Вперед к победе. 1941 г. (р.п. Тербуны Курской обл.)

Вперед к победе. 1941 г. (р.п. Тербуны Курской обл.)

Вперед, и победе! 3 аюз) с» дБ УКРЕПЛЕНИИ сознательной дисциплины в школе Общие задачи Задачи школы в общей сис­ теме социа-шстического стро­ ительства 11 В воспитании иод- ра -тающего поколении четко определила программа партии. В 12 § читаем: „В период диктатуры проле­ тариата, т. е. в период под­ готовки условий, делающи.х возможным полное осущест­ вление коммунизма, школа дол­ жна быть но только провод­ ником принципов коммунизма вообще, по п проводником идей­ ного, оргаиизациоялого, воспи­ тательного влияния пролета­ риата на полупролетарские и иепролетарскпе слои трудя­ щихся масс в целях, воспитания поколен 1 »я, способного оконча­ тельно установить коммунизм". В основном мы построили со­ циалистическое общество и вступили в период перехода к коммунизму. Партия поста­ вила на данное время задачу — ликвидировать пережитки капитализма в сознании людей. Почетное место в выполнении этой задачи принадлежит шко­ ле. .Советская школа должна воспитывать пламенных пат­ риотов, безгранично любяп 1 их свою родину и до конца пре­ данных своему народу, новых людей, честных, храбрых, твер­ дых волей и характером, му­ жественных, выносливых, дис­ циплинированных, любящих труд, вооруженных знанием .основ наук" и практическими навыками, необходимыми д;ш будующей деятельности, для активного участия в социа­ листическом строительстве". Паши школы добились в ЭТО.М деле значительных усие- ■хов за последние годы. Однако, работа школ по ком.мунистичес* кому воспитанию детей, осо­ бенно по воспитанию созна­ тельной дисциплины, отстает от общего движения советско­ го народа. Слабость дисцип­ лины я воспитательной рабо­ ты шко.ты отрицательно вли­ яет на ход обучеиия и пове­ дение в практической жизни подрастающего поколения. Дальнейший успех в области обучении и воспитания зави­ сит от коренного улучшения постановки воспитания созна­ тельной дисциплины, иодлин- ио-еоциа.тистической. П шко­ лах, как никогда, сейчас тре- буетсн иаведенпе большевист­ ского порядка. Подлинно социалистическая дисциплина означает: 1 ) Сознание общественного долга перед родиной, понима- Ш 10 необходи-мости дисципли­ ны для успешной учебы. 2 ) Социалистическое отноше­ ние к учебе, труду, общест­ венной работе. о) Безусловное выполнение правил внутреннего распоряд­ ка школы, которые должны быть едины с се.мьей. А) Б 4 фежное отношение к школьному и обществениому имуществу. 6 } Строгое и неуклонное соб­ людение социа:шстического общежития. Гуманное отноше­ ние к учителю, старшему то­ вар пи 1 у. о) Имение организовать и культурно использовать время досуга. 7) Умение сочетать личные интересы с общественными, найти свое место в коллекти­ ве и быть полезны.м ему, без­ условно выполнять все реше­ ния и поручения коллектива. 8 ) П,епримири.чое отношение к дезорганизаторам и активная помощь учителю в постановке н о с и т алия сознательной дис циплины. ;и 1 сцн 11 лнпа во всяком об- щес.тве ('Пределяется сознанием господствующего кл.лсса. Со- инжшстичсскал лиецнплина определяется сознанием тру­ дящихся, строящих социализм, сна вытекает > из коммунисти­ ческих убеждений и требует доброво.зьного напряжения всех своих сил и способностей в труде и учебе. (.:о. 1 ните. 1 Ы 1 ал дисциплина — эго „дисциплина доверия и ор­ ганизованности*, .дисциплина товарищеская, дисциплина вся­ ческого увг 1 жсния, дисциплина самостоятельности и иници­ ативы в борьбе." (Ленин). Социалистическая диенпп- лина в нашей стране есть же­ лезная дисциплина. Она ,нз исключает а предполагает соз­ нательность и добровольность подчинения, ибо только созна­ тельная дисциплина может быть аселезной дисциплиной". (Сталин). Дисциплина в школе должна быть построена на понимании учащимися необходимости и важности норм поведения, на беспрекословности выполнения требования учителя и школы. Надо организовать работу шко­ лы так. чтобЕ .1 режи.м школы, оборудования, учеба, семья, улица воспитыва-тн у школь­ ника определенные качества поведения и твердые навыки в них. В этом году в дело воспита­ ния сознательной дисциплин 1 л учащихся имеются особенно благоприятные условия. Ре­ шения партии и правитель­ ства во укреплению трудовой дисциплины на предприятиях и учреждениях, решите.чьная борьба с дезорганизаторами социалистического труда и общежития оказали огроиное влияние на школу, учащихся. Творческий подъем, охватив­ ший советский народ с первых же дней учебы, плодотворно сказался на поведении уча­ щихся. Поднялась дисциплина, качество учебы, особенно в тех школах, где учителя пра­ вильно использовали этот подъем, оргаиизовалн по-но­ вому воспитательную работу, повысили требование к учи­ телям, учащимся. Воспитание дисциплины в процессе обучения Дисциплина является важнеи- ше1 частью ыоральпого и нрав­ ственного облика человека и не­ обходимым условием успешного обучения в школе. Поэтому воС' питание сознательной дисцапляны в шкоде является важнейшей составной частые всего учебао- воспвтатвльного процесса. Учеба есть труд, а труд создал чело века— говорят .9агельс, во всем его облике со всеми его норнами поведевял. В обучение форми­ руется мяровоззренве учащихся, труд двсцяадинирует ученика, организует его, воспитывает волю, павыки, умение бороться с труд­ ностями, уважение к труду, к трудящимся массам, презрение н ненависть к эсплоататорам, рва­ чам, разгильдяям. Поэтому учи­ тель должен организовать так процесс обучения, чтобы каждый его момент воспитывал, дисцип­ линировал ученика. Вспроенте учитедя-етличника, бывают ли у него случаи нарушения дисциплины Пн вам ответит: никогда. Учитель плохо, веправиль во организовавший урок и в целом обучение, создает условия для нарушения дисциплины. Л приведу вам такой пример: класс учительницы Борковской средией школы Троепольскей да­ вал хорошие показатели в учебе. Па учащихся этого класса радо­ валась вся школа, это был самый дисципливпроваввый и пример­ ный класс в поведении. Класс передали учительницы Диеспера- вой и через месяц класс стал самым ведисцяпливиронаныым, о поведения которого стала говорить каждый день в школе и на селе. У )чительв1ЦыТербунской сред пен школы Панконой в прошлом году была настолько отвратитель­ ная дисциплина в классе, что она пыталась бросить педагоги­ ческую работу вообще, стоило ей улучшить качество урока, как дисциплина заметно улучшилась, хотя еще желает много лучшего. Плохая дисциплина у учитель­ ницы Солдатской неполной сред­ ней школы Иироной. Когда изу­ чили причипы оказалось, уроки Жирова проводит очень низки ш) качеству, плохо организованные. Такие учителя в классе нервни­ чают, теряют равновесие, явля ются сами причиной плохой дис­ циплины на уроке, становятся несправедливы по отношению к ученикам, прибегают к окрикам, оскорблениям, самолюбия учеников и тем самым вместо гуманности воспитывают у учащихся гру­ бость. Я был свидетелем десят­ ков случаев когда от окрика учителя в классе ,,дрожат“ стены школьного здания. Приведу при­ мер; последний раз я слышал в Курганской неполной средне!! шко­ ле у учительницы Пгрунокой и в начальной школе ,,Ударник“ у учительницы Купавых. II после этого некоторые с детской нанв ностью вспрашнвают, удивляясь, почему так грубы стали дети? Многие учителя почти совсем не обращают внимания на акку­ ратность выполняемых работ уче­ никами. Тетрадь, учебник по не­ которым школам противно взять в руки. Некоторые из вас заав ляют, как неряшливы, пебрежны дети, а сами в то же время ежедневно листают грязные тет­ ради (школа ,,Трудовак“ , учи­ тельница Богатырева), да еще размазывают по языку пальцем, не думая о том, что чистота и аккуратность в данном случае за­ висит от учителя. Такой ученик навервака пе будет успе­ вать, наверняка будет наруши­ телем порядка, бракоделом и де зорганизатором к прсизводстве когда вырастет. Ученик, имеющий такую тетрадь, не может уважать себя, а яеуважающий себя не может уважать общественпого по­ рядка, старших товарищей, учите­ ли. Учитель, донустивший такую тетрадь в классе, не уважает себя и невольно является дезоргани­ затором общественного порядка. А вот ученики Пабере- жанской Пеш наверняка— отлич­ ники поведения и учебы, наверня­ ка вырастут гуманными, радеет выми людьми социалистического общества, стахановцами, а то и героями труда. Очень мало мы уделяем вни­ мания контролю за работой и поведением ученика, особенно за организацией и выполнением до­ машних заданий. Я просмотрел сотни тетрадей и нашел только единицы учеников, регулярно вы­ полняющих домашние задания. При нроверке домашней работы учителем Курганской неполной средней школы Коростелевым 27 декабря оказалось, что во вы­ полнили ее половина класса. У учи­ теля Солдатской неполной средней школы Ильченко 26 дсклб- ря 1940 г. не выполнило домаш­ нюю работу 10 человек, а это ведет к тому, что ученики не осваивают полностью п|ограммвого материала. Такие ученики при­ выкают к расхлябанности, в де­ за учеоу, расти гуманным человеком. Только при эго.и условии мы мож»м воспитать скромного большевика, а ни бохкала и вер­ хогляда. Учеаиц.1 первого класса Кур­ ганской ПеШ, 27 декабря 1940 года, на уроке пения, после того как „спела песепку“ , подскочила к учителю с вопросом, что вы мне поставили? Как вы думае­ те какими она побуждениями ру­ ководствуется к учебе? Безус­ ловно, из ней вырастает, если не поправить дело о воспитанием, игоист, индивидуалист, себелю- бсц. Крайня низка ответственность учащихен за свою учебу. В школах нередкость, когда за уче­ бу ученика отвечают все, только не сам ученик. Можзо слышать и нередко от учеников такие заявления: „попробуй поставь пло­ хо, авось II самому не поздоро­ виться!" Ученик Исаев (Ожогиа- зорганизацпи учебной работы в школе. Каждый урок учителем должен быть нестроен так, чтобы ученик знал его цель, порядок работы, чтобы ученик чувствовал ответст­ венность за работу, расематрнвад ее как частицу общего дела стро­ ительства коммунизме, чтобы ученик руководствовался об.цест веяными, а не личными мотива­ ми в учебе, тогда он будет успе вать, чувствовать ответственность скал 11С1П, учительниц» Шяль- никова) 28 декабря 1940 г. все время разговарива.1 на уроке, учи­ тельница сказала: выйди из клас­ са. Ученик ответил: ,,Пу и уйду, подумаешь!" Наворачивается, ухо­ дит за дверь и кричит на всю школу „кукареку". Вот нам ответ- ствепнность за поведение, за уче­ бу. А что сделали в Ожоге по поднятию дисциплины и отпетст вепности учеников за учебу? — ровно ничего. Учителя и дальше продолжают п.шго работать, а ученики шуметь. Неподготовленность учителя, слабое качество урока иногда приводят к тому, что и грубость учителя не помогает в наведении порядка в школе, тогда учитель сам уходит из класса, окончательно по называя свое бессилие. Переходит все границы педагогики, стано­ виться сам дезорганизатором учебы, дасцнплнпы. Роль азторитета учитепя в унреплении сознательной дисциплины Большую роль в поведении уча­ щихся играет авторитет учителя, а он зависит, в первую очередь, от того, насколько учитель вла­ деет своим предметом, педаго­ гическим мастерством, насколь­ ко учитель культурея, идейно- выдержан, по-большевистски прие- ципналеп. Систематическая, упор­ ная работа учнте.1я над новы шением своего идейво-аолитнче- ского уровня и педагогической квалификации— необходимое усло­ вие его авторитета. Поэтому важно, «чтобы учи­ тель смотрел за собой, чтобы он чувствовал, что его поведение и его действия находятся под силь­ нейшим контролем, под каким яе находится на один человек в ми- (Ш>. ((Калинин). Я не буду разбирать сейчас ы.гтсриал в области повышения педагогической квалификации. На ЭТО.М много остапавлинались на августовском совещании, но ни­ как нельзя обойти вопроса идей по-теоретичессого уровня учи­ теля. Такие учителя как Пзмал- К 01 ), Лярссих (Борковская сред­ няя школа) и другие, которые спустились до уровня дошколь­ ника, не знают даже вождей своего народа. Конечно, они немо гут иметь авторитета среди уче­ ников. Учитель всегда должен номнить слова Д-^бролюбова: «Юность иообищ склонна к восторженной идеализации. По­ этому дети любят соб.!рать в одно все понятия о совершенстве. какие нм удалось получить к пе- долгой своей ;ки!пи, и 1Ш[)Спосить их па какую нибудь определен­ ную личность, к которой видят осуществление своих идеалов. Все­ го чаще идеалом их становится учитель, и в Н8М-Т0 стараются они видеть соединение всех добро- дете.дей“ . ^читель должен являть образец любви и уважен.1я человеческой личности ученика. Формализм, принебрежительпое высокомерное отношение к ученику, грубый окрик воспитывает доже и у детей и никакие силы тогда не могут поднять авторитета учителя II на­ оборот, чуткость в сочетании со строгость:о а требовательностью, является прямым залогом автори­ тета учителя. Дети очень не лю­ бят нскуссгвенпосгь поведения учителя, сюсюкание. Таким учитедям как Диесперовой, из ВороЕ, и др. надо об атом подумать. Большую роль в укреплении авторитета учителя играют руко­ водство школы, комсомольские и ученические органи;!ацни. Конеч­ но, не может быть речи об аото- ритите учителя в Гербунской сред­ ней школе, где секретарь коми­ тета комсомола школы Юрьев, встречаясь с учителями, дожи­ дает, когда учитель скажет эму .чдравствуйте. 28;:ХП-40 г. Юрьев на всю шкоду, в глаза учительницы физькультуры, зая­ вил: «удивляюсь, за что вам толь­ ко деньги платит“ . А когда я вспрос'зл у руководителя школы, почему вы не приведете таких учеников к порядку, завуч. Лошкарек (коммунисту заявил; «Да что вы, он же секретарь комитета, ен и нас то не слу-^ шаег, а учителей— комсомдьцев, он брат, так берег в обор )Т, чти я не пикни». Придется скоро не айкать, очевидно, Лошкареву и Вучееву перед таким секретарем и встречаясь с ним говорить: здрав отвуйте тов. секретарь. Есть и обратные крайности. Мно­ гие руководители школ не обра­ щают вообще никакого внимания на комсомольские и пионерские ор­ ганизации, недооцеиииают их значение к шкоде. Роль детсиого коллектива в укреплении сознательной дисциплины Основой воснитания в вашей шкоде является епдочевный дет­ ский коддектив. Коддектнн— это могучее средство в воспитании сознательной дисциплины. „Только создав единый школь­ ный коддектив, можно разбудить в детском сознании могучую си­ лу общественного мнения, как регулирующего и дисциплинирую­ щего Боспитательного фактора". (Макаренко). Крайне низко по нашим шко­ лам воздействие коллектива уча­ щихся на дезорганизаторов. Очень часто учитель не может вавти нарушителя двецинлины в клас­ се и это потому, что детский кол­ лектив стоитобратяой сторонойк учи телю. Мае приходилось присутст­ вовать на многих классных со­ браниях, когда учитель но мо­ жет д'-биться ни одобрения, ни порицания дурного ноступка уче­ ника. Здесь, конечно, нет кол­ лектива по содержанию, .здесь есть коддектив по форме. Также нет коллектива там, где один ученик о^поступке другого гово­ рит на ушко учителю, а учитель. ч Онончание см. на 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz