают спе циалисты, свекловоды и куку рузоводы—те, кто непосредст венно занят на возделывании этих культур. Немалую помощь заведую щая библиотекой оказывает работяикам животноводства. Она частый гость на свино водческой и молочно-товарной фермах. При каждой ферме ее руками оборудованы хорошие краевые уголки. В них выве шены социалистические обяза тельства животноводов по по лучению высоких надоев мо лока, больших привесов сви- нопоголовья на откорме. При уголках имеется необходимая сельскохозяйственная литера тура. Часто здесь проводятся читательские конференции. А главное—тов. Ярмак привила любовь к книге многим работ никам животноводства. Сейчас активными читателями библио теки стали доярки Мария Бо гословская, Антонина Серых, телятницы Раиса Горелова, Татьяна Коршунова. Более чем по 20 книге начала года про читано каждой из них. Кроме художественной, они читают и сельскохозяйственную лите ратуру. Наряду с другими вопроса ми заведующая библиотекой занимается вопросом идейного воспитания молодежи. В биб лиотеке проводилась читатель ская конференция о моральном облике молодого советского человека. Помогает она также учащимся в привитии навыков к труду. Среди детей она про вела конференцию на тему: «Кролиководство — доходная отрасль хозяйства». , С каждым годом пополняет ся книжный фонд библиотеки. , Сейчас он насчитывает более 5.000 томов различной литера туры. Много охвачено библио текой и читателей. В прошлом году услугами библиотеки пользовались 605 читателей. 419 рабочих и служащих от деления записались в библио теку в этом году. До 80 каи- говыдач производит за день тов. Ярмак на абонементе, не считая^кнаг выданных чита телям на передвижных пунк тах, а их здесь три—при боль нице, в деревнях Ханеевке, Малой Хрущевке. Очень хорошо оформлена и сама библиотека. Здесь много , макетов, лозунгов, транспо- рантов, книжных выставок. На видном месте в библио теке вывешен лозунг «Книга— есть жизнь нашего времени». Организованы книжные вы ставки на темы: «Историче ские решения -XXI съезда КПСС—гигантская программа строительства коммунизма», «Резерв увеличения производ ства мяса». Здесь же выве шен макет «За что борется совхоз в 1959 году». 17 лет Прасковья Гераси мовна заведует сельской биб лиотекой. Много вложила она труда для того, чтобы сделать ее образцовой. Не случайно поэтому Ягодновекая библио тека считается одной из луч ших в нашей Липецкой обла сти. За свою плодотворную ра боту тов. Ярмак дважды на граждалась Почетными грамо тами Министерства культуры СССР и исполкома Рязанского областного Совета депутатов трудящихся, а недавно она награждна значком «Лучший библиотекарь РСФСР». В связи с тем, что Ягод- новская библиотека считается одной из лучших в районе, сю да часто приезжают заведую щие другими сельскими биб лиотеками для того, чтобы озна комиться с опытом работы тов. Ярмак. А здесь есть чему по учиться. Каждый раз доволь ными возвращаются в свои се ла заведующие библиотеками. Так трудится человек идео логического фронта. На снимка; П. Г. Ярмак,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz