Вперед к победе. 1941 г. (р.п. Тербуны Курской обл.)
        
 Вперед, и победе! 3 аюз) с» дБ УКРЕПЛЕНИИ сознательной дисциплины в школе Общие задачи Задачи школы в общей сис теме социа-шстического стро ительства 11 В воспитании иод- ра -тающего поколении четко определила программа партии. В 12 § читаем: „В период диктатуры проле тариата, т. е. в период под готовки условий, делающи.х возможным полное осущест вление коммунизма, школа дол жна быть но только провод ником принципов коммунизма вообще, по п проводником идей ного, оргаиизациоялого, воспи тательного влияния пролета риата на полупролетарские и иепролетарскпе слои трудя щихся масс в целях, воспитания поколен 1 »я, способного оконча тельно установить коммунизм". В основном мы построили со циалистическое общество и вступили в период перехода к коммунизму. Партия поста вила на данное время задачу — ликвидировать пережитки капитализма в сознании людей. Почетное место в выполнении этой задачи принадлежит шко ле. .Советская школа должна воспитывать пламенных пат риотов, безгранично любяп 1 их свою родину и до конца пре данных своему народу, новых людей, честных, храбрых, твер дых волей и характером, му жественных, выносливых, дис циплинированных, любящих труд, вооруженных знанием .основ наук" и практическими навыками, необходимыми д;ш будующей деятельности, для активного участия в социа листическом строительстве". Паши школы добились в ЭТО.М деле значительных усие- ■хов за последние годы. Однако, работа школ по ком.мунистичес* кому воспитанию детей, осо бенно по воспитанию созна тельной дисциплины, отстает от общего движения советско го народа. Слабость дисцип лины я воспитательной рабо ты шко.ты отрицательно вли яет на ход обучеиия и пове дение в практической жизни подрастающего поколения. Дальнейший успех в области обучении и воспитания зави сит от коренного улучшения постановки воспитания созна тельной дисциплины, иодлин- ио-еоциа.тистической. П шко лах, как никогда, сейчас тре- буетсн иаведенпе большевист ского порядка. Подлинно социалистическая дисциплина означает: 1 ) Сознание общественного долга перед родиной, понима- Ш 10 необходи-мости дисципли ны для успешной учебы. 2 ) Социалистическое отноше ние к учебе, труду, общест венной работе. о) Безусловное выполнение правил внутреннего распоряд ка школы, которые должны быть едины с се.мьей. А) Б 4 фежное отношение к школьному и обществениому имуществу. 6 } Строгое и неуклонное соб людение социа:шстического общежития. Гуманное отноше ние к учителю, старшему то вар пи 1 у. о) Имение организовать и культурно использовать время досуга. 7) Умение сочетать личные интересы с общественными, найти свое место в коллекти ве и быть полезны.м ему, без условно выполнять все реше ния и поручения коллектива. 8 ) П,епримири.чое отношение к дезорганизаторам и активная помощь учителю в постановке н о с и т алия сознательной дис циплины. ;и 1 сцн 11 лнпа во всяком об- щес.тве ('Пределяется сознанием господствующего кл.лсса. Со- инжшстичсскал лиецнплина определяется сознанием тру дящихся, строящих социализм, сна вытекает > из коммунисти ческих убеждений и требует доброво.зьного напряжения всех своих сил и способностей в труде и учебе. (.:о. 1 ните. 1 Ы 1 ал дисциплина — эго „дисциплина доверия и ор ганизованности*, .дисциплина товарищеская, дисциплина вся ческого увг 1 жсния, дисциплина самостоятельности и иници ативы в борьбе." (Ленин). Социалистическая диенпп- лина в нашей стране есть же лезная дисциплина. Она ,нз исключает а предполагает соз нательность и добровольность подчинения, ибо только созна тельная дисциплина может быть аселезной дисциплиной". (Сталин). Дисциплина в школе должна быть построена на понимании учащимися необходимости и важности норм поведения, на беспрекословности выполнения требования учителя и школы. Надо организовать работу шко лы так. чтобЕ .1 режи.м школы, оборудования, учеба, семья, улица воспитыва-тн у школь ника определенные качества поведения и твердые навыки в них. В этом году в дело воспита ния сознательной дисциплин 1 л учащихся имеются особенно благоприятные условия. Ре шения партии и правитель ства во укреплению трудовой дисциплины на предприятиях и учреждениях, решите.чьная борьба с дезорганизаторами социалистического труда и общежития оказали огроиное влияние на школу, учащихся. Творческий подъем, охватив ший советский народ с первых же дней учебы, плодотворно сказался на поведении уча щихся. Поднялась дисциплина, качество учебы, особенно в тех школах, где учителя пра вильно использовали этот подъем, оргаиизовалн по-но вому воспитательную работу, повысили требование к учи телям, учащимся. Воспитание дисциплины в процессе обучения Дисциплина является важнеи- ше1 частью ыоральпого и нрав ственного облика человека и не обходимым условием успешного обучения в школе. Поэтому воС' питание сознательной дисцапляны в шкоде является важнейшей составной частые всего учебао- воспвтатвльного процесса. Учеба есть труд, а труд создал чело века— говорят .9агельс, во всем его облике со всеми его норнами поведевял. В обучение форми руется мяровоззренве учащихся, труд двсцяадинирует ученика, организует его, воспитывает волю, павыки, умение бороться с труд ностями, уважение к труду, к трудящимся массам, презрение н ненависть к эсплоататорам, рва чам, разгильдяям. Поэтому учи тель должен организовать так процесс обучения, чтобы каждый его момент воспитывал, дисцип линировал ученика. Вспроенте учитедя-етличника, бывают ли у него случаи нарушения дисциплины Пн вам ответит: никогда. Учитель плохо, веправиль во организовавший урок и в целом обучение, создает условия для нарушения дисциплины. Л приведу вам такой пример: класс учительницы Борковской средией школы Троепольскей да вал хорошие показатели в учебе. Па учащихся этого класса радо валась вся школа, это был самый дисципливпроваввый и пример ный класс в поведении. Класс передали учительницы Диеспера- вой и через месяц класс стал самым ведисцяпливиронаныым, о поведения которого стала говорить каждый день в школе и на селе. У )чительв1ЦыТербунской сред пен школы Панконой в прошлом году была настолько отвратитель ная дисциплина в классе, что она пыталась бросить педагоги ческую работу вообще, стоило ей улучшить качество урока, как дисциплина заметно улучшилась, хотя еще желает много лучшего. Плохая дисциплина у учитель ницы Солдатской неполной сред ней школы Иироной. Когда изу чили причипы оказалось, уроки Жирова проводит очень низки ш) качеству, плохо организованные. Такие учителя в классе нервни чают, теряют равновесие, явля ются сами причиной плохой дис циплины на уроке, становятся несправедливы по отношению к ученикам, прибегают к окрикам, оскорблениям, самолюбия учеников и тем самым вместо гуманности воспитывают у учащихся гру бость. Я был свидетелем десят ков случаев когда от окрика учителя в классе ,,дрожат“ стены школьного здания. Приведу при мер; последний раз я слышал в Курганской неполной средне!! шко ле у учительницы Пгрунокой и в начальной школе ,,Ударник“ у учительницы Купавых. II после этого некоторые с детской нанв ностью вспрашнвают, удивляясь, почему так грубы стали дети? Многие учителя почти совсем не обращают внимания на акку ратность выполняемых работ уче никами. Тетрадь, учебник по не которым школам противно взять в руки. Некоторые из вас заав ляют, как неряшливы, пебрежны дети, а сами в то же время ежедневно листают грязные тет ради (школа ,,Трудовак“ , учи тельница Богатырева), да еще размазывают по языку пальцем, не думая о том, что чистота и аккуратность в данном случае за висит от учителя. Такой ученик навервака пе будет успе вать, наверняка будет наруши телем порядка, бракоделом и де зорганизатором к прсизводстве когда вырастет. Ученик, имеющий такую тетрадь, не может уважать себя, а яеуважающий себя не может уважать общественпого по рядка, старших товарищей, учите ли. Учитель, донустивший такую тетрадь в классе, не уважает себя и невольно является дезоргани затором общественного порядка. А вот ученики Пабере- жанской Пеш наверняка— отлич ники поведения и учебы, наверня ка вырастут гуманными, радеет выми людьми социалистического общества, стахановцами, а то и героями труда. Очень мало мы уделяем вни мания контролю за работой и поведением ученика, особенно за организацией и выполнением до машних заданий. Я просмотрел сотни тетрадей и нашел только единицы учеников, регулярно вы полняющих домашние задания. При нроверке домашней работы учителем Курганской неполной средней школы Коростелевым 27 декабря оказалось, что во вы полнили ее половина класса. У учи теля Солдатской неполной средней школы Ильченко 26 дсклб- ря 1940 г. не выполнило домаш нюю работу 10 человек, а это ведет к тому, что ученики не осваивают полностью п|ограммвого материала. Такие ученики при выкают к расхлябанности, в де за учеоу, расти гуманным человеком. Только при эго.и условии мы мож»м воспитать скромного большевика, а ни бохкала и вер хогляда. Учеаиц.1 первого класса Кур ганской ПеШ, 27 декабря 1940 года, на уроке пения, после того как „спела песепку“ , подскочила к учителю с вопросом, что вы мне поставили? Как вы думае те какими она побуждениями ру ководствуется к учебе? Безус ловно, из ней вырастает, если не поправить дело о воспитанием, игоист, индивидуалист, себелю- бсц. Крайня низка ответственность учащихен за свою учебу. В школах нередкость, когда за уче бу ученика отвечают все, только не сам ученик. Можзо слышать и нередко от учеников такие заявления: „попробуй поставь пло хо, авось II самому не поздоро виться!" Ученик Исаев (Ожогиа- зорганизацпи учебной работы в школе. Каждый урок учителем должен быть нестроен так, чтобы ученик знал его цель, порядок работы, чтобы ученик чувствовал ответст венность за работу, расематрнвад ее как частицу общего дела стро ительства коммунизме, чтобы ученик руководствовался об.цест веяными, а не личными мотива ми в учебе, тогда он будет успе вать, чувствовать ответственность скал 11С1П, учительниц» Шяль- никова) 28 декабря 1940 г. все время разговарива.1 на уроке, учи тельница сказала: выйди из клас са. Ученик ответил: ,,Пу и уйду, подумаешь!" Наворачивается, ухо дит за дверь и кричит на всю школу „кукареку". Вот нам ответ- ствепнность за поведение, за уче бу. А что сделали в Ожоге по поднятию дисциплины и отпетст вепности учеников за учебу? — ровно ничего. Учителя и дальше продолжают п.шго работать, а ученики шуметь. Неподготовленность учителя, слабое качество урока иногда приводят к тому, что и грубость учителя не помогает в наведении порядка в школе, тогда учитель сам уходит из класса, окончательно по называя свое бессилие. Переходит все границы педагогики, стано виться сам дезорганизатором учебы, дасцнплнпы. Роль азторитета учитепя в унреплении сознательной дисциплины Большую роль в поведении уча щихся играет авторитет учителя, а он зависит, в первую очередь, от того, насколько учитель вла деет своим предметом, педаго гическим мастерством, насколь ко учитель культурея, идейно- выдержан, по-большевистски прие- ципналеп. Систематическая, упор ная работа учнте.1я над новы шением своего идейво-аолитнче- ского уровня и педагогической квалификации— необходимое усло вие его авторитета. Поэтому важно, «чтобы учи тель смотрел за собой, чтобы он чувствовал, что его поведение и его действия находятся под силь нейшим контролем, под каким яе находится на один человек в ми- (Ш>. ((Калинин). Я не буду разбирать сейчас ы.гтсриал в области повышения педагогической квалификации. На ЭТО.М много остапавлинались на августовском совещании, но ни как нельзя обойти вопроса идей по-теоретичессого уровня учи теля. Такие учителя как Пзмал- К 01 ), Лярссих (Борковская сред няя школа) и другие, которые спустились до уровня дошколь ника, не знают даже вождей своего народа. Конечно, они немо гут иметь авторитета среди уче ников. Учитель всегда должен номнить слова Д-^бролюбова: «Юность иообищ склонна к восторженной идеализации. По этому дети любят соб.!рать в одно все понятия о совершенстве. какие нм удалось получить к пе- долгой своей ;ки!пи, и 1Ш[)Спосить их па какую нибудь определен ную личность, к которой видят осуществление своих идеалов. Все го чаще идеалом их становится учитель, и в Н8М-Т0 стараются они видеть соединение всех добро- дете.дей“ . ^читель должен являть образец любви и уважен.1я человеческой личности ученика. Формализм, принебрежительпое высокомерное отношение к ученику, грубый окрик воспитывает доже и у детей и никакие силы тогда не могут поднять авторитета учителя II на оборот, чуткость в сочетании со строгость:о а требовательностью, является прямым залогом автори тета учителя. Дети очень не лю бят нскуссгвенпосгь поведения учителя, сюсюкание. Таким учитедям как Диесперовой, из ВороЕ, и др. надо об атом подумать. Большую роль в укреплении авторитета учителя играют руко водство школы, комсомольские и ученические органи;!ацни. Конеч но, не может быть речи об аото- ритите учителя в Гербунской сред ней школе, где секретарь коми тета комсомола школы Юрьев, встречаясь с учителями, дожи дает, когда учитель скажет эму .чдравствуйте. 28;:ХП-40 г. Юрьев на всю шкоду, в глаза учительницы физькультуры, зая вил: «удивляюсь, за что вам толь ко деньги платит“ . А когда я вспрос'зл у руководителя школы, почему вы не приведете таких учеников к порядку, завуч. Лошкарек (коммунисту заявил; «Да что вы, он же секретарь комитета, ен и нас то не слу-^ шаег, а учителей— комсомдьцев, он брат, так берег в обор )Т, чти я не пикни». Придется скоро не айкать, очевидно, Лошкареву и Вучееву перед таким секретарем и встречаясь с ним говорить: здрав отвуйте тов. секретарь. Есть и обратные крайности. Мно гие руководители школ не обра щают вообще никакого внимания на комсомольские и пионерские ор ганизации, недооцеиииают их значение к шкоде. Роль детсиого коллектива в укреплении сознательной дисциплины Основой воснитания в вашей шкоде является епдочевный дет ский коддектив. Коддектнн— это могучее средство в воспитании сознательной дисциплины. „Только создав единый школь ный коддектив, можно разбудить в детском сознании могучую си лу общественного мнения, как регулирующего и дисциплинирую щего Боспитательного фактора". (Макаренко). Крайне низко по нашим шко лам воздействие коллектива уча щихся на дезорганизаторов. Очень часто учитель не может вавти нарушителя двецинлины в клас се и это потому, что детский кол лектив стоитобратяой сторонойк учи телю. Мае приходилось присутст вовать на многих классных со браниях, когда учитель но мо жет д'-биться ни одобрения, ни порицания дурного ноступка уче ника. Здесь, конечно, нет кол лектива по содержанию, .здесь есть коддектив по форме. Также нет коллектива там, где один ученик о^поступке другого гово рит на ушко учителю, а учитель. ч Онончание см. на 3 стр.
        
         Made with FlippingBook 
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz