Восход. 1968 г. (с. Измалково Липецкой обл.)
В центре внимания—молодежь Н едавно в районном доме культуры состоялась район ная конференция по комму нистическому воспитанию моло дежи. С докладом „Активно влиять на коммунистическое вос питание и мировоззрение уча щейся и рабочей молодежи" вы ступил первый секретарь район ного комитета партии И. Е. Ме телкин. —Ведущая роль в воспитании молодежи принадлежит школе. Именно здесь закладываются ос новы материального мировоззре ния, в значительной мере пред определяются идейность, нравст венность, взгляды и убеждения учащихся, — так начал он свой доклад. Выполняя указания партии и правительства, коллективы школ района добились определенных результатов в улучшении поста новки воспитательной работы с детьми, накопили известный опыт воспитания школьников в духе высокой советской морали. Боль шинство учителей овладевало ра циональной организацией урока, что положительно сказывается на повышении качества знаний уча щихся. Успеваемость учащихся по итогам прошлого года соста вила 97,4 процента. В районе есть школы, которые из года в год дают учащимся глубокие и проч ные знания. К ним относятся Из- малковская, Афанасьевская сред ние, Сухо-Семенецкая, Архангель ская, Пятницкая восьмилетие и некоторые другие школы. Учителя Пролетарской, первой и второй Кудияровской, Знамен ской и некоторых других началь ных школ на протяжении ряда лет работают без второгодников. З НАЧИТЕЛЬНЫЕ изменения произошли и в организации воспитательной работы. Луч шие учителя района стремятся соединить обучение и воспитание в единый педагогический процесс и на основе этого добиваются по ложительных результатов в своей работе. Умело формируют комму нистическое м и р о в о з з р е н и е школьников такие учителя, как А. Д. Дорохина, В. А. Вобликова, Н. Е. Воробьева, М. И. Дорохина (Измалковская, Никольская, Ка менская средние, Знаменская восьмилетняя школы) и многие другие. История и обществоведение яв ляются основными мировоззрен ческими учебными предметами в средней школе. Но учащиеся смо гут освоить материал этих пред метов лишь при хорошем знании математики, химии, физики, био логии и других учебных курсов. Поэтому, преподавателю общест воведения необходимо осущест влять межпредметную связь и за нимать ведущую роль в форми ровании марксистско-ленинского мировоззрения у учащихся. Прак тика говорит нам о том, что по давляющее большинство учащих ся школ района хорошо усваива ют содержание положений исто рического материализма; могут не только механически пересказать их, но и применять их при объяс нении общественных явлений. Лучшие учителя истории и об ществоведения И. Т. Говоров (Глотовская с р е д н я я школа), А. Н. Ефанова (Измалковская средняя школа) и другие умело пробуждают у школьников инте рес к революционной теории, учат связывать теоретические знания с жизнью, уделяют особое внимание воспитанию у них сво их собственных убеждений. В МЕСТЕ с тем в преподавании истории и обществоведения есть серьезные недостатки. Отдельные преподаватели этих предметов не овладевают доста точными знаниями марксистско- ленинской философии, путанно излагают материал. В школьных библиотеках зачастую недоста точно политической литературы, в результате чего в отдельных случаях учащиеся лишены воз можности работать с первоисточ никами марксизма-ленинизма. Ни в одной школе нет хорошо обо рудованного кабинета истории и , а 99 2 стр В о с х о д ■ 6 января 1968 г. № 3 (4718) обществоведения. Таким образом, неглубокое, поверхностное изуче ние этих предметов отрицательно сказывается на формировании ми ровоззрения учащихся. Многое зависит и от подготовки кадров. Этот вопрос в районе еще не ре шен. Из 40 учителей истории и обществоведения 16 не имеют со ответствующего образования, 14 человек имеют только незакон ченное высшее образование, 4 учителя ведут уроки по совме стительству. Н О УЛУЧШЕНИЕ в о с п и т а тельной работы в школе не может ограничиваться рам ками учебного процесса. Как бы ни был высок научный и методи ческий уровень классных знаний, а задачи коммунистического вос питания школьников не могут быть решены без самого широко го охвата учащихся разнообраз ными видами и формами внеуроч ной работы. Такая работа, осно ванная на развитии детской и юношеской самодеятельности, да ет учителю возможность глубоко проникнуть в духовный мир каж дого школьника, использовать ин дивидуальные интересы и склон ности учащихся для целенаправ ленности в идеях коммунизма, преданности этим идеям, понима ния решающего превосходства со циалистической системы перед капиталистической. За последние годы в школах района внеурочная работа полу чила значительное развитие. Фор мы и методы здесь разнообразны. Главным направлением внеклас сной и внешкольной работы ста ло воспитание учащихся на при мерах жизни и деятельности В. И. Ленина, на боевых и тру довых традициях советского на рода. В О ВСЕХ школах созданы му зеи и уголки В. И. Ленина. Их создание внесло много нового и содержательного в во спитательную работу с детьми. В Никольской, Афанасьевской, Из- малковской средних школах и не которых д р у г и х подготовлены лекторы - экскурсоводы, которые регулярно читают лекции, прово дят беседы и экскурсии учащих ся у стендов Ленина. В музеях вождя пролетариата проводятся воспитательные часы, тематиче ские вечера, пионерские сборы, встречи со старыми коммуниста ми, с передовиками производства, производится прием в пионеры. Заметно улучшилась и военно- патриотическая работа. Почти в каждой школе имеются уголки боевой славы, оформлены стенды с различной тематикой: „Никто не забыт, ничто не забыто", „Ге рои Советского Союза — наши земляки", „Участники Октябрь ской революции и гражданской войны". Учащиеся Никольской, Каменской средних, Кошкинской и Пожаровской восьмилетних школ ведут интересную и содер жательную переписку с участни ками Отечественной войны, Геро ями Советского Союза, со знат ными земляками. Кошкинские пионеры установили, что в их школе учился Герой Советского Союза И. И. Карагодин и поддер живают с ним тесную связь. Во внеклассной и внеурочной работе с детьми используются и многие другие средства и методы. Однако, надо совершенствовать дело организации процесса во спитания, повышать его идей ность. О с о б а я роль > воспитании подрастающего п о к о л е н и я отводится комсомольской и пионерской организациям. Инте ресный опыт работы накоплен активистами и комитетами комсо мола, советами дружин Николь ской, Афанасьевской, Измалков- ской средних, Сухо-Семенецкой восьмилетней школ. Здесь регу лярно проводятся комсомольские собрания, пионерские сборы, за седания комитета комсомола и совета дружины по различным во просам. Комсомольцы и пионеры являются самыми активными уча стниками всех мероприятий, сле дят за успеваемостью в школе. Важнейшим фактором воспита ния был и остается обществен но-полезный труд. Решая эту за дачу, педагогические коллективы школ добились определенных ре зультатов. Подавляющее большин ство школьников любят труд и охотно идут работать на колхоз ные и совхозные поля, берут шеф ство над общественными ферма ми, участвуют в озеленении терри тории своих школ и населенных пунктов. В 1967 голу они посади ли 13.000 декоративных и плодо вых саженцев, собрали 68 тонн металлолома, убрали 83 гектара картофеля, активно участвовали на жатве хлебов, уборке сахарной свеклы. Н Е МЕНЕЕ важной задачей для каждого учителя д о л ж н а стать постоянная работа над собой, систематически повышать свой идейно-политический уровень и педагогическую квалификацию. Этим целям служит система пар тийного просвещения, семинары, организуемых РОНО, и курсы при институте усовершенствова ния учителей. Каждый учитель должен использовать все это для расширения своего кругозора, для повышения своего педагогическо го мастерства. Но как-бы напряженно и твор чески не трудился учитель один он не может решать сложные и ответственные задачи коммуни стического воспитания подраста ющего поколения. Ему необходи ма помощь, и прежде всего по мощь семьи и общественности. Два года назад ставилась задача осуществить педагогическое обу чение родителей. Определенная работа в этом направлении прове дена, но она характеризуется эпи зодичностью, однообразием, узо стью, а порой упрощенством. Те матика лекций и бесед, прочитан ных на педагогические темы за прошедшие два года очень одно- о бразна и повторяются некоторые лекции ежегодно и даже в тече ние года. Отдельные учителя во обще'устраняются от педагогиче ской пропаганды среди родителей, ограничиваясь простой характе ристикой успеваемости и поведе ния детей. В настоящее время утвердились хорошие формы участия родите лей и общественности в воспита нии школьников. Активнее стали работать родительские комитеты школ, в большинстве хозяйств и на предприятиях созданы советы содействия семье и школе, в со ставе которых свыше 200 рабо чих, колхозников, служащих. Они помогают школам укреплять ма териальную базу, улучшать куль турно-бытовые условия учителей, решать сложные проблемы воспи тательного процесса. Хорошо ра ботает родительский комитет Из- малковской средней школы (пред седатель комитета А. С. Морозов). Члены комитета постоянно инте ресуются успеваемостью учащих ся, строго спрашивают с неради вых родителей, помогают учите лям в организации внеучебного времени детей. Некоторые роди тели активно участвуют в органи зации внеклассных мероприятий. Накопили известный- опыт работы и советы содействия семье и шко ле. Они- принимают активное уча стие в проведении родительских собраний, следят за выполнением закона о всеобуче, организуют вместе с учителями встречи уча щихся с передовиками производ ства, ведут воспитательную рабо ту с родителями. В таком плане строится работа совета содейст вия семье н школе, председателем которого является Н. С. Барабан щиков, в колхозе имени Дзержин ского. З НАЧИТЕЛЬНАЯ роль во всей системе воспитания принад лежит семейному воспита нию. Однако нередко родители оказывают на своих детей плохое влияние. Правонарушения подро стков, плохая успеваемость и не желание посещать школу в большинстве случаев связаны с нездоровой обстановкой в семье, неправильным поведением роди телей. В ПРЕНИЯХ по этому вопросу выступила завуч по вне классной и воспитательной работе Афанасьевской средней школы К. А. Тюрина, которая рас сказала об опыте работы совета содействия семье и школе. —Воспитывать молодое поколе ние в духе коммунистического ко декса—это священный долг не только педагогов, но и каждой семьи, общественности, — говорит т. Тюрина,—Ведь дети—наше бу дущее, ИМ СТРОИТЬ КОММУНИЗМ II жить при коммунизме. Большую помощь в коммуни стическом воспитании подрастаю щего поколения нам оказывает комиссия содействия семье и шко ле, председателем которой явля ется Н. С. Барабанщиков. Под его руководством регулярно про водятся совещания, заседания, на которых обсуждают неуспеваю щих, нерадивых учеников, недо стойное поведение родителей. Много прочли лекций на эту те му. Однако в нашем селе есть также родители, которые недо стойно ведут себя в семье, обще ственных местах. Несколько раз беседовали с Н. К. Дорохиным, М. Н. Бочаевым, 3. И. Тимофее вым, побывали у них дома и наши хлопоты увенчались успехами. Сейчас они больше стали внима ния уделять своим детям, изме- - В нили свое поведение в семье. Комиссия содействия семье и школе использует все формы н методы воспитания молодого по коления, а также в некоторых случаях и родителей. НЕКОТОРЫХ хозяйст вах, школах мало вни мания уделяют военно- патриотическому воспитанию под растающего поколения,— говорит с трибуны начальник районного отдела милиции А. Д. Суров. Не на должной высоте стоит воспи тание рабочей молодежи на слав ных традициях советского народа. Работники культурно - просвети тельных учреждений не вовлекают ее в кружки художественной само деятельности, мало читают лекций, докладов. От случая к случаю про ходят занятия кружков в сети ком сомольского политпросвещения. Поэтому многие юноши и девуш ки предоставлены самим себе. Тревожное положение вызывает и воспитание учащихся в СПТУ-4. Учителя не интересуются тем, как проводят свободное время буду щие специалисты сельского хо зяйства. В настоящее время 9 че ловек находятся в отделе мили ции. Корнеев и Потапов обокрали магазин, предстали перед судом, осуждены сроком на четыре года и будут отправлены в детскую ис правительную колонию. П АВЕЛ Степанович Шаталов, председатель колхоза «За ря» в своем небольшом вы ступлении рассказал о трудовом воспитании подрастающего поко ления в хозяйстве, о том, какую помощь оказали учащиеся Кош кинской восьмилетней и Камен ской средней школ в уборке вы ращенного урожая. —Часто мы обращаемся за по мощью к ученикам,—говорит вы ступающий, — и всегда они идут навстречу. Они выступают' с номерами художественной само деятельности в сельских клубах, на общеколхозных собраниях. На конференции выступили зав. РОНО Н. Г. Толоконников, секре тарь райкома ВЛКСМ М. Д. Пер цев, завуч по внеклассной и вос питательной работе Измалковском средней школы А. Д. Дорохина, председатель Преображенского сельского Совета А. Ф. Черных, заведующая районной детской библиотекой В И. Дремова, сек ретарь партийной организации СПТУ-4 А. А. Гальцов. Участники наметили конкретные мероприятия по устранению недостатков в в о с п и т а нии подрастающего поколения, избра ли делегатов на I I областной Съезд по коммунистическому вос питанию молодежи. Успешно справилась с вы полнением социалистических обязательств юбилейного го да мастер Измалковского ком бината бытового обслужива ния Серафима Васильевна Ав деева. Товарищи по труду поже лали ей отличных успехов в труде в наступившем 1958 го- 1ду. На снимке: С. В. Авдеева. ХЛЕБОРОБЫ ОСЕТИИ ЗА УЧЕБОЙ ОРДЖОНИКИДЗЕ . (ТАСС). В колхозах , совхозах и районных объединениях «Сельхозтехника» Северной Осетии начались заня тия на курсах м еханизаторско го всеобуча. Свыше четырех тысяч тра ктори стов, бригадиров , мелиораторов и полеводов сели за парты. В про грамм е занятии видное место отводится вопросам развития, орош аемо го земледелия, п о д го товки опытных поливальщиков. В условиях Осетии кажды й полив ной гектар к у к у р у зы дает при бавку урожая 10— 15 центнеров, зерна.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz