За чугун. 1979 г. (г. Липецк)

За чугун. 1979 г. (г. Липецк)

ЗА ЧУГУН 25 апреля 1979 г.. № 32(2496) РОЖДЕННЫЙ ТРИЖДЫ ПОМОЩЬ ШЕФОВ Послевоенная история ны- нешнего труболитейного цеха № 1 начиналась трудно. Еще В ноябре 1941 года в связи с усложнением военной обста­ новки цех был частью эвакуи- рован, частью демонтирован. Но чуть только «просветлело» на фронте, как было принято решение восстановить кару­ сельный цех. И вот В апреле 1942 года ценой огромных усилий людей, В предельно короткий срок он снова подготовлен к пуску. _ Но фронт придвинулся ближе; немцы заняли Воронеж, а сю­ да, на территорию завода, фа- шистские самолеты начали сбрасывать бомбы и обстрели- вать производственные здания из крупнокалиберных пулеме- тов. По приказу наркома на­ чалась вторичная эвакуация. Пока отгремела война, пока удалось собрать в кучу часть уцелевшего оборудования для карусельного трубопроизводст­ ва после второй эвакуации ми­ нуло пять долгих, неизмеримо трудных лет. И когда летом 1947 года, наконец, появилась частично реальная возмож­ ность начать восстановитель- ные работы, корпуса бывшаго карусельного цеха оказались в крайнем запустении. Близко к облупленным, ме- стами рухнувшим стенам его, придвинулись ставшие здесь привычными седые заросли по­ лыни, буйной лебеды, цепкого репейника... В пустых и чер- ных глазницах окон завывали голосистые сквозняки. Ворко- вание голубей гулко прокаты­ валось по всем просторный закоулкам огромного здания. Даже пугливых зайцев виде- ли там, где до войны шквор- чал угрожающе ослепительно- жидкий чугун, позванивали готовые трубы, хлопотали лю­ ди... Висели подгнившие дере­ вянные балки и перекрытия, светилась дырявая крыша, а, взглянув на опоры и другие несущие конструкции, можно было легко убедиться в их не­ надежности. Только паукам было спокойно в давно обжи- тых, сумрачных углах, кото­ рые, не дожидаясь вечера, уже кутались в потемки... Но людей не испугал объем предстоящих работ. Восстано- вление цеха начинали с мало­ го — ведь трудно было не только с тем, из чего строить, но и с тем, кому строить. Ос­ новные же работы начнутся потом, в 1949 году. Оборудо- вание и оснастку собирали по частям, с трудом изыскивая материальные средства для строительства и монтажа уни- кального оборудования. Значительную помощь в вос- становлении цеха оказывая тогда инженер Д. Д. Букинич, работавший в отделе оборудо­ вания по комплектации техно- логического оборудования. Он в условиях совершенно нео- бычных и тяжелых показал большие организаторские спо­ собности, сумев обеспечить опоками и другим технологи­ ческий оборудованием восста- новительные работы цеха. Его коллега М. П. Бурлов тоже был незаменимым организато- ром поставок строящемуся це­ ху электрического оборудова­ ния и кабельной продукции. Кстати, для монтажа электро- коммуникаций требовалось приобрести добрую сотню ки- лометров проводниковой и кабельной продукции. Сейчас у нас могут вызвать улыбку «пробивные» способ­ ности людей, но тогда ответст- венным за материальное обес- печение восстановления кару­ сельного цеха было не до иро- нических улыбок: страна жда­ ла труб, и человек, способ­ ный оперативно и законным путем доставить на завод ну­ жную деталь или машину. был, что называется, на вес золота. Четырнадцать строительно- монтажных организаций нас­ читывалось в горячую пору на восстановлении. Все отлично понимали огромную важность восстановления труболитейно­ го производства, поэтому ини- циатива людей не требовала «подзарядки». Несмотря на мирный характер своего тру­ да, они работали так, как и воевали, — по-фронтовому. А сделать предстояло мно­ гое, очень многое. Достаточно назвать такую цифру: для пу­ ска цеха предстояло устано­ вить 600 единиц узлового обо­ рудования. Все восстановительные рабо­ ты велись по проекту Гипро- стали, по которому цех и был выстроен впервые. Однако де- ло осложнялось тем, что все архивные документы бессле- дно исчезли в дорожной суто- локе войны. И теперь для мон­ тажа и установки любого ме­ ханизма требовалось истинное творчество и рабочих, и руко­ водителей, так как проект — проектом, а «привязка» его к местным условиям — совсем другое дело. Неоценимой в таком поло- жении оказалась помощь ве- ■дущих специалистов завода — главного инженера С. Д. Ка- менштейна, главного механика П. Н. Ноготкова и помощника начальника карусельного цеха по оборудованию В. И. Иван­ никова. Эти люди были участ­ никами первого 'строительства цеха и, к тому же, отличались цепкой памятью, обладали не- исчерпаемым запасом талант- ливых инженерных идей. Порой, а это случалось сплошь, было так. Вспомина­ ли нужный механизм, который не удалось найти, делали его черновой эскиз по памяти, проектный отдел готовил чер­ тежи, а по ним, уже в мест- ных условиях, производили на свет детали и узлы. Тем са- мым строительство ускорялось. Каких это сил стоило уча- стникам восстановления, как и количество бессонных ночей над чертежами, а то и просто листками бумаги, с каранда- шом в руках, теперь опреде- лить трудно. Да и не это гла­ вное. А главным все считали быстрейший ввод в строй ка­ русельного цеха. Невозможно оценить сегод­ ня беспримерный трудовой по- двиг тех, на чьих плечах, чьим умом и сердцем решение важ- нейшей государственной зада­ чи продвигалось к своему за- вершению. Но память людей, сохранившиеся документы точ­ но называют их имена. Это Электрик цеха М. Б. Кузовлев, старший Электрик Д. Г. Яхон- тов, слесарь И. И. Бессонов, мастер подъемно - транспорт- ных механизмов И. Ф. Тата- ренко, мастер электрического хозяйства С. С. Покидов, ме- ханик М. Г. Мокроусов, стар­ ший мастер Е. С. Богомаз, слесарь - сантехник А. И. Алексеев, начальник цеха И. В. Титов и многие многие дру­ гие. Сейчас вот, сидя за столом, я беседую'с ветеранами труда С. Д. Каменштейном, В. И. Йванниковым и бывшим глав­ ным инженером отдела капи- тального строительства завода А. И. Новоселовым. Пожилые люди. Много видевшие, много сдѳнавшие для завода. И еще — хорошо помцящие этапы становления труболитейного цеха № 1, цеха высокой куль­ туры, одного из самых высо- копроизводительных цехов в мире в области скоростной от­ ливки труб. Вспоминая, мои почетные со- беседники возвращаются опять к военному времени. И это не случайно. Они видят в нем важную точку отсчета ис- тории славного трудового кол­ лектива, где оставлена части­ ца их самих, испытано мно­ жество переживаний и волне- ний за судьбу цеха. ...Завод эвакуирован. Но здесь день- и ночь трудятся для фронта, для победы три­ ста человек. Умственный и фи­ зический труд не имел четких граней: все вносили максима­ льный вклад в разгром фаши- стских захватчиков. Работала электростанция, парокотель­ ная, железнодорожный • и фа­ соннолитейный цехи. В переры- вах между сменами мужчинам по обыкновению полагалось нести дозорную вахту по тер- ритории завода. А из ворот завода одна за другой выезжали машины, груженые противотанковыми «ежами», минометами, окоп­ ными печами, пищеварными котлами и другими атрибута­ ми фронтовой жизни. Даже финские ножи делали. На столе лежит темно-виш­ невая папка в синем перепле- те. Ее возраст — тридцать лет. Это архивный документ— акт о приемке труболитейного карусельного цеха № 1 Липец- кого металлургического заво­ да «Свободный сокол» 31 де­ кабря 1949 года в эксплуата- цию. Шесть из восьми карусе­ лей были признаны комиссией Министерства металлургиче­ ской промышленности и Мини­ стерства строительства пред- приятий тяжелой индустрии СССР готовыми к производст­ ву чугунных водопроводных труб диамётром от 100 до 450 миллиметров, длиной 4 метра. Проектная мощность опреде- лена от 100 до 115 тысяч тонн труб в год. Частично же от­ ливка труб карусельный спо- собом начата была уже в ав- густе 1949 года. Выходит, что сложные восстановительные работы велись полтора года. И вот — пуск цеха. Эту да­ ту праздновали не только со- кольские металлурги. Восста- новление карусельного цеха, за исключением монтажа тех- нологического оборудования, было делом рук генподрядчи­ ка — треста «Липецкстрой» (управляющий В. А. Зимин, начальник строительно - мон- тажного управления № 3 А. Г. Пальтов) и его субподрядчи- ков: «Центрэлектромонтажа», «Промвентиляции», «Союз- спецстроя», «Сталькоиструк- ции», «Союзтеплостроя», «Со- юзтермоизоляции», где началь­ никами действующих участ- ков были соответствепно Ю. С. Брейдо, И. М. Попов, С. И. Вейцер, М. П. Попов, В. Н. Попереля, Майофис. Примечательно, что восста- новление нс стало прямым ко- пированцем старого проекта, а явилось параллельным процес- сом реконструкции многих тех­ нологически важных участкоп, снижением трудоемкости, по- вышением их производитель­ ной отдачи. В частности, меха­ низирована подача шихты со склада к вагранкам, монтаж вентиляцнонной и отопитель­ ной систем выполнен на болес высоком технической и конст- руктивном уровне, смонтиро­ вана фидерная запитка кару­ селей электрической энергией вместо групповой и т. д. В возрождении труболитей­ ного карусельного цеха № 1 принимали участие почти пол­ торы тысячи специалистов строительства и монтажа. Это их старанию, их бескорыстно­ му стремлению быстрей пост­ роить и сдать в эксплуатацию большой цех, мы обязаны тем, что имеем. А имеем мы после реконструкции и перевода на центробежный способ отливки труб прекрасный, лучший в стране труболитейный цех. Н. АВДОНИН. Конкретную, деловую помощь оказывает коллектив завода под- шефным хозяйствам Задонского района. На базе сектора техни- ческого обучения организованы, ежегодные курсы по подготовке механизаторов для осуществле- пия шефской помощи селу. Уже в этом году управлению .и эксп- луатации сельскохозяйственных машин и инвентаря обучено 39 человек. Сейчас, в горячую пору подго­ товки техники к весенне-полевым работам около ста посланцев за­ вода участвуют в ремонте трак- торов, сеялок, плугов и борон, а с началом пахоты и сева они са­ ми поведут агрегаты в поле. В разгар весенне-полевых ра­ бот в колхозах и совхозах Задон­ ского района будут трудиться 160 сокольских механизаторов. Это число утверждено приказом по заводу об оказании шефской по­ мощи селу в 1979 году. С под­ шефными хозяйствами поддержи- *і-вается постоянная телефонная связь, и по мере необходимости -іиз цехов и отделов завода — направляются механизаторы, ди тех, кто совсем недавно отпра­ вился помогать сельчанам, — за­ ливщики - труболитейщики труб- цеха № 1 отец и сын Борзаковы, представители этого же коллекти­ ва Электрик С. А. Зубков, элект- росварщик А. Д. Меркулов, ка­ менщики чугунолитейного цеха В. В. Богомолов, И. И, Яськов и многие другие. В совхозах «Ульяновский», «Владимирский», «Тихий Дон», «Хмеленецкий»>, а также колхозах имени Ленина, Орджоникидзе, «Красный путь» и других хозяй- ствах Задонского района (всего 13 колхозов и совхозов) добросо- вестно трудятся сокольские ме­ таллурги, которые вносят боль­ шой вклад в обеспечение заклад­ ки нового урожая. Н. МИТРОФАНОВ. Подготовка к навигации Отдыхая на реке, основная мас­ са судоводителей - любителей, приписанная к базе-стоянке заво­ да «Свободный сокол», выполня- ет предъявляемые к ним требова- ния со стороны навигационно- технической инспекции по мало- мерному флоту. Это результат воспитательной работы совета и администрации базы-стоянки. По результатам навигации ми- нувшего года среди баз-стоянок маломерного флота города Ли­ пецка сокольские судоводители заняли третье место. Однако в прошлом году не обошлось без иарушений правил плавания. Сре­ ди владельцев моторных лодок, стояших на базе-стоянке «Сво­ бодный сокрл», было зафиксиро­ вано 11 случаев нарушений, по которым инспекция принимала со- ответствующие меры воздействия. Анализ нарушений и аварий- ных происшествии показывает, что они происходят по вине судо- водителей-любителей, не выпол- няюших нормативно-технических требований, регламентирующих режим плавания маломерных су- дов.Поэтому Липецкая навигаци- онно - техническая инспекция по маломерному флоту заблаговре­ менно проводит обязательную пе- риодическую (один раз в три го­ да) проверку знаний судоводите­ лей - любителей, у которых в этом году истекает срок действия удостоверения на право управле­ ния маломерным судном. Судоводителям, не продлившим срок действия удостоверения, в предстоящую навигацию выхсд в плавание запрещается. В. КВИТКО, начальник Липецкой НТИ по маломерному флоту. Н о в о с т и З а б о т а о трудящихся Большую заботу проявляют завком профсоюза и дирекция за­ вода об отдыхе трудящихся. Еже­ годно из фондов социального страхования и соцкультбыта па приобретение путевок в санато- рин, дома отдыха и турбазы рас­ ходуется более 100 тысяч рублей. В этом году в различных здрав- ницах страны, а также за рубе- жом проведут свои -отпуска свы­ ше 1000 рабочих, инженерно-тех- ннческих работников, служащих и их детей. С начала года уже отдохнули и поправили свое здоровье, про- должают отдыхать в санаториях траны 134 человека, в домах от­ дыха, пансионатах и турбазах— более 100 металлургов. Путевки выданы всего лишь за триді процентную стоимость, а ( 20 сокольцев отдыхали по платным путевкам. Среди них ветеран войны и трудд. рабочая фасоннолитейного цеха Н. С. По­ пкова, старший рабочий электро­ цеха И. Е. Гудилин, крановщица трубцеха № 2 А. Ф. Мещерякова и другие. Решен вопрос и о стационар- ном заводском доме отдыха. Уже составлена проектная документа- ция. Сметная стоимость завод­ ского дома отдыха свыше двух миллионов рублей. Заводская здравница будет расположена на живописном берегу реки Воронеж в районе с. Горицы. Очередной выпуск Вот уже несколько лет при за­ водском комитета ДОСААФ су- ществуют курсы по подготовке автомотолюбителей. Ежегодно их заканчивают свыше 150 человек. Большинство из шіх сокольские металлурги. В текущей году уже состоялось два выпуска. Удостоверение мо­ тоциклиста или шофера-любителя получили 82 человека. Среди тех. кто получил водительские права, много работников завода: кладо­ вщица литейного цеха ковкого чугуна А. Н. Приходько, началь- пик ЦЛАМ П. И. Инютин, на­ чальник участка модельно-инстру- ментального цеха В. К. Лунин. На днях приступили к заняти-‘ ям еще свыше 60 автомотолюбп- телей. П. ЛАВРЕНТЬЕВ. б л а г о у с т р о и т ь * у л и ц у На территории заводского жи­ лого района есть улица Репина, которая недавно была газифици­ рована, и естественно, тротуар и дорога на улице оказались части­ чно разрушенными. Следователь- но, администрации завода и ЖКО надо отремонтировать эту дорогу и тротуар, чтобы жители домов улицы могли впоследствии под­ держивать улицу в хорошем са- нитарном состоянии. А. ГОЛЬЦОВ, общественный санитарный инспектор. Липецк, типография з-да «Свободный сокол», 7-2-40. АДРЕС РЕДАКЦИИ: Липецк-7, здание парткома Редактор П. ПОЛЯНСКИХ. АЭ 93336. з-да «Свободный сокол». Телефоны: 73-43, 73-44, Зак. № 640.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz