Восход. 1969 г. (с. Измалково)

Восход. 1969 г. (с. Измалково)

ЖИТЬ И УЧИТЬСЯ ПО-ЛЕНИНСКИ Н А ДНЯХ состоялось итого­ вое совещание учительских коллективов района, где были подведены итоги педагогической работы за прошлый учебный пе­ риод и определены задачи пред­ стоящего учебного года. С отчет­ ным докладом выступил перед собравшимися заведующий РОНО А. А. ШАТАЛОВ. В докладе большое место было уделено роли советской школы в деле воспитания у молодежи ком­ мунистической убежденности, без­ заветной преданности идеям рево­ люции, партии и формирования высоких нравственных качеств. —Школа,—сказал докладчик,— важнейшее звено в общественном воспитании нового человека, по­ этому наша партия и правитель­ ство уделяют ей большое внима­ ние и проявляют о ней заботу. Претворяя в жизнь указания партии о к о м м у н и с т и ч е ­ ском воспитании, советская школа и учителя постоянно должны об­ ращаться к ярким примерам из жизни В. И. Ленина, воплотив­ шего в себе лучшие черты проле­ тарского революционера, лучшие качества нового человека. Развернутая программа работы по дальнейшему подъему образо­ вания, по всестороннему улучше­ нию деятельности советской шко­ лы ярко определена в приветст­ вии ЦК КПСС и Советского пра­ вительства Всесоюзному съезду учителей и в речи Генерального секретаря ЦК партии Л. И. Бреж­ нева на этом съезде. Следуя указаниям апрельского Пленума ЦК КПСС (1968 г.), школа при­ водит в действие все средства идейно-политического воспитания детей, улучшает постановку во­ спитательной работы на всех ее участках. Кроме того, богатейший материал международного Сове­ щания коммунистических и рабо­ чих партий, состоявшегося в Мо­ скве этого года, требует коренно­ го изучения молодежью маркси­ стско-ленинской теории, ленинских принципов ведения политики, пра­ вильной оценки сложившейся международной обстановки. По­ этому, этот материал обязан хо­ рошо знать каждый учитель. Несомненно, что для успешного решения всех задач, поставлен­ ных перед. педагогическим кол­ лективом района, важно иметь хо­ рошо подготовленные кадры и отличную материально - техниче­ скую базу. В 1968 — 69 учеб­ ном году в районе насчи­ тывалось 7 средних, 19 восьми­ летних и 37 началъных школ. В них работало 438 учителей, из них с высшим образованием—180 человек, с незаконченным высшим —74, со средним специалным — 158. Продолжают учиться заочно 15 человек. Такое соотношение кадров позволило успешно завер­ шить учебный год. Успеваемость по району соста­ вила 97,3 процента, количество второгодников в сравнении с прошлым годом сократилось на 24 ученика, успеваемость возросла на 0,4' процента. Из 6 254 уча­ щихся 615 человек окончили 8 классов, 297 человек получили среднее образование, трое из них окончили школу с золотой ме­ далью (Оберецкая, Афанасьев­ ская, Измалковская школы). Это объясняется тем, что в школах улучшился контроль и руководст­ во учебно-воспитательным про­ цессом, непрерывно совершенст­ вуется педагогическое мастерство учителей через систему самообра-' зования, курсы, заочную учебу. В школе стали часто применяться на уроках технические средства, такие, как кино, проигрыватели, магнитофоны и другая светозву­ копроизводящая аппаратура. 22 начальные школы из 37 за­ кончили 1968—69 учебный год со стопроцентной успеваемостью. В Афанасьевской средней (дирек­ тор К. И. Авдеева), Сухо-Семенец- кой (директор Н. Г. Леденева) и Знаменской (директор Т. А. Повет- кина) 8-милетних школах почти решена проблема ликвидации вто­ рогодничества. Здесь каждый учи- „ В о с х о д “ 2 стр„ 2 сентября 1969 года (с районного совещания учителей) № 105 (4976) тель чувствует за собой нравствен­ ную ответственность за вверенный ему участок работы, установлен контроль за исполнением даваемых указаний старших по должности. Указанные руководители часто по­ сещают уроки и стараются деталь­ но анализировать их, оказывая теоретическую и практическую помощь у ч и т е л я м . Они тщательно готовятся к уро­ кам, рационально организуют и ведут дополнительные _ заня­ тия, по возможности ^полнее стремятся использовать наглядные и технические средства. Нельзя не отметить успешную работу кол­ лектива Оберецкой средней шко­ лы, которым руководит А. А. Быт- кин. На протяжении ряда лет учителя этой школы хорошо справляются со своими обязанно­ стями, последовательно и настой­ чиво совершенствуют методы вос­ питания молодежи. Характерен факт, что в 1967—68 учебном го­ ду из трех выпускников, полу­ чивших золотые медали, двое бы­ ли питомцами Оберецкой школы, в этом году также имеемся один медалист. Учительский коллектив района, идя навстречу 100-летию со дня рождения В. И. Лёнина, прилага­ ет немалые усилия в деле совер­ шенствования учебного процесса, повышения качества знаний школь­ ников. Но вместе с тем, в систе­ ме образования имеется ряд не­ решенных задач. Необходимо по­ высить качество преподносимых знаний. Одним из важнейших ус­ ловий завершений всеобщего среднего образования является осуществление восьмилетнего все­ обуча. В АЖНО, чтобы начальные школы давали учащимся прочные знания. Однако не везде дело обстоит хорошо. Сла­ бые знания, полученные в началь­ ной и восьмилетней школах явля­ ются основной причиной отсева учащихся в девятых классах. Та­ кое явление в большей степени на­ блюдалось в Никольской, Василь­ евской и Каменской средних шко­ лах. Начальным классам надо уделить особое внимание, повсе­ дневно оказывать всестороннюю помощь. Заботу о своих коллегах, учителях начальных классов, дол­ жны проявлять учителя-предмет­ ники. Педагогическому коллективу необходимо постоянно держать связь с родителями учащихся, во­ влекать их в общественную и вне­ классную работу. Большим событием для учителей начальных классов является вве­ дение новых программ в первых классах с нового учебного года. Школы в полном смысле слова вступают в новый период своего существования. К учителю перво­ го класса предъявляются большие требования. Он обязан знать уравнения, неравенства, иметь представление о функциональной зависимости, вводить буквенную символику в математике. Некото­ рая часть детей при переходе на новые программы будет нуждать­ ся в дополнительных занятиях и их надо организовать умело. Переход на новые учебные про­ граммы намечено завершить в 1975 году. По ряду предметов он уже осуществляется. В минувшем году по новым программам пре­ подавались: История в 7—10 клас­ сах, литература 8—10 . классах, биология—5, 8, 10 классах, геог­ рафия в 5 и 9 классах. Музыка, труд и физкультура во всех клас­ сах. В наступающем учебном году перейдут на новые программы 7 и 8 классы по химии. В шестых классах новая программа будет введена по биологии, истории, ге­ ографии, а в седьмых—по физи­ ке, черчению, астрономии. Пере­ работка программ была, продикто­ вана необходимостью поставить школьное образование на уровень современной науки, в соответст­ вии с требованиями происходя­ щей научно-технической эволюции. Положительно ‘решить вопрос по­ вышения качества знаний уча­ щихся можно не только через улучшение постановки контроля и руководства в школах и пере­ подготовки учительских кадров, но и через укрепление учебно-ма­ териальной "базы школ. Ясно, что без наглядности, без технического оборудования классов нельзя ве­ сти преподавание в школах. Но пока что школы района слабо . пополняют материальную базу. Этим и объясняется слабая успе­ ваемость учеников в отдельных школах. Если сравнить такие цифры: в Каменской средней школе за год приобретено обору­ дования для классных кабинетов на 2000, а в Гниловодской—всего на 350 рублей. Этим можно объяс­ нить причины самых низких ре­ зультатов успеваемости в этой, школе. Директору Гниловодской восьмилетней школы неоднократ­ но указывалось на недостатки в руководстве, но все указания не были приняты во внимание. О необходимости использования кабинетов в учебном процессе Ми­ нистр просвещения СССР т. Про­ кофьев сказал так: «В политех­ нической школе нельзя себе пред­ ставить изучение физики, химии, математики, биологии, географии и ряда других предметов только в плане изучения общих теорий без того, чтобы не .иметь пред­ ставления об исследовании наибо­ лее важнейших научных законо­ мерностей в народном хозяйстве. Физиология растений с ее инте­ ресными теориями останется мерт­ вой в головах учащихся, если не проложить от нее мостик к агро­ номии, селекции, применению на­ учных знаний для интенсификации сельскохозяйственного производ­ ства. Становится необходимостью кабинетная система». Однако, в школах нашего района еще недо­ оценивают преимущества кабинет­ ной системы. Из 26 средних и восьмилетних школ в девятнад­ цати из них отсутствуют химиче­ ские кабинеты. А там, где они существуют, то имеющееся хими­ ческое о б о р у д о в а н и е ча- ёто хранится без определенного порядка. Иметь кабинеты и обо­ рудование—полдела, важно—уме­ ло применять их на уроках. Фор­ мальное отношение к техническим средствам наблюдается в Камен­ ской средней, Измалковской, Предтечевской, Власовской вось­ милетних школах. Администрациям этих школ необходимо установить ежедневный контроль за их ис­ пользованием; * равносильно как и за выполнением учебных про­ грамм. В докладе было указано на не­ удовлетворительную работу лите­ раторов и преподавателей русско­ го языка, так как основной про­ цент неуспевающих по району составляют учащиеся, не успеваю­ щие по этим предметам. Уроки литературы—это уроки искусства, уроки жизни. Поэтому самое опасное, когда сам учитель рав­ нодушен К литературе, не увлечен ею.Литература на низком уровне преподавания находится во мно­ гих восьмилетних школах: уча­ щиеся плохо пишут изложения, сочинения. Причина заключается в том, что отдельные учителя на­ чальных школ отстают от уровня современных задач. Они поздно начинают писать с детьми работы творческого характера, Поэтому, придя 'в девятый класс, учащиеся чувствуют себя непод­ готовленными и, зачастую, поки­ дают школу. Новая программа призвана ликвидировать этот про­ бел. С ЕЙЧАС перед всем педаго­ гическим коллективом райо­ на и особенно начальных школ стоит важная задача даль­ нейшего совершенствования учеб­ но-воспитательной работы на при­ мерах деятельности В. И. Лени­ на. Она требует от преподавате­ лей неутомимых творческих поис­ ков. —Растить юных ленинцев,—ска­ зал в своем докладе А. А. Ша­ талов,—это значит воспитывать наших детей на революционных, боевых традициях отцов. Неплохо поставлена работа по воспитанию на ленинском приме­ ре в Афанасьевской, Никольской, Измалковской средних, Архан­ гельской, Знаменской, Пятницкой восьмилетних школах. В них из числа учащихся старших классов создана группа лекторов, которые выступают с докладами на раз­ личные темы о В. И. Ле­ нине и являются хорошими по­ мощниками классных руководите­ лей. В прошлом учебном году в школах проводились конференции, конкурсы на лучшего чтеца про­ изведений о ' Ленине, на лучшие сочинения о вожде, всевозможные сборы и вечера, посвященные жизни и деятельности Ленина. Ленинская тематика красной нитью должна проходить в рабо­ те преподавателей начальных классов. Учителя младших клас­ сов должны рассказывать детям о В. И. Ленине доступно, но в тоже время исторически досто­ верно, как о человеке—мыслителе, неутомимом борце и вожде. Военно - патриотическая тема по-праву занимает важное место в общей системе воспитательной работы. В этом отношении школы нашего района добились сущест­ венных успехов. Во всех средних и большинстве восьмилетних шко­ лах оформлены уголки боевой славы, проводится военноспортив­ ная игра «Зарница», ведется переписка с героями Отечествен­ ной войны. Учащиеся Никольской средней школы переписываются с трижды Героем Советского Союза А. И. Покрышкиным, учащиеся Сухо-Семенецкой вось­ милетней школы переписываются с родственниками погибшего ге­ роя Шикло, а кошкинцы—с роди­ телями героя-земляка Саши Са- мофалова. Во многих школах проводятся вечера встреч с уча­ стниками войны. Заботливо ухаживают за брат­ скими могилами погибших вои­ нов—защитников Родины учащие­ ся Афанасьевской, Чермошенской, Сухо-Семенецкой и Измалковской школ. В районе еще слабо работают кружки детского творчества. Во многих школах они существуют лишь на бумаге. Необходимо ежегодно проводить различные смотры. Прошедший в 1968 году смотр детской художественной самодеятельности выявил мно­ гообразие талантов. Высокую культуру показали учащиеся Из­ малковской средней школы. Т РУДОВАЯ подготовка школьников стала составной частью учебно-воспитатель­ ного процесса, важнейшим сред­ ством в подготовке учащихся к сознательному выбору профессии. Лучше других решают вопросы трудовой-’подготовки И. Н.Сапел- кин из Измалковской, В. В. Ша­ риков из Никольской средних, Д. И. Козьяков из Пятницкой восьмилетней школ. Сравнительно улучшился летний отдых школьников. В этом году к работе с детьми летом была привлечена общественность райо­ на. Хорошо и организованно от­ дыхали дети Никольской, Измал­ ковской, Сухо-Семенецкой и Афа­ насьевской школ.. Учащиеся Ни­ кольской школы провели инте­ ресный поход на Галичью гору, посетили Ясную Поляну. Учащие­ ся Сухо-Семенецкой школы уча­ ствовали в экскурсиях по своему району. Такие мероприятия надо приветствовать и шире практико­ вать. Выступая на Всесоюзном съез­ де учителей, Л. И. Брежнев ска­ зал: «Наша молодежь должна развиваться не только духовно, но и . физически. Спорт—это не погоня за рекордами, это готов­ ность к труду, это подготовка наших юношей к воинской служ­ бе, воспитание таких необходи­ мых качеств в жизни, как вынос­ ливость, дисциплинированность, стойкость и мужество». Во мно­ гих школах преподаватели физ­ культуры понимают требование времени и добиваются положи­ тельных результатов. Помимо уроков, работают спортивные сек­ ции. Учащиеся имеют спортивные разряды, участвуют в соревнова­ ниях. Но в ряде школ еще слаба спортивная база и мало уделяет­ ся внимания физической подго­ товке школьников. Это наблюда­ ется в Слободской, Лебяженской, Квитковской и других школах. Особую тревогу вызывает стро­ ительство школьных помещений. Правда, за лето текущего года качественно проведен ремонт мно­ гих школ, но не везде благопо­ лучно обстоит дело с подготовкой школ к новому учебному году. Так, здание Никольской средней школы отремонтировано в срок, но некачественно. В Гниловод­ ской восьмилетней школе к ре­ монту приступили с опозданием и не все успели закончить к началу учебного года. А между тем, в Сухо-Семенецкой школе ремонт начали сразу же, как начались каникулы. В результате работы были произведены полностью. По­ заботились здесь и о снабжении школы и учителей топливом. В этом году был построен дом учи­ теля. Активное участие в капиталь­ ном строительстве школ принима­ ют многие руководители хозяйств. Председатели колхозов т. т. Пуч­ ков, Добриков прилагают много усилий, чтобы быстрее пустить в эксплуатацию строящиеся объ­ екты. Интересно, что у членов колхоза имени Дзержинского уста­ новилась тесная связь со.школой. За лето школьники принесли большую пользу хозяйству. Они пропололи 300 гектаров пшеницы, обработали 12 гектаров свеклы и 46 гектаров картофеля. В противоположность назван­ ным руководителям директор сов­ хоза «Лебяженский» т. Шацких и директор совхоза «Измалков- ский» т. Куликов. Эти хозяйства не выделили ни одного рубля на строительство интерната, несмот­ ря на неоднократную просьбу ру­ ководителей школ. С ЛЕДУЕТ отметить, что план по группам продленно­ го дня и интернатам в рай­ оне выполнен. Во всех средних и 16 восьмилетних школах работали буфеты, но обеспечивались они со стороны торгующух организа­ ций неудовлетворительно. Руково­ дители сельпо В. Ф. Халяпнн (с.Чернава) и В. С. Трубицын (с. Васильевка) неоднократно да­ вали утешительные заверения по этому поводу, но практически ни­ чего не предпринимали. Даже близко расположенные от торгу­ ющих организаций школы не бы­ ли обеспечены необходимыми то­ варами, не говоря уже об отда­ ленных. В обсуждении доклада приняли участие директора и преподава­ тели школ района. Многие дели­ лись опытом работы, высказывали критические замечания. —Важно планировать работу коллектива,—сказала в своем вы­ ступлении директор Афанасьев­ ской средней школы К. И. АВ­ ДЕЕВА. — Подготовка к ново­ му учебном*у году мы начи­ наем с анализа итогов прошло­ го года. Распределяем обя­ занности между членами педаго­ гического коллектива. В школь­ ном плане, который мы ежегодно составляем и утверждаем, отра­ жена вся жизнь школы. Кроме того, составляются планы на не­ делю. Это облегчает осуществлять контроль за выполнением наме­ ченных задач. За каждое мероприятие назна­ чается ответственный, который еженедельно отчитывается за его выполнение. К проверке выполне­ ния всех мероприятий подключа­ ется партийная и профсоюзная организации. На совещании выступили—пре­ подаватель Никитской восьмилет­ ней школы А. Г. КОРОТКИХ, старшая пионервожатая Николь­ ской средней школы В. И. ГАЗИ­ НА, директор Измалковской сред­ ней школы О. И. ФОКИНА, сек­ ретарь РК ВЛКСМ М. Д. ПЕР­ ЦЕВ, завуч Каменской средней школы И. Е. ЗЕНИН, учитель Пятницкой восьмилетней школы С. КОЗЬЯКОВ. В ходе августовского итогового совещания были проведены сек­ ционные занятия преподавателей всех школ. Учителя ближе позна­ комились с новой программой обу­ чения учащихся по многим пред­ метам. Наметили ряд мероприя­ тий, посвященных столетию со дня рождения В. И. Ленина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz