Восход. 1969 г. (с. Измалково)
По л е н и н с к и м г- з а ее т а м „Самое большое чудо “ Есть в советской истории такие поворотные ве хи, ко торым и открываются судьбы цело го п о ко ления людей. Рабфак— а ему сегодня ровно пол века— из таких чрезвычайных этапов в биографии О ктября . «В спецовке , а не во фраке» шагнул он в храм науки, призвав на штурм больших знаний ж аждавш ую до них рабочую и крестьянскую м о лодежь. П ролетарскому государству, подчеркивал В. И. Ленин, «нужны в большем и большем , против прежнего , числе инженеры , агрономы , техники, научно образованные специалисты всяко го р о да...». И даже в самый разгар граждан ской войны (1918 год) был издан д е кре т Совнаркома «О пра вилах приема в высшие учебные заведения РСФСР». Каждый достигший 16 лет мог поступить в любое высшее учебное заведение. От рабочих и крестьян не требовалось никаких свидетельств об образовании . Они не сдавали вступительных экзаменов. Отменялась плата за обучение . Для нуждающихся студентов устанавливались государ ственные стипендии. М олодой республике нужны были свои кадры, верные революции специалисты. Страна не м о г ла ждать, ко гда орлята О ктября пройдут полный курс средней школы . И юность, рабочая и кр е стьянская, дерзнула: тысячи малограмотных юно шей и девушек решились овладеть высотами нау ки. Однако преграда была слиш ком непокорной -^д л я усвоения вузовской про граммы не .хватало знаний. Но дерзновенны е не уступили трудностям . Рабочие-студенты К ом м ер че с ко го института (ныне М ос ковс кий институт народно го хозяйства имени Г. В. Плеханова) обратились в Наркомат просвещения с предлож ением ... — Вы настаиваете на отдельном факультете для рабочих?...Рабфак!— одобрительно встретил м о лодежь заместитель наркома просвещения М. Н. Покровский . И 2 февраля 1919 года в Большой аудитории института, собравшей тысячу человек, энтузиасты радовались мечтанному торжеству. — Никогда, м ож е т быть, стены старого вуза не видели м олодеж ь столь нищей и столь богатой духом ,— сказал, приветствуя первых рабфаковцев, нарком просвещения А. В. Луначарский. — Мы получим пролетария-студента , а затем и профессора , и я надеюсь, что таких примеров я увижу десятки, сотни, тысячи,— верил, обращаясь к взволнованной от счастья аудитории, замести тель наркома просвещения М. Н. Покровский . С искренней радостью приветствовал рабочий факультет К. А. Тимирязев. Прикованный тяжелой болезнью к постели, он прислал рабфаковцам поздравительное письмо. М но гое рассказали мне об истории ор ганиза ции нашего перво го рабфака заместитель ректора Плехановского института С. А. М ирсков и доцент кафедры истории Е. С. Петропавловский. Ко дню юбилея рабфака в институте готовятся большая выставка, съезд землячества рабфаковцев, то р жественное заседание. Делами привузовской , м ож но сказать, «штур мовой школы» интересовался В. И. Ленин. В 1920 году Владимир Ильич подписал де кре т Совнар ко ма «О рабочих факультетах», которые по опыту перво го создавались в высших учебных заведе ниях страны. На них молодежь получала знания, необходимые для дальнейшей учебы в институте. В 1921— 1922 годах рабфаков насчитывалось о ко ло 90, а к 1933 год у— тысяча. В 1934 году вы пуск ники рабочих факультетов составили 40 процентов студентов, принятых в вузы страны. Рабфаки да ли путевку в мир большой науки почти миллиону людей. Как далеко шагнула родина О ктября с той не- I забываемой поры ! Сегодня в советских вузах обучаются свыше четырех миллионов студентов. У нас о коло 20 миллионов человек имеют высшее и среднее специальное образование. В СССР ж и вет четверть научных работников мира— свыше 700 тысяч. Сейчас нам даже нево зм ожно представить взросло го человека, неум еющ е го читать и писать. Н и ко го не удивишь и сравнениями с далеким прошлым , ко гда три четверти населения России не знали грамоты . Мы настолько сжились с нашей явью, что и не мыслим себе иной судьбы. Так вспомним , с чего начинался могучий подъ ем к свету и знанию . В 1919 году В. И. Ленин подписал декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Страну всколыхнули ликбезы -коми ссии по ликвидации безграмотности . А сегодня у нас каждый третий учится. Осенью 1921 года в одном из своих выступле ний В. И. Ленин говорил : «Мы наделали чудес и в военной области, и в других . Среди этих чудес самое большое чудо, я думаю , было бы то, что бы ликвидировать до конца самую комиссию по ликвидации безграмотности» . Сейчас наша страна уж е взяла кур с на введе ние всеобщего среднего образования для м ол о дежи . И мы считаем это в пор яде вещей. А по данным ЮНЕСКО (организации ООН), еще и в настоящее время половина населения стран капи талистического мира неграмотна. Напомним , что в канун О ктября царская Россия занимала по уровню образования одно из последних мест в мире. Это всегда надо помнить, чтобы крепче д о р о жить завоеванным. Надо помнить все пройден ное, чтобы вечно дерзать, быть смелее мечты. Ведь «страну мечтателей, страну ученых» ждет еще мно го чудес впереди. Д . СМ И Р Н О В , корр. ТАСС. В Полтавской области не найти та кою села, где бы не справляли новоселий. Только строитель ные организации треста „Межколхозстрой" за по следние годы сдали в эксплуатацию более 6000 объ ектов. Это и производственные помещения, и куль турно-бытовые здания, и жилые дома. Большую помощь строителям оказывает коллек тив Полтавского и н с ти ту та „Облколхозпроект", создающий проекты застройки центральных посёл ков колхозов и совхозов, проекты специализирован ных производственных комплексов. НА СНИМКЕ: в архитектурно-планировочной мастерской ин сти тута . Главный инженер проекта застройки села Еленовка Козельщинского района Борис Степанович Коваленко (в центре), старший инженер Валентина Алексеевна Капинус и инженер Виталий Алексеевич Батура обсуждают проект. Фото П. Кекало. ' Фотохроника ТАСС В партию—достойных! Коммунист. Высокое это звание. Коммунист—это человек пе реднего края борьбы за новое общество. Недавно наши лучшие комсомольцы Анна Будаева—веттехник свиноводческого комплекса, Валентина Рыбина—агржом, Николай Шамрнн—электрик вступили кандидатами в члены КПСС. Комсомол воспитал их в духе комму нистической убежденности, и они добросовестно выполняют общест венные поручения. А. Булаева, В. Рыбина, Н. Шамрин показывают пример в труде, систематически повышают свой идейно-политический уровень. Они стремятся быть активными строителями коммунистического обще ства. Этому их теперь обязывает звание коммуниста. Л. ДОРОХИНА, секретарь комитета комсомола колхоза имени Д зержинско го . ПЕРЕДВЕЛИКИМ100-ЛЕТИЕМ Решения ХХШ съезда КПСС выдвину ли перед тружениками села новые боль шие задачи, над претворением которых в жизнь предстоит много и упорно потру диться. Не остаются в стороне от этих задач работники и актив культурно-про светительных учреждений. Они всю свою работу строят с учетом тех требований, которые выдвигает жизнь. Дома культуры, сельские клубы накопи ли богатый опыт мобилизации трудящих ся на выполнение задач, поставленных партией и правительством, воспитания в людях любви к труду, повышения их культурного уровня и организации здоро вого, полезного отдыха. Очаги культуры успешно ведут борьбу с проявлениями чуждых нашему обществу взглядов и нравов. Их работа направлена на главные цели—формирование коммунистического мировоззрения и эстетическое воспитание нового человека. На должном уровне поставлена работа в Чернавском Доме культуры, директор которого 3. И. Халяпина. Здесь трудится сплоченный и целеустремленный коллек. тив. Он всегда в поисках интересного, творческого. Созданы и работают различ ные кружки художественной самодея тельности. Жители здесь могут хорошо, содержательно отдохнуть: посмотреть но. вый кинофильм, послушать хорошую лек цию, принять участие в диспуте, повстре чаться со знатными людьми села. В про шедшем году лекторская группа прочита ла 52 лекции, из них—40 на общественно- политические темы. Силами участников художественной самодеятельности постав, лено более сорока концертов, проведено 90 тематических вечеров, встреч со знат ными людьми села, старожилами, первыми комсомольцами, коммунистами. Агит бригада совершила более двадцати выез дов с концертами в населенные пункты. Есть где провести свободное время и афанасьевцам. К их услугам сельская библиотека и Дом культуры. Работники культурно - просветительных учреждений используют многие методы работы, на. правленные на обогащение духовного об лика жителей. Они с помощью обществен ности, школы проводят тематические ве. чера, диспуты. Интеллигенция, специали сты выступают с докладами, читают лек ции. В 1968 году в Доме культуры было проведено около тридцати вечеров отды ха, массовых мероприятий. Много хороших мероприятий проводит ся в Пожаровском сельском клубе, заве дует которым О И. Щедрина. Это энтузи аст своего дела. Совет клуба тесную связь поддерживает с интеллигенцией, школой. Учащиеся часто выступают с кон цертами на клубной сцене. В прошедшем году в клубе было проведено: 14 тематиче ских вечеров, 40—вечеров отдыха, 2—мас совых мероприятия для детей, прочитано 28 лекций, поставлено 7 концертов. Каждый день приближает нас к славной знаменательной дате—ЮО.летию со дня рождения В. И. Ленина. Работникам и активистам культурно-просветительных уч реждений предстоит многое сделать, что. бы осуществить намеченные обязательст ва. Улучшить репертуар концертов, соз дать условия, чтобы жители интересно, с пользой, провели свой досуг—это главная задача работников очагов культуры. М. СЕРДЕЧНИКОВА, инспектор отдела культуры. В Алтайском сельскохозяйственном институте в 1968 году вручили дипломы 752 молодым специалистам—инженерам-меха- низаторам, зоотехникам, ветврачам, агрономам. Помимо своей специальности, на факультете общественных профессий студен ты овладевают навыками лекторской работы, хоровы х дириже ров, хореографов, занимаются фотографией. 1050 студентов обучаются за счет хозяйств, по лавших их в вуз. На снимке: отличники учебы, студенты третьего курса аг рономического факультета (слева направо) Евгений Еажшов, Зи наида Таликина и Надежда Шиляева. Фото Е. Логвинова. Фотохроника ТАСС Наш учительдруг Прозвенел звонок. Закончена перемена. Как всегда, перед уро ком Екатерины Семеновны Щер бининой, в классе установилась тишина. Она преподает литературу и русский язык. На ее уроках мы подробно знакомимся с произведе ниями русских классиков, с твор чеством знаменитых писателей и поэтов. В класс входит наша учительница. Начинается урок. Затаив дыхание, мы слушаем объ яснение новой темы, стараясь не пропустить ни одного слова. Ека терина Семеновна рассказывает нам больше, чем написано в учеб никах. И за это мы уважаем свою учительницу. Уважаем ее за то, что она все свои знания передает нам, молодому поколению. И мы всегда добросовестно учим уроки. Екатерина Семеновна — наш классный руководитель. Она вос питывает нас на лучших традици ях советского народа, в духе мо рального кодекса строителей ком мунизма. Часто она проводит с нами беседы о красоте, культуре, долге каждого школьника. Наша учительница стремится найти тропку к сердцу каждого. И это ей удается. Мы добросовестно выполняем поручения классного руководителя и комитета комсомола. Поручили нам выпустить очередной номер школьной стенной газеты. Мы, под руководством Е. С. Щербини ной, красочно оформили стенгазе ту, содержательно написали не большие заметки. А с каким упор ством готовился наш класс к спортивным соревнованиям! Через несколько месяцев окон чится учебный год, и мы ступим на дорогу самостоятельной жизни, станем взрослее, возмужаем. Ни все равно мы долго будем вспоми нать прошедшие школьные годы и о нашей учительнице и настоя щем друге— Екатерине Семеновне Щербининой. Где бы мы не были, на Дальнем Востоке, в Средней Азии, на Севере, всегда будем вспо минать светлый образ родной учи тельницы, которая была настоя щим другом, товарищем, воспита ла верными заветам Ильича и де лу Коммунистической партии. Г. КУЗЬМИЧЕВА, ученица 10 класса Измалковской средней школы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz