Восход. 1967 г. (с. Измалково Липецкой обл.)

Восход. 1967 г. (с. Измалково Липецкой обл.)

В ПЕРИОД коллективизации на повестке дня партийных ячеек района стал вопрос о ликвидации неграмотности . Эта - работа началась раньше, еще в первые годы Советской власти. В декабре 1919 года В. И. Лениным ' был подписан декрет о ликвида ­ ции неграмотности населения в возрасте от восьми до пятнадцати лет. Данная задача была перво-; степенной важности. И это понят-' но. Для восстановления и разви тия народно го хозяйства требовач] лись грамотные кадры , а их не было, цари зм оставил нам тяж е ­ лое наследие: темноту , невеже ­ ство и сплошную безграмотность . Д остаточно сказать, что до рево ­ люции в наших деревнях и селах насчитывалось всего со р о к учите­ лей, на тысячу человек населения приходилось лишь 13 учащихся. Вот почем у ликвидация не гра ­ мотности расценивалась ка к зада­ ча ном ер один. После издания декрета начали создаваться пункты по ликвида ­ ции неграмотности . В 1922 году в село Чермошное приехала первая сельская учительница Пелагея Се­ меновна Парахина. Нерадостную картину она увидела здесь. Не­ большое , примитивное здание, в ко то р ом располагалась раньше цер ковно -при ход с кая школа, от­ сутствие необходимой базы. Одна учительница на сто сельских ребя ­ тишек ! С утра до вечера, не счи­ таясь со временем , хлопотала Па­ рахина в школе . А вечером при ­ валивали новые заботы : на заня­ тия собирались взрослые . П рихо ­ дили подрос тки и те, ком у за со ­ р о к , отрывались от домашне го хозяйства ж енщ ины— все шли за грамотой . А давалась она очень трудно , по том у что сказывался ве­ ковой лапотный быт. К тому же было немало и дру гих трудностей : не хватало помещений , учебников , письменных принадлежностей . Пи­ сали со ком , выжатым из столовой свеклы , писали гусиными перья ­ ми, гриф елем— кто чем мог. Зато ка кой радостью светились глаза взро сло го человека, ко гда он постигал чтение. — М но го наших сельчан научи­ лись тогда грамоте ,— рассказывает Пелагея Семеновна. — Нелегкое было время. Парахина— старейшая учитель­ ница в нашем районе. В нынеш ­ нем году исполняется пятидесяти­ летие ее педа го гической деятель­ ности. За этот период через ее за­ ботливые р у ки прошли тысячи и тысячи учеников , ко торы е стали учителями , инженерами , механи ­ заторами , учеными . Пелагея Се­ меновна и сейчас не расстается со ш колой , хотя ей уж е за семьде ­ сят. Родина вы соко оценила труд старой сельской учительницы , на­ градив ее орденами и медалями. ...Давайте опять перенесемся в ( Продолжение. Начало см. в Л»№ 04, 05, 67, 08, 09). те годы. Село Измалково . Здесь в ли кбезе принимала активное участие учительница В. Е. Русано­ ва. Она и ее дочь Елена, ко м с о ­ молка, мобилизовали м олодеж ь в поход за ликвидацию не грам о тно ­ сти и во зрож дени е культуры . К ом ­ сомольцы вели больш ую агитаци­ онную работу в массах, собирали крестьян на занятия, подыскивали помещения . А по с кольку зданий не хватало, на занятия собирались поо чередно в крестьянских домах. Пункты ликбеза являлись не толь­ ко центром учебы, но и очагами живой культурно -массовой рабо ­ ты, запевалой в ко торой был к о м ­ сомолец Петр Ачкасов. Пели пес­ ни, ставили спектакли , вели анти­ рели гио зную пропаганду . Среди м олодежи распространилась пес­ ня: Долой , долой монахов, Долой , долой попов ! Бей спекулянтов. Дави кулаков. В 1925 году в Предтечевской во­ лостной ячейке насчитывалось уж е более 250 ком сомольцев , оказывавших больш ую помощ ь в ликвидации неграмотности . Сель­ ские учителя были неимоверно за груж ены работой, их все еще не хватало, поэтому к обучению населения привлекались зачастую наиболее способные учащиеся. Учителя неред ко оставляли за се­ бя лучше го ученика в классе, а сами шли на пункты ликбеза. Так, например, было в И змал ковской школе. В Предтечеве сельский Совет определил в населенном пункте несколько участков и закрепил за ними грамотных активистов: изба­ ча А. А. К урских , фельдшера больницы Ф . Г. Грузкова , учитель­ ницу М. П. Кирсанову. Составили списки крестьян . С трого следили за выполнением графика учебы. Занятия проходили в бывшем бар ­ с ком доме. Как уж е подчеркивалось , что в период нэпа и единолично го хо ­ зяйствования ликбез только начи­ нался. Массовый же поход за уче ­ бу развернулся в начале тридца ­ тых годов. О сенью 1931 года на основании решений партии район ­ ный исполнительный комитет при ­ нял постановление о всеобщем начальном обязательном о бр а зо ­ вании. Ставилась задача охватить начальным обучением 1870 чело ­ век неграмотных и 2.338 м ало гра ­ мотных. Для успешно го выполне­ ния этой задачи в районе был о р ­ ганизован месячни к по ликбезу . Приступили к работе сельштабы, комитеты всеобуча и дру гие об ­ щественные организации . Райком партии разработал специальный план месячника, в ко то р ом указы велось на что обратить внимание: на ремонт ш кол и обеспечение их топливом , на создание учителям необходимых условий, на разъяс­ нительную работу среди населе­ ния, на изыскание средств для ликбеза. ^ Вместе с этим уделяется внима­ ние организации красных у голков , изб-читален, улучшении кн и го то р ­ говли. Последнее имело немало­ важное значение для повышения культуры села. Ведь книга несла в массы знания, она учила жить, трудиться. Поэтому распростране ­ ние кни г стояло в тот момент на переднем плане. Районная по тре ­ бительская кооперация не один раз подвергалась острой крити ке за неудовлетворительную поста­ новку торговли кни гой . П роводи ­ лись декадни ки и месячники по распространению печати. Вот, на­ пример , что сообщается в район ­ ной газете от 1932 года: «За пер ­ вые три дня декадни ка реализо ­ вано литературы на 230 рублей». К 15-ой годовщине Великого О ктября И змалковский район при ­ шел с хорошими успехами на культурном фронте. В районе имелось восемь изб-читален, 5 бюджетны х и 23 внебюджетны х библиотеки , три клуба и три ки н о ­ театра, 5 киноперед виж е к , 144 красных уголка , 27 радиоточек и 74 радиэфирных установки, три небольшие электростанции . Кстати, об электросвеге . На сле­ д ующ ий год, ко гда измалковцы собрались на торжественное засе­ дание, посвященное шестнадца­ той годовщ ине О ктябр ьс кой рево ­ люции, в районном клубе вспых­ нул электросвет. Он не был д и ко ­ винкой. И змалковцы часто бывали в Ельце, где гора здо раньше по ­ явился электросвет. Радостная неожиданность была тут в д ру гом : лампочки Ильича зажглись в тор ­ жественный момент , накануне праздника О ктября , словно о за ­ рив е го идеи. Да, ленинский свет яр ко озарил жизнь измалковских крестьян. Ко гда -то забитые и вечно недое ­ давшие, они теперь жили зажи ­ точно, за кор о т ки й ср о к заметно возросла их культура и образова ­ ние. Если до революции в наших селах и деревнях было 20 школ, то в 1928 году их стало 69, в 1932 — 92. В районе насчитывалось в 1932 году 11.670 учащихся против двух с половиной тысяч, обучав ­ шихся при царизме . Количество учителей возросло в пять раз. К конц у 1931 года грамотность населения от 12 до 50-летнего возраста достигла 91 процента по сравнению с 76 процентами в 1 /29 году. Но это было только начало. Пе­ ред партийными ячейками района встали новые задачи на кул ь тур ­ ном фронте. Райком партии и рай­ испол ком зимой 1934 года вновь возвращаются к вопросу о ли кбе ­ зе. В деревнях и селах сд щаются 35 ш кол для неграмотных с коли ­ чеством в 1.488 человек и мало ­ грамотны х— в 2.180 человек. Для проведения ликбеза посылается с о р о к человек из партийного и ком сом о л ь с ко го актива, 87 культ- армейцев и 20 учителей. Состав­ ляются списки крестьян , неохва­ ченных учебой, собираются сред ­ ства для платных ликвидаторов неграмотности , решается вопрос об обеспечении ш кол необходи ­ мой материальной базы. П рове ­ денная работа увенчалась хо р о ­ шими успехами, о ко торы х шла речь на состоявшемся в августе 1935 года районном совещании ударников культурн о го фронта. Отмечалось, что, если в 1928 го ­ ду в районе была лишь одна се­ милетняя школа, то на шестом го ­ ду всеобщ его обязательного о б у ­ чения стало уж е 12 неполных средних школ . П о -преж нем у м но го внимания уделялось улучшению кн и го то р ­ говли и работы библиотек и изб - читален. Теперь дело заключалось не столько в агитации среди ко л ­ хозни ков о пользе чтения, с кол ь ­ ко в том, чтобы по -настоящ ему обеспечить их самой ра знообра з ­ ной литературой. Люди сами тяну­ лись к знаниям, книга стала их не­ обходимостью . В деревне К ош ки ­ но, например, колхо зни ки с инте­ ресом читали произведения М. Ш олохова и просили заведую ­ ще го красным у гол ком привести им роман О стро вс ко го «Как зака­ лялась сталь». ...Так тридцать с лишним лет на­ зад шла в нашем районе кул ь т ур ­ ная революция . С тех пор неизме ­ римо вырос культурный и обр а зо ­ вательный уровень советенгф людей. Хотя сейчас И змалковский рай­ он по территории гора здо меньше перед тем, ка ким он был, но за что ни возьмись — все нынешнее превышает в десятки и сотни раз. Давай, д ор о го й читатель, возьмем для сравнения две цифры : 27 и 6.944. Первая из них выражает к о ­ личество радиоточек, что насчи­ тывались в 1932 году, вторая го в о ­ рит о наличии их сегодня. Разница в 250 раз! Тридцать с лишним лет назад, в архивных данных упоминается об имевшихся в районе 74 радио- эфирных установках. Для ю г о времени это, конечно , было нема­ лым достижением . Но как бледно выглядит эта цифра по" сравнению с тысячами новейших м аро к ра ­ диоприемни ков и телевизоров, к о ­ торые слушают и смотрят сейчас наши сельские труженики . А возьмите образование. Срав­ нивая цифры, вы непременно по ­ думаете о скачке . О скачке, ко т о ­ рый сделала Советская Родина, а вместе с ней и наш район, за по ­ следние десятилетия. От ликбеза страна первой в м ире шагнула ко всеобщ ему среднем у обра зова ­ нию, ко торое завершится в те ку ­ щей пятилетке. Сейчас в нашем районе сотни красных угол ков , 33 сельских клуба, 22 библиотеки , в которы х насчитывается десятки тысяч то ­ мов. Сельские тр уж ен и ки выписыва­ ют более двадцати тысяч э к зем п ­ ляров периодической печати. В сельских клубах— десятки стацио ­ нарных и передвижных киноуста ­ новок. Говорят, что циф ры— с куч ­ ная вещь, но в данном случае они звучат как самая замечательная мелодия, свидетельствуя о сплош ­ ной грамотности , вы сокой культу ­ ре, о счастливой жизни изм ал ков ­ ских земледельцев. М но гие ур ож енцы нашего рай­ она стали видными специалиста­ ми сельско го хозяйства, инжене ­ рами, врачами, учеными, Да и в самом районе трудятся сотни спе ­ циалистов самых разных профес ­ сий с высшим и средним обр а зо ­ ванием. Достаточно сказать, на­ пример , что только одних учите­ лей в районе о ко л о пятисот (за ­ метьте: до революции их было всего лишь 40). Сейчас ни для к о ­ го не удивление, что доярка , ска ­ жем , учится в институте. М но гие наши хозяйства послали учиться в вузы м олодеж ь на свои средст­ ва. Наряду с очным обучением сот­ ни сельских труж ен и ко в района заочно повышают свое обра зова ­ ние в высших и средних специаль­ ных учебных заведениях. Мы, к о ­ нечно, иногда не замечаем этого, потому что все это— наша обыч ­ ная жизнь , ем ко называемая новью советской деревни. Посмотрите на наши села. С каж ды м год ом все заметнее сти­ рается грань м еж д у гор о д ом и деревней . Повсюду , ка к грибы по ­ сле дождя , вырастают новые до ­ ма, появляются новые улицы, в большинстве населенных пунктов светятся лампочки Ильича. В упорном труде рождается успех Свинарем в колхозе имени Ленина н работаю нот уже несколько лет. Каждый год добиваюсь лучших результа­ тов. Говорят, что мне «везет», поэтому получаю за два опо­ роса более двадцати поросят от свиноматки. Но везучесть ли это? Конечно, нет. Пора­ ботать к году приходится не­ мало, чтобы добиться таких показателей. За хлопотами на ферме порой даже забы­ ваешь о домашних делах. Просто не люблю, когда к де­ лу относятся спустя рукава и бросают слова на ветер. Чтобы выполнить свои обяза­ тельства я не жалею сил, не считаюсь со временем. Нынче дал слово—получить по 20 поросят от свиноматки. Прошло пять месяцев юбилей­ ного года. Приплод от перво­ го опороса уже получен. И результаты неплохие. В сред­ нем каждая свиноматка при­ несла по 15 поросят. На стра­ ницах газеты хочу рассказать, как добивался этого. Главное —стремлюсь всегда строго соблюдать зоотехниче­ ские требования пр.и уходе за животными. За месяц до пок­ рытия маток начинаю давать им более полноценные корма богатые белками и витамина­ ми. Ввожу в рацион разнооб­ разные сочные корма, концен- траты^ сенную муку. Перед кормлением обязательно вы­ пускаю на прогулку. Зто раз­ вивает у них большой аппетит. В период подготовки маток к случке очень важно строго следить за упитанностью жи­ вотных. Ведь как тощие, так и ожиревшие свиньи пло­ хо приходят в охоту, дают небольшое количество поросят, чаще всего слабых. Конечно, многоилодность маток и жиз­ неспособность новорожденного молодняка зависят и от дру­ гих условий. Правильное со­ держание и кормление хрнков- ироизводителей в случной период— важнейшее из них. Па нашей ферме хряки по­ лучают корм в смешанном ви­ де. В суточный рацион вводим до 70 процентов концентра­ тов, сокращаем дачу других кормов. В другое время наобо­ рот: количество концентратов уменьшаем, а различных дру­ гих кормов прибавляем. Чтобы производители не по­ теряли аппетита, рацион час­ то меняем. Сейчас они пасут­ ся на нрифермском участке, специально отведенном и за­ сеянном вико овсяной смесью для зеленой подкормки живот­ ных. Подбор кормов для маток в зависимости от срока их су- норосности требует особого внимания. Обычно я выдаю им в сутки 3—4 килограмма соч­ ных кормов, 1,5—2 килограм­ ма концентратов, минеральную подкормку, а когда завозится свекольный жом и его ввож.у в рацион по 3—4 килограмма. Перед опоросом сокращаю дачу грубых кормов и увели­ чиваю концентрированных. Кормлю три раза в день, вво­ лю пою свежей теилой водой. Животных регулярно выпускаю на прогулки, которые, прекра­ щаю за пять дней до опороса. В зимнее время вниматель­ но слежу за состоянием мо­ лочных желез у свиноматок. В станки'настилаю больше со­ ломы. Делаю это с той целью, чтобы свиноматка не могла застудиться. Сохранить весь молодняк удается путем правильного ухода за ним. Опоросы при­ нимаю сам. В период массово­ го расплода маток приходит­ ся и подежурить на ферме. Каждого новорожденного по­ росенка стараюсь приучить к определенному соску. Вывает, что их не хватает на всех. В таких случаях подсаживаю поросенка к другой матке, ес­ ли она опоросилась в одно и тоже время и имеет свободные соски. Нольшое внимание уде­ ляю подкормке молодняка. Приучаю к гидропонной зеле­ ни поросят с 5—6 дневного возраста.^ Сначала готовлю всевозможные кулеши, позднее ввожу в рацион каши, приго­ товленные из концентратов, а С пятнадцатидневного возрас­ та даю все корма, которые имеются на ферме. В них обя­ зательно добавляю минераль­ ную подкормку. Все это укреп­ ляет организм, делает его бо­ лее устойчивым ко всякого ро­ да заболеваниям. Несколько слов скажу о со­ держании молодняка в летний период. Всех поросят вместе с матками выпускаю на пастби­ ще. Кроме этого подкармли­ ваю их мелко нарезанной све­ жей травой. В этих условиях поросята хорошо развиваются, быстро растут. В двухмесяч­ ном возрасте почти каждый из них весит не менее 16 кило­ граммов. За второй опорос я рассчи­ тываю получить большой вы­ ход молодняка— по тринадцать поросят от каждой свиномат­ ки. Так что своп обязательст­ ва в честь юбилея страны вы­ полню успешно. И. ГЛАДКИХ , гвинарь колхоза имени Ленина. „ В о с х о д “ 3 стр., 11 июня 1967 г. М 70 (4629)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz