Строитель. 1968 г. (г. Липецк)
14 августа 11)68 г., Л!5 63 (2-123) « С Т Р О И Т Е Л Ь » 3 Н а к а н у н е э к о к о м и ч е с к о й р е ф о р м ы Экономическая реформа в промыш ленности охвашвает все большее число предприятий. Переходят на новую систему работы торговые предприятия, транспорт, сфера обслуживания. Неда лек то'т день, когда на новую систему перейдут и строители. В отдельных строительных организа циях сейчас проводятся экономические эксперименты, итоги которых дают воз можность разработать новую систему хозяйствования. Госстроем СССР и научно-исследова тельским институтом экономики строи тельства разработаны предложения по совершенствованию планиров а н и я и экономического стимулирования в строительном производстве. Эти предложения основаны на реше ниях сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС и X X I I I съезда партии и в известной мере учитывают специфику строительного производства. Особое внимание уделяется совершенствова нию планирования. Строительное про изводство, как и любое другое, требует четкою непрерывного планирования при стабильности планов в течение года. Отрицательно сказываются на делах строителей частые изменения годовых планов. Практика многократных изме нений лишает планы их организующей и мобилизующей роли. Поэтому пред лагается-изменять планы только в ис ключительных случаях и то после предварительного обсуждения с руково дителями строительно-монтажных орга низаций. План должен быть реальным, обес печенным всеми материально-техниче скими и людскими ресурсами, проектно сметной документацией, финансами и мощностями строительно-монтажных ор ганизаций. В связи с этим возрастает роль и значение титульных списков, которые действительно станут основным плано вым документом, разработанным на весь период строительства. Пятилетний план с разбивкой по го дам должен стать основой работы строительных организаций, что позволит им иметь ясную перспективу на ряд лет по строительству и вводу в действие объектов. С переходом на новую систему пла- _ нирования и экономического стимулиро вания строительного производства, как и в промышленности, число показателей плана, утвержденных вышестоящими организациями значительно сократится. Имеется в виду, что будут устанавли ваться: задание по сдаче заказчикам законченных строительством объектов, объем реализуемой (подлежащей сда че заказчику) строительной продукции по сметной стоимости строительно-мон тажных работ, сумма прибыли, рента бельность, платежи в бюджет и ассиг нования из бюджета общего фонда за работной платы. Все остальные показа тели планов — численности работаю щих по категориям, средняя зарплата, производительность труда (выработка), снижение себестоимости могут разраба тывать и утверждать сами строительно монтажные организации. В новых условиях прибыль наряду с показателем ввода в действие становит ся одним из главных экономических показателей деятельности подрядных организаций, так как в уровне и раз мере прибыли отражаются результаты всей производственной и финансово хозяйственной деятельности строитель но-монтажной организации. Прибыль будет основным источником формирования фондов экономического стимулирования, которых в строитель стве будет создаваться три: фонд ма териального поощрения, фонд социаль но-культурных мероприятий и жилищ ного строительства, фонд развития про изводства. Размер отчислений от прибыли в фонд материального поощрения ставит ся в прямую зависимость ог увеличения размеров прибыли и уровня рентабель ности, предусмотренных годовым пла ном. Фонд материального поощрения будет направляться: на премирование работников по действующим преми альным системам; на выплату вознаг. раждений по итогам работы за год; на единовременное вознаграждение при выполнении особо важных производст венных заданий; на премирование по результатам внутрипостроечного сорев нования и на оказание единовременной помощи. Каждая строительно-монтажная ор ганизация будет иметь возможность са мостоятельно определять на планируе мый период условия и размеры матери ального поощрения на основе типовых положений. Один год не похож на дру гой, поэтому можно будет выбрать на иболее рациональные формы премирова ния, которые наилучшим образом отве чают конкретным условиям строитель ства в данном году. Строительным организациям будет разрешено устанавливать надбавки и доплаты к действующим тарифным ставкам и окладам: за совмещение про фессий, за увеличение объемов работ, в связи с сокращением численности, а также с учетом квалификации работни ков. Руководителям организаций с уча стием комитетов профсоюза будет пре доставлено право устанавливать системы премирования для всех категорий ра ботников за сокращение сроков и улуч шение качества строительства, совер шенствование организации производст ва и повышение производительности труда. В целях усиления материальной за интересованности по ускорению ввода в действие объектов и улучшению каче ства работ общий размер премий за ввод в действие предполагается увели чить в два раза, при этом премии бу дут выплачиваться дифференцирован но с учетом качества работ. Кроме того, в новых условиях мате риальное поощрение будет расширено за счет премирования по результатам тажных работ по генподряду и собствен ными силами, справился с заданием по росту производительности труда. От снижения себестоимости работ получе на экономия в сумме 301 тысячи руб лей. В этом году трест ухудшил техни ко-экономические показатели. О чем говорят итоги первого полуго дия нынешнего года? План строительно-монтажных работ по генподряду выполнен на 78 процен тов, своими силами на 92 процента. За дание по снижению себестоимости стро ительно-монтажных работ трест не вы полнил. При плане прибыли 127 тысяч рублей убытки от сдачи работ состави ли 94 тысячи рублей, или 1,03 процента к объему выполненных работ. Из 9 строительных управлений только 3 (стройуправления №№ 4, 10, 11,) обес печили выполнение плана работ своими силами; четыре стройуправления (№№ 1, 4, 10, I I ) справились с заданием по снижению себестоимости строительно монтажных работ и имеют сверхплано вую прибыль. Го, что сэкономили стройуправления №№ 1, 4, 10, 41 было «съедено» строй управлениями №№ 2, 3 и 6 и тем самым значительно ухудшились экономиче ские показатели треста в целом. Конеч но, при такой работе не может быть и речи о создании фондов экономического стимулирования. ЭКОНОМИКУ - на передний край хозяйственной деятельности за год. При этом выплата премий предусматривает ся в зависимости От стажа работы в данной организации, что будет способ ствовать закреплению кадров. При новой системе строители конкрет но и на деле будут ощущать плоды своего труда, увидят, как любое про явление экономии и бережливости, лю бая творческая инициатива будут при носить материальное вознаграждение. Фонд- социально-культурных меро приятий и жилищного строительства на правляется на улучшение культурно- бытовых условий работников, приоб ретение путевок в дома отдыха и сана тории, оборудование столовых, клубов, детских учреждений и другие нужды. Строительно-монтажные организации будут заинтересованы в лучшем ис пользовании производственных основ ных фондов и находящихся в их рас поряжении оборотных средств. В этих целях отчисления в бюджет устанавли ваются от прибыли, то есть плата за основные фонды и оборотные средства в размере примерно двух-шести процен тов от стоимости производственных фондов. Чем выше будет уровень ис пользования этих фондов, тем выше размер прибыли, а, значит, и сумма благ, которые получит коллектив и каж дый его работник. Кроме того, плата за фонды явится экономическим стимулом к тому, чтобы высвобождать ненужные строительным организациям машины, оборудование, /материалы. С 1 января 1969 года намечается вве сти в действие новые сметные цены на строительную продукцию. Это очень важно, ибо значение прибыли при пере ходе на новую систему повышается, а она образуется от сопоставления фак тических затрат со сметной стоимо стью. Сметная стоимость станет един ственным 'критерием при соизмерении расходов строительных организаций с их доходами. При переходе на новую систему рабо ты большое значение придается укрепле нию договорных обязательств генпод рядчиков, заказчиков, субподрядчиков, поставщиков материалов и оборудова ния. Уделяется также большое внимание кредиту и материально-техническому снабжению. Таковы основные принципы перевода строительных организаций на новую систему планирования и экономическо го стимулирования. С какими же результатами коллектив строителей нашего треста подходит к осуществлению экономической рефор мы? В 1967 году трест ввел в действие все предусмотренные планом объекты, перевыполнил план строительно-мон Невыполнение заданий по снижению себестоимости — это следствие неудов летворительного контроля за расхо дованием средств по основным статьям затрат, материалов, зарплаты, стоимо сти механизмов, накладных расходов. Известно, что в строительстве матери альные затраты составляют в среднем 55 процентов себестоимости строитель но-монтажных работ. Поэтому особен но важен контроль за расходованием основных строительных материалов. В целом по тресту за 6 месяцев допуще но превышение затрат по материалам на сумму 133 тысячи рублей, из них 112 тысяч рублей приходится на строй управления №№ 3 и 6. Недостаточен контроль за приемкой материалов от поставщиков. Проверкой, проведенной экономической лаборато рией треста установлено, что только в мае этого года в результате отсутствия постоянных замеров бетона, поступаю щего на строительные объекты, управ ления треста переплатили заводам-по- ставщикам около 55 тысяч рублей. Еще неудовлетворительно поставлена служба снабжения. При получении и доставке материалов работники УПТК зачастую не считаются с тем, во что обходится их заготовительная стои мость. В то же время затраты по автомо бильным перевозкам в тресте очень велики, они доходят до 6,5 процента, вместо 5,5 процента по плану от стои мости материалов. Несмотря на органи зацию централизованной доставки ма териалов со складов УПТК, стройуправ ления не уменьшили заявок на авто транспорт. Только шестое управление за первый квартал этого года перерас ходовало на автотранспорт 11,9 тысячи рублей. На строительных площадках все еще велики внутрисменные потери ра бочего времени. Такие потери возника ют прежде всего в результате низкой трудовой дисциплины, а также вслед ствие несвоевременной подготовки фронта работ и несвоевременной достав ки материалов, плохого использования техники, неоправданных перебросок бригад с объекта на объект. В резуль тате этого физические нормы выработ ки по основным профессиям не выпол няются. Велики потери рабочего времени за счет отпусков с разрешения админист рации (4194 человеко-дней за 1 полуго дие этого года) и за счет прогулов (1476 человеко-дней за это же время), что также приводит к снижению выра ботки. К большим убыткам ведут простои механизмов на основных строительных операциях, а также слабая механизация трудоемких процессов. Много квалифицированных рабочих занято на разработке грунта, погрузо- разгрузочных работах, штукатурных и других. На строительных объектах сла бо применяется малая механизация. Строители часто жалуются на недо статок строительных механизмов. Од нако имеющаяся техника эксплуати руется крайне неудовлетворительно. По данным нормативно-исследовательской станции простои механизмов составля ют более 25 процентов- рабочего вре мени. А расчеты с базой механизации производятся в значительной части не за объемы произведенных работ, а за время пребывания машин на строй площадке. Не случайно превышение расходов по эксплуатации строительных механизмов в целом по тресту за 1 полугодие составило 56 тысяч рублей, из которых 33 тысячи рублей падают на стройуправления №№ 3, 6. Улучшение использования строитель, ной техники, максимальная загружен ность строительных механизмов явля ются одним из важнейших резервов по вышения рентабельности. В отдельных управлениях отсутству ет систематический контроль за расхо дованием по накладным. Не проверяет ся выполнение смет по отдельным стать ям затрат, недостаточно анализируются причины перерасходов по ним. Между тем, затраты по накладным расходам в значительной степени определяют эко номические результаты хозяйственной деятельности стройуправлений. В целом по тресту за 6 месяцев по накладным расходам затрачено сверх нормы 196 тысяч рублей, а в управле ниях №№ 3, 6 эти расходы превыси ли плановую норму на 169 тысяч рублей, что составляет 58 процентов удорожа ния себестоимости строительно-монтаж ных работ в целом по тресту. Экономика строительных управлений начинается на строительной площадке, а более точно — в бригаде, поэтому ос новой повышения экономических пока зателей являются рост производитель ности труда и совершенствование орга низации труда в каждой бригаде. Практика показывает, что самым умелым хозяином - стройплощадки яв ляется бригада, переведенная на хозяй ственный расчет. В таком коллективе интересы рабочих тесно сочетаются с интересами государства. В этом-то и кроется главная сила хозрасчета. В I полугодии этого года хозрасчет ными бригадами треста достигнута эко номия материалов на сумму 31,3 тыся чи рублей, что на 10 тысяч рублей больше, чем в 1 полугодии 1967 года. Однако уровень охвата хозрасчетными бригадами снизился с 70 процентов в 1967 году до 63 процентов в 1 полуго дии 1968 года. Не преодолен еще формализм во внедрении хозрасчета. Так из 18 чис лящихся хозрасчетными бригад в стройуправлении № 2 лишь три бригады имеют небольшую экономию материа лов, остальные 15 бригад не участвуют в борьбе за экономию, несмотря на наличие хозяйственного расчета. Ухуд шили работу по внедрению хозрасчета управления ,№№ 9, 10. Поэтому многое еще предстоит сделать, чтобы обеспечить внедрение подлинного хозрасчета. Переход к реформе требует коренно го улучшения методов и форм опера тивного планирования, повышения ро ли экономистов в решении этого важно го вопроса. К сожалению, в тресте и в строитель ных управлениях установление планов часто производится путем арифметиче ского развертывания заданий по росту производительности труда, снижению себестоимости, плановым накоплениям и другим показателям без экономиче ски обоснованного учета действительных условий работы строительных управле ний. В последующем плановые задания корректируются и перераспределяются по фактическим результатам работы на протяжении года. Успешное осуществление реформы возможно при высоком уровне экономи ческой работы, поэтому всему составу инженерно-технических работников и служащих треста предстоит много пора ботать в Этом направлении, создать твердую и устойчивую базу для перехо да на более совершенные формы плани рования и материального стимулирова ния. Уже сейчас, не дожидаясь начала 1969 года, каждое хозяйственное звено, каж дый работник должны определиться в выборе всего рационального, что в со стоянии обеспечить готовность работать в новых экономических условиях. Н. ГАМОВ. Экономическая лаборатория треста.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz