Восход. 1967 г. (с. Измалково Липецкой обл.)
Уничтожение капитализ ма и его следов, введение основ коммунистического порядка составляет содер жание начавшейся теперь новой эпохи всемирной истории. В. И. ЛЕНИН. С АМАЯ ДОРОГАЯ памятная дата для каждого советского че ловека, для всего прогрессивного человечества—день рождения Владимира Ильича Ленина (1870 -1924), великого мыслителя, основателя Коммунистической партии и Советского государства, вождя международного революционного движения пролетариата. История не знает человека, деятельность которого оказала бы такое огромное влияние на судьбы народов, на ход мировых собы тий, как В. И. Ленин. Вся жизнь В. И. Ленина, верного последователя учения К. Марк са и Ф. Энгельса, великого продолжателя их дела, его борьба — пример беззаветного служения человечеству. Несгибаемая воля, преданность делу трудящихся, бесстрашный ум ученого и револю ционная страстность бойца, неиссякаемый талант организатора и вдохновителя масс — таким знали В. И. Ленина современники, таким он остается в сердцах людей нашего времени. Величайший мыслитель-революционер, он творчески развил марксистское учение, отстоял его чистоту в борьбе против „пра вого“ и „ левого“ оппортунизма, вооружил коммунистическое и ра бочее движение научной программой переустройства мира тео рией социалистической революции, строительства социализма и коммунизма. Жизнь В. И. Ленина неразрывно связана с Коммуни стической партией Советского Союза. Он объединил псовые марк систские кружки в боевую организацию, создал цельное и строй ное учение о партии, разработал ее стратегию и тактику, идео логические и организационные принципы. _ Имя В. И. Ленина неотделимо от свершения Великой Октябрь ской революции, пятидесятилетие которой скоро отметит все пе редовое человечество. Многогранен был гений В. И. Ленина, руководителя борьбы со ветского народа, его вооружен ных сил в период гражданской войны и иностранной интервен ции, организатора строитель ства социализма. Почти полувековой историче ский путь нашей страны, все ми ровое развитие после Октября свидетельствуют о жизненной силе ленинизма. Сверяя свой курс с ленинскими заветами, к ом м у нистическая партия уверенно ве дет нашу страну по пути по строения коммунистического об щества. Творчески развивая марк сизм-ленинизм применительно к конкретным историческим усло виям, партия успешно решает сложные экономические, полити ческие и идеологические пробле мы, возникающие в ходе комму нистического строительства, о чем свидетельствуют решения XX III съезда КПСС. Создание и развитие мировой системы социализма, крах коло ниализма, превращение между народного коммунистического движения в самую влиятельную политическую силу современно сти—убедительное доказатель ство великой правды ленинизма. В. И. Ленин в октябрьские дни дает распоряжение матросам Балтийского флота за нять телефонную станцию. (Картина заслуженного деятеля искусств РСФСР П. Васильева). Фотохроника ТА СС ТО БЫЛО в ноябре 1933 года. Иэмалковцы праздновали шест надцатую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Празднично одетые люди собрались на торжест венное заседание в клубе, переоборудованном из старой купеческой мельницы. В зале воцарилась тишина, какая всегда устанавливает ся перед торжественными минутами. За небольшими окнами густели осенние сумерки. Вдруг в клубе ярко вспыхнули электрические лам почки, и люди тихо воскликнули от приятной неожиданности. Для измалковцев, конечно, это не было диковинкой, многие из них ча сто бывали в Ельце, где гораздо раньше появился электросвет. Но то было в городе, а тут электри чество загорелось в своем селе. Как не порадоваться! К тому же лампочки Ильича вспыхнули в торжественный момент, перед праздником Октября, символизируя свет его идей. Они как бы освещали путь в строительстве новой жизни. С тех пор прошло более тридцати лет. За это время Измалково пережило свое второе рождение. Выросли добротные дома, появи лись новые улицы, село давно вышло из своих прежних границ. По вечерам оно светится множеством электрических огней, украшенное на главной улице—улице Ленина разноцветными электрогирлянда- ми. В прошлом году Измалково подключилось к государственной энергосети. И не только райцентр, но и все центральные усадьбы хозяйств ЛАМПОЧКИ ИЛЬИЧА светятся сейчас лампочками Ильича. В последние годы проведена большая работа по электрификации населенных пунктов. Ток от юсударетвенной сети пришел в Чернаву, колхоз «Знамя Ленина», совхоз «Лебяженский», сельхозартель имени Дзержинского. В те кущей пятилетке буди электрифицированы все колхозы и совхозы района. Как тут не вспомнить слова В. И. Ленина: «Коммунизм —это есть Советская власть плюс электрификация всей страны». Вождь революции придавал исключительное значение технической оснащенности народного хозяйства и его электрификации. Под руко водством Ленина был разработан план ГОЭЛГО, по которому были построены первые в стране элект ростанции, положившие начало мощнейшим гигантам электроиндустрии. Ленинский план успешно претворяется в жизнь. Его осущест вление измалковцы видят и на своих показателях. Ведь электричест во у нас не только как средство освещения, это—энергия, приво дящая в действие машины и механизмы. В нашем районе насчитыва ется более трех тысяч электромоторов. Думая об этом, я и вспомнил о первых лампочках Ильича, оза ривших путь к новой жизни. П. ИЗМАЛКОВ, нешт. корр. «Восхода». ПОД СВЕ ТОМ ЛЕНИНСКИХ ИДЕЙ 111111111Ш111НМШ............111Ш11ШШШШМШШ11Ш.................... ..............................................................................111111111111111........... ............ШШШШШ1ШШ........ 1Ш11111ШШ1Ш1........................... . Экскурсия в музей — У нас сегодня экскурсия в музей Владимира Ильича Ленина, — радостно сообщил Александр, вбежавший в класс. — Сашка, а кто экскурсовод? О чем он будет рассказывать? — допытывались ребята. — Вот начнется урок, тогда все узнаете, — пообещал тот. Прозвенел звонок. Ребята с не терпением ожидали Зинаиду Ха ритоновну, учительницу по исто рии. Вместе с нею в класс вошла и десятиклассница Эмма Немкова. — Ребята,—говорит учительни ца, — сегодня у нас тема урока: „Революционная д е я т е л ьность Владимира Ильича за границей". Экскурсовод Немкова подробно расскажет вам об этом. Учащиеся бесшумно вышли из класса. Затаив дыхание, они слу шают, как Эмма интересно рас сказывает о вожде революции. Окончился урок, но ребята не расходятся, а продолжают разго- ыор о революционной деятельно сти вождя пролетариата. Задают вопросы экскурсоводу, которая охотно отвечает на них... Вот уже год, как по инициати ве ребят в Измалковской средней школе организован музей В. И. Ленина. Началось с малого. Ре бята под руководством пионер вожатых, учителей стали собирать литературу об Ильиче, вырезки из газет и журналов, фотографии. Хорошие воспоминания прислала учащимся личный секретарь В. И. Ленина т. Стасова. Ребята полу чили письмо из Пражского му зея, в котором была описана ре волюционная деятельность вождя за границей. Школьники оформи ли стенд „По ленинским местам за границей". Пионеры и комсомольцы систе матизировали материал, оборудо вали стенды по периодам жизни и деятельности В. И. Ленина. Пре подаватели используют экспонаты школьного ленинского музея на уроках. Особенно оживилась работа му зея накануне 97-й годовщины со дня рождения Ильича. Экскурсоводами работают хоро шисты учебы Г. Зыбцева, Э. Нем кова, В. Петрова, 3. Ефанова, М. Шаталов и другие. Кроме ленинского музея в клас сах оформлены стенды о Ленине, его соратниках. 22 апреля на пионерском сборе в ряды ленинцев примут более тридцати вчерашних октябрят, и торжественное обещание будет звучать как клятва молодого по коления быть верным заветам Ильича. Д. ТРУБИЦЫНА. ОТ ЛИКБЕЗА— ДО ВСЕОБУЧА Автор этих воспоми наний—пенсионер А. Д. Куценко, работавший долгое время директо ром И з м а;л к о в с кой средней школы. Пять десят. лет отдал он учи тельской деятельности. Участвовал в ликбезе. Описываемые события происходили в [одном из сел соседней обла сти. Аналогичное поло жение с ликвидацией безграмотности было и в нашем районе. ДЕКАБРЯ 1919 го да В. И. Ленин подписал декрет о ликвидации неграмот ности среди- населения в возрасте от 8 до 50 лет. На борьбу с негра мотностью было мобили зовано все учительство и хорошо грамотное на селение. С осени 1920 года начали работать пункты по ликвидации неграмотности. Село Те- личье Орловской губер нии, где я работал, на считывало 450 дворов и в то время не имело своего школьного зда ния, а арендовало поме щение у зажиточного крестьянина, который по строил дом под винную монополию. Разместить в вечернее время в этом здании всех желаю щих учиться не было ни какой возможности. Шла молодежь, люди средне го возраста и даже по жилые. Пришлось от крыть дополнительно пункты в домах крестьян в разных концах села, чтобы дать возможность учиться всем желающим и приблизить их к месту жительства. Не одна беда— нехват ка помещений. Не было букварей, бумаги, пись менных принадлежно стей, света. Но это не могло остановить тягу к знаниям. Букварь, издан ный для взрослых не большим тиражом, заме нял стены, где наклеи вались написанные на бумаге первые слова: «Мы не рабы. Рабы не мы» и т. д. Так осваива лось чтение. Писали на бумаге уже по пописан ному поперек, пользуясь чернилами из настоя цветной глины, свеколь ного сока. Писали гуси ными перьями. У неко торых сохранились гри фельные доски. Лампы заменялись глиняными плошками, заправленны ми конопляным маслом. Какой радостью свети лись глаза взрослых лю дей, овладевших грамо той! Перед ними откры вался новый мир: «Мы не рабы». Никакие труд ности не могли поколе бать желание строить новую жизнь. Мне в эти годы дове лось работать с допри зывниками по военной подготовке. Половина из них были совсем негра мотные, а остальные окончили один или два класса. Редко кто окан чивал тогда школу (три класса). С большим тру дом они усваивали воен ные знания, все запо миналось только со слов. Еще хуже было с гра мотностью женщин. В лучшем случае родители разрешали походить го док, чтобы узнать буквы, а то с раннего возраста садились за прялку, по могали по хозяйству. По этому в школах резко падал контингент уча щихся с первого по тре тий класс. Если в первом классе учились 50—60 человек, то в третьем— не больше 10-ти. При этом девочек были еди ницы. С развертыванием ликвидации неграмотно сти, естественно, возник вопрос об организации групп малограмотных. В эти группы шла, глав ным образом, моло дежь, где не только обу чались грамоте, но и ве ли большую культурно- массовую работу среди населения. По оконча нию уроков оставались на репетиции по подго товке спектаклей, кон цертов. К концу тридцатых го дов уже назначались го сударством платные лик видаторы неграмотности. Количество неграмотных резко сократилось, к этому времени государ ство экономически ок репло. Вот с чего мы начали. А сейчас наша партия ставит задачу завершить в нынешней пятилетке всеобщее среднее обра зование. А. КУЦЕНКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz