Восход. 1969 г. (с. Измалково)
З Л В Т Г А Д Е П Ъ У Ч И Т Е Л Я Славный путь прошла наша Ро дина за пятьдесят с лишним лет. В ее истории яркие страницы занима ют создание и расцвет новой совет ской народной школы. Именно ей принадлежит решающая роль в осу ществлении подлинной культурной революции в стране. Разительные перемены произошли в области народного просвещения. Давно ликвидирована неграмот ность, создана самая прогрессивная, демократическая система народного образования. Характерен такой факт. Накануне На уровень новых задач Великой Октябрьской социалистиче- ный учитель РСФСР». Это А. Д. ской революции в границах нашего Куценко, А. М. Проничева, А. И. района имелось 56 учителей. Никто Старых. 27 человек награждены из них не имел высшего образова- значками «Отличник народного про- ния. Сейчас у нас работают 426 учи- свещения». телей. из них 180 человек с выс- у нас все дороги открыты для шим образованием, 151 учитель по- учебы молодежи. Ставится задача— вышает свое образование заочно в в ближайшие годы осуществить в высших учебных заведениях. стране среднее образование. Наша Три ветерана народного образова- задача—теперь не ограничиваться ния удостоены звания «Заслужен- приемом только желающих, а при влечь к дальнейшей учебе всех тех, кто не имеет среднего образования. Задача эта сложная, но реальная. Партия требует от нас значитель но повысить уровень воспитательной работы в школах с тем, чтобы вос питать молодежь достойную своих отцов, свершивших Октябрьскую революцию, построивших социализм, успешно осуществляющих строи тельство нового общества—комму нистического завтра. И учителя на ших школ справятся с этой задачей. А. ШАТАЛОВ, зав. РОНО. ■ев КАК МАТЬ НЕ ЗАБЫВАЮТ СЫНОВЬЯ Трудно представить себе школьные ко ридоры без разноголосого шума Тшпо- седлевой детворы... Девчонки и мальчишки, собравшись в кучку, так о чем-то оживленно и увле ченно говорили, что совсем не обращали на меня внимания. Интересно, о чем го ворят эти ученики так деловито и совсем по-взрослому. Ребячество выдавало лишь излишняя горячность и несдержанность, Они задержались, видимо, кого-то ожи дая. —А Ольга Степановна сказала, что со всем не обязательно оставаться после уроков. Учить домашние задания надо дома, а если что непонятно—-лучше спро-, сить в классе, — перебивая мальчика, серьезно возразила девчонка с косичками. —Ваша Ольга Степановна строгая, ко всему придирается. Мне Витька расска зывал, что ей до всего есть дело. —И совсем неправда,—вспылила с ко сичками.—Сам ты придираешься. А твой Витька лентяй, не хочет учиться, вот и пусть сидит теперь после уроков...—Она обидчиво повернулась, потянула за порт фель свою подружку.— И ждать его не чего. Пошли, Тань. Из раскрытой двери класса доносился ровный голос учительницы. Ольга Степа новна Агапова проводила дополнитель ные занятия с неуспевающими. Прежде всего заставил обратить на себя внима ния тон речи, которым она говорит с «трудными» учениками. Ни малейшего оттенка раздраженности, обиды на своих воспитанников за то, что те отбирают столько свободного времени. А ведь за нимается она почти ежедневно. И когда я, попросив разрешения, несколько ми нут провел в классе, я увидел, с каким вниманием ученики слушали объяснение материала своей учительницы. —Как помогают дополнительные за» пятня в борьбе за высокую успеваемость? —интересуюсь в беседе с О. С. Агаповой. Учительница помедлила с ответом. И не потому, что сомневалась 'в пользе до полнительных занятий. Просто она хоте ла сказать сначала о другом. История с Виталием Коротких (это о нем говори ли в коридоре ученики) заставляет Оль гу Степановну все чаще задумываться над методами воспитания. Сколько их, этих методов, знает опытная учительни ца за свой тридцатидвухлетний стаж работы! И все они, несомненно, приносят свои положительные результаты. Но ка кой из них подойдет к этому черноголо вому, на первый взгляд, как подобрать ключи к скрытому детскому характеру? Вопросов, связанных с нелегким педаго гическим трудом, много, и на все надо находить ответы ему, учителю, вовремя. А если опоздаешь, считай, что твой труд был напрасным. ...Родители Вити работают в колхозе животноводами. У них бывает мало сво бодного времени, и не всегда они могут проследить за сыном. Ребенок слишком быстро понял свою безконтрольность и все чаще стал приходить в школу непод готовленным к урокам, а иногда и вовсе пропускал занятия. Это встревожило учителя. Пришлось побеседовать с ма терью Коротких. Из беседы выяснилось, что мальчик успел отбиться от рук и пе рестал повиноваться родителям. Теперь уже не школа просит помощи у родите лей в воспитании подростка, а сами ро дители. Ольга Степановна решила побеседо вать с мальчиком, помочь ему стать в ряды успевающих. Сейчас рано подво дить итоги, но надежда на хорошие ре зультаты есть. Таких учеников, как Витя Коротких, в классе О. С. Агаповой всего два. Гораздо больше ребят, которые занимаются ус пешно. Из них Ольга Степановна назва ла Людмилу Дудченко, Ольгу Агапову, Татьяну Красникову... —Не секрет,—улыбаясь говорит учи тельница,—что девочки намного дисцип линированнее мальчиков. А ведь чем, внимательнее ученик прослушает новый материал, тем лучше его усвоит. Нельзя сказать, что нет и хороших мальчишек, но я умышленно не называю их имен, чтобы не зазнавались,—шутит Ольга Степановна и заключает.—А в основном класс хороший. И эти слова подтверждаются фактами. О. С. Агапова учит начальные классы в Никитской восьмилетней школе. Сейчас у нее третий. Ольга Степановна работает без второгодников. Все ее ученики пере ходят из класса в класс. В этом ей по могает большой опыт. Ее трудовая дея тельность началась в 1937 году. Окон чив Ливенское педучилище, преподавала в школе до начала Отечественной войны. В послевоенные годы вплоть до 1960 го да—инспектор Измалковского районного отдела народного образования. Она на граждена значком «Отличник народного просвещения». О. С. Агапова руководит кустовым ме тодическим объединением (КМО). Один раз в месяц собираются представители трех школ села, чтобы обсудить вопросы методической работы. А Ольга Степа новна является хорошим пропаганди стом. Ее интересные лекции на воспита тельные темы с удовольствием слушают родители на школьных собраниях. . ...Много работы у сельского учителя, и особенно ответственна эта работа у тех, кто впервые знакомит детей с жизнью, прививает им любовь к труду. Перед учителем постоянно стоит вопрос: «Все ли сумею сделать для того, чтобы сде лать каждого из учеников настоящим человеком? Мы не сомневаемся, что Ольга Степа новна выполнит свой важный долг—вос питает детей трудолюбивыми, умными, любящими Родину, откроет им мир пре красного. Не случайно о ней такого вы сокого мнения педагогический коллектив школы и неизвестная мне девчонка с ко сичками, одна из многих школьников, которая не согласилась с доводами маль> чугана, что ее учительница слишком придирчива. ...В третьем классе идет урок. При вычная тишина. Мерно поскрипывают перья. И среди этой тишины приглушен ные шаги учителя. Она всегда рядом, всегда внимательна к своим ученикам. Что-то новое ребята унесут сегодня из школы. А. ПАРШИН. Школьный учитель в нашей стране- одна и? самых почетных и самых ува жаемых профес - <ий. 2 миллиона 5' 0 тысяч педагогов трудятся в 210 тысячах общеобразовательных школах. За самоотверженный труд многие и ь них награж дены ордена ни и медаля ш , удостоены высокого зсания Героя Со киалистического Труди. В День учителя мы чествуем людей, которые все свои сиг ы и знания, всю теплоту своего се/дца отдают д лу обучения и коммунисти- че кого воспитания подрастающего поколения. НА СНИМКЕ: одна и ? лучших учительниц младших классов средней школы № 89 г. З а порожья Т. И. Шмурыгина. Фотохроника ТАСС. Цнем и ночью ведут вспашку зяби механизаторы колхоза им.М. Горького. Лучший механи затор колхо ш член КПСС Алек сандр Павлович Куров выголняет .сменное задание на 110-115 про центов. НА СНИМКЕ: А. П. Куров. Фото А. Заики. „ В о с х о д * * 2 стг„ 4 октября 1969 года Л« 119 (4990) Человек Учитель. Быть им нелегко. Нуж но быть искренним, честным, уметь донести свои знания детям, нау чить их любить Родину, воспитать настоящими строителями комму низма. Для учеников начальных классов слово учителя магически всесильно. В старших классах — иначе. Здесь авторитет учителя складывается из его поступков, его отношения к ученикам, знаний и много другого. Значит, настоящий учитель — это тот, кто Личной инициативой, личным примером воспитывает у учеников лучшие качества совет ского человека, это тот, кто явля ется старшим товарищем, другом школьников, кто всегда может по мочь в трудную минуту поддер жать, посоветовать. ...Клавдию Ивановну Авдееву ежедневно можно видеть нетороп ливо идущей на уроки в школу с большим портфелем в руке. Она —преподаватель химии, директор Афанасьевской средней школы. На вступительных экзаменах в вузы и средние учебные заведения ученики сдают химию на «хорошо» и «отлично». Скольких ребят заж гла она любовью к своему предме ту. Это 3. X. Ачкасова, В. Д. Логвинова, И. А. Губарева, С. А. Левыкина. Редко кто из учителей может похвалиться столькими по следователями! ...Идет районная химическая “олимпиада. Учащиеся склонились с большой буквы над листками, напряженно дума ют. Положенные три часа проле тают быстро. Было чему удивляться педаго гам, проводившим олимпиаду. Учащиеся из Афанасьевской сред ней школы выполнили по два ва рианта сразу. Они набирают наи большее количество баллов и за нимают первые места. Но этим победам предшествова ли трудные годы... В коридоре Орловского педин ститута собрались выпускники. Стоит напряженная тишина: в деканате комиссия по распреде лению. Открывается дверь, и все бросаются к вышедшему. —Куда? Клавдию Ивановну, выпускницу факультета естествознания на правили в свой район, в Афанась евскую среднюю школу. Ей тогда, в пятидесятом, было немногим бо лее двадцати. Первые же недели работы заставили задуматься: школа хорошая, ребята учиться хотят,, но нужны, очень нужны практические знания. И вспомина ет Клавдия Ивановна своего школьного учителя химии. Да, это был добрый маг и волшебник! Учитель-энтузиаст. Даже во время войны он не снижал своих высо ких требований к учащимся. Практические лабораторные рабо ты необходимо было делать са мостоятельно. Садись и делай — никаких скидок на войну. И ре бята слушались и делали. Любили и отлично знали предмет. А как покорили студентов своей любовью к химии преподаватели пединсти тута! Но там—база. А здесь нет даже плохонького кабинета, нет реактивов, как при помощи прак тических занятий закрепить знания учеников. Начали с малого. По воскресеньям длинный кори дор школы превращается в боль шую химическую лабораторию. Ре бята сами работают с небогатыми вначале реактивами, удивляются неожиданным реакциям, познают тайны волшебницы химии. Постепенно прививался интерес школьников к предмету. Для мно гих учащихся это было первым знакомством со своей будущей профессией. Ребячий интерес к опытам удваивал силы молодой учительницы: по группам занима лись в выходные дни. Два часа на группу—их четыре—вот вам и весь выходной. Спрашиваю Клавдию Ивановну, что же заставляло ее тратить свое свободное время? —Тратить, — смеется Клавдия Ивановна,—это не то слово,—Мне, пожалуй, больше всего хотелось, чтобы ребятам открылась химия. На тему дня ставит молодой учитель внеклассную работу с учениками. Да и сама она посто янно, упорно училась педагогиче скому мастерству, перенимала опыт лучших учителей района. О Ч Е Р К ч Шло время. Улучшились усло вия преподавания. Выделена была, наконец, комната для химического кабинета. Создан химический кру жок. В нем насчитывалось около 50 человек, хотя условия приема довольно жесткие: интерес к пред мету и знания не ниже чем на четверку. Членами химического кружка стали ребята, полюбившие химию и хорошо знающие ее. Один раз в неделю спешит Клавдия Ивановна на занятия. Некоторых химиков уже не устраивают эле ментарные опыты из школьного учебника—они ставят эксперимен ты, читают специальную литерату ру, разрабатывают теоретические вопросы. На секционных занятиях учите лей Клавдия Ивановна выступала с докладом «Воспитание у уча щихся интереса и ответственного отношения к учебе». Ей было о чем рассказать своим коллегам. По всему свету разъехались ученики Клавдии Ивановны. Мно гие, очень многие из них связали свою жизнь с химией—на произ водстве или в школе. Для них она стала любимым делом. И это ре зультат прошлого влияния на ду ши учащихся мастера педагогиче ского труда. В день празднования Дня учи; теля Клавдия Ивановна награж дается Почетной грамотой Мини стерства просвещения РСФСР. А. САРАЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz