За коммунизм. 1957 г. (г. Данков)
З А К О М М У Н И З М № 98 (3248) Бесе ды на антирелигиозные темы Приметы и суеверия С незапамятных времен лю ди наблюдали все происходя щее в окр ужающе й природе, чтобы с у дить о предстоящих явлениях в природе и со ответственно направлять свою деятельность. Рез ультат ы этих наблюдений посл уж или мате риалом для многих народных примет. Некоторые из них предвосхитили то, что позднее было подтверждено на уко й. Достаточно достоверны, на пример, народные приметы о погоде: «пала роса— к ясном у дню»; «т уман по днимается— б у дет дождь», «чистый закат солнца—к вё дру», «со лнце за шло, за туч и— к дождю», «ду хота без грозы не обойдется» и многие другие. Эти приметы в значит ельно й мере мог ут быть обоснованы на учно. О д нако они оправдываются не всегда, ибо нельзя о сложных процессах погоды с у дить по каком у -либо одному изолиро ванно взятом у пр изнак у. Имеются и такие народные приметы, которые не противо речат на учн ым данным, но не вполне достоверны из-за тр у д ности их систематической про верки. Таковы многие приме ты, основанные на поведении животных, развитии растений и ощ ущен иях человека. Весь ма вероятно, например, что пчелы не вылетают за взят ком и му равьи перестают сно вать вокр уг мураве йника в пред чувст вии ненастья. Ведь для этих насекомых неожидан ное ненастье означает г и бель, и поэтом у, естест венно, у н их должна была вы работаться тонкая ч увств и тельность к изменениям пого ды. Но проверить эти приметы очень тр удно, поско льку пове дение насекомых определяет ся многочисленными фактора ми помимо погоды. Несмотря, однако, на из вестн ую огра ниченность народ ных примет, они в своей осно ве правильные, до сих пор сохраняются всеми народами, передаются из поколения в по коление. Но наряд у с верн ыми народ ными приметами с уществует множество заве домо неверных, псевдонародных примет или суе верий. Основывающиеся лишь на слепой вере, они в корне противоречат практике и отвергаются на уко й. Суевер ия — это предрасс уд ки, в си лу котор ых явления и события в жизни представля ются проявлением сверхестест- венных сил и предзнаменова нием б у д ущего. Пр и этом с уе верия распространяются не только на погод у, но и на са мые различные стороны быта. Идейная основа у суевер ий одна и та же, что и у ре ли гиозных предрасс удков — вера в чудеса, всверхестественное. Такие, например, суеверия, к а к вера в судьбу, в предска зате льную с ил у сно видений, в колдовство, в ворожб у и знахарство, в различные лож ные приметы и т. д., являют ся прямым пережитком древ них религиозных От этих с уеве рий по^сущес т- в у не отл ичаются и религиоз ные представления о жизни природы и человека, призна ваемые официальной церковью. Религиозные с уевер ия дер жат людей в постоянном стра хе перед вымышленными таин ственными силами, которые якобы мог ут оказать вл ияние на события человеческой жи з ни. Тем самым с уев ерия за темняют сознание человека, сковывают его творческ ую а к тивность и инициатив у в борь бе с с илами природы, в строи тельстве комм ун изма. До сих пор, например, бы т ует поверье: «Е сли в доме разобьется зеркало, то кто-ни бу дь из домашних скоро умрет». Отку да взялась такая нелепая примета? Кроется ли за ней какая-либо действи тельная связь межд у явлен и ями? Конечно, нет. Поверье о разбитом зеркале, предвещающем смерть, берет свое начало от гл убоко й древ ности, когда люди считали, что тень человека или его от ражение на каком-либо пред мете есть его «д уша». Это б ы ло характерно для ранней фор мы религии— так называемого анимизма (от латинского сло ва «аним ус»— д ух, д уша), пр и чем на той его стадии, когда «душу» человека пре дставля ли очень похожей на его тело. У тасманийцев, з улусов и мно ги х др уг их племен и народов, находившихся на низкой ст у пе ни общественного развития, наличие та ких поверий уста новлено науко й с полной не сомненностью. При этом выяс нено, что ун ичтожение тени человека действием считалось равносильным уб ийств у чело века. Некотор ые люди боятся чис ла «тринадцать» к а к чего-то, приносящего несчастье. Чтобы понять происхождение этого с уеве рия, обратимся опять-та ки к старине. Известно, что у первоб ытных людей счетные способности были развиты сла бо. В основе счисления внача ле лежали небольшие числа: два, три. Считали по пальцам, прибавляя одно число к д ру гому. Так, чтоб ы обозначить число «семь», многие австра лийские племена говорили «два-два-три». Числа, невходив шие в принят ую с истем у сч и сления, казались людям не понятными и даже опасными. У многих народов древности, например, у р имлян,была две надцатиричная система счи сления. В Западной Европе счет также долгое время вел ся по этой системе. Прямым ее отголоском является то, что многие вещи—столовая и чайная пос уда, ножи, ви лк и и ложки, белье, карандаши, перья и др уг ие предметы и в наше время считаются дюжи нами. Люди древности, пользовав шиеся привычной двенадцати ричной системой, восприняли вначале число «тринадцать» с недоверием. Христианская мифология, ка к бы желая лиш ний раз подчеркн уть непр ияз ненное отношение к этом у ч ис л у, в рассказе о «т айной ве чери», то есть о прощальном уж ине мифического Иис уса Хр иста со своими учен иками, изобразила одного из тринад цати прис утствовавш их преда телем. Так возник и пошел г у лять по белу свету суеверн ый страх перед «чертовой дюжи ной». Или возьмем такой пример: «Черная кошка перебежала дорог у—пут и не бу дет». Источ ником этой странной приметы также являются не жизнен ные события, а религиозные суев ерия. Эта примета связа на с древним поверьем об «оборотнях». Народы гл убоко й старины верили, что злые д у х и (да и злые люди) будто бы могут «оборачиваться» в ж и вотных. А черную кошку, не ско лько зловещую по цвету и вид у, сч итали с уществом на и более подходящим, чтобы вы ст упать в качестве но ситель ницы «злых д ухов». Отсю да ее появление и считали при знаком приближающейся беды. Одним из с уев ерий являют ся гаданья. Гадают на картах, на бобах, на луч ине и т. д. Но все эти гаданья так или иначе связаны с верой в сверх естественное, с верой в «д у хов», с кото рыми гадающие' якобы мог ут в ойти в сопри косновение, выведать у н их свое бу дущее, распо лож ить их в свою польз у. Разного ро да обманщики — «прорицатели», гадалки, знахарки— использ у ют эт и с уевер ия и бессовест но обирают доверчивых людей. В 1955 год у в наро дном с у. де Петроградского района го рода Ленинграда сл ушалось уголовное дело некоей гр аж данки Касаткиной, которая в целях легкой наживы занима лась гаданьем. Зап уг ивая по сетителей якобы угрожавш и ми им несчастьями, гадалка бралась предотвратить их. Для этого она с таинственным ви дом давала посетительнице горсть «заговоренной» м ук и и рекомендовала рассыпать ее на перекрестке ул иц. За это взималось не менее ста р уб ле й. Так, не желая честно тр у диться, Касаткина шарла тански вымогала деньги у сво их клиентов. Из всего сказанного о с уе вер иях видно, что они нахо дятся в полном противоречии с правильными, на учн ыми пред ставлениями о связях и зако номерностях явлений природы и общества. Средством преодо ления су еверий, ка к остатков темноты и невежества, сл ужат повс едневная упорная борьба с ними п утем пропаган ды на учн ых знаний, на учного м иро воззрения, всемерный подъем к ультурного уровня населен ия. Н, Губанов. Порт Хайфон—крупнейший в Демократической Республике Вьетнам. Когда в 1955 году французский экспедиционный корпус оставлял этот город, было увезено большое количество портового оборуд^года самоотверженным усилиям рабочих и служащих Хайфона, благодаря братской помощи Советского Союза и других стран социалистического лагеря порт Хайфон в настоящее время восстановлен. Здесь установлено новое оборудование для портового хозяйст ва расчищен и углублен канал, ведущий в Хайфон. Все больше судов из разных стран мира пришвартовываются к причалам порта ХаЙН А С Н ИМ К Е : разгрузка советского торгового судна в Хайфоне. Фото Вьетнамского информационного агентства. ______________ ОМАН НЕПОКОРИТСЯ БЕЙРУТ. (ТАСС). Газета «Аш-Шарк», ссылаясь на све дения, по лучен ные ею из Ома на, сообщает, что повстанче ское движение в Омане про должается. Газета указ ывает, что после ожесточенной 42-ча совой бомбардировки англий скими самолетами восставшие племена вын уж дены были по кин уть центр горо да Назва и перебазироваться в его окрест ности, а также в горные рай оны, чтобы укр ыться от бес прерывных бомбардировок ан глийской авиации. Газета пишет, что повстан цы Омана изменили лишь та к ти к у борьб ы. Они отказались от открытых баз, которые сл у ж или мишенью для англий ских самолетов. Газета пишет, что предста витель Омана Харси заявил, что восставшие племена Ома на решили вести партизанск ую во йн у в Омане и Маскате про тив английского империализ ма. Харси далее добавил, что жители Маската и Омана не навидят английских колониза торов и решили во чтобы то ни стало изгнать их с терри тории Омана. С. М. Голяшин 18 авг уста скоропост ижно скончался член КПСС с 1944 года, председатель Ягоднов- ского сельского Совета Сергей Михайлович Голяшин. С. М. Голяшин родился в 1890 год у. С ранн их лет он батрачил у кулаков. После Великой Октябрьской револю ции он принимал активное уча стие в становлении и укреп лен ии Советской власти в Ягодновской волости, в орга низации колхозов. С 1941 года и до послед него дня своей жизни С. М. Голяшин работал на ответст венных постах: агентом рай- уполм инзцга, председателем колхоза, председателем Ягод- новского сельпо, председате лем Ягодновского сельсовета. Он был деловым работником, ч утк им и отзывчивым товари щем. Тов. Голяшин пользовался засл уженн ым авторитетом сре ди тр у дящихся. Они оказыва ли ем у большое доверие, из бирая на каждых выборах де п утатом сельского Совета де п утатов тру дящихся. Память о Сергее Михайло виче Голяшине навсегда со хранится в сердцах тр у дя щихся. В. Г. Животов, П. П. Кудишин, П. Н. Ремизов, Т. Н. Сячинов, А. П, Елчин, В. Б. Дементьев, А. Д. Бурдукина, С. П. Аносов, Н. Т. Мячин, В. Я. Масютин, Я. В. Прокуратов, С. Е. Соседов, П. С. Головков, Ф. С. Гриднев. Редактор Н. Т. МЯЧИН. Райком КПСС и райисполком с глубоким прискорбием извещают о том, что 18 августа скоропостижно скончался председатель Ягодновского сельского Совета, член КПС С ГО Л ЯШ И Н СЕРГЕЙ М И Х А Й Л О В И Ч , и выражают глубокое соболезнование семье и родственникам покойного. Адрес редакции: рабочий поселок Данков, Липецкой области, ул ица Карла Маркса, 7. Телефоны редакции: редактора— 54, общий— 51. Тирах 2400. Данвовскан типография. Заказ 664.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz