Восход. 1970 г. (с. Измалково)
Учить (С С 1 ОВЕТСК.АЯ школа в настоящее ) время находится на новом этапе дальнейшего развития и усовер шенствования 'всей системы обучения и воспитания подрастающего поколения. Над решением задач, поставленных XXIII съездом КПСС и постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения ра боты средней общеобразовательной шко лы», которое было принято в ноябре 1966 года, работал учительский коллек тив нашего района в прошлом году. Деятельная подготовка к зна менательной дате—100-летию со дня рождения В. И. Ленина сыграла поло жительную роль в деле научного про гресса в стране и воспитания молодежи на примерах жизни вождя. В связи с быстрейшим ростом науки и современ ных условий развития общества, назрела острая необходимость в ряде преобра- зований в системе педагогической дея тельности. Начало таких преобразова ний имело место в прошлом году.- Именно об итогах, обобщении и даль нейшем развитии накопленного опыта шла речь на традиционном августов ском совещании учителей Измалионско го района. Собравшиеся рассмотрели два вопроса «О состоянии и путях по вышения эффективности учебно-воспи тательного прогресса в авете решений ЦК КПСС и Совета Министров СССР» и «Об итогах XVI съезда ВЛКСМ и мерах по улучшению работы школьных, комсомольских и пионерских организа ций». В своем докладе заведующий РОНО А. А. Шаталов подчеркнул огромное значение всестороннего развития нынеш него молодого человека — строителя коммунистического общества и важную роль школы в формировании характера подростков. Учителя своей целенаправ ленной работой, воспитывая своих пи томцев на основе современных требова- ний, призваны решать вопросы госу дарственной важности. Как отмечено в докладе, такая рабо та в значительной мере велась во всех школах нашего района в прошлом году. Улучшилось качество преподаваемых знаний учащимся, повысилась успевае мость и соответственно сократилось число второгодников во многих школах. Процент успеваемости составил 97,8 процента, что на полпроцента выше пре дыдущего учебного года, а количество неуспевающих уменьшилось на 12 чело век. Надо заметить, что стабильность в повышении успеваемости в районе на блюдается на протяжении ряда лет. Это говорит за то, что педагогический коллектив нашего района постоянно со вершенствует 1методы своей работы, ищет новые формы воспитания у моло дежи стремления к знаниям. Не только отдельные учителя такие, как т. т. До рохина, Поветкина из Знаменской вось милетней школы, Чудинова (Архангель ская 8-летняя школа), Агеев (Николь ская средняя школа), но и целые кол лективы мобилизуют свои силы, чтобы выполнить решения партии и правитель ства и оправдать свое высокое назначе ние. Ореди них следует выделить коллек тив Каменской средней школы во главе с В. В. Шемиловой, Глотовской средней' и Знаменской, Пожаровской, Кошкин- екой восымилетиих школ. О СНОВНОЕ внимание сконцентри ровано на проблемах, связанных с переходом начальных классов на новые программы. Они вводятся уже в первые и вторые классы, а чет вертые уж переходят на предметное обучение. Опыт прошлого года, когда в отдельных школах были созданы экспе риментальные классы, показывает, что значительное усовершенствование мето дов обучения помогло быстрейшему раз витию способностей у учащихся. Новая программа избавила от ненужных пов торений, способствует логическому мыш лению детей младшего возраста. Преи мущества ее очевидны. Однако, полный успех решения этого дела зависит в большей мере от умения педагога пра вильно целенаправить свою деятель ность. Докладчик много места уделяет недостаткам, которые, к сожалению, встречаются в практике работы. Многие учителя еще пользуются старыми мето дами ведения урока, мало уделяют вни мания теоретическим знаниям, стремят ся сформировать навыки путем много кратного выполнения большого количе ства однотипных упражнений, создавая при этом перегрузку учащихся. При анализе решения задач на уроках мате матики иногда главное внимание обра щается на форму разного рода записей, а не на раскрытие математической сущ ности задач и отношения между величи нами Нередко большим недостатком яв ляется слабая научно-теоретическая и творчески мыслить районного совещания учителей) методическая подготовка некоторых учи телем. Важно, чтобы они сами ознако мились с новой программой и правиль но планировали каждый урок, тщатель но готовясь к нему, досконально изучая новые учебники, четко представляя ос новные научные конецепции. Но не все еще из педагогов прошли специальную переподготовку, а некоторые не стре мятся повысить свою квалификацию. Они отстали от уровня новых задач, поздно начинают писать с учащимися работы творческого характера, слабо справляются с программным материа лом, тормозят развитию способностей подростков. В начальных школах введено пред метное обучение, но у многих педагогов нет опыта ведения уроков. Поэтому важно осуществлять шефство со сторо ны коллективов средних школ. Видимо, надо чаще проводить методические кон сультации и семинары учителей-пред- метников начальных классов по подго товке к работе по новым программам. В истекшем году проводились районные семинары учителей физики, биологии, математики и русского языка. Работали школьные и межшкольные методические комиссии, кустовые объединения на чальных классов. Все _эти мероприятия дают положительные результаты. Сле дует продолжать и совершенствовать такие методы подготовки учителей и в наступающем учебном году, так как в период массового перехода на новые программы роль кустовых методических объединений возрастает, основной зада чей их является более конкретное руко водство самообразованием учителей. Настоящую заботу о начальных шко лах своего микрорайона проявляют кол лективы Пожаровской, Архангельской, Афанасьевской школ. Учителя совместно обсуждают планы работы, намечают мероприятия по ликвидации выявленных недостатков. Особую тревогу вызывает осущест вление в районе восьмилетнего всеобуча и выполнения плана приема в 9 класс. Во многих школах недостает контин гента учащихся в девятых классах, от сеиваются ученики и в младших клас сах. Все это происходит лишь потому; что слабо ведется внеклассная работа, отсутствует индивидуальный подход к каждому ученику. А ведь это необходи мо в педагогической практике, так как окончательное мировоззрение подростка может сложиться под влиянием старших и оно формируется в раннем возрасте. Ниже своих возможностей в этом отно шении работал коллектив Афанасьев ской средней школы. Учителя пренебрег ли повседневной работой с учащимися в течении года, а ограничились тем, что в конце его отобрали нужное количество документов восьмиклассников и попро сили их написать заявления о поступле нии в девятый класс. Такой подход, к делу не оправдался. К началу учебного года многие «из желающих» учиться дальше, один за другим брали назад свои .заявления и уезжали из села. Та кая участь постигла и руководителей Измалковской и Никольской средних- школ. Надо отметить, что в Афанась^ веской и Никольской школах план по приему в 9 класс не выполнен и на на чало этого года. В результате такого отношения' к этому вопросу отдельных коллективов в районе из 360 учащихся, которые должны обучаться в девятых классах на 1969-1970 учебные годы, в средних школах осталось 341 человек. На совещании шла речь о недостат ках обучения учащихся в группах про дленного дня. Не всегда устанавливает ся деловой контакт учеников с учите лем и воспитателем. Не все еще вос питатели и руководители школ осознают главную задачу педагогического руко водства в самостоятельной работе де тей. Были случаи, когда группы ком плектовались из отстающих в учебе. До сих пор не наведен порядок в 'ор ганизации питания детей в школах. Да же в таких больших селах, как Черви ва, Афанасьево и Измалково, в школь ные буфеты продукты питания завози, лись нерегулярно. На это следует обра тить серьезное внимание. НА УРОВНЕ проходили и фа- ультатииные занятия в школах, орошо они были организованы в <овской, Афанасьевской и Ни- эй средних школах. Хуже дело „о в Ровенской, Гниловодской, тенакой и Квитковской 8-лет- солах. Здесь эти занятия были I на дополнительные Ни в одной за исключением Измалковской 1, не было организовано факуль- дх занятий по изучению авггомо- и сельскохозяйственных машин. Кстати сказать, такое невыполнение программных требований .мешает решать проблему сельскохозяйственной профо риентации. Видимо, в этом и кроется вся причина того, что немногие юноши и девушки приобретают специальности механизатора. В налаживании такого положения должны оказать помощь промышленные и хозяйственные пред приятия района. Они должны предоста вить возможность учащимся проходить производственную практику. Н ЕЛЬЗЯ обходить вниманием летний отдых детей. Организацией его. должны заниматься не только пе дагогические коллективы школ, но и ру ководители хозяйств, профсоюзные и советские органы. Во многих школах летний отдых сочетался с полезным тру дом. Это один из методов физического' воспитания детей, привития им любви к труду. Ребята за лето не только отдох-. нули духовно, но и закалились физиче ски. Они выращивали различные куль туры на пришкольных участках и уч хозах, активно помогали хозяйствам в уборке зерновых, работая на токах, на хлебоприемном пункте, помощниками комбайнеров. Учащиеся Измалковеких средней и восьмилетней школ, Глотов- окой, Слободской, Кошкинской, Предте, чевской, Сухо-Семенецкой школ хорошо работали на уборке вишни в совхозе «Пролетарий». Учащиеся Никитской, Пречистенской и Чермошенской 8-летних школ участвовали в строительстве школ и других объектов В Афа насьевской школе с учащимися проведе но много походов и экскурсий под ру ководством старшей пионервожатой. 25 человек старшеклассников совершили поход в течение пяти дней на Орловско- Курскую дугу. Пионеры 5—7 классов побывали в заповеднике «Воргольскне, скалы», в пионерском лагере «Березка». Г ОВОРЯ об итогах XVI съезда ком сомола, первый секретарь райкома ВЛКСМ М. Д. ПЕРЦЕВ отметил, что съезд назвал первостепенной зада чей воспитания советской молодежи в духе ленинских заветов. Были намечены пути улучшения работы комсомола— авангарда нашей молодежи. Исключи тельная роль в формировании коммуни стического мировоззрения принадлежит школе. Задача школьного комсомола- ■всемерно содействовать учительству в совершенствовании идейно-воспита тельной работы Комсомол и его верный помощник— пионерия приняли активное участие в подготовке к ленинскому юбилею, во время которой была продемонстрирова на большая любовь, к вождю и верность его заветам нашей молодежи, впитав шей в себя революционные и трудовые традиции старшего поколения. Силами .учащихся оформлены в каждой школе уголки и музеи В. И. Ленина, в боль шинстве школ имеются уголки боевой и трудовой славы. Ленинские зачеты, ко торые проходили в каждой школе, в ко торых принимали участие все комсо мольцы района, показали большую тя гу молодежи к знаниям, духовно обога тили каждого. С лучшей стороны была отмечена в докладе секретаря райкома ВЛКСМ комсомольская организация Никольской средней школы. За хоро шую работу она награждена Почетной грамотой обкома ВЛКСМ и ОБЛОНО. Комсомол должен постоянно осущест влять практическую помощь педагогиче скому коллективу школ в воспитании неотъемлемых качеств строителя комму нистического общества, способствовать укреплению дисциплины и выступать за стрельщиками всего нового. Не менее важная задача, которую должны решать комсомольские организации,—это под держивать тесную связь школы с про изводством, бороться за то, чтобы каж дый молодой человек сумел найти себе дело по душе в родном селе. Этому вопросу уделялось большое 'внимание на втором Пленуме ЦК ВЛКСМ. Наша школа, наряду с воспитанием высокооб разованного поколения, была и должна оставаться важным резервом для по полнения колхозов и совхозов квалифи цированными рабочими кадрами. ^В своем приветствии к участникам XVI съезда ВЛКСМ Центральный ко митет КПСС призвал комсомол уде лять внимания работе пионерских орга низаций. В нашем районе немало пи онерских организаций, которые заслужи вают похвалы. За хорошие успехи в работе пионеры Измалковской средней и Сухо-Семенецкой восьмплетней школ награждены Почетными грамотами об кома комсомола, которые будут вруче ны ребятам в начале учебного года. Много хороших дел «а счету пионеров Никольской средней, Никитской. Пят ницкой, Знаменской и Чермошелской восьмилетних школ. В связи с подготовкой к 50-летию пионерской организации, съезд комсомо ла принял обращение ко всем пионерам страны. Ответом на это обращение явилось «Пионерское слово комсомолу делегатов IV Всесоюзного слета пионе ров». Было решено провести Всесоюз ный марш пионерских отрядов «Всегда готов», в котором должен принять уча стие каждый пионерский отряд, рапор туя партии и комсомолу о новых успе хах в учебе, труде, спорте. Первый год ВоСсоюзного марша пионерских отрядов должен пройти под знаком подготовки к XXIV съезду КПСС. В ПРЕНИЯХ' по докладам первое ело-■ во_ было предоставлено директору Никольской средней школы В. А. ВОБЛИКОВОЙ. Она говорила о боль шом значении воспитания молодежи на примерах жизни и деятельности В. И. Ленина, Это неисчерпаемый источник педагогического материала, который на до использовать ежедневно на уроках во внеклассной работе. Очень важно умело сочетать теоретический материал с показом фильмов на ' ленинские и ре волюционные темы. Именно в школьном возрасте ребята больше всего интересу ются героикой исторического прошлого, пытаются во всем подражать великим людям эпохи и не следует упускать это го момента формирования у них поли тической убежденности, чувства партио- тизма и горячей любви к Родине. Завуч Афанасьевской средней школы П. И. Л1АТОХИН говорил, что с пере ходом на новую программу обучения в начальных классах возникнут трудности у податопического коллектива школ, так как еще слабо накоплен опыт работы по новой системе. Но они преодолимы, если за дело браться с душой, творче ски подходить к каждому предмету. Здесь успех дела будет зависеть и от каждого учителя в отдельности, и от того, насколько слаженно будет рабо тать коллектив в целом. О задачах директора в деле совер шенствования учебно - воспитательно^ го процесса рассказала с трибуны со вещания директор Знаменской восьми летней школы Т. А. ПОВЕТКИНА Она подчеркнула необходимость осуществле ния постоянного контроля со стороны руководства школы за ходом занятий на всех участках педагогической дея тельности. Своевременное выявление и исправление допущенных ошибок, раз бор их на педсоветах помогут решить поставленные задачи. Ни в коем случае нельзя оставлять без внимания просче ты. Учить и самим учиться—такой воп рос не снимается с повестки дня. С рассказом о своей работе и планом на будущее выступила перед участника ми совещания учителей района учитель ница начальных классов Архангельской восьмилетней школы К. С. МАЛЯВИ НА,—Новая программа отвечает совре менным требованиям жизни и духовно го развития нынешнего человека,—ска зала она,—наш школьник должен ид ти в ногу со временем. По опыту рабо ты энаю, что в младших классах дети особенно стремятся познать, как можно больше, опережают школьный материал. Разве мы вправе не считаться с этим. Очень правильно, что вопрос о замене существующей доныне учебной програм мы, поднят своевременно Само время прогресса накладывает отпечаток на ум ственное развитие наших детей. В ОПРОС обучения работающей мо лодежи волнует всех. Ему иосвятил свое выступление заведующий Иамалковскнм УКП Липец кой областной заочной школы А. С. БА- ТЮТИН. Привлечение молодых людей, работающих на производстве и занятых в сельском хозяйстве, к продолжению своего образования не должно оставать ся вне внимания партийных, комсомоль ских и других организаций. Нам нужны образованные, 'всесторонне развитые, люди, способные работать «а любом участке строительства нового общества. II вопрос всеобуча можно решить толь ко всеобщими усилиями, постоянной разъяснительной работой среди молоде жи. На совещании также выступили: старшая пионервожатая Измалков- ской средней школы Э. А, ЕВСЮКОВА и учительница Измалковской восьмилет ней школы Н. А СОКОЛОВА, „ В о с х о д " 2 стр., 29 августа 1970 года № 105 (5132;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz