Восход. 1968 г. (с. Измалково Липецкой обл.)

Восход. 1968 г. (с. Измалково Липецкой обл.)

Кончался учебный год. Прибли­ жались экзамены на зрелость. Выпускники усердно повторяли забытый и плохо усвоенный мате­ риал. Занимались группами и в одиночку. Жора Гусев и Тасенька Иванова уходили в сад, усаживались за круглый стол из толстых досок. Раскладывали учебники, тетради с записями и, проверяя друг дру­ га, усердно готовились к пред­ стоящим экзаменам. Тасенька хо­ рошо знала русский язык и лите­ ратуру, Жора—математику. Жили по-соседству. Вместе играли в детстве, вместе учились. Привык­ ли друг к другу, хотя и не раз ссорились из-за каждого пустяка. После ссоры дня три—четыре ста­ рались не разговаривать друг с другом, потом мирились, чтобы вновь поссориться. Причин для ссоры было предостаточно. Чаще спорили о выборе профессии. Та­ сенька расхваливала литературу и специальность учительницы. Она гордилась классным руководите­ лем Зоей Николаевной. Жора давно мечтал поступить в сельскохозяйственный институт, стать инженером. Свою мечту он ярко обрисовывал Тасеньке, но та не понимала его стремления и старалась переубедить его. —Отец хлеб выращивает, и я буду растить. Тебе этого не по­ нять,—говорил он. — Зато ты много понимаешь, даже танцевать не умеешь. Она торопливо собирает свои книжки и, стуча каблучками о твердый грунт тропки, не огляды­ ваясь, уходит. Экзамены прошли удачно. О П Е К Р А С С К А З Наконец, настал прощальный вечер, вечер, которого ждали ре­ бята весь год. Исполнили «Школь­ ный вальс», несколько песен, чи­ тали стихи. Игры сменялись тан­ цами. Жора украдкой следил за Та- сенькой. А она, как будто и не за­ мечает его. Только сейчас по-на­ стоящему разглядел он ее. Как она хороша в этом белом баль­ ном платьице! — Жора, вальс, — попросили друзья. Плавно зазвучала музыка. Жора любовался парами. Они так увлеченно и легко кружились, об­ гоняя друг друга, что в глазах ря­ било. Тася снова танцует с Виктором, Соседом по парте. «И что в нем хорошего нашла? Правда, он лов­ ко танцует»,—горько подумал Гу­ сев. Подошла Зоя Николаевна. Шесть лет вела она класс. И вот ребята стали совсем взрослыми, завтра разъедутся кто куда. Зоя Николаевна пригласила. Жору. —Я не могу танцевать, не нау­ чился. —Ничего, научимся. Жора встал, передвинул иглу на край пластинки. Учительница лег­ ко повела его в центр зала. Во­ круг плыли пары, кружились в вих­ ре танца. К Жоре пришла уверен­ ность и та необходимая ловкость, которая так помогает учиться тан­ цевать. На миг он забыл о Тасень­ ке, потерял ее из вида, а вспом­ нив, представил, что танцует именно с ней. Горячая кровь хлы­ нула к вискам. Он сбился с рит­ ма, несколько раз наступил на белые носки туфлей. —Не спеши, — тихо говорила Зоя Николаевна,—вот сюда, так, теперь сюда, так, теперь сюда. Хорошо. Кончилась музыка. —Спасибо,—поблагодарил Жо­ ра. Витька уже поставил новую пластинку. Зоя Николаевна внозь направилась к Жоре. Тот встал ей навстречу. —С институтом не передумал? —спросила Зоя Николаевна Жору, поворачивая его в правую сторо­ ну. —Нет, Зоя Николаевна, только Иванова ругает за выбор профес­ сии. —И ты не убедил ее? —Разве ее убедишь! —Не огорчайся. Она девушка- хорошая, поймет. Есть у тебя цель—иди к ней. Цель—это дале­ кий огонек, до которого усталый путник добирается. Чем труднее путь, тем радостнее отдых. Ра­ дость назначается в упорной борьбе за осуществление цели. Достигнешь ее — польза тебе, а людям вдвойне. Кончился вальс. «Вот теперь лучше стал танцевать,—обрадова­ ла Зоя Николаевна,—но отрабаты­ вать надо еще. Стрелки неумоли­ мо двигались вперед. Вот и окон­ чилась школьная жизнь. Расходи­ лись погрустневшие, притихшие. На улице глубокий вечер ды­ шал июньским теплом и араматом ржаного поля. Простившись с друзьями, Жора пошел теневой стороной улицы. Пирамиды звезд ярко сверкали в безмерной высо­ те. Жора вдыхал воздух полной грудью. Слегка кружилась голо­ ву Не хватало Тасеньки в эти ми­ нуты. А Тася торопливо догоняла его. —Она,—радостно подумал Жо­ ра, узнавая ее шаги. —Ты обиделся? — спросила де­ вушка. —Нет, что'ты. —Какой вечер был!—восклик­ нула она,—со школой жаль рас­ статься. —А с Витькой? —Какой ты,—она не договори­ ла и, прижавшись к изгороди об­ витой ветками акации, затихла. — Прости, — растерянно про­ шептал Жора, — ну прости, я не хотел обижать. Тасенька отошла от изгороди и проговорила с обидой. —Не хотел обижать, а на ве­ чере ни разу не подошел. Гово­ рил танцевать не умеешь, а сам с Зоей Николаевной как кружил­ ся. —Она меня учила. — А разве я не смогла бы учить. Виктора кто научил? Я. И тебя стала бы. —Я ждал тебя. Он взял ее за руки и в темно­ те под тихий шелест акации за­ кружился с Тасенькой в танце. —Не передумал в свой инсти­ тут- — спросила Иванова. —Нет. Пойми я влюблен в ма­ шины...и в тебя тоже. —Ну что. Я поступаю в педин­ ститут. —Молодец, Тасенька. Я знал, что ты поймешь. Все профессии нужны людям. Одни хлеб выра­ щивают, за животными ухажива­ ют, другие кадры готовят детей, учат. Через несколько дней разъеха­ лись ребята кто куда. Пять лет тосковал Жора по своей соседке. Вели переписку, договорились о будущей встрече. После институ­ та Жора вернулся в родное село инженером. А Тасеньку по путев­ ке Министерства Просвещении направили на Север. Пять лет— писала она огорченному Гусеву— пролетели быстро, пройдут и эти два года. Я нужна здесь. Ты только жди. И Жора ждал, ждал любимого человека, с кем про­ вел детство и школьные годы. С кем, быть может, придется прой­ ти длинную дорогу жизни, прине­ сти как можно больше пользы людям. В ответном письме он писал, вспоминая слова Зои Ни­ колаевны: «Цель — это далекий огонек, до которого усталый путник добирается. Чем труднее путь, тем радостнее отдых». От себя добавил: «Для меня огонек горит так ярко, что скоро с ним встречусь. Я верю, что этот ого­ нек никогда не погаснет». М. АЛАДКОВ. I! 111111111111 111! I I I 1111111111111 I I 11111111111111111 I I I I 1111 ! 1 1 1 | Ц| 1 1 | | | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | | | | | | 1 1 1 1 | Ш1 1 I I I IщI | | | | | | | | | | | | | | 11111111111111111111111111I I I 11111111111111I I I I I I I I I 1111I I I I I I I I I I I I П Ш 1 111111111111 Н ИШI I 1 1 1 1 1 1 1 1 Ц ; 111111111111111111 КАКАЯ БЫЛА У КУЗЬКИ МАТ?4Ь Кто не видел Кузькиной матери, тот еще ничего не видел в жизни. А если вы желаете знать, какая она была у Кузьки, то ближе познакомьтесь с Евдокией Николаевной Измалковой, проживающей в доме № 6 по улице Ленина. Жители улицы, где проживает Из- малкова, подробно узнали не только мать Кузьки, но даже и ее предков, о чем свидетельствует письмо, присланное ими к нам в ре­ дакцию. «Рабочий день» Измалко­ вой начинается с информа­ ции соседей о происшедшем за истекшие сутки. Затем следует очередная прора­ ботка неугодных ей лиц. А их в ее списке очень много —чуть ли не вся улица. Го­ ре тому, кто пытается ей возразить. Дело может дой­ ти до физического насилия. В эффективности такого ме­ тода воздействия Евдокия Николаевна убедилась на практике в стычке со своей соседкой Сапрыкиной. Правда, эта история поиме­ ла весьма печальный конец для Измалковой, так как ей пришлось отбывать семь су­ ток в милиции, но все же она доказала некоторым, на что она способна. Следует взять во внима­ ние и тот факт, что за оче­ редное дебоширство ей при­ шлось раскошеливаться, уп­ латить штраф в сумме 10 рублей. Но все это ничто для Из­ малковой. Она считает глав­ ное—держать в ежовых ру­ ции махнули на нее рукой, признав ее «неисправимой». А Евдокия Николаевна еще больше расширяет поле сво­ ей деятельности. Ее дейст­ вия перешагнули за рамки уличной жизни. Ее стали по­ баиваться далее те, кто. ка­ залось бы, должен первым присечь склочницу. А пред­ седатель Измалковского сельского Совета т. Будаева заявляет: «Кто их там раз­ берет, кто прав, а кто вино­ ват, сами помирятся». А зря. Разобраться бы надо, и как можно скорее. Какая была у Кузьки мать, сказать трудно. Но ес­ ли она была именно такой, какой ее хочет показать Ев­ докия Николаевна Измалко- I Давно известно, что шахматы развивают умст- венные способности, что шахматное мышление 'сродни математическому. В Воронеже в третьих классах 70-й средней школы введен урок шахмат. Проводится он как эксперимент—один раз в неде­ лю. Первые три четверти учебного года показали, что ученики, ранее отстававшие по математике, заметно подтянулись, у них появился интерес к этому предмету. Занятия в школе проводит заместитель пред -; седателя областной шахматной федерации И. Ас Сабельников. НА СНИМКЕ: ученики 3 „Г“ класса Владик. Довбуш и Таня Простакова решают шахматную', задачу. ' Фото В. Кожевникова. Фотохроника ТАСС кавицах всех, кто посмеет хоть слово сказать в свою защиту. Не всегда же ее бу­ дут наказывать, когда-ни­ будь, да надоест. Так и слу­ чилось. Все уже почти при­ выкли к грязным сплетням, которые в изобилии стряпу- ются Евдокией Николаев­ ной. Общественные организа­ ва, то не завидую даже са­ мому Кузьке, тем более тем, кому приходилось с ней сталкиваться. Думается, что обществен­ ность все же возьмется за воспитание интриганки. Ска­ жут свое веское слово и ад­ министративные органы района. П. АНАТОЛЬЕВ. Новые фильмы С Е Р Г Е Й Л А З О Новая работа киностудии «Мол­ дова филь,м» знакомит нас с за­ мечательными страницами жизни героя гражданской войны Сергея Лазо. В сквере на центральной улице Владивостока высится отлитая из металла фигура человека в шине­ ли с молодым мужественным ли­ цом. Это Сергей Лазо. На гранит­ ном пьедестале высечены его сло- ва:«3а эту русскую землю, на ко­ торой я сейчас стою, мы умрем, но не отдадим ее никому». В ночь на пятое апреля 1920 го­ да японской военщиной были аре­ стованы Сергей Лазо и его спод­ вижники—Всеволод Сибирцев и Алексей Луцкий. Японские ин­ тервенты передали Лазо и его товарищей белобандитам, которые сожгли их в топке паровоза на разъезде Муравьев-Амурский. Сергею Лазо было всего 26 лет, когда он погиб, оставив в памяти людей пример верности своему делу. Лазо был командующим Забайкальским фронтом, участво­ вал в ликвидации банд Семенова. Затем был командиром партизан­ ских отрядов Приамурья, руково­ дил подготовкой всеобщего воору­ женного восстания, которое приве­ ло к разгрому белого генерала Розонова и захвату власти крас­ ными. С. Лазо вырос в семье, из­ вестной своими культурными и де­ мократическими традициями. Его отличали неукратимая энергия, решительность в поступках, отва­ га. О внутренней стойкости и убеж­ денности Лазо, о бескорыстной готовности «сгореть на костре ре­ волюции» говорили многие его вы­ сказывания. На открытии Влади­ востокского Совета, за несколько дней до гибели, Лазо заявил: «Бу­ дем смотреть жизни открыто в глаза. Нам нечего терять, кроме цепей, и, .как не черны те тучи, которые нависли над ними, не им принадлежит победа, а нам. Мы победители!» Роль Сергея Лазо исполняет Регимантас Адомайтис. м. н и к у л ь н и к о в , директор киносети. На киностудии „Мос­ ф и л ь м в творческом объе­ динении „Время" ведутся съемки нового двухсерий­ ного фильма „Дело Бори­ са Савинкова". Фильм рас­ скажет о первых годах существования Советско­ го государства., о борьбе органов государственной безопасности с контрре­ волюционным движением, возглавляемым Борисом Савинковым. Авторы сценария В. Ар­ даматский, Э. Смирнов, В. Чеботарев. Ставит фильм режис­ сер Владимир Чеботарев, снимает картину опера­ тор Юрий Гантман. „Де­ ло Бориса Савинкова“зри­ тели увидят на экранах в начале будущего года. НА СНИМКЕ: один из эпизодов фильма. В роли Ф. Э. Дзержинского—за­ служенный артист Азер­ байджанской ССР Анато­ лий Фалькович, в роли В. Р. Менжинского — на­ родный артист Ефим Ко­ пел ян. Фото В. Мастюкова. Фотохроника ТАСС „ В о с х о д ** 3 стр., 4 июня 1968 г. № 66 (4781)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz