За коммунизм. 1957 г. (г. Данков)
З А К О М М У Н И З М в № 144 (3294) чем причины живучести религио зных верований Религия возникла в глубо кой древности, еще в те вре мена, когда человек выделил ся из царства животных. Пе ред многочисленными и гроз ными явлениями природы че ловек сам себе казался бес сильным, обреченным на про извол загадочных и непости жимых для него сил. На каж дом шагу он встречался с различными явлениями окру жающей действительности, сущность которых он не мог постигнуть. Ему казалось, что явлениями природы кто-то управляет, какая-то особая, неземная сила живет в них. Так начинают возникать в го лове человека различные ре лигиозно-фантастические пред ставления о предметах и яв лениях природы, зарождаются первичные религиозные веро вания. Большую роль в развитии религиозных представлений сыграло искусственное разде ление самой человеческой сущ ности на смертное тело и на якобы бессмертную душу. Лож ное представление о душе воз никло в результате непонима ния человеком своей собствен ной психической деятельности. В своем воображении человек создал сверхъестественные си лы и образы несуществующих богов. Стремление человека расположить к себе богов, за добрить и умилостивить их породило религиозные обряды: праздники, танцы, жертвопри ношения, молитвы. Первичные религиозные обряды с течени ем времени разрослись в ог ромную систему почитания бо жества. В дальнейшем, с развитием цивилизации, с расколом об щества на противоположные, антагонистические классы, воз никли глубокие социальные корни религии. Вместе с сила ми природы на человека нача ли давить общественные силы. Они, ка к и силы природы, от ражались в сознании челове ка извращенно, фантастически. Основой социальных корней религии явились частная соб ственность на средства произ водства и эксплуатация чело века человеком. Социальный гнет, сопровож даемый государственной про пагандой религии, создавал необходимые условия для ши рокого распространения рели гиозных верований. Все и вся кие угнетающие классы, у ка зывал В. И. Ленин, нуждают ся для охраны своего господ ства в двух социальных функ циях: в функции палача и в функции попа. Палач должен подавлять протест и возмуще ния угнетенных. Поп должен утешать угнетенных, подры вать их революционное настрое ние, разрушать их революци онную решимость. Только уничтожение капи талистического строя и ликви дация эксплуатации человека человеком создают благоприят ные условия для освобождения человеческого сознания от ре лигиозных верований, предрас судков и суеверий. Великая Октябрьская социалистическая революция, уничтожившая власть помещиков и капита листов, отделив церковь от государства, обеспечила наро ду действительную свободу совести. Каждый гражданин получил право исповедовать любую религию или не испо ведовать никакой, быть атеи стом. Однако провозглашение сво боды совести еще не освобож дает сознание человека от пе режитков, навыков и традиций старого общества. Для этого требуется длительная воспита тельная работа, рост культу ры масс, выработка у них ма териалистического, научного мировоззрения. Победа социализма в СССР уничтожила эксплуатацию че ловека человеком, создала морально-политическое един ство советского общества, обес печила господство марксист ско-ленинской идеологии, по дорвала самые глубокие соци альные корни религии. На этом основании большинство граж дан СССР освободилось от ре лигиозных верований, предрас судков и суеверий. Вместе с тем нельзя не учитывать то го, что имеются и такие граж дане, которые, активно участ вуя в жизни нашей страны и честно выполняя перед Роди ной свой гражданский долг, находятся еще под влиянием различного рода религиозных верований. Чем объяснить подобное по ложение? Почему религия так цеако держится в сознании людей? Одной из основных причин живучести религиозных веро ваний является то, что созна ние людей в своем развитии отстает от развития матери альных условий жизни. Иначе и быть не может. Прежде чем выразить в сознании те или иные материальные изменения, надо, чтобы эти изменения произошли в действительности. Поэтому вначале развивается и изменяется общественное бы тие, и затем уже, в зависи мости от него, развивается и изменяется общественное сознание. Сущность происшедших или происходящих материальных изменений не сразу отражает ся в сознании людей. Это сложный, иногда очень дли тельный процесс осмыслива ния, усвоения людьми тех ма териальных изменений, кото рые произошли в действитель ности. Например, теория на учного социализма возникла не сразу с появлением капи талистического способа произ водства и пролетариата. По требовался длительный период для того, чтобы человеческая мысль сумела правильно по нять законы общественного развития, сделать скачок от утопического социализма к научному. Или возьмем другой пример. Крестьянин-единоличник всту пил в колхоз. Его материаль ное положение изменилось, он порвал с частной собствен ностью, вступил в область со циалистических производствен ных отношений. Но его психо логия, мировоззрение не сразу изменились. На какое-то вре мя над ним еще довлеют ча стнособственнические взгляды, привычка. В нашей стране за годы советского строя произошли величайшие социально-эконо мические изменения.' Однако у нас до сих пор имеются еще люди, не свободные от пред рассудков и суеверий старого общества. Их сознание не вполне еще пришло в соответ ствие с социалистическим бы тием. Религия в значительной ме ре живет за счет традиции, привычки. Традиция — это страшная консервативная си ла, она грузом прошлого да вит на людей, держит созна ние человека в рамках старых представлений и понятий. «Тра диции всех мертвых поколе ний тяготеют, ка к кошмар, над умами живых», — писал К . Маркс (Соч., т. 8, стр. 119). Советский социалистический строй не порождает и не вос производит религию, она ж и вет за счет минувших веков, за счет некритического повто рения ложных представлений прошлого. Человек не рож дается с готовыми религиоз ными представлениями, он их приобретает от прошлых поко лений, от старших по возра сту. В этом приобретении тра диция играет решающую роль. Представления о боге, рае, чертях, чудесах и т. п., ка к продукты человеческого мыш ления, передаются из поколе ния в поколение. Некоторые советские люди отправляют религиозные празд ники вовсе не потому, что они имеют внутреннюю религиозную потребность, а по традиции, по унаследованной привычке. «Отцы праздновали и нам ве лели»,— говорят они. Сам процесс отправления религиозных обрядов создает религиозное настроение. Че ловек приходит в церковь, его поражают расписанный иконо стас, образы мифических бо гов и святых, церковная му зыка и пение, опьяняет запах ладана, на него действуют колокольный звон, молитвы, исповеди и другие формы а к тивного религиозного воздей ствия на сознание человека. Религиозные обряды, допол ненные чтением малопонятных так называемых «священных кни г», иногда травмируют пси хи ку человека, доводят его до религиозного экстаза, до са моотрицания. Так, 10 июля 1955 года ученица 7-го клас са Пусторадецкой школы Ка- дуйского района, Вологодской области, Н. Спирина на почве религиозного фанатизма по кончила жизнь самоубийством, оставив записку: «Я не ж а лею, что расстаюсь с жизнью, скоро я увиж у господа бога и его мать— пресвятую Ма рию». Так школьница стала жертвой религиозного дурма на. Живучесть религиозных веро ваний объясняется отсутствием необходимых знаний, правиль ного материалистического взгляда на мир. Без знаний нельзя выработать научного мировоззрения, нельзя освобо диться от предрассудков и суе верий. Знание— та великая си ла, которая вытесняет рели гиозные верования, указыва ет пути познания и преобразо вания мира. Приобретение на учных знаний требует воли, упорства, труда, а религия этого не требует, она основа на на слепой и покорной вере. Отсутствие научных знаний дает возможность служителям культа и религиозным пропо ведникам приобщать людей к вере. Это особенно удается тогда, когда человеку прихо дится переживать личные труд ности. Газета «Комсомольская, правда» 24 марта 1957 года опубликовала статью Е. Дулу- мана «Как я стал атеистом». В этой статье показано, ка к благородное стремление юно ши жить по-настоящему, а не «небо коптить» было исполь зовано служителем культа для того, чтобы привить' ему религиозное мировоззрение. Сбитый с толку опытным ре лигиозным пропагандистом, Е. Дулуман поступил вначале в духовную семинарию, а за тем и в духовную академию. Религиозный дурман тушил в нем здравый рассудок, пыт ливость, мысли, отрывал от живой жизни, заводил в ту пик предрассудков, суеверий и мистики. Находясь под по стоянным религиозным воздей ствием, Е. Дулуман чуть бы ло не стал религиозным фа натиком. Но потом, взявшись за изучение естествознания и марксистской философии, он освободился от религиозных верований. Религиозная традиция силь на формами и методами воз действия на сознание челове ка. В течение многих столе тий религиозные организации и служители культа разрабо тали и отточили гибкие и раз нообразные формы и методы религиозного воспитания лю дей. Любое явление действи тельности религия старается истолковать к а к проявление «божьей воли», она заполняет сознание человека ложными догмами и мифическими обра зами. Религия поворачивает человеческую мысль от науки и знания в сторону покорной веры. Поэтому нет другого пу ти преодоления религиозного мировоззрения, кроме пути на у ки , знания. Тысячелетиями люди вери ли легенде о том, что где-то высоко над землей, на небе, расположен потусторонний мир, что там находится место веч ного блаясенства — заветный рай. Туда якобы после смерти попадают души особо угодных богу, верующих людей. Этот миф разжигал воображение у угнетенных и обездоленных людей, вселял в них надежду на избавление от мук и ли шений земной жизни. Наука давно установила, что никакого потустороннего мира не было и нет. З е м л я - одна из планет солнечной си стемы, она совершает свое движение по объективным за конам небесной механики и не нуждается ни в какой бо жественной силе. Наука настолько изучила законы Вселенной, что прак тически поставила вопрос о - создании и запуске искусст венных спутников Земли. Ны не мир является свидетелем величайшего научно-техниче ского подвига: искусственные спутники Земли, 'созданные умом и руками советского че ловека, успешно запущены и продолжают свое движение вокруг нашей планеты. Это великое достижение со ветской науки и техники на глядно показывает, что только сам человек, опираясь на зна ние, может действительно тво рить чудеса. Наука и практи ческая человеческая деятель ность неуклонно вытесняют религию. Человек открыл величайшую тайну природы— атомную энер гию, создал электронные счет ные машины, которые по его воле проводят сложнейшие ма тематические вычисления,, пе реводят текст с одного языка на другой. Человек заставил силу воды, пара, газа, э л е к -- тричества служить себе, вы полнять огромную по объему и трудности работу. Таким образом, не религия, а наука помогает человечест ву все глубяге и глубже по знавать объективные законы развития природы и общества, помогает поставить силы при роды на службу человеку, на у ка содействует повышению сознательности и росту куль туры человека. В . Е л ф н ш . К а н д и д а т ф и л о с о ф с ки х н а у к . Р е д а к т о р Н , Т . М ЯЧ ИН. Продолжается подписка на районную га з е т у « З А К О М М У Н И З М » на 1 85 8 го д . Подписка принимается во всех почтовых отделениях. Адрес редакции: рабочий поселок Данков, Липецкой области, улица Карла Маркса, 9. Телефоны редакции: редактора—54, общий—51. Данковская типография, "" Заказ 986. 1 ' " Тираж 2.400.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz