Заря коммунизма. 1960 г. (с. Волово Липецкой обл.)
4 Заря коммунизм 18 сентября 1960 г. № 112 (1773) БЕСЕДЫ НА АНТИРЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕМЫ Ж ивопись в борьбе с религией «Противостоять религиоз ным влияниям можно лишь пр иобщив искусство к мас сам, сделав его максимально народным, близким массам, организуя массы на почве искусства... Роль искусства на антирелигиозном фронте исключительно велика». Эти прекрасные слова принадле жат Надежде Константиновне Крупской. . Одним из ярчайших видов искусства является живо пись. Она прошла большой и сложный путь. Живопись воз никла в процессе развития человеческого сознания как потребность людей отразить свою жизнь.Возяикла она за долго до появления религии.На самых древних рисунках, най денных в пещерах, изобража лась рука человека и живот ное. И это не случайно: ру кой древний человек создавал орудия труда, добывал сред ства к существованию, соору жал себе жилище, а живот ное было предметом его охо ты—оно давало пищу и одеж ду. Искусство с начала свое- х'о возникновения отражало земную жизнь, все, что было близко и понятно человеку. Религия всегда старалась использовать всякое искусст во, и прежде всего живопись, в своих интересах. Защитни ки религии и по сей день пытаются утверждать, что способность чувствовать кра соту, а следовательно, и соз давать произведения искус ства даны человеку богом, что искусство существует постольку, поскольку оно под ражает красоте в природе,ко торая создана-де творцом. Но всякому ясна несостоятель ность подобных утверждений. Проходит столетие за сто летием, а имена величайших художников мира не мерк нут. И в наше время, и много позже люди не устанут вос хищаться творениями выдак- К и т а й с ш Народная Р е е п уш ка . Горняки Датунского уголь ного месторождения в про винции Шаньси (Северный Китай) помогают крестьянам уезда Шаосянь вести рабо ты по электрификации. Они участвуют в строительстве электростанции и проводят линии электропередач. На снимке: монтаж тран сформаторов. Заказ 438 щихся мастеров эпохи Воз - 1 рождения: Рафаэля, Микель анджело, Леонардо да Винчи, прекрасных русских худож ников Рублева, Иванова, Ре пина, Сурикова, Перова и многих других. Немало ше девров искусства создано на религиозные темы, й это по нятно: религия в течение мно гих веков была господствую щей идеологией, а церковь— могучей политической и эко номической силой. Но, созда вая религиозные произведения по форме, великие художники наполняли их земным содер жанием. Их вдохновляла не религия, а красота природы и человека. И за это именно их ценят и любят люди. Кому не известна «Сикстин ская мадонна» Рафаэля? На писанная на религиозный схо же !, картина покоряет всех отраженными в ней человечес кими чувствами. Смотришь и видишь не богоматерь, а зем ную женщину, прекрасную в своем материнском чувстве трогательную в трепетной любви к ребенку. Не случайно столпы церкви видели в подоб ных картинах отступление от религии. Один из ярых за щитников средневековой като лической церкви—Сававарол- ла, обращаясь к худохкникам своего времени, грозно гово рил: «Вы наряжаете богома терь, как ваших куртизанок, и придаете ей черты ваших возлюбленных». В этом он ви дел богохульство. На религиозные темы созда вал свои произведения и ве- теров из народа. В архитек туре этих соборов и храмов отразились недюжинный та лант и высокий художествен ный вкус русского народа. Религия всегда выступала злейшим врагом правды во всех ее проявлениях. Яро на падала она и на искусство, которое правдиво отражало земную жизнь и чувства че ловека. Самобытные актеры- скоморохи, художники преда вались с церковных амвонов проклятию. В 1667 году пат риарх Никон на Вселенском соборе предал анафеме худож- ников-иконописцев, которые пытались изображать «свя тых» как живых, полных здо ровья и сил русских людей. Но искусство крепло и раз вивалось, все ярче было в нем реалистическое изображе ние жизни, все ближе стано вилось оно к народу. Особен но глубоко проявилось это в XIX веке в живописи русских художников - передвижников. Такие великие мастера кисти, как В. Г. Перов, В. И. Сури ков, Н. Е. Репин, А. И. Кор- зухин, и другие в своих кар тинах разоблачали отврати тельную сущность русского духовенства и православной церкви. Знаменитые картины В. Г. Перова «Крестный ход на Пасху» и «Чаепитие в Мыти щах» клеймили лицемерие ре лигиозной морали, принципов любви к ближнему», показы вали огромный вред для на рода религиозных праздников. На картине «Протодьякон» И Е. Репин изобразил слу^ дикий русский художник Ан- жителя православной церкви, дрей Рублев,600-летие со дня “ рождения которого мы отме чаем в этом году. Но он ве лик тем, что сумел глубоко раскрыть внутреннюю красоту русского человека, красоту земной жизни. Раньше «свя- Как живой, смотрит на нас человек, смысл жизни которо го—беспрерывное питие хмель ного. Старейший коммунист, мно го лет работавший с В. И. тые» на иконах изображались; Дениным, В. Д. Бонч-Бруевич грозными и жестокими пове лителями. Андрей Рублев при дал их чертам доброту и гу манность русского человека, лишил их религиозного фана тизма. Так, на сохранивших ся в Успенском соборе г. Вла димира росписях А. Рублева выделяется образ апостола Петра, ведущего праведников в рай. Петр—это не безжа лостный и грозный судья, а человек, преисполненный люб ви к людям, желания помочь им. В своей знаменитой «Трои це» А. Рублев также пока зывает доброту и красоту зем ных людей. В лицах и позах ангелов—покой и достоинст во. Яркие жизнерадостные краски картины пробуждают у зрителей радость и прекло нение перед земной жизнью, а не мрачные религиозные чувства. Не церковь—виновница соз дания и прекрасных памятни ков архитектуры, таких, как Софийские соборы в Киеве и Новгороде, собор Александра Невского в Пскове, храм Ва силия Блаженного в Москве и многие другие. Это дело рук многих безымянных мас так вспоминает о революцио- нирующем воздействии, кото рое оказывало на широкие массы передовой русской ин теллигенции искусство: «Еще нигде не описаны все пережи вания революционеров, те клятвы, которые давали мы там, в Третьяковской галерее, при созерцании таких картин, как «Иван Грозный и сын его Иван», «Утро стрелецкой казни», «Княжва Таракано ва», как та картина, на кото рой гордый и убежденный на родоволец отказывается перед смертной казнью принять бла гословение священника (Репин «Отказ от исповеди»,—Е.Я.). Мы созерцали «Неравный брак», рассматривая его как вековое угнетение женщины, подробно останавливались... на «Крестном ходе»... и ты сяче полотен, рисунков из жизни рабочих, крестьян, сол дат, буржуазии и духовенст ва». Искусство, и в частности живопись, на высших этапах своего развития активно бо рется против религии, против одурманивания людей. Е. Яковлев. Кандидат философских наук, ВОСТОЧНО Казахстанская Область. В Усть-Каменогорске бы стрыми темпами сооружаются жилые дома. Широко применяется прогрессивный метод строительства: возве дение зданий из сборного бетона. На снимке: строительство крупнопанельного сборного дома на проспекте имени Ленина. В народной палат е Г Д Р БЕРЛИН. 12 сентября, в Берлине состоялось засе дание Народной палаты ГДР. Открывший заседание председатель Народной па латы И. Дикман произносит речь, посвященную памяти Президента Вильгельма Пи ка, которую депутаты и гости выслушивают стоя. И. Дикман высоко оценива ет заслуги выдающегося руководителя рабочего клас са и государственного дея теля Вильгельма Пика пе ред немецким народом. Затем Народная палата переходит к рассмотрению единственного пункта по вестки дня—закона о соз дании Государственного со вета Германской Демокра тической Республики. С обоснованием закона перед депутатами выступает И. Дикман. Он отмечает, что в связи с кончиной Виль гельма Пика необходимы конституционные меры. Создание Государствен ного совета ГДР, подчер кивает он, полностью отве чает развитию нашей соци алистической демократии. Мы глубоко убеждены, что, принимая это решение, мы действуем в соответствии с волей нашего населения. От имени всех фракций Народной палаты И. Дик ман вносит предложение о кандидатурах на пост пред седателя, заместителей председателя,членов и сек ретаря Государственного со вета. Народная палата ГДР единогласно принимает в первом и втором чтениях закон о создании Государ ственного совета Герман ской Демократической Рес публики. В соответствии с законом Государственный совет выбирается Народной палатой сроком на четыре года. Он состоит из пред седателя, 6 заместителей председателя, 16 членов и секретаря. Государственный совет отчитывается перед Народной палатой. Государ ственный совет провозгла шает законы республики. Государственный совет республики назначает вы боры в Народную палату и созывает первое заседание Народной палаты после вы боров. Он может проводить всенародный опрос, рати фицирует и расторгает меж дународные договоры, при нимает принципиальные ре шения по вопросам обороны и безопасности страны, устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и другие специаль ные звания, награждает орденами и другими высо кими наградами и почет ными званиями, осущест вляет право помилования и т. д. После принятия закона Народная палата приступа ет к выборам Государст венного совета ГДР. Пред седателем Государственного совета единогласно изби рается Вальтер Ульбрихт. Выступая затем с крат ким заявлением, Вальтер Ульбрихт выразил депута там глубокую благодарность за оказанное ему доверие и заверил их, что в соответ ствии с решениями Народ ной палаты он сделает все, чтобы обеспечить длитель ный мир немецкому народу. Затем председатель, а также единодушно избран ные палатой заместители председателя, члены и сек ретарь Государственного совета ГДР принесли при сягу. УРАГАН НАД АНТИЛЬСКИМИ ОСТРОВАМИ АГЕНСТВО ФРАНС ПРЕСС при водит данные об ущербе, причи ненном сильнейшим ураганом, ко торый пронесся несколько дней тому назад над западной частью Атлантического океана и Кариб- _ ским морем. Ураган причинил ‘ вых франков_ большие разрушения, особенно на ряде мелких островов из группы малых Антильских. По предварительным сведениям, ущерб оценивается в 6 млн. но- Редактор В. Жердев с. Волово, Липецкой обл. тип. газ.«Заря коммунизма* Тираж 2500 экз.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz