За чугун. 1979 г. (г. Липецк)
ЗА ЧУРУН 16 мая 1979 г., № 36 (2500, Воспнтываем рабочую сиену Еще великий русский педагог В. А. Сухомлинский говорил, что трудовое воспитание — это, об разно говоря, гармония трех по- нятий: «надо», «трудно», «прек расно». Нет и не может быть вос- питания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности че- ловека нельзя воспитывать». Сегодня общественные органи- зации завода и педагогические коллективы щкол вместе рещают задачи воспитания подростков Одними из основных направле- ний в этой работе являются про- фессиональная ориентация щколь- к ников, организация свободного времени, идейно-политическое вос питание. В жилом районе завода распо ложено пять школ: четыре сред- них и одна — восьмилетняя. Как осуществляются нащи контакты со школой, можно проследить на деятельности общественных орга- низаций чугунолитейного цеха, шефствующего над средней шко лой № 28 жилрайона. Между школой и цехом существует са мая тесная связь. Школьники — частые гости в цехе. Они прихо- дят на экскурсии, за помощью. Знакомят школьников с произ- водством опытные мастера. Они рассказывают, как трудятся ра ботники разных профессий, под- черкивают, как и где найти при- менение получаемый в школе техническим знаниям и трудовым навыкам. Это очень важно, ведь выбор профессии для молодого человека — вопрос его будущей перспективы. Уже стало традицией, что учеб ный год в школе № 28 начинается ^•іг^омсомольским собранием, про- водимым вместе с молодежью цеха. Здесь они обмениваются до- говором о совместной работе. В этом договоре намечено совмест- ное проведение Ленинского заче та и выставки «Творчество юных», праздничные вечера и многое другое. Ежегодно проводятся встречи школьников с ветеранами войны и труда, работающими в цехе, тематические вечера «Рассказы о профессии». Эти формы активной пропаганды пробуждают у школь ников уважение к профессии ра- бочего, а повышение престижа рабочих профессий — задача пер востепенной важности. Вот уже в течение многих лет работу с учащимися восьмилетней школы № 32 интересно проводят общественные организации желез- нодорожного цеха. Это — вечера, встречи с комсЬмольцами 20-х годов, рабочими цеха.' Большая работа проводится по професси- ональной ориентации щкольни- ков: экскурсии по заводу, класс ные вечера «Все работы хороши, выбирай на вкус!», комсомольские диспуты «Найди свое место в жизни» и т. д. Второй год подряд ^комсомольская организация це- ' ха учреждает переходящий приз победителю социалистического со- ревнования среди школьников «Алая гвоздика». Ребята младших классов сорев нуются за право быть принятыми в пионеры в красном уголке цеха, где лучшие рабочие, их будушие шефы-наставники, повязывают ре- бятам красные галстуки, дарят сувениры на память об этом тор- жественном дне. Широкое распространение на заводе получило коллективное шефство над классными комсо мольскими организациями, над пионерскими отрядами. Коллективным вожатым 8 «Г» класса школы № 8 является ком сомольско-молодежная бригада заливщиков - труболитейщ и к о в трубцеха № 1, руководимая чле- ном заводского комитета ВЛКСМ, молодым коммунистом А. Лимме- ром. Ребята с огромным интере- сбм встречаются с шефами, по- сещают завод. Вожатые вместе со школьниками устраивают по ходы в кино, в театр, по родному краю. По-своему трансформируя идею наставничества, комсомольско - молодежная бригада поставила конкретную задачу — прйвить подшефным любовь к труду и своей профессии, добиться, чтобы у ребят по всем дисциплинам бы ли только хорошие и отличные оценки, чтобы новое поколение выпускников могло смело принять рабочие места на предприятии. Эти примеры убедительно под- тверждают то огромное значение, которое имеют контакты пионеров и школьников с вожатыми-произ- водственниками, комсомольцев со своими старшими товарищами с производства. Именно такая фор ма работы позволяет еще в шко ле заложить в подростке те чер ты характера, из которых в неда- леком будущем он сформируется как настоящий советский чело- век, труженик, как личность. Подготовка и воспитание рабо чей смены продолжается и тогда, когда выпускники школ приходят на завод. Ежегодно к нам на за вод приходят около 70 выпускни ков школ. Придя на работу, вче- рашние выпускники в первую оче редь попадают под опеку комсо мольской организации, наставни- ков. Наши наставники, как правило, показывают высокий класс в ра боте. Выбираются они из числа передовиков производства, вете- ранов войны и труда, молодых коммунистов. Работу наставни- ков, их влияние на молодежь трудно перерценить. Среди луч- ших наставников заместитель на чальника электрического цеха Иван Андреевич Панов,. слесарь модельно - инструментального це ха Александр Иванович Евсюков, награжденный за плодотворную работу по коммунистическому воспитанию молодежи настольной медалью ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС «Наставник молодежи», Влади- мир Алексеевич Егоров — брига- дир слесарей ремонтно-механиче- ского цеха, Александра Ивановна Беляева — инженер лаборатории вычислительной техники. Эти на ставники в работе с подростками отдают все свои знания, опыт для обучения и воспитания своих по- допечных. Он изучают особенно сти подростка, знакомятся с его семьей, поведением. Активные наставники всегда ищут новые формы работы с мо лодежью по приобшению ее к труду, преодолению трудностей. Они не боятся доверять подрост- кам и советоваться с ними, дают почувствовать, что подростки — полноправные члены трудового коллектива. Воспитание и обучение молодых рабочих — главнейший пункт со- циалистических обязательств Александра Ивановича Евсюкова. Подробно и с пристрастием зна комится он со своим учеником вводит его в мир профессии. Александр Иванович всегда ста рается подчеркнуть, как важно знать основы математики, физи ки, металловедения, как необхо димо постоянно пополнять зна ния в школе, политкружке. В вос питании он использует силу лич ного примера, принцип «Делай — как я». Кропотливый труд наставника, тесная связь с семьей подростка помощь общественных организа- ций дают свои положительные ре зультаты. Ежегодно наставник Евсюков готовит несколько от- личных слесарей-модельщиков, де- лает все, чтобы из его учеников выросли хорошие люди, патриоты родного завода. Среди бывших воспитанников Александра Ива новича слесарь, ударник коммупи- стического труда Александр Бу- раков, награжденный Знаком ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пя- тилетки». Александр руководит комсомольско - молодежной бри гадой, которая работает на одном участке с бригадой, где бригади ром его наставник. На заводе изучается, обобщает ся и внедряется передовой опыт работы лучших наставников, при меняются и разные формы воспи тания молодежи и подростков Особое внимание уделяется про- паганде революционных, боевых к трудовых традиций коллектива, для чего используется музей ис- тории завода, книга по истории завода, выпущенная к 75-летиіс предприятия. Молодежь воспиты вается на примерах тех, кто про- 'пел путь от подростков до знат ного рабочего. Это доменщик, ка- валер ордена Ленина, делегат XXII съезда КПСС Александр Иванович Яценко, труболитейщик Герой Социалистического Труда депутат областного Совета народ- ных депутатов Василий Павлович Саунин, кавалер трех орденов Борис Яковлевич Ипатов и дру- гие. Лозунг «Люби свой цех, бе реги его честь, умножай славу добрыми делами» — всегда перед глазами молодежи. Работа с подростками и моло дежью проводится не только р цехах, на участках, но и по месту жительства. Около 750 юношей и девушек занимаются в спортив ных секциях, более 200—в круж- ках художественной самодеятель ности и кружках технического творчества. Говоря сегодня о каких-то по- ложительных результатах работы общественных организации наше го завода по воспитанию подрас*- тающего поколения, мы, естест венно, не можем забывать и о тех задачах, которые стоят перед па- ми в деле предупреждения право- нарушений среди подростков и молодежи. Мы видим также свои задачи и в том, чтобы еще больше активи- зиро-вать работу с «трудными» подростками, состоящими на уче те в инспекции по делам песовер шеннолетних. Над этими и дру гими задачами предстоит еще много работать партийной, проф союзной и комсомольской органн зациям нашего завода. В. козлов, зам. секретаря комитета комсо мола. 17 санитарных дружин приняли участие в соревнованиях, прово- димых Правобережным районным комитетом общества Красного Креста. Соревнования проходили по пяти видам: в «очагах» ядер- ного, химического, бактериологи- в соревнованиях участвовал сани тарный пост из четырех- человек. Командир санитарной дружины Г. Ф. Жигулина, политрук дружи ны Н. Ф. Петрашова, санитарный пост возглавляла Л. И. Кузнецо ва. И снова первое место ческого поражений, оказание пер вой медицинской помощи «пора- женным», погрузка на транспорт и эвакуация пострадавших, рабо та санитарных дружин в стацио- нарных лечебных учреждениях. Наша санитарная дружина сос тояла из 24 человек. Кроме этого. Наша дружина во всех видах соревнований показала отличные знания и завоевала первое место, за что награждена Почетной гра мотой райкома общества Красно го Креста и кубком. С. о ж и г о в , начальник штаба ГО. Н а і ѵ і о т в е ч а ю т Статья «Чья колокольня вы ше», напечатанная в газете «За чугун» от 11 апрсля 1979 года, была обсуждена на производст- венном совещании учителей сред ней школы № 41 19 апреля 1979 года. Факты, изложенные в ста- тье, имели место. Критика призна на, в основном, правильной. По ступок учительницы Егуповой Ж- С. учителями осѵжден. А. КУЗНЕЦОВ, директор школы. В. ГАЛКИНА, секретарь парторганизации. Л. УЛАНОВА, председатель мссткома. Мир гпвоих увлёчсний Связь С 276 странами Разговор этот произошел в заводской типографии. — Хочешь, — говорит заве- дующий типографией И. А. Коробейников, — я познаком лю тебя с интересным челове- ком — радиолюбителем, на- чальником участка ЦЛАМ Г. Н. Носко. Безусловно, кому не интересно познакомиться с людьми, которые имеют хобби. И вот мы в квартире Генна- дия, в его любительской ради- останции. Кстати заметить, почти вся она сконструирована и смонтирована самим Генна- дием. Вся стена под радио- станцией увешена дипломами разных стран. Геннадий улы бается: «Это только часть, а всего их у меня около 50 штук». — Увлечение это у меня за родилось почти в 16 лет, — рассказывает Геннадий. Зани мались с^аршне товарищи, де- лали все сами. Вот и я увлек ся. В 1958 году получил офи- циальное разрешение выходить в эфир, был получен позывной связи. На вопрос, что дает ему такое увлечение, Геннадий ответил, что многое. — В эфире встречаешься с разными людьми со всех кон- тинентов. Говоришь и уже по голосу понимаешь, с кем име- ешь дело: новичком или асом эфира, даже характер его чув ствуешь — вспыльчивый, бала- гур, уравновешенный или вдумчивый. Если интересны друг для друга, обмениваемся радиолюбительскими карточ ками. Геннадий достал не сколько таких карточек. — Вот карточка от короля Иордании Хусейна, — рас сказывает радиолюбитель, — это вот от принца Саудовской Аравии, это от короля Непала, а это вот от падре из Ватика на. Отмечу, что таких обменных радиокарточек у Геннадия бо лее одиннадцати тысяч. В от- личие от других радиолюбите- лей, Геннадий работает не с ключом, а с микрофоном, что дает большое преимущество — услышать живой голое намно го приятнее, чем радиосигна- лы. Почти все радиолюбители говорят на английском языке, но, как отметил любитель эфи ра, многие радиолюбители из социалистческих стран уже вы- ходят в эфир на русском язы-' ке. Геннадий достает еще объ емистую папку с визитными карточками. — Понимаешь, — продолжа- ет он разговор, — выход в эфир, обмеи карточками — это еще не все в нашем деле. Ведь за каждой карточкой скрывается человек, его стра на. Получив такую открытку, ты уже по изображению на ней уголка природы, моря, го рода или других достоприме чательностей местности, где живет твой товарищ по эфиру, понемногу узнаешь мир. И он, пожалуй, прав, вс- Геннадий поддерживает с 276 странами всех континеп- тов. А если учесть, что г. одиннадцать тысяч радиолюби- тельских карточек получены из разных городов и селений, то можно представить, как это интересно. Только одно обще- ние с этими красочными кар точками приносит огромней- шее удовольствие, — это я ощутил на себе, а тут еще разговор с живым человеком. Согласитесь, кому было бы не интересно поговорить, напри- мер, с Юрием Сенкевичем, ког да он был в плавании на ин- тернациональной лодке «Тиг- рис». И вот такое удовольст вие имел Геннадий. Кстати, у него хранится фотоснимок, где Юрий Сенкевич сфотографи- рован на лодке с группой эки пажа. Одним из интереснейших и труднейших радиосвязей лю бители эфира считают свя заться с антиподом. Если он устаноБлт такую связь, то счи- тает для себя большой побе- дой. Так вот, такая е-зязь у - Геннадия установлена. Его а типод находится на Фолкле. дских островах. С ним он име- ет двухстороннюю связь. А од нажды Геннадию посчастливи лось в один вечер поговорить с Южным и Северным полю сами, с советскими станциями «СП-19» и «Восток» в Антарк- тиде. Радиолюбителям известно, что радиомир разделен на 40 условных зон земного шара. И Геннадий установил со все- ми радиосвязь, за что получил почетный Диплом «ВАЗ» — мечту всех радиолюбителей. Кандидат в мастера спорта, Геннадий участвовал во мно гих международных соревно ваниях. Он награжден дипло- мом «За мирный табор» из Че- хословакии. За работу со все- ми территориями Тихогс на новозеландцы также і ДИЛИ Геннадия Дипломом. . „ ботал радиолюбитель со всеми странами Азии и Азиатског континента, за что японцы на градили его Дипломом. Однажды страстный покло' НИК эфира получил карточку за подписью президента радио- любительского фрЦнцузского клуба «Вы мой первый даль невосточный корреспондент в 19-й зоне. С 1933 года у нас не было микрофонной связи с этим районом». (Это в то вре мя, когда Геннадий Носко ра ботая во Владивостоке). О радиолюбителе Г. Н. Нос ко можно рассказывать и рас- сказывать, но уже из сказан- ного нужно сделать вывод, что увлечение его не только прекрасное, но и полезное. п. мысин. На снимке: радиолюбитель Г. Носко проводит очередной сеанс работы в эфире. Фото автора. Липецк, типография з-да «Свободный сокол», 7-2-40. АДРЕС РЕДАКЦИИ: Липецк-7, здание парткома Редактор П. ПОЛЛНСКИА. АЭ 93418. э-да «Свободный сокол>. Телефоны: 73-43, 73-44. Зак. № 738, ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz