Восход. 1968 г. (с. Измалково Липецкой обл.)

Восход. 1968 г. (с. Измалково Липецкой обл.)

В центре внимания—молодежь Н едавно в районном доме культуры состоялась район­ ная конференция по комму­ нистическому воспитанию моло­ дежи. С докладом „Активно влиять на коммунистическое вос­ питание и мировоззрение уча­ щейся и рабочей молодежи" вы­ ступил первый секретарь район­ ного комитета партии И. Е. Ме­ телкин. —Ведущая роль в воспитании молодежи принадлежит школе. Именно здесь закладываются ос­ новы материального мировоззре­ ния, в значительной мере пред­ определяются идейность, нравст­ венность, взгляды и убеждения учащихся, — так начал он свой доклад. Выполняя указания партии и правительства, коллективы школ района добились определенных результатов в улучшении поста­ новки воспитательной работы с детьми, накопили известный опыт воспитания школьников в духе высокой советской морали. Боль­ шинство учителей овладевало ра­ циональной организацией урока, что положительно сказывается на повышении качества знаний уча­ щихся. Успеваемость учащихся по итогам прошлого года соста­ вила 97,4 процента. В районе есть школы, которые из года в год дают учащимся глубокие и проч­ ные знания. К ним относятся Из- малковская, Афанасьевская сред­ ние, Сухо-Семенецкая, Архангель­ ская, Пятницкая восьмилетие и некоторые другие школы. Учителя Пролетарской, первой и второй Кудияровской, Знамен­ ской и некоторых других началь­ ных школ на протяжении ряда лет работают без второгодников. З НАЧИТЕЛЬНЫЕ изменения произошли и в организации воспитательной работы. Луч­ шие учителя района стремятся соединить обучение и воспитание в единый педагогический процесс и на основе этого добиваются по­ ложительных результатов в своей работе. Умело формируют комму­ нистическое м и р о в о з з р е н и е школьников такие учителя, как А. Д. Дорохина, В. А. Вобликова, Н. Е. Воробьева, М. И. Дорохина (Измалковская, Никольская, Ка­ менская средние, Знаменская восьмилетняя школы) и многие другие. История и обществоведение яв­ ляются основными мировоззрен­ ческими учебными предметами в средней школе. Но учащиеся смо­ гут освоить материал этих пред­ метов лишь при хорошем знании математики, химии, физики, био­ логии и других учебных курсов. Поэтому, преподавателю общест­ воведения необходимо осущест­ влять межпредметную связь и за­ нимать ведущую роль в форми­ ровании марксистско-ленинского мировоззрения у учащихся. Прак­ тика говорит нам о том, что по­ давляющее большинство учащих­ ся школ района хорошо усваива­ ют содержание положений исто­ рического материализма; могут не только механически пересказать их, но и применять их при объяс­ нении общественных явлений. Лучшие учителя истории и об­ ществоведения И. Т. Говоров (Глотовская с р е д н я я школа), А. Н. Ефанова (Измалковская средняя школа) и другие умело пробуждают у школьников инте­ рес к революционной теории, учат связывать теоретические знания с жизнью, уделяют особое внимание воспитанию у них сво­ их собственных убеждений. В МЕСТЕ с тем в преподавании истории и обществоведения есть серьезные недостатки. Отдельные преподаватели этих предметов не овладевают доста­ точными знаниями марксистско- ленинской философии, путанно излагают материал. В школьных библиотеках зачастую недоста­ точно политической литературы, в результате чего в отдельных случаях учащиеся лишены воз­ можности работать с первоисточ­ никами марксизма-ленинизма. Ни в одной школе нет хорошо обо­ рудованного кабинета истории и , а 99 2 стр В о с х о д ■ 6 января 1968 г. № 3 (4718) обществоведения. Таким образом, неглубокое, поверхностное изуче­ ние этих предметов отрицательно сказывается на формировании ми­ ровоззрения учащихся. Многое зависит и от подготовки кадров. Этот вопрос в районе еще не ре­ шен. Из 40 учителей истории и обществоведения 16 не имеют со­ ответствующего образования, 14 человек имеют только незакон­ ченное высшее образование, 4 учителя ведут уроки по совме­ стительству. Н О УЛУЧШЕНИЕ в о с п и т а ­ тельной работы в школе не может ограничиваться рам­ ками учебного процесса. Как бы ни был высок научный и методи­ ческий уровень классных знаний, а задачи коммунистического вос­ питания школьников не могут быть решены без самого широко­ го охвата учащихся разнообраз­ ными видами и формами внеуроч­ ной работы. Такая работа, осно­ ванная на развитии детской и юношеской самодеятельности, да­ ет учителю возможность глубоко проникнуть в духовный мир каж ­ дого школьника, использовать ин­ дивидуальные интересы и склон­ ности учащихся для целенаправ­ ленности в идеях коммунизма, преданности этим идеям, понима­ ния решающего превосходства со­ циалистической системы перед капиталистической. За последние годы в школах района внеурочная работа полу­ чила значительное развитие. Фор­ мы и методы здесь разнообразны. Главным направлением внеклас­ сной и внешкольной работы ста­ ло воспитание учащихся на при­ мерах жизни и деятельности В. И. Ленина, на боевых и тру­ довых традициях советского на­ рода. В О ВСЕХ школах созданы му­ зеи и уголки В. И. Ленина. Их создание внесло много нового и содержательного в во­ спитательную работу с детьми. В Никольской, Афанасьевской, Из- малковской средних школах и не­ которых д р у г и х подготовлены лекторы - экскурсоводы, которые регулярно читают лекции, прово­ дят беседы и экскурсии учащих­ ся у стендов Ленина. В музеях вождя пролетариата проводятся воспитательные часы, тематиче­ ские вечера, пионерские сборы, встречи со старыми коммуниста­ ми, с передовиками производства, производится прием в пионеры. Заметно улучшилась и военно- патриотическая работа. Почти в каждой школе имеются уголки боевой славы, оформлены стенды с различной тематикой: „Никто не забыт, ничто не забыто", „Ге­ рои Советского Союза — наши земляки", „Участники Октябрь­ ской революции и гражданской войны". Учащиеся Никольской, Каменской средних, Кошкинской и Пожаровской восьмилетних школ ведут интересную и содер­ жательную переписку с участни­ ками Отечественной войны, Геро­ ями Советского Союза, со знат­ ными земляками. Кошкинские пионеры установили, что в их школе учился Герой Советского Союза И. И. Карагодин и поддер­ живают с ним тесную связь. Во внеклассной и внеурочной работе с детьми используются и многие другие средства и методы. Однако, надо совершенствовать дело организации процесса во­ спитания, повышать его идей­ ность. О с о б а я роль > воспитании подрастающего п о к о л е н и я отводится комсомольской и пионерской организациям. Инте­ ресный опыт работы накоплен активистами и комитетами комсо­ мола, советами дружин Николь­ ской, Афанасьевской, Измалков- ской средних, Сухо-Семенецкой восьмилетней школ. Здесь регу­ лярно проводятся комсомольские собрания, пионерские сборы, за­ седания комитета комсомола и совета дружины по различным во­ просам. Комсомольцы и пионеры являются самыми активными уча­ стниками всех мероприятий, сле­ дят за успеваемостью в школе. Важнейшим фактором воспита­ ния был и остается обществен­ но-полезный труд. Решая эту за­ дачу, педагогические коллективы школ добились определенных ре­ зультатов. Подавляющее большин­ ство школьников любят труд и охотно идут работать на колхоз­ ные и совхозные поля, берут шеф­ ство над общественными ферма­ ми, участвуют в озеленении терри­ тории своих школ и населенных пунктов. В 1967 голу они посади­ ли 13.000 декоративных и плодо­ вых саженцев, собрали 68 тонн металлолома, убрали 83 гектара картофеля, активно участвовали на жатве хлебов, уборке сахарной свеклы. Н Е МЕНЕЕ важной задачей для каждого учителя д о л ж н а стать постоянная работа над собой, систематически повышать свой идейно-политический уровень и педагогическую квалификацию. Этим целям служит система пар­ тийного просвещения, семинары, организуемых РОНО, и курсы при институте усовершенствова­ ния учителей. Каждый учитель должен использовать все это для расширения своего кругозора, для повышения своего педагогическо­ го мастерства. Но как-бы напряженно и твор­ чески не трудился учитель один он не может решать сложные и ответственные задачи коммуни­ стического воспитания подраста­ ющего поколения. Ему необходи­ ма помощь, и прежде всего по­ мощь семьи и общественности. Два года назад ставилась задача осуществить педагогическое обу­ чение родителей. Определенная работа в этом направлении прове­ дена, но она характеризуется эпи­ зодичностью, однообразием, узо­ стью, а порой упрощенством. Те­ матика лекций и бесед, прочитан­ ных на педагогические темы за прошедшие два года очень одно- о бразна и повторяются некоторые лекции ежегодно и даже в тече­ ние года. Отдельные учителя во­ обще'устраняются от педагогиче­ ской пропаганды среди родителей, ограничиваясь простой характе­ ристикой успеваемости и поведе­ ния детей. В настоящее время утвердились хорошие формы участия родите­ лей и общественности в воспита­ нии школьников. Активнее стали работать родительские комитеты школ, в большинстве хозяйств и на предприятиях созданы советы содействия семье и школе, в со­ ставе которых свыше 200 рабо­ чих, колхозников, служащих. Они помогают школам укреплять ма­ териальную базу, улучшать куль­ турно-бытовые условия учителей, решать сложные проблемы воспи­ тательного процесса. Хорошо ра­ ботает родительский комитет Из- малковской средней школы (пред­ седатель комитета А. С. Морозов). Члены комитета постоянно инте­ ресуются успеваемостью учащих­ ся, строго спрашивают с неради­ вых родителей, помогают учите­ лям в организации внеучебного времени детей. Некоторые роди­ тели активно участвуют в органи­ зации внеклассных мероприятий. Накопили известный- опыт работы и советы содействия семье и шко­ ле. Они- принимают активное уча­ стие в проведении родительских собраний, следят за выполнением закона о всеобуче, организуют вместе с учителями встречи уча­ щихся с передовиками производ­ ства, ведут воспитательную рабо­ ту с родителями. В таком плане строится работа совета содейст­ вия семье н школе, председателем которого является Н. С. Барабан­ щиков, в колхозе имени Дзержин­ ского. З НАЧИТЕЛЬНАЯ роль во всей системе воспитания принад­ лежит семейному воспита­ нию. Однако нередко родители оказывают на своих детей плохое влияние. Правонарушения подро­ стков, плохая успеваемость и не­ желание посещать школу в большинстве случаев связаны с нездоровой обстановкой в семье, неправильным поведением роди­ телей. В ПРЕНИЯХ по этому вопросу выступила завуч по вне­ классной и воспитательной работе Афанасьевской средней школы К. А. Тюрина, которая рас­ сказала об опыте работы совета содействия семье и школе. —Воспитывать молодое поколе­ ние в духе коммунистического ко­ декса—это священный долг не только педагогов, но и каждой семьи, общественности, — говорит т. Тюрина,—Ведь дети—наше бу­ дущее, ИМ СТРОИТЬ КОММУНИЗМ II жить при коммунизме. Большую помощь в коммуни­ стическом воспитании подрастаю­ щего поколения нам оказывает комиссия содействия семье и шко­ ле, председателем которой явля­ ется Н. С. Барабанщиков. Под его руководством регулярно про­ водятся совещания, заседания, на которых обсуждают неуспеваю­ щих, нерадивых учеников, недо­ стойное поведение родителей. Много прочли лекций на эту те­ му. Однако в нашем селе есть также родители, которые недо­ стойно ведут себя в семье, обще­ ственных местах. Несколько раз беседовали с Н. К. Дорохиным, М. Н. Бочаевым, 3. И. Тимофее­ вым, побывали у них дома и наши хлопоты увенчались успехами. Сейчас они больше стали внима­ ния уделять своим детям, изме- - В нили свое поведение в семье. Комиссия содействия семье и школе использует все формы н методы воспитания молодого по­ коления, а также в некоторых случаях и родителей. НЕКОТОРЫХ хозяйст­ вах, школах мало вни­ мания уделяют военно- патриотическому воспитанию под­ растающего поколения,— говорит с трибуны начальник районного отдела милиции А. Д. Суров. Не на должной высоте стоит воспи­ тание рабочей молодежи на слав­ ных традициях советского народа. Работники культурно - просвети­ тельных учреждений не вовлекают ее в кружки художественной само­ деятельности, мало читают лекций, докладов. От случая к случаю про­ ходят занятия кружков в сети ком­ сомольского политпросвещения. Поэтому многие юноши и девуш­ ки предоставлены самим себе. Тревожное положение вызывает и воспитание учащихся в СПТУ-4. Учителя не интересуются тем, как проводят свободное время буду­ щие специалисты сельского хо­ зяйства. В настоящее время 9 че­ ловек находятся в отделе мили­ ции. Корнеев и Потапов обокрали магазин, предстали перед судом, осуждены сроком на четыре года и будут отправлены в детскую ис­ правительную колонию. П АВЕЛ Степанович Шаталов, председатель колхоза «За­ ря» в своем небольшом вы­ ступлении рассказал о трудовом воспитании подрастающего поко­ ления в хозяйстве, о том, какую помощь оказали учащиеся Кош­ кинской восьмилетней и Камен­ ской средней школ в уборке вы­ ращенного урожая. —Часто мы обращаемся за по­ мощью к ученикам,—говорит вы­ ступающий, — и всегда они идут навстречу. Они выступают' с номерами художественной само­ деятельности в сельских клубах, на общеколхозных собраниях. На конференции выступили зав. РОНО Н. Г. Толоконников, секре­ тарь райкома ВЛКСМ М. Д. Пер­ цев, завуч по внеклассной и вос­ питательной работе Измалковском средней школы А. Д. Дорохина, председатель Преображенского сельского Совета А. Ф. Черных, заведующая районной детской библиотекой В И. Дремова, сек­ ретарь партийной организации СПТУ-4 А. А. Гальцов. Участники наметили конкретные мероприятия по устранению недостатков в в о с п и т а нии подрастающего поколения, избра­ ли делегатов на I I областной Съезд по коммунистическому вос­ питанию молодежи. Успешно справилась с вы­ полнением социалистических обязательств юбилейного го­ да мастер Измалковского ком­ бината бытового обслужива­ ния Серафима Васильевна Ав­ деева. Товарищи по труду поже­ лали ей отличных успехов в труде в наступившем 1958 го- 1ду. На снимке: С. В. Авдеева. ХЛЕБОРОБЫ ОСЕТИИ ЗА УЧЕБОЙ ОРДЖОНИКИДЗЕ . (ТАСС). В колхозах , совхозах и районных объединениях «Сельхозтехника» Северной Осетии начались заня­ тия на курсах м еханизаторско го всеобуча. Свыше четырех тысяч тра ктори ­ стов, бригадиров , мелиораторов и полеводов сели за парты. В про грамм е занятии видное место отводится вопросам развития, орош аемо го земледелия, п о д го ­ товки опытных поливальщиков. В условиях Осетии кажды й полив­ ной гектар к у к у р у зы дает при ­ бавку урожая 10— 15 центнеров, зерна.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz