Восход. 1969 г. (с. Измалково)

Восход. 1969 г. (с. Измалково)

З а с т р о к о й ш л а к о в С Т А Л Ь Н А Я А Р Т Е Р И Я С Т Р А Н Ы Железные дороги не случайно называют у нас главными тран­ спортными артериями страны: на долю СССР приходится почти по­ ловина грузооборота всех сталь­ ных магистралей мира. Протя­ женность железных дорог в Со­ ветском Союзе превышает 130 тысяч километров. А в тайге и пустынях, в Сибири и на Даль­ нем Востоке прокладываются но­ вые пути. Самая крупная транспортная стройка — в Тюменской области, там, где открыты неисчерпаемые запасы нефти и газа. Нелегко приходится строителям 700-кило- метровой дороги Тюмень — Сур­ гут, которая пройдет по тайге и болотам. Но строители—а это в основном, молодежь—упорно про­ двигаются вперед. К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина решено открыть рабочее движе­ ние поездов до 429 километра. Другая важнейшая стройка пя­ тилетки—линия Кунград—Бейнеу находится в Казахстане. Протя­ женность ее сравнительно неве­ лика—всего 400 километров. Но эта трасса почти на 1000 кило­ метров сократит путь из Средней Азии в Европейскую часть стра­ ны. В песках Прикаспия проклады­ вается магистраль Гурьев—Аст­ рахань. В Томской области соору­ жается трасса Асино—Белый Яр, которая соединит новый дерево­ обрабатывающий комплекс с лес­ промхозами Нарымской тайги. По ней на предприятия Кузбасса, Казахстана и Средней Азии пой­ дет сибирская древесина. Трудно представить себе нынеш­ ние железные дороги без электри­ чества. И не только потому, что электровозы обслуживают сейчас свыше 30 тысяч километров наи­ более грузонапряженных линий. Электрификация позволила ко­ ренным образом реконструиро­ вать транспорт. На электрифици­ рованных линиях самая высокая производительность труда—здесь механизированы и автоматизиро­ ваны трудоемкие процессы. Кро­ ме того, лампочки Ильича за­ жглись во многих прилегающих к дорогам хозяйствах и населенных пунктах. В нынешнем году путь электро­ поездам откроется на маршрутах Данилов—Котельнич, Карталы— Целиноград. Продолжаются рабо­ ты в Поволжье, Забайкалье, За­ кавказье и других районах стра­ ны. Тысячи грузовых и пассажир­ ских поездов курсируют ежеднев­ но по железным дорогам. С каж­ дым годом их становится все больше. Справиться с их огром­ ным потоком железнодорожникам помогает автоматика, счетно-ре­ шающая техника. В нашей стра­ не создан автодиспетчер. Эта си­ стема управляет движением на участке около 150 километров. Автоматы сами, в соответствии с заданной программой, переводят стрелки на путях, изменяют сиг­ налы. Оператор только наблюда­ ет за работой автоматики и лишь в случае необходимости вмеши­ вается в ее работу. В Москве успешно работает первый в стране дорожный вы­ числительный центр. Такие же центры планируется организовать на всех железных дорогах. Объе­ диненные главным вычислитель­ ным центром, они смогут управ­ лять всеми магистралями страны. Еще одна важная задача, кото­ рую решают сейчас железнодо­ рожники вместе с учеными,— по­ вышение скорости движения по­ ездов. Дневной экспресс Москва —Ленинград уже сейчас перево­ зит пассажиров со скоростью 180 километров в час. А в Риге и Калинине создаются суперэкс­ прессы, которые смогут развивать 200 и более километров в час. Такой поезд всего за три часа доставит путешественников из Москвы в Ленинград. Перед создателями суперэкс­ прессов стоит много сложных проблем. Как быстро остановить поезд? Ведь уже при скорости 200 километров в час его тормоз­ ной путь достигает 2,5 километ­ ра. Ученые предлагают заменить обычные тормоза принципиально новыми—дисковыми и магнитно­ рельсовыми. Или, скажем, из че­ го делать лобовое стекло локо­ мотива? Ведь при высокой ско­ рости на квадратный метр стекла давит .груз” весом до тонны. Поэтому оно должно быть изго­ товлено из особо прочного мате­ риала. Словом, проблем много, и все они успешно решаются. День железнодорожника труже­ ники стальных магистралей встре­ чают по традиции новыми успе­ хами. В честь праздника они пе­ ревезли миллионы тонн сверхпла­ новых грузов, выполняя социали­ стические обязательства, взятые в честь 100-летия со дня рожде­ ния В. И. Ленина. В. НОВИКОВ, корр. ТАСС. ЧЕЛЯБИНСК. В апреле 1920 года более ста челя­ бинских железнодорожников во главе с коммуниста­ ми во время субботника отремонтировали с „паро­ возного кладбища“ один из старых локомотивов и дали ему название „Коммунар". Робочий-художник изобразил на паровозе герб Советской, республики и любовно выписал: „Вперед, без страха и сомнения, „Коммунар!" Приближалось пятидесятилетие В. И. Ленина и челябинские железнодорожники решили отправить возрожденный их руками локомотив дорогому вождю. Паровоз повез голодающим пролетариям Москвы и Питера состав хлеба—подарок от уральцев. Он стал памятником и установлен на вечную стоянку у Дворца культуры железнодорожников в Челябинске. НА СНИМКЕ: паровоз „Коммунар". Фото Б. Клипиницера. Фотохроника ТАСС. Б д о ли н е роз Авиация помогает кооперативам В современных крупных сель­ скохозяйственных предприятиях Венгрии—государственных хозяй­ ствах и производственных коопе­ ративах с наступлением весенних дней вместе с тысячами тракто­ ров в весенне-полевые работы включились и самолеты сельскохо­ зяйственной авиации. Правда, их в стране пока всего пятьдесят. Но работа, которую они выполня­ ют, огромна. Ведь один самолет может заменить двадцать машин, применяемых для защиты расте­ ний. В минувшем году самолеты сельскохозяйственной авиации в Венгрии обработали посевы и по­ садки на площади 1,2 миллиона холдов (1 холд—0,57 гектара]. В нынешнем году спрос на самоле­ ты еще более увеличился, и он уже не может быть полностью удовлетворен имеющимся количе­ ством машин. Теперь в стране есть хозяйства, такие, например, как хосхозы в Бое и Панкоте, ко­ торые арендуют самолеты на це­ лый год. Расходы на их аренду окупаются с лихвой. Так, благода­ ря защите деревьев и растений с воздуха в садах Янош-Халмы улучшилось качество и увеличился сбор плодов. А. СЕМЕНОВ, корреспондент ТАСС. Будапешт. Город на границе Сахары Ест!, в Африке древние города, которые хранят на себе отпечатки былого величия. Тимбукту, распо­ ложенный на территории Респуб­ лики Мали, на самой границе со знойной пустыней Сахарой,—один из них. Его называют «королевой пустыни», «таинственным горо­ дом», «священным городом». Тим­ букту и сейчас вызывает у чуже­ странца смешанное чувство удив­ ления и восхищения. Основанный еще в XII веке Ко­ чевыми племенами бербероарабов, он скоро превратился в перевалоч­ ный пункт на юге огромной пусты­ ни Сахары, через который прохо­ дил важный торговый путь. Сюда стремились попасть караваны пос­ ле нескольких недель изнуряющих переходов через пески. Тимбукту процветал. Купцы то­ го времени считали за честь доста­ вить свои товары в этот город. Ве­ нецианский жемчуг, дамасские клинки, медь и соль—вот лишь не­ большой перечень того, что поку­ пали сонгаи — жители Тимбукту. Отсюда тяжелогруженные карава­ ны верблюдов увозили золото, сло­ новую кость, рабов и красочные ткани. Средневековые здания, узкие и кривые улочки, глиняные массивы домов с дверями, обшитыми мед­ ными украшениями, и с маленьки­ ми окнами составляют неотъемле­ мые черты города. Однако рядом со стариной—сов­ ременность. Здесь вы увидете не только древние мусульманские ме­ чети, увенчанные высокими баш­ нями, но и современный отель на берегу Лазурного канала, а также стадион. Ишаков и верблюдов об­ гоняют на улицах автомобили по­ следних марок. И все это на фоне тенистых финикорых пальм, крас­ ных цветов бегенвиллеи и вечно желтых песков Сахары. Тимбукту имеет богатое не толь­ ко историческое, но и культурное прошлое. Еще в XVI веке европей­ цы с удивлением узнали, что здесь «имеется множество судей, врачей и священно-служителей. Все они получают от короля хорошее со­ держание. Он оказывает ученым большое внимание. Существует огромный спрос на книги». И сей­ час в городе сохранились памят­ ники древней высокой культуры. Величие древнего города пошло на убыль с того момента, когда в начале XVI века он был завоеван воинственным племенем туарегов. Позднее в 1591 году Тимбукту подвергся нашествию марокканцев, уже тогда владевших огнестрель­ ным оружием. Марокканцы награ­ били в стране сонгаев «так много, сколько были в состоянии увезти с собой». А в 1894. году городом овладели западноевропейские ко­ лонизаторы. Колонизаторам не удалось поко­ рить свободолюбивых таурегов, ставших наряду с сонгаяйи одной и наиболее многочисленных групп, населяющих город. Мужественный народ в суровой борьбе отстоял свою свободу, и иноземцы были вынуждены отступить. Много изменилось с тех пор, но и по сей день груженные солью ка­ раваны верблюдов все еще прихо­ дят сюда из глубины пустыни, из Таудени. Здесь торгуют солью, как и в старые времена. Как и пять веков назад, в этих местах свирепствуку «самумы»—песчаные бури, которые загоняют людей в укрытия. После такой бури Тим­ букту—«королева пустыни», — ка­ жется покрытой золоченой брон­ зой: так ослепительно блестят на солнце ярко-желтые пески вокруг города. Чтобы полчеить один грамм розового масла, нужно пере­ работать четыре килограмма лепестков розы. Цена же од­ ного грамма этого масла — полтора грамма золота. Об этом рассказал мне че­ ловек, который посвятил розе не один год своей жизни. Его имя Иван, фамилия Станчев, национальносбтоьл—гарин, он —руководитель бригады сбор­ щиц лепестковрозы. Наш раз­ говор п юизошел всердце розо­ водческого хозяйсвтаБолгарии —Долине роз. Здесь в числе другирхасположенкоператив, носящий имя русского генера­ ла Гурко—участника освобо­ ждеиня Болгарии от турецко­ го ига. Было раннее утро. Южное солнце, жаркое днем, только вставалоиз-за гор, которые обрамляют долину с обеих сторон. Насаждения розы, как чайные кусты, ровными ряда­ ми убегают к горизонту. Среди насаждений в ярких одеждах сборщицы лепестков. У каждой на боку—емкяа, сплетенная из легких прутьев корзина. Ловкие руки женщин ссыпают в них лепетски. Ког­ да корзина напонлитсядовер ху, ее относят на сборочный пункт. Здесь лепестки акку­ ратно складывают в кузовы грузовиков и, не теряя време­ ни, быстро отправляют на эфи­ ромасличные предприятия. За смену одна сборщица собира­ ет до 20—30 килограммов ле­ пестков. —Мы приходим на планта­ цию чуть свет,—рассказывает Иван Станчев,—Стрех до ше­ сти часов утра—лучше вре­ мя для сбора лепестков. Толь­ ко утром миллиграммы масла, содержащиеся в каждом цвет­ ке, еще находятся в лепест­ ках. По только пригреет селн- це—и они все ушли в сте­ бель. Цветок уже не имеет промышленного значения. А. БАЛЕБАНОВ, корреспондент ТАСС. Бамако. У /е разреш имые про блемы В некоторых западных странах, в том числе в Швейцарии, вво­ дится специальная телефонная служба по предотвращению само­ убийств. Перед тем, как покончить с собой, человек может набрать номер и еще раз обсудить свое решение с невидимым собеседни­ ком, который попытается отговорить его. Однако после ознакомления с данными доклада Всемирной орга­ низации здравоохранения по этому вопросу убеждаешься, что со^ здание телефонной службы не решает проблемы. Самооубийства находятся на третьем месте в Канаде, Австрии, Западной Германии и других развитых капиталистических странах. (Корр. ТАСС). Я обращаю внимание на то, что сбор лепестковидет вруч­ ную. —Это очень трудно меха­ низировать, —говорит брига­ дир.—В мире пока нет маши­ ны, которая заменилбаы здесь человеческеи руки. Спрашиваю:—Что дает хо­ зяйству разведение розы? —Эго очень доходаня куль­ тура,—отвечает Иван Стан- чев.—Мы выращиваем ее в хо­ зяйстве на площади в 360 гектаров. Вырученные от про­ дажи лепсетков деньги идут на благоусторйство села, а также на развитиедругхи от­ раслей. Всего у нас—18 ты­ сяч гектаров. Мы возделыва­ ем пшеницу, выращиваемово­ щи, виноград, ягоды. У нас большие яблоневые сады. Солнце уже встало. Широ­ кое шоссе, на многие десят­ ки километров протянувшееся вдоль долины, вдруг сворачи­ вает в сторону и, сильно пет­ ляя, взбиратеся на массив Стара-Планпны. Отсюда, с вы­ соты двух километров, хорошо видна вся Долина роз, сол­ нечная,благоухающая, изре­ занная множеством речушек. Неповторимые почвенные ус­ ловия в сочетаниис теплом и влагой позволяют выращивать в долине самуюэфироносную в мире розу. Здесь около че. тырех тысяч гектаров ее по­ садок.Эго—три четверти всех плантацийрозы в Болгарии. Выработанное из розы масло Болгаряи экспортирует в де­ сятки странмира, в том чи­ сле и в Советский Союз. В. КУЛИКОВ. „ (ТАСС). София—Москва. Редактор Н. МАЦКОВ. Измалковская типография облуправления по печати, с. Измалково, ул. Советская. Тираж 3500. Заказ № 330

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz