Восход. 1969 г. (с. Измалково)

Восход. 1969 г. (с. Измалково)

По л е н и н с к и м г- з а ее т а м „Самое большое чудо “ Есть в советской истории такие поворотные ве­ хи, ко торым и открываются судьбы цело го п о ко ­ ления людей. Рабфак— а ему сегодня ровно пол ­ века— из таких чрезвычайных этапов в биографии О ктября . «В спецовке , а не во фраке» шагнул он в храм науки, призвав на штурм больших знаний ж аждавш ую до них рабочую и крестьянскую м о ­ лодежь. П ролетарскому государству, подчеркивал В. И. Ленин, «нужны в большем и большем , против прежнего , числе инженеры , агрономы , техники, научно образованные специалисты всяко го р о ­ да...». И даже в самый разгар граждан ской войны (1918 год) был издан д е кре т Совнаркома «О пра­ вилах приема в высшие учебные заведения РСФСР». Каждый достигший 16 лет мог поступить в любое высшее учебное заведение. От рабочих и крестьян не требовалось никаких свидетельств об образовании . Они не сдавали вступительных экзаменов. Отменялась плата за обучение . Для нуждающихся студентов устанавливались государ ­ ственные стипендии. М олодой республике нужны были свои кадры, верные революции специалисты. Страна не м о г ­ ла ждать, ко гда орлята О ктября пройдут полный курс средней школы . И юность, рабочая и кр е ­ стьянская, дерзнула: тысячи малограмотных юно шей и девушек решились овладеть высотами нау­ ки. Однако преграда была слиш ком непокорной -^д л я усвоения вузовской про граммы не .хватало знаний. Но дерзновенны е не уступили трудностям . Рабочие-студенты К ом м ер че с ко го института (ныне М ос ковс кий институт народно го хозяйства имени Г. В. Плеханова) обратились в Наркомат просвещения с предлож ением ... — Вы настаиваете на отдельном факультете для рабочих?...Рабфак!— одобрительно встретил м о ­ лодежь заместитель наркома просвещения М. Н. Покровский . И 2 февраля 1919 года в Большой аудитории института, собравшей тысячу человек, энтузиасты радовались мечтанному торжеству. — Никогда, м ож е т быть, стены старого вуза не видели м олодеж ь столь нищей и столь богатой духом ,— сказал, приветствуя первых рабфаковцев, нарком просвещения А. В. Луначарский. — Мы получим пролетария-студента , а затем и профессора , и я надеюсь, что таких примеров я увижу десятки, сотни, тысячи,— верил, обращаясь к взволнованной от счастья аудитории, замести­ тель наркома просвещения М. Н. Покровский . С искренней радостью приветствовал рабочий факультет К. А. Тимирязев. Прикованный тяжелой болезнью к постели, он прислал рабфаковцам поздравительное письмо. М но гое рассказали мне об истории ор ганиза ­ ции нашего перво го рабфака заместитель ректора Плехановского института С. А. М ирсков и доцент кафедры истории Е. С. Петропавловский. Ко дню юбилея рабфака в институте готовятся большая выставка, съезд землячества рабфаковцев, то р ­ жественное заседание. Делами привузовской , м ож но сказать, «штур­ мовой школы» интересовался В. И. Ленин. В 1920 году Владимир Ильич подписал де кре т Совнар ко ­ ма «О рабочих факультетах», которые по опыту перво го создавались в высших учебных заведе­ ниях страны. На них молодежь получала знания, необходимые для дальнейшей учебы в институте. В 1921— 1922 годах рабфаков насчитывалось о ко ­ ло 90, а к 1933 год у— тысяча. В 1934 году вы пуск­ ники рабочих факультетов составили 40 процентов студентов, принятых в вузы страны. Рабфаки да­ ли путевку в мир большой науки почти миллиону людей. Как далеко шагнула родина О ктября с той не- I забываемой поры ! Сегодня в советских вузах обучаются свыше четырех миллионов студентов. У нас о коло 20 миллионов человек имеют высшее и среднее специальное образование. В СССР ж и ­ вет четверть научных работников мира— свыше 700 тысяч. Сейчас нам даже нево зм ожно представить взросло го человека, неум еющ е го читать и писать. Н и ко го не удивишь и сравнениями с далеким прошлым , ко гда три четверти населения России не знали грамоты . Мы настолько сжились с нашей явью, что и не мыслим себе иной судьбы. Так вспомним , с чего начинался могучий подъ­ ем к свету и знанию . В 1919 году В. И. Ленин подписал декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Страну всколыхнули ликбезы -коми ссии по ликвидации безграмотности . А сегодня у нас каждый третий учится. Осенью 1921 года в одном из своих выступле­ ний В. И. Ленин говорил : «Мы наделали чудес и в военной области, и в других . Среди этих чудес самое большое чудо, я думаю , было бы то, что­ бы ликвидировать до конца самую комиссию по ликвидации безграмотности» . Сейчас наша страна уж е взяла кур с на введе­ ние всеобщего среднего образования для м ол о ­ дежи . И мы считаем это в пор яде вещей. А по данным ЮНЕСКО (организации ООН), еще и в настоящее время половина населения стран капи ­ талистического мира неграмотна. Напомним , что в канун О ктября царская Россия занимала по уровню образования одно из последних мест в мире. Это всегда надо помнить, чтобы крепче д о р о ­ жить завоеванным. Надо помнить все пройден ­ ное, чтобы вечно дерзать, быть смелее мечты. Ведь «страну мечтателей, страну ученых» ждет еще мно го чудес впереди. Д . СМ И Р Н О В , корр. ТАСС. В Полтавской области не найти та кою села, где бы не справляли новоселий. Только строитель­ ные организации треста „Межколхозстрой" за по­ следние годы сдали в эксплуатацию более 6000 объ­ ектов. Это и производственные помещения, и куль­ турно-бытовые здания, и жилые дома. Большую помощь строителям оказывает коллек­ тив Полтавского и н с ти ту та „Облколхозпроект", создающий проекты застройки центральных посёл­ ков колхозов и совхозов, проекты специализирован­ ных производственных комплексов. НА СНИМКЕ: в архитектурно-планировочной мастерской ин сти тута . Главный инженер проекта застройки села Еленовка Козельщинского района Борис Степанович Коваленко (в центре), старший инженер Валентина Алексеевна Капинус и инженер Виталий Алексеевич Батура обсуждают проект. Фото П. Кекало. ' Фотохроника ТАСС В партию—достойных! Коммунист. Высокое это звание. Коммунист—это человек пе­ реднего края борьбы за новое общество. Недавно наши лучшие комсомольцы Анна Будаева—веттехник свиноводческого комплекса, Валентина Рыбина—агржом, Николай Шамрнн—электрик вступили кандидатами в члены КПСС. Комсомол воспитал их в духе комму­ нистической убежденности, и они добросовестно выполняют общест­ венные поручения. А. Булаева, В. Рыбина, Н. Шамрин показывают пример в труде, систематически повышают свой идейно-политический уровень. Они стремятся быть активными строителями коммунистического обще­ ства. Этому их теперь обязывает звание коммуниста. Л. ДОРОХИНА, секретарь комитета комсомола колхоза имени Д зержинско го . ПЕРЕДВЕЛИКИМ100-ЛЕТИЕМ Решения ХХШ съезда КПСС выдвину­ ли перед тружениками села новые боль­ шие задачи, над претворением которых в жизнь предстоит много и упорно потру­ диться. Не остаются в стороне от этих задач работники и актив культурно-про­ светительных учреждений. Они всю свою работу строят с учетом тех требований, которые выдвигает жизнь. Дома культуры, сельские клубы накопи­ ли богатый опыт мобилизации трудящих­ ся на выполнение задач, поставленных партией и правительством, воспитания в людях любви к труду, повышения их культурного уровня и организации здоро­ вого, полезного отдыха. Очаги культуры успешно ведут борьбу с проявлениями чуждых нашему обществу взглядов и нравов. Их работа направлена на главные цели—формирование коммунистического мировоззрения и эстетическое воспитание нового человека. На должном уровне поставлена работа в Чернавском Доме культуры, директор которого 3. И. Халяпина. Здесь трудится сплоченный и целеустремленный коллек. тив. Он всегда в поисках интересного, творческого. Созданы и работают различ­ ные кружки художественной самодея­ тельности. Жители здесь могут хорошо, содержательно отдохнуть: посмотреть но. вый кинофильм, послушать хорошую лек­ цию, принять участие в диспуте, повстре­ чаться со знатными людьми села. В про­ шедшем году лекторская группа прочита­ ла 52 лекции, из них—40 на общественно- политические темы. Силами участников художественной самодеятельности постав, лено более сорока концертов, проведено 90 тематических вечеров, встреч со знат­ ными людьми села, старожилами, первыми комсомольцами, коммунистами. Агит­ бригада совершила более двадцати выез­ дов с концертами в населенные пункты. Есть где провести свободное время и афанасьевцам. К их услугам сельская библиотека и Дом культуры. Работники культурно - просветительных учреждений используют многие методы работы, на. правленные на обогащение духовного об­ лика жителей. Они с помощью обществен­ ности, школы проводят тематические ве. чера, диспуты. Интеллигенция, специали сты выступают с докладами, читают лек­ ции. В 1968 году в Доме культуры было проведено около тридцати вечеров отды­ ха, массовых мероприятий. Много хороших мероприятий проводит­ ся в Пожаровском сельском клубе, заве­ дует которым О И. Щедрина. Это энтузи­ аст своего дела. Совет клуба тесную связь поддерживает с интеллигенцией, школой. Учащиеся часто выступают с кон­ цертами на клубной сцене. В прошедшем году в клубе было проведено: 14 тематиче­ ских вечеров, 40—вечеров отдыха, 2—мас­ совых мероприятия для детей, прочитано 28 лекций, поставлено 7 концертов. Каждый день приближает нас к славной знаменательной дате—ЮО.летию со дня рождения В. И. Ленина. Работникам и активистам культурно-просветительных уч­ реждений предстоит многое сделать, что. бы осуществить намеченные обязательст­ ва. Улучшить репертуар концертов, соз­ дать условия, чтобы жители интересно, с пользой, провели свой досуг—это главная задача работников очагов культуры. М. СЕРДЕЧНИКОВА, инспектор отдела культуры. В Алтайском сельскохозяйственном институте в 1968 году вручили дипломы 752 молодым специалистам—инженерам-меха- низаторам, зоотехникам, ветврачам, агрономам. Помимо своей специальности, на факультете общественных профессий студен­ ты овладевают навыками лекторской работы, хоровы х дириже­ ров, хореографов, занимаются фотографией. 1050 студентов обучаются за счет хозяйств, по лавших их в вуз. На снимке: отличники учебы, студенты третьего курса аг­ рономического факультета (слева направо) Евгений Еажшов, Зи­ наида Таликина и Надежда Шиляева. Фото Е. Логвинова. Фотохроника ТАСС Наш учительдруг Прозвенел звонок. Закончена перемена. Как всегда, перед уро­ ком Екатерины Семеновны Щер­ бининой, в классе установилась тишина. Она преподает литературу и русский язык. На ее уроках мы подробно знакомимся с произведе­ ниями русских классиков, с твор­ чеством знаменитых писателей и поэтов. В класс входит наша учительница. Начинается урок. Затаив дыхание, мы слушаем объ­ яснение новой темы, стараясь не пропустить ни одного слова. Ека­ терина Семеновна рассказывает нам больше, чем написано в учеб­ никах. И за это мы уважаем свою учительницу. Уважаем ее за то, что она все свои знания передает нам, молодому поколению. И мы всегда добросовестно учим уроки. Екатерина Семеновна — наш классный руководитель. Она вос­ питывает нас на лучших традици­ ях советского народа, в духе мо­ рального кодекса строителей ком­ мунизма. Часто она проводит с нами беседы о красоте, культуре, долге каждого школьника. Наша учительница стремится найти тропку к сердцу каждого. И это ей удается. Мы добросовестно выполняем поручения классного руководителя и комитета комсомола. Поручили нам выпустить очередной номер школьной стенной газеты. Мы, под руководством Е. С. Щербини­ ной, красочно оформили стенгазе­ ту, содержательно написали не­ большие заметки. А с каким упор­ ством готовился наш класс к спортивным соревнованиям! Через несколько месяцев окон­ чится учебный год, и мы ступим на дорогу самостоятельной жизни, станем взрослее, возмужаем. Ни все равно мы долго будем вспоми­ нать прошедшие школьные годы и о нашей учительнице и настоя­ щем друге— Екатерине Семеновне Щербининой. Где бы мы не были, на Дальнем Востоке, в Средней Азии, на Севере, всегда будем вспо­ минать светлый образ родной учи­ тельницы, которая была настоя­ щим другом, товарищем, воспита­ ла верными заветам Ильича и де­ лу Коммунистической партии. Г. КУЗЬМИЧЕВА, ученица 10 класса Измалковской средней школы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz