За коммунизм. 1959 г. (г. Данков)

За коммунизм. 1959 г. (г. Данков)

З А К О М М У Н И З М № 6 7 ( 3 5 2 2 ) А. М. Горький о религии Великий пролетарский писа­ тель А. М. Горький прошел су­ ровую школу жизни. Испытав с детства «свинцовые мерзо­ сти» буржуазного строя, на­ блюдая вопиющую несправед­ ливость жизни, он уже в то время пришел к отрицанию бо­ га. В одном из своих ранних произведений Горький писал: «Мне говорили — на небе жи­ вет бог. Не мог я себе пред­ ставить, чтоб кто-то не боялся жить так высоко и один. Мне го­ ворили—он управляет жизнью и веема людьми. Но веема людьми в нашем доме управ­ лял дедушка, а не бог... Мне говорили, что бог родит детей, но я чаще слышал, что это делают женщины». В религии писатель видел особый вред для русской ре­ волюции, потому что она ос­ лепляла человека, убивала в нем волю к борьбе, призывала к «смирению» и «терпению». С огромной художественной силой показал он полную не­ совместимость религии с инте ресами человека. А. М. Горь­ кий провозглашает веру в че­ ловека, в его творческие силы, прославляет труд людей, со­ здающих все прекрасное на земле. «Все—в человеке, все для человека!—гозорит Сатин, герой пьесы «На дне».—Чело­ век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!» Устами Сатина Горький ре­ шительно отвергает проповедь религиозного утешения стран­ ника Луки: «Ложь оправдыва­ ет ту тяжесть, которая разда­ вила руку рабочего... и обви­ няет умирающих с голода... Кто слаб душой... и кто жи­ вет чужими соками,—тем ложь нужна... одних она поддержи­ вает, другие — прикрываются ею... А кто сам себе хозяин... кто независим и не жрет чу­ жого—зачем тому ложь? Ложь —религия рабов и хозяев... Правда—бог свободного чело­ века! » Подчеркивая жестокость и несправедливость жизни в бур­ жуазном обществе, А. М. Горь­ кий вместе с тем показывал, что «всесильный бог» и все­ возможные святые не способ ны что-либо изменить в дей­ ствительности. В беседе с пи- сателями-ударниками Горький говорил: «Бог, якобы создав ший землю, оказывается, не знал, что, кроме Еврош/, Азии, Африки, на ней существует еще Америка и Австралия и огромное количество островов. Все это открыл и узнал разум человека. Бог не учил нас ле­ тать по воздуху, плавать под водой, строить машины, гово­ рить по тел*фону, он ничему не научил, потому что его не было нигде, кроме как в на­ шем воображении...» В повести «Жизнь Матвея Кожемякина», разоблачая про­ поведников евангельской мо рали «любви к ближнему», сми­ рения и терпения, Горький стремится дать поаять челове­ ку классовый смысл этой мо­ рали. О святых, которым цер­ ковь призывала человека с тре­ петом в душа поклоняться, один из героев этой повести— Тиунов говорит: «Обратите вни- маиьице: почитай, все святые на Руси—вдазья, бояре, дво­ ряне, а святых купцов, мещан, алибо мужиков—вовсе нет». С большой силой А. М. Горь­ кий изобличает религию в по­ вести «Фома Гордеев». В этом произведении он создал прав­ дивые образцы грабителей и мерзавцев,прикрывающих свои злодеяния.' именем бога и мо­ литвами. Купец Маякин в сво­ их черных делах часто ссылает­ ся на бога, молится, крестным знамением осеняет грудь,рас­ суждает о евангельских запове­ дях. Вместе с тем молодого и честного Фому Гордеева он поучает, что в человеку надо подходить, держа «в левой ру­ ка мед, а в правой нож... Жизнь, брат Фома, очень про­ сто поставлена: или всех гры­ зи, иль лежи в грязи...» Сталкиваясь с подобными людьми, наблюдая их преступ­ ления, Фома приходит к убеж­ дению, что религия выгодна только лицемерам и злодеям. Он изумлен тем, что люди ве­ рят в бога и так жестоко об­ ходятся с другими людьми. Из уст Фомы вырываются гнев­ ные слова в адрес купцов:« Вы не жизнь строили—вы помой­ ную яму сделали!.. Помните вы бога? Пятак—ваш бог!.. Сколько народу кровью плака­ ло от великих дел ваших? И в аду вам, сволочи, места нет по заслугам вашим...» А. М. Горький разоблачил библейскую сказку о рае и аде. Ее назначение:заплатить людям за адовы мучения на земле мыльными пузырями на­ дежды на отдых «на том све­ те». Да н «отдых» этот не соответствует призванию че­ ловека. В сказке «Яшка» Горь­ кий рассказывает о мальчике, которому земная жизнь со все­ ми ее муками оказалась доро­ же, чем райское безделье на «том свете». Яшка жил в невыносимых условиях: его били, истязали, мучили голодом, он заболел и умер. Хотя и были у Яшки кое-какие грешки, но в рай он попал. В «раю» он увидел, как все бездельничали и ску­ чали, и больше всех скучал сам бог Саваоф. Яшке стало ужасно грустно, не хотелось ни пить, ни есть. ИЯшка про­ сится у бога обратно на зем­ лю. — Чудак!—усмехнулся гос­ подь.—Да ведь тебя там опять колотить будут! — Ничего! — сказал Яшка. —Поколотят за дело—не по­ жалуюсь, а зря будут бить— не д ам с я !. Ты меня верни назад на землю, а я там вы­ учусь на балалайке играть, и когда второй раз помру, так буду тебе веселые песни петь с балалайкой..-» В памфлете «Один из коро­ лей республики» А. М. Горь­ кий нарисовал образ современ ного американского миллио­ нера -кровопийцы, умело поль­ зующегося религией, как сред­ ством обмана и наживы. Ста­ рик с искусственными челю­ стями, усаженными золотыми зубами, высохший и дряблый, но уверенный в силе своей власти, говорит: «...Религия необходима для бедных. Мне она нравится... О человек, ес­ ли хочешь спасти душу, не жалей и ничего не трогай здесь, на земле! Ты насла­ дишься жизнью после смерти —на небе все для тебя! Когда люди верят в это—сними лег­ ко иметь дело. Да. Р е л и ги я - масло. Чем обильнее мы будем смазывать ею машину жизни, тем меньше будет трения ча­ стей, чем легче задача маши­ ниста...» Борясь против религии, А. М. Горький стремился помочь лю­ дям освободиться от духовных пут и вооружить их светлыми идеями борьбы за коммунизм. Горький верил в торжество правды, в неизбежную победу нового общества, где не будет угнетения человека человеком. Оа с восторгом встретил со­ циалистическую революцию, восхищался подвигами совет­ ского народа. Заглядывая в будущее, Горь­ кий писал, что «люди полезут еще на Марс, будут перели­ вать моря с одного места на другое, выльют море в пусты­ ню и оросят ее, поставят себе дерзновенные задачи». Эго время пришло. «Все в челове­ ке, все для человека!»—эти слова Горького звучат как де­ виз советской жизни. А стра­ стная и воинствующая борьба великого гуманиста против ре­ лигии помогает советским лю­ дям преодолевать пережитки старого мира, решить истори­ ческую задачу воспитания но­ вого человека, активного строи­ теля коммунизма. П. Сумарев. Из опыта работы Ягодновской библиотеки К ней едут за опытом В Москве открыта выставка произведений скульптуры дейст­ вительного члена Академии художеств СССР народного художни­ ка РСФСР Е. В. Вучетича. НА СНИМКЕ: посетители осматривают выставку, фото Л. Великжанина, Фотохроника ТАСС. На днях после трудового дня в Ягодновском клубе со­ бралось более 100 рабочих и служащих отделения совхоза «Данковекий» на литератур­ ный вечер, посвященный 160- летию со дня рождения вели­ кого русского писателя А. С. Пушкина. Учительница Ягод­ новской семилетней школы А. Д. Авдеева рассказала при­ сутствующим о жизни и дея­ тельности писателя. После бы­ ла поставлена пьеса А. С. Пушкина «Цыгане», деклами­ ровались отрывки из «Евгения Онегина». Довольны остались этим вечером жители села Ягодного. Организатором этого и мно­ гих других литературных ве­ черов, читательских конферве ций является заведующая Ягодновской сельской библио­ текой Прасковья Герасимовна Ярмак. Большую и многогранную ра­ боту среди населения ирово дит заведующая библиотекой. Она направляет ее на то, чтобы коллектив отделения успешно справился с выполнением задач первого года семилетки. Когда в отделении создавались комсо­ мольско-молодежные звенья по выращиванию высокого урожаг сахарной свеклы и кукурузы, не осталась в стороне от это­ го и сельская библиотека. По инициативе тов. Ярмак была проведена читательская кон­ ференция на темы: «Агротех­ ника возделывания сахарной свеклы», «За высокий урожай кукурузы». На конференциях, как правило, выступают спе­ циалисты, свекловоды и куку­ рузоводы—те, кто непосредст­ венно занят на возделывании этих культур. Немалую помощь заведую щая библиотекой оказывает работяикам животноводства. Она частый гость на свино­ водческой и молочно-товарной фермах. При каждой ферме ее руками оборудованы хорошие краевые уголки. В них выве­ шены социалистические обяза­ тельства животноводов по по­ лучению высоких надоев мо­ лока, больших привесов сви- нопоголовья на откорме. При уголках имеется необходимая сельскохозяйственная литера­ тура. Часто здесь проводятся читательские конференции. А главное—тов. Ярмак привила любовь к книге многим работ­ никам животноводства. Сейчас активными читателями библио­ теки стали доярки Мария Бо­ гословская, Антонина Серых, телятницы Раиса Горелова, Татьяна Коршунова. Более чем по 20 книге начала года про­ читано каждой из них. Кроме художественной, они читают и сельскохозяйственную лите­ ратуру. Наряду с другими вопроса­ ми заведующая библиотекой занимается вопросом идейного воспитания молодежи. В биб лиотеке проводилась читатель­ ская конференция о моральном облике молодого советского человека. Помогает она также учащимся в привитии навыков к труду. Среди детей она про­ вела конференцию на тему: «Кролиководство — доходная отрасль хозяйства». , С каждым годом пополняет­ ся книжный фонд библиотеки. , Сейчас он насчитывает более 5.000 томов различной литера­ туры. Много охвачено библио­ текой и читателей. В прошлом году услугами библиотеки пользовались 605 читателей. 419 рабочих и служащих от­ деления записались в библио­ теку в этом году. До 80 каи- говыдач производит за день тов. Ярмак на абонементе, не считая^кнаг выданных чита­ телям на передвижных пунк­ тах, а их здесь три—при боль­ нице, в деревнях Ханеевке, Малой Хрущевке. Очень хорошо оформлена и сама библиотека. Здесь много , макетов, лозунгов, транспо- рантов, книжных выставок. На видном месте в библио­ теке вывешен лозунг «Книга— есть жизнь нашего времени». Организованы книжные вы­ ставки на темы: «Историче­ ские решения -XXI съезда КПСС—гигантская программа строительства коммунизма», «Резерв увеличения производ­ ства мяса». Здесь же выве­ шен макет «За что борется совхоз в 1959 году». 17 лет Прасковья Гераси­ мовна заведует сельской биб­ лиотекой. Много вложила она труда для того, чтобы сделать ее образцовой. Не случайно поэтому Ягодновекая библио­ тека считается одной из луч­ ших в нашей Липецкой обла­ сти. За свою плодотворную ра­ боту тов. Ярмак дважды на­ граждалась Почетными грамо­ тами Министерства культуры СССР и исполкома Рязанского областного Совета депутатов трудящихся, а недавно она награждна значком «Лучший библиотекарь РСФСР». В связи с тем, что Ягод- новская библиотека считается одной из лучших в районе, сю­ да часто приезжают заведую­ щие другими сельскими биб­ лиотеками для того, чтобы озна­ комиться с опытом работы тов. Ярмак. А здесь есть чему по­ учиться. Каждый раз доволь­ ными возвращаются в свои се­ ла заведующие библиотеками. Так трудится человек идео­ логического фронта. На снимка; П. Г. Ярмак,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz