Строитель. 1968 г. (г. Липецк)

Строитель. 1968 г. (г. Липецк)

4 « С Т Р У И Г Е Л Ь 10 февраля 1966 г., ■№ 1508) В «Литературной газете» № 2 помещены заметки о науке управления, написанные В. И. Терещенко. Автор, как известно, был профессором-экономистом ряда высших учебных заведе­ ний США, где наряду с другими предметами преподавал курс «Организация и управление», работал в министерстве сель­ ского хозяйства США. В 1960 году В. И. Терещенко возвратился на Родину и ра­ ботает в научно-исследовательском институте на Украине. Широкую известность приобрела его брошюра «Организация и управление» (опыт СШ А ), выпущенная в 1965 г. издатель­ ством «Экономика». Не меньший интерес представляют и за­ метки, которые мы перепечатываем сегодня с некоторыми сокращениями. АУКА управления все больше становится на повестку дня. О ее развитии вынуждено заботить­ ся любое общество, если оно рас­ полагает высокоорганизованным хозяйством. Особенно нужна на­ ука управления нашей стране, ко ­ торая огромными темпами рас­ ширяет промышленное и сель­ скохозяйственное производство. Наука управления людьми в социалистическом обществе и та­ кая жр наука в капиталистиче­ ском — вещи противоположные и по целям, и по существу. Тем не менее было бы неразумным игнорировать опыт капитализма в этом вопросе, было бы нехо­ зяйственным не воспользоваться им ради благодарных целей ком ­ мунизма. К советскому хозяйственнику сегодня предъявляется много требований. Одно из них — уме­ ние обращаться с людьми. В установлении правильных взаимоотношений между началь­ ником и подчиненными, в созда­ нии благотворной психологиче­ ской обстановки на производстве . у нас велика роль партийных, профсоюзных организаций. Сти­ лю руководства много внимания уделял В. И. Ленин. Недаром выражение «ленинский стиль ру ­ ководства» рассматривается в наше время как образец, к кото­ рому должен стремиться каждый начальник. В этом стиле заложе­ ны неисчерпаемые возможности. Создание творческого «психоло­ гического климата» на предприя­ тиях и в учреждениях оказывает огромное влияние на производи­ тельность труда. Капиталисты, отбросив, разу­ меется, гуманистические цели, стремятся извлекать чистую при­ быль и из так называемой инду­ стриальной психологии. Сейчас в Америке насчитыва­ ются десятки центров и институ­ тов, занятых специально изучени­ ем человеческих отношений. По­ чти все крупные корпорации в Америке имеют специальные от­ деления по обучению своего уп­ равленческого персонала культу­ ре труда, стилю управления. Так, железнодорожная компания «Нью-Йорк сентрал систем» обя­ зала свыше 7000 своих управля­ ющих разных категорий пройти заочный курс человеческих отно­ шений. Другая железнодорожная компания «Саут Пэсифик» (одна из крупнейших железнодорожных компаний, протяженность ее ли­ ний 26,5 тысячи километров) орга­ низовала в начале шестидесятых годов специальные курсы обуче­ ния обращению с людьми, кото­ рые в обязательном порядке должны были пройти многие ты­ сячи служащих фирмы. Необхо­ димо подчеркнуть, что речь здесь идет об управляющих в самом широком смысле этого слова, то есть не только о ди­ ректорах подразделений фирмы, но и об управляющих самого мелкого ранга. Очень широко проблема стиля управленческого труда ставится в промышленности. Представители американского бизнеса считают, что это крупнейшая проблема. Так, Генри Ф орд II говорит: «Ес­ ли мы разрешим в настоящее время проблему человеческих отношений на производстве, то мы снизим себестоимость про ­ зовать науч н о - и с с л е д о в а - тельскую работу и определить линию поведения фирмы на сле­ дующие годы; на третье место —знание человеческих отноше­ ний и умение правильно их ис­ пользовать, умение ладить с людьми. В этом отношении американ­ ская практика предъявляет к ру­ ководителю определенные непи­ саные, но твердо установившиеся правила. Прежде всего начальник должен быть управляющим, а не погонщиком. Погонщик погоняет. Начальник ведет. Погонщик всег­ да полагается на свою власть. Начальник полагается на помощь и кооперацию подчиненных. Подчиненные погонщика живут в мире слухов, догадок и толков. Хороший начальник держит их в курсе дела. Погонщик всегда говорит: «Чтобы вы были здесь вовремя»; начальник, подавая пример, сам всегда приходит вовремя. Погон­ щик ищет козлов отпущения за все совершенные ошибки. На­ чальник исправляет эти ошибки. Погонщик знает, как надо сде­ лать, начальник показывает, как надо сделать. От начальника требуется уве­ ренность — хотя бы внешняя — превращается в человека, кото­ рый все время брюзжит и распе­ кает своих подчиненных. Это вы­ зывает у них лишь одну реакцию: ему, дескать, все равно не у го ­ дишь. Критика должна быть пози­ тивной. Любопытный случай произо­ шел в США во время войны. На двух открывшихся военных заво­ дах было решено использовать женский труд. Один завод был в Пенсильвании, другой в Нью- Джерси. Произошла странная вещь. В Пенсильвании через две- три недели всех девушек пре­ красно обучили, а в штате Нью- Джерси точно на таком же заво­ де никак не могли. Начались шут­ ки. Дескать, в Пенсильвании де ­ вушки умные, а в Нью-Джерси глупые. Послали в Пенсильванию психолога. Оказалось, что все де­ ло было в методе обучения. В Пенсильвании девушкам говори­ ли, что в этой работе ничего трудного нет. Дескать, давайте попробуем. Сделаете ошибку— ничего, но лучше делайте так-то. Поправляли, но не ругали и не критиковали. В Нью-Джерси же все время внушали, что это очень трудная работа; пугали: «Смот­ рите, не ошибитесь». За каждую ошибку распекали. В конце кон- КАК ВЕСТИ СЕБЯ УПРАВЛЯЮЩЕМУ дукции за следующие десять лет не меньше, чем мы снизили ме­ тодом массового выпуска автомо­ билей за последние четверть ве­ ка». А вот мнение крупного бизне­ смена, председателя совета ди­ ректоров фирмы «Дженерал миллз»: «В начале этого столетия проблема увеличения производ­ ства занимала умы лучших биз­ несменов своего времени. Пери­ од между двумя мировыми вой­ нами характеризовался упором на технику сбыта. Вторая же по­ ловина нашего столетия, несом­ ненно, будет отмечена значитель­ ными успехами в области челове­ ческих отношений». Еще одна любопытная цитата. Председа­ тель совета директоров фирмы «Стандард ойл Нью-Джерси» в своей речи на выпуске инжене­ ров в одном институте сказал: «За последние 25 лет, когда нау­ ка управления стала заниматься вопросами человеческих отноше­ ний, количество проблем в этой области увеличилось настолько, что сегодня управленческий пер­ сонал тратит на разрешение их больше времени, чем на любые другие управленческие пробле­ мы». Президент фирмы «Нэшнл кзш реджистер», выпускающей электронно-вычислительные ма­ шины, пользующиеся мировой известностью, говорит: «На жиз ­ ненном пути человека умение иметь дело с людьми — самая главная наука». При оценке деловых качеств управляющих заводами на пер­ вое место в настоящее время ставится знание ими рынка; на второе место — умение органи- в себе и в своем деле. Дается ряд психологических рекомен­ даций: держитесь прямо, не опускайте голову вниз, когда на­ ходитесь в присутствии подчи­ ненных или идете по заводу. Прямая походка, четкий шаг, поднятая голова сразу помогут выработать привычку уверенно­ сти в себе. Здороваясь, не пода­ вайте расслабленную руку. Чело­ век, который все время нервни­ чает и очень легко теряет спо­ койствие, не может быть хоро­ шим управляющим. Но как сохранить самооблада­ ние? На это отвечают так. Если чув­ ствуете, что готовы взорваться, не торопитесь сказать что-то рез­ кое, а сделайте вид, будто вы задумались, и ритмично сделайте несколько вдохов и выдохов. И лишь после этого отвечайте. Ут­ верждают, что это средство очень хорошо помогает человеку овла­ деть собой, обуздать вышедшие из-под контроля нервы. Фактор времени—один из ре­ шающих в науке управления. Ничто не разлагает людей так, как безделье. Всякое откладыва­ ние со стороны начальника на завтра того, что можно и нужно сделать сегодня, как и всякая не­ производительная затрата вре­ мени, как своего, так и своих подчиненных (например, ожида­ ние в приемных), — это симптом плохого стиля работы. Начальнику дается совет: гово­ ри подчиненным об их недостат­ ках в работе, но умей выслуши­ вать замечания о своих недостат­ ках. Никогда нельзя критиковать ради критики, иначе начальник цов психологически демобилизо­ вали работниц: они просто боя­ лись прикоснуться к инструмен­ там. Теоретики хорошего стиля со­ ветуют управляющему: умея на­ казывать, не бойся хвалить. Если вы видите, что человек достоин похвалы, скажите доброе слово. Что же касается наказания, то здесь нужно проявлять макси­ мальную осторожность. Эти же теоретики говорят: нельзя «накидываться» на про­ винившегося. Даже собираясь сделать выговор, лучше всего на­ чать с похвалы, а затем уже ука­ зать ему его упущения. Фи ­ гурально выражаясь, человека должны сперва похлопать по пле­ чу: «Ты ведь хороший работник!», а потом: «Смотри, что ты натво­ рил!». При этом упор рекомен­ дуют делать на личные интересы провинившегося: «Ты портишь свою репутацию! О тебе уже го­ ворят то-то и то-то». Но к концу — опять позитивное слово: «Но ты хороший работник. Я уверен, что второй раз с тобой это не повторится, и ради твоих же соб­ ственных интересов ты выпра­ вишь дело!». Первый выговор всегда должен делаться наедине. Другие об этом не должны знать. Такой бе­ седы с глазу на глаз подчинен­ ный может бояться, но начальни­ ка он будет уважать. Если выго­ вор будет справедлив, он не станет рассматривать его как оскорбление человеческого до­ стоинства. Выговор же в присут­ ствии коллег считается высшей мерой наказания. К ней прибега- П О К А З Ы В А Е Т М О С К В А 10 февраля , 9.00 — Гимнастика для всех. 9.30 — Телевизионные новости. 9.45 — «С днем рождения!». Музыкальная развлекательная передача. 10.15 — «На зимних Олимпийских играх». Лыжи (15 км; мужчины). Коньки (1500 м; женщины), Передача из Гренобля. 12.30 — В помощь театральной самодеятельности. «Встречи с мастерами театра». Народный артист СССР В. Годзиашвили. Передача из Тбилиси. 13.30 — «Субботний репортаж». «Покупатель — продавец». Передача из Киева 14.00 — Программа цветного телевидения. 1 Для детей. «Принцесса на горошине». Сказка. 2. «Оттенки природы». Путешествие по водоемам ми­ ра. 3. «У самого синего Черно­ го моря». Телевизионный фильм. 4 Встреча со старейшим кино­ оператором Л. Косматовым. 15.30 — Телевизионный театр для детей. Д. Бродская—«Ма- рийкино детство». 18.00—«Ле­ топись полувека. «Год 1966-й». 19.00 — «КВН-68». 20.30—Ин­ формационная программа «Вре­ мя». 21.00 — «На зимних Олимпийских играх». Фигурное катание (женщины). Передача из Гренобля. 11 февраля 9.00 — «На зарядку стано­ вись!». Утрення гимнастика для детей. 9.15 — Для школьников. «Будильник». 9.45—Телевизи­ онные новости. 10.00 — «Архи­ тектура и бионика». 10.45—«На зимних Олимпийских играх». Лыжное двоеборье. (Гонка на 15 км). Коньки (1000 м; жен­ щины). Передача из Гренобля. 13.15 — «Новости дня». Кино- журнал. 13.30 — «Сестра Ильи­ ча». К 90-летию со дня рожде­ ния М. И. Ульяновой. Переда­ ча из Ульяновска. 14.00—Про­ грамма цветного телевидения. 1. «Пушкинский романс». Му­ зыкально-поэтическая компо­ зиция. 2. «Кинозал цветного телевидения». «Третьяковская галерея». Премьера телевизи­ онного фильма. 15.00 — «На зимних Олимпийских играх». Прыжки с трамплина (70 м). Передача из Гренобля. 17.00— «Сельский клуб». 18.00 — «Му­ зыкальный киоск». 18.30 — «На зимних Олимпийских играх». Хоккей. США—Канада. Пере­ дача из Гренобля. 20.45—«Семь дней». Международная про­ грамма. 22.30 — «На зимних Олимпийских играх». Хоккей. СССР — ФРГ. Передача из Гренобля. ют только в крайних случаях, ес­ ли не помогают никакие другие средства. Такой выговор легко унижает достоинство чуткого че­ ловека, может его озлобить «Распекание» в присутствии дру­ гих способно вызвать ненависть к начальнику, желание отомстить ему, «подставить ножку». Такая реакция легко приводит к скло^ ке, легко вырастают анонимные доносы. Вежливость, приветливость и так тичность — неотъемлемые чер­ ты хорошего стиля руководст­ ва. Человек всегда внутренне протестует против грубости. Как показывает практика, распоряже­ ние, отданное в твердой, но веж­ ливой форме, всегда приводит к лучшим результатам, чем в форме грубой. Не ожидайте, чтобы подчинен­ ный первый проявил к вам дру­ желюбие и приветливость, а на­ чинайте с этого сами. Иногда он может не реагировать на вашу вежливость. Имейте терпение! В конце концов приветливость одержит верх. Юмор, как известно, поднима­ ет настроение и, следовательно, производительность труда. Одно из обследований показало, что в плохом настроении рабочие вы­ полняли операцию в среднем за две с половиной — три минуты. Когда же их развеселили — рас­ сказали остроумный анекдот, — тот же процесс занял одну-две минуты. Опытный начальник должен уметь говорить и уметь слушать. Это не значит, что он должен быть искусным оратором, однако нужно научиться излагать свои мысли кратко, четко и ясно. Важно и умение вызывать лю дей на разговор. Молчащий че­ ловек—всегда загадка. Он труд­ ный объект для управления. Но иной раз не менее важно и оста­ новить не в меру разговоривше­ гося человека, особенно, если он жалуется на кого-то. ✓ Не вздумайте «подливать масло в огонь» и прерывать жалобщи­ ка. Дайте ему возможность раз­ рядить свою психологическую напряженность. И когда он «раз­ рядится», подавляющая часть жа­ лобы разрешится сама собой. И, наконец, последнее, что тре­ буется, — это желание знать и изучать своих подчиненных, инте­ ресоваться ими. Это очень важ­ ный психологический момент, особенно в больших коллективах, где всегда велика опасность, что человек может «потеряться». Каждый подчиненный, если он видит, что начальник его замеча­ ет, работает лучше. Если же че­ ловеку кажется, пусть даже толь­ ко кажется, что начальник не знает его, он теряет интерес к работе. Умение замечать челове­ ка, вовремя назвать его просто по имени, поздороваться с ним, поздравить с днем рождения ,^ спросить о его детях — это эф - " фективный способ повышать на­ строение людей, устанавливать дружескую атмосферу в коллек­ тиве. Не следует забывать, что в описанном стиле работы, на ко ­ тором настаивают американцы, заключено много ханжества и лицемерия. Энгельс был беско­ нечно прав, когда утверждал, что отношение фабриканта к рабоче­ му всегда остается не «человече­ ским», а чисто «экономическим». Но, разумеется, неправильно было бы в данном случае огра­ ничиться только критикой описан­ ных правил хорошего стиля ру ­ ководства и не попытаться ис­ пользовать все то ценное, что о них есть. Если американский предприни­ матель считает выгодным созда­ ние благоприятной атмосферы на производстве, то для нашего хозяйственника это должно быть вдесятеро важнее. В нашем об ­ ществе, свободном от классовых противоречий, создание плодот­ ворного «психологического кли­ мата» на предприятиях и в уч­ реждениях не только может дать, но, как легко может заметить каждый внимательный наблюда­ тель, действительно дает отлич­ ные результаты. В. ТЕРЕЩЕНКО У^У/УУГУГУУУУУГУУУУУУУУ/'УУУУУУУУГУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУГУУУУУУУУУУУУУУУУУУГУУУУУУ/-УУУУУГУУУГУУУ/-УУУУУ/, НАШ АДРЕС: г. Липецк, ул. Марины Расковой, 4. Телефон (через коммутатор — 2—28—01) — 2—58 и 3—14—57. Редактор Н. П. ШЕНЬ. АЭ 82095 Липецк, типография областного управления по печати. Зак. № 932

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz