Восход. 1970 г. (с. Измалково)
Скоро учебный год коммунистов! »'ЛЛ/У«ЛЛЛЛПЛЛЛЛЛЛ|§1 В октябре начинается Ц ]ЧЛ Л ЛА Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л ^ учебный год в системе партийного просвещения. Многие слушатели ждут того дня, когда они, освободившись от летних за бот, снова приступят к изучению марксистско-ле нинской теории, практики коммунистического стро ительства. В успешном изучении марксистско-ленинской те ории большая роль принадлежит пропагандисту. Многие из них накопили богатый опыт пропаганди стской работы, стали подлинными мастерами пар тийного слова. Сегодня мы выпускаем первую страничку пропа гандиста, в которой своим опытом делятся лучшие педагоги партийной пропаганды. '\ л л л л л л л л / л л л а] [с у \ л л л л л л л л л л л л л л л .' Основы методики партийной пропаганды Партия, весь советский народ готовятся и XXIV съезду КПСС, который положит .начало новому этапу в развитии нашего общест ва Сама жизнь требует дальней шего усиления всей идеологиче ской работы партийных организа ций, повышения идейности каждо го коммуниста, улучшения дела маркеистоко - ленинского воспита ния всех трудящихся — активных строителей коммунистического об щества. И здесь нам на помощь прихо дит советская педагогика—наука о воспитании человека коммуни стического общества. Она возник ла и развивается на прочной ос нове марксизма-ленинизма. Педагогика вскрывает законо мерности воспитания, его много- рран.ные связи и отношении с другими явлениями, взаимосвязь воспитания и развития подрастаю щих поколений, определяет тео ретические основы содержания и методов воспитания, образования п обучения. Как и любая другая наука, педагогика отражает не разрывную связь теории с практи кой. Советская .педагогика развила /марксистскую теорию формирова ния коммунистической личности, разработала в основном теорию коммунистического воспитания. Партийная учеба содержит в себе элементы советской педаго гики. Советская /педагогика воору жает нас—пропагандистов умени ем организовать занятия, умением довести до каждого слушателя материал занятий, как формиро вать личность человека. Задача марксистской, советской педагогики — решительно разо блачать империалистические идеи буржуазной педагогики, различ ные ее течения, проповедующие реакционные принципы расизма, антикоммунизма и помочь в реше нии сложных /вопросов воспитания нового человека—человека комму, нистического завтра. В нашей работе—работе пропа гандиста .возникают большие труд ности в воспитании убежденности у слушателей. Наш важнейший долг состоит не только в том, чтобы довести существо намечен ных партией мероприятий до соз нания людей, но /и помочь каждо му советскому человеку занять свое достойное место в борьбе за претворение решений партии в* жизнь. Ведь одна и та же тема может и воспитывать и не воспи тывать. Все мы освещаем вопросы те кущей международной и внутрен ней жизни страны. Возьмем для примера такой вопрос — итоги подписания договора СССР и ФРГ. Можно просто сообщить об этом важном факте, изложить его. Но задача пропагандиста оостоит в том, чтобы /показать прещисто- рию факта, показать трудности организации этой встречи, дейст вия правительства Англии и США, чтобы еще раз убедить слушателей в правоте внешней политики СССР, торжестве ее и провале политики Англии и США. Здесь уже есть элементы педаго гики. Каждая тема должна -вос питывать, направлять деятель ность каждого слушателя, воспи тывать чувство долга и ответст венности. Раскрывая тему «Полная и окончательная .победа социализма /в ССС/Р», мы воспитываем прежде всего гордость за нашу Родину. Здесь очень важно использо вать местный материал, показыва ющий рост материального благо состояния трудящихся. Кроме то го, необходимо вызвать слушате лей на откровенный разговор Пусть обменяются мнениями. Тог да станет ясно, как убеждены слушатели. В 1964 году я вел занятия в группе по изучению истории КПСС. Один из слушателей ска зал, что .никаких изменений в жизни трудящихся нет. Говорил он о рабочих совхоза. И что же вы думаете? Ему дали бой. Ниче го не оставалось делать, как сог ласиться со всеми доводами това рищей. Многие из наших слушателей являются непосредственными уча стниками претворения в жизнь решений партии и правительства. Они могут в своих /выступлениях правдиво рассказать о событиях тех далеких дней. Это приблизит /слушателей к ггом/у далекому про шлому, даст возможность лучше понять те трудности, в которых приходилось вершить дела нашей партии, нашему народу. Это н-ацеливает каждого слуша теля на выполнение поставленных задач, помогает запять определен ное место в производственном процессе. Это убеждает в то.м, что только осознанный труд дает положительные .результаты, В. КОЗЬЯКОВ, пропагандист школы основ марксизма-ленинизма Каменского отделения совхоза «Пролетарий». САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЕЙ С ЛИТЕРАТУРОЙ Слушатели школ основ марксиз ма-ленинизма, как правило, обла дают каким-либо образованием, имеют жизненный опыт, прошли какую-то подготовку в системе политического /Просвещения, В школе они изучали историю, Кон ституцию СССР и другие науки, приобрели навыки работы с кни гой. Этим и определяется возмож ность _за 4 года занятий /всистеме партийной учебы дать им прочные знания ослов марксистско-ленин ской философии, политэкономии, научного 'Коммунизма, истории КПСС, а также основ ленинского учения о партии н партийной ра боте в коллективе. Важнейшая задача школы—на учить людей самостоятельно рабо тать над произведениями класси ков марксизма-ленинизма, партий ными документами, политической литературой, правильно оценить явления общественной жизни, по мочь им овладеть навыками поли тической работы в массах. Учебный план работы школ ос нов марксизма-ленинизма строит ся на лекционно-семинарском ме тоде. Но главное здесь—самосто ятельная работа слушателей. В самом деле, /возьмем пример ный /план первого года обучения в школах основ марксизма-лени низма, Он предуомагриваег не сколько обзорных лекций, теоре тические собеседования. Можно ли рассчитывать, что при таком количестве учебных часов слуша тели сумеют глубоко усвоить большой п/о объему материал, ох ватывающий различные события без серьезной самостоятельной ра боты. Конечно, нет. Вот почему товарищам, которые /всерьез хотят получить политическое образова ние, необходимо работать най книгой, политической литературой, много, упорно и систематически. Самостоятельная .работа /слуша телей начинается с домашнего за дания. Недооценивать роль до машних заданий нельзя. Надо четко формулировать, что закон спектировать, что прочитать, ка кие провести практические рабо ты. Домашние задания должны быть посильными, особенно пер вое 1время, чтобы они не потеряли веру в свои возможности, овла деть революционной наукой. Важную роль в организации са мостоятельной работы играют вопросы к предстоящему собесе дованию. Их следует тщательно продумать. И эти вопросы дать им записать. При ответах нужно добиваться того, чтобы они не были одно сложными, гладенькими и бездум ными. Иногда я давала и индиви дуальные задания. Например, при изучении материалов сентябрьско го Пленума ЦК КПСС и IV сес сии Верховного Совета Союза СССР слушатели Мальцев, Мерен. ков, Осина провели беседы в це хах по темам: «О мероприятиях по /усилению материальной1 заинтересованности работников в улучшении работы предприятия», «>Об уоилении экономнческого сти мулирования предприятий и ук реплении хозрасчета». В самостоятельной работе сле дует немалое место отводить практическим занятиям, так как это способствует лучшему укреп лению знаний. При том их надо тщательно продумывать. Таким образом самостоятельная работа слушателей занимает центральное место в учебном процессе. Самостоятельная работа скла дывается из следующих элемен тов: 1. Чтение книг, обдумывание, о/смысли/вание прочитанного, кон спектирование, составление пла нов и тезисов. 2. Работа с наглядными пособи ями — диаграммами, таблицами, географическими и историческими картами. 3. Подготовка рефератов. 4. Выполнение практических за даний. Первое—к чему я стремлюсь— это научить слушателей работать с /книгой систематически и читать, не просто прочитать, а обдумы вать, делать сопоставления, ана лизировать их содержание, т. е. читать с проработкой. Под подработкой книги надо понимать — сосредоточиться над тем, что читаешь. Мы выписыва ем самую сущность читаемого, от брасывая мелочи, чтобы охваты вать мысль автора /вполне ясно и отчетливо—это помогает выработ ку ясности и отчетливости собст венных мыслей. Мыслить последо вательно, выражать ярко и отчет ливо, как бы перечитывая то, что читаешь. Книга должна быть ма териалом для развития самостоя тельных мыслей. Многие слушатели запоминают только факты при чтении книг, поэтому им надо ставить вопро сы, чтобы выяснить причинно- следственные связи. Полезно запомнить высказыва ния М И. Калинина «Когда изу чаешь /историю партии, надо смотреть как при таких-то обсто ятельствах решали большевики такой-то практический /вопрос. Почему они так решал1» этот воп рос?» Надо приучать слушателей ра ботать над первоисточниками, об ращая внимание, в какой нс,тори- ческой обстановке написана эта работа. Рекомендовать план этой работы. Для лучшего запоминания ре комендуется конспектировать, де лать записи тезисов, цитат, со ставлять планы. При это/м надо /выделять важное и главное. За писи организуют, дисциплинируют ум человека, облегчают запомина ния. Пропагандист должен учить слушателей конспектированию, по тому что неопытные стараются записать больше. Пример. Слуша тельница А. Щеглова при изуче нии темы «Партия большевиков в годы первой революции в России (1905—1907 гг.)» почти все пере писала из истории КПСС. После просмотра коя/опекта пришлось отвести время на занятия, и пока зать как .надо конспектировать. Мы взяли один вопрос—(Реп рессии царизма против большеви ков и рабочего класса. Столыпин ская реакция). Конечно, навыки конспектирова ния сразу не приходят, их надо еще /практиковать, но любые за писи /надо делать после окончания чтения книги. Так что для лучшего запоминания в школах основ марк сизма-ленинизма надо хорошо на ладить самостоятельную работу слушателей. Мы и стремимся к этому. М. СТРЕМОУСОВА, пропагандист школы основ марксизма-ленинизма КБО. 99 В о с х о д “ 2 стр., 20 августа 1970 года № 101 (5128) Использование технических средств и наглядных пособий Мы живем в такое время, ког да /просто прочитать с трибуны, пусть даже неплохо, лекцию или доклад, уже недостаточно. Но глубоко продуманный рассказ об исторических или современных со бытиях, подкрепленный наглядны ми /пособиями, по возможности с применением разнообразных тех нических оредств пропаганды, как правило, увлекает и захватывает слушателей. Ведь не секрет, что некоторые пропагандисты считают техниче ские средства своего рода «рос кошью», парой даже излишней. Нет /нужды доказывать работ никам сети партийной учебы, что технические средства значительно повышают эффективность обуче ния, выработать потребность по стоянно прибегать к ним, и не как к «украшению» занятий, а как к его органической составной ча сти. На /вооружении пропагандистов есть практичные механизирован ные диапроекторы типа ЛЭТИ. Они завоевывают все большую популярность. Их можно встре тить в лекториях и домах поли тического просвещения, в клубах и учебных заведениях. Диапроек тор ЛЭТИ-62 весит всего 8 кг. Это портативный, переносной прибор. Его достоинством являет ся и то, что перемещением кадров диафильма можно управлять на расстоянии указкой с дистанци онным управлением. Иногда возникают трудности с получением ('Приобретением необ ходимых) или изготовлением диа фильмов. Тогда необходимо ис пользовать эпидиаскоп — прибор, позволяющий показывать непро зрачные /изображения, нанесенные на бумагу. Ведь у пропагандиста всегда имеются под /рукой журна лы, альбомы, иллюстративные книги, рисунки и диаграммы. Кроме широко распространен ного эпидиаскопа ЭЦ, выпускают ся и более совершенные: ЭПД-451, 452 и 455—огромный, весящий 370 килограммов. Но зато он по зволяет демонстрировать диапози тивы, фотографии и .рисунки в больших аудиториях, вмещающих до 200—300 человек на стацио нарной установке. Переносные приборы обслужи вают группы слушателей в 25—30 человек. Для пропагандистов осо бенный интерес представляют ди афильмы на общественно-полити ческие темы В продаже имеются шестнадцать диафильмов, посвя щенных XXII съезду (отдельные места можно использовать на всех занятиях и по всем темам, так как материал охватывает несколь ко лет и экономических проблем). Восемнадцать лент созданы «В помощь изучающим историю КПСС». Вы можете приобрести фильмы: «Дом музей В. И. Ле нина в Ульяновске», «В музее ре волюции СССР», «По залам Центрального музея В. И. Лени на», «Два диафильма, входящие в фильмотеку Ленина—«В. И. Ле пин в Кремле» и «Ленин в Гор, ках» озвучены. (Можно приобре сти через киноклу/б). Большой интерес для пропаган дистов представляют и периодиче ские издания диафильмов: «Мир на экране» и «Фотоэкран», а так же проекционные альбомы фото графий. Рекомендуют иметь про пагандистам «Чемодан лектора». Проектор, проигрыватель, микро фон, транзисторный приемник— все для «оформления» и «оживле ния» беседы. Создано очень много диафиль мов по различным вопросам нау ки и техники. Производство диа фильмов и светопроекционных га зет .не связано с особенными трудностями. Человек, умеющий фотографировать, за несколько часов может самостоятельно изго товить пленку к своему выступле нию или создать светопроекциои- ную газету для показа на экране (например, один день на ферме). Но как такая лента «маленькое /кино» облегчает выступление про пагандиста. Оно становится на глядное и интересное. Магнитофонная запись может ■оберечь, /повторить и размножить интересное выступление, лекцию, доклад. Продуманное использова ние технических средств и нагляд ных пособий в любой аудитории воспринимается с интересом. Про екционные приборы, укомплекто ванные кинопередвижки, электро проигрыватели, радиограммофо.. ны, магнитофоны, радиоприемни ки, телевизоры, дневная проекция и /многое другое уверенно входят в арсенал технических оредств пропагандиста. Умелое пользование технически ми .средствами пропаганды имеет ■большое значение. Через них на ше слово, получает хорошее под крепление, слушатели значительно лучше усваивают материал. Т. ШЕМЕНЕВ, пропагандист семинара по основам научного коммунизма Никольской
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz