Восход. 1969 г. (с. Измалково)

Восход. 1969 г. (с. Измалково)

З Л В Т Г А Д Е П Ъ У Ч И Т Е Л Я Славный путь прошла наша Ро­ дина за пятьдесят с лишним лет. В ее истории яркие страницы занима­ ют создание и расцвет новой совет­ ской народной школы. Именно ей принадлежит решающая роль в осу­ ществлении подлинной культурной революции в стране. Разительные перемены произошли в области народного просвещения. Давно ликвидирована неграмот­ ность, создана самая прогрессивная, демократическая система народного образования. Характерен такой факт. Накануне На уровень новых задач Великой Октябрьской социалистиче- ный учитель РСФСР». Это А. Д. ской революции в границах нашего Куценко, А. М. Проничева, А. И. района имелось 56 учителей. Никто Старых. 27 человек награждены из них не имел высшего образова- значками «Отличник народного про- ния. Сейчас у нас работают 426 учи- свещения». телей. из них 180 человек с выс- у нас все дороги открыты для шим образованием, 151 учитель по- учебы молодежи. Ставится задача— вышает свое образование заочно в в ближайшие годы осуществить в высших учебных заведениях. стране среднее образование. Наша Три ветерана народного образова- задача—теперь не ограничиваться ния удостоены звания «Заслужен- приемом только желающих, а при­ влечь к дальнейшей учебе всех тех, кто не имеет среднего образования. Задача эта сложная, но реальная. Партия требует от нас значитель­ но повысить уровень воспитательной работы в школах с тем, чтобы вос­ питать молодежь достойную своих отцов, свершивших Октябрьскую революцию, построивших социализм, успешно осуществляющих строи­ тельство нового общества—комму­ нистического завтра. И учителя на­ ших школ справятся с этой задачей. А. ШАТАЛОВ, зав. РОНО. ■ев КАК МАТЬ НЕ ЗАБЫВАЮТ СЫНОВЬЯ Трудно представить себе школьные ко­ ридоры без разноголосого шума Тшпо- седлевой детворы... Девчонки и мальчишки, собравшись в кучку, так о чем-то оживленно и увле­ ченно говорили, что совсем не обращали на меня внимания. Интересно, о чем го­ ворят эти ученики так деловито и совсем по-взрослому. Ребячество выдавало лишь излишняя горячность и несдержанность, Они задержались, видимо, кого-то ожи­ дая. —А Ольга Степановна сказала, что со­ всем не обязательно оставаться после уроков. Учить домашние задания надо дома, а если что непонятно—-лучше спро-, сить в классе, — перебивая мальчика, серьезно возразила девчонка с косичками. —Ваша Ольга Степановна строгая, ко всему придирается. Мне Витька расска­ зывал, что ей до всего есть дело. —И совсем неправда,—вспылила с ко­ сичками.—Сам ты придираешься. А твой Витька лентяй, не хочет учиться, вот и пусть сидит теперь после уроков...—Она обидчиво повернулась, потянула за порт­ фель свою подружку.— И ждать его не­ чего. Пошли, Тань. Из раскрытой двери класса доносился ровный голос учительницы. Ольга Степа­ новна Агапова проводила дополнитель­ ные занятия с неуспевающими. Прежде всего заставил обратить на себя внима­ ния тон речи, которым она говорит с «трудными» учениками. Ни малейшего оттенка раздраженности, обиды на своих воспитанников за то, что те отбирают столько свободного времени. А ведь за­ нимается она почти ежедневно. И когда я, попросив разрешения, несколько ми­ нут провел в классе, я увидел, с каким вниманием ученики слушали объяснение материала своей учительницы. —Как помогают дополнительные за» пятня в борьбе за высокую успеваемость? —интересуюсь в беседе с О. С. Агаповой. Учительница помедлила с ответом. И не потому, что сомневалась 'в пользе до­ полнительных занятий. Просто она хоте­ ла сказать сначала о другом. История с Виталием Коротких (это о нем говори­ ли в коридоре ученики) заставляет Оль­ гу Степановну все чаще задумываться над методами воспитания. Сколько их, этих методов, знает опытная учительни­ ца за свой тридцатидвухлетний стаж работы! И все они, несомненно, приносят свои положительные результаты. Но ка­ кой из них подойдет к этому черноголо­ вому, на первый взгляд, как подобрать ключи к скрытому детскому характеру? Вопросов, связанных с нелегким педаго­ гическим трудом, много, и на все надо находить ответы ему, учителю, вовремя. А если опоздаешь, считай, что твой труд был напрасным. ...Родители Вити работают в колхозе животноводами. У них бывает мало сво­ бодного времени, и не всегда они могут проследить за сыном. Ребенок слишком быстро понял свою безконтрольность и все чаще стал приходить в школу непод­ готовленным к урокам, а иногда и вовсе пропускал занятия. Это встревожило учителя. Пришлось побеседовать с ма­ терью Коротких. Из беседы выяснилось, что мальчик успел отбиться от рук и пе­ рестал повиноваться родителям. Теперь уже не школа просит помощи у родите­ лей в воспитании подростка, а сами ро­ дители. Ольга Степановна решила побеседо­ вать с мальчиком, помочь ему стать в ряды успевающих. Сейчас рано подво­ дить итоги, но надежда на хорошие ре­ зультаты есть. Таких учеников, как Витя Коротких, в классе О. С. Агаповой всего два. Гораздо больше ребят, которые занимаются ус­ пешно. Из них Ольга Степановна назва­ ла Людмилу Дудченко, Ольгу Агапову, Татьяну Красникову... —Не секрет,—улыбаясь говорит учи­ тельница,—что девочки намного дисцип­ линированнее мальчиков. А ведь чем, внимательнее ученик прослушает новый материал, тем лучше его усвоит. Нельзя сказать, что нет и хороших мальчишек, но я умышленно не называю их имен, чтобы не зазнавались,—шутит Ольга Степановна и заключает.—А в основном класс хороший. И эти слова подтверждаются фактами. О. С. Агапова учит начальные классы в Никитской восьмилетней школе. Сейчас у нее третий. Ольга Степановна работает без второгодников. Все ее ученики пере­ ходят из класса в класс. В этом ей по­ могает большой опыт. Ее трудовая дея­ тельность началась в 1937 году. Окон­ чив Ливенское педучилище, преподавала в школе до начала Отечественной войны. В послевоенные годы вплоть до 1960 го­ да—инспектор Измалковского районного отдела народного образования. Она на­ граждена значком «Отличник народного просвещения». О. С. Агапова руководит кустовым ме­ тодическим объединением (КМО). Один раз в месяц собираются представители трех школ села, чтобы обсудить вопросы методической работы. А Ольга Степа­ новна является хорошим пропаганди­ стом. Ее интересные лекции на воспита­ тельные темы с удовольствием слушают родители на школьных собраниях. . ...Много работы у сельского учителя, и особенно ответственна эта работа у тех, кто впервые знакомит детей с жизнью, прививает им любовь к труду. Перед учителем постоянно стоит вопрос: «Все ли сумею сделать для того, чтобы сде­ лать каждого из учеников настоящим человеком? Мы не сомневаемся, что Ольга Степа­ новна выполнит свой важный долг—вос­ питает детей трудолюбивыми, умными, любящими Родину, откроет им мир пре­ красного. Не случайно о ней такого вы­ сокого мнения педагогический коллектив школы и неизвестная мне девчонка с ко­ сичками, одна из многих школьников, которая не согласилась с доводами маль> чугана, что ее учительница слишком придирчива. ...В третьем классе идет урок. При­ вычная тишина. Мерно поскрипывают перья. И среди этой тишины приглушен­ ные шаги учителя. Она всегда рядом, всегда внимательна к своим ученикам. Что-то новое ребята унесут сегодня из школы. А. ПАРШИН. Школьный учитель в нашей стране- одна и? самых почетных и самых ува жаемых профес - <ий. 2 миллиона 5' 0 тысяч педагогов трудятся в 210 тысячах общеобразовательных школах. За самоотверженный труд многие и ь них награж­ дены ордена ни и медаля ш , удостоены высокого зсания Героя Со киалистического Труди. В День учителя мы чествуем людей, которые все свои сиг ы и знания, всю теплоту своего се/дца отдают д лу обучения и коммунисти- че кого воспитания подрастающего поколения. НА СНИМКЕ: одна и ? лучших учительниц младших классов средней школы № 89 г. З а ­ порожья Т. И. Шмурыгина. Фотохроника ТАСС. Цнем и ночью ведут вспашку зяби механизаторы колхоза им.М. Горького. Лучший механи­ затор колхо ш член КПСС Алек­ сандр Павлович Куров выголняет .сменное задание на 110-115 про­ центов. НА СНИМКЕ: А. П. Куров. Фото А. Заики. „ В о с х о д * * 2 стг„ 4 октября 1969 года Л« 119 (4990) Человек Учитель. Быть им нелегко. Нуж­ но быть искренним, честным, уметь донести свои знания детям, нау­ чить их любить Родину, воспитать настоящими строителями комму­ низма. Для учеников начальных классов слово учителя магически всесильно. В старших классах — иначе. Здесь авторитет учителя складывается из его поступков, его отношения к ученикам, знаний и много другого. Значит, настоящий учитель — это тот, кто Личной инициативой, личным примером воспитывает у учеников лучшие качества совет­ ского человека, это тот, кто явля­ ется старшим товарищем, другом школьников, кто всегда может по­ мочь в трудную минуту поддер­ жать, посоветовать. ...Клавдию Ивановну Авдееву ежедневно можно видеть нетороп­ ливо идущей на уроки в школу с большим портфелем в руке. Она —преподаватель химии, директор Афанасьевской средней школы. На вступительных экзаменах в вузы и средние учебные заведения ученики сдают химию на «хорошо» и «отлично». Скольких ребят заж­ гла она любовью к своему предме­ ту. Это 3. X. Ачкасова, В. Д. Логвинова, И. А. Губарева, С. А. Левыкина. Редко кто из учителей может похвалиться столькими по­ следователями! ...Идет районная химическая “олимпиада. Учащиеся склонились с большой буквы над листками, напряженно дума­ ют. Положенные три часа проле­ тают быстро. Было чему удивляться педаго­ гам, проводившим олимпиаду. Учащиеся из Афанасьевской сред­ ней школы выполнили по два ва­ рианта сразу. Они набирают наи­ большее количество баллов и за­ нимают первые места. Но этим победам предшествова­ ли трудные годы... В коридоре Орловского педин­ ститута собрались выпускники. Стоит напряженная тишина: в деканате комиссия по распреде­ лению. Открывается дверь, и все бросаются к вышедшему. —Куда? Клавдию Ивановну, выпускницу факультета естествознания на­ правили в свой район, в Афанась­ евскую среднюю школу. Ей тогда, в пятидесятом, было немногим бо­ лее двадцати. Первые же недели работы заставили задуматься: школа хорошая, ребята учиться хотят,, но нужны, очень нужны практические знания. И вспомина­ ет Клавдия Ивановна своего школьного учителя химии. Да, это был добрый маг и волшебник! Учитель-энтузиаст. Даже во время войны он не снижал своих высо­ ких требований к учащимся. Практические лабораторные рабо­ ты необходимо было делать са­ мостоятельно. Садись и делай — никаких скидок на войну. И ре­ бята слушались и делали. Любили и отлично знали предмет. А как покорили студентов своей любовью к химии преподаватели пединсти­ тута! Но там—база. А здесь нет даже плохонького кабинета, нет реактивов, как при помощи прак­ тических занятий закрепить знания учеников. Начали с малого. По воскресеньям длинный кори­ дор школы превращается в боль­ шую химическую лабораторию. Ре­ бята сами работают с небогатыми вначале реактивами, удивляются неожиданным реакциям, познают тайны волшебницы химии. Постепенно прививался интерес школьников к предмету. Для мно­ гих учащихся это было первым знакомством со своей будущей профессией. Ребячий интерес к опытам удваивал силы молодой учительницы: по группам занима­ лись в выходные дни. Два часа на группу—их четыре—вот вам и весь выходной. Спрашиваю Клавдию Ивановну, что же заставляло ее тратить свое свободное время? —Тратить, — смеется Клавдия Ивановна,—это не то слово,—Мне, пожалуй, больше всего хотелось, чтобы ребятам открылась химия. На тему дня ставит молодой учитель внеклассную работу с учениками. Да и сама она посто­ янно, упорно училась педагогиче­ скому мастерству, перенимала опыт лучших учителей района. О Ч Е Р К ч Шло время. Улучшились усло­ вия преподавания. Выделена была, наконец, комната для химического кабинета. Создан химический кру­ жок. В нем насчитывалось около 50 человек, хотя условия приема довольно жесткие: интерес к пред­ мету и знания не ниже чем на четверку. Членами химического кружка стали ребята, полюбившие химию и хорошо знающие ее. Один раз в неделю спешит Клавдия Ивановна на занятия. Некоторых химиков уже не устраивают эле­ ментарные опыты из школьного учебника—они ставят эксперимен­ ты, читают специальную литерату­ ру, разрабатывают теоретические вопросы. На секционных занятиях учите­ лей Клавдия Ивановна выступала с докладом «Воспитание у уча­ щихся интереса и ответственного отношения к учебе». Ей было о чем рассказать своим коллегам. По всему свету разъехались ученики Клавдии Ивановны. Мно­ гие, очень многие из них связали свою жизнь с химией—на произ­ водстве или в школе. Для них она стала любимым делом. И это ре­ зультат прошлого влияния на ду­ ши учащихся мастера педагогиче­ ского труда. В день празднования Дня учи; теля Клавдия Ивановна награж­ дается Почетной грамотой Мини­ стерства просвещения РСФСР. А. САРАЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz