Вперед к победе. 1941 г. (р.п. Тербуны Курской обл.)

Вперед к победе. 1941 г. (р.п. Тербуны Курской обл.)

3 (1103) Вперед, н победе! ОБ УКРЕПЛЕНИИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В слушая его, делает большую ошиб- ШКОЛЕ ку. Надо црнучить детей гааормть о плохих поступвах других и нислушнвать иорицавие перед всем Елассои, шеолой . Большую роль в сколачивации детского коллектива имеют ученические организации и комсомол, а н этом отношении ми но имеем даже у себя примера. Ученические ор­ ганизации, гам где они созданы, (1аботают из рук вон плохо, шко­ лы не заснмаются ими. Фор­ мально, как будто'бы нее в порядке, есть учком, отряд пионе­ ров, а работы они не ведут ника­ кой. Надо коренным образом улуч­ шить эту работу по школам. В начале третьей четверти каж дая школа должна обсудить у себя вопрос о работе ученических организаций и наметить копкрет пые ^мероприятия по улучше- Ш1Ю их работы. I! эюм деле нам дплжеп помочь райком комсо­ мола. ' Внешкольная и внеклассная работа учащихся и дисциплина Школа, учитель отвечают за поведение своих питомцев не толь­ ко в школе, но и па улице, до­ ма. Шкода должна организовать досуг учащихся я тогда не будет того, что мы имеем сейчас па улице—азартные игры, хулиган ство учащихся, а иногда и прес туалепия. Дети всегда ищат но­ вых острых ощущений. Не нахо­ дя в школе, они ИЩ1Т их на улице. Ученик третьего класса Тербунской средней школы Титов црнходит однажды к родите.зям своего товарища и заявляет: „В а ­ шего Толика зарезало поездом**. В семье начался переполох исте­ рика, а тут же собралась тол­ па учеников я потешаются „дра свои пирчатки и обвинял учителя в в"[в1щ;тк0 их. Титов вообщс не дет ссО.1 нехорошо пе только па улице, ьо и в школе. Школа принимала к нему много мер. Но не действуют. Нужно было занять­ ся семьи, но семья отмахнулась от школы, _а па семью Титова и их сына легко было воздейст- кокать. Отец Титова-ответ. рабрт- пик, член партии и если школа оказалась бессильна сама, опа мог ла бы обратиться за содействием н партийную рргани.шциго Через обществеипость школа .могла бы также воздействовать и па такттх родителей, дети которых отличают­ ся хулиганством, как Ш.атохин (де­ журный по станции), Дорогавцев (бух. заготзерио), Еаменда и 1’ пу- чи (|Ц семьи защитника) и т. д. Но чаще требуется родителям по­ мочь школы в воспитаоин своих детей. И Те1|бунской школе уче­ ник третьего класса Чукардип ведет себя отвратительно и дома бьет отца. Одчако, шк''ла пе по­ могла родителям освоить воспи­ тание детей. Недагргическуго про­ паганду среди родителей мы ве­ дом крайне педостаточио. Каждая НеШ, многие пач.иыше школы в состоянии организовать' для родителей лекции, кружки, семя- пары, по ни одна школа к па­ шем районе этого не делает. Даже {юдитсльекпе собрания, которые обязательны к школе, каждую каждая мелочь в расписании, правилах поведения, в обязан­ ностях дежурного, в расстановке мебели, во внешнем оформлении здания и т. д., дол.жна быть продумана до мелочей. Школа должна являть положительный пример во всем, организуя и дисцинлипируя этим учеников. Как у пас обстчшт дело с режимом, распорядком в шкоде?Очень плохо. Возьмите ШКОЛЬНЫЙ двор и внеш­ ний вид школы. Во многих шко­ лах вы найдете бурьян, всякий хлам. 1спражпец.1м ко дкаре (потому что в уборную пельзя ходить, она никогда не чис тится), оолуплеяные здания. Подходя к такой школе ученик уже выцуж,деп нарушать элемен­ тарные нормы поведения. В убор­ ной грязь, он оправляет свои потребности за углом школы. На стенах дыры, грязь, ученик ко- ьыряет или мажет дополнительно, а руководитель школы сидит и возмущается па ребят,— как они пекультурпы, неряшливы, ба- ловпы. Ока.зыиается, эта некуль­ турность, неряшливость не детей, а его собственная. Особенно от­ личаются в этом отношении на чальные школы «Ударник» и Орловская (Х-Березовка). Захо­ дите в школу— грязь, стены ук­ рашены паутиной, неуклюжая изодранная мебель, в углу стоит таз около кедра иди бака, из ко- четверть проводятся от случая 1торого никогда не выносится вода к случаю. Проходят вяло, скучно к льется через край. На столе 11 не случайно, что такие соб1а- ния родители посещают с боль­ шой неохотой. В большинстве случаен паша работа сводится к тому, что учитель обходит роди­ телей, недисцинлинированных уче НИКОН иди вызывает в школу и за­ являет! „ваш сын нли дочь балует мой**. А почему не показать драм-|ся, примите меры'*, или „ах как кружку шкоды на сцене что-либо' п.тохо подучается с вашими деть с идейным наиравдениси без на­ рушения общесткепипго порядка Ученики той же шкоды Гребень ков, Сальников, Некрасов пахла- ли на рельс жел. дороги куски же­ леза. Крушение не случалось, его предупредили. А когда спросили руководителя школы! какие вы­ воды вы сделали из этого? Он от­ ветил— а какие выводы, их ош­ трафовала милиция на 25 руб. Такое безатветствениое отпошепие школы за поведение детей вне школы, бездействие школ в обла­ сти организации досуга граничит прямо с преступностью перед ро­ диной. Каждая школа, каждый учитель в состоянии и обязан орга- ^ цдзовать досуг учащихся. Круж­ ки, школьные газеты, бюллетени, массовые игры, прогулки должны быть в каждой школе. Мы име­ ем в эхом отношении хорошее на­ чало по Боркам. Есть хорошее начало и в Тербуяекп! средней школе. Учительница Савина час­ то организует прогулки с детьми в лес. И Шло.те теопо и она после запягий оргапи.зует со своими учениками раГтту дома. 11 по случайно, что в класс ее переводит „пеиспракамых" из других мара.глелмшх классов, м они скоро стаповятся примервымз ученишхми. Значенме единства школы, семьи и ОбЩ<>СТБСННЭСТК в ^укреплении дисциплины Большую роль должна сыграть в укрвид0П'1И дисциплины семья, общественность. Титов, которого л уже упоминал, однажды спрятал ми к школе**. Такая работа поль зы никакой но принесет, а вред— наверняка. Огец „иобъех** своего сына и после этого еще больше восстановит его против себя, шко лы и учителя. Плохо помогает нам и общест- веппссть в укреплении трудовой дмсцзнлниы. ПаберсжансЕии клуб, Тербупокий дек , обей станции (я имею ввиду перопы), многие избы читальни ореврапщются в росадиик хулиганства среди де­ тей. Бз}юслые посетители, начал, ство этих учреждений считают себя цоеторопанми зрителями, а иногда и сами развращают детей. А почему эг.!М „достопочтепным** не организовать что-либо для де­ тей, хотя бы детский сеанс ки­ нокартины, эго не так составит много труда. Многое зависит здесь от родителей, кото])ые пус кают с т и х детей бесконтрольно, па неограниченное время, неиз­ вестно куда. Во многом повин­ ны школы. уч;1те.1Я. Они обяза­ ны орган,13тать дви!К“пие общее ткеяписги за восстановление дис ЦИ1-1ИИЫ среди школьников па уллцо, в оощцсткеяаых местах, и школе. Они маю, пго делают к эго.м иа'1|ы:1леион. Режим и распорядок в школе Необходимым условием созна­ тельной дюциплииы в школе як.ляется четкий (гежии и распо­ рядок клм деятельности детей в ШКО.Ю, в семье, па улице. Там, где царит организоьапчость, четкость, иорндок пе может быть нарушителей диецнилниы. Там лежит грязный классный жур> пал, за столом сидит небритый, одевши, в фуражке учитель и читает нравоучения детям, что они размазывают грязь, ковыря» ют парту, рвут товарищу одежду, не моют уши, руки, даже насчет чистке зуб упоминает. К сожа­ лению, товарищи, такие школы у нас еще есть. Кроме того, что это отрицательно сказывается на дисциплине и толкает детей па небрежное отношение к школь­ ной и общественной собственности, а школа обязана воспитывать у учащихся любовь и уважение к ней. Конечно, есть положительное начало в этом деле по некоторым шкодам, но оно настолько мало, что цока не обеспечивает кыполвв' ние поставленной задачи. Многие руководители школ ежегодно, в начале ремонтной кампании, па вопрос! как дело с ремонтом, отве­ чают, задев цетерню в шевелюру — ничего, добился 3 —5 тыс. руб. Конечно, это хорошо, что она до­ биваются, но плохо то, что в ис­ тории Гербунов не нашелся ни один скромник придти в РОНО н заявить! в этом году я не буду ремонтировать школу и мебель. А все это легко сделать, все это зависит от учителя-руководителя. Ведь сумела же Урицкая школа посадить во дворе хороший поли- садпик, развинать ежегодно около школы цветник, повесить преду­ предительные таблички вроде то го, что вытирай ноги при входе в школу, не плюй и пе сори в школе— уважай труд уборщиц, приводить в порядок ШЕО.ЧЬНОе здапие, мебель, держать в чисто те школу, по стенам развесить лозунги, картины вместо паути­ ны. Как у пас обстоит дело с распи­ санием, внутренним распорядком по школам. Перед концом полу­ годия ыы обследовали 11 школ: Солдатского, Михайловского, Ожо- гииского сельских советов и толь- аеди'щиилниироваипт'ть исклю- ко в одной Набсрежанской НСШ ока чается сама по себе. Поэтому {зались правила поведеаия ученика в школе и то составленные нас­ пех, пепродуианпо. Как же мы можем требовать от учащихся сэзнательиой дисциплины, когда они пе знают, что «г них тре­ буется. Наша небрежность к этом вопросе ведет к тому, что мы пе восаитыкаем, а колечнм детей, особенно, где к классе работают несколько учителей. Один из них требует поднимать руку, когда ученик хочет что нибудь сказать, другой нет; один требу ет, чтобы ученик вставал, когда говорит с учителем и садился только с разрешения учителя, другие этого не требуют. Одни требуют чистой тетради, опрят­ ности, для других эго бозразлич но. Один требует, чтобы все си­ дели к классе бе« головных убо­ ров, другие обходит эго молчанием. Как вы думаетс может ли ученик ра.зо6рдТ1.ся в этой сумятице и быть всегда дисциплинированным? Безусловно нет. „Б прнучезии... особенно важно заботиться о том, чтобы не сде­ лать повиновеаия детей бессмыс­ ленный. Если дитя не может еще ясно понимать, почему и для чего оно делает то или другое, то по крайней мере оно должно знать, что оно делает, иначе из людей выйдут машины**. (Добролюбов). Прямо после совещания каждая школа должна разработать правила поведения учащихся в школе и дома, добиться их безусловного исполнения. Также должны быть выработаны единые требования к учащимся. Коротко я хотел заме тить о расаисаяиях. Сколько неурядицы, дезорганизации в на­ чале учебного года прааосят так называемые временные расписа­ ния и всеже некоторые руково­ дители, приехавшие на совещание, не составили расписания на вто­ рое полугодие и будут удивлять­ ся, как ребята после каникул стали рассеянными: не выполня­ ют домашних работ, не прино­ сят нужные тетради и нужные учебники в класс. Оказывается, здесь рассеянность не детей, а руководителей школ. Опыт работы лучших учите­ лей показал, что положитель­ ные качества надо воспитывать на показе великих людей, на обра­ зах художественной литературы. Мы используем эго недостаточно. Каждая школа может и должна организовать коллективный про­ смотр кинокартины, чтение ху­ дожественной литературы. Учи­ тель должен знать, что читает и читал его каждый ученик. Ор­ ганизовать разбор героев, худо жественной литературы, изуче­ ние с детьми биографий вели­ ких людей должен каждый учи­ тель. „Лучшие учителя приучают детей к вежливости, учат их здоровыкатьсн и ирощаться со взрослыми, с товарищами, при вызове учителя не садиться до тех пор, пока учитель не пред­ ложит сесть, извпииться, если кого-либо нечайпо толкнул или задел. Учат детей подавать стулья взрослым, подымать упавшие вещи, выслушивать речь в.1рос- лых и товарищей, не поребиьая их.** Пан с вами на первый раз надо добиться хотя бы изжития похабности среди учащихся. Ее много, об этом каж.1Ый знает из вас. Приведу один пример •27|ХП я въезжаю в Курганку, идут ученики из школы и по хабщина полетела на мена, на возчика. Заодим около конюшни обогреться к старику— колхозни­ ку, заходят учензки. Старик, зная, что я ..начальник'* школ, иоЕЛЗЫваи на одного из учеников стал жаловаться (ста­ рик сделал нехорошо, ябедни­ чать и старым, конечно, не подо хено) на это пос.1едовала реплика ученика „что ты брешишь седой**. Приведенные отрицательные при­ меры из Курганской НСШ мо­ гут создать мнения, что там де­ ло вообще стоит плохо. Эт» не­ верно. Б Курганской Н' Ш очень иного хорошего и плохие при­ меры привел я в Сиду патрио­ тизма своего рода, же лая помочь Курганке скорей изжить свои недостатки и занять первое мес­ то, которое она занимала на протяжении ряда дет. Допустим, что школа поста- вида на надлежащую идейную высоту дело сзяательной дис­ циплины, принимает все меры предупредительного характера, но всетаки некоторые ученики нарушают дисциплину. Может ли учитель применять к ни.ч ме­ ры наказания? Гезусловно. В на­ ших школах существуют меры поощрения и нэ казапия, но тем и другим учитель должен пользо­ ваться продуманно, иначе он не добьеться результатов или полу­ чит обратные ожидаемым. Бог, что по этому вопросу говорит М. и. Калинин; „Учителю необходима естествен­ ность и честность в разрешении всех вопросов, в особенности в разрешении различных детских дед, в вопросах наказаниях и I. д. Предположим, миьчик разбил стекло иди обидел девоч­ ку, или девочка—мальчика. Тут нужно исходить не только из са­ мого факта, как такового, но учитывать, как подействует на детскую психологию то или иное решение этого вопроса. Эго вуж- по безусловно**. К мерам поощрения и наказа­ ния в вашей шкоде отнвеятел; а) положительная оценка по­ ведения ученика перед классом, на общешкольном собрании, на родительском собрании, на педа­ гогическом совете; в специадьпом приказе директора по школе; премирование (книгой, билетами в театр, путевкой в дальнюю экскурсию и т. п.); награда за отличную учебу и примерное по­ ведение похвальной грамотой; занесение ученика на «доску по­ чета» и в „книгу почета** шко­ лы. б) устное замечание учителя, классного руководителя, цисьмеа- иое замечание в классном жур­ нале, дневнике; в исключитель­ ных случаях удаление из клас­ са ученика, мешающего работать, если сделапное замечание вс при­ вело к положительным результа­ там; замечание, выговор, строгий выговор директора школы; саи- ление четнертной отметки (реше­ нием педсовета) за покедепае и при.1ежанис; и как краевая мера — исключение ученика из школы за систематическое нарушение правил поведения. Опыт показал, что правильное применение этих мер К1щеист»ия приводит к по­ ложительным результатам. П М. Шалимов. Материал с январгиою совеща­ ния учителей риионт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz