Строитель. 1968 г. (г. Липецк)
4 «СТРОИТЕЛЬ» 2 октября 1968 г., М° 77 (2437) СЕГОДНЯ - 10 ДЕТ СО ДНЯ ПРОВОЗГЛАШ ЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ ГВИНЕЙСКОМ РЕСП УБЛИ КИ Посвящается 50-летию ВЛКСМ 1 ★ На снимке: один из жилых кварталов гаи - нейской столицы — К о накри. Фото В. Хухлаева. (Фотохроника ТАСС). ★ ОСЕННИЙ КРОСС В парке Новолипецкого за вода был проведен осенний комсомольско-м о л о д е ж н ы й кросс, посвященный 50-летию ВЛКСМ . В финальных сорев нованиях, прошедших в упор ной спортивной борьбе, приня ло участие 132 человека. Командную победу одержал дружный коллектив кроссменов десятого строительного управ ления. На втором месте — вто рое, на третьем' — первое стро ительное управление. Прошло годний победитель кросса команда «Металлургпрокатмон- тажа» № I оказалась далеко за чертой призеров и сумела занять всего лишь восьмое ме сто. В личном зачете уверенно победил один из сильнейших легкоатлетов области Анатолий Демидов из команды «Метал- лургпрокатмонтажа», показав неплохой результат на дистан ции 1000 метров — 2 минуты 44 секунды. Всего 1 секунду проиграл победителю А. Д уш кин из «Коксохиммонтажа». Среди женщин первой на 500- метровой дистанции была М. Апраксина из команды де сятого строительного управле ния— ! минута 32 секунды. Та кой же результат показала и М. Рахманина из Ж К К . Треть ей была Е. Шарапова из треть его строительного управления с результатом 1 минута 33 се кунды. Сборная команда легкоатле тов строителей в октябре бу дет выступать на первенство облсовета «Труд» по кроссу. Е.’ ЦВ ИКАЛ О В, главный судья соревнований. Со времени запуска 2 янва ря 1959 года первой советской космической ракеты со стан цией «Луна-1» на борту, до стигнувшей второй космиче ской скорости, проведен ши рокий комплекс изучения м еж планетного космического про странства, Луны и Венеры с помощью автоматических кос мических станций. Ценнейшая информация о межпланетной среде, о строе нии Луны, о параметрах атмос феры загадочной планеты Ве неры получена с помощью ра диотехнических систем— радио телеметрии и космического те левидения. Они передавали на Землю показания различных приборов, фотографические изображения, картины лунного ландшафта. Но еще больше данных м о ж но получить, если доставить на Землю приборы и аппаратуру космических станций. Однако ни одна из этих станций на Землю еще не возвращалась. Полет автоматической кос мической станции «Зонд-5» от крыл новую страницу в исто рии космонавтики. Решена сложнейшая задача — возвра щение на Землю космического аппарата, имеющего вторую космическую скорость. В чем трудность решения этой задачи? Как известно, чтобы послать космический аппарат к Луне или к одной из планет, нужно сообщить ему вторую косми ческую скорость — около 1 1 километров в секунду. С такой же скоростью аппарат и воз вратится к Земле, если напра вить его по соответствующей траектории. При возвращении на Землю искусственных спут ников Земли приходится иметь дело с первой космической скоростью — около 8 кило метров в секунду. При аэроди намическом торможении в ат мосфере Земли спускаемого аппарата развиваются очень большие температуры и пере грузки, выделяется огромное количество энергии. Темпера тура слоя между ударной вол ной и корпусом аппарата из меряется тысячами градусов. При вхождении в атмосферу аппаратов с первой космиче ской скоростью эта темпера тура достигает 8 тысяч граду сов Цельсия, а при торможе нии аппаратов, входящих со второй космической скоро стью, она превышает 10— 12 тысяч градусов. Температура и перегрузки зависят не только от скорости космического аппарата, но и от угла входа аппарата в ат мосферу. Если этот угол по от ношению к местному горизон ту будет большим и аппарат будет опускаться почти верти кально, он сгорит, как сгорают метеоры. Если же он окажется слишком малым — аппарат, скользнув в атмосфере, прой дет мимо Земли. Космическая станция должна входить в ат мосферу Земли под опреде ленным углом и на заданной высоте. Отклонение от расчет ного угла даже на один градус приведет либо к недопусти мым перегрузкам и перегреву станции, либо к пролету над заданным районом. Тогда, вый дя из атмосферы, аппарат пе рейдет на новую сложную траекторию полета. Все это предъявляет чрезвы чайно высокие требования к точности автоматического уп равления космическим аппара том и надежности его тепло вой защиты. Успешное реше ние этих задач обеспечило возвращение и мягкое привод нение автоматической станции «Зонд-5» в заданном районе Индийского океана и подтвер дило правильность расчетов. Как же проходил полет ав томатической космической станции «Зонд-5»? 15 сентября в Советском Союзе состоялся запуск этой станции. Она бы ла выведена ракетой-носите лем на околоземную орбиту искусственного спутника Зем ли. Затем через 67 минут пос ле старта ей была сообщена вторая космическая скорость и, стартовав с промежуточной орбиты, она перешла на тра екторию полета к Луне. 17 сентября в 6 часов 11 ми нут по московскому времени была проведена коррекция траектории ее полета. В это время станция находилась на расстоянии 325.000 километров от Земли и примерно в 60.000 километрах от Луны. Как вы полнялась коррекция? Сначала станция была сориентирована в пространстве: ей была прида на определенная угловая ско рость для поиска Солнца. Ког да в поле зрения оптических датчиков Солнца попали лучи этого светила, станция была развернута, чтобы в поле зре ния других датчиков попала Земля. Затем с помощью бор товой системы управления был осуществлен программный разворот станции в нужное положение и была включена корректирующая двигательная установка. Станция перешла на траекторию облета Луны. Тра ектория была рассчитана таким образом, чтобы после облета Луны, во время которого на кривизну траектории сущест венно влияло поле тяготения Луны, автоматическая станция вышла на трассу возвращения к Земле. Станция «Зонд-5» осущест вила облет Луны 18 сентября. Минимальное расстояние, на которое она при этом прибли зилась к поверхности Луны, со ставило 1.950 километров. Со станцией все время поддержи валась устойчивая радиосвязь. 21 сентября станция приблизи лась к Земле и вошла в плот ные слои атмосферы. Ее бал листическая траектория обес печила ей такой режим аэро динамического торможения, при котором нагрев станции и перегрузки не превысили до пустимых величин и соответст вовали расчетным значениям. Затем сработала парашютная система, и автоматическая стан ция в 19 часов 08 минут по м о сковскому времени 21 сентяб ря совершила мягкое привод нение в южной части Индий ского океана. > Завершившийся эксперимент, главной целью которого была отработка агрегатов и систем автоматической станции для маневрирования на траектории и возвращения на Землю и комплексные испытания борто вой аппаратуры, имеет огром ное научное и техническое значение. Задачи дальнейшего исследования межпланетного космического пространства, ис следования Луны и ближайших планет с помощью автомати ческих космических станций все чаще будут требовать возвра щения этих станций вместе с аппаратурой на Землю. Борис ПЕТРОВ, академик. (АПН). ЗВЕЗДНЫЕ ЧАСЫ „ЗОНДА—5“ ТОВАРИЩИ СТРОИТЕЛИ, выписывайте и читайте „Строительную газету6 В Воронеж, на спектакль В минувшую субботу мы реши ли съездить в Воронеж, чтобы ознакомиться с этим городом и посмотреть спектакль. Двадцать пять отделочников посмотрели спектакль Воронеяс ского драмтеатра имени А. Коль цова «Мария Стюарт». Н. ХУДЯ КОВА , секретарь комсомольской организации «Отделстроя» № 1 . В новом 1969 году газета будет стремиться к тому, что бы еще полнее удовлетворять разнообразные интересы ра ботников строительной индуст рии. Она познакомит Вас с наиболее прогрессивными мето дами ведения строительно-мон тажных работ. На ее страни цах вы встретитесь с крупней шими специалистами, которые расскажут о применении новых строительных материалов и конструкций в промышленном, жилищном и культурно-быто вом строительстве. Редакция намерена и впредь широко ос вещать вопросы экономической реформы, ход социалистическо го соревнования в честь 100 -ле- гия со дня рождения В. И. Ле нина, публиковать очерки о людях—передовиках этого со ревнования. В новом году бу дет продолжена публикация материалов под рубриками, по лучившими признание читате лей: «Советуют друзья по про фессии», «Подсказано практи кой», «В институтах и лабора ториях», «Техническая инфор мация», «Спрашивай — отве чаем», «На приеме у юриста» и другими. Подписка на «Строительную газету» принимается без огра ничения всеми отделениями связи и общественными распро странителями по месту работы. Подписная цена: на 12 месяцев 4 руб. 68 коп. на 6 месяцев 2 руб. 34 коп. Товарищи! Выписывайте, чи тайте «Строительную газету»! В Уфе строят мост через реку Белую. Он свяжет город с север ными нефтяными и сельскохозяй. ственными районами Башкирии. По мосту пойдут автомашины и трамваи. Длина его 840 метров, а средний судоходный пролет будет равен 130 метрам. На снимке: строится мост. Фото Б. Клипиницера. (Фотохроника ТАСС) П О К А ЗЫ В А Е Т М О С КВ А 2 ОКТЯБРЯ 9.55 — Программа передач 10.40 _— Л. Толстой — «Утро п о мещика», Телевизионный спек такль. 11.50 — «Страницы музы кального календаря». Ж а к Оф фенбах. 17.00 — Программа передач. 17.15 — «Калейдоскоп» Музыкальная попул я р н а я программа. Передача из Ленин града. 17.45 — «Рассказы об изо бразительном искусстве». Рису нок. 18.45 — «Это песни твои, комсомол». 19.00 — «Время». Редактор В. РАСТВОРОВ. Партийный комитет, объеди ненный постройком и админи страция треста «Липецкстрой» с глубоким прискорбием изве щают о безвременной кончине члена КПСС , секретаря пар тийной организации строитель ного управления № 1 1 . ГОЛОСОВА Данила Ивановича и выражают соболезнование семье и близким покойного. Администрация, постройком и коллектив строительного уп равления № 11 треста «Ли пецкстрой» с глубоким при скорбием извещают о безвре менной кончине прораба ГОЛОСОВА Данила Ивановича и выражают соболезнование семье и близким покойного. НАШ АДРЕС : Липецк, ул. Осипенко, 19. Телефоны: редактора — 3— 14—57; отв. секретаря и литсотрудников — 2—58 (через коммутатор 2 —28—01). АЭ 82694 Липецк, типография областного управления ло печати Зак. № 7254
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz