За коммунизм. 1957 г. (г. Данков)

За коммунизм. 1957 г. (г. Данков)

2 З А К О М М У Н И З М № 123 (3 2 7 3 ) Партийная жизнь Выше уровень политучебы По законам механики Беседа об искусственном спутнике Земли Сов етски й искусственный спутник Земли (спутник показан на подставке). В районе начала работать сеть партийного просвещения. Уже проведены первые три за­ нятия. Начало нового учебно­ го года в системе партийного просвещения совпало с подго­ товкой к 40-летию Великого Октября. Поэтому первые за­ нятия посвящаются изучению тезисов Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС и Инсти­ тута марксизма-ленинизма при ЦК КПСС «К сорокалетию Ве­ ликой Октябрьской социали­ стической революции». На всех проведенных занятиях проявляется живой интерес коммунистов и беспартийных к изучению этого исторического документа, который изобилу­ ет богатым фактическим ма­ териалом, обобщает итоги раз­ вития Советской власти за со­ рок лет. Первичные партийные орга­ низации, руководствуясь по­ становлением ЦК КПСС от 21 августа 1956 года, проделали большую подготовительную ра­ боту к организованному нача­ лу занятий в системе партий­ ного просвещения. Были зара­ нее обсуждены и выбраны фор­ мы учебы в новом учебном го ­ ду, подобраны пропагандисты. Всего в районе созданы 53 круж ка и семинара, экономи­ ческая школа и один теорети­ ческий семинар. Кадры про­ пагандистов квалифицирован­ ные, более половины (30 че­ ловек) имеют высшее и неза­ конченное высшее образова­ ние. В связи с проведением юби­ лея Великой Октябрьской со­ циалистической революции воз­ рос интерес коммунистов к изу­ чению истории Коммунистиче­ ской партии Советского Сою­ за. В этом году в два раза больше создано кружков по изучению истории КПСС. В прошлом учебном году в системе партийного просвеще­ ния начали работать круж ки по конкретной экономике про­ мышленности и сельского хо­ зяйства. Надо сказать, что эта новая форма экономиче­ ского образования кадров пол­ ностью себя оправдала. Таких кружков в районе работает 19, в них занимаются 418 че­ ловек. Перед началом работы сети партийного просвещения— 20 сентября— был проведен семи­ нар пропагандистов и консуль­ тантов, где им лектором об­ кома КПСС была прочитана квалифицированная лекция «Омеждународномположении», в которой он освятил подроб­ но международную обстанов­ к у и положение СССР. Кроме того, обсуждался вопрос о за­ дачах партпросвещения в но­ вом 1957— 1958 учебном году. В партийном просвещении главным является его идей­ ное содержание. Очень мно­ гое в регулярной, плодотвор­ ной работе круж ка, семинара зависит от подготовки пропа­ гандиста к занятиям. Важно то, что пользуется ли он только учебником или при­ влекает дополнительную лите­ ратуру, использует ли мест­ ный материал, увязывает лй теорию с практикой коммуни­ стического строительства. Первые занятия показали, что подавляющее большинство пропагандистов тщательно го ­ товится к занятиям. Интерес­ но прошли занятия в круж ках при первичных партийных ор­ ганизациях совхоза имени К уй ­ бышева (пропагандист тов. Щербаков), совхоза имени Ле­ нина (пропагандист тов. Не­ красов), колхоза имени К уй ­ бышева (пропагандист тов. Гуров), колхоза «Красное зна­ мя» (пропагандист тов. Розано­ ва), колхоза имени Кирова (пропагандист тов. Зайцев), Госбанка (пропагандист тов. Баранников). Следует отметить, что неко­ торые пропагандисты правиль­ но поступили, что на первом занятии, а некоторые и на втором после изложения содер­ жания тезисов Отдела про­ паганды и агитации ЦК КПСС и Института марксизма-лени­ низма привлекли к выступле­ нию старых коммунистов, ко­ торые рассказали о становле­ нии Советской власти в рай­ оне и, в частности, в своем се­ ле. Так было на занятиях в кружке ори совхозе имени К уй ­ бышева, где с воспоминания­ ми выступил тов. Демчев. В совхозе имени* Ленина член партии с 1917 года, бывший первый секретарь Данковского укома тов. П. П. Андреев рас­ сказал «О создании Данковской уездной партийной организа­ ции и ее организующей роли в укреплении Советской вла­ сти на селе». Организованно начали рабо­ тать круж ки по изучению по­ литической экономии при сред­ них школах (пропагандисты тт. Котов и Рассолов), при школе глухонемых детей (про­ пагандист тов. Казин). К а к и в прошлом году, интересно, с привлечением местных фактов и данных провел первые за­ нятия пропагандист тов. Ко­ тов. Кружок по изучению по­ литэкономии при средней шко­ ле № 1 работает уже третий год. Занятия в нем проводят­ ся регулярно. Но не везде первые занятия прошли организованно. Секре­ тари некоторых партийных ор­ ганизаций самоустранились от руководства учебой комму­ нистов. Так, в первичных пар­ тийных организациях при кол­ хозе «40 лет Октября» (секре­ тарь тов. Гурин), колхозе «Дружба» (секретарь тов. Ся- чинов), при конторе «Заготекот» (секретарь тов. Смирных) были допущены перенесения заня­ тий с единого дня понедель­ ника на другой. Партийная учеба должна быть проникнута боевым, тео­ ретическим духом и руково­ дить ей в первую очередь обя­ заны секретари первичных партийных организаций. Задача первичных партий­ ных организаций—поднять по­ литическое просвещение на уровень современных требова­ ний партии, шире развернуть изучение материалов, посвя­ щенных 40-й годовщине Вели­ кой Октябрьской социалисти­ ческой революции. В . Кирил л ова, зав. отделом пропаганды я агитации РК КПСС. Еще совсем недавно, читая лекции о поле­ тах в мировое простран­ ство, я обычно в за­ ключение говорил слу­ шателям о том, что очень скоро им пред­ стоит стать свидетеля­ ми полета первого ис­ кусственного спутни­ ка Земли. И хотя вое мы уже привыкли к тому, что бурное раз­ витие современной на­ у ки и техники часто опережает самую сме­ лую фантазию, многие недоверчиво покачива­ ли головами. Ш утка ли сказать, прорыв в космос. Ведь это на­ чало новой эпохи в истории человечества — эпохи освоения кос­ мических пространств. И вот этот прорыв со­ вершился. Маленький сверкающий шар, бороздящий глубины мирового пространства; приковал к себе всеобщее внимание. Возникают тысячи вопросов, связанных с его движением, с научными задачами, ракетными исследо­ ваниями верхних слоев атмос­ феры. На некоторые из этих вопросов мы и ответим в на­ стоящей статье. Наиболее часто задают во­ прос: ка ки м о б р азо м с п у тн и к о б ­ р а щ а е тс я в округ З е м л и , не им ея д в и гате л е й ? Чтобы ответить на этот во­ прос, следует прежде всего напомнить, что искусственный спутник представляет собою полноправное небесное тело, которое после отделения от ра­ кеты-носителя движется по за­ конам небесной механики по­ добно Луне. Н момент вывода на орбиту спутник получил го­ ризонтальную скорость около восьми километров в секунду. Продолжая двигаться с этой скоростью, он неизбежно дол­ жен был бы улететь от Земли в мировое пространство. Так и произошло бы, если бы на спутник не действовала сила земного тяготения. Таким об­ разом, спутник одновременно участвует в двух различных движениях: равномерном и пря­ молинейном движении по инер­ ции и в падении на Землю. В результате сложения этих движений и получается обра­ щение вокруг Земли по замк­ нутой орбите. Законы физики говорят о том, что любое изменение дви­ жения того или иного тела может происходить лишь под действием сил. Не вечно будет носиться в поднебесье и спут­ ник. Какая же сила препятству­ ет движению искусственного спутника? Сопротивление ат­ мосферы. Но та к ка к полет спутника происходит на боль­ шой высоте, где плотность воздуха незначительна, сопро­ тивление это очень невелико. Поэтому начальной скорости, полученной спутником от ра­ кеты-носителя, вполне доста­ точно, чтобы обеспечить его обращепие в течение длитель­ ного времени. Но все же спутник посте­ пенно должен терять скорость и его орбита из эллиптиче­ ской будет превращаться в кру­ говую и приближаться к зем­ ной поверхности. И здесь мы подходим к от­ вету на второй вопрос: почем у с те ч е н и е м е р ем ен и период о б р а­ щ ения с п у тн и ка не у в ел и ч и в а е тся , а у м е н ь ш а е тс я ? По мере сниже­ ния скорости орбита его по­ степенно укорачивается. Поэто­ му, несмотря на потерю ско­ рости, спутник будет совер­ шать полные обороты, но толь­ ко за более короткие проме­ ж у т ки времени. Именно этим обстоятельством объясняется и тот факт, что ракета-носитель, вначале от­ стававшая от спутника, сейчас уже намного его обогнала. Она испытывает большее тор­ можение, а потому быстрее теряет высоту, что приводит к сокращению пролетаемого ею пути вокруг земли. С ледую щ ий вопрос к а с а е т с я н а ­ правл ения, и зб и р ае м о го при з а ­ п у с ке с п у тн и к а . И гр а е т ян оно к а к у ю -л и б о роль? При запуске искусственных спутников приходится учиты ­ вать суточное вращение Зем­ ли. Происходит оно, ка к из­ вестно, с запада на восток. При этом наибольшую скорость, 462 метра в секунду, имеют точки, лежащие на экваторе. К северу и ю гу от экватора скорость эта постепенно пони­ жается, равняясь нулю на по­ люсах. П если ракету запускать с экватора на восток, она уже до старта будет иметь в запа­ се скорость около полукило­ метра в секунду. Следовательно, запустить ра­ кету из средних или низких широт гораздо сложнее, в осо­ бенности по орбите, близкой к меридиану, та к к а к в этом случае скорость суточного вра­ щения н и ка к не используется. К а к известно, советские уче­ ные запустили искусственный спутник Земли по орбите, на­ клоненной под углом 65° к экватору, т. е. по близкой к меридианадьной, решив тем са­ мым наиболее трудную задачу. Случайно ли была выбрана именно эта орбита? Нет, не слу­ чайно. Дело в том, что движение спутника происходит в систе­ ме Земля—Луна. К а к известно, сила лун­ ного притяжения "до­ статочно велика. Вспомним хотя бы морские приливы и отливы. Следователь­ но, влиянием Луны нельзя пренебрегать. Между тем центр тя ­ жести системы Зем­ л я -Л у н а , хотя и ле­ жит внутри земного шара, но не совпада­ ет с его центром. Ор­ бита, плоскость ко­ торой наклонена под углом 65° к экватору, перпендикулярна линии, соединяющей центры Земли и Луны, т. е. линии, на которой лежит их общий центр тяжести. Поэтому, двигаясь по такой орбите, спутник в наи­ меньшей степени подвержен воздействиям со стороны Л уны Многие спрашивают, по чем у над н е ко то р ы м и п у н кта м и зем н о й по вер хности и с ку с с тв е н н ы й с п у т ­ ник по вто рно п р о л е та е т пр им ерно ч ер ез с у т к и , а н ад н е ко то р ы м и д в а р а з а п о д р я д , т . о. ч е р е з один обо рот? Так, например, 7 октября в 14 часов 45 минут спутник прошел над Даусоном в К ана ­ де, а в 16 часов 24 минуты, т. е. через 1 час 39 минут, вновь прошел над этим п ун к­ том. Поскольку плоскость орбиты спутника наклонена под углом 65° к экватору, он совершает свое движение между 65° се. верной и 65° южной широты. Благодаря этому в районе этих широт спутник некоторое время летит приблизительно вдоль параллели, ка к бы до­ гоняя точки земной поверхно­ сти, участвующие в суточном вращении Земли. К а к извест­ но, вследствие этого вращения трасса спутника при каждом обороте смещается к западу примерно на 24° по долготе. Но протяженность одного гра ­ дуса долготы наиболее вели­ ка для района экватора, а к полюсам она постепенно умень­ шается. Благодаря этому смещение трассы в районе 65° широты сравнительно невелико. Это обстоятельство и позволяет наблюдать прохождение ис­ кусственного спутника из Дау- сона и других пунктов, рас­ положенных вблизи Северного и Южного полярных кругов, дважды подряд. В , К о м а р о в , лектор Московского планетария.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz