За чугун. 1960 г. (г. Липецк)

За чугун. 1960 г. (г. Липецк)

З А Ч У Г У Н 17 февраля 1960 года № 14 (47?) ИЗ ИСТОРИИ ЗАВДОА „СВОБОДНЫЙ СОКОЛ“ (Продолжение, Начало см. в № 13 (476). Итак, новое общество со старым названием — «Тамбовское анонимное горное и металлургическое общество» приступило к работе. Новые хозяева на должность директо­ ра — распорядителя пригласили с Иран­ ского завода (ныне завод имени Пет­ ровского в Днепропетровске) инженера А. С. Саркисянца. Тот, в свою оче­ редь, пригласил мастеров Борисова и Кузнецова, начальника химлаборато- рии Цихоцкого, механика Римкевича и начальника доменного цеха — немца Корн. Учтя горький опыт расточительства своих предшественников, новые вла­ дельцы завода были экономны и рар- счетливы. Без каких-либо затрат на восстановление завода они 26 сентяб­ ря 1911 года пускают одну доменную печь, простоявшую почти 10 лет. Снова задымили трубы завода, на­ чалась выплавка чугуна. По дороге, где ныне ходят трамваи и автомаши­ ны, к заводским воротам бесконечной вереницей тянулись подводы, нагру­ женные рудой и известковым камнем. Весь путь был усеян ржавой пылью и конеким навозом. По заводскому гуд ­ к у люди спешили в цех и мастерские, где по 12 часов в сутки занимались тяжелым, изнурительным трудом, а получали гроши. А тут еще бесконеч­ ные штрафы и всевозможные вычеты. В памяти ветеранов труда навсегда остались зеленые бланки штрафов, ко­ торые выписывал за малейшую провин­ ность начальник цеха Корн. Голубо­ глазый, с кошачьими усиками, он сле­ дил за каждым шагом рабочих и ра­ довался, когда ему удавалось «уда­ рит^» того или иного по карману. Под- стать ему был десятник Белокуров. Этот не давал рабочим передохнуть и чуть что—плати 50 копеек... 1 февраля 1913 года концессионеры пустили вторую доменную печь. Вып­ лавка чугуна в том году была самой рекордной за все время существования завода в руках капиталистов. Это вид- Из таблицы видно, что доменные пе­ чи работали крайне неравномерно. Пе­ риодически одна из печей останавли­ валась. По-прежнему было плохо с топ­ ливом. Из-за отсутствия кокса печи останавливались по несколько раз в году. С началом первой мировой войны положение с доставкой кокса еще бо­ лее ухудшилось. Заводу угрожала ос­ тановка. С целью обеспечения выполнения военного заказа, летом 1915 года на завод приезжает Военный министр Шуваев. Он требует от директора за­ вода Саркисянца пуска второй домны, обещая оказать помощь в поставке ва­ гонов для перевозки кокса. Визит ми­ нистра закончился тем, что он посо­ ветовал бельгийцам заменить дирек­ тора на более энергичного человека. Через год на завод прибыл новый директор Б. В. Толли — бывший глав­ ный инженер Еиакиевского завода. Произошла замена и некоторых инже­ НО из следующих данных. Годы Израсходо­ вано руды в пудах Выплавка чугуна в пудах К-во прора­ ботанных пече-дней Сколько работало печей 1911 566.695 284.064 36 1 1912 7.212.529 3.730.764 363 1 1913 14.742.101 6.952.711 652 2 1914 13.616.424 6.513.972 592 2 1915 7.157.633 3.322.130 316 1 1916 6.298.453 2.958.953 278 1 1917 7.321.450 2.963.501 419 2 неров. В частности, начальником до­ менного цеха вместо Корна стал В. С. Кучевскнй. В это время приехал на завод инженер В. П. Петькин, кото­ рый в отличие от других честно рабо­ тал в годы Советской власти. Новая группа инженеров, ранее ра­ ботавшая на Южных заводах с изве­ стным металлургом М. К . Курако, бы­ ла поборником его идей об изменении конструкций доменных печей. В 1916 году была проведена рекон­ струкция одной из печей. Заплечики и распор печи были защищены сплош­ ными холодильниками, заделанными в кирпичную кладку. Для закрытия чу­ гунной летки была* установлена одно­ цилиндровая паровая пушка; горн за­ ключили в металлический кожух. Однако смена руководства не внес­ ла заметных улучшений в работу за­ вода. Печи часто останавливались. Это видно из приведенной ниже диа­ граммы, составленной по заданию ди­ ректора Толли конструктором, ныне здравствующим пенсионером И. С. Та­ расовым. Скудные запасы топлива экономи­ лись для выполнения более выгодно­ го военного заказа. Начиная с 1915 года, завод работал на войну. Он вы­ пустил 9.227 мин и 30 тысяч пудов якорей. Акционеры обратились к министру торговли и промышленности с прось­ бой выделить вагоны для перевозки кокса. Они писали: .Кокс для выплавки чугуна двумя пе­ чами в 1917 году у Тамбовского аноним- ного горного и металлургического об­ щества имеется полностью закупленным. Поставщики всецело идут ему навстре­ чу и единственно необходимо только усилить подачу вагонов под кокс для перевоза такового на завод. При суще­ ствующем, очень ощутительном недо­ статке перевозимых средств, разумеется, приходится при выборе заводов—произ­ водителей таких металлов, как чугун, руководствоваться качеством металла и, главным образом, минимальной затратой числа пудо-верст*. Несмотря на вескость доводов, ми­ нистр помочь не смог. Война погло­ щала подвижной состав железнодо­ рожного транспорта. С расширением мировой войны промышленная деятель­ ность России уменьшилась, свертыва­ лось производство и на сокольском за­ воде. Это подтверждают данные из бухгалтерских книг о чистой прибыли завода, которые тщательно записывал главный бухгалтер-бельгиец Жорж Бришан. Если в 1913—1914 г г . при­ быль составляла 758.064рубля 18 коп., то в 1914—1915 г г . она снизилась до 534.797 руб. 27 коп., а к концу 1917 года уменьшилась еще почти в два раза. С каждым месяцем все острее ощу­ щался недостаток рабочей силы. Каж­ дый день со станции Чугун отправля­ лись эшелоны с мобилизованными, а с фронта приходили вести об убитых «за царя и отечество». Г Л А В А I I Так жили рабочие Тяжелым, изнурительным был труд рабочих, тяжела и безрадостна их жизнь. Об этом рассказывают ветера­ ны труда. Старейший рабочий, ныне пенсионер Дмитрий Леонтьевич Голь­ цов вспоминает: — Мой отец приехал в Липецк из Енакиево в 1912 году из-за преследо­ вания полицией за участие в забастов­ ке. Устроиться на завод в это время было очень трудно. Ежедневно у за­ водских ворот стояло до 150 человек. Мне посчастливилось устроиться уче­ ником с оплатой 35 копеек в день. Работа продолжалась с 6 часов ут­ ра до 6 часов вечера. Все работы вы­ полнялись вручную, никакой механи­ зации не было. Самая высокая зар­ плата была у горновых. Они получали по 1 рублю в день, а грузчики, на­ пример,— 70 копеек. Особенно изнури­ тельным был труд на разливке метал­ ла. При невыносимой жаре, в пыли и газу рабочим приходилось «тройником» (тяжелый молот с двумя ручками по­ дымался тремя человеками) разбивать раскаленный до красна тугун. Тяже­ лый, многочасовой труд изматывал лю­ дей, расшатывал их здоровье. Пенсионер Дмитрий Романович Пете­ лин, работавший на заводе с 1912 го­ да, рассказывает: , — Сначала я был чернорабочим, по­ лучал 12 рублей в месяц. Потом меня повысили, стал каталем руды за 18 рублей в месяц. Нынешние молодые металлурги не знают, что это за про­ фессия. Каталь возил тачкой («козой») руду. Бывало «накатаешься» за день и падаешь в изнеможении. Еще более, тяжелым был труд горо- вых, работавших на верху печи—го­ рах. Они сваливали из вагонеток ру­ ду, кокс и известняк непосредственно в печь, из которой шел ядовитый до­ менный газ. Отравление газом горо- вых было частым явлением. Одним из таких жертв стал горовой Григорий Головкин, который отравился насмерть. Спецодежды рабочие не получали никакой. «Давали» рукавицы и то за деньги—50 копеек. Охрана труда на заводе отсутствовала. В 1912 году было 514 случаев травматизма, а в 1913 году—622. Травмированный рабочий получал Таким был наш завод в 1914 году. единовременное пособие, что не обес­ печивало его и до того скудное су­ ществование. Тяжелым гнетом ложились на рабо­ чих бесконечные штрафы и обсчеты. Хозяева завода обсчитывали и об­ манывали не только рабочих, но и крестьян, которые добывали и приво­ зили на' своих лошадях руду. Весов­ щики обвешивали неграмотных кресть­ ян. Это вызывало массовое возмуще­ ние. Не случайно по этому поводу возникла переписка между липецким исправником, тамбовским губернатором и окружным инженером. „Среди крестьян — возчиков руды, до­ ставляемой на Сокольский завод,— писал исправник,— давно наблюдаются неудо­ вольствия и ропот на администрацию за­ вода по поводу обвешивания возчиков весовщиками. Но полиция от возчиков заявления не получала, так как извозчи­ ки боятся получить отказ от возки руды и лишиться заработка. Что неудоволь­ ствия были не без оснований, подтверж­ дается фактами*. Уж если так пишет исправник, ко­ торого нельзя заподозрить в лояльно­ сти к крестьянам, то становится яс­ но, что обман и запугивание кресть­ ян были вопиющими. Однако на пись­ мо исправника окружной инженер от­ ветил: «При посещении Сокольского завода я говорил директору об отстра­ нении весовщиков, но директор уверя­ ет, что обвинение несостоятельное»... С постройкой завода европейская «цивилизация» с водкой проникла в быт (рабочих, способствовала их зака­ балению и усилению эксплуатации. В одной из корреспонденций писалось: 8В сокольском приходе была одна вин* ная лавка. Теперь, с началом работ по постройке завода и на рудниках выросли трактир, две винных лавки... А крестьян* ские избы по-прежнему бедны и пусты, и по-прежнему мужики оборваны, и школ лишних никто не воздвиг, и боль­ ницы с богадельной не построили, хотя бы для тех, которые изувечились на ру­ де и чьи семьи остались без кормиль­ цев, без хлеба...* А как обстояло с жильем? Бельгий­ цы построили несколько домиков у большой дороги (ныне улица Ленина), которые сохранились до наших дней. В них жили бельгийцы и их прибли­ женные. Для основной массы рабочих были выстроены на площади, где сей­ час Сокольский рынок, несколько де­ ревянных бараков. В этих бараках — казармах жили в общих комнатах де­ сятки рабочих. Кроватей для всех не хватало, люди спали вповалку на полу. Газета «Тамбовский край» писала в 1913 году: „Трудно минуту провести в таких „саи- нарах*— казармах, которые насыщены испарением. Здесь дышат и спят, отды­ хая от тяжелой работы, сотни людей, здесь очаг заразы, который все растет и растет*. Изнуренный тяжелым трудом, ее имея возможности по-человечески от­ дохнуть в домашней обстановке, рабо­ чий шел в трактир, заливал водкой свою безотрадную жизнь. Несколько больничных коек в при­ емном пункте, обслуживаемом одним врачей М. П. Труновым и двумя-тремя фелынерами, — вот все медицинское учреждение того времени на весь за­ вод и село Сокольское. Врач Трунов оставил о себе у знавших его людей хорошую память. Он был одним из тех немногих людей, кто чутко и вни­ мательно относился к рабочим. Но что мог сделать один врач? От­ сутствие помещений и медицинского оборудования не позволяло произво­ дить самые простые операции. (Продолжение следует). Редактор Л. ФУРСОВ. АЭ 31072 АДРЕС РЕДАКЦИИ : Липецк 7, Заводская площадь (помещение завкома); телефон—8—26 г. Липецк, типография завода* Свободный сокол, .телефон № 1—76. зак. 128 ир. 1000

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz