Восход. 1970 г. (с. Измалково)

Восход. 1970 г. (с. Измалково)

Скоро учебный год коммунистов! »'ЛЛ/У«ЛЛЛЛПЛЛЛЛЛЛ|§1 В октябре начинается Ц ]ЧЛ Л ЛА Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л ^ учебный год в системе партийного просвещения. Многие слушатели ждут того дня, когда они, освободившись от летних за­ бот, снова приступят к изучению марксистско-ле­ нинской теории, практики коммунистического стро­ ительства. В успешном изучении марксистско-ленинской те­ ории большая роль принадлежит пропагандисту. Многие из них накопили богатый опыт пропаганди­ стской работы, стали подлинными мастерами пар­ тийного слова. Сегодня мы выпускаем первую страничку пропа­ гандиста, в которой своим опытом делятся лучшие педагоги партийной пропаганды. '\ л л л л л л л л / л л л а] [с у \ л л л л л л л л л л л л л л л .' Основы методики партийной пропаганды Партия, весь советский народ готовятся и XXIV съезду КПСС, который положит .начало новому этапу в развитии нашего общест­ ва Сама жизнь требует дальней­ шего усиления всей идеологиче­ ской работы партийных организа­ ций, повышения идейности каждо­ го коммуниста, улучшения дела маркеистоко - ленинского воспита­ ния всех трудящихся — активных строителей коммунистического об­ щества. И здесь нам на помощь прихо­ дит советская педагогика—наука о воспитании человека коммуни­ стического общества. Она возник­ ла и развивается на прочной ос­ нове марксизма-ленинизма. Педагогика вскрывает законо­ мерности воспитания, его много- рран.ные связи и отношении с другими явлениями, взаимосвязь воспитания и развития подрастаю­ щих поколений, определяет тео­ ретические основы содержания и методов воспитания, образования п обучения. Как и любая другая наука, педагогика отражает не­ разрывную связь теории с практи­ кой. Советская .педагогика развила /марксистскую теорию формирова­ ния коммунистической личности, разработала в основном теорию коммунистического воспитания. Партийная учеба содержит в себе элементы советской педаго­ гики. Советская /педагогика воору­ жает нас—пропагандистов умени­ ем организовать занятия, умением довести до каждого слушателя материал занятий, как формиро­ вать личность человека. Задача марксистской, советской педагогики — решительно разо­ блачать империалистические идеи буржуазной педагогики, различ­ ные ее течения, проповедующие реакционные принципы расизма, антикоммунизма и помочь в реше­ нии сложных /вопросов воспитания нового человека—человека комму, нистического завтра. В нашей работе—работе пропа­ гандиста .возникают большие труд­ ности в воспитании убежденности у слушателей. Наш важнейший долг состоит не только в том, чтобы довести существо намечен­ ных партией мероприятий до соз­ нания людей, но /и помочь каждо­ му советскому человеку занять свое достойное место в борьбе за претворение решений партии в* жизнь. Ведь одна и та же тема может и воспитывать и не воспи­ тывать. Все мы освещаем вопросы те­ кущей международной и внутрен­ ней жизни страны. Возьмем для примера такой вопрос — итоги подписания договора СССР и ФРГ. Можно просто сообщить об этом важном факте, изложить его. Но задача пропагандиста оостоит в том, чтобы /показать прещисто- рию факта, показать трудности организации этой встречи, дейст­ вия правительства Англии и США, чтобы еще раз убедить слушателей в правоте внешней политики СССР, торжестве ее и провале политики Англии и США. Здесь уже есть элементы педаго­ гики. Каждая тема должна -вос­ питывать, направлять деятель­ ность каждого слушателя, воспи­ тывать чувство долга и ответст­ венности. Раскрывая тему «Полная и окончательная .победа социализма /в ССС/Р», мы воспитываем прежде всего гордость за нашу Родину. Здесь очень важно использо­ вать местный материал, показыва ющий рост материального благо­ состояния трудящихся. Кроме то­ го, необходимо вызвать слушате­ лей на откровенный разговор Пусть обменяются мнениями. Тог­ да станет ясно, как убеждены слушатели. В 1964 году я вел занятия в группе по изучению истории КПСС. Один из слушателей ска­ зал, что .никаких изменений в жизни трудящихся нет. Говорил он о рабочих совхоза. И что же вы думаете? Ему дали бой. Ниче­ го не оставалось делать, как сог­ ласиться со всеми доводами това­ рищей. Многие из наших слушателей являются непосредственными уча­ стниками претворения в жизнь решений партии и правительства. Они могут в своих /выступлениях правдиво рассказать о событиях тех далеких дней. Это приблизит /слушателей к ггом/у далекому про­ шлому, даст возможность лучше понять те трудности, в которых приходилось вершить дела нашей партии, нашему народу. Это н-ацеливает каждого слуша­ теля на выполнение поставленных задач, помогает запять определен­ ное место в производственном процессе. Это убеждает в то.м, что только осознанный труд дает положительные .результаты, В. КОЗЬЯКОВ, пропагандист школы основ марксизма-ленинизма Каменского отделения совхоза «Пролетарий». САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЕЙ С ЛИТЕРАТУРОЙ Слушатели школ основ марксиз­ ма-ленинизма, как правило, обла­ дают каким-либо образованием, имеют жизненный опыт, прошли какую-то подготовку в системе политического /Просвещения, В школе они изучали историю, Кон­ ституцию СССР и другие науки, приобрели навыки работы с кни­ гой. Этим и определяется возмож­ ность _за 4 года занятий /всистеме партийной учебы дать им прочные знания ослов марксистско-ленин­ ской философии, политэкономии, научного 'Коммунизма, истории КПСС, а также основ ленинского учения о партии н партийной ра­ боте в коллективе. Важнейшая задача школы—на­ учить людей самостоятельно рабо­ тать над произведениями класси­ ков марксизма-ленинизма, партий­ ными документами, политической литературой, правильно оценить явления общественной жизни, по­ мочь им овладеть навыками поли­ тической работы в массах. Учебный план работы школ ос­ нов марксизма-ленинизма строит­ ся на лекционно-семинарском ме­ тоде. Но главное здесь—самосто­ ятельная работа слушателей. В самом деле, /возьмем пример­ ный /план первого года обучения в школах основ марксизма-лени­ низма, Он предуомагриваег не­ сколько обзорных лекций, теоре­ тические собеседования. Можно ли рассчитывать, что при таком количестве учебных часов слуша­ тели сумеют глубоко усвоить большой п/о объему материал, ох­ ватывающий различные события без серьезной самостоятельной ра­ боты. Конечно, нет. Вот почему товарищам, которые /всерьез хотят получить политическое образова­ ние, необходимо работать най книгой, политической литературой, много, упорно и систематически. Самостоятельная .работа /слуша­ телей начинается с домашнего за­ дания. Недооценивать роль до­ машних заданий нельзя. Надо четко формулировать, что закон­ спектировать, что прочитать, ка­ кие провести практические рабо­ ты. Домашние задания должны быть посильными, особенно пер­ вое 1время, чтобы они не потеряли веру в свои возможности, овла­ деть революционной наукой. Важную роль в организации са­ мостоятельной работы играют вопросы к предстоящему собесе­ дованию. Их следует тщательно продумать. И эти вопросы дать им записать. При ответах нужно добиваться того, чтобы они не были одно­ сложными, гладенькими и бездум­ ными. Иногда я давала и индиви­ дуальные задания. Например, при изучении материалов сентябрьско­ го Пленума ЦК КПСС и IV сес­ сии Верховного Совета Союза СССР слушатели Мальцев, Мерен. ков, Осина провели беседы в це­ хах по темам: «О мероприятиях по /усилению материальной1 заинтересованности работников в улучшении работы предприятия», «>Об уоилении экономнческого сти­ мулирования предприятий и ук­ реплении хозрасчета». В самостоятельной работе сле­ дует немалое место отводить практическим занятиям, так как это способствует лучшему укреп­ лению знаний. При том их надо тщательно продумывать. Таким образом самостоятельная работа слушателей занимает центральное место в учебном процессе. Самостоятельная работа скла­ дывается из следующих элемен­ тов: 1. Чтение книг, обдумывание, о/смысли/вание прочитанного, кон­ спектирование, составление пла­ нов и тезисов. 2. Работа с наглядными пособи­ ями — диаграммами, таблицами, географическими и историческими картами. 3. Подготовка рефератов. 4. Выполнение практических за­ даний. Первое—к чему я стремлюсь— это научить слушателей работать с /книгой систематически и читать, не просто прочитать, а обдумы­ вать, делать сопоставления, ана­ лизировать их содержание, т. е. читать с проработкой. Под подработкой книги надо понимать — сосредоточиться над тем, что читаешь. Мы выписыва­ ем самую сущность читаемого, от­ брасывая мелочи, чтобы охваты­ вать мысль автора /вполне ясно и отчетливо—это помогает выработ­ ку ясности и отчетливости собст­ венных мыслей. Мыслить последо­ вательно, выражать ярко и отчет­ ливо, как бы перечитывая то, что читаешь. Книга должна быть ма­ териалом для развития самостоя­ тельных мыслей. Многие слушатели запоминают только факты при чтении книг, поэтому им надо ставить вопро­ сы, чтобы выяснить причинно- следственные связи. Полезно запомнить высказыва­ ния М И. Калинина «Когда изу­ чаешь /историю партии, надо смотреть как при таких-то обсто­ ятельствах решали большевики такой-то практический /вопрос. Почему они так решал1» этот воп­ рос?» Надо приучать слушателей ра­ ботать над первоисточниками, об­ ращая внимание, в какой нс,тори- ческой обстановке написана эта работа. Рекомендовать план этой работы. Для лучшего запоминания ре­ комендуется конспектировать, де­ лать записи тезисов, цитат, со­ ставлять планы. При это/м надо /выделять важное и главное. За­ писи организуют, дисциплинируют ум человека, облегчают запомина­ ния. Пропагандист должен учить слушателей конспектированию, по­ тому что неопытные стараются записать больше. Пример. Слуша­ тельница А. Щеглова при изуче­ нии темы «Партия большевиков в годы первой революции в России (1905—1907 гг.)» почти все пере­ писала из истории КПСС. После просмотра коя/опекта пришлось отвести время на занятия, и пока­ зать как .надо конспектировать. Мы взяли один вопрос—(Реп­ рессии царизма против большеви­ ков и рабочего класса. Столыпин­ ская реакция). Конечно, навыки конспектирова­ ния сразу не приходят, их надо еще /практиковать, но любые за­ писи /надо делать после окончания чтения книги. Так что для лучшего запоминания в школах основ марк­ сизма-ленинизма надо хорошо на­ ладить самостоятельную работу слушателей. Мы и стремимся к этому. М. СТРЕМОУСОВА, пропагандист школы основ марксизма-ленинизма КБО. 99 В о с х о д “ 2 стр., 20 августа 1970 года № 101 (5128) Использование технических средств и наглядных пособий Мы живем в такое время, ког­ да /просто прочитать с трибуны, пусть даже неплохо, лекцию или доклад, уже недостаточно. Но глубоко продуманный рассказ об исторических или современных со­ бытиях, подкрепленный наглядны­ ми /пособиями, по возможности с применением разнообразных тех­ нических оредств пропаганды, как правило, увлекает и захватывает слушателей. Ведь не секрет, что некоторые пропагандисты считают техниче­ ские средства своего рода «рос­ кошью», парой даже излишней. Нет /нужды доказывать работ­ никам сети партийной учебы, что технические средства значительно повышают эффективность обуче­ ния, выработать потребность по­ стоянно прибегать к ним, и не как к «украшению» занятий, а как к его органической составной ча­ сти. На /вооружении пропагандистов есть практичные механизирован­ ные диапроекторы типа ЛЭТИ. Они завоевывают все большую популярность. Их можно встре­ тить в лекториях и домах поли­ тического просвещения, в клубах и учебных заведениях. Диапроек­ тор ЛЭТИ-62 весит всего 8 кг. Это портативный, переносной прибор. Его достоинством являет­ ся и то, что перемещением кадров диафильма можно управлять на расстоянии указкой с дистанци­ онным управлением. Иногда возникают трудности с получением ('Приобретением необ­ ходимых) или изготовлением диа­ фильмов. Тогда необходимо ис­ пользовать эпидиаскоп — прибор, позволяющий показывать непро­ зрачные /изображения, нанесенные на бумагу. Ведь у пропагандиста всегда имеются под /рукой журна­ лы, альбомы, иллюстративные книги, рисунки и диаграммы. Кроме широко распространен­ ного эпидиаскопа ЭЦ, выпускают­ ся и более совершенные: ЭПД-451, 452 и 455—огромный, весящий 370 килограммов. Но зато он по­ зволяет демонстрировать диапози­ тивы, фотографии и .рисунки в больших аудиториях, вмещающих до 200—300 человек на стацио­ нарной установке. Переносные приборы обслужи­ вают группы слушателей в 25—30 человек. Для пропагандистов осо­ бенный интерес представляют ди­ афильмы на общественно-полити­ ческие темы В продаже имеются шестнадцать диафильмов, посвя­ щенных XXII съезду (отдельные места можно использовать на всех занятиях и по всем темам, так как материал охватывает несколь­ ко лет и экономических проблем). Восемнадцать лент созданы «В помощь изучающим историю КПСС». Вы можете приобрести фильмы: «Дом музей В. И. Ле­ нина в Ульяновске», «В музее ре­ волюции СССР», «По залам Центрального музея В. И. Лени­ на», «Два диафильма, входящие в фильмотеку Ленина—«В. И. Ле­ пин в Кремле» и «Ленин в Гор, ках» озвучены. (Можно приобре­ сти через киноклу/б). Большой интерес для пропаган­ дистов представляют и периодиче­ ские издания диафильмов: «Мир на экране» и «Фотоэкран», а так­ же проекционные альбомы фото­ графий. Рекомендуют иметь про­ пагандистам «Чемодан лектора». Проектор, проигрыватель, микро­ фон, транзисторный приемник— все для «оформления» и «оживле­ ния» беседы. Создано очень много диафиль­ мов по различным вопросам нау­ ки и техники. Производство диа­ фильмов и светопроекционных га­ зет .не связано с особенными трудностями. Человек, умеющий фотографировать, за несколько часов может самостоятельно изго­ товить пленку к своему выступле­ нию или создать светопроекциои- ную газету для показа на экране (например, один день на ферме). Но как такая лента «маленькое /кино» облегчает выступление про­ пагандиста. Оно становится на­ глядное и интересное. Магнитофонная запись может ■оберечь, /повторить и размножить интересное выступление, лекцию, доклад. Продуманное использова­ ние технических средств и нагляд­ ных пособий в любой аудитории воспринимается с интересом. Про­ екционные приборы, укомплекто­ ванные кинопередвижки, электро­ проигрыватели, радиограммофо.. ны, магнитофоны, радиоприемни­ ки, телевизоры, дневная проекция и /многое другое уверенно входят в арсенал технических оредств пропагандиста. Умелое пользование технически­ ми .средствами пропаганды имеет ■большое значение. Через них на­ ше слово, получает хорошее под­ крепление, слушатели значительно лучше усваивают материал. Т. ШЕМЕНЕВ, пропагандист семинара по основам научного коммунизма Никольской

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz