Заря коммунизма. 1960 г. (с. Волово Липецкой обл.)

Заря коммунизма. 1960 г. (с. Волово Липецкой обл.)

4 Заря коммунизм 18 сентября 1960 г. № 112 (1773) БЕСЕДЫ НА АНТИРЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕМЫ Ж ивопись в борьбе с религией «Противостоять религиоз­ ным влияниям можно лишь пр иобщив искусство к мас­ сам, сделав его максимально народным, близким массам, организуя массы на почве искусства... Роль искусства на антирелигиозном фронте исключительно велика». Эти прекрасные слова принадле­ жат Надежде Константиновне Крупской. . Одним из ярчайших видов искусства является живо­ пись. Она прошла большой и сложный путь. Живопись воз­ никла в процессе развития человеческого сознания как потребность людей отразить свою жизнь.Возяикла она за­ долго до появления религии.На самых древних рисунках, най­ денных в пещерах, изобража­ лась рука человека и живот­ ное. И это не случайно: ру­ кой древний человек создавал орудия труда, добывал сред­ ства к существованию, соору­ жал себе жилище, а живот­ ное было предметом его охо­ ты—оно давало пищу и одеж­ ду. Искусство с начала свое- х'о возникновения отражало земную жизнь, все, что было близко и понятно человеку. Религия всегда старалась использовать всякое искусст­ во, и прежде всего живопись, в своих интересах. Защитни­ ки религии и по сей день пытаются утверждать, что способность чувствовать кра­ соту, а следовательно, и соз­ давать произведения искус­ ства даны человеку богом, что искусство существует постольку, поскольку оно под­ ражает красоте в природе,ко­ торая создана-де творцом. Но всякому ясна несостоятель­ ность подобных утверждений. Проходит столетие за сто­ летием, а имена величайших художников мира не мерк­ нут. И в наше время, и много позже люди не устанут вос­ хищаться творениями выдак- К и т а й с ш Народная Р е е п уш ка . Горняки Датунского уголь­ ного месторождения в про­ винции Шаньси (Северный Китай) помогают крестьянам уезда Шаосянь вести рабо­ ты по электрификации. Они участвуют в строительстве электростанции и проводят линии электропередач. На снимке: монтаж тран­ сформаторов. Заказ 438 щихся мастеров эпохи Воз - 1 рождения: Рафаэля, Микель­ анджело, Леонардо да Винчи, прекрасных русских худож­ ников Рублева, Иванова, Ре­ пина, Сурикова, Перова и многих других. Немало ше­ девров искусства создано на религиозные темы, й это по­ нятно: религия в течение мно­ гих веков была господствую­ щей идеологией, а церковь— могучей политической и эко­ номической силой. Но, созда­ вая религиозные произведения по форме, великие художники наполняли их земным содер­ жанием. Их вдохновляла не религия, а красота природы и человека. И за это именно их ценят и любят люди. Кому не известна «Сикстин­ ская мадонна» Рафаэля? На­ писанная на религиозный схо­ же !, картина покоряет всех отраженными в ней человечес­ кими чувствами. Смотришь и видишь не богоматерь, а зем­ ную женщину, прекрасную в своем материнском чувстве трогательную в трепетной любви к ребенку. Не случайно столпы церкви видели в подоб­ ных картинах отступление от религии. Один из ярых за­ щитников средневековой като­ лической церкви—Сававарол- ла, обращаясь к худохкникам своего времени, грозно гово­ рил: «Вы наряжаете богома­ терь, как ваших куртизанок, и придаете ей черты ваших возлюбленных». В этом он ви­ дел богохульство. На религиозные темы созда­ вал свои произведения и ве- теров из народа. В архитек­ туре этих соборов и храмов отразились недюжинный та­ лант и высокий художествен­ ный вкус русского народа. Религия всегда выступала злейшим врагом правды во всех ее проявлениях. Яро на­ падала она и на искусство, которое правдиво отражало земную жизнь и чувства че­ ловека. Самобытные актеры- скоморохи, художники преда­ вались с церковных амвонов проклятию. В 1667 году пат­ риарх Никон на Вселенском соборе предал анафеме худож- ников-иконописцев, которые пытались изображать «свя­ тых» как живых, полных здо­ ровья и сил русских людей. Но искусство крепло и раз­ вивалось, все ярче было в нем реалистическое изображе­ ние жизни, все ближе стано­ вилось оно к народу. Особен­ но глубоко проявилось это в XIX веке в живописи русских художников - передвижников. Такие великие мастера кисти, как В. Г. Перов, В. И. Сури­ ков, Н. Е. Репин, А. И. Кор- зухин, и другие в своих кар­ тинах разоблачали отврати­ тельную сущность русского духовенства и православной церкви. Знаменитые картины В. Г. Перова «Крестный ход на Пасху» и «Чаепитие в Мыти­ щах» клеймили лицемерие ре­ лигиозной морали, принципов любви к ближнему», показы­ вали огромный вред для на­ рода религиозных праздников. На картине «Протодьякон» И Е. Репин изобразил слу^ дикий русский художник Ан- жителя православной церкви, дрей Рублев,600-летие со дня “ рождения которого мы отме­ чаем в этом году. Но он ве­ лик тем, что сумел глубоко раскрыть внутреннюю красоту русского человека, красоту земной жизни. Раньше «свя- Как живой, смотрит на нас человек, смысл жизни которо­ го—беспрерывное питие хмель­ ного. Старейший коммунист, мно­ го лет работавший с В. И. тые» на иконах изображались; Дениным, В. Д. Бонч-Бруевич грозными и жестокими пове­ лителями. Андрей Рублев при­ дал их чертам доброту и гу ­ манность русского человека, лишил их религиозного фана­ тизма. Так, на сохранивших­ ся в Успенском соборе г. Вла­ димира росписях А. Рублева выделяется образ апостола Петра, ведущего праведников в рай. Петр—это не безжа­ лостный и грозный судья, а человек, преисполненный люб­ ви к людям, желания помочь им. В своей знаменитой «Трои­ це» А. Рублев также пока­ зывает доброту и красоту зем­ ных людей. В лицах и позах ангелов—покой и достоинст­ во. Яркие жизнерадостные краски картины пробуждают у зрителей радость и прекло­ нение перед земной жизнью, а не мрачные религиозные чувства. Не церковь—виновница соз­ дания и прекрасных памятни­ ков архитектуры, таких, как Софийские соборы в Киеве и Новгороде, собор Александра Невского в Пскове, храм Ва­ силия Блаженного в Москве и многие другие. Это дело рук многих безымянных мас­ так вспоминает о революцио- нирующем воздействии, кото­ рое оказывало на широкие массы передовой русской ин­ теллигенции искусство: «Еще нигде не описаны все пережи­ вания революционеров, те клятвы, которые давали мы там, в Третьяковской галерее, при созерцании таких картин, как «Иван Грозный и сын его Иван», «Утро стрелецкой казни», «Княжва Таракано­ ва», как та картина, на кото­ рой гордый и убежденный на­ родоволец отказывается перед смертной казнью принять бла­ гословение священника (Репин «Отказ от исповеди»,—Е.Я.). Мы созерцали «Неравный брак», рассматривая его как вековое угнетение женщины, подробно останавливались... на «Крестном ходе»... и ты­ сяче полотен, рисунков из жизни рабочих, крестьян, сол­ дат, буржуазии и духовенст­ ва». Искусство, и в частности живопись, на высших этапах своего развития активно бо­ рется против религии, против одурманивания людей. Е. Яковлев. Кандидат философских наук, ВОСТОЧНО Казахстанская Область. В Усть-Каменогорске бы­ стрыми темпами сооружаются жилые дома. Широко применяется прогрессивный метод строительства: возве­ дение зданий из сборного бетона. На снимке: строительство крупнопанельного сборного дома на проспекте имени Ленина. В народной палат е Г Д Р БЕРЛИН. 12 сентября, в Берлине состоялось засе­ дание Народной палаты ГДР. Открывший заседание председатель Народной па­ латы И. Дикман произносит речь, посвященную памяти Президента Вильгельма Пи­ ка, которую депутаты и гости выслушивают стоя. И. Дикман высоко оценива­ ет заслуги выдающегося руководителя рабочего клас­ са и государственного дея­ теля Вильгельма Пика пе­ ред немецким народом. Затем Народная палата переходит к рассмотрению единственного пункта по­ вестки дня—закона о соз­ дании Государственного со­ вета Германской Демокра­ тической Республики. С обоснованием закона перед депутатами выступает И. Дикман. Он отмечает, что в связи с кончиной Виль­ гельма Пика необходимы конституционные меры. Создание Государствен­ ного совета ГДР, подчер­ кивает он, полностью отве­ чает развитию нашей соци­ алистической демократии. Мы глубоко убеждены, что, принимая это решение, мы действуем в соответствии с волей нашего населения. От имени всех фракций Народной палаты И. Дик­ ман вносит предложение о кандидатурах на пост пред­ седателя, заместителей председателя,членов и сек­ ретаря Государственного со­ вета. Народная палата ГДР единогласно принимает в первом и втором чтениях закон о создании Государ­ ственного совета Герман­ ской Демократической Рес­ публики. В соответствии с законом Государственный совет выбирается Народной палатой сроком на четыре года. Он состоит из пред­ седателя, 6 заместителей председателя, 16 членов и секретаря. Государственный совет отчитывается перед Народной палатой. Государ­ ственный совет провозгла­ шает законы республики. Государственный совет республики назначает вы­ боры в Народную палату и созывает первое заседание Народной палаты после вы­ боров. Он может проводить всенародный опрос, рати­ фицирует и расторгает меж­ дународные договоры, при­ нимает принципиальные ре­ шения по вопросам обороны и безопасности страны, устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и другие специаль­ ные звания, награждает орденами и другими высо­ кими наградами и почет­ ными званиями, осущест­ вляет право помилования и т. д. После принятия закона Народная палата приступа­ ет к выборам Государст­ венного совета ГДР. Пред­ седателем Государственного совета единогласно изби­ рается Вальтер Ульбрихт. Выступая затем с крат­ ким заявлением, Вальтер Ульбрихт выразил депута­ там глубокую благодарность за оказанное ему доверие и заверил их, что в соответ­ ствии с решениями Народ­ ной палаты он сделает все, чтобы обеспечить длитель­ ный мир немецкому народу. Затем председатель, а также единодушно избран­ ные палатой заместители председателя, члены и сек­ ретарь Государственного совета ГДР принесли при­ сягу. УРАГАН НАД АНТИЛЬСКИМИ ОСТРОВАМИ АГЕНСТВО ФРАНС ПРЕСС при­ водит данные об ущербе, причи­ ненном сильнейшим ураганом, ко­ торый пронесся несколько дней тому назад над западной частью Атлантического океана и Кариб- _ ским морем. Ураган причинил ‘ вых франков_ большие разрушения, особенно на ряде мелких островов из группы малых Антильских. По предварительным сведениям, ущерб оценивается в 6 млн. но- Редактор В. Жердев с. Волово, Липецкой обл. тип. газ.«Заря коммунизма* Тираж 2500 экз.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz