Строитель. 1968 г. (г. Липецк)
4 « С Т Р У И Г Е Л Ь 10 февраля 1966 г., ■№ 1508) В «Литературной газете» № 2 помещены заметки о науке управления, написанные В. И. Терещенко. Автор, как известно, был профессором-экономистом ряда высших учебных заведе ний США, где наряду с другими предметами преподавал курс «Организация и управление», работал в министерстве сель ского хозяйства США. В 1960 году В. И. Терещенко возвратился на Родину и ра ботает в научно-исследовательском институте на Украине. Широкую известность приобрела его брошюра «Организация и управление» (опыт СШ А ), выпущенная в 1965 г. издатель ством «Экономика». Не меньший интерес представляют и за метки, которые мы перепечатываем сегодня с некоторыми сокращениями. АУКА управления все больше становится на повестку дня. О ее развитии вынуждено заботить ся любое общество, если оно рас полагает высокоорганизованным хозяйством. Особенно нужна на ука управления нашей стране, ко торая огромными темпами рас ширяет промышленное и сель скохозяйственное производство. Наука управления людьми в социалистическом обществе и та кая жр наука в капиталистиче ском — вещи противоположные и по целям, и по существу. Тем не менее было бы неразумным игнорировать опыт капитализма в этом вопросе, было бы нехо зяйственным не воспользоваться им ради благодарных целей ком мунизма. К советскому хозяйственнику сегодня предъявляется много требований. Одно из них — уме ние обращаться с людьми. В установлении правильных взаимоотношений между началь ником и подчиненными, в созда нии благотворной психологиче ской обстановки на производстве . у нас велика роль партийных, профсоюзных организаций. Сти лю руководства много внимания уделял В. И. Ленин. Недаром выражение «ленинский стиль ру ководства» рассматривается в наше время как образец, к кото рому должен стремиться каждый начальник. В этом стиле заложе ны неисчерпаемые возможности. Создание творческого «психоло гического климата» на предприя тиях и в учреждениях оказывает огромное влияние на производи тельность труда. Капиталисты, отбросив, разу меется, гуманистические цели, стремятся извлекать чистую при быль и из так называемой инду стриальной психологии. Сейчас в Америке насчитыва ются десятки центров и институ тов, занятых специально изучени ем человеческих отношений. По чти все крупные корпорации в Америке имеют специальные от деления по обучению своего уп равленческого персонала культу ре труда, стилю управления. Так, железнодорожная компания «Нью-Йорк сентрал систем» обя зала свыше 7000 своих управля ющих разных категорий пройти заочный курс человеческих отно шений. Другая железнодорожная компания «Саут Пэсифик» (одна из крупнейших железнодорожных компаний, протяженность ее ли ний 26,5 тысячи километров) орга низовала в начале шестидесятых годов специальные курсы обуче ния обращению с людьми, кото рые в обязательном порядке должны были пройти многие ты сячи служащих фирмы. Необхо димо подчеркнуть, что речь здесь идет об управляющих в самом широком смысле этого слова, то есть не только о ди ректорах подразделений фирмы, но и об управляющих самого мелкого ранга. Очень широко проблема стиля управленческого труда ставится в промышленности. Представители американского бизнеса считают, что это крупнейшая проблема. Так, Генри Ф орд II говорит: «Ес ли мы разрешим в настоящее время проблему человеческих отношений на производстве, то мы снизим себестоимость про зовать науч н о - и с с л е д о в а - тельскую работу и определить линию поведения фирмы на сле дующие годы; на третье место —знание человеческих отноше ний и умение правильно их ис пользовать, умение ладить с людьми. В этом отношении американ ская практика предъявляет к ру ководителю определенные непи саные, но твердо установившиеся правила. Прежде всего начальник должен быть управляющим, а не погонщиком. Погонщик погоняет. Начальник ведет. Погонщик всег да полагается на свою власть. Начальник полагается на помощь и кооперацию подчиненных. Подчиненные погонщика живут в мире слухов, догадок и толков. Хороший начальник держит их в курсе дела. Погонщик всегда говорит: «Чтобы вы были здесь вовремя»; начальник, подавая пример, сам всегда приходит вовремя. Погон щик ищет козлов отпущения за все совершенные ошибки. На чальник исправляет эти ошибки. Погонщик знает, как надо сде лать, начальник показывает, как надо сделать. От начальника требуется уве ренность — хотя бы внешняя — превращается в человека, кото рый все время брюзжит и распе кает своих подчиненных. Это вы зывает у них лишь одну реакцию: ему, дескать, все равно не у го дишь. Критика должна быть пози тивной. Любопытный случай произо шел в США во время войны. На двух открывшихся военных заво дах было решено использовать женский труд. Один завод был в Пенсильвании, другой в Нью- Джерси. Произошла странная вещь. В Пенсильвании через две- три недели всех девушек пре красно обучили, а в штате Нью- Джерси точно на таком же заво де никак не могли. Начались шут ки. Дескать, в Пенсильвании де вушки умные, а в Нью-Джерси глупые. Послали в Пенсильванию психолога. Оказалось, что все де ло было в методе обучения. В Пенсильвании девушкам говори ли, что в этой работе ничего трудного нет. Дескать, давайте попробуем. Сделаете ошибку— ничего, но лучше делайте так-то. Поправляли, но не ругали и не критиковали. В Нью-Джерси же все время внушали, что это очень трудная работа; пугали: «Смот рите, не ошибитесь». За каждую ошибку распекали. В конце кон- КАК ВЕСТИ СЕБЯ УПРАВЛЯЮЩЕМУ дукции за следующие десять лет не меньше, чем мы снизили ме тодом массового выпуска автомо билей за последние четверть ве ка». А вот мнение крупного бизне смена, председателя совета ди ректоров фирмы «Дженерал миллз»: «В начале этого столетия проблема увеличения производ ства занимала умы лучших биз несменов своего времени. Пери од между двумя мировыми вой нами характеризовался упором на технику сбыта. Вторая же по ловина нашего столетия, несом ненно, будет отмечена значитель ными успехами в области челове ческих отношений». Еще одна любопытная цитата. Председа тель совета директоров фирмы «Стандард ойл Нью-Джерси» в своей речи на выпуске инжене ров в одном институте сказал: «За последние 25 лет, когда нау ка управления стала заниматься вопросами человеческих отноше ний, количество проблем в этой области увеличилось настолько, что сегодня управленческий пер сонал тратит на разрешение их больше времени, чем на любые другие управленческие пробле мы». Президент фирмы «Нэшнл кзш реджистер», выпускающей электронно-вычислительные ма шины, пользующиеся мировой известностью, говорит: «На жиз ненном пути человека умение иметь дело с людьми — самая главная наука». При оценке деловых качеств управляющих заводами на пер вое место в настоящее время ставится знание ими рынка; на второе место — умение органи- в себе и в своем деле. Дается ряд психологических рекомен даций: держитесь прямо, не опускайте голову вниз, когда на ходитесь в присутствии подчи ненных или идете по заводу. Прямая походка, четкий шаг, поднятая голова сразу помогут выработать привычку уверенно сти в себе. Здороваясь, не пода вайте расслабленную руку. Чело век, который все время нервни чает и очень легко теряет спо койствие, не может быть хоро шим управляющим. Но как сохранить самооблада ние? На это отвечают так. Если чув ствуете, что готовы взорваться, не торопитесь сказать что-то рез кое, а сделайте вид, будто вы задумались, и ритмично сделайте несколько вдохов и выдохов. И лишь после этого отвечайте. Ут верждают, что это средство очень хорошо помогает человеку овла деть собой, обуздать вышедшие из-под контроля нервы. Фактор времени—один из ре шающих в науке управления. Ничто не разлагает людей так, как безделье. Всякое откладыва ние со стороны начальника на завтра того, что можно и нужно сделать сегодня, как и всякая не производительная затрата вре мени, как своего, так и своих подчиненных (например, ожида ние в приемных), — это симптом плохого стиля работы. Начальнику дается совет: гово ри подчиненным об их недостат ках в работе, но умей выслуши вать замечания о своих недостат ках. Никогда нельзя критиковать ради критики, иначе начальник цов психологически демобилизо вали работниц: они просто боя лись прикоснуться к инструмен там. Теоретики хорошего стиля со ветуют управляющему: умея на казывать, не бойся хвалить. Если вы видите, что человек достоин похвалы, скажите доброе слово. Что же касается наказания, то здесь нужно проявлять макси мальную осторожность. Эти же теоретики говорят: нельзя «накидываться» на про винившегося. Даже собираясь сделать выговор, лучше всего на чать с похвалы, а затем уже ука зать ему его упущения. Фи гурально выражаясь, человека должны сперва похлопать по пле чу: «Ты ведь хороший работник!», а потом: «Смотри, что ты натво рил!». При этом упор рекомен дуют делать на личные интересы провинившегося: «Ты портишь свою репутацию! О тебе уже го ворят то-то и то-то». Но к концу — опять позитивное слово: «Но ты хороший работник. Я уверен, что второй раз с тобой это не повторится, и ради твоих же соб ственных интересов ты выпра вишь дело!». Первый выговор всегда должен делаться наедине. Другие об этом не должны знать. Такой бе седы с глазу на глаз подчинен ный может бояться, но начальни ка он будет уважать. Если выго вор будет справедлив, он не станет рассматривать его как оскорбление человеческого до стоинства. Выговор же в присут ствии коллег считается высшей мерой наказания. К ней прибега- П О К А З Ы В А Е Т М О С К В А 10 февраля , 9.00 — Гимнастика для всех. 9.30 — Телевизионные новости. 9.45 — «С днем рождения!». Музыкальная развлекательная передача. 10.15 — «На зимних Олимпийских играх». Лыжи (15 км; мужчины). Коньки (1500 м; женщины), Передача из Гренобля. 12.30 — В помощь театральной самодеятельности. «Встречи с мастерами театра». Народный артист СССР В. Годзиашвили. Передача из Тбилиси. 13.30 — «Субботний репортаж». «Покупатель — продавец». Передача из Киева 14.00 — Программа цветного телевидения. 1 Для детей. «Принцесса на горошине». Сказка. 2. «Оттенки природы». Путешествие по водоемам ми ра. 3. «У самого синего Черно го моря». Телевизионный фильм. 4 Встреча со старейшим кино оператором Л. Косматовым. 15.30 — Телевизионный театр для детей. Д. Бродская—«Ма- рийкино детство». 18.00—«Ле топись полувека. «Год 1966-й». 19.00 — «КВН-68». 20.30—Ин формационная программа «Вре мя». 21.00 — «На зимних Олимпийских играх». Фигурное катание (женщины). Передача из Гренобля. 11 февраля 9.00 — «На зарядку стано вись!». Утрення гимнастика для детей. 9.15 — Для школьников. «Будильник». 9.45—Телевизи онные новости. 10.00 — «Архи тектура и бионика». 10.45—«На зимних Олимпийских играх». Лыжное двоеборье. (Гонка на 15 км). Коньки (1000 м; жен щины). Передача из Гренобля. 13.15 — «Новости дня». Кино- журнал. 13.30 — «Сестра Ильи ча». К 90-летию со дня рожде ния М. И. Ульяновой. Переда ча из Ульяновска. 14.00—Про грамма цветного телевидения. 1. «Пушкинский романс». Му зыкально-поэтическая компо зиция. 2. «Кинозал цветного телевидения». «Третьяковская галерея». Премьера телевизи онного фильма. 15.00 — «На зимних Олимпийских играх». Прыжки с трамплина (70 м). Передача из Гренобля. 17.00— «Сельский клуб». 18.00 — «Му зыкальный киоск». 18.30 — «На зимних Олимпийских играх». Хоккей. США—Канада. Пере дача из Гренобля. 20.45—«Семь дней». Международная про грамма. 22.30 — «На зимних Олимпийских играх». Хоккей. СССР — ФРГ. Передача из Гренобля. ют только в крайних случаях, ес ли не помогают никакие другие средства. Такой выговор легко унижает достоинство чуткого че ловека, может его озлобить «Распекание» в присутствии дру гих способно вызвать ненависть к начальнику, желание отомстить ему, «подставить ножку». Такая реакция легко приводит к скло^ ке, легко вырастают анонимные доносы. Вежливость, приветливость и так тичность — неотъемлемые чер ты хорошего стиля руководст ва. Человек всегда внутренне протестует против грубости. Как показывает практика, распоряже ние, отданное в твердой, но веж ливой форме, всегда приводит к лучшим результатам, чем в форме грубой. Не ожидайте, чтобы подчинен ный первый проявил к вам дру желюбие и приветливость, а на чинайте с этого сами. Иногда он может не реагировать на вашу вежливость. Имейте терпение! В конце концов приветливость одержит верх. Юмор, как известно, поднима ет настроение и, следовательно, производительность труда. Одно из обследований показало, что в плохом настроении рабочие вы полняли операцию в среднем за две с половиной — три минуты. Когда же их развеселили — рас сказали остроумный анекдот, — тот же процесс занял одну-две минуты. Опытный начальник должен уметь говорить и уметь слушать. Это не значит, что он должен быть искусным оратором, однако нужно научиться излагать свои мысли кратко, четко и ясно. Важно и умение вызывать лю дей на разговор. Молчащий че ловек—всегда загадка. Он труд ный объект для управления. Но иной раз не менее важно и оста новить не в меру разговоривше гося человека, особенно, если он жалуется на кого-то. ✓ Не вздумайте «подливать масло в огонь» и прерывать жалобщи ка. Дайте ему возможность раз рядить свою психологическую напряженность. И когда он «раз рядится», подавляющая часть жа лобы разрешится сама собой. И, наконец, последнее, что тре буется, — это желание знать и изучать своих подчиненных, инте ресоваться ими. Это очень важ ный психологический момент, особенно в больших коллективах, где всегда велика опасность, что человек может «потеряться». Каждый подчиненный, если он видит, что начальник его замеча ет, работает лучше. Если же че ловеку кажется, пусть даже толь ко кажется, что начальник не знает его, он теряет интерес к работе. Умение замечать челове ка, вовремя назвать его просто по имени, поздороваться с ним, поздравить с днем рождения ,^ спросить о его детях — это эф - " фективный способ повышать на строение людей, устанавливать дружескую атмосферу в коллек тиве. Не следует забывать, что в описанном стиле работы, на ко тором настаивают американцы, заключено много ханжества и лицемерия. Энгельс был беско нечно прав, когда утверждал, что отношение фабриканта к рабоче му всегда остается не «человече ским», а чисто «экономическим». Но, разумеется, неправильно было бы в данном случае огра ничиться только критикой описан ных правил хорошего стиля ру ководства и не попытаться ис пользовать все то ценное, что о них есть. Если американский предприни матель считает выгодным созда ние благоприятной атмосферы на производстве, то для нашего хозяйственника это должно быть вдесятеро важнее. В нашем об ществе, свободном от классовых противоречий, создание плодот ворного «психологического кли мата» на предприятиях и в уч реждениях не только может дать, но, как легко может заметить каждый внимательный наблюда тель, действительно дает отлич ные результаты. В. ТЕРЕЩЕНКО У^У/УУГУГУУУУУГУУУУУУУУ/'УУУУУУУУГУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУГУУУУУУУУУУУУУУУУУУГУУУУУУ/-УУУУУГУУУГУУУ/-УУУУУ/, НАШ АДРЕС: г. Липецк, ул. Марины Расковой, 4. Телефон (через коммутатор — 2—28—01) — 2—58 и 3—14—57. Редактор Н. П. ШЕНЬ. АЭ 82095 Липецк, типография областного управления по печати. Зак. № 932
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz