Восход. 1968 г. (с. Измалково Липецкой обл.)
Кончался учебный год. Прибли жались экзамены на зрелость. Выпускники усердно повторяли забытый и плохо усвоенный мате риал. Занимались группами и в одиночку. Жора Гусев и Тасенька Иванова уходили в сад, усаживались за круглый стол из толстых досок. Раскладывали учебники, тетради с записями и, проверяя друг дру га, усердно готовились к пред стоящим экзаменам. Тасенька хо рошо знала русский язык и лите ратуру, Жора—математику. Жили по-соседству. Вместе играли в детстве, вместе учились. Привык ли друг к другу, хотя и не раз ссорились из-за каждого пустяка. После ссоры дня три—четыре ста рались не разговаривать друг с другом, потом мирились, чтобы вновь поссориться. Причин для ссоры было предостаточно. Чаще спорили о выборе профессии. Та сенька расхваливала литературу и специальность учительницы. Она гордилась классным руководите лем Зоей Николаевной. Жора давно мечтал поступить в сельскохозяйственный институт, стать инженером. Свою мечту он ярко обрисовывал Тасеньке, но та не понимала его стремления и старалась переубедить его. —Отец хлеб выращивает, и я буду растить. Тебе этого не по нять,—говорил он. — Зато ты много понимаешь, даже танцевать не умеешь. Она торопливо собирает свои книжки и, стуча каблучками о твердый грунт тропки, не огляды ваясь, уходит. Экзамены прошли удачно. О П Е К Р А С С К А З Наконец, настал прощальный вечер, вечер, которого ждали ре бята весь год. Исполнили «Школь ный вальс», несколько песен, чи тали стихи. Игры сменялись тан цами. Жора украдкой следил за Та- сенькой. А она, как будто и не за мечает его. Только сейчас по-на стоящему разглядел он ее. Как она хороша в этом белом баль ном платьице! — Жора, вальс, — попросили друзья. Плавно зазвучала музыка. Жора любовался парами. Они так увлеченно и легко кружились, об гоняя друг друга, что в глазах ря било. Тася снова танцует с Виктором, Соседом по парте. «И что в нем хорошего нашла? Правда, он лов ко танцует»,—горько подумал Гу сев. Подошла Зоя Николаевна. Шесть лет вела она класс. И вот ребята стали совсем взрослыми, завтра разъедутся кто куда. Зоя Николаевна пригласила. Жору. —Я не могу танцевать, не нау чился. —Ничего, научимся. Жора встал, передвинул иглу на край пластинки. Учительница лег ко повела его в центр зала. Во круг плыли пары, кружились в вих ре танца. К Жоре пришла уверен ность и та необходимая ловкость, которая так помогает учиться тан цевать. На миг он забыл о Тасень ке, потерял ее из вида, а вспом нив, представил, что танцует именно с ней. Горячая кровь хлы нула к вискам. Он сбился с рит ма, несколько раз наступил на белые носки туфлей. —Не спеши, — тихо говорила Зоя Николаевна,—вот сюда, так, теперь сюда, так, теперь сюда. Хорошо. Кончилась музыка. —Спасибо,—поблагодарил Жо ра. Витька уже поставил новую пластинку. Зоя Николаевна внозь направилась к Жоре. Тот встал ей навстречу. —С институтом не передумал? —спросила Зоя Николаевна Жору, поворачивая его в правую сторо ну. —Нет, Зоя Николаевна, только Иванова ругает за выбор профес сии. —И ты не убедил ее? —Разве ее убедишь! —Не огорчайся. Она девушка- хорошая, поймет. Есть у тебя цель—иди к ней. Цель—это дале кий огонек, до которого усталый путник добирается. Чем труднее путь, тем радостнее отдых. Ра дость назначается в упорной борьбе за осуществление цели. Достигнешь ее — польза тебе, а людям вдвойне. Кончился вальс. «Вот теперь лучше стал танцевать,—обрадова ла Зоя Николаевна,—но отрабаты вать надо еще. Стрелки неумоли мо двигались вперед. Вот и окон чилась школьная жизнь. Расходи лись погрустневшие, притихшие. На улице глубокий вечер ды шал июньским теплом и араматом ржаного поля. Простившись с друзьями, Жора пошел теневой стороной улицы. Пирамиды звезд ярко сверкали в безмерной высо те. Жора вдыхал воздух полной грудью. Слегка кружилась голо ву Не хватало Тасеньки в эти ми нуты. А Тася торопливо догоняла его. —Она,—радостно подумал Жо ра, узнавая ее шаги. —Ты обиделся? — спросила де вушка. —Нет, что'ты. —Какой вечер был!—восклик нула она,—со школой жаль рас статься. —А с Витькой? —Какой ты,—она не договори ла и, прижавшись к изгороди об витой ветками акации, затихла. — Прости, — растерянно про шептал Жора, — ну прости, я не хотел обижать. Тасенька отошла от изгороди и проговорила с обидой. —Не хотел обижать, а на ве чере ни разу не подошел. Гово рил танцевать не умеешь, а сам с Зоей Николаевной как кружил ся. —Она меня учила. — А разве я не смогла бы учить. Виктора кто научил? Я. И тебя стала бы. —Я ждал тебя. Он взял ее за руки и в темно те под тихий шелест акации за кружился с Тасенькой в танце. —Не передумал в свой инсти тут- — спросила Иванова. —Нет. Пойми я влюблен в ма шины...и в тебя тоже. —Ну что. Я поступаю в педин ститут. —Молодец, Тасенька. Я знал, что ты поймешь. Все профессии нужны людям. Одни хлеб выра щивают, за животными ухажива ют, другие кадры готовят детей, учат. Через несколько дней разъеха лись ребята кто куда. Пять лет тосковал Жора по своей соседке. Вели переписку, договорились о будущей встрече. После институ та Жора вернулся в родное село инженером. А Тасеньку по путев ке Министерства Просвещении направили на Север. Пять лет— писала она огорченному Гусеву— пролетели быстро, пройдут и эти два года. Я нужна здесь. Ты только жди. И Жора ждал, ждал любимого человека, с кем про вел детство и школьные годы. С кем, быть может, придется прой ти длинную дорогу жизни, прине сти как можно больше пользы людям. В ответном письме он писал, вспоминая слова Зои Ни колаевны: «Цель — это далекий огонек, до которого усталый путник добирается. Чем труднее путь, тем радостнее отдых». От себя добавил: «Для меня огонек горит так ярко, что скоро с ним встречусь. Я верю, что этот ого нек никогда не погаснет». М. АЛАДКОВ. I! 111111111111 111! I I I 1111111111111 I I 11111111111111111 I I I I 1111 ! 1 1 1 | Ц| 1 1 | | | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | | | | | | 1 1 1 1 | Ш1 1 I I I IщI | | | | | | | | | | | | | | 11111111111111111111111111I I I 11111111111111I I I I I I I I I 1111I I I I I I I I I I I I П Ш 1 111111111111 Н ИШI I 1 1 1 1 1 1 1 1 Ц ; 111111111111111111 КАКАЯ БЫЛА У КУЗЬКИ МАТ?4Ь Кто не видел Кузькиной матери, тот еще ничего не видел в жизни. А если вы желаете знать, какая она была у Кузьки, то ближе познакомьтесь с Евдокией Николаевной Измалковой, проживающей в доме № 6 по улице Ленина. Жители улицы, где проживает Из- малкова, подробно узнали не только мать Кузьки, но даже и ее предков, о чем свидетельствует письмо, присланное ими к нам в ре дакцию. «Рабочий день» Измалко вой начинается с информа ции соседей о происшедшем за истекшие сутки. Затем следует очередная прора ботка неугодных ей лиц. А их в ее списке очень много —чуть ли не вся улица. Го ре тому, кто пытается ей возразить. Дело может дой ти до физического насилия. В эффективности такого ме тода воздействия Евдокия Николаевна убедилась на практике в стычке со своей соседкой Сапрыкиной. Правда, эта история поиме ла весьма печальный конец для Измалковой, так как ей пришлось отбывать семь су ток в милиции, но все же она доказала некоторым, на что она способна. Следует взять во внима ние и тот факт, что за оче редное дебоширство ей при шлось раскошеливаться, уп латить штраф в сумме 10 рублей. Но все это ничто для Из малковой. Она считает глав ное—держать в ежовых ру ции махнули на нее рукой, признав ее «неисправимой». А Евдокия Николаевна еще больше расширяет поле сво ей деятельности. Ее дейст вия перешагнули за рамки уличной жизни. Ее стали по баиваться далее те, кто. ка залось бы, должен первым присечь склочницу. А пред седатель Измалковского сельского Совета т. Будаева заявляет: «Кто их там раз берет, кто прав, а кто вино ват, сами помирятся». А зря. Разобраться бы надо, и как можно скорее. Какая была у Кузьки мать, сказать трудно. Но ес ли она была именно такой, какой ее хочет показать Ев докия Николаевна Измалко- I Давно известно, что шахматы развивают умст- венные способности, что шахматное мышление 'сродни математическому. В Воронеже в третьих классах 70-й средней школы введен урок шахмат. Проводится он как эксперимент—один раз в неде лю. Первые три четверти учебного года показали, что ученики, ранее отстававшие по математике, заметно подтянулись, у них появился интерес к этому предмету. Занятия в школе проводит заместитель пред -; седателя областной шахматной федерации И. Ас Сабельников. НА СНИМКЕ: ученики 3 „Г“ класса Владик. Довбуш и Таня Простакова решают шахматную', задачу. ' Фото В. Кожевникова. Фотохроника ТАСС кавицах всех, кто посмеет хоть слово сказать в свою защиту. Не всегда же ее бу дут наказывать, когда-ни будь, да надоест. Так и слу чилось. Все уже почти при выкли к грязным сплетням, которые в изобилии стряпу- ются Евдокией Николаев ной. Общественные организа ва, то не завидую даже са мому Кузьке, тем более тем, кому приходилось с ней сталкиваться. Думается, что обществен ность все же возьмется за воспитание интриганки. Ска жут свое веское слово и ад министративные органы района. П. АНАТОЛЬЕВ. Новые фильмы С Е Р Г Е Й Л А З О Новая работа киностудии «Мол дова филь,м» знакомит нас с за мечательными страницами жизни героя гражданской войны Сергея Лазо. В сквере на центральной улице Владивостока высится отлитая из металла фигура человека в шине ли с молодым мужественным ли цом. Это Сергей Лазо. На гранит ном пьедестале высечены его сло- ва:«3а эту русскую землю, на ко торой я сейчас стою, мы умрем, но не отдадим ее никому». В ночь на пятое апреля 1920 го да японской военщиной были аре стованы Сергей Лазо и его спод вижники—Всеволод Сибирцев и Алексей Луцкий. Японские ин тервенты передали Лазо и его товарищей белобандитам, которые сожгли их в топке паровоза на разъезде Муравьев-Амурский. Сергею Лазо было всего 26 лет, когда он погиб, оставив в памяти людей пример верности своему делу. Лазо был командующим Забайкальским фронтом, участво вал в ликвидации банд Семенова. Затем был командиром партизан ских отрядов Приамурья, руково дил подготовкой всеобщего воору женного восстания, которое приве ло к разгрому белого генерала Розонова и захвату власти крас ными. С. Лазо вырос в семье, из вестной своими культурными и де мократическими традициями. Его отличали неукратимая энергия, решительность в поступках, отва га. О внутренней стойкости и убеж денности Лазо, о бескорыстной готовности «сгореть на костре ре волюции» говорили многие его вы сказывания. На открытии Влади востокского Совета, за несколько дней до гибели, Лазо заявил: «Бу дем смотреть жизни открыто в глаза. Нам нечего терять, кроме цепей, и, .как не черны те тучи, которые нависли над ними, не им принадлежит победа, а нам. Мы победители!» Роль Сергея Лазо исполняет Регимантас Адомайтис. м. н и к у л ь н и к о в , директор киносети. На киностудии „Мос ф и л ь м в творческом объе динении „Время" ведутся съемки нового двухсерий ного фильма „Дело Бори са Савинкова". Фильм рас скажет о первых годах существования Советско го государства., о борьбе органов государственной безопасности с контрре волюционным движением, возглавляемым Борисом Савинковым. Авторы сценария В. Ар даматский, Э. Смирнов, В. Чеботарев. Ставит фильм режис сер Владимир Чеботарев, снимает картину опера тор Юрий Гантман. „Де ло Бориса Савинкова“зри тели увидят на экранах в начале будущего года. НА СНИМКЕ: один из эпизодов фильма. В роли Ф. Э. Дзержинского—за служенный артист Азер байджанской ССР Анато лий Фалькович, в роли В. Р. Менжинского — на родный артист Ефим Ко пел ян. Фото В. Мастюкова. Фотохроника ТАСС „ В о с х о д ** 3 стр., 4 июня 1968 г. № 66 (4781)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz