За большевистские колхозы. 1952 г. (с. Хворостянка Воронежской обл.)

За большевистские колхозы. 1952 г. (с. Хворостянка Воронежской обл.)

ервая из великих От Ст а л и н г р а д а до Цимлянской (ЦИФРЫ И ФАКТЫ) • Вол г о -Донс кой в одный п у т ь—с л о ж н о е гид- р о т е х н и ч е с к о е с о о р уж е н и е . В е г о с о с т а в в х о д я т : с у д о х о д ный к а н а л д л ин о й в 1 0 1 к и л о м е т р , Цим- л я н с к и й г и д р о у з е л , о б в о д пи т е л ь н о - о р о с и т е л ь н а я с и с т е м а с р а з в е т в л е н н о й с е т ью м а г и с т р а л ь н ы х н р а с п р е д е л и т е л ь ны х к а н а л о в . • ' Н а т ра с с е с у д о х о дно г о к а н а л а межд у Вол- гой и Доном с о о р уже н о т р и н а д ц а т ь шлюз о в , соз- дано т р и в о д о х р а н и л и щ а К а р п о в с к о е , Б' ереслав- с к э е и Ва р в а р о в с к о е . Самое к р у п н о е и з н и х — Ка р п о в с к о е , з а н и м ающе е с в ыш е сорока кв адра т - н ы х к и л о м е т р о в . • • Су д о х о дный к а н а л п и т а е т с я водой в з Дона , Дл я п о д д е р ж а н и я - у р о в н я воды в к а н а л е соору- ж е н ы т р и н а с о с ны х с т а н ц и и—К а р п о в с к а я , Ма- р и н о в с к а я и Ва р в а р о в с к а я . Мощные н а с о сы к аж - дой п з н и х п е р е к а ч и в а ю т еже с у т о ч н о н е с к о л ь к о мил лионо в к у б ом е т р о в воды . Ст а нции ра споло - ж е ны в виде к а с к а д а—о д н а выше дру г ой , • Н а т р а с с е к а п а л а построено мно г о д р у г и х к р у п н ы х с о о р уж е н и й . Среди н и х— с е м ь бе тон - н ы х водосбросов , д е с я т ь при с т а н е й и ос т ановоч - н ы х и у н к т о в , т р и п а р омные п е р е п р а вы , п я т ь водо з аборов о р о с и т е л ь ных к а н а л о в , 1 0 0 - к и л о - м е т р о в а я п р и к а н а л ь н а я а в т омо б п л ь п а я дорога . • Одним и з г л а в н ы х з в е н ь е в Во л г о - Дон с к о - го п у т и я в л я е т с я Ц и м л я н с к и й г идроу з е л - В к о м п л е к с е г о с о о р уже н и й в х о д я т : з е м л я н а я п ж е л е з о б е т о н н а я п л о т ины п р о т я ж е н н о с т ью более 1 3 к и л о м е т р о в , м ощн а я г и д р о э л е к т р о с т а н ц и я , около ше с т и к и л ом е т р о в с у д о х о дных к а н а л о в , два ш л ю з а , р ы б о п о д ъ е м н и к ( для п р о п у с к а ры- б ы п з н и ж н е г о Дона в Цимл я н с к о е море ) , го- ловной водо з абор Донской ир ри г а ционной сис т е - мы , п е р в о к л а с с ный р е ч н о й порт и л е с об а з а , ж е л е з н о д о р ожн а я м а г и с т р а л ь и а в т о м о б и л ь н а я доро г а . • Создано о г р омно е Ц и м л я н с к о е водохрани- л ище . Ег о На и б о л ьша я ш и р и н а — 3 8 к и л оме т - ров , в д л ин у оно п р о с т и р а е т с я н а 3 5 0 кило - ме т ро в . Это и с к у с с т в е н н о е мор е вме с т и т около 2 4 ми л л и а р д о в к у б оме т р о в воды . • Обща я длин а н р р и г а ц и о в н ы х к а н а л о в со- с т а в и т 7 6 0 к и л оме т р о в . То л ь к о по Донс кому м а г и с т р а л ь н ому к а н а л у буде т пр о х о ди т ь воды в т р и д ц а т ь р а з б о л ьше , ч ем в л е т н и е м е с я цы в Мо с к в а - р е к е . • Но вый с у д о х о д ный Волго -Донской п у т ь по- з в о л я е т в к л ю ч и т ь в э к о н о м и ч е с к и е с в я з и с Чер- . н о м о р с к им бассейном около т ридц а т и т ы с я ч ки- л оме т р о в с у д о х о д ных р е к Во лжс к о г о и Северо- З а п а д н д г о б а с с е й н о в . Волго-Донской судоходный канал. •На снимке запечатлен исторический момент слияния вод Волги с водами Дона между первым и вторым н'шозамн канала 31 мая- Фото С. Кропивницкого. . Прессклише ТАСС. • Ф ---- ^ = Го луба л доро га Вот она—дорога голубая! ; Волга с Доном соединены. Теплоход выходит, разрубая Острым килем гребешок волны. На местах великого сраженья, Памятником славы боевой Выросло чудесное творенье Мирного народа моего. Новый путь мы дали древним' рекам, Дали влагу высохшим степям. Строить мир для счастья человека Мудрый Сталин поручает нам. Сколько здесь заложено бетона, Сколько было вынуто зе^ли! А сегодня в берегах зеленых Движутся красавцы-корабли. И уже о новом —наши думы, И направлен в будущее взгляд. Волгодонцы едут в Кара-Кумы, В Куйбышев, и в Крым, и в Сталинград. . Землю превращая в сад цветущий, Трудятся строители весны, Сыновья Счастливой и могучей Ленинской и Сталинской страны. Пять морей слились в шестом— Цимлянском, Празднует победу наш народ. В громе строек, шагом великанским К коммунизму Родина ид?т! Евг. Долматовский. [а—в строю! ммуенема осуществлена * * Масштабы и темпы (ЦИФРЫ И ФАКТЫ) • Никогда в мире г и д р о т е х н и ч е с к и е соору - ж е н и я н е со з да в алис ь с т а к о й быс т р о т ой , к а к Волго -Донской , с удоходный к а н а л им е н и В. И. Л е н и н а . Из в е с тно , что Па н амс к ий к а н а л соору- ж а л с я 3 5 ле т . Все о с но в ные с т роит е л ьно -мон - т а ж н ы е работы по с о з д а нию Волго -Донского вод- но г о п у т и был и в ы п о л н е н ы за три года . • За к о р о т к о е время с т р о и т е л ь с т в а н а Бол- го-Доне вып о л н е ны к о л о с с а л ь ные р а бо ты . Объ - ем з е м л я н ы х работ сос т а вля е т 15.2,1 млн . к у - бометров , ж е л е з о б е т о н ны х п б е т о н ны х р а бо т— 2 , 9 6 млн . к убоме т ро в . ^ Ма сшт а бы в е лик ой с т р о й к и н амно г о п р е - восходят объем работ яа Б е л омо р с к о - Б а л т ий с к ом водном п у т и , где бы.ло выпо лн е но 2 1 мил лион к у б оме т р о в з е м л я н ы х работ п у л оже н о 3 9 0 т ы с я ч к у б ом е т р о в б е т он а . • На с т роит е ль с т в е Волго-Дона п р и м е н я л а с ь с ама я передовая т е х н и к а , ; с о з д а н н а я о т е ч е с т - в е нной п р о мышл е н н о с т ью . С ее помощью а рма - т у р ные , б е т о н ные , з е м л я ны е и м о н т а жны е ра- бо ты был и п о л н о с т ью м е х а н и з и р о в а ны и элект - р ифи ц и р о в а ны . * На т ра с с е судоходного к а н а л а работало 1 8 5 э к с к а в а т о р о в , более п я т и с о т д р у г и х з емлерой - н ы х м аши н—б у л ь д о з е р о в и с к р е п е р о в . На строи- т ель с т ве Цимл я н с к о г о г ид р о у з л а п р име н я л о с ь более в о с ьми т ы с я ч р а з л и ч н ы х м е х а н и з мо в и с выше полу т ор а т ы с я ч а в т о м аши н . • Ог ромные работы вып о л н е ны способом гидро м е х а н и з а ц и и . Па с т р о и т е л ь с т в е Цимл я н с к о г о г идроу з л а 2 6 м ощных з е м л е с о с ных снарядов еже с у т о ч н о н а мыв а л и до 1 5 0 т ы с я ч к у б оме т р о в г р у н т а , • Обили е мощн о й п е р в о к л а с с н о й т е х н и к и о б л е г ч и л о т руд с т р о и т е л е й , р е з к о повысило е г о п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь . Прои з в оди т е л ьно с т ь т руд а на с т р ои т е л ь с т в е Волго-Дона был а в два с по- ло виной р а з а выше , чем на с т р о и т е л ь с т в е к а - нала им е н и Москвы, и в восемь р а з выше , чем при с о о р уж е н и и Б е л омо р с к о - Б а л т ий с к о г о водно- го п у т и . . • Вся с т р а н а с троила Волго -Донской судо- х одный к а н а л . Ко л л е к т и вы п о ч т и т ы с я ч и пред- п р и я т и й п о с т а в л я л и с т р ои т е л ям м е х а н и з мы , раз - л и ч н о е оборудо в а ни е , с т р о и т е л ь ные ма т е ри а лы . Все з а к а з ы , к а к пра вило , в ып о л н я л и с ь досроч- но и выс о к о к а ч е с т в е нн о . Вся н а ш а с т р а н а радос тно от- ме ч а е т и с т о р и ч е с к о е с о б ы т и е— п у с к Вол г о -Донс ко г о судоходно - го к а н а л а име ни В. И. Л е н и н а— п е р в о й и з в е л и к и х с т а л и н с к и х с т р о е к к о м м у н и з м а . З н а ч е н и е Во л г о - До н с к о г о водного п у т и т р удно п е р е о ц е н и т ь . Со з д ана мо- г у ч а я в о д н о т р а н с п о р т н а я ма г и - с т р а л ь , с о о р уже н Ц и м л я н с к и й г и д р о у з е л , обр а з о в а но огром- но е в одо х р а нилище — Цимл я н - с к о е мор е , в г л у б ь з а с у ш л и в ы х с т е п е й п р о л оже н а с е т ь о р о е п т е л ь н ы х к а н а л о в . Ме ч т а о с о е д и н е н и и д в у х ве - л и к и х р у с с к и х р е к — Во л г и п Дона р о ди л а с ь у н аше г о народа еще в д а вние в р е м е н а , он а вы - н а ши в а л а с ь н е с к о л ь к о с т о л е т ий . Но п о м е щи ч ь е - б у р ж у а з н а я Рос - с и я , о т с т а л а я в э к о н оми ч е с к ом и т е х н и ч е с к о й о т н ош е н и и , был а н е в с о с т о я н и и о с уще с т в и т ь про ' р ы т и е с удоходно г о к а н а л а меж- ду Вол г ой и Доном . До Ок т я б р ь - с к о й р е в олюции б ы л и р а з р а бо - таны д е с я т к и п р о е к т о в судоход - н о г о к а н а л а . Но все они т а к и о с т а в а л и с ь т о л ь к о п р о е к т а м и . То л ь к о п р и сов е т с ком строе , р а з в я з а вш е м м о г у ч и е т в о р ч е с к и е с и лы народа , о т к р ы вше м широ - ч а йши е в о з можн о с т и для ра з ви - т и я п р о и з в о д и т е л ь ных сил стра - ны , стало в о з можным о с уще с т - в и т ь на п р а к т и к е п о с т р о й к у к а - н а л а . Еще до От е ч е с т в е нной в о йны по и н и ц и а т и в е т о в а р ища Ст а лин а был о н а ч а т о с т рои т е л ь с т в о Вол- г о -Донско г о с удоходно г о к а н а л а . Война пр е р в а л а н а ч а т ы е р а б о ты . В 1 9 4 8 году по решеппю Со- в е т с к о г о п р а в и т е л ь с т в а вновь р а з в е р н у л о с ь Волго - Дон с ко е с т р ои т е л ь с т в о . В к о н ц е 1 9 5 0 го- да п р а в и т е л ь с т в о , в ц е л я х ус - к о р е н и я ввода в э к с п л у а т а ц ию Вол г о -Донс ко г о водного л у т п и р а з в и т и я о р оше н п я и обводне - н и я п о л у п у с т ы н н ы х и з а с ушл и - в ы х з еме л ь Ро с т о в с к ой и Ст алин - г р а д с к о й обл а с т е й , а т а к ж е у ч и т ы в а я у с п ешный разворот с т р о и т е л ь ных работ , пос т анови - ло с о к р а т и т ь н а два года уста- н о в л е н ный р а н е е с рок с о з д а ни я г р андио з по г о -А ' идро т е хниче с ко г о с о о р уж е н и я . Эт а з а д а ч а о с уще с т в л е н а . Вол г о -Донской п у т ь с т р о и л с я т а к и м и вы с о к ими т емп ами , ко- т о рыми н и г д е и н и к о г д а н е с троилос ь ни оано г и д р о т е х в и - че ское с о о р уже ни е . Это свиде- т е л ь с т в у е т о в о з ро сше й э коно - мич е с к ой мощи Советского Сою- з а , о н е и с ч е р п а е мы х в н у т р е н - н и х в о з можн о с т я х сов е т с ко г о с т р о я . Огромен объ ем работ , кото - рый с т р о и т е л и Волго -Дона вы- п о л н и л и в к о р о т к и й срок вс е го з а н е с к о л ь к о л е т . Это стало воз- можным бл а г од а р я мощн о й оте - ч е с т в е н н о й т е х н и к е , которой с т р а н а щедро о с н а с т ил а вели - к у ю с т р о й к у . На тра с с е работа - ли р а з л и ч и ы е э к с к а в а т о ры , з ем- л е с о с ные с н а р я ды , выс окопро - и з в о д и т е л ь ные с к р е п е ры , бу л ь - д о з е ры , а в т о с амо с в а лы . Строит ели Волго-Дона о т лич - но овладели передовой т е х н и к о й . Сотни ме х а ни з а т о р о в , б о р я с ь з а ее полно е и с п о л ь з о в а н и е , з н а - ч и т е л ь н о п е р е к рыли п р о е к т ные мощнос ти в а п ш п . Имена пере - довых ме х а ни з а т о р о в и з в е с т н ы д а л е к о з а пр е д е л ами с т рои т е л ь - с т в а . Самоо т в е рженно т р у д и л с я э к и п а ж г и г а н т с к о г о 1 4 - к у б о в о - го ш а г а ющ е г о э к с к а в а т о р а , воз - г л а в л я емо г о инже н е р ом Уско - вым . С к о н ц а 1 9 5 0 года по июн ь 1 9 5 2 года 17 ме х а ни з а т о р о в , об- с л у ж и в а ющи х эту з аме ч а т е л ь - н ую м а ши н у , в ын у л и 2 милли- она 8 0 0 т ы с я ч кубоме тров з емли . Ст а х анов с ким т рудом просла- вил а с ь бриг ада Дми т ри я Слепу - х и . Ей удалось довести ме с я ч - ную п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь т р е х к у - бового э к с к а в а т о р а < Ур а л е ц» с 5 0 т ы с я ч к убоме т ро в г р у н т а до 1 0 0 т ы с я ч кубоме тров . Т а к и х же т р удо вых по к а з а т е л е й дос тиг - ли э к с к а в а т о рщи к и Ив а н Кру - т и й , Никол ай Р а с и ч и д р у г и е . На с т ройк е выросло много дру- г и х з а м е ч а т е л ь ных новаторов . Среди н и х—мо л о д о й с к р е п е р и с т , бы вши й к о л х о з н и к Ви к т о р Мо- хов . Он пр е выс ил норму произ-; в о ди т е л ь н о с т п своей м а ш и н ы в полтора р а з а . Шофе р Ив ан Лу - г а н ч е н к о довел проб е г автома - ш и н ы б е з к а п и т а л ь н о г о ремон- та до двухсот , т ы с я ч киломе т ро в . Строит ельс тво к а н а л а велось в с л ожны х у с л о в и я х . Мощные же л е з о б е т о н ные с о о р уже н и я п п л о т и ны н а т ра с с е к а н а л а воз - в е д е ны не н а с к а л ь н ом основа- н и и , а н а м я г к и х г р у н т а х . Силь но меша л и с т роит е лям г р у н т о - вые в о ды . Но и нж е н е р ы п ста - х а но в цы у с п ешн о преодолели все т рудно с т и . Победа с троит елей Волго-Дона р еша л а с ь не т ол ь ко н а трассе к а н а л а . В с т рои т е л ь с т в е нового водного п у т и уча с твовала в с я н аша с т р ана . На п л оща д к и Вол- го -Дона по с т упа ли с т р о и т е л ь ные ма т е ри а лы , м а ши н ы , р а з л и ч н о е оборудов ание из Свердловска , Кие в а , Ч е л я б и н с к а , Москвы, Ле- нин г р а д а , Дн е пр оп е т р о в с к а и д р у г их городов . У ч а с т н и к и в е ликой с т р о й к и по с т о я нно чув с т вов а ли з а бо т у п а р т ии , пр а в и т е л ь с т в а , л и ч н о т о в а рища Ст а лин а . Эг а з а бо т а воодуше вляла и х на самоотвер- ж е н н ы й труд и преодоление т р у д н о с т е й . Волею п а р т и и Л е н и н а — Ст алина , у с и л и я м и в с е г о совет - с к о г о народа п р е т в о р я е т с я в ж и з н ь с т а л и н с к и й пл ан преобра - з о в а н и я природы . Волго-Донской с удоходный к а н а л име ни В. И. Л е н и н а—э т о н о в а я победа со- в е т с к и х людей н а фронте мир - но г о труда . Она еще р а з под- т в ержда е т , н а с к о л ь к о с и л ь н а и мо г уще с т в е нн а н аша Родина . М. Вязовиков, начальник политотдела строительства Волго-Донского судоходного канала. За ответ, редактора Я. Я. Кудрявцев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz