Вперед к победе. 1941 г. (р.п. Тербуны Курской обл.)
3 (1103) Вперед, н победе! ОБ УКРЕПЛЕНИИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В слушая его, делает большую ошиб- ШКОЛЕ ку. Надо црнучить детей гааормть о плохих поступвах других и нислушнвать иорицавие перед всем Елассои, шеолой . Большую роль в сколачивации детского коллектива имеют ученические организации и комсомол, а н этом отношении ми но имеем даже у себя примера. Ученические ор ганизации, гам где они созданы, (1аботают из рук вон плохо, шко лы не заснмаются ими. Фор мально, как будто'бы нее в порядке, есть учком, отряд пионе ров, а работы они не ведут ника кой. Надо коренным образом улуч шить эту работу по школам. В начале третьей четверти каж дая школа должна обсудить у себя вопрос о работе ученических организаций и наметить копкрет пые ^мероприятия по улучше- Ш1Ю их работы. I! эюм деле нам дплжеп помочь райком комсо мола. ' Внешкольная и внеклассная работа учащихся и дисциплина Школа, учитель отвечают за поведение своих питомцев не толь ко в школе, но и па улице, до ма. Шкода должна организовать досуг учащихся я тогда не будет того, что мы имеем сейчас па улице—азартные игры, хулиган ство учащихся, а иногда и прес туалепия. Дети всегда ищат но вых острых ощущений. Не нахо дя в школе, они ИЩ1Т их на улице. Ученик третьего класса Тербунской средней школы Титов црнходит однажды к родите.зям своего товарища и заявляет: „В а шего Толика зарезало поездом**. В семье начался переполох исте рика, а тут же собралась тол па учеников я потешаются „дра свои пирчатки и обвинял учителя в в"[в1щ;тк0 их. Титов вообщс не дет ссО.1 нехорошо пе только па улице, ьо и в школе. Школа принимала к нему много мер. Но не действуют. Нужно было занять ся семьи, но семья отмахнулась от школы, _а па семью Титова и их сына легко было воздейст- кокать. Отец Титова-ответ. рабрт- пик, член партии и если школа оказалась бессильна сама, опа мог ла бы обратиться за содействием н партийную рргани.шциго Через обществеипость школа .могла бы также воздействовать и па такттх родителей, дети которых отличают ся хулиганством, как Ш.атохин (де журный по станции), Дорогавцев (бух. заготзерио), Еаменда и 1’ пу- чи (|Ц семьи защитника) и т. д. Но чаще требуется родителям по мочь школы в воспитаоин своих детей. И Те1|бунской школе уче ник третьего класса Чукардип ведет себя отвратительно и дома бьет отца. Одчако, шк''ла пе по могла родителям освоить воспи тание детей. Недагргическуго про паганду среди родителей мы ве дом крайне педостаточио. Каждая НеШ, многие пач.иыше школы в состоянии организовать' для родителей лекции, кружки, семя- пары, по ни одна школа к па шем районе этого не делает. Даже {юдитсльекпе собрания, которые обязательны к школе, каждую каждая мелочь в расписании, правилах поведения, в обязан ностях дежурного, в расстановке мебели, во внешнем оформлении здания и т. д., дол.жна быть продумана до мелочей. Школа должна являть положительный пример во всем, организуя и дисцинлипируя этим учеников. Как у пас обстчшт дело с режимом, распорядком в шкоде?Очень плохо. Возьмите ШКОЛЬНЫЙ двор и внеш ний вид школы. Во многих шко лах вы найдете бурьян, всякий хлам. 1спражпец.1м ко дкаре (потому что в уборную пельзя ходить, она никогда не чис тится), оолуплеяные здания. Подходя к такой школе ученик уже выцуж,деп нарушать элемен тарные нормы поведения. В убор ной грязь, он оправляет свои потребности за углом школы. На стенах дыры, грязь, ученик ко- ьыряет или мажет дополнительно, а руководитель школы сидит и возмущается па ребят,— как они пекультурпы, неряшливы, ба- ловпы. Ока.зыиается, эта некуль турность, неряшливость не детей, а его собственная. Особенно от личаются в этом отношении на чальные школы «Ударник» и Орловская (Х-Березовка). Захо дите в школу— грязь, стены ук рашены паутиной, неуклюжая изодранная мебель, в углу стоит таз около кедра иди бака, из ко- четверть проводятся от случая 1торого никогда не выносится вода к случаю. Проходят вяло, скучно к льется через край. На столе 11 не случайно, что такие соб1а- ния родители посещают с боль шой неохотой. В большинстве случаен паша работа сводится к тому, что учитель обходит роди телей, недисцинлинированных уче НИКОН иди вызывает в школу и за являет! „ваш сын нли дочь балует мой**. А почему не показать драм-|ся, примите меры'*, или „ах как кружку шкоды на сцене что-либо' п.тохо подучается с вашими деть с идейным наиравдениси без на рушения общесткепипго порядка Ученики той же шкоды Гребень ков, Сальников, Некрасов пахла- ли на рельс жел. дороги куски же леза. Крушение не случалось, его предупредили. А когда спросили руководителя школы! какие вы воды вы сделали из этого? Он от ветил— а какие выводы, их ош трафовала милиция на 25 руб. Такое безатветствениое отпошепие школы за поведение детей вне школы, бездействие школ в обла сти организации досуга граничит прямо с преступностью перед ро диной. Каждая школа, каждый учитель в состоянии и обязан орга- ^ цдзовать досуг учащихся. Круж ки, школьные газеты, бюллетени, массовые игры, прогулки должны быть в каждой школе. Мы име ем в эхом отношении хорошее на чало по Боркам. Есть хорошее начало и в Тербуяекп! средней школе. Учительница Савина час то организует прогулки с детьми в лес. И Шло.те теопо и она после запягий оргапи.зует со своими учениками раГтту дома. 11 по случайно, что в класс ее переводит „пеиспракамых" из других мара.глелмшх классов, м они скоро стаповятся примервымз ученишхми. Значенме единства школы, семьи и ОбЩ<>СТБСННЭСТК в ^укреплении дисциплины Большую роль должна сыграть в укрвид0П'1И дисциплины семья, общественность. Титов, которого л уже упоминал, однажды спрятал ми к школе**. Такая работа поль зы никакой но принесет, а вред— наверняка. Огец „иобъех** своего сына и после этого еще больше восстановит его против себя, шко лы и учителя. Плохо помогает нам и общест- веппссть в укреплении трудовой дмсцзнлниы. ПаберсжансЕии клуб, Тербупокий дек , обей станции (я имею ввиду перопы), многие избы читальни ореврапщются в росадиик хулиганства среди де тей. Бз}юслые посетители, начал, ство этих учреждений считают себя цоеторопанми зрителями, а иногда и сами развращают детей. А почему эг.!М „достопочтепным** не организовать что-либо для де тей, хотя бы детский сеанс ки нокартины, эго не так составит много труда. Многое зависит здесь от родителей, кото])ые пус кают с т и х детей бесконтрольно, па неограниченное время, неиз вестно куда. Во многом повин ны школы. уч;1те.1Я. Они обяза ны орган,13тать дви!К“пие общее ткеяписги за восстановление дис ЦИ1-1ИИЫ среди школьников па уллцо, в оощцсткеяаых местах, и школе. Они маю, пго делают к эго.м иа'1|ы:1леион. Режим и распорядок в школе Необходимым условием созна тельной дюциплииы в школе як.ляется четкий (гежии и распо рядок клм деятельности детей в ШКО.Ю, в семье, па улице. Там, где царит организоьапчость, четкость, иорндок пе может быть нарушителей диецнилниы. Там лежит грязный классный жур> пал, за столом сидит небритый, одевши, в фуражке учитель и читает нравоучения детям, что они размазывают грязь, ковыря» ют парту, рвут товарищу одежду, не моют уши, руки, даже насчет чистке зуб упоминает. К сожа лению, товарищи, такие школы у нас еще есть. Кроме того, что это отрицательно сказывается на дисциплине и толкает детей па небрежное отношение к школь ной и общественной собственности, а школа обязана воспитывать у учащихся любовь и уважение к ней. Конечно, есть положительное начало в этом деле по некоторым шкодам, но оно настолько мало, что цока не обеспечивает кыполвв' ние поставленной задачи. Многие руководители школ ежегодно, в начале ремонтной кампании, па вопрос! как дело с ремонтом, отве чают, задев цетерню в шевелюру — ничего, добился 3 —5 тыс. руб. Конечно, это хорошо, что она до биваются, но плохо то, что в ис тории Гербунов не нашелся ни один скромник придти в РОНО н заявить! в этом году я не буду ремонтировать школу и мебель. А все это легко сделать, все это зависит от учителя-руководителя. Ведь сумела же Урицкая школа посадить во дворе хороший поли- садпик, развинать ежегодно около школы цветник, повесить преду предительные таблички вроде то го, что вытирай ноги при входе в школу, не плюй и пе сори в школе— уважай труд уборщиц, приводить в порядок ШЕО.ЧЬНОе здапие, мебель, держать в чисто те школу, по стенам развесить лозунги, картины вместо паути ны. Как у пас обстоит дело с распи санием, внутренним распорядком по школам. Перед концом полу годия ыы обследовали 11 школ: Солдатского, Михайловского, Ожо- гииского сельских советов и толь- аеди'щиилниироваипт'ть исклю- ко в одной Набсрежанской НСШ ока чается сама по себе. Поэтому {зались правила поведеаия ученика в школе и то составленные нас пех, пепродуианпо. Как же мы можем требовать от учащихся сэзнательиой дисциплины, когда они пе знают, что «г них тре буется. Наша небрежность к этом вопросе ведет к тому, что мы пе восаитыкаем, а колечнм детей, особенно, где к классе работают несколько учителей. Один из них требует поднимать руку, когда ученик хочет что нибудь сказать, другой нет; один требу ет, чтобы ученик вставал, когда говорит с учителем и садился только с разрешения учителя, другие этого не требуют. Одни требуют чистой тетради, опрят ности, для других эго бозразлич но. Один требует, чтобы все си дели к классе бе« головных убо ров, другие обходит эго молчанием. Как вы думаетс может ли ученик ра.зо6рдТ1.ся в этой сумятице и быть всегда дисциплинированным? Безусловно нет. „Б прнучезии... особенно важно заботиться о том, чтобы не сде лать повиновеаия детей бессмыс ленный. Если дитя не может еще ясно понимать, почему и для чего оно делает то или другое, то по крайней мере оно должно знать, что оно делает, иначе из людей выйдут машины**. (Добролюбов). Прямо после совещания каждая школа должна разработать правила поведения учащихся в школе и дома, добиться их безусловного исполнения. Также должны быть выработаны единые требования к учащимся. Коротко я хотел заме тить о расаисаяиях. Сколько неурядицы, дезорганизации в на чале учебного года прааосят так называемые временные расписа ния и всеже некоторые руково дители, приехавшие на совещание, не составили расписания на вто рое полугодие и будут удивлять ся, как ребята после каникул стали рассеянными: не выполня ют домашних работ, не прино сят нужные тетради и нужные учебники в класс. Оказывается, здесь рассеянность не детей, а руководителей школ. Опыт работы лучших учите лей показал, что положитель ные качества надо воспитывать на показе великих людей, на обра зах художественной литературы. Мы используем эго недостаточно. Каждая школа может и должна организовать коллективный про смотр кинокартины, чтение ху дожественной литературы. Учи тель должен знать, что читает и читал его каждый ученик. Ор ганизовать разбор героев, худо жественной литературы, изуче ние с детьми биографий вели ких людей должен каждый учи тель. „Лучшие учителя приучают детей к вежливости, учат их здоровыкатьсн и ирощаться со взрослыми, с товарищами, при вызове учителя не садиться до тех пор, пока учитель не пред ложит сесть, извпииться, если кого-либо нечайпо толкнул или задел. Учат детей подавать стулья взрослым, подымать упавшие вещи, выслушивать речь в.1рос- лых и товарищей, не поребиьая их.** Пан с вами на первый раз надо добиться хотя бы изжития похабности среди учащихся. Ее много, об этом каж.1Ый знает из вас. Приведу один пример •27|ХП я въезжаю в Курганку, идут ученики из школы и по хабщина полетела на мена, на возчика. Заодим около конюшни обогреться к старику— колхозни ку, заходят учензки. Старик, зная, что я ..начальник'* школ, иоЕЛЗЫваи на одного из учеников стал жаловаться (ста рик сделал нехорошо, ябедни чать и старым, конечно, не подо хено) на это пос.1едовала реплика ученика „что ты брешишь седой**. Приведенные отрицательные при меры из Курганской НСШ мо гут создать мнения, что там де ло вообще стоит плохо. Эт» не верно. Б Курганской Н' Ш очень иного хорошего и плохие при меры привел я в Сиду патрио тизма своего рода, же лая помочь Курганке скорей изжить свои недостатки и занять первое мес то, которое она занимала на протяжении ряда дет. Допустим, что школа поста- вида на надлежащую идейную высоту дело сзяательной дис циплины, принимает все меры предупредительного характера, но всетаки некоторые ученики нарушают дисциплину. Может ли учитель применять к ни.ч ме ры наказания? Гезусловно. В на ших школах существуют меры поощрения и нэ казапия, но тем и другим учитель должен пользо ваться продуманно, иначе он не добьеться результатов или полу чит обратные ожидаемым. Бог, что по этому вопросу говорит М. и. Калинин; „Учителю необходима естествен ность и честность в разрешении всех вопросов, в особенности в разрешении различных детских дед, в вопросах наказаниях и I. д. Предположим, миьчик разбил стекло иди обидел девоч ку, или девочка—мальчика. Тут нужно исходить не только из са мого факта, как такового, но учитывать, как подействует на детскую психологию то или иное решение этого вопроса. Эго вуж- по безусловно**. К мерам поощрения и наказа ния в вашей шкоде отнвеятел; а) положительная оценка по ведения ученика перед классом, на общешкольном собрании, на родительском собрании, на педа гогическом совете; в специадьпом приказе директора по школе; премирование (книгой, билетами в театр, путевкой в дальнюю экскурсию и т. п.); награда за отличную учебу и примерное по ведение похвальной грамотой; занесение ученика на «доску по чета» и в „книгу почета** шко лы. б) устное замечание учителя, классного руководителя, цисьмеа- иое замечание в классном жур нале, дневнике; в исключитель ных случаях удаление из клас са ученика, мешающего работать, если сделапное замечание вс при вело к положительным результа там; замечание, выговор, строгий выговор директора школы; саи- ление четнертной отметки (реше нием педсовета) за покедепае и при.1ежанис; и как краевая мера — исключение ученика из школы за систематическое нарушение правил поведения. Опыт показал, что правильное применение этих мер К1щеист»ия приводит к по ложительным результатам. П М. Шалимов. Материал с январгиою совеща ния учителей риионт.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz