Восход. 1967 г. (с. Измалково Липецкой обл.)
В ПЕРИОД коллективизации на повестке дня партийных ячеек района стал вопрос о ликвидации неграмотности . Эта - работа началась раньше, еще в первые годы Советской власти. В декабре 1919 года В. И. Лениным ' был подписан декрет о ликвида ции неграмотности населения в возрасте от восьми до пятнадцати лет. Данная задача была перво-; степенной важности. И это понят-' но. Для восстановления и разви тия народно го хозяйства требовач] лись грамотные кадры , а их не было, цари зм оставил нам тяж е лое наследие: темноту , невеже ство и сплошную безграмотность . Д остаточно сказать, что до рево люции в наших деревнях и селах насчитывалось всего со р о к учите лей, на тысячу человек населения приходилось лишь 13 учащихся. Вот почем у ликвидация не гра мотности расценивалась ка к зада ча ном ер один. После издания декрета начали создаваться пункты по ликвида ции неграмотности . В 1922 году в село Чермошное приехала первая сельская учительница Пелагея Се меновна Парахина. Нерадостную картину она увидела здесь. Не большое , примитивное здание, в ко то р ом располагалась раньше цер ковно -при ход с кая школа, от сутствие необходимой базы. Одна учительница на сто сельских ребя тишек ! С утра до вечера, не счи таясь со временем , хлопотала Па рахина в школе . А вечером при валивали новые заботы : на заня тия собирались взрослые . П рихо дили подрос тки и те, ком у за со р о к , отрывались от домашне го хозяйства ж енщ ины— все шли за грамотой . А давалась она очень трудно , по том у что сказывался ве ковой лапотный быт. К тому же было немало и дру гих трудностей : не хватало помещений , учебников , письменных принадлежностей . Пи сали со ком , выжатым из столовой свеклы , писали гусиными перья ми, гриф елем— кто чем мог. Зато ка кой радостью светились глаза взро сло го человека, ко гда он постигал чтение. — М но го наших сельчан научи лись тогда грамоте ,— рассказывает Пелагея Семеновна. — Нелегкое было время. Парахина— старейшая учитель ница в нашем районе. В нынеш нем году исполняется пятидесяти летие ее педа го гической деятель ности. За этот период через ее за ботливые р у ки прошли тысячи и тысячи учеников , ко торы е стали учителями , инженерами , механи заторами , учеными . Пелагея Се меновна и сейчас не расстается со ш колой , хотя ей уж е за семьде сят. Родина вы соко оценила труд старой сельской учительницы , на градив ее орденами и медалями. ...Давайте опять перенесемся в ( Продолжение. Начало см. в Л»№ 04, 05, 67, 08, 09). те годы. Село Измалково . Здесь в ли кбезе принимала активное участие учительница В. Е. Русано ва. Она и ее дочь Елена, ко м с о молка, мобилизовали м олодеж ь в поход за ликвидацию не грам о тно сти и во зрож дени е культуры . К ом сомольцы вели больш ую агитаци онную работу в массах, собирали крестьян на занятия, подыскивали помещения . А по с кольку зданий не хватало, на занятия собирались поо чередно в крестьянских домах. Пункты ликбеза являлись не толь ко центром учебы, но и очагами живой культурно -массовой рабо ты, запевалой в ко торой был к о м сомолец Петр Ачкасов. Пели пес ни, ставили спектакли , вели анти рели гио зную пропаганду . Среди м олодежи распространилась пес ня: Долой , долой монахов, Долой , долой попов ! Бей спекулянтов. Дави кулаков. В 1925 году в Предтечевской во лостной ячейке насчитывалось уж е более 250 ком сомольцев , оказывавших больш ую помощ ь в ликвидации неграмотности . Сель ские учителя были неимоверно за груж ены работой, их все еще не хватало, поэтому к обучению населения привлекались зачастую наиболее способные учащиеся. Учителя неред ко оставляли за се бя лучше го ученика в классе, а сами шли на пункты ликбеза. Так, например, было в И змал ковской школе. В Предтечеве сельский Совет определил в населенном пункте несколько участков и закрепил за ними грамотных активистов: изба ча А. А. К урских , фельдшера больницы Ф . Г. Грузкова , учитель ницу М. П. Кирсанову. Составили списки крестьян . С трого следили за выполнением графика учебы. Занятия проходили в бывшем бар с ком доме. Как уж е подчеркивалось , что в период нэпа и единолично го хо зяйствования ликбез только начи нался. Массовый же поход за уче бу развернулся в начале тридца тых годов. О сенью 1931 года на основании решений партии район ный исполнительный комитет при нял постановление о всеобщем начальном обязательном о бр а зо вании. Ставилась задача охватить начальным обучением 1870 чело век неграмотных и 2.338 м ало гра мотных. Для успешно го выполне ния этой задачи в районе был о р ганизован месячни к по ликбезу . Приступили к работе сельштабы, комитеты всеобуча и дру гие об щественные организации . Райком партии разработал специальный план месячника, в ко то р ом указы велось на что обратить внимание: на ремонт ш кол и обеспечение их топливом , на создание учителям необходимых условий, на разъяс нительную работу среди населе ния, на изыскание средств для ликбеза. ^ Вместе с этим уделяется внима ние организации красных у голков , изб-читален, улучшении кн и го то р говли. Последнее имело немало важное значение для повышения культуры села. Ведь книга несла в массы знания, она учила жить, трудиться. Поэтому распростране ние кни г стояло в тот момент на переднем плане. Районная по тре бительская кооперация не один раз подвергалась острой крити ке за неудовлетворительную поста новку торговли кни гой . П роводи лись декадни ки и месячники по распространению печати. Вот, на пример , что сообщается в район ной газете от 1932 года: «За пер вые три дня декадни ка реализо вано литературы на 230 рублей». К 15-ой годовщине Великого О ктября И змалковский район при шел с хорошими успехами на культурном фронте. В районе имелось восемь изб-читален, 5 бюджетны х и 23 внебюджетны х библиотеки , три клуба и три ки н о театра, 5 киноперед виж е к , 144 красных уголка , 27 радиоточек и 74 радиэфирных установки, три небольшие электростанции . Кстати, об электросвеге . На сле д ующ ий год, ко гда измалковцы собрались на торжественное засе дание, посвященное шестнадца той годовщ ине О ктябр ьс кой рево люции, в районном клубе вспых нул электросвет. Он не был д и ко винкой. И змалковцы часто бывали в Ельце, где гора здо раньше по явился электросвет. Радостная неожиданность была тут в д ру гом : лампочки Ильича зажглись в тор жественный момент , накануне праздника О ктября , словно о за рив е го идеи. Да, ленинский свет яр ко озарил жизнь измалковских крестьян. Ко гда -то забитые и вечно недое давшие, они теперь жили зажи точно, за кор о т ки й ср о к заметно возросла их культура и образова ние. Если до революции в наших селах и деревнях было 20 школ, то в 1928 году их стало 69, в 1932 — 92. В районе насчитывалось в 1932 году 11.670 учащихся против двух с половиной тысяч, обучав шихся при царизме . Количество учителей возросло в пять раз. К конц у 1931 года грамотность населения от 12 до 50-летнего возраста достигла 91 процента по сравнению с 76 процентами в 1 /29 году. Но это было только начало. Пе ред партийными ячейками района встали новые задачи на кул ь тур ном фронте. Райком партии и рай испол ком зимой 1934 года вновь возвращаются к вопросу о ли кбе зе. В деревнях и селах сд щаются 35 ш кол для неграмотных с коли чеством в 1.488 человек и мало грамотны х— в 2.180 человек. Для проведения ликбеза посылается с о р о к человек из партийного и ком сом о л ь с ко го актива, 87 культ- армейцев и 20 учителей. Состав ляются списки крестьян , неохва ченных учебой, собираются сред ства для платных ликвидаторов неграмотности , решается вопрос об обеспечении ш кол необходи мой материальной базы. П рове денная работа увенчалась хо р о шими успехами, о ко торы х шла речь на состоявшемся в августе 1935 года районном совещании ударников культурн о го фронта. Отмечалось, что, если в 1928 го ду в районе была лишь одна се милетняя школа, то на шестом го ду всеобщ его обязательного о б у чения стало уж е 12 неполных средних школ . П о -преж нем у м но го внимания уделялось улучшению кн и го то р говли и работы библиотек и изб - читален. Теперь дело заключалось не столько в агитации среди ко л хозни ков о пользе чтения, с кол ь ко в том, чтобы по -настоящ ему обеспечить их самой ра знообра з ной литературой. Люди сами тяну лись к знаниям, книга стала их не обходимостью . В деревне К ош ки но, например, колхо зни ки с инте ресом читали произведения М. Ш олохова и просили заведую ще го красным у гол ком привести им роман О стро вс ко го «Как зака лялась сталь». ...Так тридцать с лишним лет на зад шла в нашем районе кул ь т ур ная революция . С тех пор неизме римо вырос культурный и обр а зо вательный уровень советенгф людей. Хотя сейчас И змалковский рай он по территории гора здо меньше перед тем, ка ким он был, но за что ни возьмись — все нынешнее превышает в десятки и сотни раз. Давай, д ор о го й читатель, возьмем для сравнения две цифры : 27 и 6.944. Первая из них выражает к о личество радиоточек, что насчи тывались в 1932 году, вторая го в о рит о наличии их сегодня. Разница в 250 раз! Тридцать с лишним лет назад, в архивных данных упоминается об имевшихся в районе 74 радио- эфирных установках. Для ю г о времени это, конечно , было нема лым достижением . Но как бледно выглядит эта цифра по" сравнению с тысячами новейших м аро к ра диоприемни ков и телевизоров, к о торые слушают и смотрят сейчас наши сельские труженики . А возьмите образование. Срав нивая цифры, вы непременно по думаете о скачке . О скачке, ко т о рый сделала Советская Родина, а вместе с ней и наш район, за по следние десятилетия. От ликбеза страна первой в м ире шагнула ко всеобщ ему среднем у обра зова нию, ко торое завершится в те ку щей пятилетке. Сейчас в нашем районе сотни красных угол ков , 33 сельских клуба, 22 библиотеки , в которы х насчитывается десятки тысяч то мов. Сельские тр уж ен и ки выписыва ют более двадцати тысяч э к зем п ляров периодической печати. В сельских клубах— десятки стацио нарных и передвижных киноуста новок. Говорят, что циф ры— с куч ная вещь, но в данном случае они звучат как самая замечательная мелодия, свидетельствуя о сплош ной грамотности , вы сокой культу ре, о счастливой жизни изм ал ков ских земледельцев. М но гие ур ож енцы нашего рай она стали видными специалиста ми сельско го хозяйства, инжене рами, врачами, учеными, Да и в самом районе трудятся сотни спе циалистов самых разных профес сий с высшим и средним обр а зо ванием. Достаточно сказать, на пример , что только одних учите лей в районе о ко л о пятисот (за метьте: до революции их было всего лишь 40). Сейчас ни для к о го не удивление, что доярка , ска жем , учится в институте. М но гие наши хозяйства послали учиться в вузы м олодеж ь на свои средст ва. Наряду с очным обучением сот ни сельских труж ен и ко в района заочно повышают свое обра зова ние в высших и средних специаль ных учебных заведениях. Мы, к о нечно, иногда не замечаем этого, потому что все это— наша обыч ная жизнь , ем ко называемая новью советской деревни. Посмотрите на наши села. С каж ды м год ом все заметнее сти рается грань м еж д у гор о д ом и деревней . Повсюду , ка к грибы по сле дождя , вырастают новые до ма, появляются новые улицы, в большинстве населенных пунктов светятся лампочки Ильича. В упорном труде рождается успех Свинарем в колхозе имени Ленина н работаю нот уже несколько лет. Каждый год добиваюсь лучших результа тов. Говорят, что мне «везет», поэтому получаю за два опо роса более двадцати поросят от свиноматки. Но везучесть ли это? Конечно, нет. Пора ботать к году приходится не мало, чтобы добиться таких показателей. За хлопотами на ферме порой даже забы ваешь о домашних делах. Просто не люблю, когда к де лу относятся спустя рукава и бросают слова на ветер. Чтобы выполнить свои обяза тельства я не жалею сил, не считаюсь со временем. Нынче дал слово—получить по 20 поросят от свиноматки. Прошло пять месяцев юбилей ного года. Приплод от перво го опороса уже получен. И результаты неплохие. В сред нем каждая свиноматка при несла по 15 поросят. На стра ницах газеты хочу рассказать, как добивался этого. Главное —стремлюсь всегда строго соблюдать зоотехниче ские требования пр.и уходе за животными. За месяц до пок рытия маток начинаю давать им более полноценные корма богатые белками и витамина ми. Ввожу в рацион разнооб разные сочные корма, концен- траты^ сенную муку. Перед кормлением обязательно вы пускаю на прогулку. Зто раз вивает у них большой аппетит. В период подготовки маток к случке очень важно строго следить за упитанностью жи вотных. Ведь как тощие, так и ожиревшие свиньи пло хо приходят в охоту, дают небольшое количество поросят, чаще всего слабых. Конечно, многоилодность маток и жиз неспособность новорожденного молодняка зависят и от дру гих условий. Правильное со держание и кормление хрнков- ироизводителей в случной период— важнейшее из них. Па нашей ферме хряки по лучают корм в смешанном ви де. В суточный рацион вводим до 70 процентов концентра тов, сокращаем дачу других кормов. В другое время наобо рот: количество концентратов уменьшаем, а различных дру гих кормов прибавляем. Чтобы производители не по теряли аппетита, рацион час то меняем. Сейчас они пасут ся на нрифермском участке, специально отведенном и за сеянном вико овсяной смесью для зеленой подкормки живот ных. Подбор кормов для маток в зависимости от срока их су- норосности требует особого внимания. Обычно я выдаю им в сутки 3—4 килограмма соч ных кормов, 1,5—2 килограм ма концентратов, минеральную подкормку, а когда завозится свекольный жом и его ввож.у в рацион по 3—4 килограмма. Перед опоросом сокращаю дачу грубых кормов и увели чиваю концентрированных. Кормлю три раза в день, вво лю пою свежей теилой водой. Животных регулярно выпускаю на прогулки, которые, прекра щаю за пять дней до опороса. В зимнее время вниматель но слежу за состоянием мо лочных желез у свиноматок. В станки'настилаю больше со ломы. Делаю это с той целью, чтобы свиноматка не могла застудиться. Сохранить весь молодняк удается путем правильного ухода за ним. Опоросы при нимаю сам. В период массово го расплода маток приходит ся и подежурить на ферме. Каждого новорожденного по росенка стараюсь приучить к определенному соску. Вывает, что их не хватает на всех. В таких случаях подсаживаю поросенка к другой матке, ес ли она опоросилась в одно и тоже время и имеет свободные соски. Нольшое внимание уде ляю подкормке молодняка. Приучаю к гидропонной зеле ни поросят с 5—6 дневного возраста.^ Сначала готовлю всевозможные кулеши, позднее ввожу в рацион каши, приго товленные из концентратов, а С пятнадцатидневного возрас та даю все корма, которые имеются на ферме. В них обя зательно добавляю минераль ную подкормку. Все это укреп ляет организм, делает его бо лее устойчивым ко всякого ро да заболеваниям. Несколько слов скажу о со держании молодняка в летний период. Всех поросят вместе с матками выпускаю на пастби ще. Кроме этого подкармли ваю их мелко нарезанной све жей травой. В этих условиях поросята хорошо развиваются, быстро растут. В двухмесяч ном возрасте почти каждый из них весит не менее 16 кило граммов. За второй опорос я рассчи тываю получить большой вы ход молодняка— по тринадцать поросят от каждой свиномат ки. Так что своп обязательст ва в честь юбилея страны вы полню успешно. И. ГЛАДКИХ , гвинарь колхоза имени Ленина. „ В о с х о д “ 3 стр., 11 июня 1967 г. М 70 (4629)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz