За чугун. 1979 г. (г. Липецк)
ЗА ЧУГУН 28 ноября 1979 г., № 91 (2555) ш и т ш іівтогнтЕТіі Каждому пропагандисту партия поручает высокую миссию—гово рить от своего имени, нести пар- тийное слово в массы. Поэтому подбору пропагандистских кад- ров у нас на заводе придается первостепенное значение. Недав но наш корреспондент побывал на двух занятиях кружка комсо- мольского политпросвещения «Мо лодежи — о партии» В труболи- тейном цехе № 1 у пропагандиста Александра Гостеева. Сегодня он делится своими впечатлениями, высказывает некоторые сообра- .жения о методике проведення за- нятий. Сказать откровенно, первое за- нятие, свидетелем которого я был, у -Александра Гостеева не полу чилось, Учитывая положитель ный опыт его пропагандистской работы, склоиен посчитать это случайностью, так как Александр по профессии конструктор, а в последнее время замещает в цехе старшего мастера по ремонту гру- зоподъемных механизмов — дело для него новое, и поэтому, как говорят, хлопот — полон рот. Вот и в этот раз Александр не смог даже вовремя попасть к на чалу занятий — решал неотлож ный вопрос. Далее, на мой взгляд, пропа- гандист совершил ошибку. Приз навшись слушателям, что слабо подготовлен к занятиям, он по пытался все же раскрыть слож ную тему — «Мораль и ее роль в обществе». В этом случае пере- нос занятия на другое время был бы более благоприятным для ав торитета руководителя, нежели разговор экспромтом. Естествен но, из затеи ничего не вышло. Да и могут ли общеизвестные исти ны, упрощенные понятия явлений нашей действительности заинтере совать совре.менную молодежь? Отсюда и реакция комсомольцев: в тетрадях записей почти не дела- лоеь, прослушивание лекции ста ло данью вежливости, проявлени- ем человеческого такта кружков- цев, хорошо понимавших нелов кое положение руководителя. Не прошло и пятнадцати ми- нут, как пропагандист понял не обходимость прекратить занятие, что и сделал. Затем он посчитал нужным дать задание на дом: за конспектировать речь В. И. Лени на на ПІ съезде комсомола. Од нако и здесь А. Гостеев не поза ботился о том, чтобы все слушате ли записали задание в тетради и взяли их домой. Перед уходом комсомольцы сложили конспекты в стопку на столе пропагандиста. Уже по одному этому можно бы ло догадаться о качество буду- щих работ. Мы уже говорили, что это заня тие у Александра получилось, как никогда, неудачный. А вообще-то в цехе о пропагандистской работе молодого инженера отзываются весьма лестно. Думаю, заслужен но. Даже при своей неподготов ленности он все же пользовался каким-то душевным расположе- нием слушателей, имел с ними незримый дружеский контакт. От этого, конечно, негативный эф- фект неудачи становится гораздо меньше. Что все перечисленное выше — не просто мои догадки, говорит и постоянно хорошая по- сещаемость занятий членами кру жка. Следующее занятие у комсомо льцев труболитейного цеха № 1 состоялось через неделю. Как и следовало ожидать, прошло оно несравненно лучше. Изложение материала пропагандистом было более аргументированный, вернее построено методически. Правда, о домашней задании руководитель кружка не счел нужным вспоми нать совсем. Возможно, он и прав. Лишний конфуз пользе де- ла наверняка не послужит. Оценив положительно это за нятие, следует все же сказать о неудачных его местах, повторив- ших прошлый урок. Прежде все го, это отсутствие примеров из жизни коллектива, которые бы дали наглядную картину жизнен ной верности теоретических вы- кладок, помогли бы слушателям лучше усвоить материал. Можно упрекнуть А. Гостеева и в чрез- мерном увлечении самим процес- сом пзложения, обильной цитн- ровании выдержек из книги. В это время, естественно, руководи тель почти совсем «отключается» от живого участня в преподава- тельском процессе, переетает чув ствовать реакцию аудитории на свою речь, Так, пропдгандист не заметил даже снижения активно сти слушателей, их невниматель ность — то есть, то, что своднт на нет все его старапия. Тот, кто радеет только за га лочку о проведенном мероПрия- тии, может сказать: хорошо, мол, что человек набрался хоть смело- сти выйти один на одни с любо знательной аудиторией — и на том спасибо, мужественный това- рищ.., Ан, нет. В наше время роль пропагандиста высока как никог да. И нельзя допускать, если к столу руководителя шКолы, круж ка или семинара станет человек, далекий от поиимання ключевых концепций партийного и советс- кого строительства, не могущий из-за низкой эрудицин или отсут- ствия педагогических способнос тей стать проводником коммуни- стических идей. Конечно, сказан ное ни в коей мере не относится к А. Гостееву, слабым местом ко торого в пропагандистской работе является только его недостаточ ный опыт, а остальное все имеет- ся. Все это говорится для того, чтобы понять, как важно завла- деть Вниманием слушателей, за служить настоящий пропагандист ский авторитет, как важно доро жить мнением людей. Последнее из-за всеВозможных просчетов пропагандиста не может быть в его пользу. А, значит, есть насто ятельная необходимость постоян но совершенствовать методику преПодавания, изучать психоло гические особенности общения с аудиторией. Нельзя допустить, на пример, чтобы пропагандист не видел закрытых тетрадей, безу- частного вида слушателей, ирони- ческого их отношения к себе. В этом случае в жертву приносится не только его авторитет, но и большое, полезное дело: полити ческое и экономическое образова- ние трудящихся. Н. АВДОНИН. „ПРЕСТОЛЬНЫЕ" ПРАЗДНИКИ, ИХВОЭНИКНОВЕНИЕ В пашей стране имеется немало хороших народных праздников и среди них — местные: «Проводы русской зимы», «Дни чествования передовиков производства», «День урожая», «Дни культуры и искус ства» и т. д. Они являются торжеством свободного труда, днями культурного отдыха, разу- мных развлечений. Но бытуют еще среди населения и так назы ваемые «престольные» праздники. Когда у веруюшнх, не говоря уже об остальной части населе ния, спрашивают, что же такое «престольные» праздники, то ред- ко кто из них даст мало-мальски вразумительный ответ. В самом деле, а как же все-таки возникли эти «престольные» праздники, в чем их сущность? Для этого нам необходимо сделать экскурс в да лекое прошлое нашей Родины. В то далекое время, когда Русь состояла из многих разрозненных княжеств, правящая верхушка: князья, бояре, духовенство и их прислужники для подкрепления своей власти стремились обзавес тись «святыми угодниками», кото рые бы считались «небесными по кровителями» их княжеств и вот- чин. Задавленный нищетой, про- изволом и бесправием крепостным крестьянам внушалось, ч т о власть, привелегии князя или бо ярина охраняются специальными «святыми», поэтому любое проти- водействие этой власти считалось не что иное, как попытка воспро тивиться «воле бога». Позднее, наряду с общепринятыми релнги- ознымн праздниками «пасхой». «рождеством», «крешением», «тро ицей» и другими, возникли свои местные праздники. Каждый при- ход стал иметь своих местиых «святых» и «богородиц». В церквах устанавливались иконы с их изо- бражение.ч, считалось, что здесь их земной «престол». Духовенст во поучало верующих, что эти «святые» лучше других поиимают нужды населения данного прихо да, данной округи. Поэтому лю ди должны особенно чтить своих «святых», всячески угождать им, справлять в их честь торжества-* «престольные праздники». Так во зникли праздники: «Михайлов день», «иван богуслов», «Покров», «казанское», «дМйтриеа- день» и сотни других «престолЬных» праздников. В дни таких праздников в мест- ных церквах совершались пыш ные богослужения, верующим внушалось всесилие бога. Свя- ■щеннослужители в своих пропо- ведях усиленно утверждали, что только верой в бога, повиновени- ем всевышнему, его посланцам на земле люди могут облегчить свое земное существование. Духовенс тво проповедовало, что рай будет там, на небесах, а на земле они временные люди, и должны нести кару небесную за свои прогреше- пия. В праздниках в честь местиых «святых» церковь нашла одно из средств своего обргашення. После праздннчных богослуженйй духо венство обходило дома верующих и принимало от них приношения: яйца, кур, зерно, деньги. И неред- ко за «святым» отцом тянулся це лый обоз таких приношений. Ему то «святой покровитель» действи тельно помогал. Во время «престольных» празд ников всякий труд считался «тя жким грехом». А ведь многие из них приходились на самое горя чее время, когда именно «день — год кормит»: посевную, убороч ную страду, сенокос... В- нашей стране исчезли клас совые корни религии, огромные успехи нашего созидательного труда воочию показывают, что советские люди прекрасно обхо дятся и без «святых покровите лей», и успешно строят свою жизнь. Однако в силу традиции, унас ледованной от прошлых поколе- ний, некОторьіе «престольные: праздники еще сохранились в па мяти и быту оТдельнЫх советских людей. Бытуют они и в нашей ок руге. Вот хотя бы осенние «прес тольные» праздники. В Ситовке отмечают «дмитриев день», здесь на Соколе, «казанское», в Ссел ках «Михайлов день», в Введенке и Желтовке «Кузьма демьяна» : т. д. Празднование «престольных праздников не носит массового характера. С каждым годом та кпх «торжеств» становится все меньше и меньше. И педалек ТЬт день, когда все советские люди будут праздновать только наши советские праздники. справлять народные обряды и ритуалы. п. мысин, лектор-атеист ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ДОЛЖНА ^ БЫТЬ ПОДНЯТА НА БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ КАЧЕ СТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ, ОТВЕЧАЮЩИЙ ТРЕ- БОВАНИЯМ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА, НО- ВЫМ ЗАДАЧАМ КОММУНИСТИЧЕС КО ГО СТРОИТЕЛЬСТВА. • (Из постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитатель ной работы».) 4 года ведет занятия в школе основ марксизма-ленинизма первого трубцеха один из лучших пропагандистов завода, мастер по ремон ту центробежных машин Петр Михайлович Стюфляев. В этом че- ловеке на редкбсть удачно переплелись черты организатора и воспи тателя, умелого пропагандиста. В прошлом году слушатели изуча ли курс «Конституция развитого социализма», в текущем — присту пили к изучению курса «Учение, преобразующее мир». С начала но вого учебного года уже проведено четыре занятия, два из которых посвящены изучению гениального произведения К. Л\аркса и Ф. Энгельса «Манифест коммунистической партии». Опыт работы пропагандиста П. М. Стюфляева по личному твор ческому плану широко изучался в системе партийно-политического просвещения завода. НА СНИ.ААКЕ: пропагандист П. М. Стюфляев готовится к оче редному занятию. Фото с. ПАВЛЕНКО. ЛЕКЦИИ В ЦЕХАХ В своем докладе на Всесоюз- ном совешании идеологическпх работников член Политбюро ЦК КПСС тов. Суслов М. А. отвел большое место не только всей нашей пропаганде в целом, но и каждому ее звену, в том числе— устной политической агитации и пропаганде как важному инстру менту политическбго воспитания масс. Выводы и положения этого доклада стали основополагающи ми в лекционной работе заводс кой организации общества «Зна- ние». В ноябре этого года на заводе было прочитано 20 лекций на разнообразные темы. По две лек ции прочитаны в этом месяце в трубцехе I. чугунолитейной, же- лезнодорожном и других цехах. С большим интересом была про читана лекция в трубцехе № 1 лектором В. П. Антоновой, пенси- онером, доцентом кафедры исто- рии ЛПИ, кандидатом историче- ских наук на тему: «Идеологиче ская борьба на современном эта- пе». В коллективе литейного це.іЕ5 ковкого чугуна была прочитана лекция «О международной поло- жении» В. И. Марковым, доцен том кафедры научного коммуниз ма финансово - экономического института, кандидатом историче- ких наук. Рабочие прослушали лекцию с большим вниманием, после ее окончания были заданы вопросы. На них лектором Дзяы исчерпывающие ответы. Рабочйе попросили лектора .чтобы он про- читал еще несколько лекций. Р. БОРОДИНА. АДРЕС РЕДАКЦИИ; Липецк-7, здание парткома з-да «Свободный сокол». Телефоны: 73—43, 73-44. | Редактор П. ПОЛЯНСКИХ. АЭ 91940. Липецк, типография з-да «Свободны» сокол». 7-2-40. тир. 1600 эка. Зак. 1490,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz