Восход. 1969 г. (с. Измалково)
З а с т р о к о й ш л а к о в С Т А Л Ь Н А Я А Р Т Е Р И Я С Т Р А Н Ы Железные дороги не случайно называют у нас главными тран спортными артериями страны: на долю СССР приходится почти по ловина грузооборота всех сталь ных магистралей мира. Протя женность железных дорог в Со ветском Союзе превышает 130 тысяч километров. А в тайге и пустынях, в Сибири и на Даль нем Востоке прокладываются но вые пути. Самая крупная транспортная стройка — в Тюменской области, там, где открыты неисчерпаемые запасы нефти и газа. Нелегко приходится строителям 700-кило- метровой дороги Тюмень — Сур гут, которая пройдет по тайге и болотам. Но строители—а это в основном, молодежь—упорно про двигаются вперед. К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина решено открыть рабочее движе ние поездов до 429 километра. Другая важнейшая стройка пя тилетки—линия Кунград—Бейнеу находится в Казахстане. Протя женность ее сравнительно неве лика—всего 400 километров. Но эта трасса почти на 1000 кило метров сократит путь из Средней Азии в Европейскую часть стра ны. В песках Прикаспия проклады вается магистраль Гурьев—Аст рахань. В Томской области соору жается трасса Асино—Белый Яр, которая соединит новый дерево обрабатывающий комплекс с лес промхозами Нарымской тайги. По ней на предприятия Кузбасса, Казахстана и Средней Азии пой дет сибирская древесина. Трудно представить себе нынеш ние железные дороги без электри чества. И не только потому, что электровозы обслуживают сейчас свыше 30 тысяч километров наи более грузонапряженных линий. Электрификация позволила ко ренным образом реконструиро вать транспорт. На электрифици рованных линиях самая высокая производительность труда—здесь механизированы и автоматизиро ваны трудоемкие процессы. Кро ме того, лампочки Ильича за жглись во многих прилегающих к дорогам хозяйствах и населенных пунктах. В нынешнем году путь электро поездам откроется на маршрутах Данилов—Котельнич, Карталы— Целиноград. Продолжаются рабо ты в Поволжье, Забайкалье, За кавказье и других районах стра ны. Тысячи грузовых и пассажир ских поездов курсируют ежеднев но по железным дорогам. С каж дым годом их становится все больше. Справиться с их огром ным потоком железнодорожникам помогает автоматика, счетно-ре шающая техника. В нашей стра не создан автодиспетчер. Эта си стема управляет движением на участке около 150 километров. Автоматы сами, в соответствии с заданной программой, переводят стрелки на путях, изменяют сиг налы. Оператор только наблюда ет за работой автоматики и лишь в случае необходимости вмеши вается в ее работу. В Москве успешно работает первый в стране дорожный вы числительный центр. Такие же центры планируется организовать на всех железных дорогах. Объе диненные главным вычислитель ным центром, они смогут управ лять всеми магистралями страны. Еще одна важная задача, кото рую решают сейчас железнодо рожники вместе с учеными,— по вышение скорости движения по ездов. Дневной экспресс Москва —Ленинград уже сейчас перево зит пассажиров со скоростью 180 километров в час. А в Риге и Калинине создаются суперэкс прессы, которые смогут развивать 200 и более километров в час. Такой поезд всего за три часа доставит путешественников из Москвы в Ленинград. Перед создателями суперэкс прессов стоит много сложных проблем. Как быстро остановить поезд? Ведь уже при скорости 200 километров в час его тормоз ной путь достигает 2,5 километ ра. Ученые предлагают заменить обычные тормоза принципиально новыми—дисковыми и магнитно рельсовыми. Или, скажем, из че го делать лобовое стекло локо мотива? Ведь при высокой ско рости на квадратный метр стекла давит .груз” весом до тонны. Поэтому оно должно быть изго товлено из особо прочного мате риала. Словом, проблем много, и все они успешно решаются. День железнодорожника труже ники стальных магистралей встре чают по традиции новыми успе хами. В честь праздника они пе ревезли миллионы тонн сверхпла новых грузов, выполняя социали стические обязательства, взятые в честь 100-летия со дня рожде ния В. И. Ленина. В. НОВИКОВ, корр. ТАСС. ЧЕЛЯБИНСК. В апреле 1920 года более ста челя бинских железнодорожников во главе с коммуниста ми во время субботника отремонтировали с „паро возного кладбища“ один из старых локомотивов и дали ему название „Коммунар". Робочий-художник изобразил на паровозе герб Советской, республики и любовно выписал: „Вперед, без страха и сомнения, „Коммунар!" Приближалось пятидесятилетие В. И. Ленина и челябинские железнодорожники решили отправить возрожденный их руками локомотив дорогому вождю. Паровоз повез голодающим пролетариям Москвы и Питера состав хлеба—подарок от уральцев. Он стал памятником и установлен на вечную стоянку у Дворца культуры железнодорожников в Челябинске. НА СНИМКЕ: паровоз „Коммунар". Фото Б. Клипиницера. Фотохроника ТАСС. Б д о ли н е роз Авиация помогает кооперативам В современных крупных сель скохозяйственных предприятиях Венгрии—государственных хозяй ствах и производственных коопе ративах с наступлением весенних дней вместе с тысячами тракто ров в весенне-полевые работы включились и самолеты сельскохо зяйственной авиации. Правда, их в стране пока всего пятьдесят. Но работа, которую они выполня ют, огромна. Ведь один самолет может заменить двадцать машин, применяемых для защиты расте ний. В минувшем году самолеты сельскохозяйственной авиации в Венгрии обработали посевы и по садки на площади 1,2 миллиона холдов (1 холд—0,57 гектара]. В нынешнем году спрос на самоле ты еще более увеличился, и он уже не может быть полностью удовлетворен имеющимся количе ством машин. Теперь в стране есть хозяйства, такие, например, как хосхозы в Бое и Панкоте, ко торые арендуют самолеты на це лый год. Расходы на их аренду окупаются с лихвой. Так, благода ря защите деревьев и растений с воздуха в садах Янош-Халмы улучшилось качество и увеличился сбор плодов. А. СЕМЕНОВ, корреспондент ТАСС. Будапешт. Город на границе Сахары Ест!, в Африке древние города, которые хранят на себе отпечатки былого величия. Тимбукту, распо ложенный на территории Респуб лики Мали, на самой границе со знойной пустыней Сахарой,—один из них. Его называют «королевой пустыни», «таинственным горо дом», «священным городом». Тим букту и сейчас вызывает у чуже странца смешанное чувство удив ления и восхищения. Основанный еще в XII веке Ко чевыми племенами бербероарабов, он скоро превратился в перевалоч ный пункт на юге огромной пусты ни Сахары, через который прохо дил важный торговый путь. Сюда стремились попасть караваны пос ле нескольких недель изнуряющих переходов через пески. Тимбукту процветал. Купцы то го времени считали за честь доста вить свои товары в этот город. Ве нецианский жемчуг, дамасские клинки, медь и соль—вот лишь не большой перечень того, что поку пали сонгаи — жители Тимбукту. Отсюда тяжелогруженные карава ны верблюдов увозили золото, сло новую кость, рабов и красочные ткани. Средневековые здания, узкие и кривые улочки, глиняные массивы домов с дверями, обшитыми мед ными украшениями, и с маленьки ми окнами составляют неотъемле мые черты города. Однако рядом со стариной—сов ременность. Здесь вы увидете не только древние мусульманские ме чети, увенчанные высокими баш нями, но и современный отель на берегу Лазурного канала, а также стадион. Ишаков и верблюдов об гоняют на улицах автомобили по следних марок. И все это на фоне тенистых финикорых пальм, крас ных цветов бегенвиллеи и вечно желтых песков Сахары. Тимбукту имеет богатое не толь ко историческое, но и культурное прошлое. Еще в XVI веке европей цы с удивлением узнали, что здесь «имеется множество судей, врачей и священно-служителей. Все они получают от короля хорошее со держание. Он оказывает ученым большое внимание. Существует огромный спрос на книги». И сей час в городе сохранились памят ники древней высокой культуры. Величие древнего города пошло на убыль с того момента, когда в начале XVI века он был завоеван воинственным племенем туарегов. Позднее в 1591 году Тимбукту подвергся нашествию марокканцев, уже тогда владевших огнестрель ным оружием. Марокканцы награ били в стране сонгаев «так много, сколько были в состоянии увезти с собой». А в 1894. году городом овладели западноевропейские ко лонизаторы. Колонизаторам не удалось поко рить свободолюбивых таурегов, ставших наряду с сонгаяйи одной и наиболее многочисленных групп, населяющих город. Мужественный народ в суровой борьбе отстоял свою свободу, и иноземцы были вынуждены отступить. Много изменилось с тех пор, но и по сей день груженные солью ка раваны верблюдов все еще прихо дят сюда из глубины пустыни, из Таудени. Здесь торгуют солью, как и в старые времена. Как и пять веков назад, в этих местах свирепствуку «самумы»—песчаные бури, которые загоняют людей в укрытия. После такой бури Тим букту—«королева пустыни», — ка жется покрытой золоченой брон зой: так ослепительно блестят на солнце ярко-желтые пески вокруг города. Чтобы полчеить один грамм розового масла, нужно пере работать четыре килограмма лепестков розы. Цена же од ного грамма этого масла — полтора грамма золота. Об этом рассказал мне че ловек, который посвятил розе не один год своей жизни. Его имя Иван, фамилия Станчев, национальносбтоьл—гарин, он —руководитель бригады сбор щиц лепестковрозы. Наш раз говор п юизошел всердце розо водческого хозяйсвтаБолгарии —Долине роз. Здесь в числе другирхасположенкоператив, носящий имя русского генера ла Гурко—участника освобо ждеиня Болгарии от турецко го ига. Было раннее утро. Южное солнце, жаркое днем, только вставалоиз-за гор, которые обрамляют долину с обеих сторон. Насаждения розы, как чайные кусты, ровными ряда ми убегают к горизонту. Среди насаждений в ярких одеждах сборщицы лепестков. У каждой на боку—емкяа, сплетенная из легких прутьев корзина. Ловкие руки женщин ссыпают в них лепетски. Ког да корзина напонлитсядовер ху, ее относят на сборочный пункт. Здесь лепестки акку ратно складывают в кузовы грузовиков и, не теряя време ни, быстро отправляют на эфи ромасличные предприятия. За смену одна сборщица собира ет до 20—30 килограммов ле пестков. —Мы приходим на планта цию чуть свет,—рассказывает Иван Станчев,—Стрех до ше сти часов утра—лучше вре мя для сбора лепестков. Толь ко утром миллиграммы масла, содержащиеся в каждом цвет ке, еще находятся в лепест ках. По только пригреет селн- це—и они все ушли в сте бель. Цветок уже не имеет промышленного значения. А. БАЛЕБАНОВ, корреспондент ТАСС. Бамако. У /е разреш имые про блемы В некоторых западных странах, в том числе в Швейцарии, вво дится специальная телефонная служба по предотвращению само убийств. Перед тем, как покончить с собой, человек может набрать номер и еще раз обсудить свое решение с невидимым собеседни ком, который попытается отговорить его. Однако после ознакомления с данными доклада Всемирной орга низации здравоохранения по этому вопросу убеждаешься, что со^ здание телефонной службы не решает проблемы. Самооубийства находятся на третьем месте в Канаде, Австрии, Западной Германии и других развитых капиталистических странах. (Корр. ТАСС). Я обращаю внимание на то, что сбор лепестковидет вруч ную. —Это очень трудно меха низировать, —говорит брига дир.—В мире пока нет маши ны, которая заменилбаы здесь человеческеи руки. Спрашиваю:—Что дает хо зяйству разведение розы? —Эго очень доходаня куль тура,—отвечает Иван Стан- чев.—Мы выращиваем ее в хо зяйстве на площади в 360 гектаров. Вырученные от про дажи лепсетков деньги идут на благоусторйство села, а также на развитиедругхи от раслей. Всего у нас—18 ты сяч гектаров. Мы возделыва ем пшеницу, выращиваемово щи, виноград, ягоды. У нас большие яблоневые сады. Солнце уже встало. Широ кое шоссе, на многие десят ки километров протянувшееся вдоль долины, вдруг сворачи вает в сторону и, сильно пет ляя, взбиратеся на массив Стара-Планпны. Отсюда, с вы соты двух километров, хорошо видна вся Долина роз, сол нечная,благоухающая, изре занная множеством речушек. Неповторимые почвенные ус ловия в сочетаниис теплом и влагой позволяют выращивать в долине самуюэфироносную в мире розу. Здесь около че. тырех тысяч гектаров ее по садок.Эго—три четверти всех плантацийрозы в Болгарии. Выработанное из розы масло Болгаряи экспортирует в де сятки странмира, в том чи сле и в Советский Союз. В. КУЛИКОВ. „ (ТАСС). София—Москва. Редактор Н. МАЦКОВ. Измалковская типография облуправления по печати, с. Измалково, ул. Советская. Тираж 3500. Заказ № 330
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz