Восход. 1967 г. (с. Измалково Липецкой обл.)

Восход. 1967 г. (с. Измалково Липецкой обл.)

/ Наш к а л е н д а р ь ФЕВРАЛЯ исполняется, 80 ^ 7 лет со дня рождения леген­ дарного героя гражданской войны Василия Ивановича Чапае­ ва (1887—1919). Самоотвержен­ ная преданность Советской влас­ ти, выдающийся военный талант, личная храбрость, умение нахо­ дить единственно верное решение в труднейших ситуациях сдела­ ли его одним из самых любимых народом полководцев Красной армии. ; Фотохроника ТАСС Наука—практика Стада бычков-тяжеловесов «я*"'" Ц^Ученые Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина (ВАСХНИЛ) нача­ ли выведение новой породы мяс­ ного скота. Задача решается ак­ климатизацией и совершенствова­ нием существующих мясных по­ род животных. В 'совхозах „Москалевский* и .Целинный* Кустанайской облас­ ти, например, коров казахской белоголовой породы скрещивают с быками мясных пород—абердин- ангусской и шароле. От коров потомство наследует приспособ­ ленность к степным условиям, а от быков—повышенную мясную продуктивность. Контрольный забой показал, что по энергии роста, весу необыч­ ные бычки значительно превос­ ходят своих местных сверстников. В 15-месячном возрасте они ве­ сят до 440 килограммов! И таких великанов уже целое стадо—бо­ лее 200 голов. Новая породная группа скота создается и в Нижне-Иртышском совхозе Омской области. Здесь подбираются и изучаются другие комбинации пород. Коров красной степной породы скрещивают с быками специализированных мяс­ ных пород — герефордской, афер- дин-ангусской и шаролезской. И опять-таки лучший результат у помесей с шароле. 18-месячные бычки весили 464 килограмма (контрольные—401). Причем, что очень важно: на килограмм привеса помесные бычки затрачивали всего 7,35 кор­ мовой единицы корма, а местные животные—8,14. Ученые считают создание стад бычков-тяжеловесов и выведение новой породы мясного скота де­ лом недалекого будущего. (Корр. ТАСС). Рыболовному флоту Литвы 20 л е т ЛИТОВСКАЯ ССР. 20 лет назад в Клайпеде накал создаваться рыболовный, флот республики. У по­ луразрушенного прикала тогда стояло несколько мелких суденышек. Из года в год флот увеликивался, росла его мощность. В 1950 году уже было выловле­ но 150 тысян центнеров рыбы. Вскоре Балтика ста­ ла тесной для рыбаков Литвы. Экспедиция за экспе­ дицией отправлялась для освоения новых районов промысла. Сейкас суда республики ведут лов в Ба л ­ тийском и Северном морях, у берегов Америки, за экватором. Уже в 1964 году рыбаки Литвы дали стране 2 миллиона центнеров рыбы—в 80 раз боль­ ше, кем было выловлено в буржуазной Литве в 1938 году. Вместе с флотом развивался и рыбный порт, удлинялись глубоководные прикалы. ИА СНИМКЕ: в Клайпедском морском рыбном порту. Фото Б. Алекнавичюса. Фотохроника ТАСС И, Ж И Б О Е Д О В . Д л я в а с , т к о л ь я я х я Т а к б ы л о р В нашей стране открыта широкая возможность для учебы. В нынешней пятилетке мы перейдем на всеобщее среднее об­ разование. А знают ли ребята, как и в каких условиях учились их де­ ды? Об этом рассказывается в очерке И. Жибоедова .Т ак бы­ ло раньше*. Прочтите его, ребята, и сравните свою жизнь с той, какая была у ваших сверстников при царизме. Мы про­ сим такж е учителей, родителей, учащихся прислать в редак­ цию свои письма, в которых рассказать о нынешнем дне, о том, как сейчас живут, учатся и отдыхают школьники. 1 . С вечера на улице бушевала пурга. Порывистый ветер бросал­ ся снегом в разрисованные моро­ зом окна и жалобно завывал в трубе. Где-то снаружи беспрерыв­ но и назойливо хлопала оторван­ ная бурей доска. Ваня Грудак лежал на печке и, прислушиваясь к шуму непогоды, незаметно уснул. Утром разбудила мать. — Вставай! — Сейчас... — Ты поторапливайся! Сам ведь говорил, что дежурить тебе нынче в школе-то. Ванька вспомнил о том и быст­ ро соскочил с печки. Натянул ме- лискиновые штанишки, обулся в валенки и умылся. Мать постави­ ла на стол завтрак в глиняной миске. Грудак истово помолился, сел на лавку и взял деревянную ложку. Он ел вареную картошку, слегка сдобренную конопляным маслом, и думал: .Не плохо бы залезть на чердак и отрезать шма­ ток ветчинки...*. Но разве это воз­ можно? Сейчас идут „филиппов- ки“ и скоромного есть нельзя. Учитель Николай Федотыч и свя­ щенник отец Алексей всегда го­ ворят, что посты приучают к воз­ держанию, а это укрепляет волю человека. Покончив с завтраком, он сно­ ва встал перед иконами и зашеп­ тал: .Благодарим тя Христе боже наш, яко насытил еси...“. И так всех учеников церковно-приход­ ской школы заставляют молиться перед каждой едой, перед сном и утром. Но вот, наконец, Ваня оделся в овчинную шубенку, нахлобучил на голову заячью шапку и, пере­ кинув через плечо лямку полот­ няной сумки, вышел на улицу. Перед избой и повсюду пурга намела сугробы. С трудом прео­ долевая их, мальчик все же до­ брался до школы. В прихожей отец уборщицы дотапливал дрова­ ми печь. Поздоровавшись с ним, Ваня попросил у него спичек. — Для чего тебе? — Лампаду засветить. — Была нужда спички на это тратить,—проворчал дядя Влас. — Возьми вон лучинку да и зажги. Повесив на крючок одежонку, Грудак вошел в класс. Здесь од­ новременно занимаются ученики всех трех групп: младшие, сред­ ние и старшие. Справа и слева стоят пятиместные, грубоизготов- ленные некрашенные парты, на стенах развешаны картины на библейские темы, висят карты Российской империи и Древней Палестины. Дежурный засветил зеленую лампадку перед большим образом святых Вселенских учителей Ки­ рилла и Мефодия, вытер тряпкой классную доску, дополнил чер­ нильницы. Первыми в классе появились Васька Грач и Ванька Китаец. На ногах у них был снег. Наблюде­ ние за чистотой входило в обя­ занность дежурного и Ваня пото­ му распорядился: . - - Идите в коридор и отряхни­ те там обувь! Затем, широко распахнув дверь, в класс влетел с заплаканными глазами Стешка Костыль. — Ты что это слезы льешь?— спросил дежурный. — Дед Панкрат ухо надрал. — За что? — Шапку при встрече забыл снять перед ним... — Другой раз будешь повни­ мательней. Через несколько минут все уче­ ники сидели за партами и, обна­ жая серость лапотной деревни, посмеивались над Митькой: — Кубан! Кубан! В школе укоренился дурной обычай: называть друг друга не по фамилии, а по прозвищу. За то, что величают Китайцем, Груда- ком, Рыжиком, Костылем, Грачом и другими кличками, ребята один на другого не обижаются. Только учениц зовут своими именами, но их из сорока человек учатся все­ го лишь две девочки. Матери не пускают своих дочек в школу, а заставляют их с семи-восьми лет плести кружева на продажу или вязать чулки и носки для домаш­ него обихода. Из своей комнаты вышел учи­ тель и дежурный скомандовал: — Встать! Николай Федотыч остановился у двери. На его приветствие уче­ ники дружно ответили: — Здравствуйте! Учитель шагнул вперед: — На молитву! Грудак стал перед иконой и на­ чал читать положенный на этот день псалом. В голосе его чувст­ вовалась хрипота (вероятно про­ студился), но читал он внятно. Когда же, занизив тон, запел .Тро­ парь за отчество*, а ученики под­ хватили неправильную мелодию, Николай Федотыч рявкнул: — Прекратить! Дерижируя руками, он сам за­ тянул сильным баритоном .Спаси, господи, люди твоя и благослови достояние твое, победы благовер­ ному императору нашему Нико­ лаю Александровичу, на супротив­ ные даруя кре'стом твоим житель­ ство*. По заданному тону .тропарь* ученики пропели хорошо. Испол­ нена также была хором и молит­ ва .Перед учением*. Начались занятия. Ваня Грудак тихо читал первоклассникам мо­ литву .Богородицу*, а те повто­ ряли за ним. Ученики второго класса занимались чистописанием, то и дело заглядывая в пропись. Учитель вел уроквтретьем клас­ се, где проходят простые дроби. На классной доске он мелом за­ писал условие задачи: .Летела стая гусей, а навстречу ей—отин гусь. .Здравствуйте, сто гусей*,— сказал он. .Нас не сто гусей,— ответил ему вожак стаи.—Если бы нам еще столько, да полстоль- ка, да четверть столька, да ты с нами, тогда нас будет сто гусей*. Спрашивается, сколько же лете­ ло в стае гусей?*. Перемена. Ребята выбежали на улицу, дежурный открыл в окне форточку. Из коридора сюда доно­ сятся звуки писка, плача и хохо­ та. Послышался голос Николая Федотыча. — Я вам задам перцу, остоло­ пы... В открытую дверь он вводит за уши двух драчунов в сермяжных одежонках. Перед иконой все трое остановились. — На колени!—приказал учи­ тель.—Сто поклонов Кириллу и Мефодию. Дежурный, считай за ними! Снова началась зубрежка. Стар­ шие вполголоса штудируют сти­ хотворение .Скоро будет полночь, тишина в избе*, у средних идет проверка усвоения таблицы умно­ жения. Оттуда н е о ж и д а н н о вырвался т о н е н ь к и й голосок: .Семью семь —сорок семь*. За ним последовал шлепок учитель­ ской ладони: — Надо знать, оболтус! На ко­ лени! Мальчишка с пылающей от бо­ ли щекой и слезинками под гла­ зами медленно пробирается по узкому ходу на .Голгофу*—тому месту перед иконой, названного так учениками в память Иеруса­ лимского холма, на котором сог­ ласно евангелия Иисус Христос переносил крестные страдания. Потом опять—перемены, уроки с долбежкой. Время тянется нуд­ но и кажется бесконечным. И та­ ким образом, в атмосфере запу­ гивания и духовной опусташенно- сти проходит в постоянном одно­ образии учебный день. По окон­ чании его, Николай Федотыч по а н ь ш е п р и в ы ч к е в о з г л а ш а е т : — На молитву! Ученики поднимаются и поют „Благодарим тебе, создателю, яко сподобил еси нас благодати твоей, во еже внимати учению...- Расходясь по домам, ребята от­ дают учителю последнюю дневную дань: „до свидания", а он в ответ хмуро кивает им головой. 2 . Мать нарезала черного хлеба и, поставив на стол блюдо с постны­ ми щами, обратилась к сыну: — Начинай! Ваня повернулся лицом к ико­ нам и стал читать .Отче наш*. А после такого .сытного* обеда снова была исполнена перед бо­ гом уже известная благодарствен­ ная молитва. Теперь школьнику следовало бы отдохнуть, пойти на улицу поиграть, да мать не пустит, ска­ жет, нечего валенки „зря тре­ пать*, на новые денег-то ведь нет. К тому же — самое главное — главное — уроки надо делать, их много задают. Грудак вынул из сумки учеб­ ник русского языка и грифельную доску, сел за стол, немного выд­ винул фитиль в керосиновой лам­ пе, и мать тут же предупредила: Полегче огонь-то запаливай, по­ легче... Керосин-то беречь надо,.. Но сын промолчал, возражать матери—большой грех. Он взял­ ся за грамматику. Этот предмет особенно трудно дается ученикам. В третьем классе они должны на­ изусть заучить корни слов с бук­ вой „ять*: белый, бес, обедать, пел, ел и так до сотни. Требуется хорошо освоить употребление зна­ ков „фиты*, „ижицы* и не путать в словах прилагательных оконча­ ний. Нельзя допускать ошибок в сло­ вах „Мир* и „Миро*. Если слово „Мир* обозначает мир после вой­ ны, то пишется восьмиричная (обыкновенная) „И*. Если же сло­ во „Мир* обозначает вселенную, то надо писать десятиричную „И* —с одним крючком и точкой над ней. В словах же „Миро*, „Миро­ помазание* ставится „У* (ижица) и правильно тогда будет: Миро, Муропомазание. Твердый знак употребляется не только в сере­ дине слова, но и в конце его, и это также надо хорошо усвоить. Ваня достал из сумки другую книгу—евангелие. Нелегче под­ дается ему изучение и церковно- славянского языка. Чтобы пере­ вести небольшой отрывок из учеб­ ника, приходится не один час кор­ петь над этим. Быстро ведь не догадаешься, что означают такие вот выражения: „Во еже утрене- вати*, „Яко се бо, иссопом окро- пиши“, „Испытуяй человеков яве предведый*. А отдельные слова, например: „дондеже*, .Гдъ*. „аще*, „убо", „векую* — легко уразуметь? „Закон божий* тоже и т. д. — много хлопот доставляет школь­ никам. По катехизЯсу ребята ус­ воили, что бог всеведующий, то есть он все и всегда знает. Одна­ ко с этим качественным опреде­ лением всевышнего, не так давно на уроке произошел довольно не­ приятный случай. Отец Алексей, преподавая библию, гов рил о том, что бог захотел испытать веру в него патриарха Авраама. Для этого он потребовал у пат­ риарха в жертву себе единствен­ ного его сына Исаака, Авраам сложил из дров жертвенник для сожжения сына, поднял уже нож, чтобы заколоть его, но ангел не допустил до этого, потому что бог тут убедился: Авраам-то пре­ дан ему. Тогда Васька Грач поднял руку: — Батюшка, можно у Вас спро­ сить? — Что тебе? — Ведь бог-то всередующий, как же он заранее не знал, что Авраам верен ему? Законоучитель сначала расте­ рялся, а через минуту грозно по­ высил тон: — Баран! За кощунственный вопрос три обедни на коленях отстоишь, иначе выгоню из шко­ лы вон! (Продолжение следует). Редактор Н- МАЦКОВ. Измадкевская типография отп р авл ени е по печати, С« Измадкеве, уд. Советская, Тираж 3503. Заказ Нг 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz