Восход. 1967 г. (с. Измалково Липецкой обл.)
По в е с т ь ип\\ш\п\\и\ш\и\\ии\ит\и\\и\\шшуи\\\и\ии\\\\и\\\\\\\\\\и\\\\и\\и\\уу\\\и\и\\и\\\ш\\\\\\\\и\\\\и\и\иши\иш\шш\шигииии\\\ии\ии\\ш\\\ч 1 \и«* Всем смертям ■ ■ ■ н ш н н Владислав Титов назло... 77. М ЕЧТЫ, мечты... Как все это значительно сложнее в жизни. Еремин выписался домой. Подошел и говорит: —Спасибо, доктор! Замечательные вы люди, но лучше не попадаться к вам. 17 мая. Неужели ампутация?!! После вечернего обхода Сергей неожиданно спросил: —Скажите, Егорыч, у человека есть судьба? Егорыч внимательно посмотрел на него. —Как тебе сказать... Я не поп и не философ, но, по моему то есть разумению, у каждого че ловека должна быть судьба. Своя. Единствен ная. Понимаешь? Есть вещи, которые сущест вуют независимо от воли или устремлений че ловека, но в конечном счете они все равно не могут повернуть судьбу по-своему, бросить ее, как часто говорят, на произвол. Если, конечно, сам человек не откажется от борьбы. —Да я не об этом...—недовольно поморщился Сергей. —Об этом, не об этом, Сереженька, а соба- / ка как раз тут и зарыта! Если не принимать в расчет религиозную мистику, то словами „че- 78. ловек — хозяин своей судьбы' все сказано. Никто не говорит, что это легко. Трудно... и очень. Но если опуститься, потерять веру в жизнь,—еще трудней. Сергей не ответил. Егорыч догадывался, что он мучительно искал ответ на вопрос о судьбе, далеко не праздный и не отвлеченный для него. .Судьба-индейка", „судьба— черная мачеха'— все это старое и древнее, что употребляли лю ди, когда попадали в тяжелое положение, не подходило к Сергею. Он не роптал на свою судьбу. Он страдал. Страдал, как может стра дать человек, лишенный способности все де лать так, как он делал прежде. Возможно, спра шивая о судьбе, Сергей старался повеселее взглянуть на свое будущее, будущее человека, который хоть что-то сможет сделать, чтобы не уйти из жизни и служить людям. Ведь он ока зался таким, служа "им, ограждая их от несча стья и гибели. —Верить надо, сынок,— сказал Егорыч и за молчал. Он нарочно замолчал, ожидая, что Сергей заговорит. Ведь это уже было неплохо — Сер- 79. гей заговорил! Столько дней молчал и вдруг заговорил! — Я не привык, чтобы за мной так... Даже кусок хлеба в рот и то... без помощи не обой дешься... — А ты не торопись казнить себя. Люди все поймут. Люди... они хорошие. — Да я не хорош... В палате держалась тишина. Никто не решал ся помешать начавшемуся разговору, словно это был разговор о самом наиважнейшем в жизни, какого никто никогда не знал. — Ты не обижайся, Сережа, на старика, — сказал Егорыч. — Я волк стреляный, слава бо гу, повидал на своем веку... и жизней и смер тей всяких... И умных, и глупых, и нелепых. Каких только .не приходилось видеть! Вот сов сем недавно, то есть года три назад... Егорыч медленно опустил голову на подуш ку и изменившимся, хриплым, словно просту женным голосом повел рассказ: — Шли мы втроем на #чур... Это в Якутии. Январь стоял. Лютый, шут его бери! Что назы вается, настоящий сибирский мороз. Кругом 80. тайга... Как невеста в фате разнаряжена. Тронь дерево—и сугроб снега на голову свалится. По ночам волки воют. Да такую тоску нагоняют— самому выть хочется. Пришли мы то есть к назначенному месту и того, зачем шли, не обна ружили. Решили искать. С пустыми-то руками кому охота возвращаться! Два дня плутали по тайге. От ближнего поселения ушли километров на полтораста. Запас продуктов подходил к концу и, посоветовавшись, решили идти назад. Тут как назло поднялась вьюга, и ночью волки спугнули наших оленей. То есть остались на своих двоих. Пошли пешком. День идем, дру гой, а вьюга и не думает переставать. На тре тий день вижу: заблудились... И вот тут-то на чалось. Был с нами парень один. Сильный, здо ровый... Только мозги у него как-то не так сто яли. Ну, то есть не то чтобы дурак, нет, не в том смысле говорю. Легкую жизнь любил. В ре сторане покутить, женщинам голову заморо чить, драку с пьяной головы затеять... тут уж ловчее его и храбрее не сыскать. А пришлось туго—куда вся его храбрость подевалась! «Не пойду,—кричит,—дальше, и все! Все равно по- (Продолжение. Начало см. в № 81. гибать, так уж лучше сразу, не буду мучить се бя. Подумаешь, герои! Погибнете, как мокрые курицы! Сядьте и ждите. Спохватятся, искать станут». А какие там из нас герои? Страшно-то нам так же, как и ему, только вида не подаем. И умирать сложа руки не хочется. То есть при шлось бы, так в борьбе. Уговаривали мы его, стыдили, пробовали на себе тащить... Куда там! Сопротивляется .. Что делать? Продовольствие на исходе, а идти бог весть сколько. Сидим и слушаем, как он нюни распускает. Плачет, кля нет все подряд. И тайгу, и мороз, и тот день, когда к нам, в группу пришел, и даже мать за то, что на свет родила. Сделали мы салазки, связали его, уложили и повезли. Орет благим матом, с салазок скатывается... То есть совсем сбесился! Хотя и в полном рассудке. Оно, ко нечно, ехать лучше, чем идти, но куда же со весть денешь? Здоров, как и мы, а... Чувствуем, не дойдем с ним до своих. Все погибнем. Реши ли уважить его просьбу: оставить, а самим искать дорогу. Сделали шалаш, отдали часть своих: продуктов и пошли. Идем и дорогу ме тим, чтобы людей со свежими силами выслать. 82. Четыре дня шли. На пятый нас подобрали охот ники, обессилевших, полузамерзших, голодных... Через день по нашим зарубкам его нашли. Только поздно было. Замерз. Уснул то есть и замерз... Погиб человек по своей же трусости. Испугался трудной дороги—и вот тебе... был и нет. Жалко, и зло берет! Как это можно на свою жизнь рукой махнуть! Нелепо! Егорыч долго смотрел отсутствующим взгля дом в потолок, потом, вздохнув, Добавил: —Может, и не надо было его одного остав лять? Но, с другой стороны, совсем ведь здо ровый парень. А что же нам двоим?.. Сесть и тоже лазаря петь, ждать своего конца? —Ну и правильно сделали!—выкрикнул кто-то из больных... —Семейным был?—спросил другой. —Нет... холостяк... Сережке вот нашему ро весник. В палате снова стало тихо. —Так кого и с кем вы сравниваете?—спросил Сергей. —А я, Сережа, никого и ни с кем не сравни ваю, К слову пришлось то есть, вот и расска зал. 83. Войдя как-то в палату, Григорий Васильевич спросил: —Сергей, тебе разве не хочется побывать на улице? И, не дожидаясь ответа, позвал Таню. Через минуту, уложемный в больничную ко ляску, Сергей выезжал на улицу. Впервые за время болезни. Впервые за свою жизнь—беспомощным, уло женным в коляску, как ребенок. Сергей не заметил, как распахнулась послед няя дверь и он очутился на улице. Яркий свет ослепил глаза, в нос ударила струя свежего воздуха, в голове закружилось, и, не помня се бя, Сергей закричал: —Небо! Смотри, Таня, небо! И облака!—Хо тел еще что-то крикнуть, но посмотрел на жену и смолк. Таня улыбалась, и по лицу ее бежали непро шенные слезы. —Перестань!—шикнул Кузнецов. —Они сами... честное слово, сами...—оправды валась Таня. 84. А Сергей удивленными глазами разглядывал небо, деревья, скамейки с сидящими на них людьми, будто попал на другую планету и ви дел все впервые. Перед ним, словно перед ре бенком, раскрывался огромный мир, в котором бурлила жизнь, плыла фантастическими очерта ниями облаков, шелестела зеленой листвой де ревьев, звенела, гудела, шуршала и кричала на разные голоса. Жизнь, которая ничем не напо минала о своей другой стороне, той, в которой были кровь и разочарования, боль и смерть. Сергей потянулся сорвать лист акации и тут же замер: «Чем же я сорву-то?» И сразу померкли минуту назад радовавшие его краски. Сергей неотрывно смотрел на солн це, не жмуря глаз, не ощущая боли в них, и не мог отвязаться от назойливого вопроса: «Где я слышал, что солнце черное? Я не верил этому. Считал игрой слов. Только не совсем оно чер ное, оно кроваво-черное и злое...» —Закурить...—сдавленно проговорил Сергей. Кузнецов вытащил из кармана пачку, достал сигарету и поднес к его губам. № 24, 25, 26,27, 28, 29,30,31, 32, 33, 34). З АПОРОЖСКАЯ област ь . Этот снимок сделан на высоте I 38 метров. Электромеханик Михайловской районной конто- * ры связи В. Плющ проверяет направленную антенну. Педавно\ в районном центре Михайловне закончен монтаж новой радио- § релейной линии, которая обеспечила связь района с Мелитопо-\ лем и Днепрорудным. Фотохроника ТАСС «тц\\\\цц\\\цу\пт\цЦу\цп\1пццтит\пуш1>ццуиу\п\пу\цц\цццу>щцц\ц\цццц\цц\цццицтитцццццццц|цтццц|цц|ц^цтУ1^>^тмтог\с —Как мне найти Алексея Ивановича Шаталова?—сойдя с авто буса, я спросил у одного из старожилов села Чернавы. Тот немного задумался, затем воскликнул: —А, да Вам отшельника, а зачем он Вам понадобился?.. Отшельник. С этим словом я прошел почти половину Чернавы, пока не сравнялся с низким, крытым железом домом. С шоссе к нему вела узкая, протоптанная в сугробе снега тропинка. Прямо из се ней дверь шла в небольшую, единственную комнату. В лицо пахнуло спертым, пропитанным сивухой воздухом. За столом сидел коротко стриженный, с ершистым волосом уже пожилой мужчина. Он мор щился от только что выпитой водки, сжимая в ладоне кусок черст вого хлеба. —Как мне увидеть Алексея Ивановича Шаталова?—спросил я. —Я и есть Шаталов,—проскрипел пропитанным хрипучим голо сом обитатель квартиры,—Что вам от меня угодно? Наш разговор явно не клеился. Хозяин дома скрипел зубами, обли вал грязью все и вся, предупредительно схватывал со стола кухон ный нож, который игриво ходил в его выцветших от отшельнической жизни руках, напоминая о том, что когда-то эти холодные исхуда лые руки не раз творили свои грязные делишки. —Вы вот сетуете на недостатки, а что сами предпринимаете, что бы их меньше было?—задал прямой вопрос я Шаталову. —Пишу во все инстанции, но меня нигде не понимают, не при знают... Да, Алексей Иванович! Вы правы, что Вас нигде не признают за порядочного человека. Нигде! Даже ваши близкие родные и соседт. Никто из них не может сказать о Вас даже доброго слова. Вы не заслуживаете этого Вы настоящий сорняк на чистом хлебном Пе ле,, Попробуем подтвердить фактами. Да, когда-то Вы жили в Москве, работали на авиационном заво де, Были на шахтах, выдавали на-гора уголь. Это было. Но почему же, не доработав до пенсии, Вы оказались в Чернаве? Дело в том, что там, на производстве занимались неблаговидными делами, попа ли на скамью подсудимых. И после этого получили запрет на прожи вание в столице. Но можно было искупить вину, вести честный образ жизни. Но Вы не пошли по правильному пути. Зашив ничем необоснованную злобу, Вы решили избрать отшельничество. С 1962 года нигде не работаете, живете за счет пенсии уже не первой своей жены, которая и получает всего 40 рублей в месяц, Вы же, здоровый человек, едите чужой хлеб, а подчас подворовываете на стороне на свое пропита ние и обогрев. Причем ходите и просите, чтобы вам по льготным условиям выписали топливо, заправляли бесплатно бензином мото цикл, а те, кто законно отказывает Вам в незаконной просьбе, обли ваете грязью, угрожаете «бумажным тигром». Да и только ли дело в этом. Когда умер Ваш отец, Вы не пошли проводить его в последний путь, а ответили: «Что ж, стащите его в песочный карьер и бросьте воронам...» А затем устроили тяжбу за наследство, на которое не имели права. Суд Вам законно отказал. Но Вы продолжаете тяжбу, клевещете на свою сестру, оскорбляете ее. Выходит, что Вы растоптали отцовскую честь, а затем усиленно рветесь к его годами накопленному трудом достоянию. —Не понимают меня здесь люди,—говорите Вы. Да и трудно понять. В нашем обществе не могут быть уважае мыми людьми лодыри и тунеядцы, отшельники, которые как черви подтачивают здоровое тело нашего общества. Почему же Вы не за думываетесь над этим? Почему не стремитесь жить собственным трудом? На эти вопросы Вы уклоняетесь от ответа. Отшельник—такое имя присвоили Вам, Алексей Иванович, одно сельчане. Ваше отношение к окружающей среде именно является таковым, Отсиживаясь в «осином гнезде», Вы рассчитываете на полу чение пенсии. Напрасно ждете такой благодарности человеческой. За паразитический образ жизни никто не начислит вознаграждения. Если не вернетесь к честной, трудовой жизни, не рассчитывайте на пенсию, на щедрость народную. Пеняйте сами на себя. Большой полнокровной жизнью живут сейчас советские люди. Всюду царит трудовое напряжение. Трудящиеся страны Советов не сут трудовую вахту в честь славной годовщины—50-леТия Советской власти. В этом огромном людском потоке они познают радость труда, создают благо народное. Но только в небольшой, прокопчен ной табачным дымом комнатушке сидит человек-отшельник, кото рый ест народный хлеб и туг же охаивает тех, кто его кормит. Общественность Чернавы должна обратить внимание на образ жизни А. И. Шаталова, помочь ему снять черное пятно прошлого, выйти на правильную дорогу и занять место в строю строителей коммунизма. Думается, что Шаталов поймет свои заблуждения. Иначе люди так дальше ему вести себя не позволят. В. ИЛЬИН. с. Чернава. Редактор Н. МАЦКОВ. иэмадковскай типографы* вблупрввлвии» п» авчати, С, Измалково, уд, Советская. Тираж 3520. Заказ № 183 * { ч . ->-■*$* *• -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz