За коммунизм. 1957 г. (г. Данков)

За коммунизм. 1957 г. (г. Данков)

З А К О М М У Н И З М в № 144 (3294) чем причины живучести религио зных верований Религия возникла в глубо­ кой древности, еще в те вре­ мена, когда человек выделил­ ся из царства животных. Пе­ ред многочисленными и гроз­ ными явлениями природы че­ ловек сам себе казался бес­ сильным, обреченным на про­ извол загадочных и непости­ жимых для него сил. На каж ­ дом шагу он встречался с различными явлениями окру­ жающей действительности, сущность которых он не мог постигнуть. Ему казалось, что явлениями природы кто-то управляет, какая-то особая, неземная сила живет в них. Так начинают возникать в го ­ лове человека различные ре­ лигиозно-фантастические пред­ ставления о предметах и яв ­ лениях природы, зарождаются первичные религиозные веро­ вания. Большую роль в развитии религиозных представлений сыграло искусственное разде­ ление самой человеческой сущ­ ности на смертное тело и на якобы бессмертную душу. Лож­ ное представление о душе воз­ никло в результате непонима­ ния человеком своей собствен­ ной психической деятельности. В своем воображении человек создал сверхъестественные си­ лы и образы несуществующих богов. Стремление человека расположить к себе богов, за­ добрить и умилостивить их породило религиозные обряды: праздники, танцы, жертвопри­ ношения, молитвы. Первичные религиозные обряды с течени­ ем времени разрослись в ог­ ромную систему почитания бо­ жества. В дальнейшем, с развитием цивилизации, с расколом об­ щества на противоположные, антагонистические классы, воз­ никли глубокие социальные корни религии. Вместе с сила­ ми природы на человека нача­ ли давить общественные силы. Они, ка к и силы природы, от­ ражались в сознании челове­ ка извращенно, фантастически. Основой социальных корней религии явились частная соб­ ственность на средства произ­ водства и эксплуатация чело­ века человеком. Социальный гнет, сопровож­ даемый государственной про­ пагандой религии, создавал необходимые условия для ши­ рокого распространения рели­ гиозных верований. Все и вся­ кие угнетающие классы, у ка ­ зывал В. И. Ленин, нуждают­ ся для охраны своего господ­ ства в двух социальных функ­ циях: в функции палача и в функции попа. Палач должен подавлять протест и возмуще­ ния угнетенных. Поп должен утешать угнетенных, подры­ вать их революционное настрое­ ние, разрушать их революци­ онную решимость. Только уничтожение капи­ талистического строя и ликви­ дация эксплуатации человека человеком создают благоприят­ ные условия для освобождения человеческого сознания от ре­ лигиозных верований, предрас­ судков и суеверий. Великая Октябрьская социалистическая революция, уничтожившая власть помещиков и капита­ листов, отделив церковь от государства, обеспечила наро­ ду действительную свободу совести. Каждый гражданин получил право исповедовать любую религию или не испо­ ведовать никакой, быть атеи­ стом. Однако провозглашение сво­ боды совести еще не освобож­ дает сознание человека от пе­ режитков, навыков и традиций старого общества. Для этого требуется длительная воспита­ тельная работа, рост культу­ ры масс, выработка у них ма­ териалистического, научного мировоззрения. Победа социализма в СССР уничтожила эксплуатацию че­ ловека человеком, создала морально-политическое един­ ство советского общества, обес­ печила господство марксист­ ско-ленинской идеологии, по­ дорвала самые глубокие соци­ альные корни религии. На этом основании большинство граж ­ дан СССР освободилось от ре­ лигиозных верований, предрас­ судков и суеверий. Вместе с тем нельзя не учитывать то­ го, что имеются и такие граж ­ дане, которые, активно участ­ вуя в жизни нашей страны и честно выполняя перед Роди­ ной свой гражданский долг, находятся еще под влиянием различного рода религиозных верований. Чем объяснить подобное по­ ложение? Почему религия так цеако держится в сознании людей? Одной из основных причин живучести религиозных веро­ ваний является то, что созна­ ние людей в своем развитии отстает от развития матери­ альных условий жизни. Иначе и быть не может. Прежде чем выразить в сознании те или иные материальные изменения, надо, чтобы эти изменения произошли в действительности. Поэтому вначале развивается и изменяется общественное бы­ тие, и затем уже, в зависи­ мости от него, развивается и изменяется общественное сознание. Сущность происшедших или происходящих материальных изменений не сразу отражает­ ся в сознании людей. Это сложный, иногда очень дли­ тельный процесс осмыслива­ ния, усвоения людьми тех ма­ териальных изменений, кото­ рые произошли в действитель­ ности. Например, теория на­ учного социализма возникла не сразу с появлением капи ­ талистического способа произ­ водства и пролетариата. По­ требовался длительный период для того, чтобы человеческая мысль сумела правильно по­ нять законы общественного развития, сделать скачок от утопического социализма к научному. Или возьмем другой пример. Крестьянин-единоличник всту­ пил в колхоз. Его материаль­ ное положение изменилось, он порвал с частной собствен­ ностью, вступил в область со­ циалистических производствен­ ных отношений. Но его психо­ логия, мировоззрение не сразу изменились. На какое-то вре­ мя над ним еще довлеют ча­ стнособственнические взгляды, привычка. В нашей стране за годы советского строя произошли величайшие социально-эконо­ мические изменения.' Однако у нас до сих пор имеются еще люди, не свободные от пред­ рассудков и суеверий старого общества. Их сознание не вполне еще пришло в соответ­ ствие с социалистическим бы­ тием. Религия в значительной ме­ ре живет за счет традиции, привычки. Традиция — это страшная консервативная си­ ла, она грузом прошлого да­ вит на людей, держит созна­ ние человека в рамках старых представлений и понятий. «Тра­ диции всех мертвых поколе­ ний тяготеют, ка к кошмар, над умами живых», — писал К . Маркс (Соч., т. 8, стр. 119). Советский социалистический строй не порождает и не вос­ производит религию, она ж и ­ вет за счет минувших веков, за счет некритического повто­ рения ложных представлений прошлого. Человек не рож­ дается с готовыми религиоз­ ными представлениями, он их приобретает от прошлых поко­ лений, от старших по возра­ сту. В этом приобретении тра­ диция играет решающую роль. Представления о боге, рае, чертях, чудесах и т. п., ка к продукты человеческого мыш­ ления, передаются из поколе­ ния в поколение. Некоторые советские люди отправляют религиозные празд­ ники вовсе не потому, что они имеют внутреннюю религиозную потребность, а по традиции, по унаследованной привычке. «Отцы праздновали и нам ве­ лели»,— говорят они. Сам процесс отправления религиозных обрядов создает религиозное настроение. Че­ ловек приходит в церковь, его поражают расписанный иконо­ стас, образы мифических бо­ гов и святых, церковная му­ зыка и пение, опьяняет запах ладана, на него действуют колокольный звон, молитвы, исповеди и другие формы а к ­ тивного религиозного воздей­ ствия на сознание человека. Религиозные обряды, допол­ ненные чтением малопонятных так называемых «священных кни г», иногда травмируют пси­ хи ку человека, доводят его до религиозного экстаза, до са­ моотрицания. Так, 10 июля 1955 года ученица 7-го клас­ са Пусторадецкой школы Ка- дуйского района, Вологодской области, Н. Спирина на почве религиозного фанатизма по­ кончила жизнь самоубийством, оставив записку: «Я не ж а ­ лею, что расстаюсь с жизнью, скоро я увиж у господа бога и его мать— пресвятую Ма­ рию». Так школьница стала жертвой религиозного дурма­ на. Живучесть религиозных веро­ ваний объясняется отсутствием необходимых знаний, правиль­ ного материалистического взгляда на мир. Без знаний нельзя выработать научного мировоззрения, нельзя освобо диться от предрассудков и суе­ верий. Знание— та великая си­ ла, которая вытесняет рели­ гиозные верования, указыва­ ет пути познания и преобразо­ вания мира. Приобретение на ­ учных знаний требует воли, упорства, труда, а религия этого не требует, она основа­ на на слепой и покорной вере. Отсутствие научных знаний дает возможность служителям культа и религиозным пропо­ ведникам приобщать людей к вере. Это особенно удается тогда, когда человеку прихо­ дится переживать личные труд­ ности. Газета «Комсомольская, правда» 24 марта 1957 года опубликовала статью Е. Дулу- мана «Как я стал атеистом». В этой статье показано, ка к благородное стремление юно­ ши жить по-настоящему, а не «небо коптить» было исполь­ зовано служителем культа для того, чтобы привить' ему религиозное мировоззрение. Сбитый с толку опытным ре­ лигиозным пропагандистом, Е. Дулуман поступил вначале в духовную семинарию, а за­ тем и в духовную академию. Религиозный дурман тушил в нем здравый рассудок, пыт­ ливость, мысли, отрывал от живой жизни, заводил в ту ­ пик предрассудков, суеверий и мистики. Находясь под по­ стоянным религиозным воздей­ ствием, Е. Дулуман чуть бы­ ло не стал религиозным фа­ натиком. Но потом, взявшись за изучение естествознания и марксистской философии, он освободился от религиозных верований. Религиозная традиция силь­ на формами и методами воз­ действия на сознание челове­ ка. В течение многих столе­ тий религиозные организации и служители культа разрабо­ тали и отточили гибкие и раз­ нообразные формы и методы религиозного воспитания лю­ дей. Любое явление действи­ тельности религия старается истолковать к а к проявление «божьей воли», она заполняет сознание человека ложными догмами и мифическими обра­ зами. Религия поворачивает человеческую мысль от науки и знания в сторону покорной веры. Поэтому нет другого пу ­ ти преодоления религиозного мировоззрения, кроме пути на­ у ки , знания. Тысячелетиями люди вери­ ли легенде о том, что где-то высоко над землей, на небе, расположен потусторонний мир, что там находится место веч­ ного блаясенства — заветный рай. Туда якобы после смерти попадают души особо угодных богу, верующих людей. Этот миф разжигал воображение у угнетенных и обездоленных людей, вселял в них надежду на избавление от мук и ли­ шений земной жизни. Наука давно установила, что никакого потустороннего мира не было и нет. З е м л я - одна из планет солнечной си­ стемы, она совершает свое движение по объективным за­ конам небесной механики и не нуждается ни в какой бо­ жественной силе. Наука настолько изучила законы Вселенной, что прак­ тически поставила вопрос о - создании и запуске искусст­ венных спутников Земли. Ны­ не мир является свидетелем величайшего научно-техниче­ ского подвига: искусственные спутники Земли, 'созданные умом и руками советского че­ ловека, успешно запущены и продолжают свое движение вокруг нашей планеты. Это великое достижение со­ ветской науки и техники на­ глядно показывает, что только сам человек, опираясь на зна­ ние, может действительно тво­ рить чудеса. Наука и практи­ ческая человеческая деятель­ ность неуклонно вытесняют религию. Человек открыл величайшую тайну природы— атомную энер­ гию, создал электронные счет­ ные машины, которые по его воле проводят сложнейшие ма­ тематические вычисления,, пе­ реводят текст с одного языка на другой. Человек заставил силу воды, пара, газа, э л е к -- тричества служить себе, вы­ полнять огромную по объему и трудности работу. Таким образом, не религия, а наука помогает человечест­ ву все глубяге и глубже по­ знавать объективные законы развития природы и общества, помогает поставить силы при­ роды на службу человеку, на­ у ка содействует повышению сознательности и росту куль­ туры человека. В . Е л ф н ш . К а н д и д а т ф и л о с о ф с ки х н а у к . Р е д а к т о р Н , Т . М ЯЧ ИН. Продолжается подписка на районную га з е т у « З А К О М М У Н И З М » на 1 85 8 го д . Подписка принимается во всех почтовых отделениях. Адрес редакции: рабочий поселок Данков, Липецкой области, улица Карла Маркса, 9. Телефоны редакции: редактора—54, общий—51. Данковская типография, "" Заказ 986. 1 ' " Тираж 2.400.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz