Восход. 1969 г. (с. Измалково)
ЖИТЬ И УЧИТЬСЯ ПО-ЛЕНИНСКИ Н А ДНЯХ состоялось итого вое совещание учительских коллективов района, где были подведены итоги педагогической работы за прошлый учебный пе риод и определены задачи пред стоящего учебного года. С отчет ным докладом выступил перед собравшимися заведующий РОНО А. А. ШАТАЛОВ. В докладе большое место было уделено роли советской школы в деле воспитания у молодежи ком мунистической убежденности, без заветной преданности идеям рево люции, партии и формирования высоких нравственных качеств. —Школа,—сказал докладчик,— важнейшее звено в общественном воспитании нового человека, по этому наша партия и правитель ство уделяют ей большое внима ние и проявляют о ней заботу. Претворяя в жизнь указания партии о к о м м у н и с т и ч е ском воспитании, советская школа и учителя постоянно должны об ращаться к ярким примерам из жизни В. И. Ленина, воплотив шего в себе лучшие черты проле тарского революционера, лучшие качества нового человека. Развернутая программа работы по дальнейшему подъему образо вания, по всестороннему улучше нию деятельности советской шко лы ярко определена в приветст вии ЦК КПСС и Советского пра вительства Всесоюзному съезду учителей и в речи Генерального секретаря ЦК партии Л. И. Бреж нева на этом съезде. Следуя указаниям апрельского Пленума ЦК КПСС (1968 г.), школа при водит в действие все средства идейно-политического воспитания детей, улучшает постановку во спитательной работы на всех ее участках. Кроме того, богатейший материал международного Сове щания коммунистических и рабо чих партий, состоявшегося в Мо скве этого года, требует коренно го изучения молодежью маркси стско-ленинской теории, ленинских принципов ведения политики, пра вильной оценки сложившейся международной обстановки. По этому, этот материал обязан хо рошо знать каждый учитель. Несомненно, что для успешного решения всех задач, поставлен ных перед. педагогическим кол лективом района, важно иметь хо рошо подготовленные кадры и отличную материально - техниче скую базу. В 1968 — 69 учеб ном году в районе насчи тывалось 7 средних, 19 восьми летних и 37 началъных школ. В них работало 438 учителей, из них с высшим образованием—180 человек, с незаконченным высшим —74, со средним специалным — 158. Продолжают учиться заочно 15 человек. Такое соотношение кадров позволило успешно завер шить учебный год. Успеваемость по району соста вила 97,3 процента, количество второгодников в сравнении с прошлым годом сократилось на 24 ученика, успеваемость возросла на 0,4' процента. Из 6 254 уча щихся 615 человек окончили 8 классов, 297 человек получили среднее образование, трое из них окончили школу с золотой ме далью (Оберецкая, Афанасьев ская, Измалковская школы). Это объясняется тем, что в школах улучшился контроль и руководст во учебно-воспитательным про цессом, непрерывно совершенст вуется педагогическое мастерство учителей через систему самообра-' зования, курсы, заочную учебу. В школе стали часто применяться на уроках технические средства, такие, как кино, проигрыватели, магнитофоны и другая светозву копроизводящая аппаратура. 22 начальные школы из 37 за кончили 1968—69 учебный год со стопроцентной успеваемостью. В Афанасьевской средней (дирек тор К. И. Авдеева), Сухо-Семенец- кой (директор Н. Г. Леденева) и Знаменской (директор Т. А. Повет- кина) 8-милетних школах почти решена проблема ликвидации вто рогодничества. Здесь каждый учи- „ В о с х о д “ 2 стр„ 2 сентября 1969 года (с районного совещания учителей) № 105 (4976) тель чувствует за собой нравствен ную ответственность за вверенный ему участок работы, установлен контроль за исполнением даваемых указаний старших по должности. Указанные руководители часто по сещают уроки и стараются деталь но анализировать их, оказывая теоретическую и практическую помощь у ч и т е л я м . Они тщательно готовятся к уро кам, рационально организуют и ведут дополнительные _ заня тия, по возможности ^полнее стремятся использовать наглядные и технические средства. Нельзя не отметить успешную работу кол лектива Оберецкой средней шко лы, которым руководит А. А. Быт- кин. На протяжении ряда лет учителя этой школы хорошо справляются со своими обязанно стями, последовательно и настой чиво совершенствуют методы вос питания молодежи. Характерен факт, что в 1967—68 учебном го ду из трех выпускников, полу чивших золотые медали, двое бы ли питомцами Оберецкой школы, в этом году также имеемся один медалист. Учительский коллектив района, идя навстречу 100-летию со дня рождения В. И. Лёнина, прилага ет немалые усилия в деле совер шенствования учебного процесса, повышения качества знаний школь ников. Но вместе с тем, в систе ме образования имеется ряд не решенных задач. Необходимо по высить качество преподносимых знаний. Одним из важнейших ус ловий завершений всеобщего среднего образования является осуществление восьмилетнего все обуча. В АЖНО, чтобы начальные школы давали учащимся прочные знания. Однако не везде дело обстоит хорошо. Сла бые знания, полученные в началь ной и восьмилетней школах явля ются основной причиной отсева учащихся в девятых классах. Та кое явление в большей степени на блюдалось в Никольской, Василь евской и Каменской средних шко лах. Начальным классам надо уделить особое внимание, повсе дневно оказывать всестороннюю помощь. Заботу о своих коллегах, учителях начальных классов, дол жны проявлять учителя-предмет ники. Педагогическому коллективу необходимо постоянно держать связь с родителями учащихся, во влекать их в общественную и вне классную работу. Большим событием для учителей начальных классов является вве дение новых программ в первых классах с нового учебного года. Школы в полном смысле слова вступают в новый период своего существования. К учителю перво го класса предъявляются большие требования. Он обязан знать уравнения, неравенства, иметь представление о функциональной зависимости, вводить буквенную символику в математике. Некото рая часть детей при переходе на новые программы будет нуждать ся в дополнительных занятиях и их надо организовать умело. Переход на новые учебные про граммы намечено завершить в 1975 году. По ряду предметов он уже осуществляется. В минувшем году по новым программам пре подавались: История в 7—10 клас сах, литература 8—10 . классах, биология—5, 8, 10 классах, геог рафия в 5 и 9 классах. Музыка, труд и физкультура во всех клас сах. В наступающем учебном году перейдут на новые программы 7 и 8 классы по химии. В шестых классах новая программа будет введена по биологии, истории, ге ографии, а в седьмых—по физи ке, черчению, астрономии. Пере работка программ была, продикто вана необходимостью поставить школьное образование на уровень современной науки, в соответст вии с требованиями происходя щей научно-технической эволюции. Положительно ‘решить вопрос по вышения качества знаний уча щихся можно не только через улучшение постановки контроля и руководства в школах и пере подготовки учительских кадров, но и через укрепление учебно-ма териальной "базы школ. Ясно, что без наглядности, без технического оборудования классов нельзя ве сти преподавание в школах. Но пока что школы района слабо . пополняют материальную базу. Этим и объясняется слабая успе ваемость учеников в отдельных школах. Если сравнить такие цифры: в Каменской средней школе за год приобретено обору дования для классных кабинетов на 2000, а в Гниловодской—всего на 350 рублей. Этим можно объяс нить причины самых низких ре зультатов успеваемости в этой, школе. Директору Гниловодской восьмилетней школы неоднократ но указывалось на недостатки в руководстве, но все указания не были приняты во внимание. О необходимости использования кабинетов в учебном процессе Ми нистр просвещения СССР т. Про кофьев сказал так: «В политех нической школе нельзя себе пред ставить изучение физики, химии, математики, биологии, географии и ряда других предметов только в плане изучения общих теорий без того, чтобы не .иметь пред ставления об исследовании наибо лее важнейших научных законо мерностей в народном хозяйстве. Физиология растений с ее инте ресными теориями останется мерт вой в головах учащихся, если не проложить от нее мостик к агро номии, селекции, применению на учных знаний для интенсификации сельскохозяйственного производ ства. Становится необходимостью кабинетная система». Однако, в школах нашего района еще недо оценивают преимущества кабинет ной системы. Из 26 средних и восьмилетних школ в девятнад цати из них отсутствуют химиче ские кабинеты. А там, где они существуют, то имеющееся хими ческое о б о р у д о в а н и е ча- ёто хранится без определенного порядка. Иметь кабинеты и обо рудование—полдела, важно—уме ло применять их на уроках. Фор мальное отношение к техническим средствам наблюдается в Камен ской средней, Измалковской, Предтечевской, Власовской вось милетних школах. Администрациям этих школ необходимо установить ежедневный контроль за их ис пользованием; * равносильно как и за выполнением учебных про грамм. В докладе было указано на не удовлетворительную работу лите раторов и преподавателей русско го языка, так как основной про цент неуспевающих по району составляют учащиеся, не успеваю щие по этим предметам. Уроки литературы—это уроки искусства, уроки жизни. Поэтому самое опасное, когда сам учитель рав нодушен К литературе, не увлечен ею.Литература на низком уровне преподавания находится во мно гих восьмилетних школах: уча щиеся плохо пишут изложения, сочинения. Причина заключается в том, что отдельные учителя на чальных школ отстают от уровня современных задач. Они поздно начинают писать с детьми работы творческого характера, Поэтому, придя 'в девятый класс, учащиеся чувствуют себя непод готовленными и, зачастую, поки дают школу. Новая программа призвана ликвидировать этот про бел. С ЕЙЧАС перед всем педаго гическим коллективом райо на и особенно начальных школ стоит важная задача даль нейшего совершенствования учеб но-воспитательной работы на при мерах деятельности В. И. Лени на. Она требует от преподавате лей неутомимых творческих поис ков. —Растить юных ленинцев,—ска зал в своем докладе А. А. Ша талов,—это значит воспитывать наших детей на революционных, боевых традициях отцов. Неплохо поставлена работа по воспитанию на ленинском приме ре в Афанасьевской, Никольской, Измалковской средних, Архан гельской, Знаменской, Пятницкой восьмилетних школах. В них из числа учащихся старших классов создана группа лекторов, которые выступают с докладами на раз личные темы о В. И. Ле нине и являются хорошими по мощниками классных руководите лей. В прошлом учебном году в школах проводились конференции, конкурсы на лучшего чтеца про изведений о ' Ленине, на лучшие сочинения о вожде, всевозможные сборы и вечера, посвященные жизни и деятельности Ленина. Ленинская тематика красной нитью должна проходить в рабо те преподавателей начальных классов. Учителя младших клас сов должны рассказывать детям о В. И. Ленине доступно, но в тоже время исторически досто верно, как о человеке—мыслителе, неутомимом борце и вожде. Военно - патриотическая тема по-праву занимает важное место в общей системе воспитательной работы. В этом отношении школы нашего района добились сущест венных успехов. Во всех средних и большинстве восьмилетних шко лах оформлены уголки боевой славы, проводится военноспортив ная игра «Зарница», ведется переписка с героями Отечествен ной войны. Учащиеся Никольской средней школы переписываются с трижды Героем Советского Союза А. И. Покрышкиным, учащиеся Сухо-Семенецкой вось милетней школы переписываются с родственниками погибшего ге роя Шикло, а кошкинцы—с роди телями героя-земляка Саши Са- мофалова. Во многих школах проводятся вечера встреч с уча стниками войны. Заботливо ухаживают за брат скими могилами погибших вои нов—защитников Родины учащие ся Афанасьевской, Чермошенской, Сухо-Семенецкой и Измалковской школ. В районе еще слабо работают кружки детского творчества. Во многих школах они существуют лишь на бумаге. Необходимо ежегодно проводить различные смотры. Прошедший в 1968 году смотр детской художественной самодеятельности выявил мно гообразие талантов. Высокую культуру показали учащиеся Из малковской средней школы. Т РУДОВАЯ подготовка школьников стала составной частью учебно-воспитатель ного процесса, важнейшим сред ством в подготовке учащихся к сознательному выбору профессии. Лучше других решают вопросы трудовой-’подготовки И. Н.Сапел- кин из Измалковской, В. В. Ша риков из Никольской средних, Д. И. Козьяков из Пятницкой восьмилетней школ. Сравнительно улучшился летний отдых школьников. В этом году к работе с детьми летом была привлечена общественность райо на. Хорошо и организованно от дыхали дети Никольской, Измал ковской, Сухо-Семенецкой и Афа насьевской школ.. Учащиеся Ни кольской школы провели инте ресный поход на Галичью гору, посетили Ясную Поляну. Учащие ся Сухо-Семенецкой школы уча ствовали в экскурсиях по своему району. Такие мероприятия надо приветствовать и шире практико вать. Выступая на Всесоюзном съез де учителей, Л. И. Брежнев ска зал: «Наша молодежь должна развиваться не только духовно, но и . физически. Спорт—это не погоня за рекордами, это готов ность к труду, это подготовка наших юношей к воинской служ бе, воспитание таких необходи мых качеств в жизни, как вынос ливость, дисциплинированность, стойкость и мужество». Во мно гих школах преподаватели физ культуры понимают требование времени и добиваются положи тельных результатов. Помимо уроков, работают спортивные сек ции. Учащиеся имеют спортивные разряды, участвуют в соревнова ниях. Но в ряде школ еще слаба спортивная база и мало уделяет ся внимания физической подго товке школьников. Это наблюда ется в Слободской, Лебяженской, Квитковской и других школах. Особую тревогу вызывает стро ительство школьных помещений. Правда, за лето текущего года качественно проведен ремонт мно гих школ, но не везде благопо лучно обстоит дело с подготовкой школ к новому учебному году. Так, здание Никольской средней школы отремонтировано в срок, но некачественно. В Гниловод ской восьмилетней школе к ре монту приступили с опозданием и не все успели закончить к началу учебного года. А между тем, в Сухо-Семенецкой школе ремонт начали сразу же, как начались каникулы. В результате работы были произведены полностью. По заботились здесь и о снабжении школы и учителей топливом. В этом году был построен дом учи теля. Активное участие в капиталь ном строительстве школ принима ют многие руководители хозяйств. Председатели колхозов т. т. Пуч ков, Добриков прилагают много усилий, чтобы быстрее пустить в эксплуатацию строящиеся объ екты. Интересно, что у членов колхоза имени Дзержинского уста новилась тесная связь со.школой. За лето школьники принесли большую пользу хозяйству. Они пропололи 300 гектаров пшеницы, обработали 12 гектаров свеклы и 46 гектаров картофеля. В противоположность назван ным руководителям директор сов хоза «Лебяженский» т. Шацких и директор совхоза «Измалков- ский» т. Куликов. Эти хозяйства не выделили ни одного рубля на строительство интерната, несмот ря на неоднократную просьбу ру ководителей школ. С ЛЕДУЕТ отметить, что план по группам продленно го дня и интернатам в рай оне выполнен. Во всех средних и 16 восьмилетних школах работали буфеты, но обеспечивались они со стороны торгующух организа ций неудовлетворительно. Руково дители сельпо В. Ф. Халяпнн (с.Чернава) и В. С. Трубицын (с. Васильевка) неоднократно да вали утешительные заверения по этому поводу, но практически ни чего не предпринимали. Даже близко расположенные от торгу ющих организаций школы не бы ли обеспечены необходимыми то варами, не говоря уже об отда ленных. В обсуждении доклада приняли участие директора и преподава тели школ района. Многие дели лись опытом работы, высказывали критические замечания. —Важно планировать работу коллектива,—сказала в своем вы ступлении директор Афанасьев ской средней школы К. И. АВ ДЕЕВА. — Подготовка к ново му учебном*у году мы начи наем с анализа итогов прошло го года. Распределяем обя занности между членами педаго гического коллектива. В школь ном плане, который мы ежегодно составляем и утверждаем, отра жена вся жизнь школы. Кроме того, составляются планы на не делю. Это облегчает осуществлять контроль за выполнением наме ченных задач. За каждое мероприятие назна чается ответственный, который еженедельно отчитывается за его выполнение. К проверке выполне ния всех мероприятий подключа ется партийная и профсоюзная организации. На совещании выступили—пре подаватель Никитской восьмилет ней школы А. Г. КОРОТКИХ, старшая пионервожатая Николь ской средней школы В. И. ГАЗИ НА, директор Измалковской сред ней школы О. И. ФОКИНА, сек ретарь РК ВЛКСМ М. Д. ПЕР ЦЕВ, завуч Каменской средней школы И. Е. ЗЕНИН, учитель Пятницкой восьмилетней школы С. КОЗЬЯКОВ. В ходе августовского итогового совещания были проведены сек ционные занятия преподавателей всех школ. Учителя ближе позна комились с новой программой обу чения учащихся по многим пред метам. Наметили ряд мероприя тий, посвященных столетию со дня рождения В. И. Ленина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz