Строитель. 1968 г. (г. Липецк)

Строитель. 1968 г. (г. Липецк)

4 «СТРОИТЕЛЬ» 2 октября 1968 г., М° 77 (2437) СЕГОДНЯ - 10 ДЕТ СО ДНЯ ПРОВОЗГЛАШ ЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ ГВИНЕЙСКОМ РЕСП УБЛИ КИ Посвящается 50-летию ВЛКСМ 1 ★ На снимке: один из жилых кварталов гаи - нейской столицы — К о ­ накри. Фото В. Хухлаева. (Фотохроника ТАСС). ★ ОСЕННИЙ КРОСС В парке Новолипецкого за­ вода был проведен осенний комсомольско-м о л о д е ж н ы й кросс, посвященный 50-летию ВЛКСМ . В финальных сорев­ нованиях, прошедших в упор­ ной спортивной борьбе, приня­ ло участие 132 человека. Командную победу одержал дружный коллектив кроссменов десятого строительного управ­ ления. На втором месте — вто­ рое, на третьем' — первое стро­ ительное управление. Прошло­ годний победитель кросса команда «Металлургпрокатмон- тажа» № I оказалась далеко за чертой призеров и сумела занять всего лишь восьмое ме­ сто. В личном зачете уверенно победил один из сильнейших легкоатлетов области Анатолий Демидов из команды «Метал- лургпрокатмонтажа», показав неплохой результат на дистан­ ции 1000 метров — 2 минуты 44 секунды. Всего 1 секунду проиграл победителю А. Д уш ­ кин из «Коксохиммонтажа». Среди женщин первой на 500- метровой дистанции была М. Апраксина из команды де­ сятого строительного управле­ ния— ! минута 32 секунды. Та­ кой же результат показала и М. Рахманина из Ж К К . Треть­ ей была Е. Шарапова из треть­ его строительного управления с результатом 1 минута 33 се­ кунды. Сборная команда легкоатле­ тов строителей в октябре бу­ дет выступать на первенство облсовета «Труд» по кроссу. Е.’ ЦВ ИКАЛ О В, главный судья соревнований. Со времени запуска 2 янва­ ря 1959 года первой советской космической ракеты со стан­ цией «Луна-1» на борту, до стигнувшей второй космиче ской скорости, проведен ши­ рокий комплекс изучения м еж ­ планетного космического про­ странства, Луны и Венеры с помощью автоматических кос­ мических станций. Ценнейшая информация о межпланетной среде, о строе­ нии Луны, о параметрах атмос феры загадочной планеты Ве­ неры получена с помощью ра­ диотехнических систем— радио­ телеметрии и космического те левидения. Они передавали на Землю показания различных приборов, фотографические изображения, картины лунного ландшафта. Но еще больше данных м о ж ­ но получить, если доставить на Землю приборы и аппаратуру космических станций. Однако ни одна из этих станций на Землю еще не возвращалась. Полет автоматической кос ­ мической станции «Зонд-5» от­ крыл новую страницу в исто­ рии космонавтики. Решена сложнейшая задача — возвра щение на Землю космического аппарата, имеющего вторую космическую скорость. В чем трудность решения этой задачи? Как известно, чтобы послать космический аппарат к Луне или к одной из планет, нужно сообщить ему вторую косми ческую скорость — около 1 1 километров в секунду. С такой же скоростью аппарат и воз­ вратится к Земле, если напра­ вить его по соответствующей траектории. При возвращении на Землю искусственных спут­ ников Земли приходится иметь дело с первой космической скоростью — около 8 кило­ метров в секунду. При аэроди­ намическом торможении в ат­ мосфере Земли спускаемого аппарата развиваются очень большие температуры и пере­ грузки, выделяется огромное количество энергии. Темпера тура слоя между ударной вол­ ной и корпусом аппарата из­ меряется тысячами градусов. При вхождении в атмосферу аппаратов с первой космиче­ ской скоростью эта темпера тура достигает 8 тысяч граду сов Цельсия, а при торможе нии аппаратов, входящих со второй космической скоро­ стью, она превышает 10— 12 тысяч градусов. Температура и перегрузки зависят не только от скорости космического аппарата, но и от угла входа аппарата в ат­ мосферу. Если этот угол по от­ ношению к местному горизон­ ту будет большим и аппарат будет опускаться почти верти­ кально, он сгорит, как сгорают метеоры. Если же он окажется слишком малым — аппарат, скользнув в атмосфере, прой­ дет мимо Земли. Космическая станция должна входить в ат­ мосферу Земли под опреде­ ленным углом и на заданной высоте. Отклонение от расчет­ ного угла даже на один градус приведет либо к недопусти­ мым перегрузкам и перегреву станции, либо к пролету над заданным районом. Тогда, вый­ дя из атмосферы, аппарат пе­ рейдет на новую сложную траекторию полета. Все это предъявляет чрезвы­ чайно высокие требования к точности автоматического уп ­ равления космическим аппара том и надежности его тепло­ вой защиты. Успешное реше­ ние этих задач обеспечило возвращение и мягкое привод нение автоматической станции «Зонд-5» в заданном районе Индийского океана и подтвер дило правильность расчетов. Как же проходил полет ав­ томатической космической станции «Зонд-5»? 15 сентября в Советском Союзе состоялся запуск этой станции. Она бы ла выведена ракетой-носите­ лем на околоземную орбиту искусственного спутника Зем­ ли. Затем через 67 минут пос­ ле старта ей была сообщена вторая космическая скорость и, стартовав с промежуточной орбиты, она перешла на тра­ екторию полета к Луне. 17 сентября в 6 часов 11 ми ­ нут по московскому времени была проведена коррекция траектории ее полета. В это время станция находилась на расстоянии 325.000 километров от Земли и примерно в 60.000 километрах от Луны. Как вы­ полнялась коррекция? Сначала станция была сориентирована в пространстве: ей была прида­ на определенная угловая ско­ рость для поиска Солнца. Ког да в поле зрения оптических датчиков Солнца попали лучи этого светила, станция была развернута, чтобы в поле зре ­ ния других датчиков попала Земля. Затем с помощью бор ­ товой системы управления был осуществлен программный разворот станции в нужное положение и была включена корректирующая двигательная установка. Станция перешла на траекторию облета Луны. Тра ектория была рассчитана таким образом, чтобы после облета Луны, во время которого на кривизну траектории сущест­ венно влияло поле тяготения Луны, автоматическая станция вышла на трассу возвращения к Земле. Станция «Зонд-5» осущест­ вила облет Луны 18 сентября. Минимальное расстояние, на которое она при этом прибли­ зилась к поверхности Луны, со­ ставило 1.950 километров. Со станцией все время поддержи­ валась устойчивая радиосвязь. 21 сентября станция приблизи­ лась к Земле и вошла в плот ные слои атмосферы. Ее бал­ листическая траектория обес­ печила ей такой режим аэро­ динамического торможения, при котором нагрев станции и перегрузки не превысили до­ пустимых величин и соответст­ вовали расчетным значениям. Затем сработала парашютная система, и автоматическая стан­ ция в 19 часов 08 минут по м о ­ сковскому времени 21 сентяб­ ря совершила мягкое привод­ нение в южной части Индий­ ского океана. > Завершившийся эксперимент, главной целью которого была отработка агрегатов и систем автоматической станции для маневрирования на траектории и возвращения на Землю и комплексные испытания борто вой аппаратуры, имеет огром ­ ное научное и техническое значение. Задачи дальнейшего исследования межпланетного космического пространства, ис­ следования Луны и ближайших планет с помощью автомати­ ческих космических станций все чаще будут требовать возвра­ щения этих станций вместе с аппаратурой на Землю. Борис ПЕТРОВ, академик. (АПН). ЗВЕЗДНЫЕ ЧАСЫ „ЗОНДА—5“ ТОВАРИЩИ СТРОИТЕЛИ, выписывайте и читайте „Строительную газету6 В Воронеж, на спектакль В минувшую субботу мы реши­ ли съездить в Воронеж, чтобы ознакомиться с этим городом и посмотреть спектакль. Двадцать пять отделочников посмотрели спектакль Воронеяс­ ского драмтеатра имени А. Коль­ цова «Мария Стюарт». Н. ХУДЯ КОВА , секретарь комсомольской организации «Отделстроя» № 1 . В новом 1969 году газета будет стремиться к тому, что­ бы еще полнее удовлетворять разнообразные интересы ра­ ботников строительной индуст­ рии. Она познакомит Вас с наиболее прогрессивными мето­ дами ведения строительно-мон­ тажных работ. На ее страни­ цах вы встретитесь с крупней­ шими специалистами, которые расскажут о применении новых строительных материалов и конструкций в промышленном, жилищном и культурно-быто­ вом строительстве. Редакция намерена и впредь широко ос­ вещать вопросы экономической реформы, ход социалистическо­ го соревнования в честь 100 -ле- гия со дня рождения В. И. Ле­ нина, публиковать очерки о людях—передовиках этого со­ ревнования. В новом году бу­ дет продолжена публикация материалов под рубриками, по­ лучившими признание читате­ лей: «Советуют друзья по про­ фессии», «Подсказано практи­ кой», «В институтах и лабора­ ториях», «Техническая инфор­ мация», «Спрашивай — отве­ чаем», «На приеме у юриста» и другими. Подписка на «Строительную газету» принимается без огра­ ничения всеми отделениями связи и общественными распро­ странителями по месту работы. Подписная цена: на 12 месяцев 4 руб. 68 коп. на 6 месяцев 2 руб. 34 коп. Товарищи! Выписывайте, чи­ тайте «Строительную газету»! В Уфе строят мост через реку Белую. Он свяжет город с север­ ными нефтяными и сельскохозяй. ственными районами Башкирии. По мосту пойдут автомашины и трамваи. Длина его 840 метров, а средний судоходный пролет будет равен 130 метрам. На снимке: строится мост. Фото Б. Клипиницера. (Фотохроника ТАСС) П О К А ЗЫ В А Е Т М О С КВ А 2 ОКТЯБРЯ 9.55 — Программа передач 10.40 _— Л. Толстой — «Утро п о ­ мещика», Телевизионный спек­ такль. 11.50 — «Страницы музы­ кального календаря». Ж а к Оф­ фенбах. 17.00 — Программа передач. 17.15 — «Калейдоскоп» Музыкальная попул я р н а я программа. Передача из Ленин­ града. 17.45 — «Рассказы об изо­ бразительном искусстве». Рису­ нок. 18.45 — «Это песни твои, комсомол». 19.00 — «Время». Редактор В. РАСТВОРОВ. Партийный комитет, объеди­ ненный постройком и админи­ страция треста «Липецкстрой» с глубоким прискорбием изве­ щают о безвременной кончине члена КПСС , секретаря пар­ тийной организации строитель­ ного управления № 1 1 . ГОЛОСОВА Данила Ивановича и выражают соболезнование семье и близким покойного. Администрация, постройком и коллектив строительного уп ­ равления № 11 треста «Ли­ пецкстрой» с глубоким при­ скорбием извещают о безвре­ менной кончине прораба ГОЛОСОВА Данила Ивановича и выражают соболезнование семье и близким покойного. НАШ АДРЕС : Липецк, ул. Осипенко, 19. Телефоны: редактора — 3— 14—57; отв. секретаря и литсотрудников — 2—58 (через коммутатор 2 —28—01). АЭ 82694 Липецк, типография областного управления ло печати Зак. № 7254

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz