Восход. 1967 г. (с. Измалково Липецкой обл.)
♦ Через огненный вал его тяга к железной дороге появилась еще тогда, когда Иван Елисеевич Из- /лалков учился в школе. В 1938 году, на ходясь на станции Залегощь и стоя у пассажирского поезда «Орел—Сталин град», он заметил, что на паровозе ос лабло крепление какой-то детали и, ког да поезд тронулся, она упала на рельс. Нависла серьезная опасность неминуе мой аварии. Не долго думая, школьник сорвал с головы кепку и начал подавать ею сигнал остановки. Машинист заметил сигнал и дал экстренное торможение. Жизнь многих пассажиров была спасена. Иван Елисеевич находился в Москве, когда началась война. Сначала он ре монтировал пути Мало-Окружной доро ги, а вскоре уже пришлось приступить к восстановлению железнодорожного полотна между Москвой и Курском по сле бомбежки фашистской авиацией. Потом окружение а городе Орле. Кое- как пробились в сторону Верховье, где вошел в состав заградительного отряда. Ежели до войны приходилось строить и восстанавливать железные дороги, то теперь разрушать их при отступлении наших войск. Потом учеба на курсах младших ко мандиров в городе Липецке. И вот мо лодой командир отделения едет на фронт, строит переправы, роет тран шеи, минирует важные участки нашей обороны. Построенный его отделением наблюдательный командный пункт под Орлом цел и поныне. Он остался как памятник битвы на Орловско-Курской дуге. Сейчас на нем установлена мемо риальная доска. Но не все время нашим войскам при шлось отступать. Настал и тот день, ко торого ждали бойцы. Оккупированный врагом город Орел вскоре был осво божден от оккупантов. Иван Елисеевич участвовал в изгнании немцев из здания больницы имени Семашко, освобождал территорию кирпичного завода № 2 , строил переправу, а потом и мост через реку Оку. Здесь в Орле получена пер вая награда. За смелую вылазку с раз ведчиками в районе железнодорожной станции, где в это время было большое скопление боевой техники врага, И. Е. Измалкова наградили медалью «За отва гу». В боях да сражениях достигли Днеп ра. Здесь наступило временное затишье. Шла зима и особенно в эту пору трудно приходилось саперам. Нужно было знать буквально каждую пядь земли, каждую складку местности, чтобы не на пороться на мину. Это случилось в районе города Рога чева. Наша партизанская разведка до несла, что в 18 километрах от передо вой наших войск расположен штаб не мецкой бригады. Смелая ночная вылазка ударной груп пы и немецкого штаба больше не суще ствовало. А генерал со всеми ценными документами захвачен в плен и срочно, самолетом, отправлен в Москву. За эту операцию Иван Елисеевич был удостоен награды: ордена «Боевого Красного Знамени». Пядь за пядью освобождалась наша земля. Позади пограничная река Буг, дальше польская территория и впереди, расхваленный гитлеровской пропагандой и названный неприступной крепостью, Сандомирский плацдарм. Дорогу к ук реплениям преграждала 500-метровая лента реки «Вислы». И снова саперы на водят переправу, доставляют наших бойцов на вражеский берег. На перед нем пароме Иван Елисеевич Измалков. 50 бойцов и 12 станковых пулеметов пе реправил под артиллерийским обстре лом отважный сапер. За эту операцию на груди командира отделения засияла высшая награда солдатской доблести и отваги орден «Славы» третьей степени. Сейчас И. Е. Измалков работает заве- дающим районным архивом. Он по пра ву пользуется заслуженным авторитетом у своих товарищей. В. АЧКАСОВ. Москва. Памятник В. И. Ленину в Кремле торжественно открытый 2 ноября 1967 года. Фото^В. Савостьянова. Фотохроника ТАСС Л ю д я ш отдающая В классе идет урок. Стоит тишина. Урок за хватил учеников. Внима тельно, затаив дыхание, слушают они опытного, педагога. Проникновенно, доход чиво рассказывает Анна Ивановна Старых о жиз ни и творчестве поэта ре волюции Владимира Ма яковского. Она самозаб венно любит его свобод ный стих, его живую, го рячую поэзию. Й свою любовь к поэту она стре мится передать учени кам, раскрывает ребятам богатства души поэта, его ум, беззаветную пре данность делу револю ции, делу партии, делу Ленина, Уроки русского языка и литературы ученики ждут с нетерпением, они всегда проходят интерес но, захватывающе. При ходят в школу ребята всегда подготовленными, потому что знают: Анна Ивановна не терпит бес печного отношения к уче бе, к знанию заданной темы. Много лет Анна Ива новна стоит за учитель ским столом. С глубоким уважением и любовью отзываются об этом пе дагоге, об этом человеке с большой буквы. Да и понятно. Сколько мо лодежи, начинающей са мостоятельно жить, на правила она на правиль ный путь, скольким по могла найти свое при звание, свою романтику. За плечами у нее ог ромный, богатейший опыт работы, который она щедро передает мо лодым учителям, при шедшим в школу. Не од ну, не десяток и даже не сотню стопок учениче ских тетрадей, исписан ных разными почерками, и чистых, аккуратных и небрежных, проверила она за годы своей педа гогической деятельности. Ее все уважают за доброту, человечность, гумманизм, материнскую заботу о детях, за ее лю бовь к литературе. ...В классе идет урок. Тихо, боясь шевельнуть ся, сидят ребята, слушая негромкий проникновен ный голос своей учитель ницы. Каким-то внутрен ним, неугасимым светом светит лицо опытного пе дагога. Она вся во вла сти захватывающей поэ зии глашатая революций. В руках она держит книгу с произведениями Маяковского, но загля дывает в нее редко. Она знает наизусть почти все работы поэта. Прозвенел звонок. Ан на Йвановна дала учени кам задание на дом и вышла из класса. Ее ждут новые забо ты. Она член месткома и в перерыве между урока ми вместе с другими чле нами местного комитета обсуждает неотложные вопросы школьной жиз ни. Зажигаются светом ок на школы. Анне Иванов не не скоро придется уйти домой. После уро ков она ведет факульта тивные занятия, потом руководит репетицией драматического кружка. Каждый день, из года в год утром в первую сме ну, после полудня во вторую, спешит она с сумкой, полной книг и ученических тетрадей в школу. С глубоким признани ем приветствуют ее чер- навцы и те, которых она когда-то учила, и те, чьих детей и внуков учит сейчас. Глубоко уважа ют Анну Йвановну Ста рых в Чернаве. Партия и правительство высоко оценили заслуги, педагога, присвоив ей звание «Заслуженного учителя РСФСР». Идут годы. В который раз в своей жизни спе шит она в школу, несёт людям знания. В школу, с которой связана вся ее жизнь, все ее существо вание. Больших успехов Вам, Анна Ивановна, в труд ном, но благородном де ле! В. АГАПОВА. Никольская средняя школа. В О ВРЕМЯ праздничной де монстрации в колонне де монстрантов лязгал гусе ничный мощный трактор Т-75 с четырехлемешным плугом и цока ла копытами тощая лошаденка в веревочной сбруе. На телеге лежа ла соха и деревянная борона. Эти два орудия сельскохозяйственного производства со всей контрастно стью говорят о тех переменах, ко торые произошли в нашей деревне за 50 лет Советской власти. Еже ли каких-то тридцать пять лет назад (тогда еще у нас в колхозах преобладал ручной труд и лошади ная тяга) мужик смог управлять сохой в борозде, то современным трактором грамотенки у него ока залось маловато. Поэтому прямо от сохи он садился за парту. Шли годы, развивалась техни ка, повышался и общеобразова-; тельный уровень крестьянства. И сейчас редко, где встретишь не грамотного, даже престарелого старца. А все больше и больше появляются на селе люди со знач ками об окончании высших и средних специальных учебных за ведений. На смену ручному труду приходит новая сложная техника, требующая глубоких знаний хи мии, физики, математики и дру гих наук. „В о с х о д * * 2 стр., 22 ноября 1967 г. № 140 (4699) УЧЕБНЫЙ Для примера возьмем совхоз «Пролетарий». Данный совхоз по праву называют учебным комби натом. Здесь каждый труженик учится или в кружках зоотехни ческой учебы, или в системе пар тийного образования, в сельскохо - 1 зяйственных техникумах и ВУЗах. В настоящее время в совхозе 8 че ловек специалистов сельского хо зяйства имеют высшее сельскохо зяйственное образование. Более двадцати закончили средние спе циальные учебные заведения. К их числу относятся выпускница сельскохозяйственной академии имени Тимирязева, главный агро ном совхоза Анна Петровна Кыча- кова, кандидат сельскохозяйствен ных наук, агроном-садовод Мария Александровна Соколова, главный зоотехник Алексей Иванович Чи жиков. Управляющий Централь ным отделением т. Бартеньев в 1966 году закончил Мичуринский плодово-ягодный техникум. В том же году получила среднее специ альное образование и бригадир- садовод Василий Петрович Ефанов и секретарь парткома Алексей Се менович Бровкин, В совхозе регулярно и плодот ворно работают кружки сельско хозяйственных знаний. Садоводы и растениеводы учатся в кружках садоводства и растениеводства. Имеют свои кружки также жи вотноводы и механизаторы. Пре- КОМБИНАТ подают в них, как правило, глав ные специалисты. Всего в круж ках агрозооучебы занимаются 160 человек. Это говорит о той высо кой тяги к знаниям, тружеников села, которых не удовлетворяет уже обыденное обрезание сучьев яблонь. Они хотят знать, а как и в какое время крону яблони луч ше обрезать, чтобы она не болела и в какое время и на какое рас стояние окопать приствольные круги. А для этого нужно знать п агрономию, садоводство, мелио рацию и другие науки. Конечно, в данном кружке ра бочий не получит тех знаний, ко торые, скажем, дает техникум. Но ПУТЕВОЙ ЛИСТ. НУЖЕН ЛИ ОШ Сотрудники Киевского институ та автоматики работают над тем, чтобы заменить использование пу тевого листа в автохозяйствах ав томатическим прибором. Здесь со здана оригинальная система уче та. Она состоит из отдельных бло ков, устанавливаемых на автома-, шине и контролирующих пунктах. ...Получая сигналы от датчиков, аппараты печатают на специаль ной ленте время выхода и возвра щения машины в автохозяйство, прибытия и отправления из пунк тов погрузки и разгрузки, общий период пробега и простоя, а также СОВХОЗА иметь необходимое представление об эволюции растений, его все же научат. Те, кто в свое время по какой- либо причине не смог получить очное среднее специальное обра зование, то учатся заочно. Для этого в совхозе созданы все усло вия, только учись. Так Анатолий Авданин в 1968 году получит диплом агронома, он учится сей час на 6 курсе Мичуринского пло дово-ягодного института. Учится без отрыва от производства и ра бочая Мария Сапрыкина. Когда Иван Иванович Шаталов поступал заочно в техникум, он работал тогда скотником. А сейчас адми определяют ряд других технико- экономических показателей. Если такие ленты затем вводить в электронно-вычислительную маши ну она даст полную информацию о работе автомобильного транс порта. 'Первый образец автомата ус пешно прошел опытную проверку в одном из карьеров на Криво рожье. Вторая его модель скоро будет испытана на автобусном маршруте города Киева. (Корр. ТАСС). ^ ЖИЗНЬ ВО ИМЯ НАУКИ Мария Склодовская родилась в Варшаве в семье учителя. С 1891 года она студентка факультета нистрация совхоза поставила его на должность бригадира молочно товарной фермы. Ветеринарный техник Владимир Алексеевич Су- шенцев кончает Конь-Колодезский техникум сельского хозяйства. Не отстает от них и доярка Камен ского отделения Александра Ефи-. мовна Васильева. Всего заочно учатся более двадцати человек. Не будет ошибки, ежели ска зать, что в совхозе «Пролетарий» учится каждый. Комсомольцы учатся в системе комсомольского просвещения, коммунисты в на чальных политшколах и кружках основ марксизма-ленинизма. Учат ся потому, что чувствуют в этом большую необходимость духа на шего времени. естественных наук Парижского университета. Мария , встретив известного французского ученого Пьера Кюри и став его женой, остается во Франции. В 1897 г. она закончила одну из своих пер вых научкых работ о магнитных свойствах закаленных сталей. В том же году Мария и Пьер Кюри занялись изучением открытого Ан ри Беккерелем узлучения солей урана. В 1898 г. ими были открыты ра диоактивные элементы: полоний, названный так в честь Польши - родины Марии, и радий. Мария Склодовская-Кюри была первой женщиной - профессором Сорбонны. Ей дважды присуждав лась Нобелевская премия. Ю. МЕРЗЛИКИН. В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz