За чугун. 1960 г. (г. Липецк)
З А Ч У Г У Н 17 февраля 1960 года № 14 (47?) ИЗ ИСТОРИИ ЗАВДОА „СВОБОДНЫЙ СОКОЛ“ (Продолжение, Начало см. в № 13 (476). Итак, новое общество со старым названием — «Тамбовское анонимное горное и металлургическое общество» приступило к работе. Новые хозяева на должность директо ра — распорядителя пригласили с Иран ского завода (ныне завод имени Пет ровского в Днепропетровске) инженера А. С. Саркисянца. Тот, в свою оче редь, пригласил мастеров Борисова и Кузнецова, начальника химлаборато- рии Цихоцкого, механика Римкевича и начальника доменного цеха — немца Корн. Учтя горький опыт расточительства своих предшественников, новые вла дельцы завода были экономны и рар- счетливы. Без каких-либо затрат на восстановление завода они 26 сентяб ря 1911 года пускают одну доменную печь, простоявшую почти 10 лет. Снова задымили трубы завода, на чалась выплавка чугуна. По дороге, где ныне ходят трамваи и автомаши ны, к заводским воротам бесконечной вереницей тянулись подводы, нагру женные рудой и известковым камнем. Весь путь был усеян ржавой пылью и конеким навозом. По заводскому гуд к у люди спешили в цех и мастерские, где по 12 часов в сутки занимались тяжелым, изнурительным трудом, а получали гроши. А тут еще бесконеч ные штрафы и всевозможные вычеты. В памяти ветеранов труда навсегда остались зеленые бланки штрафов, ко торые выписывал за малейшую провин ность начальник цеха Корн. Голубо глазый, с кошачьими усиками, он сле дил за каждым шагом рабочих и ра довался, когда ему удавалось «уда рит^» того или иного по карману. Под- стать ему был десятник Белокуров. Этот не давал рабочим передохнуть и чуть что—плати 50 копеек... 1 февраля 1913 года концессионеры пустили вторую доменную печь. Вып лавка чугуна в том году была самой рекордной за все время существования завода в руках капиталистов. Это вид- Из таблицы видно, что доменные пе чи работали крайне неравномерно. Пе риодически одна из печей останавли валась. По-прежнему было плохо с топ ливом. Из-за отсутствия кокса печи останавливались по несколько раз в году. С началом первой мировой войны положение с доставкой кокса еще бо лее ухудшилось. Заводу угрожала ос тановка. С целью обеспечения выполнения военного заказа, летом 1915 года на завод приезжает Военный министр Шуваев. Он требует от директора за вода Саркисянца пуска второй домны, обещая оказать помощь в поставке ва гонов для перевозки кокса. Визит ми нистра закончился тем, что он посо ветовал бельгийцам заменить дирек тора на более энергичного человека. Через год на завод прибыл новый директор Б. В. Толли — бывший глав ный инженер Еиакиевского завода. Произошла замена и некоторых инже НО из следующих данных. Годы Израсходо вано руды в пудах Выплавка чугуна в пудах К-во прора ботанных пече-дней Сколько работало печей 1911 566.695 284.064 36 1 1912 7.212.529 3.730.764 363 1 1913 14.742.101 6.952.711 652 2 1914 13.616.424 6.513.972 592 2 1915 7.157.633 3.322.130 316 1 1916 6.298.453 2.958.953 278 1 1917 7.321.450 2.963.501 419 2 неров. В частности, начальником до менного цеха вместо Корна стал В. С. Кучевскнй. В это время приехал на завод инженер В. П. Петькин, кото рый в отличие от других честно рабо тал в годы Советской власти. Новая группа инженеров, ранее ра ботавшая на Южных заводах с изве стным металлургом М. К . Курако, бы ла поборником его идей об изменении конструкций доменных печей. В 1916 году была проведена рекон струкция одной из печей. Заплечики и распор печи были защищены сплош ными холодильниками, заделанными в кирпичную кладку. Для закрытия чу гунной летки была* установлена одно цилиндровая паровая пушка; горн за ключили в металлический кожух. Однако смена руководства не внес ла заметных улучшений в работу за вода. Печи часто останавливались. Это видно из приведенной ниже диа граммы, составленной по заданию ди ректора Толли конструктором, ныне здравствующим пенсионером И. С. Та расовым. Скудные запасы топлива экономи лись для выполнения более выгодно го военного заказа. Начиная с 1915 года, завод работал на войну. Он вы пустил 9.227 мин и 30 тысяч пудов якорей. Акционеры обратились к министру торговли и промышленности с прось бой выделить вагоны для перевозки кокса. Они писали: .Кокс для выплавки чугуна двумя пе чами в 1917 году у Тамбовского аноним- ного горного и металлургического об щества имеется полностью закупленным. Поставщики всецело идут ему навстре чу и единственно необходимо только усилить подачу вагонов под кокс для перевоза такового на завод. При суще ствующем, очень ощутительном недо статке перевозимых средств, разумеется, приходится при выборе заводов—произ водителей таких металлов, как чугун, руководствоваться качеством металла и, главным образом, минимальной затратой числа пудо-верст*. Несмотря на вескость доводов, ми нистр помочь не смог. Война погло щала подвижной состав железнодо рожного транспорта. С расширением мировой войны промышленная деятель ность России уменьшилась, свертыва лось производство и на сокольском за воде. Это подтверждают данные из бухгалтерских книг о чистой прибыли завода, которые тщательно записывал главный бухгалтер-бельгиец Жорж Бришан. Если в 1913—1914 г г . при быль составляла 758.064рубля 18 коп., то в 1914—1915 г г . она снизилась до 534.797 руб. 27 коп., а к концу 1917 года уменьшилась еще почти в два раза. С каждым месяцем все острее ощу щался недостаток рабочей силы. Каж дый день со станции Чугун отправля лись эшелоны с мобилизованными, а с фронта приходили вести об убитых «за царя и отечество». Г Л А В А I I Так жили рабочие Тяжелым, изнурительным был труд рабочих, тяжела и безрадостна их жизнь. Об этом рассказывают ветера ны труда. Старейший рабочий, ныне пенсионер Дмитрий Леонтьевич Голь цов вспоминает: — Мой отец приехал в Липецк из Енакиево в 1912 году из-за преследо вания полицией за участие в забастов ке. Устроиться на завод в это время было очень трудно. Ежедневно у за водских ворот стояло до 150 человек. Мне посчастливилось устроиться уче ником с оплатой 35 копеек в день. Работа продолжалась с 6 часов ут ра до 6 часов вечера. Все работы вы полнялись вручную, никакой механи зации не было. Самая высокая зар плата была у горновых. Они получали по 1 рублю в день, а грузчики, на пример,— 70 копеек. Особенно изнури тельным был труд на разливке метал ла. При невыносимой жаре, в пыли и газу рабочим приходилось «тройником» (тяжелый молот с двумя ручками по дымался тремя человеками) разбивать раскаленный до красна тугун. Тяже лый, многочасовой труд изматывал лю дей, расшатывал их здоровье. Пенсионер Дмитрий Романович Пете лин, работавший на заводе с 1912 го да, рассказывает: , — Сначала я был чернорабочим, по лучал 12 рублей в месяц. Потом меня повысили, стал каталем руды за 18 рублей в месяц. Нынешние молодые металлурги не знают, что это за про фессия. Каталь возил тачкой («козой») руду. Бывало «накатаешься» за день и падаешь в изнеможении. Еще более, тяжелым был труд горо- вых, работавших на верху печи—го рах. Они сваливали из вагонеток ру ду, кокс и известняк непосредственно в печь, из которой шел ядовитый до менный газ. Отравление газом горо- вых было частым явлением. Одним из таких жертв стал горовой Григорий Головкин, который отравился насмерть. Спецодежды рабочие не получали никакой. «Давали» рукавицы и то за деньги—50 копеек. Охрана труда на заводе отсутствовала. В 1912 году было 514 случаев травматизма, а в 1913 году—622. Травмированный рабочий получал Таким был наш завод в 1914 году. единовременное пособие, что не обес печивало его и до того скудное су ществование. Тяжелым гнетом ложились на рабо чих бесконечные штрафы и обсчеты. Хозяева завода обсчитывали и об манывали не только рабочих, но и крестьян, которые добывали и приво зили на' своих лошадях руду. Весов щики обвешивали неграмотных кресть ян. Это вызывало массовое возмуще ние. Не случайно по этому поводу возникла переписка между липецким исправником, тамбовским губернатором и окружным инженером. „Среди крестьян — возчиков руды, до ставляемой на Сокольский завод,— писал исправник,— давно наблюдаются неудо вольствия и ропот на администрацию за вода по поводу обвешивания возчиков весовщиками. Но полиция от возчиков заявления не получала, так как извозчи ки боятся получить отказ от возки руды и лишиться заработка. Что неудоволь ствия были не без оснований, подтверж дается фактами*. Уж если так пишет исправник, ко торого нельзя заподозрить в лояльно сти к крестьянам, то становится яс но, что обман и запугивание кресть ян были вопиющими. Однако на пись мо исправника окружной инженер от ветил: «При посещении Сокольского завода я говорил директору об отстра нении весовщиков, но директор уверя ет, что обвинение несостоятельное»... С постройкой завода европейская «цивилизация» с водкой проникла в быт (рабочих, способствовала их зака балению и усилению эксплуатации. В одной из корреспонденций писалось: 8В сокольском приходе была одна вин* ная лавка. Теперь, с началом работ по постройке завода и на рудниках выросли трактир, две винных лавки... А крестьян* ские избы по-прежнему бедны и пусты, и по-прежнему мужики оборваны, и школ лишних никто не воздвиг, и боль ницы с богадельной не построили, хотя бы для тех, которые изувечились на ру де и чьи семьи остались без кормиль цев, без хлеба...* А как обстояло с жильем? Бельгий цы построили несколько домиков у большой дороги (ныне улица Ленина), которые сохранились до наших дней. В них жили бельгийцы и их прибли женные. Для основной массы рабочих были выстроены на площади, где сей час Сокольский рынок, несколько де ревянных бараков. В этих бараках — казармах жили в общих комнатах де сятки рабочих. Кроватей для всех не хватало, люди спали вповалку на полу. Газета «Тамбовский край» писала в 1913 году: „Трудно минуту провести в таких „саи- нарах*— казармах, которые насыщены испарением. Здесь дышат и спят, отды хая от тяжелой работы, сотни людей, здесь очаг заразы, который все растет и растет*. Изнуренный тяжелым трудом, ее имея возможности по-человечески от дохнуть в домашней обстановке, рабо чий шел в трактир, заливал водкой свою безотрадную жизнь. Несколько больничных коек в при емном пункте, обслуживаемом одним врачей М. П. Труновым и двумя-тремя фелынерами, — вот все медицинское учреждение того времени на весь за вод и село Сокольское. Врач Трунов оставил о себе у знавших его людей хорошую память. Он был одним из тех немногих людей, кто чутко и вни мательно относился к рабочим. Но что мог сделать один врач? От сутствие помещений и медицинского оборудования не позволяло произво дить самые простые операции. (Продолжение следует). Редактор Л. ФУРСОВ. АЭ 31072 АДРЕС РЕДАКЦИИ : Липецк 7, Заводская площадь (помещение завкома); телефон—8—26 г. Липецк, типография завода* Свободный сокол, .телефон № 1—76. зак. 128 ир. 1000
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz