За чугун. 1979 г. (г. Липецк)

За чугун. 1979 г. (г. Липецк)

ЗА ЧУГУН 28 ноября 1979 г., № 91 (2555) ш и т ш іівтогнтЕТіі Каждому пропагандисту партия поручает высокую миссию—гово­ рить от своего имени, нести пар- тийное слово в массы. Поэтому подбору пропагандистских кад- ров у нас на заводе придается первостепенное значение. Недав­ но наш корреспондент побывал на двух занятиях кружка комсо- мольского политпросвещения «Мо­ лодежи — о партии» В труболи- тейном цехе № 1 у пропагандиста Александра Гостеева. Сегодня он делится своими впечатлениями, высказывает некоторые сообра- .жения о методике проведення за- нятий. Сказать откровенно, первое за- нятие, свидетелем которого я был, у -Александра Гостеева не полу­ чилось, Учитывая положитель­ ный опыт его пропагандистской работы, склоиен посчитать это случайностью, так как Александр по профессии конструктор, а в последнее время замещает в цехе старшего мастера по ремонту гру- зоподъемных механизмов — дело для него новое, и поэтому, как говорят, хлопот — полон рот. Вот и в этот раз Александр не смог даже вовремя попасть к на­ чалу занятий — решал неотлож­ ный вопрос. Далее, на мой взгляд, пропа- гандист совершил ошибку. Приз­ навшись слушателям, что слабо подготовлен к занятиям, он по­ пытался все же раскрыть слож­ ную тему — «Мораль и ее роль в обществе». В этом случае пере- нос занятия на другое время был бы более благоприятным для ав­ торитета руководителя, нежели разговор экспромтом. Естествен­ но, из затеи ничего не вышло. Да и могут ли общеизвестные исти­ ны, упрощенные понятия явлений нашей действительности заинтере­ совать совре.менную молодежь? Отсюда и реакция комсомольцев: в тетрадях записей почти не дела- лоеь, прослушивание лекции ста­ ло данью вежливости, проявлени- ем человеческого такта кружков- цев, хорошо понимавших нелов­ кое положение руководителя. Не прошло и пятнадцати ми- нут, как пропагандист понял не­ обходимость прекратить занятие, что и сделал. Затем он посчитал нужным дать задание на дом: за­ конспектировать речь В. И. Лени­ на на ПІ съезде комсомола. Од­ нако и здесь А. Гостеев не поза­ ботился о том, чтобы все слушате­ ли записали задание в тетради и взяли их домой. Перед уходом комсомольцы сложили конспекты в стопку на столе пропагандиста. Уже по одному этому можно бы­ ло догадаться о качество буду- щих работ. Мы уже говорили, что это заня­ тие у Александра получилось, как никогда, неудачный. А вообще-то в цехе о пропагандистской работе молодого инженера отзываются весьма лестно. Думаю, заслужен­ но. Даже при своей неподготов­ ленности он все же пользовался каким-то душевным расположе- нием слушателей, имел с ними незримый дружеский контакт. От этого, конечно, негативный эф- фект неудачи становится гораздо меньше. Что все перечисленное выше — не просто мои догадки, говорит и постоянно хорошая по- сещаемость занятий членами кру­ жка. Следующее занятие у комсомо­ льцев труболитейного цеха № 1 состоялось через неделю. Как и следовало ожидать, прошло оно несравненно лучше. Изложение материала пропагандистом было более аргументированный, вернее построено методически. Правда, о домашней задании руководитель кружка не счел нужным вспоми­ нать совсем. Возможно, он и прав. Лишний конфуз пользе де- ла наверняка не послужит. Оценив положительно это за­ нятие, следует все же сказать о неудачных его местах, повторив- ших прошлый урок. Прежде все­ го, это отсутствие примеров из жизни коллектива, которые бы дали наглядную картину жизнен­ ной верности теоретических вы- кладок, помогли бы слушателям лучше усвоить материал. Можно упрекнуть А. Гостеева и в чрез- мерном увлечении самим процес- сом пзложения, обильной цитн- ровании выдержек из книги. В это время, естественно, руководи­ тель почти совсем «отключается» от живого участня в преподава- тельском процессе, переетает чув­ ствовать реакцию аудитории на свою речь, Так, пропдгандист не заметил даже снижения активно­ сти слушателей, их невниматель­ ность — то есть, то, что своднт на нет все его старапия. Тот, кто радеет только за га­ лочку о проведенном мероПрия- тии, может сказать: хорошо, мол, что человек набрался хоть смело- сти выйти один на одни с любо­ знательной аудиторией — и на том спасибо, мужественный това- рищ.., Ан, нет. В наше время роль пропагандиста высока как никог­ да. И нельзя допускать, если к столу руководителя шКолы, круж­ ка или семинара станет человек, далекий от поиимання ключевых концепций партийного и советс- кого строительства, не могущий из-за низкой эрудицин или отсут- ствия педагогических способнос­ тей стать проводником коммуни- стических идей. Конечно, сказан­ ное ни в коей мере не относится к А. Гостееву, слабым местом ко­ торого в пропагандистской работе является только его недостаточ­ ный опыт, а остальное все имеет- ся. Все это говорится для того, чтобы понять, как важно завла- деть Вниманием слушателей, за­ служить настоящий пропагандист­ ский авторитет, как важно доро­ жить мнением людей. Последнее из-за всеВозможных просчетов пропагандиста не может быть в его пользу. А, значит, есть насто­ ятельная необходимость постоян­ но совершенствовать методику преПодавания, изучать психоло гические особенности общения с аудиторией. Нельзя допустить, на пример, чтобы пропагандист не видел закрытых тетрадей, безу- частного вида слушателей, ирони- ческого их отношения к себе. В этом случае в жертву приносится не только его авторитет, но и большое, полезное дело: полити­ ческое и экономическое образова- ние трудящихся. Н. АВДОНИН. „ПРЕСТОЛЬНЫЕ" ПРАЗДНИКИ, ИХВОЭНИКНОВЕНИЕ В пашей стране имеется немало хороших народных праздников и среди них — местные: «Проводы русской зимы», «Дни чествования передовиков производства», «День урожая», «Дни культуры и искус­ ства» и т. д. Они являются торжеством свободного труда, днями культурного отдыха, разу- мных развлечений. Но бытуют еще среди населения и так назы­ ваемые «престольные» праздники. Когда у веруюшнх, не говоря уже об остальной части населе­ ния, спрашивают, что же такое «престольные» праздники, то ред- ко кто из них даст мало-мальски вразумительный ответ. В самом деле, а как же все-таки возникли эти «престольные» праздники, в чем их сущность? Для этого нам необходимо сделать экскурс в да­ лекое прошлое нашей Родины. В то далекое время, когда Русь состояла из многих разрозненных княжеств, правящая верхушка: князья, бояре, духовенство и их прислужники для подкрепления своей власти стремились обзавес­ тись «святыми угодниками», кото­ рые бы считались «небесными по­ кровителями» их княжеств и вот- чин. Задавленный нищетой, про- изволом и бесправием крепостным крестьянам внушалось, ч т о власть, привелегии князя или бо­ ярина охраняются специальными «святыми», поэтому любое проти- водействие этой власти считалось не что иное, как попытка воспро­ тивиться «воле бога». Позднее, наряду с общепринятыми релнги- ознымн праздниками «пасхой». «рождеством», «крешением», «тро­ ицей» и другими, возникли свои местные праздники. Каждый при- ход стал иметь своих местиых «святых» и «богородиц». В церквах устанавливались иконы с их изо- бражение.ч, считалось, что здесь их земной «престол». Духовенст­ во поучало верующих, что эти «святые» лучше других поиимают нужды населения данного прихо­ да, данной округи. Поэтому лю­ ди должны особенно чтить своих «святых», всячески угождать им, справлять в их честь торжества-* «престольные праздники». Так во­ зникли праздники: «Михайлов день», «иван богуслов», «Покров», «казанское», «дМйтриеа- день» и сотни других «престолЬных» праздников. В дни таких праздников в мест- ных церквах совершались пыш­ ные богослужения, верующим внушалось всесилие бога. Свя- ■щеннослужители в своих пропо- ведях усиленно утверждали, что только верой в бога, повиновени- ем всевышнему, его посланцам на земле люди могут облегчить свое земное существование. Духовенс­ тво проповедовало, что рай будет там, на небесах, а на земле они временные люди, и должны нести кару небесную за свои прогреше- пия. В праздниках в честь местиых «святых» церковь нашла одно из средств своего обргашення. После праздннчных богослуженйй духо­ венство обходило дома верующих и принимало от них приношения: яйца, кур, зерно, деньги. И неред- ко за «святым» отцом тянулся це лый обоз таких приношений. Ему то «святой покровитель» действи тельно помогал. Во время «престольных» празд ников всякий труд считался «тя жким грехом». А ведь многие из них приходились на самое горя чее время, когда именно «день — год кормит»: посевную, убороч­ ную страду, сенокос... В- нашей стране исчезли клас совые корни религии, огромные успехи нашего созидательного труда воочию показывают, что советские люди прекрасно обхо­ дятся и без «святых покровите лей», и успешно строят свою жизнь. Однако в силу традиции, унас ледованной от прошлых поколе- ний, некОторьіе «престольные: праздники еще сохранились в па мяти и быту оТдельнЫх советских людей. Бытуют они и в нашей ок руге. Вот хотя бы осенние «прес тольные» праздники. В Ситовке отмечают «дмитриев день», здесь на Соколе, «казанское», в Ссел ках «Михайлов день», в Введенке и Желтовке «Кузьма демьяна» : т. д. Празднование «престольных праздников не носит массового характера. С каждым годом та кпх «торжеств» становится все меньше и меньше. И педалек ТЬт день, когда все советские люди будут праздновать только наши советские праздники. справлять народные обряды и ритуалы. п. мысин, лектор-атеист ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ДОЛЖНА ^ БЫТЬ ПОДНЯТА НА БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ КАЧЕ­ СТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ, ОТВЕЧАЮЩИЙ ТРЕ- БОВАНИЯМ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА, НО- ВЫМ ЗАДАЧАМ КОММУНИСТИЧЕС КО ГО СТРОИТЕЛЬСТВА. • (Из постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитатель­ ной работы».) 4 года ведет занятия в школе основ марксизма-ленинизма первого трубцеха один из лучших пропагандистов завода, мастер по ремон­ ту центробежных машин Петр Михайлович Стюфляев. В этом че- ловеке на редкбсть удачно переплелись черты организатора и воспи­ тателя, умелого пропагандиста. В прошлом году слушатели изуча­ ли курс «Конституция развитого социализма», в текущем — присту­ пили к изучению курса «Учение, преобразующее мир». С начала но­ вого учебного года уже проведено четыре занятия, два из которых посвящены изучению гениального произведения К. Л\аркса и Ф. Энгельса «Манифест коммунистической партии». Опыт работы пропагандиста П. М. Стюфляева по личному твор­ ческому плану широко изучался в системе партийно-политического просвещения завода. НА СНИ.ААКЕ: пропагандист П. М. Стюфляев готовится к оче­ редному занятию. Фото с. ПАВЛЕНКО. ЛЕКЦИИ В ЦЕХАХ В своем докладе на Всесоюз- ном совешании идеологическпх работников член Политбюро ЦК КПСС тов. Суслов М. А. отвел большое место не только всей нашей пропаганде в целом, но и каждому ее звену, в том числе— устной политической агитации и пропаганде как важному инстру­ менту политическбго воспитания масс. Выводы и положения этого доклада стали основополагающи­ ми в лекционной работе заводс­ кой организации общества «Зна- ние». В ноябре этого года на заводе было прочитано 20 лекций на разнообразные темы. По две лек­ ции прочитаны в этом месяце в трубцехе I. чугунолитейной, же- лезнодорожном и других цехах. С большим интересом была про­ читана лекция в трубцехе № 1 лектором В. П. Антоновой, пенси- онером, доцентом кафедры исто- рии ЛПИ, кандидатом историче- ских наук на тему: «Идеологиче­ ская борьба на современном эта- пе». В коллективе литейного це.іЕ5 ковкого чугуна была прочитана лекция «О международной поло- жении» В. И. Марковым, доцен­ том кафедры научного коммуниз­ ма финансово - экономического института, кандидатом историче- ких наук. Рабочие прослушали лекцию с большим вниманием, после ее окончания были заданы вопросы. На них лектором Дзяы исчерпывающие ответы. Рабочйе попросили лектора .чтобы он про- читал еще несколько лекций. Р. БОРОДИНА. АДРЕС РЕДАКЦИИ; Липецк-7, здание парткома з-да «Свободный сокол». Телефоны: 73—43, 73-44. | Редактор П. ПОЛЯНСКИХ. АЭ 91940. Липецк, типография з-да «Свободны» сокол». 7-2-40. тир. 1600 эка. Зак. 1490,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz