Восход. 1970 г. (с. Измалково)

Восход. 1970 г. (с. Измалково)

Учить (С С 1 ОВЕТСК.АЯ школа в настоящее ) время находится на новом этапе дальнейшего развития и усовер­ шенствования 'всей системы обучения и воспитания подрастающего поколения. Над решением задач, поставленных XXIII съездом КПСС и постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения ра­ боты средней общеобразовательной шко­ лы», которое было принято в ноябре 1966 года, работал учительский коллек­ тив нашего района в прошлом году. Деятельная подготовка к зна­ менательной дате—100-летию со дня рождения В. И. Ленина сыграла поло­ жительную роль в деле научного про­ гресса в стране и воспитания молодежи на примерах жизни вождя. В связи с быстрейшим ростом науки и современ­ ных условий развития общества, назрела острая необходимость в ряде преобра- зований в системе педагогической дея­ тельности. Начало таких преобразова­ ний имело место в прошлом году.- Именно об итогах, обобщении и даль­ нейшем развитии накопленного опыта шла речь на традиционном августов­ ском совещании учителей Измалионско­ го района. Собравшиеся рассмотрели два вопроса «О состоянии и путях по­ вышения эффективности учебно-воспи­ тательного прогресса в авете решений ЦК КПСС и Совета Министров СССР» и «Об итогах XVI съезда ВЛКСМ и мерах по улучшению работы школьных, комсомольских и пионерских организа­ ций». В своем докладе заведующий РОНО А. А. Шаталов подчеркнул огромное значение всестороннего развития нынеш­ него молодого человека — строителя коммунистического общества и важную роль школы в формировании характера подростков. Учителя своей целенаправ­ ленной работой, воспитывая своих пи­ томцев на основе современных требова- ний, призваны решать вопросы госу­ дарственной важности. Как отмечено в докладе, такая рабо­ та в значительной мере велась во всех школах нашего района в прошлом году. Улучшилось качество преподаваемых знаний учащимся, повысилась успевае­ мость и соответственно сократилось число второгодников во многих школах. Процент успеваемости составил 97,8 процента, что на полпроцента выше пре­ дыдущего учебного года, а количество неуспевающих уменьшилось на 12 чело­ век. Надо заметить, что стабильность в повышении успеваемости в районе на­ блюдается на протяжении ряда лет. Это говорит за то, что педагогический коллектив нашего района постоянно со­ вершенствует 1методы своей работы, ищет новые формы воспитания у моло­ дежи стремления к знаниям. Не только отдельные учителя такие, как т. т. До­ рохина, Поветкина из Знаменской вось­ милетней школы, Чудинова (Архангель­ ская 8-летняя школа), Агеев (Николь­ ская средняя школа), но и целые кол­ лективы мобилизуют свои силы, чтобы выполнить решения партии и правитель­ ства и оправдать свое высокое назначе­ ние. Ореди них следует выделить коллек­ тив Каменской средней школы во главе с В. В. Шемиловой, Глотовской средней' и Знаменской, Пожаровской, Кошкин- екой восымилетиих школ. О СНОВНОЕ внимание сконцентри­ ровано на проблемах, связанных с переходом начальных классов на новые программы. Они вводятся уже в первые и вторые классы, а чет­ вертые уж переходят на предметное обучение. Опыт прошлого года, когда в отдельных школах были созданы экспе­ риментальные классы, показывает, что значительное усовершенствование мето­ дов обучения помогло быстрейшему раз­ витию способностей у учащихся. Новая программа избавила от ненужных пов­ торений, способствует логическому мыш­ лению детей младшего возраста. Преи­ мущества ее очевидны. Однако, полный успех решения этого дела зависит в большей мере от умения педагога пра­ вильно целенаправить свою деятель­ ность. Докладчик много места уделяет недостаткам, которые, к сожалению, встречаются в практике работы. Многие учителя еще пользуются старыми мето­ дами ведения урока, мало уделяют вни­ мания теоретическим знаниям, стремят­ ся сформировать навыки путем много­ кратного выполнения большого количе­ ства однотипных упражнений, создавая при этом перегрузку учащихся. При анализе решения задач на уроках мате­ матики иногда главное внимание обра­ щается на форму разного рода записей, а не на раскрытие математической сущ­ ности задач и отношения между величи­ нами Нередко большим недостатком яв­ ляется слабая научно-теоретическая и творчески мыслить районного совещания учителей) методическая подготовка некоторых учи­ телем. Важно, чтобы они сами ознако­ мились с новой программой и правиль­ но планировали каждый урок, тщатель­ но готовясь к нему, досконально изучая новые учебники, четко представляя ос­ новные научные конецепции. Но не все еще из педагогов прошли специальную переподготовку, а некоторые не стре­ мятся повысить свою квалификацию. Они отстали от уровня новых задач, поздно начинают писать с учащимися работы творческого характера, слабо справляются с программным материа­ лом, тормозят развитию способностей подростков. В начальных школах введено пред­ метное обучение, но у многих педагогов нет опыта ведения уроков. Поэтому важно осуществлять шефство со сторо­ ны коллективов средних школ. Видимо, надо чаще проводить методические кон­ сультации и семинары учителей-пред- метников начальных классов по подго­ товке к работе по новым программам. В истекшем году проводились районные семинары учителей физики, биологии, математики и русского языка. Работали школьные и межшкольные методические комиссии, кустовые объединения на­ чальных классов. Все _эти мероприятия дают положительные результаты. Сле­ дует продолжать и совершенствовать такие методы подготовки учителей и в наступающем учебном году, так как в период массового перехода на новые программы роль кустовых методических объединений возрастает, основной зада­ чей их является более конкретное руко­ водство самообразованием учителей. Настоящую заботу о начальных шко­ лах своего микрорайона проявляют кол­ лективы Пожаровской, Архангельской, Афанасьевской школ. Учителя совместно обсуждают планы работы, намечают мероприятия по ликвидации выявленных недостатков. Особую тревогу вызывает осущест­ вление в районе восьмилетнего всеобуча и выполнения плана приема в 9 класс. Во многих школах недостает контин­ гента учащихся в девятых классах, от­ сеиваются ученики и в младших клас­ сах. Все это происходит лишь потому; что слабо ведется внеклассная работа, отсутствует индивидуальный подход к каждому ученику. А ведь это необходи­ мо в педагогической практике, так как окончательное мировоззрение подростка может сложиться под влиянием старших и оно формируется в раннем возрасте. Ниже своих возможностей в этом отно­ шении работал коллектив Афанасьев­ ской средней школы. Учителя пренебрег­ ли повседневной работой с учащимися в течении года, а ограничились тем, что в конце его отобрали нужное количество документов восьмиклассников и попро­ сили их написать заявления о поступле­ нии в девятый класс. Такой подход, к делу не оправдался. К началу учебного года многие «из желающих» учиться дальше, один за другим брали назад свои .заявления и уезжали из села. Та­ кая участь постигла и руководителей Измалковской и Никольской средних- школ. Надо отметить, что в Афанась^ веской и Никольской школах план по приему в 9 класс не выполнен и на на­ чало этого года. В результате такого отношения' к этому вопросу отдельных коллективов в районе из 360 учащихся, которые должны обучаться в девятых классах на 1969-1970 учебные годы, в средних школах осталось 341 человек. На совещании шла речь о недостат­ ках обучения учащихся в группах про­ дленного дня. Не всегда устанавливает­ ся деловой контакт учеников с учите­ лем и воспитателем. Не все еще вос­ питатели и руководители школ осознают главную задачу педагогического руко­ водства в самостоятельной работе де­ тей. Были случаи, когда группы ком­ плектовались из отстающих в учебе. До сих пор не наведен порядок в 'ор­ ганизации питания детей в школах. Да­ же в таких больших селах, как Черви­ ва, Афанасьево и Измалково, в школь­ ные буфеты продукты питания завози, лись нерегулярно. На это следует обра­ тить серьезное внимание. НА УРОВНЕ проходили и фа- ультатииные занятия в школах, орошо они были организованы в <овской, Афанасьевской и Ни- эй средних школах. Хуже дело „о в Ровенской, Гниловодской, тенакой и Квитковской 8-лет- солах. Здесь эти занятия были I на дополнительные Ни в одной за исключением Измалковской 1, не было организовано факуль- дх занятий по изучению авггомо- и сельскохозяйственных машин. Кстати сказать, такое невыполнение программных требований .мешает решать проблему сельскохозяйственной профо­ риентации. Видимо, в этом и кроется вся причина того, что немногие юноши и девушки приобретают специальности механизатора. В налаживании такого положения должны оказать помощь промышленные и хозяйственные пред­ приятия района. Они должны предоста­ вить возможность учащимся проходить производственную практику. Н ЕЛЬЗЯ обходить вниманием летний отдых детей. Организацией его. должны заниматься не только пе­ дагогические коллективы школ, но и ру­ ководители хозяйств, профсоюзные и советские органы. Во многих школах летний отдых сочетался с полезным тру­ дом. Это один из методов физического' воспитания детей, привития им любви к труду. Ребята за лето не только отдох-. нули духовно, но и закалились физиче­ ски. Они выращивали различные куль­ туры на пришкольных участках и уч­ хозах, активно помогали хозяйствам в уборке зерновых, работая на токах, на хлебоприемном пункте, помощниками комбайнеров. Учащиеся Измалковеких средней и восьмилетней школ, Глотов- окой, Слободской, Кошкинской, Предте, чевской, Сухо-Семенецкой школ хорошо работали на уборке вишни в совхозе «Пролетарий». Учащиеся Никитской, Пречистенской и Чермошенской 8-летних школ участвовали в строительстве школ и других объектов В Афа­ насьевской школе с учащимися проведе­ но много походов и экскурсий под ру­ ководством старшей пионервожатой. 25 человек старшеклассников совершили поход в течение пяти дней на Орловско- Курскую дугу. Пионеры 5—7 классов побывали в заповеднике «Воргольскне, скалы», в пионерском лагере «Березка». Г ОВОРЯ об итогах XVI съезда ком­ сомола, первый секретарь райкома ВЛКСМ М. Д. ПЕРЦЕВ отметил, что съезд назвал первостепенной зада­ чей воспитания советской молодежи в духе ленинских заветов. Были намечены пути улучшения работы комсомола— авангарда нашей молодежи. Исключи­ тельная роль в формировании коммуни­ стического мировоззрения принадлежит школе. Задача школьного комсомола- ■всемерно содействовать учительству в совершенствовании идейно-воспита­ тельной работы Комсомол и его верный помощник— пионерия приняли активное участие в подготовке к ленинскому юбилею, во время которой была продемонстрирова­ на большая любовь, к вождю и верность его заветам нашей молодежи, впитав­ шей в себя революционные и трудовые традиции старшего поколения. Силами .учащихся оформлены в каждой школе уголки и музеи В. И. Ленина, в боль­ шинстве школ имеются уголки боевой и трудовой славы. Ленинские зачеты, ко­ торые проходили в каждой школе, в ко­ торых принимали участие все комсо­ мольцы района, показали большую тя­ гу молодежи к знаниям, духовно обога­ тили каждого. С лучшей стороны была отмечена в докладе секретаря райкома ВЛКСМ комсомольская организация Никольской средней школы. За хоро­ шую работу она награждена Почетной грамотой обкома ВЛКСМ и ОБЛОНО. Комсомол должен постоянно осущест­ влять практическую помощь педагогиче­ скому коллективу школ в воспитании неотъемлемых качеств строителя комму­ нистического общества, способствовать укреплению дисциплины и выступать за­ стрельщиками всего нового. Не менее важная задача, которую должны решать комсомольские организации,—это под­ держивать тесную связь школы с про­ изводством, бороться за то, чтобы каж­ дый молодой человек сумел найти себе дело по душе в родном селе. Этому вопросу уделялось большое 'внимание на втором Пленуме ЦК ВЛКСМ. Наша школа, наряду с воспитанием высокооб­ разованного поколения, была и должна оставаться важным резервом для по­ полнения колхозов и совхозов квалифи­ цированными рабочими кадрами. ^В своем приветствии к участникам XVI съезда ВЛКСМ Центральный ко­ митет КПСС призвал комсомол уде­ лять внимания работе пионерских орга­ низаций. В нашем районе немало пи­ онерских организаций, которые заслужи­ вают похвалы. За хорошие успехи в работе пионеры Измалковской средней и Сухо-Семенецкой восьмплетней школ награждены Почетными грамотами об­ кома комсомола, которые будут вруче­ ны ребятам в начале учебного года. Много хороших дел «а счету пионеров Никольской средней, Никитской. Пят­ ницкой, Знаменской и Чермошелской восьмилетних школ. В связи с подготовкой к 50-летию пионерской организации, съезд комсомо­ ла принял обращение ко всем пионерам страны. Ответом на это обращение явилось «Пионерское слово комсомолу делегатов IV Всесоюзного слета пионе­ ров». Было решено провести Всесоюз­ ный марш пионерских отрядов «Всегда готов», в котором должен принять уча­ стие каждый пионерский отряд, рапор­ туя партии и комсомолу о новых успе­ хах в учебе, труде, спорте. Первый год ВоСсоюзного марша пионерских отрядов должен пройти под знаком подготовки к XXIV съезду КПСС. В ПРЕНИЯХ' по докладам первое ело-■ во_ было предоставлено директору Никольской средней школы В. А. ВОБЛИКОВОЙ. Она говорила о боль­ шом значении воспитания молодежи на примерах жизни и деятельности В. И. Ленина, Это неисчерпаемый источник педагогического материала, который на­ до использовать ежедневно на уроках во внеклассной работе. Очень важно умело сочетать теоретический материал с показом фильмов на ' ленинские и ре­ волюционные темы. Именно в школьном возрасте ребята больше всего интересу­ ются героикой исторического прошлого, пытаются во всем подражать великим людям эпохи и не следует упускать это­ го момента формирования у них поли­ тической убежденности, чувства партио- тизма и горячей любви к Родине. Завуч Афанасьевской средней школы П. И. Л1АТОХИН говорил, что с пере­ ходом на новую программу обучения в начальных классах возникнут трудности у податопического коллектива школ, так как еще слабо накоплен опыт работы по новой системе. Но они преодолимы, если за дело браться с душой, творче­ ски подходить к каждому предмету. Здесь успех дела будет зависеть и от каждого учителя в отдельности, и от того, насколько слаженно будет рабо­ тать коллектив в целом. О задачах директора в деле совер­ шенствования учебно - воспитательно^ го процесса рассказала с трибуны со­ вещания директор Знаменской восьми­ летней школы Т. А. ПОВЕТКИНА Она подчеркнула необходимость осуществле­ ния постоянного контроля со стороны руководства школы за ходом занятий на всех участках педагогической дея­ тельности. Своевременное выявление и исправление допущенных ошибок, раз­ бор их на педсоветах помогут решить поставленные задачи. Ни в коем случае нельзя оставлять без внимания просче­ ты. Учить и самим учиться—такой воп­ рос не снимается с повестки дня. С рассказом о своей работе и планом на будущее выступила перед участника­ ми совещания учителей района учитель­ ница начальных классов Архангельской восьмилетней школы К. С. МАЛЯВИ­ НА,—Новая программа отвечает совре­ менным требованиям жизни и духовно­ го развития нынешнего человека,—ска­ зала она,—наш школьник должен ид­ ти в ногу со временем. По опыту рабо­ ты энаю, что в младших классах дети особенно стремятся познать, как можно больше, опережают школьный материал. Разве мы вправе не считаться с этим. Очень правильно, что вопрос о замене существующей доныне учебной програм­ мы, поднят своевременно Само время прогресса накладывает отпечаток на ум­ ственное развитие наших детей. В ОПРОС обучения работающей мо­ лодежи волнует всех. Ему иосвятил свое выступление заведующий Иамалковскнм УКП Липец­ кой областной заочной школы А. С. БА- ТЮТИН. Привлечение молодых людей, работающих на производстве и занятых в сельском хозяйстве, к продолжению своего образования не должно оставать­ ся вне внимания партийных, комсомоль­ ских и других организаций. Нам нужны образованные, 'всесторонне развитые, люди, способные работать «а любом участке строительства нового общества. II вопрос всеобуча можно решить толь­ ко всеобщими усилиями, постоянной разъяснительной работой среди молоде­ жи. На совещании также выступили: старшая пионервожатая Измалков- ской средней школы Э. А, ЕВСЮКОВА и учительница Измалковской восьмилет­ ней школы Н. А СОКОЛОВА, „ В о с х о д " 2 стр., 29 августа 1970 года № 105 (5132;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz