Восход. 1967 г. (с. Измалково Липецкой обл.)
/ Наш к а л е н д а р ь ФЕВРАЛЯ исполняется, 80 ^ 7 лет со дня рождения леген дарного героя гражданской войны Василия Ивановича Чапае ва (1887—1919). Самоотвержен ная преданность Советской влас ти, выдающийся военный талант, личная храбрость, умение нахо дить единственно верное решение в труднейших ситуациях сдела ли его одним из самых любимых народом полководцев Красной армии. ; Фотохроника ТАСС Наука—практика Стада бычков-тяжеловесов «я*"'" Ц^Ученые Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина (ВАСХНИЛ) нача ли выведение новой породы мяс ного скота. Задача решается ак климатизацией и совершенствова нием существующих мясных по род животных. В 'совхозах „Москалевский* и .Целинный* Кустанайской облас ти, например, коров казахской белоголовой породы скрещивают с быками мясных пород—абердин- ангусской и шароле. От коров потомство наследует приспособ ленность к степным условиям, а от быков—повышенную мясную продуктивность. Контрольный забой показал, что по энергии роста, весу необыч ные бычки значительно превос ходят своих местных сверстников. В 15-месячном возрасте они ве сят до 440 килограммов! И таких великанов уже целое стадо—бо лее 200 голов. Новая породная группа скота создается и в Нижне-Иртышском совхозе Омской области. Здесь подбираются и изучаются другие комбинации пород. Коров красной степной породы скрещивают с быками специализированных мяс ных пород — герефордской, афер- дин-ангусской и шаролезской. И опять-таки лучший результат у помесей с шароле. 18-месячные бычки весили 464 килограмма (контрольные—401). Причем, что очень важно: на килограмм привеса помесные бычки затрачивали всего 7,35 кор мовой единицы корма, а местные животные—8,14. Ученые считают создание стад бычков-тяжеловесов и выведение новой породы мясного скота де лом недалекого будущего. (Корр. ТАСС). Рыболовному флоту Литвы 20 л е т ЛИТОВСКАЯ ССР. 20 лет назад в Клайпеде накал создаваться рыболовный, флот республики. У по луразрушенного прикала тогда стояло несколько мелких суденышек. Из года в год флот увеликивался, росла его мощность. В 1950 году уже было выловле но 150 тысян центнеров рыбы. Вскоре Балтика ста ла тесной для рыбаков Литвы. Экспедиция за экспе дицией отправлялась для освоения новых районов промысла. Сейкас суда республики ведут лов в Ба л тийском и Северном морях, у берегов Америки, за экватором. Уже в 1964 году рыбаки Литвы дали стране 2 миллиона центнеров рыбы—в 80 раз боль ше, кем было выловлено в буржуазной Литве в 1938 году. Вместе с флотом развивался и рыбный порт, удлинялись глубоководные прикалы. ИА СНИМКЕ: в Клайпедском морском рыбном порту. Фото Б. Алекнавичюса. Фотохроника ТАСС И, Ж И Б О Е Д О В . Д л я в а с , т к о л ь я я х я Т а к б ы л о р В нашей стране открыта широкая возможность для учебы. В нынешней пятилетке мы перейдем на всеобщее среднее об разование. А знают ли ребята, как и в каких условиях учились их де ды? Об этом рассказывается в очерке И. Жибоедова .Т ак бы ло раньше*. Прочтите его, ребята, и сравните свою жизнь с той, какая была у ваших сверстников при царизме. Мы про сим такж е учителей, родителей, учащихся прислать в редак цию свои письма, в которых рассказать о нынешнем дне, о том, как сейчас живут, учатся и отдыхают школьники. 1 . С вечера на улице бушевала пурга. Порывистый ветер бросал ся снегом в разрисованные моро зом окна и жалобно завывал в трубе. Где-то снаружи беспрерыв но и назойливо хлопала оторван ная бурей доска. Ваня Грудак лежал на печке и, прислушиваясь к шуму непогоды, незаметно уснул. Утром разбудила мать. — Вставай! — Сейчас... — Ты поторапливайся! Сам ведь говорил, что дежурить тебе нынче в школе-то. Ванька вспомнил о том и быст ро соскочил с печки. Натянул ме- лискиновые штанишки, обулся в валенки и умылся. Мать постави ла на стол завтрак в глиняной миске. Грудак истово помолился, сел на лавку и взял деревянную ложку. Он ел вареную картошку, слегка сдобренную конопляным маслом, и думал: .Не плохо бы залезть на чердак и отрезать шма ток ветчинки...*. Но разве это воз можно? Сейчас идут „филиппов- ки“ и скоромного есть нельзя. Учитель Николай Федотыч и свя щенник отец Алексей всегда го ворят, что посты приучают к воз держанию, а это укрепляет волю человека. Покончив с завтраком, он сно ва встал перед иконами и зашеп тал: .Благодарим тя Христе боже наш, яко насытил еси...“. И так всех учеников церковно-приход ской школы заставляют молиться перед каждой едой, перед сном и утром. Но вот, наконец, Ваня оделся в овчинную шубенку, нахлобучил на голову заячью шапку и, пере кинув через плечо лямку полот няной сумки, вышел на улицу. Перед избой и повсюду пурга намела сугробы. С трудом прео долевая их, мальчик все же до брался до школы. В прихожей отец уборщицы дотапливал дрова ми печь. Поздоровавшись с ним, Ваня попросил у него спичек. — Для чего тебе? — Лампаду засветить. — Была нужда спички на это тратить,—проворчал дядя Влас. — Возьми вон лучинку да и зажги. Повесив на крючок одежонку, Грудак вошел в класс. Здесь од новременно занимаются ученики всех трех групп: младшие, сред ние и старшие. Справа и слева стоят пятиместные, грубоизготов- ленные некрашенные парты, на стенах развешаны картины на библейские темы, висят карты Российской империи и Древней Палестины. Дежурный засветил зеленую лампадку перед большим образом святых Вселенских учителей Ки рилла и Мефодия, вытер тряпкой классную доску, дополнил чер нильницы. Первыми в классе появились Васька Грач и Ванька Китаец. На ногах у них был снег. Наблюде ние за чистотой входило в обя занность дежурного и Ваня пото му распорядился: . - - Идите в коридор и отряхни те там обувь! Затем, широко распахнув дверь, в класс влетел с заплаканными глазами Стешка Костыль. — Ты что это слезы льешь?— спросил дежурный. — Дед Панкрат ухо надрал. — За что? — Шапку при встрече забыл снять перед ним... — Другой раз будешь повни мательней. Через несколько минут все уче ники сидели за партами и, обна жая серость лапотной деревни, посмеивались над Митькой: — Кубан! Кубан! В школе укоренился дурной обычай: называть друг друга не по фамилии, а по прозвищу. За то, что величают Китайцем, Груда- ком, Рыжиком, Костылем, Грачом и другими кличками, ребята один на другого не обижаются. Только учениц зовут своими именами, но их из сорока человек учатся все го лишь две девочки. Матери не пускают своих дочек в школу, а заставляют их с семи-восьми лет плести кружева на продажу или вязать чулки и носки для домаш него обихода. Из своей комнаты вышел учи тель и дежурный скомандовал: — Встать! Николай Федотыч остановился у двери. На его приветствие уче ники дружно ответили: — Здравствуйте! Учитель шагнул вперед: — На молитву! Грудак стал перед иконой и на чал читать положенный на этот день псалом. В голосе его чувст вовалась хрипота (вероятно про студился), но читал он внятно. Когда же, занизив тон, запел .Тро парь за отчество*, а ученики под хватили неправильную мелодию, Николай Федотыч рявкнул: — Прекратить! Дерижируя руками, он сам за тянул сильным баритоном .Спаси, господи, люди твоя и благослови достояние твое, победы благовер ному императору нашему Нико лаю Александровичу, на супротив ные даруя кре'стом твоим житель ство*. По заданному тону .тропарь* ученики пропели хорошо. Испол нена также была хором и молит ва .Перед учением*. Начались занятия. Ваня Грудак тихо читал первоклассникам мо литву .Богородицу*, а те повто ряли за ним. Ученики второго класса занимались чистописанием, то и дело заглядывая в пропись. Учитель вел уроквтретьем клас се, где проходят простые дроби. На классной доске он мелом за писал условие задачи: .Летела стая гусей, а навстречу ей—отин гусь. .Здравствуйте, сто гусей*,— сказал он. .Нас не сто гусей,— ответил ему вожак стаи.—Если бы нам еще столько, да полстоль- ка, да четверть столька, да ты с нами, тогда нас будет сто гусей*. Спрашивается, сколько же лете ло в стае гусей?*. Перемена. Ребята выбежали на улицу, дежурный открыл в окне форточку. Из коридора сюда доно сятся звуки писка, плача и хохо та. Послышался голос Николая Федотыча. — Я вам задам перцу, остоло пы... В открытую дверь он вводит за уши двух драчунов в сермяжных одежонках. Перед иконой все трое остановились. — На колени!—приказал учи тель.—Сто поклонов Кириллу и Мефодию. Дежурный, считай за ними! Снова началась зубрежка. Стар шие вполголоса штудируют сти хотворение .Скоро будет полночь, тишина в избе*, у средних идет проверка усвоения таблицы умно жения. Оттуда н е о ж и д а н н о вырвался т о н е н ь к и й голосок: .Семью семь —сорок семь*. За ним последовал шлепок учитель ской ладони: — Надо знать, оболтус! На ко лени! Мальчишка с пылающей от бо ли щекой и слезинками под гла зами медленно пробирается по узкому ходу на .Голгофу*—тому месту перед иконой, названного так учениками в память Иеруса лимского холма, на котором сог ласно евангелия Иисус Христос переносил крестные страдания. Потом опять—перемены, уроки с долбежкой. Время тянется нуд но и кажется бесконечным. И та ким образом, в атмосфере запу гивания и духовной опусташенно- сти проходит в постоянном одно образии учебный день. По окон чании его, Николай Федотыч по а н ь ш е п р и в ы ч к е в о з г л а ш а е т : — На молитву! Ученики поднимаются и поют „Благодарим тебе, создателю, яко сподобил еси нас благодати твоей, во еже внимати учению...- Расходясь по домам, ребята от дают учителю последнюю дневную дань: „до свидания", а он в ответ хмуро кивает им головой. 2 . Мать нарезала черного хлеба и, поставив на стол блюдо с постны ми щами, обратилась к сыну: — Начинай! Ваня повернулся лицом к ико нам и стал читать .Отче наш*. А после такого .сытного* обеда снова была исполнена перед бо гом уже известная благодарствен ная молитва. Теперь школьнику следовало бы отдохнуть, пойти на улицу поиграть, да мать не пустит, ска жет, нечего валенки „зря тре пать*, на новые денег-то ведь нет. К тому же — самое главное — главное — уроки надо делать, их много задают. Грудак вынул из сумки учеб ник русского языка и грифельную доску, сел за стол, немного выд винул фитиль в керосиновой лам пе, и мать тут же предупредила: Полегче огонь-то запаливай, по легче... Керосин-то беречь надо,.. Но сын промолчал, возражать матери—большой грех. Он взял ся за грамматику. Этот предмет особенно трудно дается ученикам. В третьем классе они должны на изусть заучить корни слов с бук вой „ять*: белый, бес, обедать, пел, ел и так до сотни. Требуется хорошо освоить употребление зна ков „фиты*, „ижицы* и не путать в словах прилагательных оконча ний. Нельзя допускать ошибок в сло вах „Мир* и „Миро*. Если слово „Мир* обозначает мир после вой ны, то пишется восьмиричная (обыкновенная) „И*. Если же сло во „Мир* обозначает вселенную, то надо писать десятиричную „И* —с одним крючком и точкой над ней. В словах же „Миро*, „Миро помазание* ставится „У* (ижица) и правильно тогда будет: Миро, Муропомазание. Твердый знак употребляется не только в сере дине слова, но и в конце его, и это также надо хорошо усвоить. Ваня достал из сумки другую книгу—евангелие. Нелегче под дается ему изучение и церковно- славянского языка. Чтобы пере вести небольшой отрывок из учеб ника, приходится не один час кор петь над этим. Быстро ведь не догадаешься, что означают такие вот выражения: „Во еже утрене- вати*, „Яко се бо, иссопом окро- пиши“, „Испытуяй человеков яве предведый*. А отдельные слова, например: „дондеже*, .Гдъ*. „аще*, „убо", „векую* — легко уразуметь? „Закон божий* тоже и т. д. — много хлопот доставляет школь никам. По катехизЯсу ребята ус воили, что бог всеведующий, то есть он все и всегда знает. Одна ко с этим качественным опреде лением всевышнего, не так давно на уроке произошел довольно не приятный случай. Отец Алексей, преподавая библию, гов рил о том, что бог захотел испытать веру в него патриарха Авраама. Для этого он потребовал у пат риарха в жертву себе единствен ного его сына Исаака, Авраам сложил из дров жертвенник для сожжения сына, поднял уже нож, чтобы заколоть его, но ангел не допустил до этого, потому что бог тут убедился: Авраам-то пре дан ему. Тогда Васька Грач поднял руку: — Батюшка, можно у Вас спро сить? — Что тебе? — Ведь бог-то всередующий, как же он заранее не знал, что Авраам верен ему? Законоучитель сначала расте рялся, а через минуту грозно по высил тон: — Баран! За кощунственный вопрос три обедни на коленях отстоишь, иначе выгоню из шко лы вон! (Продолжение следует). Редактор Н- МАЦКОВ. Измадкевская типография отп р авл ени е по печати, С« Измадкеве, уд. Советская, Тираж 3503. Заказ Нг 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz