Путь Октября. 1960 г. (с. Плоское Липецкой обл.)
о 30 ноября 1960 г. № U2 Г407в1 Суеверные приметы сродни религиозным предрассудкам. Ка к и религия, суеверия - это вера в то, чего на самом деле нет, что является про дуктом человеческого вообра жения. Вера в приметы появилась в первобытном обществе и неразрывно связана с рели гиозными верованиями. Жизнь людей тогда всецело зависе ла от сл учая: от успеха в собирании съедобных корней и я год, от удачи на охоте, рыбной ловле и т. д. Перво бытный человек пол агал , что все происходящее зависит от многочисленных духов, кот о рыми его воображение засе лило природу. Е ним он и обращался за помощью. Обо всем окружающем пер вобытные люди судили обыч но по сходству. Они думали, что внешнее сходство между различными явлениями сви детельствует о внутренней связи между ними. Напри мер, чтобы добиться удачной охоты, охотники отсталых племен Австралии, прежде чем отправиться на промысел, рисовали на песке животное и пронзали рисунок копьем. Земледельческие племена, чтобы вызвать дождь, лили воду с крыш своих хижин, вскрывали вену и выпускал и кровь, разбрасывали пух, ко торый символизировал обла ка, и т. д. Этим они дума ли побудить природу к по добным же действиям. Многие из этих суеверных представлений дошли до на шего времени. Например, еще нескол ько десятилетий назад крестьяне в некоторых де ревнях перед посевом наде вали чистое белье: таким же чистым от сорняков, ка к они полагали, должно было остать ся и их поле. В капустны е гряды иногда зарывались большие круглы е камни: ко чаны капусты должны были уродиться такими же тугими, ка к и камни. Девушки перед посевом льна расчесывали ко сы, чтобы лен вырос таким в е р е в п р и м е т ы же длинным, ка к и их воло сы, и т. д. Считалось, что встреча с человеком, несущим пустые ведра, означает «пустоту», неудачу в жизни (отсюда и поговорка: «Чтоб тебе пусто было!»). Полные же ведра, на оборот, предвещают якобы исполнение желаний, удачу, успех, «полноту жизни». Пе ребежавшая дорогу черная кош ка сл ужил а «предвестни ком несчастья». Черный цвет считал ся в первобытные вре мена «несчастливым», ибо темнота ночи была полна опасностей. Нескол ько позднее, когда люди начали учиться считать и возникло представление о числах, появились суеверия, связанные со «счастливыми» и «несчастливыми» числами. Следы подобных представ лений сохранились до сего времени. У греков считает ся, что существует семь чу дес мира, семь мудрецов. Счастливый человек, ка к мы шутим до сих пор, чувст ву ет себя на седьмом небе. Об этом же говорят русские по говорки: «У семи нянек дитя без гл азу» , «Семь раз от мерь, один раз отрежь», «Се меро одного не жд ут ». Не понятные вещи называют —Как живете, батюшка? —Вашими молитвами. «книгой за семью печатями». Число «13» называют «чер товой дюжиной», считают «не счастливым». На ул ицах мно ги х городов Западной Евро пы нет домов с номером 13, в гост иницах и на пароходах люди избегают жи т ь в «не счастливом» номере. Ка к ни странно, но и сейчав есть еще люди, опасающиеся раз битого зеркала, встречи с черной кош кой и человеком с пустыми ведрами. Некоторые охотники все еще верят, чте если заяц перебежал дорогу, то охотиться уже не имеет никакого смысла: все равно будут осечки и промахи. Всякому здравомыслящему человеку должно быть ясно, что в действительности ника кой связи между пустыми ведрами, зайцем, черной кош кой, перебежавшей дорогу, и делами человека, конечно, не существует и не может суще ствовать. Ни счастья, ни не счастья людям эти явления принести не могут . Вера в приметы приносит людям вред, т а к ка к неправильно их ориен тирует, толкает на неверные пост упки. Существуют, однако, приме ты , которые не лишены разум ных оснований. Это— т а к на зываемые народные или жи тейские приметы. В них отра жает ся опыт, накопленный людьми. Старые люди, напри мер, говорят: «снег гл убок— хлеб хорош», «зима без снегу — не быть хлебу», «сильная ночная роса— к ясному дню», «чистый закат солнца— к ветру», «красная заря— жди ненастья», «лас точки низка летают— быть дождю», «кости ломит (у рев матиков)— к непогоде» и т. п. Большая часть т аких при мет правильно подмечает зависимость между явления ми. Например, когда в поле много снега, то весной почва забирает большое количество вл аги, что повышает уро жайност ь . Л. ДРУЯНОВ. Кандидат философских наук. У к р а и н с к и й ю м о р в ы я с н и л * и вчера мне при- — Это значит, что вы ре шительнее когда спите, не жели наяву. — Кат я снилось, чте я вас поцело вал . Что может означать т а кой сон? Д Е Д и — Дедушка, а вы были кегда-нибудь маленьким ?— спрашивает внук. — Был, сынок, был. В Н У К — Вот вы, наверно, были очень смешны со своей лы синой и бородой... Х О Р О Ш А Я Пришел Сгепая на базар, купил корову, а йотом спра шивает: — Хороша ли ваша коро ва? К О Р О В А — Хороша, хороша. Только во время дойки бодается. — Ну, это не беда. Я коро ву не дою— это делает мея жена. УЕДИНЕННЫЙ у г о л о к Что в кл уб тебя тянет, ни ка к не пойму? Да мне захотелось побыть однойу. В С Т А Р О Й ш к о л е Поп на уроке закона божьего показы вал детям рисунок осла, ча котором Христос выезжал в Иеру салим. Петя тем временем смотрел в окно. — Петр!— позвал поп,— Смотри на меня, а то не будешь знать, какой осел. ШОФЕР Едет в машине шофер. Одной рукой держится за рулевое колесо, а другой обнимает девушку. Милицио нер заметил это и кричит : — Товарищ шофер! Двумя руками надо! А шофер ему: — Сам знаю, не малень кий. Но ка к же я тогда машиной буду управлять. Перевод с украинского Н. ШЕВЧЕНКО. Кадр из кинофильма .Северная повесть", поставленного ре жиссером Евгением Андриканисом на студии „Мосфильм", по од ноименной повести Константина Паустовского. Роль Павла Бес тужева в фильме исполняет Олег Стриженов. Две роли (швед ской девушки прошлого века и нашей современницы Мари) ис полняет латвийская актриса Ева Мурниеце. * • Нородом Сианук прибЬм в Москву 28 ноября в Москву по при глашению Президиума Верхов- ног© Совета СССР и Советске- ге правительства с официаль ный визитом прибыл гл ава'го- сударства Камбоджи принц Но родом Сианук и сопровождаю щие его лица. На Внуковском аэродроме, украшенном государственными флагами Камбеджи и Советско го Союза, высокого гост я встречали товарищи JI. И. Бреж нев, А. Н. Косы гин, Е. А. Фур- цева, Н. С. Хрущев, замести тель Председателя Президи ума Верховного Совета СССР Н. Байрамов, министры СССР и' другие официальные лица. Среди встречавших находи лись главы дипломатических представительств, аккредито ванные в СССР, многочислен ные советские и иностранные журналисты . По случаю прибытия высоко го гост я на летном поле был выстроен почетный караул и исполнены государственные гимны Камбоджи а Советско го Союза. На аэродроме Председатель Президиума Верховного Сове та СССР ! . И. Брежнев и принц Нородом Сианук обменялись речами. Тысячи москвичей на ул и цах и площадях радушно встречали высокого гост я из Камбоджи и советских руко водителей. В Концертном зале имени П. И. Чайковского состоялся концерт из вестной перуанской певицы Имы Сумак. На снимке: на концерте. Поет Има Сумак. Спомо щью бельгийских карателей Марионеточный «президент» конгол езской провинции Ка т ан га Чомбе открыто испол ьзует бел ьгийских «советников» в качестве карателей против вос ставшего племени балуба. Ка к сообщает корреспондент агентства Франс Пресс из Эли- забетвиля, Чомбе назначил бел ьгийского офицера в чине майора некоего Дельвиля «чрезвычайным комиссаром» в Кояголо. Конголо, где племя балуба продолжает борьбу против ко лонизаторского режима Чомбе, расположено на севере Кат ан ги # (ТАСС) •ж Достойный ответ Газета выходит: по средам, пятницам, воскресеньям. Американский посол в Лао се сделал специальное заяв ление премьер-министру Лаоса относительно намерений лао- т янекого правительства при нять помощь от Советского Со юза. Отвечая на это бесцере монное вмешательство во внут ренние дела Лаоса, премьер- Адрес редакции: село Плоское, Липецкой области министр Суванна Фума заявил американскому послу, что за внутреннее положение Лаоса отвечает его законное прави тельство, а не гесударетвен- ный департамент США. (ТАСС) Редактор Г. А. Ш \ ЛУНОВ. Заказ 286 Типография газеты «Путь Октября Тираж 1600 э кз.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz