Восход. 1969 г. (с. Измалково)

Восход. 1969 г. (с. Измалково)

^ * , 1 ч <• ВОЖДЬ, МЫСЛИТЕЛЬ, ПРОПАГАНДИСТ, Портрет В. И. Ленина, выполненный художником Н. Андреевым Фотохроника ТАСС Л Е Н И Н И М А Р К С Основательно изучением марксизма В. И. Ленин начал заниматься с зимы 1888—89 года. У Маркса он нашел от­ веты на самые мучительные вопросы: каковы должны быть пути освобожде­ ния трудящихся. Он был целиком захва­ чен идеями Маркса, неотразимой логи­ кой и глубиной его научных выводов. С тех пор В. И. Ленин стал глубоко убе­ жденным сторонником, талантливым пропагандистом, гениальным продолжа­ телем великого учения К. Маркса и Ф. Энгельса. До самых последних дней своих он сохранил жгучую потребность постоянно «советоваться с Марксом» при решении вопросов революционной борьбы пролетариата, при разработке новых, жизнью поставленных теоретиче­ ских проблем. Через всю свою жизнь Владимир Ильич пронес глубокую веру и преданность духу марксизма, его принципам. Учение Маркса, писал В. И. Ленин, возникло как прямое продолжение уче­ ния великих представителей обществен­ ной науки и революционной борьбы. «Оно есть законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма». В. И. Ленин указывал на замечатель­ ную последовательность и цельность взглядов Маркса, «дающих в совокуп­ ности современный материализм и со­ временный научный социализм, как тео­ рию и программу рабочего движения всех цивилизованных стран мира». В. И. Ленин подчеркивал величайшую заслугу К. Маркса и Ф. Энгельса перед пролетариатом. «В немногих словах за­ слуги Маркса и Энгельса перед рабочим классом,—писал он, — можно выразить так: они научили рабочий класс само­ познанию и самосознанию, и на место мечтаний поставили науку». Ленин восхищался Марксом не только как теоретиком, но и как практиком, революционером, великим организато­ ром пролетарских масс. Он подчерки­ вал его огромную роль в создании I Интернационала, в разгроме различ­ ных теорий непролетарского, домаркси­ стского социализма, в выковывании еди­ ной тактики пролетарской борьбы рабо­ чего класса в различных странах. Глубоко поняв суть марксизма, уви­ дев в нем единственно верное и самое надежное идейное оружие пролетариа­ та в борьбе с эксплуататорами, В. И. Ле­ нин вел большую работу по пропаганде марксистской теории, старался завое­ вать как можно большее число ее сто. ронников. «.„Он с большим жаром и воодушевлением,—вспоминала впослед. ствии Анна Ильинична, сестра В. И. Ле­ нина,—рассказывал мне об основах те­ ории Маркса и тех новых горизонтах, которые она открывала... От него так и веяло бодрой верой, которая переда­ валась и собеседникам. Он и тогда уже умел убеждать и увлекать своим сло­ вом. И тогда не умел он, изучая что- нибудь, находя новые пути, не делиться этим с другими, не завербовать себе сторонников». Владимир Ильич, будучи одним из первых и самых последовательных бор ­ цов за соединение марксизма с рабо­ чим движением, развил большую дея­ тельность по пропаганде пролетарского учения среди передовых рабочих. При этом он связывал его с насущными нуж ­ дами трудящихся, рассказывал, каким путем можно переделать существую­ щий порядок и настойчиво советовал внимательно изучать основоположников марксизма. Один из рабочих Петербур­ га рассказывает в своих воспоминаниях, как однажды В. И. Ленин посетил за­ нятие их марксистского кружка : «...Уз­ нав, что мы разбираем Лассаля, он за­ метил: —Товарищи, вы не дело делаете. Чи­ тайте больше Карла Маркса. Правда,( это будет труднее, но к вам придут то­ варищи и будут вам помогать». В своих книгах, брошюрах и статьях В. И. Ленин широко использует выска­ зывания Маркса и Энгельса, причем главным образом в собственном пере­ воде, что исключало искажения их мыс­ лей, Вместе с этим В. И. Ленин специаль­ но пишет ряд работ, в которых глубоко и всесторонне освещает жизненный путь основоположников марксизма и суть их учения. Среди них некролог «Фридрих Энгельс», «Марксизм и реви­ зионизм», «Исторические судьбы уче­ ния Карла Маркса», «Карл Маркс», «Три источника и три составных части марк­ сизма» и другие. Н. ВОСТРИКОВ, кандидат исторических наук, Первое революционное крещение В. И. Ленин среди членов Петербургского „Союза борьбы за освобождение рабочего класса". 1897 год. НАД РАСКРЫТЫМ ТОМОМ ИЛЬИЧА После окончания гимна­ зии Владимиром Ильичей, семья Ульяновых (в конце июня 1887 года) покинула Симбирск. Вначале она жи­ ла в деревне Кокушкино (ныне село Ленино, близ Казани), а с августа посе­ лилась в Казани. Владимир Ильич поступил на юриди­ ческий факультет универси­ тета. Здесь он становится деятельным членом неле­ гального Самарско-Симбир­ ского землячества, принял активное участие в револю­ ционном кружке. Полиция охарактеризовала этот кру­ жок как «крайне вредного направления». 4 декабря в актовом зале Казанского университета происходила сходка студен­ тов, требовавших отмены реакционного университет­ ского устава. В числе актив­ ных участников сходки был Владимир Ульянов. В знак протеста против репрессий властей Ленин решил уйти из университе­ та. В заявлении на имя рек­ тора он писал: «Не признавая возмож­ ным продолжать мое обра­ зование в Университете при настоящих условиях универ­ ситетской жизни, имею честь... просить... сделать надлежащее распоряжение об изъятии меня из числа студентов...» По распоряжению казан­ ского губернатора в ночь на 5 декабря 1887 г. Владими­ ра Ульянова арестовали и посадили в тюрьму. Его исключили из университета „ В о сх о д * * 2 стр., 22 апреля 1969 г. М« 48 (4919) и запретили проживать в Казани, выслав в деревню Кокушкино под негласный надзор полиции. Первое революционное крещение состоялось. Так семнадцатилетним юношей Владимир Ильич вступил на путь революционной борь­ бы. Осенью 1888 года Ленину разрешили вернуться в Ка­ зань, но двери университета были для него закрыты. Вскоре Владимир Ильич вступает в один из казан­ ских марксистских круж­ ков, организованных заме­ чательным революционером Н. Е. Федосеевым, который был одним из первых рево­ люционеров в России, про­ возгласившим свою привер­ женность марксизму. В то время в Казани су­ ществовало несколько неле­ гальных революционных кружков. В них изучались и обсуждались произведения К- Маркса и Ф. Энгельса, распространявшихся в неле­ гальных изданиях и руко­ писных переводах. Время пребывания Ильи­ ча в Казани было заполне­ но упорной работой по ов­ ладению теорией марксизма и общением с казанскими марксистами. ) Ленин глубоко изучает главный труд Карла Марк­ са «Капитал», в котором да­ но научное обоснование не­ избежности гибели капита­ лизма и победы социализ­ ма. И не просто изучает, а обдумывает содержание книги применительно к со­ циально-экономическим ус­ ловиям и задачам рабочего движения в России, «Видеть гордость и славу пуб­ личной библиотеки... в том, как широко обращаются книги в на­ роде, сколько привлечено новых читателей, как быстро удовлетво­ ряется любое требование на кни­ гу, сколько книг роздано «а дом, сколько детей привлечено к чте­ нию и пользованию библиоте­ кой...» Так писал В. И. Ленин в статье «Что можно сделать для народ­ ного образования». Выполнить свое высокое наз­ начение, о котором говорил Вла­ димир Ильич, каждой библиоте­ ке—областной и городской, сель­ ской и районной — помогает старший и многоопытный друг— Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина. Брошюры, пособия, которые выпускает ее научно-методический отдел, учат интересно и ярко пропагандиро­ вать богатства библиотечных фондов, помогают читателям ори­ ентироваться в этом богатстве, руководят их чтением. Своеобраз­ ный компас в книжном море, по­ собия эти условно делятся на две группы—для читателей и для библиотечных работников. Но и те, и другие одинаково необходи­ мы и полезны всем, кто любит книгу. Сейчас научно - методический отдел «Ленинки» готовит пособия к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича. Интересной обещает быть книга «Над раскры­ тым томом Ленина». Ее состави­ тели как бы беседуют о произве­ дениях Ильича с молодежью, впервые приступающей к изуче­ нию его теоретического наследия. Лишь иногда оставляя молодого читателя наедине с Лениным, ав­ торы стремятся раскрыть перед ним величие ленинской мысли. По каким разделам, в какой последовательности изучать про­ изведения Ильича? Как воплоща­ ются ленинские идеи в жизнь? Ответить на все эти вопросы и читателям, и библиотекарям по­ могут библиографические матери­ алы, и прежде всего указатель литературы «Ленин и современ­ ность». В нем представлены про­ изведения Владимира Ильича, его заметки, письма. Особо выделя­ ются ленинские произведения, впервые опубликованные в 5-м издании Полного собрания сочине­ ний. Кроме рабрт В. И. Ленина, в книге указываются партийные до­ кументы, труды советских уче­ ных, монографии, научно-попу­ лярные книги, рассказывающие о развитии ленинских идей, прет­ ворении их в жизнь. Бесспорно полезными будут ме­ тодические сборники «Ленинские чтения» и «Вечера художествен­ ной ленинианы». «Вечера» помо­ гут в организации устных журна­ лов, поэтических встреч, чита­ тельских конференций, диспутов, занятий клубов литературы и искусства. (Корр. ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz