Восход. 1965 г. (с. Измалково Липецкой обл.)
3 29 августа 1965 года В О С X О д П Е Р Е Д П Е Р В ЫМ З В О Н К О М ж ж 25 августа состоялось традиционное учитель с к о е с о в е щ а н и е . Прнсутствующие об судили доклад заведую щей) районо т. БЫТКИ- НА .О мёрах по корен ному улучіиению каче ства знаний учащихся и преодолению второ годничества в школах" и доклад „Школа—центр воспитательной работы с детьми", с которым выступил секретарь рай кома партин т. САВЕН- КОВ. Ниже мы публикуем отчет с августовского совещания учителей. т т В т о р о г о д н и ч е с т во —серьезное пре- пятствие на пути к осу- ществлению закона о всеобуче,— говорит в сво- ем докладе А. А. Быт- кин. — В нашем районе из 39 начальных школ 19 в прошлой году закон чили без второгодников. Хочется отметить боль шой труд учителей Лу- говской, Лесковской, Ни колаевской, М.-Чернав- ской, Ч а пл ы г инской, Троицкой школ. Борясь с второгодничеством, пе дагоги названных школ добиваются прочных зна ний учащихся, особое внимание здесь уделяют слабый ученикам. Но, ка к ни странно, 20 начальных школ рай она пмеют в т -о р о го д - ников. Ивановская и Вол- жанская школы (дирек тора т. Ксенофонтова и Данилова] имеют на каждые 10 учащихся одного второгодника. А ка к дело обстоит с успѣваемостью в средних и восьмилетних школах? Хорошо поработали кол лективы учителей Вла- совской, Архангельской восьмилеток,.Каменской, Афанасьевской, Измал- ковской средних іпкол. Однако есть у нас учительские коллективы, которые на протяжении года работали ниже сво- их возможностей. Это преподаватели Ровен - ской, ІІ.-Локотецкой и других школ. В э т и х ш к о л а х «царицей» в оценке знаний учащихся является тройка-^сосед- ка двойки. Особенно большая не- успеваемость в школах района по математике. Каждый четвертый деся- тиклассник допускает ошибки, связанные с плохим усвоением теоре тической) м а т е ри ала, каждый седьмой ученпк четвертого класса оши бается в формулировка вопросов задачи, слабо знает теорию. Дело в том, что некоторые учи теля не развивают у іпкольников познаватель ную активность, не на правляю! их инициати- ву на самостоятельное решение большого числа примеров и задач, не разнообразят приемы и Августовское учительское совещание методы веденпя урока, слабо осуществляют про- верку знаний. Большое место в док ладе заведующее рай оно было уделено мето дической и кружковой работе. С ОБСТОЯТЕЛЬНЫЙ докладом высту пил на совещании учи телей секретарь райкома партии В. А. Савенков. Доклад был посвящен воспитательной работе с детьми. — За последние годы, —сказал он,— органами народного образования проделана большая рабо та но перестройке систе мы образования. Опыт лучших школ показыва- ет, что сочетание обуче- ния с трудом обеспечи- вает повышение уровня общего и политического образования. У нас на- коплен извѳстный опыт воспитания школьников в духе высокой совет- ской морали. В районе есть школы, которые из года в год дают уча щимся глубокне и проч ные знания. К такпм относятся Власовская, Пятницкая, Сухо-Семе- нецкая, Хутор-Семенец- кая, Знаменская, Казе- евская, Вторая Кудпя- ровская, Чаплыгинская, Каменская школы. Тут каждый педагог проннк- нут чувством высокой ответственностп перед государством за воспи танію детей. Их всегда волнует вопрос: какими станут завтра их дети? Но, к сожалению, так обстоит не во всех Шко лах. В Никольской де- сятилетке, наиример, со зданы все необходимые условия для плодотвор ной педагогической и воспитательной работы. Школа укомплектована преподавательский соста- вом. Занятия проходят в одну смену. По учитель ский коллективом здесь допущен явный брак: на второй год оставлено восемь и на осень— 11 учащихся. ГІрпмерно та кая же картина в Обе- рецкой, Афанасьевской, Измалковской средних школах. А всего в 1964 — 1965 учебной году в школах района около трех тысяч детей учи лись на неудовлетвори тельные оценки и трой ки. Борьба за высокое ка чество обучения, вос питанно у детей высо- ких моральных качеств, чувства долга, органи зованности, настойчиво сти— первостепенная за дача наших учнтельских коллективов. Однако не которые преподаватели мало или почти не зани маются систематический воспитанием у учащих ся чувства отвѣтствен ности за учебу. За по- следнее время почему-то значительно сократилась сеть школьных предмет- иых кружкой. Ни в од ной из школ (кроме Афа насьевской и Глотовской] не работают химическое, математическне, литера турные кружки. Есть у нас и хорошие примеры. Глотовская средняя шко ла работает в две сме- ны, условий для вне- классной работы тут ма ло. Однако здесь работа с детьми поставлена хо рошо. Систематически действуют кружки: ма- тематические, химиче- ские, литературные,кру- жок немецкого языка, фотокружок и другие. Все это плодотворно влияет на уровень про цесса успеваемости, раз витой детей. А вот в Никольской ср е д п е й школе нмеются все воз можности для отличной постановки воспитатель ной работы с детьми. А что мы видим? Воспи тательная и кружковая работа бедная, сухая, не отвечает возросшему идеологическому уровню. Важный вопросом в воспитанни наших детей является вопрос эстети- ческого н этического воспитания. В ряда школ, ка к в Афанасьев ской, Глотовской, Из- малковской сред п и х , Власовской п Никит ской восьмплетках, детей воснитывают в духе люб ви и нонимапня музыки, живописи, нравилам по- ведеиия в обществе. В этих школах учащпеся занимаются в постоянно действующих кружках, принимают участію в ху дожественной самодея- тельностн. Учителя ре гулярно проводят бесе- ды по вопросам искус ства, рассказывают о жизни и деятелыюсти классикой- комнозиторов, художішков, артистов. Все это формирует ре бенка, наполняет его жизнь, его психологию, его нравственность но выми качествами. А там, где не ведут эту рабо ту, мы в жизни п пове деніи! детей встречаем факты хулиганства, во ровства и т. д. Практика Показала, подчеркивает далее до- кладчик, что учениче- скне бригады и учхозы школ содействуют ус- иешпому осуществлеипю связи учебы с трудом, подготовке учащихся к сельскохозяйственныя профессням. В школах района создано 30 нро- нзводствепных учениче- ских бригад. Хорошо по ставленная работа бригад на учхозах Измалков ской, Каменской, Гло товской средних, .'Іебя- женской, Пятницкой, Ар хангельской восьмилет них школ позволила по лучить высокие урожаи сельскохозяйстве п и ы х культур. Но о каком трудовой воспитаніи! можно вести речь, если, например, в Знаменской, Домовин- ской, Преображенской, Иредтечевской восьми летних школах учебные участки, делянки, тер риторію школ заросли сорняками. Значительную часть своего доклада тов. Са венков посвятил пропа ганда передового опыта. Среди большого отря да учителей нашего рай она есть немало талант- ливых мастеров педаго- гнческого фронта. Это— А. М. Проничева, А. Д. Куценко, А. И. Старых, К. И. Киреева, Т. М. Измалкова, Л. А. Тар- іпинова, М. И. Савватеев, А. С. Кузнецова, В. И. Злобина и многне дру гие, Эти учителя слу- жат прпмером для всех, ими мы гордимся. В заключенію тов. Савенков выразил на дежду в том, что опыт лучших учителей най- дет широкое распростра ненію, и школы района новый учебный год за конная без второгодни чества. П ОСЛЕ докладов раз вернулись лренпя. Первой выступила заме- ститоль директора- Боев ской средней школы К. И. Григорьева. Ее выступленію было инте ресныя. Тов. Григорьева, комментируя иостанов- ление Министерства про- свещення РСФСР «О ме- рах преодоленію второ годничества», на кон- кретных прнмерах дока зала, что школы Измал- ковского района могут работать со стопроцент ной успеваемоотью. Вто рогодничество, сказала опа,—это большое зло. И учйтелям надо быть самим подготовленными работать без второгод- ников. Как работают не которые наши учителя?. Прямо скажу, неудовле творительно. Разбор ошибок, как правило, по верхностный, особенно в математике, отсутствует систематическое повто- рение пройдеиного ма- териала. Поэтому паши учащпеся пОлучают не прочные теоретпческію знания. Но у нас есть хоро шие примеры. Учитель ница А. 11. Старых (Ни кольская средняя шко ла], например, ведет ли тературу в старших классах, где уже нет предмета русское язы ка. Тов. Старых ■дает вопросы но литературе, которая заставляет по вторять русский язык. Например, при изученіи! образа она предлагает пз текста выписать сложные предложенію с однородными членами и т. д. З АМЕСТИТЕЛЬ ди ректора Измалков ской восьмилетней шко лы И. М. Зыбцев, ос тановившись на работе своей школы, отметил, что иреподавателям труд но работать в тесном помещении. Нужно сме- лее решать размах иници- ативного строительства. Тов. Зыбцев дал не сколько цѳнных советов молодым учйтелям: в те ченію лета учитель дол- жен проанализировать свою работу за прошлый год, неустанно работать над собой, пополнять свою личнуюбиблиотёку. Если учитель работает над собой, повыіпает свою квалификацию, от- дает детям все свои си лы и знания, тогда он ноймет и убеднтся, что «ученпк—не сосуд, ко торый надо наполнить, а факел, который надо зажечь». К АЖДОМУ среднее образованію!— это основная мысль выступ ленію заместителя воен кома тов. И. М. Безы- мянных и директора Из- малковскоіі вечерней школы тов. А. С. Ба- тютина. Они призвали привлекать в вечернне и заочные школы сель скую молодежь, не име- ющую среднего образо вания, создать для них все условия для учебы. Н А АВГУСТОВСКОЙ совеіцанин высту пили секретарь райкома ВЛКСМ В. П. Волков, и. о. врача санэпидстан цію И. Ф. Михай лов, нредседатель рай потребсоюза Н. Ф. Козьяков. В ЗАКЛЮЧЕПИЕ вы- стунил первый се кретарь райкома партии тов. И. Е. Метелкин. Программа КПСС ста- вит перед работниками народного образованію величественные задачи — осуществить в неда лекой будущей всеоб щее обязательное сред нее образованію, подго товить активпых строи телей нового коммупи- стпческого общества. Важное место в шко лах отводится воспита тельной работе ка к в ироцессе обученію, так и во впеклассных меро- приятиях. Каждая сред няя школа стала мето дический центром мик рорайона восьмилетних и начальных школ. Руководители школ про- являют большую заботу о повышенію идейное уровня и педагогической квалификацію учителей. Однако при одинако- вых условиях работы некоторые школы дают совершенно разные ре зультаты. ІІричем эта разница наблюдается но только в ностаповко учебно - воспитательной работы, но и в хозяйст венной деятел ьн о с т и школ и в отношенію ру ководителей и учителей школ к порученному де- лу. О том, как велика* эта разница,говорит ход под готовки школ к новому учебному году. Если говорить о готов ности іпкол к началу занятий, не учитывая качества ремонта, то на нынешний день почти все школы готовы к но вому учебному году. Однако положенію дел обстоит не так. Ремойг в большинство школ про- изведен некачественно, небрежно, без всякого вкуса и без учета не- дагогических требова ніи!, а в некоторых шко лах по состоянію) на 21 августак ремонту факти чески не приступили. По время приема школ обнаружилась непри глядная картина, кото рая говорит о беспечпо- сти ряда директоров и продседателей исполко- мов сельских Совето, об их казенной отношенію к делу. Так, например, дирекюр Ивановской начальной школы тов. Ксенофонтова II. М. 21 августа заявила, что она прпступит к ремон ту «завтра». Спраши вается:. когда она успе- ет все сделать? Надо сделать школу действителыю центром восиитателыі оіі работы, которая должна осуще ствляться не только на уроках, но и через офор мленію зданію школы и ее территорію. Б заключенію тов. Метелкин ознакомнл участников совещания с ходом выполненію тру жениками сельского хо зяйства района социа- листических о б я з а - тельств на 1965 год. К ОНФЕРЕНЦІИ при няла развернутое постановленію, направ ленное на улучшенію работы учителей рай она в новой, 19,>5— 1906 учебной г о д у .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz