Восход. 1970 г. (с. Измалково)
«Бессмертные идеи и дела Ленина, великий подвиг его жизни служат для советских людей, для трудящихся все го мира неисчерпаемым источником вдохновения и оптимизма. Жить и бороться по-ле нински —^значит отдавать все силы, знания, энергию самому гуманному и спра ведливому делу на Земле— борьбе за полное освобож дение трудящихся от гнета и эксплуатации, за победу коммунистических идеалов, за лучшее будущее челове чества. Имя и дело Ленина будут жить вечно!» Из Тезисов ЦК КПСС «К 100- летию со дня рождения Влади мира Ильича Ленина». Рисунок художника С. Гринько. Фотохроника ТАСС. До ро г о с е Москва. Здесь, как верно ска зал поэт, «каждый камень Лени на знает». ...Автобус мчит по самому большому в столице 20-километ- ровому Ленинскому проспекту. Экскурсовод рассказывает о Мо скве, о ленинских местах. Мы проезжаем мимо станции метро. Более чем на 130 километров протянулись подземные трассы. Это—лучший в мире метрополи тен, и он тоже носит имя вождя. ' Остановка у Киевского вокзала. В 1919 году Ленин выступал здесь с напутственной речью пе ред рабочими, отъезжающими в южные районы страны организо вывать совхозы. Известно, что Владимир Ильич выступал в Москве и Подмосковье более двухсот раз. В одном лишь Колонном зале Дома Союзов его речи звучали на 40 различных съездах, конференциях, собрани ях. С Москвой вождь делил и труднейшие дни голода, и светлые народные праздники. Завод «Динамо». Здесь он бе седовал с рабочими, интересовал ся их трудом и бытом. «А может ли ваш завод электрифицировать деревню?». И подчеркивал, что считает завод одной из баз элек трификации страны. Сегодня ди намовцы создают отличные элек трические моторы. В Москве Владимир Ильич на писал сотни работ, ставших муд рыми учебниками строительства нового общества. Первой из них, написанной в Москве в день при езда правительства республики Советов из Петрограда, была статья «Главная задача наших дней». В ней Ильич призывал трудящихся Здесь каждый камень Ленина знает Р дц у сделать Россию могучей. СамаМосква сегодня — вопло щение в жизни этой ленинской мечты. Столица нашей Родины— это крупнейший в стране комп лекс машиностроительной, автомо билестроительной, электронной, часовой промышленности. В горо де более полутора тысяч предпри ятий. Здесь рождается каждый четвертый холодильник и каждый пятый телевизор. Семьмиллионов жителей, более шестисот тысяч студентов, четыреста миллионов гостей в год—вот чтотакое Моск ва сегодня. Ильич по-отечески беспокоился о Москве и москвичах. Он был и остался первым депутатом Моссо вета. По его предложению из тес ных каморок и сырых подвалов в первые же дни революции пере селили в благоустроенные квар тиры буржуазии полмиллиона ра бочих и служащих. И как вопло щение ленинских заветов—пов сюду в Москве новые кварталы жилых домов. 120 тысяч квартир было построено в городе только в прошлом году. Кремль. Здесь был рабочий ка бинет руководителя первого рабо че-крестьянского правительства. Ровно в восемь утра начинался трудовой день Ильича. Свет в его окне гас нередко лишь после то го, как куранты на Спасской отбивали два часа ночи. Кстати, именно Владимир Ильич позабо тился о том, чтобы на Спасской башне Кремля были реставриро ваны куранты. И вскоре Страна Советов, весь мир услышали их призывной бой... В Кремле он принимал ходоков из российских, закавказских, среднеазиатских краев, иностран ных гостей. Несчетное количест во писем приходило в Москву с адресом: Кремль, Ленину. ...До сих пор камни тротуаров Кремля хранят его шаги. Кажет ся, только что вышел он с засе дания Совнаркома и присел от дохнуть на минуту, не более... Таким и запечатлен наш вождь в замечательной скульптуре, уста новленной на территории Кремля. Неутомимой трудовой жизнью живет столица советских столиц. Москва учит, показывает пример. Она благословляет своих сыновей перед героическими рейсами в космос. Вручает выдающимся де ятелям Международные Ленин ские премии «За укрепление мира между народами». Государственный флаг СССР, что гордо реет над куполом зда ния Совета Министров СССР в Кремле, установлен по распоря жению Владимира Ильича Лени на. Он виден во всех уголках Земли, зовёт миллионы людей к борьбе за победу великих ленин ских идей. В. ЧАНТУРИЯ, корр. ТАССГ"^ В. И. Ленин в Кремле беседует с итальянскими делегатами II конгресса Коминтерна. Москва, июль - август 1920 года. (Архив института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС). Фотохроника ТАСС. 1Ш111111111111111ШШ11Ш11111111111111111111111Ш11111Ш1Ш11Ш1Ш1|111111Ш111111111111 Ленинские чтения в МК КПСС «Настойчиво овладевать ленин ским стилем партийного руковод ства»—такова заключительная те ма Ленинских чтений, организо ванных Московским областным комитетом партии, которые завер шились 9 апреля. С докладом вы- Г Л А В Н А Я >у В о с х о д ** 2 стр., 16 апреля 1970 года Я* 46 (5073) ступил первый секретарь МК КПСС В. И. Конотоп. Участники чтений — партийные, советские, профсоюзные, комсо мольские активисты и хозяйствен ные руководители на конкретных примерах изучали опыт научной организации труда в горкомах и райкомах партии, парткомов пред приятий, совхозов и колхозов, проблемы контроля и проверки исполнения принятых решений — одного из главных принципов пар тийного руководства. (Корр. ТАСС). Более тридцати лет народный художник СССР Николай Жуков работает над темой, ставшей глав ной в его жизни, — Ленинской. В жуковской Лениниане свыше 1500 листов. —И все-таки эта тема далеко не исчерпана,—говорит Николай Ни колаевич,—Каждый раз с глубо ким волнением приступаю я к ра боте над новым рисунком. Крити чески оцениваю уже сделанное. И непременно задаю себе вопрос: скажу ли этим произведением что-то новое? Создать зримый образ Ильича, продолжает художник, мне помог ли сохранившиеся документаль ные кинокадры и фотографии, свидетельства людей, лично знав ших Ленина. И, конечно, его тру ды, переписка, документы. Я по бывал во всех местах, связанных с именем Ильича,—там, где он ро дился,'жил, учился, работал, от дыхал, скрывался в подполье. Каждая встреча раскрывала но вые штрихи и черточки в образе, на первый взгляд, хорошо изучен ном. Художник рассказывает о запом нившейся ему беседе с В. Д. Бонч-Бруевичем, которому пока зал однажды свои рисунки. Бонч- Бруевич говорил, что Ленин был очень подвижным, искрящимся. Каждый его жест был чрезвычай- | но красноречив и убедительно подчеркивал только что высказан ную мысль. Вот так под непосредственным впечатлением от рассказов об Ильиче рождались Жуковские ри сунки «Пора», «Не теряйте ми нуты», «В Разливе». —При работе над образом Ле нина,—говорит художник, —глав ное и обязательное условие—до стигнуть наибольшего сходства. Разумеется, не только внешнего. Сходство, на мой взгляд,—это те тысячи малых величин, из кото рых складывается убедительность и правда образа. Николай Николаевич показал один из своих любимых рисунков —«На равные части». ...Когда Владимир Ильич скры вался в Разливе, ему, бывало, приносили обед двое ребятишек— сыновья рабочего. Мог ли Ленин молча брать обед и, поблагода рив, отпускать мальчиков? Едва ли. Безусловно, Ленин говорил с ними, предлагал вместе поесть. Так размышлял художник, узнав об этом факте. И он нарисовал, как Владимир Ильич разрезает краюху хлеба на равные части. Бытовая сценка обрела глубокий смысл: в руках Ленина хлеб стал символом земли, символом труда. А сам рисунок выразил человеч ность Ильича. Наверное, нет такой стороны жизни и деятельности В. И. Ле нина, которую не затронул в сво ем творчестве Жуков. Ленин в кругу семьи. В рисун ках, посвященных детству Володи Ульянова, художник, по его при знанию, стремился передать вос хищение этой удивительно краси вой семьей. Ленин-студент, Ле- нин-революционер, вождь проле тариата, глава первого в мире Со ветского государства, Ленин и 4 к Армия, Ленин и дети—в каждомЩ» рисунке этих серий художник стремится раскрыть глубокий и многогранный образ мыслителя, государственного деятеля, челове ка. ...Ильич и деревенский маль чишка любуются игрушечным ко нем. Мальчишка, надев красноар мейский шлем, видит себя лихим буденновцем. А Ленин, мечтавший о том времени, когда русский кре стьянин пересядет с лошади на стального коня, представляет, как тысячи вот таких мальчишек ве дут по полям тракторы. «Рассказ о буденновцах»—так называется этот рисунок. —Тему этого рисунка мне под сказал Г. М. Кржижановский, — вспоминает художник. К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина художник подгото вил альбом, в который вошли сто рисунков об Ильиче. А Жуков по лон новых замыслов. Л Чем крупнее успехи советского * народа в коммунистическом стро ительстве, тем весомее и более зрима для нас роль В. И. Ленина в создании нового общества. Пол нее и глубже раскрыть образ ве ликого вождя и самого человечно го человека—в этом видят почет-' ную задачу и свой высокий долг художники. ^ Л. БОРИСОВА, корр. ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz