За коммунизм. 1957 г. (г. Данков)

За коммунизм. 1957 г. (г. Данков)

З А К О М М У Н И З М № 98 (3248) Бесе ды на антирелигиозные темы Приметы и суеверия С незапамятных времен лю­ ди наблюдали все происходя­ щее в окр ужающе й природе, чтобы с у дить о предстоящих явлениях в природе и со­ ответственно направлять свою деятельность. Рез ультат ы этих наблюдений посл уж или мате­ риалом для многих народных примет. Некоторые из них предвосхитили то, что позднее было подтверждено на уко й. Достаточно достоверны, на­ пример, народные приметы о погоде: «пала роса— к ясном у дню»; «т уман по днимается— б у дет дождь», «чистый закат солнца—к вё дру», «со лнце за­ шло, за туч и— к дождю», «ду­ хота без грозы не обойдется» и многие другие. Эти приметы в значит ельно й мере мог ут быть обоснованы на учно. О д­ нако они оправдываются не всегда, ибо нельзя о сложных процессах погоды с у дить по каком у -либо одному изолиро­ ванно взятом у пр изнак у. Имеются и такие народные приметы, которые не противо­ речат на учн ым данным, но не вполне достоверны из-за тр у д­ ности их систематической про­ верки. Таковы многие приме­ ты, основанные на поведении животных, развитии растений и ощ ущен иях человека. Весь­ ма вероятно, например, что пчелы не вылетают за взят­ ком и му равьи перестают сно­ вать вокр уг мураве йника в пред чувст вии ненастья. Ведь для этих насекомых неожидан­ ное ненастье означает г и ­ бель, и поэтом у, естест­ венно, у н их должна была вы­ работаться тонкая ч увств и­ тельность к изменениям пого­ ды. Но проверить эти приметы очень тр удно, поско льку пове­ дение насекомых определяет­ ся многочисленными фактора­ ми помимо погоды. Несмотря, однако, на из­ вестн ую огра ниченность народ­ ных примет, они в своей осно­ ве правильные, до сих пор сохраняются всеми народами, передаются из поколения в по­ коление. Но наряд у с верн ыми народ­ ными приметами с уществует множество заве домо неверных, псевдонародных примет или суе верий. Основывающиеся лишь на слепой вере, они в корне противоречат практике и отвергаются на уко й. Суевер ия — это предрасс уд­ ки, в си лу котор ых явления и события в жизни представля­ ются проявлением сверхестест- венных сил и предзнаменова­ нием б у д ущего. Пр и этом с уе­ верия распространяются не только на погод у, но и на са­ мые различные стороны быта. Идейная основа у суевер ий одна и та же, что и у ре ли­ гиозных предрасс удков — вера в чудеса, всверхестественное. Такие, например, суеверия, к а к вера в судьбу, в предска­ зате льную с ил у сно видений, в колдовство, в ворожб у и знахарство, в различные лож­ ные приметы и т. д., являют­ ся прямым пережитком древ­ них религиозных От этих с уеве рий по^сущес т- в у не отл ичаются и религиоз­ ные представления о жизни природы и человека, призна­ ваемые официальной церковью. Религиозные с уевер ия дер­ жат людей в постоянном стра­ хе перед вымышленными таин­ ственными силами, которые якобы мог ут оказать вл ияние на события человеческой жи з­ ни. Тем самым с уев ерия за­ темняют сознание человека, сковывают его творческ ую а к­ тивность и инициатив у в борь­ бе с с илами природы, в строи­ тельстве комм ун изма. До сих пор, например, бы­ т ует поверье: «Е сли в доме разобьется зеркало, то кто-ни­ бу дь из домашних скоро умрет». Отку да взялась такая нелепая примета? Кроется ли за ней какая-либо действи­ тельная связь межд у явлен и­ ями? Конечно, нет. Поверье о разбитом зеркале, предвещающем смерть, берет свое начало от гл убоко й древ­ ности, когда люди считали, что тень человека или его от­ ражение на каком-либо пред­ мете есть его «д уша». Это б ы­ ло характерно для ранней фор­ мы религии— так называемого анимизма (от латинского сло­ ва «аним ус»— д ух, д уша), пр и­ чем на той его стадии, когда «душу» человека пре дставля­ ли очень похожей на его тело. У тасманийцев, з улусов и мно­ ги х др уг их племен и народов, находившихся на низкой ст у­ пе ни общественного развития, наличие та ких поверий уста­ новлено науко й с полной не­ сомненностью. При этом выяс­ нено, что ун ичтожение тени человека действием считалось равносильным уб ийств у чело­ века. Некотор ые люди боятся чис­ ла «тринадцать» к а к чего-то, приносящего несчастье. Чтобы понять происхождение этого с уеве рия, обратимся опять-та­ ки к старине. Известно, что у первоб ытных людей счетные способности были развиты сла­ бо. В основе счисления внача­ ле лежали небольшие числа: два, три. Считали по пальцам, прибавляя одно число к д ру­ гому. Так, чтоб ы обозначить число «семь», многие австра­ лийские племена говорили «два-два-три». Числа, невходив­ шие в принят ую с истем у сч и­ сления, казались людям не­ понятными и даже опасными. У многих народов древности, например, у р имлян,была две­ надцатиричная система счи­ сления. В Западной Европе счет также долгое время вел­ ся по этой системе. Прямым ее отголоском является то, что многие вещи—столовая и чайная пос уда, ножи, ви лк и и ложки, белье, карандаши, перья и др уг ие предметы и в наше время считаются дюжи­ нами. Люди древности, пользовав­ шиеся привычной двенадцати­ ричной системой, восприняли вначале число «тринадцать» с недоверием. Христианская мифология, ка к бы желая лиш­ ний раз подчеркн уть непр ияз­ ненное отношение к этом у ч ис­ л у, в рассказе о «т айной ве­ чери», то есть о прощальном уж ине мифического Иис уса Хр иста со своими учен иками, изобразила одного из тринад­ цати прис утствовавш их преда­ телем. Так возник и пошел г у ­ лять по белу свету суеверн ый страх перед «чертовой дюжи­ ной». Или возьмем такой пример: «Черная кошка перебежала дорог у—пут и не бу дет». Источ­ ником этой странной приметы также являются не жизнен­ ные события, а религиозные суев ерия. Эта примета связа­ на с древним поверьем об «оборотнях». Народы гл убоко й старины верили, что злые д у­ х и (да и злые люди) будто бы могут «оборачиваться» в ж и ­ вотных. А черную кошку, не­ ско лько зловещую по цвету и вид у, сч итали с уществом на и­ более подходящим, чтобы вы­ ст упать в качестве но ситель­ ницы «злых д ухов». Отсю да ее появление и считали при­ знаком приближающейся беды. Одним из с уев ерий являют­ ся гаданья. Гадают на картах, на бобах, на луч ине и т. д. Но все эти гаданья так или иначе связаны с верой в сверх­ естественное, с верой в «д у­ хов», с кото рыми гадающие' якобы мог ут в ойти в сопри­ косновение, выведать у н их свое бу дущее, распо лож ить их в свою польз у. Разного ро да обманщики — «прорицатели», гадалки, знахарки— использ у­ ют эт и с уевер ия и бессовест­ но обирают доверчивых людей. В 1955 год у в наро дном с у. де Петроградского района го рода Ленинграда сл ушалось уголовное дело некоей гр аж ­ данки Касаткиной, которая в целях легкой наживы занима­ лась гаданьем. Зап уг ивая по­ сетителей якобы угрожавш и­ ми им несчастьями, гадалка бралась предотвратить их. Для этого она с таинственным ви­ дом давала посетительнице горсть «заговоренной» м ук и и рекомендовала рассыпать ее на перекрестке ул иц. За это взималось не менее ста р уб­ ле й. Так, не желая честно тр у диться, Касаткина шарла­ тански вымогала деньги у сво их клиентов. Из всего сказанного о с уе­ вер иях видно, что они нахо­ дятся в полном противоречии с правильными, на учн ыми пред­ ставлениями о связях и зако­ номерностях явлений природы и общества. Средством преодо­ ления су еверий, ка к остатков темноты и невежества, сл ужат повс едневная упорная борьба с ними п утем пропаган ды на­ учн ых знаний, на учного м иро­ воззрения, всемерный подъем к ультурного уровня населен ия. Н, Губанов. Порт Хайфон—крупнейший в Демократической Республике Вьетнам. Когда в 1955 году французский экспедиционный корпус оставлял этот город, было увезено большое количество портового оборуд^года самоотверженным усилиям рабочих и служащих Хайфона, благодаря братской помощи Советского Союза и других стран социалистического лагеря порт Хайфон в настоящее время восстановлен. Здесь установлено новое оборудование для портового хозяйст­ ва расчищен и углублен канал, ведущий в Хайфон. Все больше судов из разных стран мира пришвартовываются к причалам порта ХаЙН А С Н ИМ К Е : разгрузка советского торгового судна в Хайфоне. Фото Вьетнамского информационного агентства. ______________ ОМАН НЕПОКОРИТСЯ БЕЙРУТ. (ТАСС). Газета «Аш-Шарк», ссылаясь на све­ дения, по лучен ные ею из Ома­ на, сообщает, что повстанче­ ское движение в Омане про­ должается. Газета указ ывает, что после ожесточенной 42-ча­ совой бомбардировки англий­ скими самолетами восставшие племена вын уж дены были по­ кин уть центр горо да Назва и перебазироваться в его окрест­ ности, а также в горные рай­ оны, чтобы укр ыться от бес­ прерывных бомбардировок ан­ глийской авиации. Газета пишет, что повстан­ цы Омана изменили лишь та к­ ти к у борьб ы. Они отказались от открытых баз, которые сл у­ ж или мишенью для англий­ ских самолетов. Газета пишет, что предста­ витель Омана Харси заявил, что восставшие племена Ома­ на решили вести партизанск ую во йн у в Омане и Маскате про­ тив английского империализ­ ма. Харси далее добавил, что жители Маската и Омана не­ навидят английских колониза­ торов и решили во чтобы то ни стало изгнать их с терри­ тории Омана. С. М. Голяшин 18 авг уста скоропост ижно скончался член КПСС с 1944 года, председатель Ягоднов- ского сельского Совета Сергей Михайлович Голяшин. С. М. Голяшин родился в 1890 год у. С ранн их лет он батрачил у кулаков. После Великой Октябрьской револю­ ции он принимал активное уча­ стие в становлении и укреп­ лен ии Советской власти в Ягодновской волости, в орга­ низации колхозов. С 1941 года и до послед­ него дня своей жизни С. М. Голяшин работал на ответст­ венных постах: агентом рай- уполм инзцга, председателем колхоза, председателем Ягод- новского сельпо, председате­ лем Ягодновского сельсовета. Он был деловым работником, ч утк им и отзывчивым товари­ щем. Тов. Голяшин пользовался засл уженн ым авторитетом сре­ ди тр у дящихся. Они оказыва­ ли ем у большое доверие, из­ бирая на каждых выборах де­ п утатом сельского Совета де­ п утатов тру дящихся. Память о Сергее Михайло­ виче Голяшине навсегда со­ хранится в сердцах тр у дя­ щихся. В. Г. Животов, П. П. Кудишин, П. Н. Ремизов, Т. Н. Сячинов, А. П, Елчин, В. Б. Дементьев, А. Д. Бурдукина, С. П. Аносов, Н. Т. Мячин, В. Я. Масютин, Я. В. Прокуратов, С. Е. Соседов, П. С. Головков, Ф. С. Гриднев. Редактор Н. Т. МЯЧИН. Райком КПСС и райисполком с глубоким прискорбием извещают о том, что 18 августа скоропостижно скончался председатель Ягодновского сельского Совета, член КПС С ГО Л ЯШ И Н СЕРГЕЙ М И Х А Й Л О В И Ч , и выражают глубокое соболезнование семье и родственникам покойного. Адрес редакции: рабочий поселок Данков, Липецкой области, ул ица Карла Маркса, 7. Телефоны редакции: редактора— 54, общий— 51. Тирах 2400. Данвовскан типография. Заказ 664.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz