Восход. 1967 г. (с. Измалково Липецкой обл.)

Восход. 1967 г. (с. Измалково Липецкой обл.)

Уничтожение капитализ­ ма и его следов, введение основ коммунистического порядка составляет содер­ жание начавшейся теперь новой эпохи всемирной истории. В. И. ЛЕНИН. С АМАЯ ДОРОГАЯ памятная дата для каждого советского че­ ловека, для всего прогрессивного человечества—день рождения Владимира Ильича Ленина (1870 -1924), великого мыслителя, основателя Коммунистической партии и Советского государства, вождя международного революционного движения пролетариата. История не знает человека, деятельность которого оказала бы такое огромное влияние на судьбы народов, на ход мировых собы­ тий, как В. И. Ленин. Вся жизнь В. И. Ленина, верного последователя учения К. Марк­ са и Ф. Энгельса, великого продолжателя их дела, его борьба — пример беззаветного служения человечеству. Несгибаемая воля, преданность делу трудящихся, бесстрашный ум ученого и револю­ ционная страстность бойца, неиссякаемый талант организатора и вдохновителя масс — таким знали В. И. Ленина современники, таким он остается в сердцах людей нашего времени. Величайший мыслитель-революционер, он творчески развил марксистское учение, отстоял его чистоту в борьбе против „пра­ вого“ и „ левого“ оппортунизма, вооружил коммунистическое и ра­ бочее движение научной программой переустройства мира тео­ рией социалистической революции, строительства социализма и коммунизма. Жизнь В. И. Ленина неразрывно связана с Коммуни­ стической партией Советского Союза. Он объединил псовые марк­ систские кружки в боевую организацию, создал цельное и строй­ ное учение о партии, разработал ее стратегию и тактику, идео­ логические и организационные принципы. _ Имя В. И. Ленина неотделимо от свершения Великой Октябрь­ ской революции, пятидесятилетие которой скоро отметит все пе­ редовое человечество. Многогранен был гений В. И. Ленина, руководителя борьбы со­ ветского народа, его вооружен­ ных сил в период гражданской войны и иностранной интервен­ ции, организатора строитель­ ства социализма. Почти полувековой историче­ ский путь нашей страны, все ми­ ровое развитие после Октября свидетельствуют о жизненной силе ленинизма. Сверяя свой курс с ленинскими заветами, к ом м у ­ нистическая партия уверенно ве­ дет нашу страну по пути по­ строения коммунистического об­ щества. Творчески развивая марк­ сизм-ленинизм применительно к конкретным историческим усло­ виям, партия успешно решает сложные экономические, полити­ ческие и идеологические пробле­ мы, возникающие в ходе комму­ нистического строительства, о чем свидетельствуют решения XX III съезда КПСС. Создание и развитие мировой системы социализма, крах коло­ ниализма, превращение между­ народного коммунистического движения в самую влиятельную политическую силу современно­ сти—убедительное доказатель­ ство великой правды ленинизма. В. И. Ленин в октябрьские дни дает распоряжение матросам Балтийского флота за­ нять телефонную станцию. (Картина заслуженного деятеля искусств РСФСР П. Васильева). Фотохроника ТА СС ТО БЫЛО в ноябре 1933 года. Иэмалковцы праздновали шест­ надцатую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Празднично одетые люди собрались на торжест­ венное заседание в клубе, переоборудованном из старой купеческой мельницы. В зале воцарилась тишина, какая всегда устанавливает­ ся перед торжественными минутами. За небольшими окнами густели осенние сумерки. Вдруг в клубе ярко вспыхнули электрические лам­ почки, и люди тихо воскликнули от приятной неожиданности. Для измалковцев, конечно, это не было диковинкой, многие из них ча­ сто бывали в Ельце, где гораздо раньше появился электросвет. Но то было в городе, а тут электри­ чество загорелось в своем селе. Как не порадоваться! К тому же лампочки Ильича вспыхнули в торжественный момент, перед праздником Октября, символизируя свет его идей. Они как бы освещали путь в строительстве новой жизни. С тех пор прошло более тридцати лет. За это время Измалково пережило свое второе рождение. Выросли добротные дома, появи­ лись новые улицы, село давно вышло из своих прежних границ. По вечерам оно светится множеством электрических огней, украшенное на главной улице—улице Ленина разноцветными электрогирлянда- ми. В прошлом году Измалково подключилось к государственной энергосети. И не только райцентр, но и все центральные усадьбы хозяйств ЛАМПОЧКИ ИЛЬИЧА светятся сейчас лампочками Ильича. В последние годы проведена большая работа по электрификации населенных пунктов. Ток от юсударетвенной сети пришел в Чернаву, колхоз «Знамя Ленина», совхоз «Лебяженский», сельхозартель имени Дзержинского. В те­ кущей пятилетке буди электрифицированы все колхозы и совхозы района. Как тут не вспомнить слова В. И. Ленина: «Коммунизм —это есть Советская власть плюс электрификация всей страны». Вождь революции придавал исключительное значение технической оснащенности народного хозяйства и его электрификации. Под руко­ водством Ленина был разработан план ГОЭЛГО, по которому были построены первые в стране элект­ ростанции, положившие начало мощнейшим гигантам электроиндустрии. Ленинский план успешно претворяется в жизнь. Его осущест­ вление измалковцы видят и на своих показателях. Ведь электричест­ во у нас не только как средство освещения, это—энергия, приво­ дящая в действие машины и механизмы. В нашем районе насчитыва­ ется более трех тысяч электромоторов. Думая об этом, я и вспомнил о первых лампочках Ильича, оза­ ривших путь к новой жизни. П. ИЗМАЛКОВ, нешт. корр. «Восхода». ПОД СВЕ ТОМ ЛЕНИНСКИХ ИДЕЙ 111111111Ш111НМШ............111Ш11ШШШШМШШ11Ш.................... ..............................................................................111111111111111........... ............ШШШШШ1ШШ........ 1Ш11111ШШ1Ш1........................... . Экскурсия в музей — У нас сегодня экскурсия в музей Владимира Ильича Ленина, — радостно сообщил Александр, вбежавший в класс. — Сашка, а кто экскурсовод? О чем он будет рассказывать? — допытывались ребята. — Вот начнется урок, тогда все узнаете, — пообещал тот. Прозвенел звонок. Ребята с не­ терпением ожидали Зинаиду Ха­ ритоновну, учительницу по исто­ рии. Вместе с нею в класс вошла и десятиклассница Эмма Немкова. — Ребята,—говорит учительни­ ца, — сегодня у нас тема урока: „Революционная д е я т е л ьность Владимира Ильича за границей". Экскурсовод Немкова подробно расскажет вам об этом. Учащиеся бесшумно вышли из класса. Затаив дыхание, они слу­ шают, как Эмма интересно рас­ сказывает о вожде революции. Окончился урок, но ребята не расходятся, а продолжают разго- ыор о революционной деятельно­ сти вождя пролетариата. Задают вопросы экскурсоводу, которая охотно отвечает на них... Вот уже год, как по инициати­ ве ребят в Измалковской средней школе организован музей В. И. Ленина. Началось с малого. Ре­ бята под руководством пионер­ вожатых, учителей стали собирать литературу об Ильиче, вырезки из газет и журналов, фотографии. Хорошие воспоминания прислала учащимся личный секретарь В. И. Ленина т. Стасова. Ребята полу­ чили письмо из Пражского му­ зея, в котором была описана ре­ волюционная деятельность вождя за границей. Школьники оформи­ ли стенд „По ленинским местам за границей". Пионеры и комсомольцы систе­ матизировали материал, оборудо­ вали стенды по периодам жизни и деятельности В. И. Ленина. Пре­ подаватели используют экспонаты школьного ленинского музея на уроках. Особенно оживилась работа му­ зея накануне 97-й годовщины со дня рождения Ильича. Экскурсоводами работают хоро­ шисты учебы Г. Зыбцева, Э. Нем­ кова, В. Петрова, 3. Ефанова, М. Шаталов и другие. Кроме ленинского музея в клас­ сах оформлены стенды о Ленине, его соратниках. 22 апреля на пионерском сборе в ряды ленинцев примут более тридцати вчерашних октябрят, и торжественное обещание будет звучать как клятва молодого по­ коления быть верным заветам Ильича. Д. ТРУБИЦЫНА. ОТ ЛИКБЕЗА— ДО ВСЕОБУЧА Автор этих воспоми­ наний—пенсионер А. Д. Куценко, работавший долгое время директо­ ром И з м а;л к о в с кой средней школы. Пять­ десят. лет отдал он учи­ тельской деятельности. Участвовал в ликбезе. Описываемые события происходили в [одном из сел соседней обла­ сти. Аналогичное поло­ жение с ликвидацией безграмотности было и в нашем районе. ДЕКАБРЯ 1919 го­ да В. И. Ленин подписал декрет о ликвидации неграмот­ ности среди- населения в возрасте от 8 до 50 лет. На борьбу с негра­ мотностью было мобили­ зовано все учительство и хорошо грамотное на­ селение. С осени 1920 года начали работать пункты по ликвидации неграмотности. Село Те- личье Орловской губер­ нии, где я работал, на­ считывало 450 дворов и в то время не имело своего школьного зда­ ния, а арендовало поме­ щение у зажиточного крестьянина, который по­ строил дом под винную монополию. Разместить в вечернее время в этом здании всех желаю­ щих учиться не было ни­ какой возможности. Шла молодежь, люди средне­ го возраста и даже по­ жилые. Пришлось от­ крыть дополнительно пункты в домах крестьян в разных концах села, чтобы дать возможность учиться всем желающим и приблизить их к месту жительства. Не одна беда— нехват­ ка помещений. Не было букварей, бумаги, пись­ менных принадлежно­ стей, света. Но это не могло остановить тягу к знаниям. Букварь, издан­ ный для взрослых не­ большим тиражом, заме­ нял стены, где наклеи­ вались написанные на бумаге первые слова: «Мы не рабы. Рабы не мы» и т. д. Так осваива­ лось чтение. Писали на бумаге уже по пописан­ ному поперек, пользуясь чернилами из настоя цветной глины, свеколь­ ного сока. Писали гуси­ ными перьями. У неко­ торых сохранились гри­ фельные доски. Лампы заменялись глиняными плошками, заправленны­ ми конопляным маслом. Какой радостью свети­ лись глаза взрослых лю­ дей, овладевших грамо­ той! Перед ними откры­ вался новый мир: «Мы не рабы». Никакие труд­ ности не могли поколе­ бать желание строить новую жизнь. Мне в эти годы дове­ лось работать с допри­ зывниками по военной подготовке. Половина из них были совсем негра­ мотные, а остальные окончили один или два класса. Редко кто окан­ чивал тогда школу (три класса). С большим тру­ дом они усваивали воен­ ные знания, все запо­ миналось только со слов. Еще хуже было с гра­ мотностью женщин. В лучшем случае родители разрешали походить го­ док, чтобы узнать буквы, а то с раннего возраста садились за прялку, по­ могали по хозяйству. По­ этому в школах резко падал контингент уча­ щихся с первого по тре­ тий класс. Если в первом классе учились 50—60 человек, то в третьем— не больше 10-ти. При этом девочек были еди­ ницы. С развертыванием ликвидации неграмотно­ сти, естественно, возник вопрос об организации групп малограмотных. В эти группы шла, глав­ ным образом, моло­ дежь, где не только обу­ чались грамоте, но и ве­ ли большую культурно- массовую работу среди населения. По оконча­ нию уроков оставались на репетиции по подго­ товке спектаклей, кон­ цертов. К концу тридцатых го­ дов уже назначались го­ сударством платные лик­ видаторы неграмотности. Количество неграмотных резко сократилось, к этому времени государ­ ство экономически ок­ репло. Вот с чего мы начали. А сейчас наша партия ставит задачу завершить в нынешней пятилетке всеобщее среднее обра­ зование. А. КУЦЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz