Вперед. 1956 г. (с. Плоское Липецкой обл.)

Вперед. 1956 г. (с. Плоское Липецкой обл.)

2 В П Е Р Е Д 8 января 1956 г. № 3 (3447) Выше уровень учебно -во спи та тельной работы С январского учительского совещания Вчера закончило свою рабо­ ту совещание учителей школ района. Участники совещания заслушали и обсудили док­ лады: 1. Итоги работы школ за первое полугодие 1955—1956 учебного года и результаты перехода к занятиям но новому учебному плану и новым про­ граммам. 2. Опыт работы школы по политехническому обучению учащихся. С докладом по первому во­ просу выступил заведующий отделом пропаганды и агита­ ции райкома партии т. Зубарев. —1955—1956 учебный год,— говорит докладчик,—проходит в условиях, которые позволя­ ют значительно улучшить к а ­ чество обучения и воспитания молодежи. Учителям даны новые, более совершенные учеб­ ные планы и программы. Вве­ дены обязательные уроки тру­ да в начальных школах, практические занятия по де­ реву и металлу, на учебно- опытных участках в семилетних школах, в средних школах— практикумы по сельскому хо­ зяйству, машиноведению и электротехнике. В этом учебном году в шко­ лах района достигнуты неко­ торые успехи в осуществлении закона о всеобуче и дальней­ шего развития народного об­ разования. Хорошо справились с раз­ решением задачи всеобщего обучения Кирилловская и Чер- нолесская се.чилетние школы и многие начальные школы. Однако в целом по району дело с выполнением этой всена­ родной задачи обстоит неудов­ летворительно. В некоторых школах допущен большой от­ сев учащихся. К числу таких, например, относятся Яетреби- новская, Успенская, Огневская еемилетнае школы и ряд дру­ гих. Директора выше указан­ ных школ тт. Черноплеков, Борзых и Голиков потеряли всякое чувство ответственно­ сти за порученное им дело. За первое полугодие учеб­ ного года,—продолжает т. Зубарев,—в некоторых шко­ лах улучшилось качество пре­ подавания изучаемых предме­ тов, повысились знания уча­ щихся. Положительных резуль­ татов в учебно-воспитательной работе добились Илощаиская средняя школа, где успевае­ мость учащихся составляет 90,5 процента, Грунино-Вор- гольскан—86 процентов, 10 начальных школ добились сто­ процентной успеваемости. Между тем, подведенные •итоги за первое полугодие учеб­ ного года говорят о том, что успеваемость в отдельных шко­ лах продолжает оставаться очень низкой. Так, в Трост- новской, Ястребиновской и Огневской семилетних школах не успевают от 20 до 31 про­ цента учащихся. Плохие результаты в поста­ новке учебно-воспитательной работы объясняются низким уровнем качества преподава­ ния, не желание отдельной части учителей честно и доб­ росовестно работать, отсутст­ вием должного контроля со стороны директоров и заве­ дующих учебной частью за работой преподавателей. В заключение докладчик сказал, что с этого учебного года работа школ будет оце­ ниваться не только по ре­ зультатам успеваемости, но и по состоянию воспитательной работы, говорил о мероприя­ тиях, направленных на улуч­ шение учебной и воспитатель­ ной работы в школах. По второму вопросу с обме­ ном опыта работы школы по политехническому обучению учащихся выступил директор Наленской средней школы т. Клопов. —Перед народным образова­ нием,—говорит т. Клоиов,— стоят большие задачи по вос­ питанию молодых строителей коммунистического общества. В нашей школе сделаны пер­ вые шаги по пути политехни­ ческого обучения школьников. Вначале силами учащихся под руководством преподава­ теля физики т. Калинина смонтирован ветродвигатель. При помощи ветра была освещена одна комната. Не­ давно школьники старших классов установили двигатель мощностью в 9,5 лошадиных сил, от которого загорелись 60 лампочек Ильича. Пуск в действие этого двигателя поз­ волил осветить все классные комнаты, учащиеся хорошо познакомились с основами электричества. Кроме того, большой интерес проявляют школьники к радио. Вместо детекторных радиопри­ емников, смонтированных си­ лами физико-технического кружка, установлен сетевой радиоприемник «АРЗ», В школе имеется киноаппа­ рат для демонстрации научно- популярных фильмов. Для уча­ щихся и колхозников показа­ ны кинофильмы; «Применение электричества в сельском хо­ зяйстве», «По Индии», «Волго- Донской канал» и несколько других. Затем т. Клопов говорил о том, чтобы школы проводили больше экскурсий школьников в колхозы, МТС, на фабршд? и заводы, что будет способ: ствовать лучшему ознакомле­ нию с уходом и содержанием животных, оборудованием ре-~: монтных мастерских и т. д. По докладам развернулись прения. Директор Трегубовской семилетней школы т. Гринев сказал: —Истекшее полугодие учеб­ ного года показало, что мно­ гие школы полностью охвати­ ли учебой молодежь, добились небольших успехов в полите­ хническом обучении учащихся. Но имеются и существенные недостатки в учебно воспита­ тельной работе. Большим упущением являет­ ся слабый контроль за выпол нением домашних работ каж ­ дым школьником. Мы еще пло­ хо работаем по педагогическо­ му воспитанию населении. Необходимо постоянно дер­ жать связь с родителями, чаще проводить родительские собрания, практиковать инди­ видуальный вызов их в школы. Работником РОНО следует больше оказывать помощи в налаживаний политехнического обучения учащихся, добиться оживления работы районного педагогического кабинета. —П связи с переходом препо­ давания по новым программам и учебникам,—говорит учи­ тельница Пальна-Михайдовской средней школы т. Кайяц,— позволяет учащимся лучше ознакомиться с общими нрин- цииами химии. В нашей школе имеется не­ большой химический кабинет, где проводятся практические демонстрационные работы. В 7 классе проведены все хи­ мические опыты, предусмот­ ренные программой. Лаооратор- ные работы проводились бы лучше, если бы больше отпус кали средств для приобрете­ ния химической посуды и дру­ гого оборудования. Заведующая учебной частью Красно-Полянской семилетней школы т. Краминова свое вы­ ступление посвятила работе с молодыми учителями. Все учи­ теля, а особенно молодые, должны систематически повы­ шать свои знания путем чте­ ния педагогической литера­ туры. Только тогда каждый преподаватель добьется успеха в повышении успеваемости и укреплении дисциплины среди учащихся. На этом совещании высту­ пили секретарь райкома КПСС т. Милин С. И, и председатель райисполкома т. Чеботарев С. В. Перед учительством рай­ она они поставили задачи по коренному улучшению учебно- воспитательной работы в шко­ лах во втором полугодии учеб­ ного года. Всего на январском учитель­ ском совещании выступило 12 человек. Затем были проведены за ­ нятия учителей по секциям. Значение отпускаемых кредитов Ежегодно партией и прави-{ Колхозы, которые имеют тельетвом отпускаются боль->финансовое затруднение в на­ шив суммы кредитов на стро­ ительство всех видов живот­ новодческих построек и соору­ жений, на покупку сельхозма­ шин и транспорта, минераль­ ных удобрений и на другие затраты ио капиталовложе­ ниям. чале года, могут получить краткосрочный кредит в Сель­ хозбанке, погашаемый из до­ ходов колхоза не позднее 1 декабря данного года. Для получения долгосроч­ ного кредита необходимо представить не позднее 1 фев- в учреждение раля заявки Сельхозбанка. Руководители колхозов дол­ жны знать, что отпускаемые кредиты в текущем году могут быть использованы своевремен­ но, рационально и только по прямому назначению. В. ТАРАТУХИН, инспектор С ельхозбанка. Типография газеты «Вперед», с. Плоское, Липецкой области. Есть ли жизнь на других планетах? В далекие от нас времена в теплых водах первобытных мо­ рей, океанов, частично высох­ ших водоемов, согретых под­ земным жаром Земли, созда­ лись условия для возникнове­ ния очень сложных соединений углерода с водородом, азотом и кислородом. Дальнейшее развитие этих соединений при­ вело к образованию белков, важнейшим свойством которых является способность их легко видоизменяться, присоединять и отделять от себя новые атомы. А это есть не что иное, как обмен веществ—свойство, присущее любому живому ор­ ганизму. Многочисленные и всесто­ ронние исследования ученых показывают, что с образова­ нием белков возникла и жизнь на Земле. Следовательно, жизнь связана с белком и немыслима без него. Белковые вещества являются соединениями крайне непроч­ ными. При высокой температу­ ре они свертываются, а при низкой температуре замерзают и не возвращаются к жизни. Значит, наиболее подходящая температура—одно из условий жизнеспособности белка. Дру­ гим важным фактором его су­ ществования является нали­ чие воды, которая в большом количестве входит в состав всех живых организмов. Вода в свою очередь не может суще­ ствовать без атмосферы. Атмо­ сферное давление сдерживает вскипание и чрезмерное испа­ рение воды. В процессе непрерывного развития живые организмы по­ стоянно приспосабливаются к различным условиям своего существования. Например, ин­ фузории и лишайники пере­ носят холод до 200 градусов и, отогреваясь, оживают. В грамме песка знойной Сахары, где температура достигает 55 градусов жары, а дождь вы­ падает один—два раза в год, насчитывается до 100 тысяч бактерий. В океанах на глу­ бине восьми километров живут разнообразные животные. Спо­ ры бактерий и грибков встре­ чаются в воздухе на высоте более 30 километров. Современные растения и жи­ вотные—это результат процес­ са, длившегося миллионы лет. Значит, если жизнь могла воз­ никнуть на Земле, то почему же он а , не может зародиться и на других небесных телах, где для этого могут быть все необходимые условия? Как известно, кроме Земли, вокруг Солнца движутся еще восемь планет: Меркурий, Ве­ нера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. С тех пор, как это было установле­ но, многие ученые высказы­ вали мысль о наличии жизни и на других планетах. Одним из них был итальянский фило­ соф Джордано Бруно, которо­ го за эту идею жестоко пре­ следовала католическая цер­ ковь. Бруно был подвергнут пыткам и сожжен на костре. Современная астрономия, исследуя физические свойства других небесных тел, позво­ ляет судить о возможности существования живых орга­ низмов на их поверхности. Конечно, на раскаленных не­ бесных телах—Солнце и звез­ дах жизнь невозможна. Но в отличие от этих небесных планет есть другие, которые представляют собой холодные несамосветящиеся тела, осве­ щенные и обогреваемые Солн­ цем. Они в зависимости от расстояния, которое отделяет их от Солнца, получают не­ одинаковое количество тепло­ вой энергии. Так, дневная температура поверхности Мер­ курия—ближайшей к Солнцу планеты—достигает 400 гра­ дусов тепла. Кроме того, Мер­ курий лишен атмосферы. В таких условиях жизнь невоз­ можна. Планеты Юпитер, Са­ турн, Уран, Нептун и Плутон, наоборот, так далеки от Солн­ ца, что средние температуры на их поверхностях достигают не менее 140 градусов холода. Это служит препятствием для появления там жизни. Наибо­ лее благоприятны температур­ ные условия для жизни на Земле и соседних с ней Ве­ нере и Марсе. Но, как уже мы говорили выше, температура не являет­ ся единственным условием существования живых существ. Луна и Земля, например, по­ лучают от Солнца одинаковое количество тепла. Однако от­ сутствие на Луне атмосферы и воды делает ее необитаемой. Иное положение занимает Венера—самая близкая к нам планета: расстояние до нее от Земли иногда бывает менее 40 миллионов километров. Диаметр ее составляет 0,97 земного диаметра. Так же, как и на Земле, на Венере меняются времена года. Она окружена густой атмосферой, которая лишает нас возмож­ ности изучать поверхность этой планеты. На Венере мож­ но различить лишь неясные пятна—облачные образования. Метод спектрального анали­ за, успешно применяемый в геологии, помогает нам в известной степени изучать со­ став небесных тел и, в част­ ности, атмосфер планет. С помощью этого приема нам удалось выяснить, что атмо­ сфера Венеры содержит много углекислого газа и очень мало кислорода. Водяных паров в ней пока что не обнаружено. Наши исследователи Н. П. Барабашев и Н. А. Паршин обнаружили, что облака Ве­ неры состоят из водяных к а ­ пель и пылинок, или кристал­ ликов льда. В последние годы советский астроном Н. А. Козырев выяс­ нял, что на Венере существу­ ют более яркие полярные сия­ ния, чем не Земле. А это свидетельствует а том, что в атмосфере Венеры имеется азот. Наличие же этого га ­ за связано с органической жизнью. Все это позволяет полагать, что Венера сейчас находится в такой стадии сво­ его развития, в которой нахо­ дилась Земля миллионы лет назад. {Продолжение следует). Р е д а к т о р Г . А . Ш А Л У Н О В . Тираж 1600 экз.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz